Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Сургутского района
от 1 июля 2019 г. N 2516
Паспорт
Муниципальная программа Сургутского района "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
Координатор программы |
департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района |
Соисполнители программы |
департамент строительства и земельных отношений администрации Сургутского района; департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района |
Участники программы |
- департамент строительства и земельных отношений администрации Сургутского района; департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района; - департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района |
Цели программы |
Снижение удельных показателей энергоёмкости и энергопотребления энергетических ресурсов, за счёт внедрения энергоэффективного оборудования и экологически чистых технологий для устойчивого социально-экономического развития жилищно-коммунального хозяйства Сургутского района и улучшение качества жизни населения муниципальных образований Сургутского района за счёт реализации энергосберегающих мероприятий |
Задачи программы |
- повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере; - повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий в жилищной сфере; - повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования на транспорте; - повышение энергетической эффективности и внедрение энергосберегающего оборудования для обеспечения населения Сургутского района чистой питьевой водой, а также защита природной воды от попадания в неё загрязняющих веществ при сбросе бытовых сточных вод в водные объекты; - повышение энергетической эффективности при производстве и передачи энергетических ресурсов; - повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в строительстве |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- доля объёма электрической энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме электрической энергии, потребляемой на территории Сургутского района; - доля объёма тепловой энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме тепловой энергии, потребляемой на территории Сургутского района; - доля объёма холодной воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме воды, потребляемой на территории Сургутского района; - доля объёма горячей воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме воды, потребляемой на территории Сургутского района; - доля объёма природного газа, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме природного газа, потребляемого на территории Сургутского района; - количество установленных приборов учета энергетических ресурсов в бюджетных и муниципальных учреждениях; - количество полученных энергетических паспортов учреждениями бюджетной сферы; - количество жилых домов в отношении которых проведены энергосберегающие мероприятия; - количество транспортных средств в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению; - снижение удельной энергоёмкости сооружений водоснабжения и водоотведения; - снижение удельной энергоёмкости сооружений коммунального и энергетического хозяйства; - фактические объёмы потерь ТЭ при её передаче; - фактические объёмы потерь воды при её передаче; - фактические объёмы потерь ЭЭ при её передаче; - количество капитально отремонтированных, построенных и реконструированных объектов коммунального и энергетического хозяйства и социальной сферы; - протяжённость построенных, реконструированных и капитально отремонтированных сетей электро-, тепловодоснабжения |
Сроки реализации программы |
01.01.2014 - 31.12.2021 |
Финансовое обеспечение Муниципальной программы, в том числе: |
Объёмы бюджетных ассигнований Программы составят 457 137,5 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 138 263,3 тыс. рублей; в 2015 году - 51 569,1 тыс. рублей; в 2016 году - 44 009,9 тыс. рублей; в 2017 году - 36 730,2 тыс. рублей; в 2018 году - 10 018,8 тыс. рублей; в 2019 году - 78 432,6 тыс. рублей; в 2020 году - 59 457,2 тыс. рублей; в 2021 году - 38 656,4 тыс. рублей |
- собственные доходы и источники финансирования дефицита бюджета района; |
за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета района составят 456 919,1 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 138 044,9 тыс. рублей; в 2015 году - 51 569,1 тыс. рублей; в 2016 году - 44 009,9 тыс. рублей; в 2017 году - 36 730,2 тыс. рублей; в 2018 году - 10 018,8 тыс. рублей; в 2019 году - 78 432,6 тыс. рублей; в 2020 году - 59 457,2 тыс. рублей; в 2021 году - 38 656,4 тыс. рублей |
- средства, предоставленные бюджету района за счёт средств окружного бюджета; |
за счет средств, предоставленных бюджету района из окружного бюджета составят 218,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 218,4 тыс. рублей |
- средства, предоставленные бюджету района за счёт средств федерального бюджета; |
за счет средств, предоставленных бюджету района из федерального бюджета составят 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
- иные внебюджетные источники |
за счет иных внебюджетных источников составят 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты |
- доля объёма электрической энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме электрической энергии, потребляемой на территории Сургутского района с 97,1% до 100%; - доля объёма тепловой энергии, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме тепловой энергии, потребляемой на территории Сургутского района с 99,2% до 100%; - доля объёма холодной воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме воды, потребляемой на территории Сургутского района с 97,5% до 100%; - доля объёма горячей воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме воды, потребляемой на территории Сургутского района с 97,7% до 100%; - доля объёма природного газа, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта, в общем объёме природного газа, потребляемого на территории Сургутского района с 98% до 100%; - количество установленных приборов учета энергетических ресурсов в бюджетных и муниципальных учреждениях с 0 ед. до 0 ед.; - количество полученных энергетических паспортов учреждениями бюджетной сферы с 0 ед. до 0 ед.; Количество жилых домов в отношении которых проведены энергосберегающие мероприятия с 0 ед. до 0 ед.; - количество транспортных средств в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению с 0 ед. до 0 ед.; - снижение удельной энергоёмкости сооружений водоснабжения и водоотведения с 3,19 кВт. ч/куб. м до 2,89 кВт. ч/куб. м; - снижение удельной энергоёмкости сооружений коммунального и энергетического хозяйства с 0% до 0%; Фактические объёмы потерь ТЭ при её передаче с 22 378,3 Гкал до 251 447,4 Гкал; - фактические объёмы потерь воды при её передаче с 42 230,7 м3 до 701 600,0 м3; - фактические объёмы потерь ЭЭ при её передаче с 40 238,3 кВт. ч до 32 209,45 кВт. ч; - количество капитально отремонтированных, построенных и реконструированных объектов коммунального и энергетического хозяйства и социальной сферы с 11 ед. до 10 ед.; - протяжённость построенных, реконструированных и капитально отремонтированных сетей электро-, тепловодоснабжения с 943 пог.м до 1988 пог. м |
Подпрограммы программы |
- подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве"; - подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры"; - подпрограмма "Чистая вода" |
Портфели проектов, проекты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленные, в том числе на реализацию региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) Российской Федерации, параметры их финансового обеспечения |
|
Проекты (портфели проектов) Сургутского района, направленные в том числе на реализацию региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) Российской Федерации (не вошедшие в региональные проекты (портфели проектов), параметры их финансового обеспечения |
|
Раздел 1. Характеристика текущего состояния энергосбережения
и повышения энергетической эффективности Сургутского района
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, "Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года", утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р, "Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп, "Концепцией энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", утверждённой распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп, "Стратегией социально-экономического развития Сургутского района до 2020 года", одобренной постановлением администрации Сургутского района от 09.04.2009 N 332.
Городские и сельские поселения, входящие в состав Сургутского района в рамках исполнения требований Закона N 261-ФЗ вправе разрабатывать и утверждать собственные муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учётом положений настоящей Программы.
Программа отражает общие для Российской Федерации тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и основана на особенностях инфраструктуры и социально-экономических условий Сургутского района.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергетических ресурсов.
Одним из основных интегральных показателей (индикаторов) эффективности использования энергетических ресурсов в субъектах Российской Федерации является энергоёмкость валового регионального продукта (далее - ВРП) как составляющая энергоёмкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объёмов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объёму ВРП.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение к 2030 году удельной энергоёмкости ВВП - более чем в 2 раза, удельной электроёмкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Соответствующие целевые показатели определены и в Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программных методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований. В этой связи создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Сургутском районе становится одной из приоритетных задач устойчивого развития района.
Численность населения муниципального образования на 01 января 2013 года составила более 120 тыс. человек, проживающих в 4 городских поселениях (Лянтор, Федоровский, Белый Яр, Барсово) и 9 сельских поселениях (Солнечный, Нижнесортымский, Угут, Ульт-Ягун, Локосово, Русскинская, Сытомино, Лямина, Тундрино).
Климат района резко-континентальный, его отличают высокая влажность в весенне-летний и осенний периоды, интенсивная циркуляция воздушных масс: летом преобладают северные ветры, в остальное время - южные и юго-западные. Продолжительность отопительного сезона более 8 месяцев.
Объём производства и распределения электроэнергии, газа и горячей воды в Сургутском районе за 2012 год составила 2317 млн. рублей, или 122,3% к 2011 году в сопоставимых ценах. В данном объёме производства основная доля приходится на услуги по производству, передаче и распределению коммунальных услуг.
Производство электрической энергии в 2012 году составило 0,05 млн. кВт x ч. Электроэнергия вырабатывается дизельной станцией для обеспечения населения из числа малочисленных народов Севера в д. Таурово. Большая часть объёма электрической энергии, потребляемой на территории Сургутского района, поступает из энергосистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Потребление электрической энергии на территории муниципального образования составило в 2012 году 33 5442,37 тыс. кВт/ч. Развитие централизованной энергетики в Сургутском районе также, как и в целом по округу, связано с дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния. Объём потерь при передаче электрической энергии по распределительным сетям в 2017 году составил 40 184,20 кВт/ч.
На конец 2012 года количество источников теплоснабжения в районе составило 34 (10 мощностью до 3 Гкал/ч, 17 мощностью от 3 до 20 Гкал/ч и 7 от 20 до 100 Гкал/ч). В 2012 году общий объём выработки тепловой энергии в Сургутском районе составил 998,26 тыс. Гкал, получено тепловой энергии со стороны - 3,86 тыс. Гкал, отпущено тепловой энергии - 889,68 тыс. Гкал, объём потерь тепловой энергии - 58,6 тыс. Гкал, в том числе в тепловых и паровых сетях - 58,5 тыс. Гкал.
В 2012 году расход топлива фактически на весь объём произведённых ресурсов составил 168,22 тыс. т у.т., в том числе жидкого топлива было потреблено 1994,12 т, газообразного топлива - 134763 тыс. куб. м, электроэнергии - 42567,19 тыс. кВт x ч. За счёт реализации энергосберегающих мероприятий экономия топлива в 2012 году составила 9,89 тыс. т у.т., газообразного топлива 7859,78 тыс. куб. м.
Общий объём поставки воды в 2012 году составил 6 928,37 тыс. куб. м.
В структуре потребления энергетических ресурсов Сургутского района жилищно-коммунальный сектор занимает основную долю по потреблению тепловой энергии и воды. Основными потребителями электрической энергии являются прочие потребители, в том числе промышленность.
Суммарный потенциал энергосбережения в Сургутском районе по тепловой и электрической энергии оценивается в 39,99 - 53,00 тыс. т у.т., воды - в 697,47 - 1035,58 тыс. куб. м.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики Сургутского района по тепловой и электрической энергии составляет:
- жилищно-коммунальный сектор - 25,35 - 31,69 тыс. т у.т.;
- организации бюджетной сферы - 4,73 - 6,30 тыс. т у.т.;
- промышленность, транспорт, связь и торговля - 9,31 - 13,97 тыс. т у.т.;
- сельское хозяйство - 0,04 - 0,09 тыс. т у.т.;
- энергетика - 0,10 - 0,20 тыс. т у.т.;
- городское освещение - 0,41 - 0,68 тыс. т у.т.;
- дорожное освещение - 0,04 - 0,07 тыс. т у.т.
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов района. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обуславливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории Сургутского района, и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы района, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства территорий муниципальных поселений, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития Сургутского района.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
- точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счёт реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. При этом с учётом рисков, связанных с реализацией Программы, при её разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение удельных показателей энергоёмкости и энергопотребления энергетических ресурсов, за счёт внедрения энергоэффективного оборудования и экологически чистых технологий для устойчивого социально-экономического развития жилищно-коммунального хозяйства Сургутского района и улучшение качества жизни населения муниципальных образований Сургутского района за счёт реализации энергосберегающих мероприятий.
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:
- повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере;
- повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий в жилищной сфере;
- повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования на транспорте;
- повышение энергетической эффективности и внедрение энергосберегающего оборудования для обеспечения населения Сургутского района чистой питьевой водой, а также защита природной воды от попадания в неё загрязняющих веществ при сбросе бытовых сточных вод в водные объекты;
- повышение энергетической эффективности при производстве и передачи энергетических ресурсов;
- повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов за счёт внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в строительстве.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 01 января 2014 года до 01 января 2021 года.
4. Перечень программных мероприятий
Программа состоит из 3-х подпрограмм, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Сургутском районе и соответствующих требованиям Закона N 261-ФЗ:
1) подпрограмма 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры";
2) подпрограмма 4 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве";
3) подпрограмма 5 "Чистая вода".
Подпрограмма 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры".
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния энергосбережения
и повышения энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры"
Коммунальный комплекс включает в себя:
- количество источников теплоснабжения на конец 2012 года в Сургутском районе составило 34, из которых 10 мощностью до 3 Гкал/ч, 17 мощностью от 3 до 20 Гкал/ч и 7 от 20 до 100 Гкал/ч. Количество котлов (энергоустановок) составило 155.
Суммарная мощность источников теплоснабжения составляет 825,15 Гкал/ч. 4 источника теплоснабжения работают на жидком топливе, 23 на газообразном топливе. Большинство котельных характеризуются износом, превышающим 50%, из которых 5 с износом более 80%, и 7 с полным износом. В большинстве малых котельных отсутствует современная автоматизация технологических процессов, оборудование устарело, с малым межремонтным периодом эксплуатации. Средний КПД котельных Сургутского района составляет около 83%, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре этот показатель равен 88 - 90%. На многих котельных удельные расходы топлива существенно выше нормативных. Заявленные КПД котлов, работающих на природном газе, варьируют в пределах 60,7 - 93,9%; нефти и нефтепродуктах - 68,6 - 94,0%, дизельной - 79,86%;
- 24 дизельные электростанции (ДЭС), 2 мобильные ДЭС, предусмотренные для работы котельных и водозаборов в аварийном режиме, где имеется только один источник электропитания;
- 51 центральных тепловых пунктов;
- 106 насосных станций 1-го подъёма, общей производительностью 76,70 тыс. куб. м/сут., установленная мощность очистных сооружений 50,40 тыс. куб. м/сут.;
- 58 канализационных насосных станций установленной мощностью 242,65 тыс. куб. м/сутки, из них пропускная способность очистных сооружений района (сооружения биологической очистки) составляет 30 тыс. куб. м/сут.;
- 346,55 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в том числе 284,55 км с диаметром до 200 мм, 48,47 км с диаметром от 200 до 400 мм и 13,53 км с диаметром от 400 до 600 мм;
- 357,20 км сетей водоснабжения;
- 367,10 км сетей водоотведения;
- 14,96 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении нуждаются в замене.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 40%, в том числе:
- износ основных фондов центральных тепловых пунктов - 47%, котельных - 50,25%;
- износ сетей водоснабжения - 46%;
- износ сетей водоотведения - 44%;
- износ тепловых сетей - 50%, в том числе теплопроводы и трубопроводы ГВС без ППУ изоляции - 70%.
Централизованное газоснабжение осуществляется в доме с крышной котельной по ул. Киевская, 1/1, и 2 жилых домах с индивидуальными газовыми котлами в п. Барсово. В городском поселение Белый Яр, городском поселение Барсово осуществляется поставка баллонов со сжиженным газом.
В Сургутском районе основной организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, является муниципальное унитарное предприятие "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" (МУП "ТО УТВиВ N 1").
В населённых пунктах Сургутского района внедряются различные системы теплоснабжения. Децентрализованные системы любого вида позволяют исключить потери энергии при её транспортировке, повысить надёжность систем отопления и горячего водоснабжения, вести строительство там, где нет развитых тепловых сетей. Применяются новые технологий теплоснабжения, такие как строительство крышных котельных (д. Русскинская, п. Барсово), установка поквартирных газовых котлов (п. Барсово), что позволяет значительно экономить энергетические ресурсы.
В Сургутском районе, как и по округу в целом, отмечаются следующие основные проблемы на источниках тепловой энергии:
- высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;
- низкая оснащённость приборами учёта потребления топлива и (или) отпуска тепловой энергии на котельных;
- низкий остаточный ресурс и изношенность оборудования;
- нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов;
- нарушение качества топлива, вызывающее отказы горелок;
- низкий уровень автоматизации, отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики;
- отсутствие или низкое качество водоподготовки;
- несоблюдение температурного графика;
- высокая стоимость топлива;
- нехватка и недостаточная квалификация персонала котельных;
- избыток располагаемых мощностей в локальных системах теплоснабжения, определённый с учётом нормативных требований по их резервированию.
Удельный расход электроэнергии на выработку и транспорт теплоты для большинства котельных существенно превышает нормативные значения, также значительные объёмы электроэнергии расходуются на 106 насосных станциях и 35 ЦТП.
Объём потерь энергетических ресурсов при их передаче составил тепловой энергии - 22 378 Гкал (8% от общего объёма потребления), воды - 42 231 куб. м (10% от общего объёма потребления), электроэнергии - 40т238 кВт/ч (10% от общего объёма потребления).
Основные проблемы в тепловых сетях: заниженный по сравнению с реальным уровень потерь в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепло, что существенно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей; высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях; высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей; высокая степень износа тепловых сетей и превышение в ряде населённых пунктов критического уровня частоты отказов; неудовлетворительное техническое состояние тепловых сетей, нарушение тепловой изоляции и высокие потери тепловой энергии; нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и сопутствующие ему недотопы и перетопы зданий.
В жилищно-коммунальном секторе в последние годы проводится работа по внедрению энергосберегающих технологий при производстве жилищно-коммунальных услуг. В рамках этого направления в Сургутском районе были разработаны долгосрочные программы, направленные на модернизацию производства, обеспечение населения качественной питьевой водой, строительством полигонов по сбору и утилизации твердых бытовых отходов и снежных отходов, строительством канализационно-очистных сооружений.
Основные мероприятия по энергосбережению, реализуемые на объектах теплоснабжения и в коммунальном хозяйстве, направлены на снижение удельного расхода топлива на котельных до 152 кг у.т./Гкал; снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 15 кВт x ч/Гкал; наращивание выработки электроэнергии на котельных; снижение доли потерь в тепловых сетях до 9%; эффективное использование мощности двигателей на объектах водоснабжения и водоотведения, оснащённых частотно-регулируемым приводом.
Содержание и эксплуатацию электросетевого хозяйства Сургутского района осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район (МУП "СРЭС" МО СР).
Протяжённость электрических сетей в Сургутском районе составляет 872,33 км, в том числе с уровнем напряжения 0,4 кВ - 389,28 км, 6(10) кВ - 375,15, 35 кВ - 107,9 км.
Состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций Сургутского района характеризуется высокой степенью физического износа и старения (износ электрических сетей 46%; износ энергетического оборудования трансформаторных подстанций составляет более 50%).
Объём потерь электрической энергии при её передаче по распределительным сетям в 2017 году составил - 40 184,20 тыс. кВт x ч.
Необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, также как и модернизация уже существующих, с проведением мер по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учётом передовых разработок с целью снижения потерь электрической энергии при её транспортировке.
Отсутствуют системы автоматического контроля, учёта и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей. Система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок, при общем износе до 70%.
Потенциал энергосбережения в энергетике оценивается по электрической энергии - 5 - 10% (0,10 - 0,20 тыс. т у.т.).
Раздел 2. "Цели, задачи подпрограммы, показатели их достижения"
Целью подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры" является повышение эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счёт внедрения энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве Сургутского района.
Достижение цели подпрограммы будет обеспечено путём решения следующих задач:
1. Организация и обеспечение совершенствования объектов коммунальной инфраструктуры.
Достижение целей подпрограммы определяется целевыми значениями показателей, перечень которых представлен в таблице 1.
Состав целевых показателей определён исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач подпрограммы.
Значения целевых показателей подпрограммы определены в следующем порядке:
- показатель "Доля потерь тепловой энергии при её передачи в общем объёме переданной тепловой энергии" рассчитывается как отношение показателя потери тепловой энергии и показателя отпущенной тепловой энергии";
- показатель "Доля потерь воды энергии при её передачи в общем объёме переданной воды" рассчитывается как отношение показателя неучтённого расхода воды и показателя поданной воды в сеть;
- показатель "Доля потерь электроэнергии при её передачи в общем объёме переданной электроэнергии" рассчитывается как отношение показателя потери электроэнергии и показателя отпущенной электроэнергии.
Раздел 3. "Мероприятия подпрограммы"
В рамках подпрограммы 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, теплоэнергетике и системах коммунальной инфраструктуры" для обеспечения устойчивого функционирования и развития систем коммунального комплекса района, повышения энергоэффективности и снижения потребления энергетических ресурсов предполагается реализация следующих мероприятий:
Мероприятие 3.1.1.1.: "Организация и осуществление мероприятий, направленных на капитальный ремонт и модернизацию жилищно-коммунального и энергетического комплекса Сургутского района".
В рамках данного мероприятия предусматривается выполнение работ по капитальному ремонту и модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, разработку локально-сметной документации на капитальный ремонт объектов коммунального и энергетического хозяйства, проведение аукционов (торгов, конкурсов), обеспечение и проведение плановых и внеплановых проверок.
Показатель "Количество капитально отремонтированных и модернизированных объектов коммунальной инфраструктуры" - рассчитывается как сумма капитально отремонтированных объектов за текущий год.
Мероприятие 3.1.1.2.: "Организация процесса реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и реконструкции сооружений коммунального и энергетического комплекса".
В рамках данного мероприятия предусматривается предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности Сургутского района в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных унитарных предприятий Сургутского района.
Показатель "Количество реконструированных объектов коммунальной инфраструктуры" - рассчитывается как сумма реконструированных объектов за текущий год.
3.1.1.3. Мероприятие "Организация и обеспечение иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности коммунального и энергетического хозяйства на территории Сургутского района";
3.1.1.4. Мероприятие "Предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципальным унитарным предприятиям";
3.1.1.5. Мероприятие "Обеспечение и организация работ по возмещению затрат организациям, осуществляющим поставку товаров, работ, услуг в сфере коммунального комплекса Сургутского района".
Подпрограмма 4 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве"
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния
энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве"
В состав строительного комплекса Сургутского района входят две основные отрасли: строительство и промышленность строительных материалов.
Производство изделий из бетона для использования в строительстве составляет основную долю в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (92%).
Для решения задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве необходимо, в частности:
- строительство зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
- проектирование зданий, строений, сооружений, использование строительных материалов и деталей с учётом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
- обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт материалов и конструкций при разработке генерального плана строительства;
- организация учёта и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
- использование специальных малоэнергоёмких машин и механизмов, технологического оборудования и оснастки для производства строительно-монтажных работ;
- использование новых материалов и конструкций, технологических процессов, исключающих или снижающих расход энергетических ресурсов;
- внедрение в проектирование и строительство отопительных систем с горизонтальной разводкой;
- использование новых методов бетонирования в зимних условиях с применением химических добавок;
- строительство жилых домов и общественных зданий из экологически чистых материалов;
- строительство зданий и сооружений с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
- устройство вентиляции с рекуперацией тепла уходящего из помещения воздуха;
- применение систем автономного энергоснабжения объектов капитального строительства.
Раздел 2. "Цели, задачи подпрограммы, показатели их достижения"
Целью подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве" является повышение качества жизни населения и энергетической эффективности за счёт создания новых мощностей источников энергии и снижения уровня расходования энергетических ресурсов.
Достижение цели подпрограммы будет обеспечено путём решения следующей задачи:
1. Внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в отраслях экономики в социальной сфере.
Достижение целей подпрограммы определяется целевыми значениями показателей, перечень которых представлен в таблице 1.
Состав целевых показателей определён исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач подпрограммы.
Значения целевых показателей подпрограммы определены в следующем порядке:
- показатель "Снижение доли потерь тепловой энергии на реконструированных и отремонтированных объектах" рассчитывается как отношение показателя потери тепловой энергии и показателя отпущенной тепловой энергии".
Раздел 3. "Мероприятия подпрограммы"
В рамках подпрограммы 4 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве" предполагается реализация следующих мероприятий:
1. Мероприятие 4.1.1.1.: "Организация и осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры и энергетического хозяйства Сургутского района".
В рамках данного мероприятия предусматривается выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов и сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, разработку локально-сметной документации.
Показатель "Доля объектов, введенных в эксплуатацию в плановые сроки" - рассчитывается как отношение количества объектов, введённых в эксплуатацию в плановые сроки к общему количеству объектов коммунальной инфраструктуры Сургутского района.
2. Мероприятие 4.1.1.2.: "Организация и осуществление капитального ремонта объектов социально-культурного обеспечения".
В рамках данного мероприятия предусматривается выполнение работ по капитальному ремонту (утепления зданий, ремонт кровли и крыши и т.д.) детских садов, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и т.д.
Показатель "Доля объектов, введённых в эксплуатацию в соответствии с сетевым графиком" - рассчитывается как отношение количества объектов, введённых в эксплуатацию в соответствии с количеством объектов в сетевом графике.
Подпрограмма 5 "Чистая вода"
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
жилищно-коммунальной сферы и электроэнергетики Сургутского района
Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Сургутского района.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий", и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды.
Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населённых пунктов Сургутского района являются подземные воды. Подъём воды осуществляется из 106-ти артезианских скважин.
Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, марганца, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди, что характерно для подземных вод Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Количество водоочистных сооружений в районе составляет 16 единиц. Проектная мощность водопроводных очистных сооружений по Сургутскому району - 51,4 тыс. куб. м/сут. Очистку проходит 20,9 тыс. м3/сут. питьевой воды. Однако имеется дефицит водоочистных сооружений в сельских малочисленных населённых пунктах и дефицит мощности водоочистных сооружений в некоторых поселениях, так как основные мощности сооружений сконцентрированы в городских поселениях и крупных посёлках, тогда как в ряде сельских населённых пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки (п. Малоюганский, п. Горный и т.д.). Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативные содержания, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно. Требуется проведение реконструкции водоочистных сооружений городского поселения Лянтор, городского поселения Федоровский, д. Сайгатина с применением современных методов очистки.
В населённых пунктах городского поселения Барсово существенной проблемой является дефицит мощностей водоочистных сооружений.
Также важной проблемой остаётся отсутствие резервуаров чистой воды (РЧВ) на сооружениях очистки питьевой воды в городском поселении Белый Яр, сельском поселении Солнечный и т.д.
Проведенный анализ качества воды источников водоснабжения и его сравнение с гигиеническими нормативами, установленными действующими ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", свидетельствуют, что системы водоснабжения городских и сельских поселений района требуют оснащения их эффективными устройствами очистки, кондиционирования и обеззараживания воды с доведением её качества до требуемых гигиенических нормативов.
В рамках мероприятий по водоснабжению ежегодно проводится реконструкция водопроводных сетей, в 2012 году заменено 5,644 км ветхих сетей. В целом уровень замены сетей составил 2,2% при необходимом минимуме перекладки труб - не менее 4%. Таким образом, показатель сетей, нуждающихся в замене, ежегодно растёт.
В районе разводящие сети водопровода построены по лучевой тупиковой схеме, что способствует застою воды на концевых участках сетей. Так как водопроводная труба идёт в одной изоляции с обратным трубопроводом теплоснабжения, происходит нагрев холодной воды и в процессе химической реакции порождаются бактерии, ухудшающие гигиенические показатели питьевой воды, появляется запах, изменяется цветность, взвесь соединений железа.
Для того чтобы качество воды не ухудшалось при прохождении через разводящую сеть, необходимо провести реконструкцию водопроводов, которая включала бы в себя исполнение трубопроводов из высокотехнологичных материалов с закольцовкой и раздельной теплоизоляцией.
В сельских поселениях Сытомино, Высокий Мыс, Локосово остро стоит вопрос об увеличении водоразбора, в связи с чем, в данных населённых пунктах необходимо строительство разводящих водопроводных сетей.
Большую озабоченность в районе вызывает состояние поверхностных источников, относящихся к категории рыбохозяйственного назначения. Одной из причин неблагополучного экологического состояния водных объектов является низкий уровень финансирования работ, связанных с охраной окружающей среды, в том числе проблем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод перед сбросом в водоём.
Хозяйственно-бытовые сточные воды являются источником загрязнения поверхностных водоёмов органическими веществами, биогенными элементами (соединения азота, фосфора, кремния), поверхностно-активными веществами.
Общая протяжённость канализационных сетей составляет 237,481 км. В ряде населённых пунктов существует необходимость прокладки сетей водоотведения, таких как сельское поселение Русскинская, п. Тром-Аган, городское поселение Барсово и т.д.
Актуальной остаётся проблема строительства сетей канализации в населённых пунктах с.п. Лямина, с.п. Угут, г.п. Федоровский и т.д., где на сегодняшний день построены канализационные очистные сооружения.
На сегодняшний день в районе насчитывается 59 канализационных станций (КНС) и 6 сооружений очистки сточных вод общей производительностью 29,2 тыс. м3/сут. Очистку проходят 11,747 тыс. м3/сут. сточных вод. Таким образом, несмотря на имеющиеся резервные мощности, продолжается сброс ненормативно очищенных вод, так как канализационные очистные сооружения выполнены по проектам 80-х годов. На канализационных станциях принята традиционная схема - биологическая и механическая очистка. Не предусмотрены сооружения доочистки от органических, взвешенных веществ.
Неочищенные сточные воды являются фактором риска распространения возбудителей инфекции. В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 23, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления, в том числе жидких бытовых отходов без соответствующей очистки запрещён. Предприятия жилищно-коммунального комплекса района производят плату за негативное воздействие на окружающую среду ежеквартально от 50 до 250 тыс. рублей в зависимости от качества вывезенных стоков.
Поэтому остро стоит вопрос о строительстве канализационных очистных сооружений в г.п. Белый Яр, с.п. Локосово, д. Сайгатина, п. Тром-Аган, с.п. Русскинская, с.п. Сытомино и т.д.
В настоящее время обеспеченность населения услугой централизованного водоснабжения в целом по Сургутскому району составляет 97%, системой централизованного водоотведения 95%. В городских поселениях обеспеченность централизованного водоснабжения составляет 100%, централизованного водоотведения 100%.
Раздел 2. Цели, задачи и показатели их достижения
Целью подпрограммы "Чистая вода" является обеспечение населения достаточным количеством качественной питьевой воды, соответствующей существующим нормам водопотребления и рациональное использование водных ресурсов, защита природной воды от попадания в неё загрязняющих веществ при транспортировке и сбросе бытовых сточных вод в водные объекты.
Достижение цели подпрограммы будет обеспечено путём решения следующих задач - организация и обеспечение населения района чистой питьевой водой, соответствующей нормам водопотребления, рациональное использование водных ресурсов и организация и обеспечение защиты природной воды от попадания в неё загрязняющих веществ при транспортировке и сбросе бытовых сточных вод.
Достижение целей подпрограммы определяется целевыми значениями показателей, перечень которых представлен в таблице 1.
Состав целевых показателей определён исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач подпрограммы.
Значения целевых показателей подпрограммы определены в следующем порядке:
1. Показатель "Обеспеченность населения централизованным водоснабжением" рассчитывается как отношение показателя площади жилых помещений, оборудованных централизованным водопроводом, и показателя общей площади жилых помещений. Источник информации: статистическая форма 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде".
2. Показатель "Обеспеченность населения централизованным водоотведением" рассчитывается как отношение показателя площади жилых помещений, оборудованных централизованным водоотведением (канализацией), и показателя общей площади жилых помещений. Источник информации: статистическая форма 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде".
3. Показатель "Снижение удельной энергоёмкости сооружений очистки питьевой воды" рассчитывается как отношение показателя количества израсходованной электроэнергии на очистку питьевой воды и показателя количества очищенной питьевой воды. Источник информации: статистическая форма 1 водопровод (сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)).
4. Показатель "Снижение удельной энергоёмкости канализационных очистных сооружений" рассчитывается как отношение показателя количества израсходованной электроэнергии на очистку сточных вод и показателя количества очищенных сточных вод. Источник информации: статистическая форма 1 канализация (сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)).
Раздел 3. "Мероприятия подпрограммы"
В соответствии с подпрограммой 5 "Чистая вода" для обеспечения населения достаточным количеством качественной питьевой воды, соответствующей существующим нормам водопотребления и рациональное использование водных ресурсов, защита природной воды от попадания в неё загрязняющих веществ при транспортировке и сбросе бытовых сточных вод в водные объекты предполагается реализация следующих мероприятий:
1. Мероприятие 5.1.1.1.: "Организация и осуществление строительства и реконструкции объектов водоснабжения".
В рамках данного мероприятия предусматривается выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водоснабжения и разработку локально-сметной документации.
Показатель "Доля объектов, введённых в эксплуатацию в плановые сроки" - рассчитывается как отношение количества объектов, введённых в эксплуатацию в плановые сроки к общему количеству объектов коммунальной инфраструктуры Сургутского района.
2. Мероприятие 5.1.1.2.: "Организация и осуществление строительства и реконструкции объектов водоотведения".
В рамках данного мероприятия предусматривается выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов водоотведения и разработку локально-сметной документации.
Показатель "Доля объектов, введённых в эксплуатацию в плановые сроки" - рассчитывается как отношение количества объектов, введённых в эксплуатацию в плановые сроки к общему количеству объектов коммунальной инфраструктуры Сургутского района.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2019 г. N 2516 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.