Руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 29 марта 2018 года N 34-оз "О регулировании отдельных отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 17 декабря 2018 года N 18), в целях приведения нормативного правового акта Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствие с законодательством Российской Федерации Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 245-п "О концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года" следующие изменения:
1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".
1.2. В преамбуле слова "на период до 2020 года" заменить словами "на период до 2030 года".
2. В приложении 1:
2.1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".
2.2. В разделе II:
2.2.1. Пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Общие сведения
В России создание ООПТ является традиционной и наиболее эффективной формой природоохранной деятельности. ООПТ предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования ООПТ имеют режим особой охраны, который зависит от категории ООПТ, и являются важным стабилизирующим механизмом биосферы: поддерживают экологическую стабильность территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы; способствуют обеспечению экосистемных услуг - очистке поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, депонированию углерода (значительное количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу в результате антропогенной и техногенной деятельности, усваивается лесными экосистемами); играют важную роль в стабилизации климата, смягчении последствий его изменения; являются биологическими резерватами, в которых сохраняются уникальные и типичные природные комплексы, воспроизводятся объекты животного и растительного мира, в том числе находящиеся под угрозой исчезновения и являющиеся ценными ресурсами. Одновременно ООПТ выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, а также способствуют экологическому воспитанию и просвещению населения, обладают значительным рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом.
По состоянию на 15 апреля 2019 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе:
5 ООПТ федерального значения (2 государственных природных заповедника и 3 государственных природных заказника);
18 ООПТ регионального значения (4 природных парка, 5 государственных природных заказников, 9 памятника природы);
1 ООПТ местного значения (памятник природы).
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2592570,1 га (4,8% площади автономного округа) (таблица 1).
Таблица 1
Основные сведения об ООПТ автономного округа
N п/п |
Автономный округ |
Общая площадь автономного округа - 53480000 га (3% территории России) |
||
Категория ООПТ |
Число ООПТ |
Площадь (га) |
% от площади региона |
|
1. |
ООПТ федерального значения |
5 |
1285603 |
2,4 |
2. |
Государственные природные заповедники |
2 |
874198 |
1,6 |
3. |
Государственные природные заказники федерального значения |
3 |
411405 |
0,8 |
4. |
ООПТ регионального значения |
18 |
1306103,7 |
2,4 |
5. |
Природные парки |
4 |
906805 |
1,7 |
6. |
Государственные природные заказники регионального значения |
5 |
387893 |
0,7 |
7. |
Памятники природы регионального значения |
9 |
11405,7 |
0,02 |
8. |
ООПТ местного значения |
1 |
863,4 |
0,0016 |
9. |
Памятники природы местного значения |
1 |
863,4 |
0,0016 |
|
Итого |
24 |
2592570,1 |
4,8 |
Полный перечень ООПТ автономного округа представлен в таблице 2.
Общее число российских ООПТ, созданных на 20 сентября 2018 года в Российской Федерации, насчитывает 11944 территорий, общей площадью 240,4 млн. га (12,92% от площади России), в том числе площадь сухопутной территории с внутренними водоемами - 221,1 млн. га. Общее число ООПТ регионального значения во всех субъектах Российской Федерации - 10531 ООПТ, общая площадь которых составляет 120,7 млн. га (7,04% от площади России).
Таблица 2
Перечень особо охраняемых природных территорий
и водно-болотных угодий международного значения, расположенных в автономном округе
N |
Название |
Год создания |
Площадь, га |
Площадь охранной зоны, га |
Местоположение (муниципальный район) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Государственные природные заповедники | |||||
1. |
Малая Сосьва |
1976 |
225562 |
160025 |
Советский, Березовский |
2. |
Юганский |
1982 |
648636 |
93893 |
Сургутский |
II. Государственные природные заказники федерального значения | |||||
3. |
Верхне-Кондинский |
1971 |
241600 |
0 |
Советский, Кондинский |
4. |
Васпухольский |
1990 |
93205 |
0 |
Ханты-Мансийский, Кондинский |
5. |
Елизаровский |
1982 |
76600 |
0 |
Ханты-Мансийский |
|
III. Природные парки |
||||
6. |
Кондинские озера |
1998 |
43900 |
0 |
Советский |
7. |
Нумто |
1997 |
556664 |
0 |
Белоярский |
8. |
Самаровский чугас |
2001 |
6621 |
0 |
Ханты-Мансийский и г. Ханты-Мансийск |
9. |
Сибирские увалы |
1998 |
299620 |
0 |
Нижневартовский |
IV. Государственные природные заказники регионального значения | |||||
10. |
Березовский |
1978 |
43320 |
0 |
Березовский |
11. |
Вогулка |
1993 |
64747 |
0 |
Березовский |
12. |
Сорумский |
1995 |
159300 |
0 |
Белоярский |
13. |
Унторский |
1984 |
81526 |
0 |
Октябрьский |
14. |
Сургутский |
1984 |
39000 |
0 |
Сургутский |
V. Памятники природы регионального значения | |||||
15. |
Ильичевский бор |
2008 |
38 |
0 |
Кондинский |
16. |
Лешак-Щелья |
2008 |
2320 |
0 |
Березовский |
17. |
Луговские мамонты |
2008 |
161,2 |
0 |
Ханты-Мансийский |
18. |
Система озер Ун-Новыинклор, Ай-Новыинклор |
1996 |
598,4 |
401,6 |
Белоярский |
19. |
Лесоболотная зона "Большое Каюково" |
1980 |
5753 |
0 |
Сургутский |
20. |
Остров Смольный |
1992 |
486 |
0 |
Нижневартовский |
21. |
Остров Овечий |
1992 |
176 |
0 |
Нижневартовский |
22. |
Чеускинский бор |
1989 |
100 |
0 |
Нефтеюганский |
23. |
Дальний Нырис |
2017 |
1773,1 |
4235,1 |
Нефтеюганский |
VI. Памятники природы местного значения | |||||
24. |
Озеро Ранге-Тур |
1988 |
863,4 |
1375,1 |
Советский |
VII. Водно-болотные угодья международного значения | |||||
25. |
Верхнее Двуобье |
1994 |
470000 |
0 |
Октябрьский, Ханты-Мансийский |
26. |
Нижнее Двуобье |
1995 |
320000 |
0 |
Березовский, Белоярский |
На долю 24 ООПТ, функционирующих в автономном округе, приходится 0,2% от общего числа всех российских ООПТ и 1,1% от площади всех российских ООПТ. Это значительно ниже показателей практически всех субъектов Российской Федерации. В большинстве российских регионов число ООПТ превышает 100, а в Тверской области образовано 992 ООПТ. Доля площади ООПТ в большинстве субъектов Российской Федерации от общей площади российских ООПТ - не ниже 1%, на долю ООПТ, расположенных в Республике Саха (Якутия), приходится почти половина (52,5%) площади всех российских ООПТ, в Красноярском крае - 8%.
Доля площади ООПТ от площади субъектов Российской Федерации сильно варьируется в различных регионах, в среднем по стране этот показатель составляет 8,2%. При этом в 25 регионах страны этот показатель превышает 10%, в 3 регионах - ниже 1% (Кемеровская область - 0,14%, Ставропольский край и Тамбовская область - по 0,4%). В 8 субъектах Российской Федерации доля площади созданных ООПТ превышает 20% от площади субъекта: город Севастополь (30,0%), Республика Адыгея (20,1%), Республика Алтай (26,6%), Кабардино-Балкарская Республика (27%), Орловская область (26,2%), Чеченская Республика (25,6%), Республика Ингушетия (23,9%), Приморский край (20,4%). Для автономного округа этот показатель составляет 4,8%, что значительно ниже среднего значения по стране.
В структуре ООПТ автономного округа большую часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится 72% от общего числа ООПТ автономного округа и 50,3% от суммарной площади всех ООПТ, функционирующих в регионе. Это ниже, чем в среднем по стране (84% и 58% соответственно).
Доля ООПТ регионального значения в автономном округе составляет 2,4% от площади автономного округа. Этот показатель также значительно ниже среднего значения по стране (7,1%) и ниже, чем у субъектов Российской Федерации с близкими природными условиями и условиями экономического развития (Республика Коми - 7,1%, Республика Саха (Якутия) - 9,7%, Калининградская область - 9,6%, Челябинская область - 9,3%, Чукотский автономный округ - 6,6%).
ООПТ имеются во всех 9 муниципальных районах автономного округа (таблица 3).
Таблица 3
Распределение ООПТ по муниципальным образованиям автономного округа
N |
Муниципальное образование |
Площадь района, га |
Количество ООПТ |
Площадь ООПТ, га |
Доля ООПТ в площади района, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Белоярский район |
4234000 |
3 |
716562,4 |
16,9 |
2. |
Березовский район |
8778000 |
4 |
169769 |
1,9 |
3. |
Кондинский район |
5554000 |
3 |
35442 |
0,6 |
4. |
Советский район |
2874000 |
4 |
449495,4 |
15,6 |
5. |
Сургутский район |
10539000 |
3 |
693389 |
6,6 |
6. |
Нефтеюганский район |
2471000 |
2 |
1873,1 |
0,1 |
7. |
Нижневартовский район |
11852000 |
3 |
300282 |
2,5 |
8. |
Ханты-Мансийский район |
4647000 |
4 |
144231,2 |
3,1 |
9. |
Октябрьский район |
2531000 |
1 |
81526 |
3,2 |
|
Итого |
53480000 |
*24 |
2592570,1 |
4,8 |
*3 ООПТ федерального значения расположены в 2 муниципальных районах автономного округа.
В 3 муниципальных районах (Березовском, Советском и Ханты-Мансийском) число ООПТ превышает среднее значение по автономному округу (3), в 2 районах - число созданных ООПТ ниже среднего, в Нефтеюганском районе функционирует 2 ООПТ, в Октябрьском районе - 1 ООПТ.
Максимальная суммарная площадь ООПТ отмечается в Белоярском районе (716562,4 га), чуть меньше - в Сургутском районе (693389 га), за ним следуют Советский район (449495,4 га) и Нижневартовский район (300282 га). Минимальная суммарная площадь ООПТ - в Нефтеюганском районе (1873,1 га).
Максимальная доля суммарной площади ООПТ приходится также на Белоярский район (16,9% от площади района), чуть меньше в Советском районе (15,6%). Минимальная суммарная площадь ООПТ в Нефтеюганском районе (0,1% от площади района), незначительная - в Кондинском районе (0,6%).
Таким образом, минимальное количество ООПТ и минимальная площадь ООПТ приходятся на Нефтеюганский район, один из основных нефтедобывающих районов автономного округа, в котором ведется активная разработка крупных месторождений нефти и проживает значительная часть населения автономного округа, в результате чего район подвержен интенсивному антропогенному воздействию. Созданные в данном районе памятники природы регионального значения "Чеускинский бор" площадью 100 га и "Дальний Нырис" площадью 1773,1 га не могут обеспечить экологического равновесия и поддержания естественных процессов, происходящих в биосфере, не решают задач сохранения биологического разнообразия и генофонда живых организмов, обеспечения рекреационных ресурсов.
Не решает всех поставленных задач совокупность ООПТ в Кондинском районе, несмотря на то, что в его границах расположены участки 2 ООПТ федерального значения - государственных природных заказников "Верхне-Кондинский" и "Васпухольский", а также памятник природы регионального значения "Ильичевский бор", ввиду незначительной общей площади территории, взятой под охрану (35,4 тыс. га). С учетом перспективного освоения недр, распределенных под лицензионные участки, в целях минимизации отдаленных экологических последствий, профилактики деградации ландшафтного и биологического разнообразия и поддержания экологического равновесия существует потребность в создании новых ООПТ в Нижневартовском, Октябрьском и Кондинском районах. В связи с планируемым освоением Приполярного Урала требует расширения система ООПТ в Березовском районе.
Среди ООПТ регионального и местного значения, созданных в автономном округе, преобладают памятники природы (10). При этом их общая площадь очень мала (около 13 тыс. га или 0,02% от площади округа). Число заказников регионального значения вдвое меньше (5), но их общая площадь в 30 раз больше и составляет около 388 тыс. га или 0,77% от площади округа. Число природных парков всего 4, но их общая площадь превышает суммарную площадь заказников и памятников природы почти в 3 раза (чуть более 906 тыс. га или 1,7% от площади автономного округа). Однако именно природные парки способствуют решению природоохранных и рекреационных задач в наиболее населенных районах автономного округа. Таким образом, общая площадь ООПТ регионального значения (чуть более 1306 тыс. га) несколько (почти на 200 тыс. га) превышает общую площадь ООПТ федерального значения, созданных в автономном округе (около 1286 тыс. га).
Особое место в системе территориальной охраны автономного округа занимают водно-болотные угодья международного значения "Верхнее Двуобье" (Белоярский и Березовский районы) и "Нижнее Двуобье" (Октябрьский и Ханты-Мансийский районы).
Водно-болотные угодья международного значения не относятся к категориям ООПТ, установленным законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Указанные водно-болотные угодья созданы в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, стороной которой является Россия, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года" и постановления Администрации автономного округа от 31 августа 1995 года N 176 "Об установлении границ водно-болотных угодий и утверждении Положения о них". При этом водно-болотные угодья занимают обширную площадь (790 тыс. га), обеспечивают эффективную охрану местообитаний водоплавающих и околоводных птиц, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу автономного округа и Красный Список МСОП - Международного союза охраны природы.".
2.2.2. В пункте 2.2:
2.2.1.1. Подпункт 2.2.4 изложить в следующей редакции:
"2.2.4. Обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу автономного округа.
В Красную книгу автономного округа внесено 265 объектов животного и растительного мира, из которых 48 - животных, 150 - растений, 29 - лишайников и 38 - грибов.
В границах ООПТ автономного округа зарегистрировано 6 видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: (речной бобр, западносибирский подвид, лесной северный олень, прудовая ночница, ночница Брандта, северный кожанок, двухцветный кожан), 24 вида птиц (краснозобая казарка, гусь пискулька, гусь гуменник (таежная популяция), малый лебедь, обыкновенный турпан, скопа, степной лунь, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, кречет, сапсан, кобчик, серый журавль, коростель, хрустан, кулик-сорока, дупель, большой кроншнеп, средний кроншнеп, филин, ястребиная сова, обыкновенный скворец, дубровник).
В отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу автономного округа, сохранение которых является первоочередной задачей ООПТ регионального значения, репрезентативность ООПТ явно недостаточна (таблица 4).
Из перечня животных, занесенных в Красную книгу автономного округа (2013 г.), включающего 10 видов млекопитающих, 26 видов птиц, 3 вида земноводных, 2 вида рыб и 7 видов безпозвоночных, существующие ООПТ регионального значения обеспечивают охрану 60% млекопитающих (6 видов), 96% птиц (25 видов), 33% земноводных (1 вид).
Вместе с ООПТ федерального значения современная система ООПТ автономного округа обеспечивает охрану 60% млекопитающих, 96% птиц (24 вида) и 33% земноводных. Ввиду недостаточной изученности водоемов в границах ООПТ регионального значения автономного округа не представляется возможным оценить репрезентативность системы ООПТ регионального значения для сохранения видов рыб, занесенных в Красную книгу автономного округа, сибирского осетра и тайменя, также занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу автономного округа. В границах ООПТ автономного округа не зарегистрирован ни один из краснокнижных видов беспозвоночных и зарегистрировано всего 2 вида беспозвоночных, внесенных в приложение к Красной книге автономного округа, что может быть связано как со слабой изученностью территории, так и с недостаточной их репрезентативностью.
Таблица 4
Количество видов (таксонов), внесенных в Красную книгу автономного округа
N |
Основные таксоны (классы и отделы) животных и растений, занесенных в Красную книгу |
Количество видов таксона, занесенных в Красную книгу |
Категория редкости 0 (вероятно исчезнувшие) |
Категория редкости 1 (находящиеся под угрозой исчезновения) |
Категория редкости 2 (сокращающиеся в численности) |
Категория редкости 3 (редкие) |
Категория редкости 4 (неопределенные по статусу) |
Категория редкости 5 (восстанавливаемые и восстанавливающиеся) |
Категория редкости 6 (вне опасности) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Млекопитающие |
10 |
-- |
1 |
-- |
6 |
3 |
-- |
-- |
2. |
Птицы |
26 |
-- |
2 |
9 |
10 |
5 |
-- |
-- |
3. |
Рыбы |
2 |
-- |
2 |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
4. |
Земноводные |
3 |
-- |
-- |
-- |
2 |
1 |
-- |
-- |
5. |
Беспозвоночные |
7 |
-- |
-- |
-- |
2 |
5 |
-- |
-- |
6. |
Сосудистые растения |
132 |
2 |
6 |
21 |
90 |
9 |
2 |
2 |
7. |
Мохообразные |
18 |
-- |
-- |
-- |
18 |
-- |
-- |
-- |
8. |
Лишайники |
29 |
-- |
-- |
3 |
26 |
-- |
-- |
-- |
9. |
Грибы |
38 |
-- |
-- |
2 |
29 |
7 |
-- |
-- |
|
Всего |
265 |
2 |
11 |
35 |
183 |
30 |
2 |
2 |
Из перечня объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу автономного округа (2013 г.), включающего 100 видов покрытосеменных, 14 видов папоротникообразных, 3 вида плаунообразных, 7 видов мохообразных, 16 видов лишайников и 16 видов грибов, в границах ООПТ регионального значения произрастают 26 видов покрытосеменных (26% от общего количества видов таксона, занесенных в Красную книгу автономного округа), 2 вида папоротникообразных (14%), 2 вида плаунообразных (67%), 2 вида мохообразных (29%), 4 вида лишайников (25%), 9 видов грибов (56%).
Вместе с ООПТ федерального значения современная система ООПТ автономного округа обеспечивает охрану 38% покрытосеменных (38 видов), 36% папоротникообразных (5 видов), 67% плаунообразных (2 вида), 43% мохообразных (3 вида), 38% лишайников (6 видов), 81% грибов (13 видов). При этом 3 объекта растительного мира (покрытосеменное растение - влагалищецветник маленький и 2 вида лишайников - асахинея Шоландера и омфалина гудзонская), одновременно занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу автономного округа, не представлены ни на одной ООПТ автономного округа.".
2.2.2.2. В подпункте 2.2.5:
2.2.2.2.1. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"Основными ценными промысловыми объектами в автономном округе являются охотничьи животные: лось, медведь, лисица, заяц-беляк, белка, соболь, боровая дичь (глухарь, тетерев, рябчик), водоплавающая дичь (все виды уток). На основании наличия видов основных промысловых животных в ООПТ регионального значения, а также оценки достаточности площадей ООПТ регионального значения для воспроизводства указанных объектов установлено, что в пределах ООПТ сильных колебаний большинства охотничье-промысловых животных не наблюдается (таблица 5). Отмечается стабилизация численности северного оленя, с 2013 года внесенного в Красную книгу автономного округа, соболя, лисицы, зайца-беляка, других мелких млекопитающих, боровой и водоплавающей дичи. Вместе с тем отмечаются колебания численности в отдельные годы лося.".
2.2.2.2.2. Таблицу 5 изложить в следующей редакции:
"Таблица 5
Достаточность ООПТ регионального значения
для воспроизводства основных промысловых животных
N |
Вид промысловых животных |
Численность животных в ООПТ регионального значения (данные учетных работ), ед. |
Общая площадь ООПТ, обеспечивающая охрану вида (только региональные ООПТ / вместе с федеральными ООПТ), тыс. га |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Лось |
1479 |
1510 |
1611 |
1285,5/1208,7 |
2. |
Северный олень |
279 |
367 |
285 |
1285,5/1208,7 |
3. |
Бурый медведь |
471 |
473 |
438 |
1285,5/1208,7 |
4. |
Лисица красная |
716 |
580 |
708 |
1285,5/1208,7 |
5. |
Заяц-беляк |
3861 |
3332 |
6129 |
1285,5/1208,7 |
6. |
Белка |
12952 |
12141 |
19147 |
1285,5/1208,7 |
7. |
Соболь |
5532 |
4713 |
6840 |
1285,5/1208,7 |
8. |
Глухарь |
28782 |
17989 |
20845 |
1285,5/1208,7 |
9. |
Тетерев |
38323 |
42153 |
57518 |
1285,5/1208,7 |
10. |
Рябчик |
47614 |
39516 |
62339 |
1285,5/1208,7 |
11. |
Все виды уток |
102304 |
82442 |
61038 |
1285,5/1208,7 |
".
2.2.2.2.3. В абзаце четвертом цифры "260" заменить цифрами "200".
2.2.2.3. В подпункте 2.2.7:
2.2.2.3.1. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"Крайне ограничены средообразующие и средостабилизирующие функции, как и природно-ресурсный потенциал, у 4 из 9 памятников природы регионального значения ("Ильичевский бор" - 0,04 тыс. га, "Луговские мамонты" - 0,2 тыс. га, "Остров Овечий" - 0,2 тыс. га, "Чеускинский бор" - 0,1 тыс. га) под охрану взяты точечные объекты.".
2.2.2.3.2. Абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Резерватами ненарушенных экологических систем среди ООПТ регионального значения являются значительные по площади природные парки ("Нумто" - 556,6 тыс. га, "Сибирские увалы" - 299,6 тыс. га, "Кондинские озера" - 43,9 тыс. га, "Самаровский чугас" - 6,6 тыс. га), заказники ("Сорумский" - 159,3 тыс. га, "Унторский" - 81,5 тыс. га, "Вогулка" - 64,7 тыс. га, "Березовский" - 43,3 тыс. га) и большие по площади памятники природы регионального значения ("Лешак Щелья" - 2,3 тыс. га, "Система озер Ун-Новыинклор, Ай-Новыинклор" - 0,6 тыс. га и 1 тыс. га с охранной зоной, "Лесоболотная зона "Большое Каюково" - 5,8 тыс. га, "Дальний Нырис" с охранной зоной - 1,8 тыс. га, и 6,0 тыс. га с охранной зоной). Вместе с тем в последние годы природные комплексы природных парков "Нумто" и "Кондинские озера" испытывают серьезные негативные воздействия.".
2.2.2.4. В подпункте 2.2.9:
2.2.2.4.1. В абзаце втором слово "Увалы" заменить словом "увалы".
2.2.2.4.2. Абзац четвертый после слов "в 2011 г. - 21,3 тыс. человек," дополнить словами "в 2017 г. - 25,7 тыс. человек,".
2.2.2.5. В подпункте 2.2.11:
2.2.2.5.1. Абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"В настоящее время негативное техногенное воздействие на природные комплексы и объекты отмечено для 7 из 19 ООПТ регионального и местного значения или 28% от общего количества ООПТ.".
2.2.2.5.2. Абзац восемнадцатый после слов "Озеро Ранге-Тур" дополнить словами "Лесоболотная зона Большое Каюково", "Остров Овечий".
2.2.2.5.3. В абзаце двадцатом слова "За десятилетний период (2000 - 2010 гг.) на территории парка введены в эксплуатацию 168 скважин на 21 кустовой площадке, трубопроводы протяженностью около 175 км, 30 км ЛЭП, 180 км автодорог и сопутствующие коммуникации. В целом объектами обустройства Тальникового месторождения занята площадь 407,43 га (около 1% территории природного парка)" заменить словами "За период 2000 - 2017 годы на территории парка введены в эксплуатацию 218 скважин на 24 кустовых площадках, проложены трубопроводы протяженностью около 220 км, 149,5 км ЛЭП, 180 км автодорог и сопутствующие коммуникации. В целом объектами обустройства Тальникового месторождения занята площадь 590,1 га (около 1,34% территории природного парка).".
2.2.2.5.4. Абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
"Природные комплексы природного парка "Нумто" испытывают негативное воздействие от объектов обустройства месторождений нефти и газа. По данным информации о техногенной нагрузке за 2017 год на территории природного парка в зоне хозяйственного назначения пробурено 638 скважин на 53 кустовых площадках (в 2011 году - 72 скважины, 17 кустовых площадок), общая протяженность проложенных трубопроводов составляет 562 км (в 2011 году 280 км), протяженность ЛЭП - 360 км (в 2011 году около 42 км), автодорог - 147 км (в 2011 году - 11 км), действует 9 карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых (в 2011 году - 6 карьеров). В целом объектами производственной и непроизводственной инфраструктуры занята площадь 5298 га (~1,0% территории природного парка).".
2.2.2.5.5. Абзац двадцать третий признать утратившим силу.
2.2.2.5.6. В абзаце двадцать девятом слова "памятника природы "Шапшинские кедровники" заменить словами "урочища "Шапшинское" природного парка "Самаровский чугас".
2.2.2.5.7. Абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:
"Охранная зона установлена лишь в 3 из 9 памятников природы регионального значения ("Система озер Ун-Новыинклор, Ай-Новыинклор", "Дальний Нырис", "Лешак-Щелья) и в 1 природном парке ("Сибирские увалы").".
2.2.3. В пункте 2.3:
2.2.3.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"Исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования ООПТ регионального значения согласно постановлению Губернатора автономного округа от 22 декабря 2016 года N 157 "О Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", является Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Департамент), который формирует и утверждает государственные задания подведомственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление (функционирование) ООПТ регионального значения и контролирует их выполнение.".
2.2.3.2. Абзац четвертый после слов "Кондинские озера" дополнить словами "им. Л.Ф. Сташкевича".
2.2.3.3. В абзаце пятом слово "Увалы" заменить словом "увалы".
2.2.3.4. Абзац восьмой после слов "Ильичевский бор" дополнить словами "Лесоболотная зона Большое Каюково", "Остров "Смольный", "Остров Овечий", "Чеускинский бор", "Дальний Нырис".".
2.2.3.5. Абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"На содержание учреждений и выполнение возложенных на ООПТ задач выделяется достаточное финансирование из бюджета автономного округа. В 2018 году на указанные цели были направлены бюджетные средства в сумме 176240,6 тыс. руб.".
2.2.3.6. Абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"В автономном округе принят Закон автономного округа от 29 марта 2018 года N 34-оз "О регулировании отдельных отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", устанавливающий категории ООПТ регионального значения, принципы и процедуры образования, изменения их границ, перечень запрещенных и разрешенных видов деятельности для разных категорий ООПТ регионального значения; ответственность и обязанности недропользователей, пользователей иных природных ресурсов в границах ООПТ, а также хозяйствующих субъектов на прилегающих территориях за ведение экологического мониторинга (или финансирование таких работ) на территориях потенциального негативного воздействия, а также за реализацию (или финансирование) компенсационных мероприятий в случае наличия негативного воздействия на ООПТ; обеспечивающий возможность участия общин коренных малочисленных народов в охране и использовании ресурсов ООПТ. Вместе с тем до сих пор существуют и серьезные пробелы в системе управления ООПТ. Не приняты нормативно-методические документы в области организации основных направлений деятельности ООПТ регионального значения, в том числе в области организации научно-исследовательских, эколого-просветительских работ и экологического туризма.".
2.3. В абзаце восьмом раздела III слово "поддержка" заменить словом "осуществление".
2.4. В разделе IV:
2.4.1. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1 Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий
В автономном округе создано 4 природных парка, 5 государственных природных заказников регионального значения, 9 памятников природы регионального значения, 1 памятник природы местного значения.
Со времени получения автономным округом статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации в 1993 году было создано 11 новых ООПТ регионального значения, в том числе: 4 природных парка, 2 государственных природных заказника, 5 памятников природы. В результате этой работы общая площадь ООПТ регионального и местного значения была увеличена на 88%.
В 2013 - 2018 годах создано 2 новых ООПТ регионального значения (природный парк "Самаровский чугас", памятник природы "Дальний Нырис"), на региональный уровень реорганизовано 5 памятников природы местного значения: "Лесоболотная зона Большое Каюково", "Остров "Смольный", "Остров Овечий", "Чеускинский бор", "Шапшинские кедровники".
В целях формирования репрезентативной географической сети ООПТ автономного округа до 2030 года предусматривается:
рассмотреть предложения о возможности создания на территории автономного округа ряда новых ООПТ регионального значения, уточнить категории проектируемых ООПТ и их площади;
создать 1 природный парк, 4 государственных природных заказника и 9 памятников природы регионального значения, установить охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения (таблица 6);
обеспечить наличие охранных зон вокруг ООПТ регионального значения: природных парков "Нумто", "Кондинские озера", "Самаровский чугас", памятников природы "Луговские мамонты", "Ильичевский бор", "Остров Смольный", "Остров Овечий", "Чеускинский бор", "Лесоболотная зона "Большое Каюково";
в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа провести реорганизацию памятника природы местного значения "Озеро Ранге-Тур" на региональный уровень, включив территорию памятника природы в границы природного парка "Кондинские озера";
организовать инвентаризацию расположенных на территории автономного округа редких и уникальных природных объектов, имеющих высокое природоохранное, научно-познавательное, эстетическое, этническое, археологическое, палеонтологическое значение, и обеспечить формирование Единого реестра редких и уникальных природных объектов автономного округа (перспективных памятников природы);
обеспечить формирование пространственно-функциональной экологической системы (экосети) природных территорий автономного округа с различными режимами природопользования, основанной на системе ООПТ автономного округа, направленной на устойчивое использование природных ресурсов, гарантирующее экологическую безопасность автономного округа, предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и природную целостность экосистем.
"Таблица 6
Перечень особо охраняемых природных территорий, предлагаемых для создания и расширения в автономном округе на период 2019 - 2030 годы
N |
Название |
Местоположение (муниципальное образование) |
Площадь, га |
Год подготовки обосновывающих материалов для организации ООПТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Природные парки | ||||
1. |
"Маньинский" (2 кластера) |
Березовский район |
879706 |
2027 - 2030 |
II. Государственные природные заказники регионального значения | ||||
2. |
"Местыгъеганский" |
Нижневартовский район |
279300 |
2025 - 2030 |
3. |
"Куминский" |
Кондинский район |
52270 |
2022 - 2030 |
4. |
"Ванзеватский" |
Белоярский район |
42086 |
2025 - 2030 |
5. |
"Верхне-Вахский" |
Нижневартовский район |
требует уточнения |
2025 - 2030 |
III. Памятники природы регионального значения и их охранные зоны | ||||
6. |
"Реполовский кедровый бор" |
Ханты-Мансийский район |
160,3 |
2022 |
7. |
"Тундринский кедровый бор" |
Сургутский район |
215,5 |
2023 |
8. |
"Ягельный" |
Нижневартовский район |
6699 |
2024 |
9. |
"Кулуманский" |
Нижневартовский район |
4997 |
2026 |
10. |
"Геологический памятник природы Ледниковые валуны Шеркалы" |
Октябрьский район |
требует уточнения |
2027 - 2030 |
11. |
"Голубые озера" |
Ханты-Мансийский район |
2794 |
2026 - 2030 |
12. |
"Озеро Петровож" |
Березовский район |
требует уточнения |
2027 - 2030 |
13. |
"Фронт пластины Ламвинского аллохтона" |
Березовский район |
требует уточнения |
2027 - 2030 |
14. |
"Скальная пирамида-гора Большая Тыкотлова" |
Березовский район |
требует уточнения |
2027 - 2030 |
".
2.4.2. В пункте 4.2:
2.4.2.1. В абзаце втором слова "Вместе с тем ряд правовых норм данного закона требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно со специалистами подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые другие законодательные акты", которым вносятся изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", а именно:" исключить.
2.4.2.2. Абзацы с третьего по семнадцатый признать утратившими силу.
2.4.2.3. После абзаца двадцать второго дополнить абзацем следующего содержания:
"Закон автономного округа от 29 марта 2018 года N 34-оз "О регулировании отдельных отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";".
2.4.2.4. Абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"постановление Правительства автономного округа от 26 декабря 2014 года N 506-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";".
2.4.2.5. Абзацы с двадцать седьмого по сорок седьмой признать утратившими силу.
2.4.2.6. Абзац сорок девятый после слов "памятников природы" дополнить словами ", установить охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения".
2.4.3. В пункте 4.3:
2.4.3.1. Абзацы четвертый, пятый признать утратившими силу.
2.4.3.2. В абзаце седьмом слова "памятников природы местного значения" заменить словами "памятника природы местного значения "Озеро Ранге-Тур".
2.4.3.3. Абзацы восьмой, девятый, с одиннадцатого по тринадцатый признать утратившими силу.
2.4.4. В пункте 4.4:
2.4.4.1. Абзацы второй, третий признать утратившими силу.
2.4.4.2. В абзаце восьмом слова ", в том числе путем создания целевых благотворительных фондов" исключить.
2.4.5. В абзаце четвертом пункта 4.5 слова "по специально разработанным программам" исключить.
2.4.6. Пункт 4.6 изложить в следующей редакции:
"4.6. Организация охраны и защиты природных комплексов и объектов
Организация эффективной охраны уникальных и типичных природных комплексов, и объектов растительного и животного мира является основополагающей задачей, стоящей перед бюджетными учреждениями ООПТ автономного округа.
Для решения этой задачи необходимо:
обеспечить эффективный контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации и автономного округа об ООПТ в границах природных парков, природных заказников и памятников природы регионального значения;
продолжить внедрение современных эффективных форм и методов оперативного контроля и мониторинга за соблюдением режима ООПТ и состоянием природных комплексов и объектов в их границах;
продолжить совершенствование методического обеспечения организации охраны природных комплексов и объектов, а также практики выявления нарушений установленного режима особой охраны природных парков, заказников и памятников природы регионального, оперативного направления материалов по выявленным нарушениям, имеющим признаки административного правонарушения либо уголовного преступления, в надзорные органы и правоохранительные органы;
продолжить осуществление комплекса мероприятий по охране лесов и других природных комплексов от пожаров;
осуществление в рамках взаимодействия совместных плановых рейдовых осмотров ООПТ регионального значения сотрудниками бюджетных учреждений ООПТ автономного округа и надзорных и правоохранительных органов автономного округа.".
2.4.7. В пункте 4.7:
2.4.7.1. Абзацы со второго по четвертый, шестой признать утратившими силу.
2.4.7.2. В абзаце девятом слова "разрабатывать и реализовывать программы и проекты, предусматривающие" заменить словами "продолжить разработку и реализацию программ и проектов, предусматривающих".
2.4.8. Пункт 4.8 изложить в следующей редакции:
"4.8. Организация научных исследований
Основой для организации научно-исследовательской деятельности на ООПТ является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих исполнительных органов государственной власти автономного округа в получении научной информации.
Направления работы штатного научного и научно-технического персонала бюджетных учреждений ООПТ автономного округа должны быть ориентированы на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов, а также на научное обеспечение деятельности по их сохранению.
Для дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности в бюджетных учреждениях ООПТ автономного округа необходимо:
продолжить ведение экологического мониторинга за состоянием окружающей природной среды на базе стационарных мониторинговых постов в ООПТ;
обеспечить проведение на ООПТ регионального значения ежегодных учетных работ по оценке численности основных охотничьих объектов, крупных копытных, а также объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу автономного округа;
продолжить инвентаризацию флоры и фауны автономного округа, составление аннотированных списков видов флоры и фауны;
продолжить разработку единой системы сбора, хранения, обработки и использования научной информации, поступающей из ООПТ автономного округа;
продолжить научно-исследовательские работы по выявлению на ООПТ регионального значения и в пределах автономного округа мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу автономного округа;
продолжить научно-исследовательские работы по наблюдению за состоянием популяций и изучению экологии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость;
продолжить проведение научно-исследовательских работ по изучению состояния кормовой базы дикого северного оленя, сезонных миграций и кочевок, половозрастной структуры популяции, привлекая к этим работам сотрудников научно-исследовательских организаций и учебных заведений;
продолжить работы по подготовке к изданию и издание Красной книги автономного округа, обеспечить ее ведение на постоянной основе в том числе с использованием базы данных по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, основанной на ГИС-технологиях;
продолжить проведение исследований по выявлению наиболее ценных, ненарушенных территорий, на которых представлены ландшафтно-типологические разновидности (ландшафтные области и ландшафтные провинции), ландшафты и типы растительности, отсутствующие в современной системе ООПТ автономного округа, для последующей подготовки предложений о придании статуса охраняемых этим территориям;
продолжить проведение исследований по выявлению наиболее ценных, ненарушенных территорий, на которых представлено наибольшее разнообразие объектов флоры и фауны, не зарегистрированных на ООПТ автономного округа, для последующей подготовки предложений о придании статуса охраняемых этим территориям;
продолжить проведение исследований по выявлению ценных природных объектов, имеющих высокое природоохранное, научно-познавательное, эстетическое, этническое, палеонтологическое значение, и разработку мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов.".
2.4.9. В пункте 4.9:
2.4.9.1. Абзац четвертый признать утратившим силу.
2.4.9.2. Абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"обеспечить наличие полной и достоверной информации о каждой ООПТ регионального значения и оперативное ее обновление в сети Интернет на специализированном сайте (www.depprirod.admhmao.ru) и едином официальном сайте государственных органов автономного округа (www.admhmao.ru);".
2.4.10. Пункт 4.10 изложить в следующей редакции:
"4.10. Развитие познавательного туризма
Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Эта сфера является высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на ООПТ. При этом в заказниках и природных парках и памятниках природы регионального значения эта деятельность должна ограничиваться и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями о заказниках и природных парках.
Для обеспечения развития познавательного туризма необходимо:
совершенствовать систему планирования, контроля и мониторинга деятельности в сфере познавательного туризма на ООПТ регионального значения;
обеспечить расширение сети ООПТ, в первую очередь природных парков, в горах Приполярного Урала (где отмечается самая благополучная экологическая ситуация и имеются интересные природные и историко-культурные объекты для посещения), а также в центральной и южной частях автономного округа, недалеко от крупных населенных пунктов, где существует потребность населения в дополнительных рекреационных возможностях;
способствовать созданию инфраструктуры для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов, а также с использованием механизма государственно-частного партнерства;
создавать и модернизировать информационные центры для посетителей;
продолжить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов;
продолжить разработку комплекса экскурсионных программ на ООПТ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
продолжить разработку типовых проектов элементов туристической инфраструктуры под единым брендом ООПТ автономного округа.".
2.4.11. В пункте 4.11:
2.4.11.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"организовать мероприятия по выявлению, обследованию и оценке технического состояния объектов культурного наследия;".
2.4.11.2. Абзацы с третьего по пятый, седьмой признать утратившими силу.
2.4.12. В пункте 4.12:
2.4.12.1. Абзацы с первого по третий признать утратившими силу.
2.4.12.2. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"В целях дальнейшего развития международного сотрудничества в области организации и функционирования ООПТ необходимо способствовать развитию партнерских связей и обмену опытом по вопросам функционирования рамсарских угодий между бюджетным учреждением автономного округа "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий", в оперативном управлении которого находится заказник регионального значения "Березовский", входящий в границы водно-болотного угодья международного значения "Верхнее Двуобье" и иностранными природными резерватами, входящими в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, включая обмен опытом и информацией, реализацию совместных проектов.".
2.5. Раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования Концепции являются средства, предусмотренные государственной программой автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 352-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Экологическая безопасность".".
3. В приложении 2:
3.1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".
3.2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"
I. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) | |||
1. |
Создание природных парков: |
|
Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
1.1. |
Маньинский (2 кластера) (Березовский район) |
2027 - 2030 |
|
2. |
Создание государственных природных заказников регионального значения: |
|
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
2.1. |
Местыгъеганский (Нижневартовский район) |
2025 - 2030 |
|
2.2. |
Куминский (Кондинский район) |
2022 - 2030 |
|
2.3. |
Ванзеватский (Белоярский) |
2025 - 2030 |
|
2.4. |
Верхне-Вахский (Нижневартовский район) |
2025 - 2030 |
|
3. |
Создание памятников природы регионального значения: |
|
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
3.1. |
Реполовский кедровый бор (Ханты-Мансийский район) |
2022 |
|
3.2 |
Тундринский кедровый бор (Сургутский район) |
2023 |
|
3.3 |
Ягельный (Нижневартовский район) |
2024 |
|
3.4. |
Кулуманский (Нижневартовский район) |
2026 |
|
3.5. |
Геологический памятник природы "Ледниковые валуны Шеркалы" (Октябрьский район) |
2027 - 2030 |
|
3.6. |
Голубые озера (Ханты-Мансийский район) |
2026 - 2030 |
|
3.7. |
Озеро Петровож (Березовский район) |
2027 - 2030 |
|
3.8. |
Фронт пластины Ламвинского аллохтона (Березовский район) |
2027 - 2030 |
|
3.9. |
Скальная пирамида-гора Большая Тыкотлова (Березовский район) |
2027 - 2030 |
|
4. |
Реорганизация памятника природы местного значения "Озеро Ранге-Тур" на региональный уровень путем включения его территорий в границы природного парка "Кондинские озера" |
2020 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
5. |
Подготовка предложений о создании на территории автономного округа новых ООПТ регионального значения, уточнение категории проектируемых ООПТ и их площадей |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
6. |
Установление на территории автономного округа охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
7. |
Формирование пространственно-функциональной экологической сети (экосети) природных территорий автономного округа с различными режимами природопользования, основанной на системе ООПТ автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
".
3.3. В разделе II:
3.3.1. Строку 8 признать утратившей силу.
3.3.2. Строки 9 - 11 изложить в следующей редакции:
"
9. |
Приведение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации основных правовых документов для всех ООПТ регионального значения: положений ООПТ регионального значения, а также паспортов для памятников природы |
2019 - 2022 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
10. |
Разработка методических рекомендаций в области организации основных направлений деятельности ООПТ регионального значения, в том числе в области организации научно-исследовательских, эколого-просветительских работ и экологического просвещения, и познавательного туризма на ООПТ регионального значения |
2019 - 2022 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
11. |
Разработка положений для вновь созданных ООПТ регионального значения, установленных охранных зон, а также паспортов для памятников природы регионального значения |
2022 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
".
3.3.3. Строку 12 признать утратившей силу.
3.4. В разделе III:
3.4.1. Строку 13 изложить в следующей редакции:
"
13. |
Внедрение в практику управления адаптивного менеджмента с использованием эффективной системы мониторинга, систематизации на основе ГИС-технологий и использования результатов мониторинга в управлении |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
".
3.4.3. Строку 16 изложить в следующей редакции:
"
16. |
Разработка среднесрочных (5-летних) планов управления для каждой ООПТ регионального значения |
2021, 2022 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.4.5. Строку 20 изложить в следующей редакции:
"
20. |
Применение практики общественного участия в территориальной охране природы, в том числе создание института общественного контроля в данной области |
2020 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.4.6. Строки 21 - 23 признать утратившими силу.
3.4.7. Строку 24 изложить в следующей редакции:
"
24. |
Привлечение института волонтерства на ООПТ регионального значения для сохранения биоразнообразия, популяризации экологических знаний и поддержке общественных инициатив |
2020 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, образовательные учреждения автономного округа (по согласованию) |
".
3.5. В разделе IV:
3.5.1. Строку 25 признать утратившей силу.
3.5.2. Строку 26 изложить в следующей редакции:
"
26. |
Внесение изменений в государственную программу автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 352-п, с целью включения мероприятий по реализации Концепции и национального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", утвержденного протоколом заседания Проектного комитета автономного округа от 4 декабря 2018 года N 37 |
2021 |
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
".
3.5.3. Строку 27 признать утратившей силу.
3.6. Раздел V изложить в следующей редакции:
"
V. Кадровая политика | |||
28. |
Организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов бюджетных учреждений ООПТ автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
29. |
Организация участия руководителей и специалистов бюджетных учреждений ООПТ автономного округа в окружных и всероссийских обучающих семинарах, тренингах, семинарах по обмену опытом, организуемых для руководителей и специалистов федеральных государственных бюджетных учреждений, обеспечивающих функционирование государственных природных заповедников и национальных парков, ООПТ других регионов, эффективно работающих в природоохранной, научной, просветительской и рекреационной сферах |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
30. |
Разработка мер морального стимулирования работников учреждений, обеспечивающих функционирование ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
31. |
Организация аттестации работников бюджетных учреждений с использованием критериев и показателей эффективности работы |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
32. |
Организация на ООПТ курсовых и дипломных практик студентов профильных вузов |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.7. В разделе VI:
3.7.1. Строки 33, 34 изложить в следующей редакции:
"
33. |
Проведение работ по землеустройству и межеванию границ ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
34. |
Выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ регионального значения, их функциональных и охранных зон |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.7.3. Строки 37, 38 изложить в следующей редакции:
"
37. |
Обеспечение контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации и автономного округа об ООПТ в границах природных парков, природных заказников и памятников природы регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, надзорные и правоохранительные органы автономного округа (по согласованию), бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
38. |
Обеспечение контроля за использованием транспортных средств в местах обитания северных оленей предприятиями нефтегазовой и лесной промышленности, сейсмопартиями, местным населением; введение запрета на движение вездеходного и гусеничного транспорта, снегоходов вне установленных трасс |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, надзорные и правоохранительные органы автономного округа (по согласованию) |
".
3.7.4. Строку 39 признать утратившей силу.
3.7.5. Строку 40 изложить в следующей редакции:
"
40. |
Проведение противопожарного обустройства территорий ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.7.6. После строки 40 дополнить строками 40.1, 40.2 следующего содержания:
"
40.1. |
Осуществление в рамках взаимодействия совместных плановых рейдовых осмотров ООПТ регионального значения сотрудниками бюджетных учреждений ООПТ автономного округа, надзорных и правоохранительных органов автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, надзорные и правоохранительные органы автономного округа (по согласованию), бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
40.2. |
Внедрение современных эффективных форм и методов оперативного контроля и мониторинга за соблюдением режима ООПТ их охранных зон и состоянием природных комплексов и объектов в их границах |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.8. В разделе VII:
3.8.1. Строку 41 изложить в следующей редакции:
"
41. |
Обеспечение контроля за использованием лесных участков в соответствии с утвержденными в установленном порядке лесохозяйственными регламентами, среднесрочными планами развития ООПТ и с учетом приоритетов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.8.2. Строки 42 - 45 признать утратившими силу.
3.9. В разделе VIII:
3.9.1. Строки 46, 47 изложить в следующей редакции:
"
46. |
Разработка долгосрочной программы проведения научных исследований на ООПТ регионального значения |
2021 - 2023 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
47. |
Продолжение ведения экологического мониторинга за состоянием окружающей природной среды на базе стационарных мониторинговых постов в ООПТ |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.9.2. Строку 48 признать утратившей силу.
3.9.3. Строки 49 - 57 изложить в следующей редакции:
"
49. |
Продолжение проведения тематических совещаний по результатам научных исследований в сфере экологии как на ООПТ, так и на территории автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
50. |
Продолжение проведения на ООПТ регионального значения ежегодных учетных работ по оценке численности основных охотничьих объектов, крупных копытных, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
51. |
Продолжение проведения инвентаризации флоры и фауны ООПТ регионального значения, составление аннотированных списков видов флоры и фауны |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
52. |
Разработка и внедрение единой системы сбора, хранения, обработки и использования научной информации, поступающей из ООПТ автономного округа |
2025 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
53. |
Продолжение проведения научно-исследовательских работ по выявлению на ООПТ регионального значения и в пределах автономного округа мест обитания и произрастания редких и находящихся на них объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
54. |
Продолжение проведения научно-исследовательских работ по наблюдению за состоянием популяций и изучению экологии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
55. |
Продолжение проведения научно-исследовательских работ по изучению состояния кормовой базы, сезонных миграций и кочёвок, половозрастной структуры популяции дикого северного оленя |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
56. |
Продолжение проведения работ по подготовке к изданию и издание Красной книги автономного округа, ее ведение на постоянной основе, в том числе с использованием базы данных по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, основанной на ГИС-технологиях |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
57. |
Продолжение проведения научно-исследовательских работ по изучению влияния нефтедобывающей промышленности на природные комплексы и объекты |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.9.4. Строку 58 признать утратившей силу.
3.9.5. Строки 59 - 60 изложить в следующей редакции:
"
59. |
Продолжение исследований по выявлению наиболее ценных, ненарушенных территорий, на которых представлены ландшафтно-типологические разновидности, ландшафты и типы растительности, отсутствующие в современной системе ООПТ автономного округа, представлено наибольшее разнообразие объектов флоры и фауны, не зарегистрированных на ООПТ автономного округа |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
60. |
Продолжение исследований по выявлению ценных природных объектов, имеющих высокое природоохранное, научно-познавательное, эстетическое, этническое, палеонтологическое значение; разработка мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.9.6. Строки 61 - 63 признать утратившими силу.
3.9.7. Строку 64 изложить в следующей редакции:
"
64. |
Размещение в сети Интернет информации о результатах научных исследований и экологического мониторинга на ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.9.8. Строку 65 признать утратившей силу.
3.10. В разделе IX:
3.10.1. Строку 66 изложить в следующей редакции:
"
66. |
Разработка просветительских программ, ориентированных на различные социальные группы, использующих различные современные формы и методы эколого-просветительской работы |
2025 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.10.2. Строку 67 признать утратившей силу.
3.10.3. Строки 68 - 72 изложить в следующей редакции:
"
68. |
Содействие созданию серии документальных фильмов, радиопередач об ООПТ автономного округа, демонстрация и озвучивание их на окружных и центральных телевизионных и радиоканалах |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
69. |
Проведение для учащейся молодежи конкурсов по реализации совместных научных и природоохранных проектов, для журналистов - конкурсов на лучшие публикации, передачи и фильмы об ООПТ |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию), Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа |
70. |
Организация и проведение региональных, всероссийских и международных совещаний, конференций, конкурсов и других мероприятий по вопросам ООПТ |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию), Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа |
71. |
Выпуск информационно-рекламных изданий, включая выпуск буклетов об ООПТ автономного округа и иной полиграфической продукции |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию), Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа |
72. |
Проведение детских экологических лагерей и экспедиций на базе ООПТ автономного округа |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию), Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа |
".
3.10.4. После строки 72 дополнить строкой 72.1 следующего содержания:
"
72.1. |
Продолжение реализации международной акции "Марш парков" социально-значимого проекта "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию), Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа автономного округа |
".
3.11. В разделе X:
3.11.1. Строку 73 признать утратившей силу.
3.11.2. Строки 74, 75 изложить в следующей редакции:
"
74. |
Обустройство экскурсионных экологических троп, туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными в ООПТ регионального значения |
2022 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, заинтересованные исполнительные органы государственной власти автономного округа |
75. |
Разработка комплекса экскурсионных программ для ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.11.3. Строки 76 - 80 признать утратившими силу.
3.11.4. Строки 81, 82 изложить в следующей редакции:
"
81. |
Содействие налаживанию партнерских связей ООПТ автономного округа с ООПТ других регионов, российскими и иностранными туристическими компаниями, общественными и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма на ООПТ |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, заинтересованные исполнительные органы государственной власти автономного округа |
82. |
Создание справочно-информационной системы автономного округа по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам на ООПТ |
2026 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, заинтересованные исполнительные органы государственной власти автономного округа |
".
3.12. В разделе XI:
3.12.1. Строки 83 - 86 признать утратившими силу.
3.12.2. Строку 87 изложить в следующей редакции:
"
87. |
Мероприятия по сохранению, изучению и популяризации объектов культурного наследия на территориях ООПТ регионального значения |
2019 - 2030 |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, заинтересованные исполнительные органы государственной власти автономного округа, бюджетные учреждения ООПТ автономного округа (по согласованию) |
".
3.13. В разделе XII:
3.13.1. Строку 88 признать утратившей силу.
3.13.2. Строку 89 изложить в следующей редакции:
"
89. |
Развитие партнерских связей, реализация совместных проектов и обмен опытом по вопросам функционирования рамсарских угодий между бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий", в оперативном управлении которого находится заказник регионального значения "Березовский", входящий в состав водно-болотного угодья международного значения "Верхнее Двуобье" и иностранными природными резерватами, входящими в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение |
2019 - 2030 |
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа, бюджетное учреждение автономного округа "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий" |
".
3.13.3. Строку 90 признать утратившей силу.
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 апреля 2019 г. N 138-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 245-п "О концепции развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 30 апреля 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 апреля 2019 г., в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 30 апреля 2019 г. N 4 (часть II, том 1), ст. 436, газете "Новости Югры" от 10 сентября 2019 г. N 103