1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - основные направления долговой политики).
См. также:
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 августа 2016 г. N 275-рп "Об утверждении основных направлений налоговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 августа 2016 г. N 277-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой долговой политики на территории Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов учитывать основные направления долговой политики.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.A.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
Основные направления
долговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края
от 31 августа 2016 г. N 276-рп)
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии с Рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 15 февраля 2016 г. (далее - Рекомендации Минфина России по долговой политике), Программой повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 433-рп, и государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 550-п.
Под долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Ставропольского края, направленная на поддержание объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Анализ текущего состояния государственного долга
Анализ исполнения бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) за 2013 - 2015 годы показал, что опережение роста объема расходов краевого бюджета (2013 год - 109,0 процента, 2014 год - 98,0 процента, 2015 год - 104,0 процента) по сравнению с ростом доходов краевого бюджета (2013 год - 107,1 процента, 2014 год - 102,8 процента, 2015 год - 97,4 процента) обусловили утверждение и исполнение дефицита краевого бюджета в объеме, близком к его предельному значению, и неуклонный рост объема государственного долга (2013 год - 138,4 процента, 2014 год - 134,0 процента, 2015 год - 97,4 процента).
По итогам 2015 года государственный долг составил 34 631,1 млн. рублей, что в 1,7 раза выше, чем в 2013 году.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие базовые показатели долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:
отношение объема государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, которое не может превысить 100,0 процента;
доля объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, которая не может превысить 15,0 процента.
В соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике данные показатели не являются достаточными для адекватной оценки долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, в связи с этим при оценке долговой устойчивости дополнительно следует учитывать следующие показатели долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:
отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, которое не может превысить 10,0-13,0 процента;
доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации, которая не может превысить 15,0 процента.
Показатели долговой устойчивости Ставропольского края по итогам 2013 - 2015 годов представлены в таблице.
Таблица
Показатели долговой устойчивости Ставропольского края по итогам 2013 - 2015 годов
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя |
Исполнение краевого бюджета |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
47,2 |
59,7 |
74,3 |
|
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов краевого бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
|
3. |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
27,2 |
14,3 |
14,4 |
|
4. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета |
15,7 |
15,9 |
16,7 |
Объемы государственного долга и расходов на его обслуживание в настоящее время не достигли критического уровня, но, учитывая существующее состояние экономики в Ставропольском крае, остановить рост объема государственного долга и расходов на его обслуживание в ближайшей перспективе не представляется возможным.
С 2013 года проводится постоянная работа по переводу краткосрочных кредитных заимствований в среднесрочные заимствования, что позволяет снизить долю краткосрочных заимствований в общем объеме государственного долга с 27,2 процента по итогам 2013 года до 14,4 процента по итогам 2015 года.
Привлечение среднесрочных и долгосрочных заимствований позволило равномерно распределить погашение долговых обязательств Ставропольского края по годам и, несмотря на значительный объем государственного долга, обеспечить безопасные условия для планового финансового обеспечения расходов краевого бюджета и своевременного обслуживания государственного долга.
Наиболее серьезной проблемой является рост отношения годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из федерального бюджета. Увеличение данного показателя снижает объем доходов краевого бюджета, остающихся для финансового обеспечения "условно-постоянных" расходов краевого бюджета.
В целях снижения темпов прироста государственного долга с 2013 года в Ставропольского крае реализуется План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2013 - 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2013 г. N 397-рп.
Учитывая необходимость продолжения данной работы разработан План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2017 - 2019 годов, и утвержден распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп.
В текущем году в целях сокращения сроков пользования заемными средствами и расходов по их обслуживанию проведены следующие мероприятия:
осуществлены заимствования из федерального бюджета в объеме 15 600,0 млн. рублей в виде краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в целях временного замещения коммерческих заимствований (экономия расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга в первом полугодии 2016 года составила 195,7 млн. рублей);
осуществлены временные заимствования свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Ставропольского края и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объеме 4 150,0 млн. рублей в целях сокращения сроков привлечения заемных средств в кредитных организациях (экономия расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга в первом полугодии 2016 года составила 70,7 млн. рублей);
привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита краевого бюджета на замещение коммерческих долговых обязательств Ставропольского края в объеме 12 593,4 млн. рублей со сроками погашения в 2018 и 2019 годах под 0,1 процента годовых (экономия расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга ежегодно составит более 1 200,0 млн. рублей).
В первом полугодии 2016 года заключены долгосрочные государственные контракты между министерством финансов Ставропольского края и кредитными организациями, определенными по итогам электронных аукционов по привлечению заемных средств в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий, на срок до 3 лет на сумму 8 000,0 млн. рублей под 13.5 - 14,0 процента годовых, что позволит в 2016 году в полной мере осуществить финансовое обеспечение плановых расходов краевого бюджета.
В связи со снижением на фондовом рынке доходностей размещаемых субфедеральных облигаций министерством финансов Ставропольского края проводится работа по организации выпуска облигационного займа Ставропольского края 2016 года в объеме 4 800,0 млн. рублей с доходностью 10.5 - 11,5 процента годовых, что на 2,0 - 2,5 пункта ниже процентных ставок банковских кредитов, привлеченных в 2015 году и первом полугодии 2016 года. Размещение облигационного займа Ставропольского края 2016 года позволит осуществить замену инструментов финансирования дефицита краевого бюджета в 2016 году.
III. Основные риски, связанные с управлением государственным долгом, цели и задачи долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств Ставропольского края.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований обусловлен возникновением непредвиденных расходов краевого бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита краевого бюджета.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Ставропольского края, связанным с отказом кредитных организаций и инвесторов - потенциальных приобретателей государственных облигаций Ставропольского края предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
В связи с этим целями долговой политики являются: снижение темпов прироста государственного долга; своевременное погашение долговых обязательств Ставропольского края, имеющих сроки погашения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита краевого бюджета в 2017 - 2019 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2017 - 2019 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о краевом бюджете, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);
обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств Ставропольского края, в том числе по долговым обязательствам Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций; к 01 января 2018 года доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края составит не более 78,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, - не более 53,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год; к 01 января 2019 года доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края составит не более 60,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, - не более 47,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год; к 01 января 2020 года доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края составит не более 52,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, - не более 50,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
IV. Мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1) поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне, в рамках которого предполагается:
проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей краевого бюджета и приводящих к сокращению дефицита краевого бюджета и темпов прироста государственного долга;
осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении краевого бюджета;
направление остатков средств на едином счете краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении краевого бюджета на сокращение дефицита краевого бюджета в целях снижения объема государственного долга;
2) минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
привлечение временно свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита краевого бюджета (сроком на 3 года) в целях погашения долговых обязательств Ставропольского края в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным от кредитных организаций;
сохранение международного кредитного рейтинга Ставропольского края на уровне 2016 года;
3) равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Ставропольского края и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Ставропольского края в целях равномерного распределения долговой нагрузки на краевой бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Ставропольского края.
Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать дальнейшему сохранению долговой устойчивости краевого бюджета и позволит выполнить условия соглашений о предоставлении краевому бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ставропольского края в 2015 и 2016 годах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приняты основные направления долговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Представлены цели и задачи долговой политики, а также возникающие риски. Определено, что поддержание объема госдолга на оптимальном уровне возможно за счет проведения мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизации расходной частей краевого бюджета и приводящих к сокращению дефицита краевого бюджета и темпов прироста государственного долга; осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета; направление остатков средств на едином счете краевого бюджета, образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 августа 2016 г. N 276-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru)