Соглашение
между администрацией города Ставрополя, представительством Территориального объединения Федерации профсоюзов Ставропольского края - координационным советом организаций профсоюзов в городе Ставрополе и Ассоциацией работодателей города Ставрополя (территориальным объединением работодателей) на 2016 - 2018 годы
(одобрено решением городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений
от 30 сентября 2015 г. N 4)
Администрация города Ставрополя (далее - Администрация), представительство Территориального объединения Федерации профсоюзов Ставропольского края - координационный совет организаций профсоюзов в городе Ставрополе (далее - Профсоюзы) и Ассоциация работодателей города Ставрополя (территориальное объединение работодателей) (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Ставропольского края от 01 марта 2007 г. N 6-кз "О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда", Соглашением между Правительством Ставропольского края, Территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" и решением Ставропольской городской Думы от 30 октября 2002 года N 193 "Об утверждении Положения о городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее трехстороннее соглашение на 2016 - 2018 годы (далее - Соглашение), устанавливающее принципы сотрудничества и согласованные позиции Сторон по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территориальном уровне в 2016 - 2018 годах и совместные действия по их осуществлению.
Приоритетными задачами Соглашения Стороны считают создание условий, содействующих развитию экономики, улучшению инвестиционного климата, повышению предпринимательской активности, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, повышению качества предоставляемых муниципальных услуг, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест; поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения и на этой основе наполнению бюджета города Ставрополя.
Решение указанных задач достигается за счет реализации муниципальных программ, принятых отраслевыми (функциональными) органами Администрации, Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, повышения производительности труда, соблюдения трудового законодательства, проведения мероприятий по борьбе с коррупцией, преодоления избыточного уровня администрирования органами местного самоуправления, повышения роли общественных механизмов в управлении экономикой.
Стороны рассматривают настоящее Соглашение, как правовой акт, определяющий механизм их взаимодействия.
Стороны Соглашения намерены развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения определенных настоящим Соглашением обязательств и договоренностей.
Условия, содержащиеся в настоящем Соглашении, учитываются при разработке отраслевых соглашений, коллективных договоров.
Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров, равно как и в сторону ухудшения условий для развития и функционирования бизнеса в городе Ставрополе.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие.
В целях обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), в пределах установленных полномочий, разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и добиваются их реализации.
Соглашение открыто для присоединения к нему других объединений работодателей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Стороны обязуются информировать жителей города Ставрополя о ходе реализации Соглашения, решениях Комиссии через средства массовой информации.
Принятые Администрацией по настоящему Соглашению обязательства реализуются в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на соответствующий финансовый год.
Соглашение вступает в силу с 01 января 2016 года и действует по 31 декабря 2018 года.
I. В области развития экономики
Стороны:
1.1. Формируют эффективный механизм управления экономикой в городе Ставрополе на основе проведения административной реформы, всестороннего развития различных форм сотрудничества.
1.2. Содействуют созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
1.3. Формируют систему по преодолению административных барьеров, борьбы с коррупцией с участием всех Сторон социального партнерства.
Создают условия для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках. Обеспечивают прозрачность и гласность процедур закупок для муниципальных нужд.
1.4. Содействуют:
созданию условий для увеличения объема отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг за счет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, расширения возможностей для развития малого и среднего предпринимательства;
превышению доходов населения над уровнем инфляции;
безусловному соблюдению норм действующего законодательства Российской Федерации в области трудовых отношений при смене собственника организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
1.5. Проводят в Комиссии консультации по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития города Ставрополя и проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год (в соответствии с Перечнем основных показателей прогноза социально - экономического развития города Ставрополя и проекта бюджета города Ставрополя, по которым проводятся консультации Сторон, указанным в приложении N 1 к настоящему Соглашению).
1.6. Вырабатывают при необходимости в адрес органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления города Ставрополя, Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.7. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций либо недружественных поглощений.
1.8. Содействуют проведению конкурсов (соревнований) профессионального мастерства в отраслях и в организациях города Ставрополя.
Администрация и Работодатели:
1.9. Обеспечивают развитие муниципально-частного партнерства.
1.10. Осуществляют совместную деятельность по привлечению инвестиций в экономику города Ставрополя.
1.12. Обеспечивает формирование и реализацию Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя.
1.13. Совместно осуществляет выявление административных барьеров в развитии производства и предпринимательства и вырабатывают предложения по их устранению.
Администрация:
1.14. Осуществляет разработку проектов планов и программ социально-экономического развития города Ставрополя на основе проведения консультаций и встреч, деятельности координационных советов, рабочих групп, в работе которых принимают участие представители Работодателей и Профсоюзов. Обеспечивает участие Комиссии в разработке и обсуждении программ социально-экономического развития города Ставрополя в соответствии с установленным порядком реализации статьи 35.1 Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.15. Содействует внедрению современных методов управления на основе новых информационных технологий.
1.16. Содействует привлечению инвестиций в экономику и социальную сферу города Ставрополя. Содействует внедрению эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций.
1.17. Содействует реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых предприятий и производств.
Обеспечивает проведение мониторинга инвестиционных проектов, в том числе их влияния на создание и сохранение рабочих мест при реализации каждого инвестиционного проекта.
1.18. Реализует муниципальные программы (подпрограммы) по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, считая приоритетными видами предпринимательскую деятельность в области промышленности и строительства, оказания социальных услуг населению.
1.19. Информирует организации о проводимых на территории города Ставрополя конкурсах на поставку продукции для муниципальных нужд. Не допускает задолженности по расчетам за закупки товаров, работ для обеспечения муниципальных нужд.
1.20. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Принимает меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.21. Ежегодно информируют Стороны Соглашения об исполнении бюджета города Ставрополя за текущий год, а также о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и учете предложений Профсоюзов и Работодателей.
Работодатели:
1.22. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, реализации проектов по техническому перевооружению, внедрению новых технологий, освоению производства высокотехнологической продукции, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.
1.23. Участвуют в реализации социально значимых проектов города Ставрополя, осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.24. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.25. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Ставропольского края, бюджет города Ставрополя, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
1.26. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением и коллективными договорами в соответствии со статьями 52-53 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.27. Учитывают мнение представителей профсоюзных организаций при разработке бизнес-планов, антикризисных программ. Предоставляют первичным профсоюзным организациям информацию по социально-трудовым вопросам и о результатах аудиторских проверок. Ежеквартально информируют представительный орган работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
1.28. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.29. При проведении мероприятий по реорганизации, реструктуризации организации сохраняют уровень заработной платы и социальных гарантий, действовавших до начала их проведения, при условии, если это не ухудшает социально-экономическое положение работников.
1.30. Обеспечивают фактическое участие работников в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы в соответствии с трудовым законодательством.
1.31. Через своих представителей участвуют в работе комиссий при администрации города Ставрополя по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Профсоюзы:
1.32. Способствуют устойчивой работе организаций города Ставрополя, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции, повышению профессионализма и деловой активности работников.
1.33. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защищают социально-экономические права и интересы работников.
1.34. Осуществляют контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
1.35. Проводят работу в трудовых коллективах, направленную на расширение практики договорного регулирования социально-трудовых отношений, проявление первичными профсоюзными организациями инициативы к началу коллективных переговоров по заключению коллективных договоров. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров.
1.36. Добиваются включения в коллективные договоры организаций одной отрасли равных прав для работников, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
1.37. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при администрации города Ставрополя по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.
Профсоюзы и Работодатели:
1.38. Проводят в организациях города Ставрополя обучение работников по правовым и экономическим вопросам.
II. В области регулирования оплаты труда, повышения уровня жизни и социальной защиты населения и снижения бедности
Стороны:
2.1. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, обеспечивающих повышение заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и качества труда, повышение уровня жизни населения города Ставрополя. Способствует совершенствованию организации труда и систем оплаты труда, обеспечению приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работ.
2.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации) принимают меры по обеспечению ежегодного роста уровня средней заработной платы работников города Ставрополя не менее, чем на 10 процентов. Способствуют достижению к 2018 году уровня средней номинальной заработной платы в городе Ставрополе не менее 120 процентов от среднекраевой заработной платы.
2.3. В целях снижения доли населения в городе Ставрополе с уровнем доходов ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, на основе мониторинга численности низкооплачиваемых групп работников, принимают меры по повышению их заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого Правительством Ставропольского края.
2.4. При разработке и заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров устанавливают в них обязательства по минимальным гарантиям, устанавливающим тарифные ставки, ставки заработной платы, оклады (должностные оклады); соотношение средней заработной платы руководителей к средней заработной плате работников; дополнительных гарантий при увольнении работников по сокращению численности или штата; распространение условий коллективного договора, действующего в организации, на работников, выводимых на аутсорсинг.
2.5. До установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников муниципальных казенных учреждений, а также муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Ставрополя (далее - муниципальные учреждения), получающим субсидии для финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) из бюджета города Ставрополя устанавливают в отраслевых соглашениях минимальный гарантированный уровень оплаты труда для каждой профессиональной квалификационной группы не менее установленных Примерными положениями по оплате труда работников государственных учреждений.
2.6. На основе консультаций сторон Комиссии ежегодно вносят предложения стороне Администрации по отдельным показателям проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год, в том числе по увеличению оплаты труда работников муниципальных учреждений.
2.7. Обеспечивают реализацию Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края на 2013 - 2018 годы. Обеспечивают проведение мониторинга действующих отраслевых систем оплаты труда в муниципальных учреждениях города Ставрополя.
2.8. Содействуют, в пределах полномочий, ликвидации задолженности по заработной плате у работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Ставрополя.
2.9. Осуществляют мониторинг уровня заработной платы, ее легализации, легитимного оформления трудовых отношений работников организаций города Ставрополя.
В рамках деятельности соответствующих комиссий выявляют факты выплаты заработной платы в размере ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае, с нарушением установленных сроков, других нарушений трудового законодательства.
2.10. Разрабатывают и реализуют систему мер поддержки и профессиональной ориентации молодежи. Участвуют в реализации государственных программ Ставропольского края и муниципальных программ, направленных на поддержку научной, творческой и предпринимательской деятельности молодежи. Пропагандируют здоровый образ жизни, проводят различные культурно-спортивные мероприятия (олимпиады, фестивали, смотры - конкурсы и др.).
2.11. Содействуют развитию культуры и спорта, детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов города Ставрополя, в том числе учреждений дополнительного образования.
2.12. Реализуют комплекс мер по оздоровлению детей и подростков.
Администрация:
2.13. При формировании бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год:
учитывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
предусматривает средства, необходимые для обеспечения выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений с учетом ее повышения в размерах и сроки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края на 2013 - 2018 годы;
продолжает реализацию меры социальной поддержки молодых специалистов социальной сферы, установив им доплату в размере 20 процентов от оклада.
2.14. Обеспечивает полное и своевременное финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений.
2.15. Совершенствует нормативную правовую базу по вопросам оплаты труда работников и руководителей муниципальных учреждений города Ставрополя в целях повышения качества муниципальных услуг (выполнение работ) и соответствия уровня оплаты труда качеству и результатам труда работников, в том числе устанавливает критерии и показатели эффективности работы муниципальных учреждений социальной сферы.
2.16. Осуществляет контроль за представлением муниципальными учреждениями полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления ими муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
2.17. Ежеквартально осуществляет мониторинг уровня оплаты труда руководителей муниципальных учреждений.
2.18. Развивают принципы адресного подхода к оказанию социальной помощи нуждающимся гражданам.
2.19. Проводит ликвидацию муниципальных учреждений после предварительного анализа их социальных последствий и с учетом мнения Комиссии.
Работодатели:
2.20. Обеспечивают ежегодное повышение уровня заработной платы работников, в том числе путем индексации заработной платы на уровень (процент) не ниже уровня инфляции.
2.21. Обеспечивают долю затрат на оплату труда в себестоимости продукции не ниже: 40% - на транспорте, 30% - в строительстве, 15% - в сельскохозяйственном производстве и 25% - в остальных отраслях экономики, а в организациях, где она сложилась на более высоком уровне, не допускают ее снижения.
2.22. Обеспечивают удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы не менее 70 процентов.
2.23. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже предусмотренных коллективным договором, соглашением, но не ниже 1/200 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
2.24. Информируют Администрацию и Профсоюзы появлении задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по ее погашению.
2.25. Обеспечивают выплату заработной платы работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже устанавливаемой Правительством Ставропольского края величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 1 квартал текущего года.
2.26. Неукоснительно выполняют требования трудового законодательства, касающиеся оформления трудовых отношений с работником.
2.27. Участвуют в создании и функционировании корпоративных пенсионных систем, заключают договоры с негосударственными пенсионными фондами в целях дополнительного пенсионного обеспечения работников.
Профсоюзы:
2.28. Осуществляют контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы в организациях города Ставрополя. Добиваются устранения нарушений трудового законодательства, в том числе в вопросах оплаты труда, посредством деятельности комиссий по трудовым спорам, а также в судебном порядке. Вносят предложения отраслевым (функциональным) и территориальным органам Администрации о рассмотрении условий оплаты труда в курируемых организациях и ходе выполнения заключаемых отраслевых соглашений.
2.29. Осуществляют в пределах своих полномочий профсоюзный контроль за перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за расходованием средств социального страхования. Инициируют создание в организациях города Ставрополя комиссий по защите прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
2.30. Проводят организационно-разъяснительную работу в первичных профсоюзных организациях, направленную на защиту пенсионных прав работников. Принимают участие в работе комиссий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края по реализации пенсионного законодательства.
2.31. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов работающей молодежи. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
2.32. Добиваются установления одинакового уровня оплаты равнозначного труда в организациях города Ставрополя всех форм собственности, обоснованной интенсификации труда, использования единых квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик.
Профсоюзы и Работодатели:
2.33. Добиваются установления в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки первого разряда, минимального должностного оклада на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ставропольского края.
2.34. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевыми соглашениями и настоящим Соглашением.
2.35. Выступают инициаторами включения в коллективные договоры обязательств, устанавливающих:
минимальный размер оплаты труда, размер тарифной ставки 1 разряда не ниже установленных в соглашениях;
соотношение между минимальным и максимальным размером оплаты труда не более чем 1:10;
порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
сроки выплаты заработной платы;
меры по восстановлению стимулирующей роли заработной платы и повышению ее удельного веса в себестоимости продукции (услуг);
обязательность проведения независимой экспертизы, организуемой Профсоюзами, в случае несвоевременной выплаты заработной платы с целью выявления и устранения ее причин;
признание времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя и оплаты его в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
порядок оплаты сверхурочной работы;
порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни, порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе;
выделение средств на социальную поддержку работников и членов их семей;
мероприятия, направленные на защиту пенсионных прав работников;
гарантии деятельности профсоюзной организации.
2.36. Создают в организации советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
III. В области развития рынка труда, содействия занятости населения и развития кадрового потенциала
Стороны:
3.1. Принимают участие в разработке и реализации мероприятий по развитию трудовых ресурсов.
Содействуют Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Ставрополя" (далее - служба занятости) реализации государственных программ Ставропольского края в сфере труда и занятости населения в целях снижения напряженности на рынке труда.
3.2. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.3. Содействуют расширению возможностей трудоустройства инвалидов.
3.4. Руководствуются следующими критериями массового высвобождения работников:
а) ликвидация организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
Более высокие требования к критериям массового высвобождения работающих определяются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах организаций.
3.5. Содействуют проведению регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников.
Администрация:
3.6. Ежегодно информирует Стороны о социально-экономическом положении в городе Ставрополе на заседании Комиссии.
3.7. Содействует доведению до населения информации о рынке труда, возможностях трудоустройства, обучения и переподготовки высвобождаемых работников.
3.8. Содействуют работодателям в проведении ежегодного мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на среднесрочную перспективу с учетом стратегии социально-экономического развития города Ставрополя, а также соответствующих программ.
3.9. Разрабатывает прогнозы потребности экономики города Ставрополя в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и направлениям подготовки (специальностям).
3.10. Участвует в поддержке малого предпринимательства.
Работодатели:
3.11. Обеспечивают в полном объеме выполнение Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
3.12. Обеспечивают проведение мероприятий, связанных с высвобождением работников по причинам ликвидации организаций, сокращения численности или штата, переходом на неполный режим рабочего времени.
3.13. Своевременно информируют службу занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
3.14. Рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, исходя из среднесписочной численности работников на начало года, и поддерживают его в течение календарного года.
3.15. Принимают меры по соблюдению установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
3.16. Создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах заквотированных для них рабочих мест:
от 4 до 10 заквотированных рабочих мест - одно специальное рабочее место;
от 11 до 20 заквотированных рабочих мест - два специальных рабочих места;
от 21 до 50 заквотированных рабочих мест - три специальных рабочих места;
свыше 51 заквотированного рабочего места - четыре специальных рабочих места.
3.17. Обеспечивают создание временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в свободное от учебы время в соответствии с ограничениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.18. Ежегодно разрабатывают текущий и долгосрочный прогноз потребности в рабочих и специалистах и направляют предложения о потребности в кадрах стороне Администрации.
3.19. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями по прохождению учебной, производственной, преддипломной практики и стажировки учащихся, мастеров производственного обучения; предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников; развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
3.20. Организуют обучение персонала, повышают квалификацию работников организаций города Ставрополя путем освоения ими новых и смежных профессий, обеспечивают сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
3.21. Планируют и реализуют мероприятия по адаптации вновь принятых работников в организациях города Ставрополя. Активно используют потенциал наставничества при проведении первоначального обучения новых работников непосредственно на производстве в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
3.22. По окончании профессионального обучения на производстве организуют присвоение работникам квалификации (разряда, класса, категории и т.д.) по профессии согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и предоставляют работу в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией и т.д.).
3.23. При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
3.24. При повышении квалификационных разрядов или при повышении в должности учитывают успешное прохождение работниками профессионального обучения на производстве, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также получение ими высшего или среднего профессионального образования.
3.25. В случаях массового высвобождения или ликвидации организации проводят за счет собственных средств профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование высвобождаемых работников до расторжения с ними трудовых договоров с учетом динамичности рынка труда и спроса на рабочую силу.
3.26. Предусматривают финансовые средства на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для персонала не менее 20 процентов работников организации в год.
3.27. Предусматривают систему мотивации труда работников в целях их профессионального развития.
3.28. Формируют резерв управленческих кадров в организациях города Ставрополя.
3.29. Выделяют не менее одного процента рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.
3.30. Проводят работу по увеличению числа высококвалифицированных работников до одной трети от числа квалифицированных работников.
Профсоюзы:
3.31. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры следующих обязательств:
по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в организации;
по созданию дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите;
по выработке системы мер по материальной поддержке высвобождаемых работников;
по предоставлению работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации, льгот и гарантий, сверх предусмотренных трудовым законодательством.
3.32. Осуществляют защиту трудовых прав и оказывают бесплатную юридическую помощь работающим членам профсоюза по вопросам занятости и трудовых отношений.
3.33. Участвуют в работе координационного комитета содействия занятости населения города Ставрополя.
Работодатели и Профсоюзы:
3.34. Включают в коллективные договоры, отраслевые соглашения и реализуют мероприятия по занятости населения, направленные на сохранение рабочих мест, обеспечение условий работы для молодых специалистов.
3.35. В заключаемых коллективных договорах, отраслевых соглашениях предусматривают установление дополнительных гарантий работникам организаций при увольнении в связи с ликвидацией организации, либо сокращением штата работников организации, предусматривающих переобучение, профессиональное и дополнительное профессиональное образование по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда города Ставрополя, за счет средств работодателя.
3.36. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной защиты женщин, в том числе применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, а также иные меры, направленные на расширение прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
3.37. При проведении реструктуризации организаций формируют конкретные локальные программы, создают комиссии по проведению данных мероприятий, включают вопросы условий реструктуризации и реорганизации в коллективные договоры и соглашения. В случае реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения, вновь образуемые юридические лица сохраняют уровень заработной платы и социальных гарантий, предусмотренных действующим на момент реорганизаций коллективным договором.
3.38. В пределах своей компетенции содействуют предупреждению конфликтных ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.39. Организуют трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства в организациях, способствующие повышению производительности труда работников.
IV. В области условий и охраны труда
Стороны:
4.1. Участвуют в решении вопросов условий и охраны труда в целях обеспечения достойного труда. Регулярно рассматривают вопрос о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях города Ставрополя на заседаниях Комиссии.
4.2. Осуществляют разработку и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, соответствующей современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
4.3. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях города Ставрополя.
4.4. Содействуют экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в рамках реализации Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.5. Организуют и проводят ежегодные смотры-конкурсы среди организаций города Ставрополя на лучшее состояние условий и охраны труда, участвуют в конкурсах, организуют участие организаций города Ставрополя в конкурсах, проводимых министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
4.6. Обеспечивают социальную защиту работников от профессиональных рисков, координируют прохождение обучения по охране труда работников организаций города Ставрополя, содействуют направлению на обучение по охране труда в приоритетном порядке руководителей организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек).
4.7. Оказывают содействие работодателям города Ставрополя в улучшении условий и охраны труда.
4.8. Реализуют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города Ставрополя.
4.9. Исходят из приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам их производственной деятельности.
Администрация:
4.10. Обеспечивает реализацию подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения" в рамках имеющихся полномочий.
4.11. Ежегодно проводит сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях города Ставрополя, разрабатывает меры по их улучшению. Информирует Работодателей и Профсоюзы о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях города Ставрополя.
4.12. Обеспечивает координацию работы в области охраны труда.
4.13. Координируют проведение на территории города Ставрополя обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций города Ставрополя. Принимает меры по повышению качества обучения по охране труда в организациях города Ставрополя.
4.14. Содействует Работодателям в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
4.15. Разъясняет необходимость проведения специальной оценки условий труда работников муниципальных учреждений.
4.16. Проводят разъяснительную работу по обеспечению работников организаций города Ставрополя средствами индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
Работодатели:
4.17. Обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда.
4.18. Разрабатывают годовые комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий и обеспечивают их финансирование в соответствии с коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
4.19. Проводят целенаправленную работу по созданию и укреплению действующих служб (специалистов) охраны труда. В целях создания соответствующих условий работы служб (специалистов) охраны труда и проведения профилактической работы создают кабинеты по охране труда, обеспечивают повышение квалификации специалистов службы охраны труда не реже одного раза в пять лет.
4.20. Совершенствуют систему компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывают и осуществляют меры по сокращению и выведению из производства рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.21. Предоставляют в соответствии с отраслевыми соглашениями и коллективными договорами дополнительные по сравнению с трудовым законодательством компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
4.22. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие неблагоприятное воздействие на работника. Принимают меры по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников.
4.23. За счет собственных средств предусматривают профилактическое лечение работников, в том числе приобретение путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение тем из них, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения работников и компенсацию затрат по оформлению ими личных медицинских книжек.
4.24. За счет собственных средств создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.25. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства по охране труда правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, членами комитетов (комиссий) по охране труда, в том числе представляют соответствующую информацию и документы.
4.26. Предусматривают в коллективных договорах стимулирующие выплаты уполномоченным и членам комитетов (комиссий) по охране труда за выполнение ими дополнительных обязанностей, осуществляют меры по созданию им условий для эффективной работы, содействуют профсоюзным организациям в проведении ежегодных смотров-конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда" Проводят в организациях города Ставрополя "Дни охраны труда".
4.27. Осуществляют добровольное дополнительное страхование работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии финансовых возможностей.
4.28. Обеспечивают информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве.
4.29. Разрабатывают и внедряют системы управления охраной труда, оценки и управления профессиональными рисками.
4.30. Обеспечивают предоставление информации о состоянии условий и охраны труда стороне Администрации.
4.31. Проводят специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
4.32. За счет собственных средств проводят обучение членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда по вопросам специальной оценки условий труда. Включают представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии для организации и проведения специальной оценки труда.
4.33. Обеспечивают обязательное присутствие работника при проведении специальной оценки условия труда на его рабочем месте и письменное ознакомление работника с результатами ее проведения.
4.34. По мотивированному предложению выборного органа первичной профсоюзной организации проводят внеплановую специальную оценку условий труда.
Профсоюзы:
4.35. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения по охране труда, дополнительных гарантий и компенсаций работникам за работу в неблагоприятных условиях.
4.36. Вносят предложения стороне Работодателей по экспертизе условий труда на рабочих местах и оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
4.37. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защищают (в том числе в судах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь, консультирование и защиту членов профсоюзов по вопросам охраны труда.
4.38. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями прав и законных интересов работников в области охраны труда, вносят работодателям предложения об устранении выявленных нарушений, информируют об этом соответствующие государственные органы.
4.39. Инициируют создание комитетов (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях города Ставрополя, вносят работодателям предложения по их обучению и организации их эффективной работы.
4.40. Информируют членов профсоюза, работников о состоянии условий и охраны труда в организациях города Ставрополя, изменениях в трудовом законодательстве, в том числе посредством издания и распространения справочно-методической литературы по охране труда.
4.41. Принимают участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок в области охраны труда.
4.42. Участвуют в организации и проведении "Дней охраны труда".
V. В сфере конструктивного взаимодействия Сторон и развития системы социального партнерства
Стороны:
5.1. Реализуют принципы социального партнерства.
5.2. Проводят в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического развития города Ставрополя и принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение.
5.3. Обеспечивают безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов города Ставрополя по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
5.4. Принимают меры по совершенствованию нормативной правовой и договорной базы социального партнерства в городе Ставрополе.
5.5. Продолжают работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории города Ставрополя, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм в систему социального партнерства.
5.6. Проводят разъяснительную работу о преимуществах договорных отношений в сфере социально-трудовых отношений на "Днях охраны труда", семинарах-совещаниях, в средствах массовой информации, уделяя особое внимание субъектам малого и среднего предпринимательства.
5.7. Осуществляют мониторинг качества коллективных договоров в организациях города Ставрополя, а также осуществляют контроль за их выполнением.
5.8. Обеспечивают рост числа коллективных договоров, отраслевых соглашений путем вовлечения более широкого круга работников, работодателей в переговорные процессы.
5.9. Проводят ежегодные конкурсы на лучшую организацию коллективно-договорной работы среди организаций города Ставрополя, готовят предложения по участию организаций города Ставрополя в конкурсах на лучший коллективный договор, проводимых в Ставропольском крае.
5.10. Содействуют принятию мер по предотвращению трудовых конфликтов, возникающих в области социально-трудовых отношений.
5.11. Официально информируют друг друга о готовящихся мероприятиях, разрабатываемых документах с целью реализации Соглашения.
5.12. Информируют друг друга о работе, проведенной по выполнению Соглашения и достигнутых результатах.
5.13. Ежегодно рассматривают ход реализации обязательств Сторон, установленных настоящим Соглашением на заседании Комиссии.
5.14. Договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
5.15. После подписания Соглашения Стороны могут разрабатывать планы мероприятий по реализации принятых обязательств.
Администрация:
5.16. Обеспечивает взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов нормативных правовых актов города Ставрополя по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
5.17. Направляет проекты нормативных правовых и иных актов в сфере труда, а также проекты муниципальных программ, касающихся социально-трудовых отношений (до принятия их Администрацией), а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Комиссию для принятия соответствующих решений. Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон, подлежат обязательному рассмотрению Администрацией.
5.18. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов города Ставрополя, ухудшающих положение работников, работодателей без предварительного их обсуждения со Сторонами.
5.19. Оказывает содействие в направлении на обучение работодателей, работников муниципальных учреждений города Ставрополя по вопросам охраны труда, организации социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров.
5.20. Проводит мониторинг заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях города Ставрополя.
5.21. Один раз в год представляет Сторонам социального партнерства или размещает на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях города Ставрополя, а также Перечень социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению Сторонами Комиссии при подведении итогов выполнения Соглашения, являющихся приложением N 2 к настоящему Соглашению.
5.22. Обеспечивает участие представителей Профсоюзов и Работодателей в работе консультативных и совещательных органов, образованных при администрации города Ставрополя, при рассмотрении вопросов в сфере труда.
5.23. Содействует реализации права работодателей на объединение, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям.
5.24. Обеспечивает размещение в средствах массовой информации, направленной на пропаганду достойного труда, договорных отношений в системе социального партнерства города Ставрополя. Информирует население города Ставрополя о необходимости заключения трудовых договоров при поступлении на работу.
5.25. Содействует Сторонам в проведении культурно-массовых мероприятий.
Работодатели:
5.26. Обеспечивают легитимное представительство работодателей в системе социального партнерства города Ставрополя
5.27. Обеспечивают соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", не препятствуют созданию легитимных представительных органов работников организаций города Ставрополя.
5.28. Обеспечивают безусловное выполнение требований трудового законодательства при принятии локальных нормативных актов в части учета мнения представительного органа работников. Не инициируют внесение в коллективный договор изменений, ухудшающих условия труда работников в период его действия.
5.29. Поддерживают инициативу профсоюзов в заключении коллективных договоров и соглашений.
5.30. Представляют отраслевые соглашения и коллективные договоры стороне Администрации для уведомительной регистрации.
Не препятствуют Сторонам при осуществлении мониторинга соблюдения трудового законодательства, уровня заработной платы работников города Ставрополя.
Профсоюзы:
5.31. Инициируют коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и отраслевых соглашений.
5.32. Осуществляют правовую экспертизу заключаемых первичными профсоюзными организациями коллективных договоров до их принятия.
5.33. Осуществляют контроль за выполнением обязательств коллективных договоров и отраслевых соглашений.
5.34. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
5.35. Оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.
5.36. Инициируют создание комиссий по трудовым спорам в организациях города Ставрополя и оказывают содействие работодателям и работникам в их создании.
5.37. Продолжают работу по восстановлению и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях города Ставрополя.
VI. Организация контроля за выполнением Сторонами обязательств по Соглашению
6.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения самостоятельно.
6.2. При обсуждении итогов выполнения Соглашения Стороны учитывают Перечень социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению Сторонами Комиссии при подведении итогов выполнения Соглашения, являющихся приложением N 2 к настоящему Соглашению.
6.3. Соглашение подлежит официальному опубликованию.
Текст Соглашения одобрен городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (решение от 30.09.2015 N 4)
Глава администрации города Ставрополя |
Представитель Федерации профсоюзов Ставропольского края - председатель Координационного совета организаций профсоюзов в городе Ставрополе |
Председатель Ассоциации работодателей города Ставрополя (территориальное объединение работодателей) |
А.Х. Джатдоев |
О.А. Подуст |
И.А. Михайлов |
Примечание: Соглашение составлено в 4-х экземплярах и передано Администрации, Профсоюзам, Работодателям и комитету труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя.
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между администрацией города Ставрополя, представительством Территориального объединения Федерации профсоюзов Ставропольского края - координационным советом организаций профсоюзов в городе Ставрополе и Ассоциацией работодателей города Ставрополя (территориальным объединением работодателей) на 2016 - 2018 годы (одобрено решением городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 30 сентября 2015 г. N 4)
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2016 года и действует по 31 декабря 2018 года
Текст Соглашения опубликован на официальном сайте администрации города Ставрополя (ставрополь.рф)
Настоящее Соглашение фактически утратило силу с 1 января 2019 г. в связи с истечением установленного срока действия