1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 октября 2017 г. N 311-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
См. также Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 20 октября 2017 г. N 330 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию доходов и бюджетных ассигнований на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края"
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов учитывать основные направления бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.A.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края
от 30 августа 2017 г. N 248-рп)
I. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии со стратегическими целями, сформулированными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 декабря 2016 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, Программе повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 433-рп, Плане мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах, утвержденном распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп, и определяют основные подходы к формированию консолидированного бюджета Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
II. Основные направления налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Целями налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - налоговая политика) являются:
обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Ставропольского края посредством получения необходимого объема бюджетных доходов;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.
Достижение целей налоговой политики должно повысить стабильность ведения экономической деятельности на территории Ставропольского края, в связи с чем задачами налоговой политики являются:
реализация новых принципов налогообложения по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;
повышение эффективности мер налогового стимулирования, направленных на экономический рост Ставропольского края.
Ежегодный рост в Ставропольском крае производства промышленной продукции, потребительских товаров и продукции сельскохозяйственного производства позволяет ежегодно увеличивать налоговый потенциал Ставропольского края. За 2014 - 2016 годы по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Ставропольского края отмечается ежегодная положительная динамика поступлений. Так, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края в 2014 году составил 63 467,1 млн. рублей, в 2015 году - 64 462,0 млн. рублей, в 2016 году - 72 224,0 млн. рублей.
Если по итогам 2015 года по сравнению со среднероссийскими показателями наблюдалось отставание темпов роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края на 4,6 процентного пункта, то по итогам 2016 года темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края превысил среднероссийские показатели на 3,3 процентного пункта, а по итогам 5 месяцев 2017 года - на 8,9 процентного пункта.
Увеличению поступлений в консолидированный бюджет Ставропольского края по налоговым и неналоговым доходам способствовала реализация Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2013 - 2016 годов, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2013 г. N 397-рп, и Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп.
В 2016 году проведена работа по актуализации перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 г. N 1540 (далее - Перечень объектов недвижимого имущества). Если в 2016 году количество торговых объектов, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - торговые объекты), включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, составляло 891, то по состоянию на 10 мая 2017 года в Перечень объектов недвижимого имущества включено 1 765 торговых объектов.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС России по краю) сумма налога на имущество организаций по торговым объектам за 2015 год составила 159,6 млн. рублей, из которых 81,2 млн. рублей было уплачено 235 организациями, которые применяют специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). За 2016 год сумма налога составила 224,1 млн. рублей, из которых 88,3 млн. рублей было уплачено 195 организациями, применяющими специальные налоговые режимы.
С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края применяется патентная система налогообложения по 63 видам предпринимательской деятельности. В 2014 году в Ставропольском крае было выдано 773 патента на право применения патентной системы налогообложения на территории Ставропольского края (далее - патент), в 2015 году - 1 602 патента, в 2016 году - 3 093 патента.
В целях оказания государственной поддержки субъектам малого бизнеса в Ставропольском крае установлены двухлетние "налоговые каникулы" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, в сфере бытовых услуг, на территории Ставропольского края. В 2016 году "налоговыми каникулами" воспользовались 125 индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и 84 индивидуальных предпринимателя, применяющих патентную систему налогообложения. При этом количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось на 674, а за первое полугодие 2017 года - на 287.
В целях повышения эффективности управления государственными активами в 2016 году была проведена оценка потенциала прибыльности государственных унитарных предприятий Ставропольского края, по результатам которой размер части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края (далее - краевой бюджет), был увеличен с 25,0 процента до 75,0 процента.
В соответствии с законодательством Ставропольского края установлено 30 налоговых преференций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.
По информации УФНС России по краю объем выпадающих доходов (налоговых расходов) в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с законодательством Ставропольского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края) за 2016 год составил 1 735,7 млн. рублей, что на 242,1 млн. рублей или на 16,2 процента больше, чем в 2015 году.
По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2016 году в соответствии с законодательством Ставропольского края, из 30 категорий льгот выявлены 5 неэффективных льгот по налогу на имущество организаций, отмена которых с 01 января 2018 года позволит привлечь в краевой бюджет 93,9 млн. рублей.
По результатам оценки эффективности льгот по земельному налогу, установленных представительными органами местного самоуправления края, из 7 категорий льгот в 14 муниципальных образованиях Ставропольского края (далее - муниципальные образования края) неэффективными признаны 3 категории, сумма дополнительных поступлений в результате отмены которых в 2018 году составит 2,9 млн. рублей.
Существенным резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края является снижение недоимки. В течение 2016 года недоимка по платежам, зачисляемым в консолидированный бюджет Ставропольского края, увеличилась на 979,0 млн. рублей и по состоянию на 01 января 2017 года составила 3 604,0 млн. рублей.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1. Введение и реализация новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и по налогу на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В рамках дальнейшего перехода на исчисление налоговой базы по налогу на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в 2018 году планируется установить на территории Ставропольского края особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Планируемая сумма дополнительных поступлений в 2018 году по налогу на имущество организаций составит 52,5 млн. рублей.
Учитывая, что с 01 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации, в 2018 году планируется создать бюджетное учреждение Ставропольского края, которое будет осуществлять сбор, обработку, систематизацию и накопление информации, необходимой для последующего проведения на территории Ставропольского края государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
2. Оценка эффективности налоговых льгот.
Необходимо принятие на федеральном уровне общей методологии оценки эффективности налоговых льгот с использованием в рамках бюджетного процесса единого подхода к налоговым льготам как к "налоговым (неналоговым) расходам". В рамках "проектного" подхода к оценке эффективности налоговых льгот необходимо предусматривать конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы для проведения оценки эффективности налоговых льгот с точки зрения поставленных целей с использованием механизма корректировки (отмены) налоговых льгот в случае, если цели не достигаются.
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации на территории Ставропольского края с 01 января 2018 года в части отмены льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, дополнительные поступления по налогу на имущество организаций в 2018 году оцениваются в объеме 1 100,0 млн. рублей.
3. Введение на территории Ставропольского края с 01 мая 2018 года платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор).
В соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Федеральный закон) в муниципальных образованиях края, на территории которых будет проводиться эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма с 01 мая 2018 года вводится курортный сбор. Средства курортного сбора будут направлены на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры Ставропольского края.
С учетом требований Федерального закона нормативные правовые акты Ставропольского края по введению на территории Ставропольского края курортного сбора должны быть приняты до 01 декабря 2017 года.
Органам местного самоуправления края необходимо провести работу по информированию через средства массовой информации потенциальных операторов курортного сбора, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края по размещению отдыхающих на территории муниципальных образований края, о планируемом введении курортного сбора.
4. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными активами.
В данном направлении налоговой политики следует провести работу по инвентаризации объектов, находящихся в государственной собственности Ставропольского края и в муниципальной собственности муниципальных образований края с целью постановки не зарегистрированных в установленном порядке объектов недвижимости на учет в регистрирующих органах.
5. Совершенствование налогового администрирования.
Снижение задолженности в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации физических лиц по налогам и сборам может обеспечить реализация на территории Ставропольского края механизма погашения указанной задолженности через платежные терминалы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края следует продолжить работу по проведению заседаний краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010 г. N 453-п, и межведомственных комиссий по совершенствованию методов контроля за легализацией "теневой" заработной платы, образованных в муниципальных образованиях края.
При определении общих параметров объема доходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов должны быть учтены следующие концептуальные изменения:
индексация ставок акцизов по подакцизным товарам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
поэтапное повышение налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с установлением ставки по налогу на имущество организаций в 2018 году в размере 1,9 процента, в 2019 и 2020 годах - 2,2 процента;
установление на 2017 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента;
предоставление "нулевых каникул" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения;
введение на территории Ставропольского края с 01 мая 2018 года курортного сбора;
уменьшение поступлений по транспортному налогу в связи с установлением в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
отмена с 01 января 2018 года льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества.
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать росту налогового потенциала Ставропольского края.
III. Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Целями бюджетной политики Ставропольского края (далее - бюджетная политика) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов являются:
улучшение качества жизни людей;
адресное решение социальных проблем;
повышение качества государственных и муниципальных услуг;
создание условий для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.
Основными задачами бюджетной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов являются:
проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края и формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Ставропольском крае;
повышение качества управления общественными финансами, эффективности расходования бюджетных средств, строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
совершенствование государственной социальной поддержки граждан на основе применения принципа нуждаемости и адресности;
повышение эффективности реализации государственных программ Ставропольского края и качества системы целеполагания государственных программ;
создание правовой и методической базы по развитию конкурентной среды оказания государственных услуг за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций;
недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований края, а также обеспечению сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Ставропольского края на всех уровнях;
усиление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
повышение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений;
внедрение принципов инициативного бюджетирования, предполагающих участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов;
совершенствование системы ведения реестров расходных обязательств Ставропольского края и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований края.
В рамках реализации бюджетной политики в период 2015 - 2017 годов проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Поэтапная реализация Плана мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Ставропольского края на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2014 г. N 439-рп, позволила сэкономить в 2015 - 2016 годах 79,9 млн. рублей средств краевого бюджета.
По результатам организованной в 2015 году работы по оптимизации расходов краевого бюджета, предусмотренных на социальные выплаты, выплаты льгот, меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Ставропольского края, а также переходу на предоставление их на основе принципа адресности и с учетом нуждаемости, в 2015 году были внесены изменения в 16 законов Ставропольского края, что привело к экономии в 2016 году в размере более 770,0 млн. рублей.
Создание межведомственных централизованных бухгалтерий - одно из основных направлений оптимизации расходов консолидированного бюджета Ставропольского края.
На муниципальном уровне, в результате проведенной работы в этом направлении, в 2015 - 2017 годах создано 29 межведомственных централизованных бухгалтерий, в том числе за 2017 год создано 9 межведомственных централизованных бухгалтерий.
На краевом уровне в 2017 году создана ведомственная централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Ставропольского края и межведомственная централизованная бухгалтерия для обслуживания 16 органов исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) и 22 подведомственных им государственных учреждений Ставропольского края (далее - государственные учреждения края), организация работы которых осуществлена с внедрением безбумажного документооборота (электронный документооборот).
Реализация бюджетной политики в текущем финансовом году осуществляется с учетом ограничений, установленных Соглашением от 22 февраля 2017 г. N 01-01-06/06-71 между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Ставропольского края о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Ставропольского края и Соглашением от 15 марта 2017 г. N 01-01-06/06-101 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о предоставлении бюджету Ставропольского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Ставропольского края (далее - Соглашения). Необходимость выполнения условий Соглашений влияет не только на параметры, но и на структуру консолидированного бюджета Ставропольского края. Принимаемые Правительством Ставропольского края решения должны быть направлены на финансовое оздоровление, бюджетную консолидацию и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Ставропольского края.
Основными обязательствами Ставропольского края, вытекающими из Соглашений, являются:
соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих Ставропольского края и содержание органов государственной власти Ставропольского края;
обеспечение в 2017 - 2022 годах дефицита краевого бюджета на уровне не более 10,0 процента;
обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема государственного долга Ставропольского края;
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края по итогам его исполнения за 2017 год по сравнению с уровнем исполнения консолидированного бюджета Ставропольского края за 2016 год в сопоставимых условиях на 0,2 процента;
обеспечение достижения следующих показателей экономического развития Ставропольского края:
увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2017 год на 0,1 процента по сравнению с уровнем 2016 года;
увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения в 2017 году на 0,3 процента по сравнению с уровнем 2016 года;
снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Ставропольского края, в 2017 году на 0,7 процента по сравнению с уровнем 2016 года;
утверждение программы оптимизации расходов бюджета Ставропольского края на 2017 - 2019 годы, включающую мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности государственных гражданских служащих Ставропольского края, содействие установлению муниципальными образованиями края запрета на увеличение численности муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае.
Необходимость исполнения обязательств, установленных Соглашениями, также оказывает влияние и на формирование бюджетной политики в среднесрочной перспективе.
В Ставропольском крае проводятся мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.
В 2016 году внесены изменения в Закон Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", позволившие осуществить выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ставропольского края с учетом снижения объема межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений и финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления края полномочий по решению вопросов местного значения увязано с обязательствами муниципальных образований края по достижению определенных показателей социально-экономического развития территории, обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований края, установленных соглашениями, заключаемыми министерством финансов Ставропольского края с муниципальными образованиями края.
В области повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов осуществляются следующие меры:
утверждена типовая форма соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между органом исполнительной власти края и органом местного самоуправления края;
ведется реестр соглашений о предоставлении субсидий муниципальным образованиям края, заключаемых между органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края;
активно внедряется механизм перечисления целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования края. В 2017 году с применением данного механизма перечисляются целевые межбюджетные трансферты по 36 направлениям (из 63). По состоянию на 01 июля 2017 года в бюджеты муниципальных образований края перечислено за фактически выполненные работы (услуги) 11 478,1 млн. рублей, что составляет 44,3 процента плановых показателей (25 935,2 млн. рублей).
Основными направлениями бюджетной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов являются:
1. Продолжение работы по оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края (далее - государственные (муниципальные) учреждения края), в том числе за счет реорганизации сети государственных (муниципальных) учреждений края, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг.
2. Продолжение работы по инвентаризации социальных выплат гражданам, установленных нормативными правовыми актами Ставропольского края, с целью перехода к принципу оказания социальной помощи гражданам, имеющим небольшие доходы и действительно нуждающимся в социальной помощи, наиболее уязвимым категориям граждан, предоставлению социальных выплат населению Ставропольского края на основе адресности и нуждаемости.
3. Привлечение к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению Ставропольского края, организаций негосударственного сектора экономики, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих на территории Ставропольского края деятельность в социальной сфере с целью обеспечения поэтапного доступа данных организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Ставропольского края, на 2018 - 2020 годы.
4. Совершенствование практики инициативного бюджетирования в административных центрах городских округов Ставропольского края.
5. Продолжение работы по оптимизации объемов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) неработающего населения, перечисляемых из краевого бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС), за счет инвентаризации численности неработающего населения Ставропольского края путем проведения сверки данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края с данными УФНС России по краю, Управления Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике, государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по численности застрахованных неработающих граждан, входящих в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
6. Расширение применения механизма казначейского сопровождения средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях поддержки сельского хозяйства на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
7. Продолжение работы по ведению реестра соглашений, заключаемых между Правительством Ставропольского края и федеральными органами исполнительной власти, о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях осуществления взаимодействия между органами исполнительной власти края по вопросу организации мониторинга достижения значений показателей результативности использования субсидий, предоставляемых краевому бюджету из федерального бюджета.
8. Формирование бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений с учетом необходимости:
содействия обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований края;
разработки и внедрения механизмов стимулирования муниципальных образований края к наращиванию экономического и налогового потенциала;
повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований края из краевого бюджета будут предоставляться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края и субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений Ставропольского края и финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления края полномочий по решению вопросов местного значения (далее соответственно - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии на финансовое обеспечение вопросов местного значения).
При этом планируется реализация механизма предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом стимулирования муниципальных образований края к росту налогового потенциала территории.
Предоставление из краевого бюджета муниципальным образованиям края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на финансовое обеспечение вопросов местного значения будет осуществляться на основании соглашений о предоставлении указанных средств с установлением обязательств муниципальных образований края по достижению показателей социально-экономического развития и мер ответственности за нарушение этих обязательств.
Повышение эффективности использования муниципальными образованиями края целевых межбюджетных трансфертов из краевого бюджета должно обеспечиваться за счет совершенствования системы их формирования, распределения и предоставления, в том числе путем:
сокращения количества целевых межбюджетных трансфертов исходя из необходимости их объединения (укрупнения) с целью повышения самостоятельности органов местного самоуправления края в выборе приоритетных направлений их использования;
увеличения количества и объема целевых межбюджетных трансфертов, распределяемых законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (более раннее распределение предоставляемых муниципальным образованиям края целевых межбюджетных трансфертов позволит органам местного самоуправления края принять меры по соблюдению условий их предоставления и повышению эффективности их использования);
применения механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования края, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. Это обеспечит осуществление контроля за соблюдением условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Существенной финансовой поддержкой муниципальных образований края также являются бюджетные кредиты, предоставляемые из краевого бюджета на восполнение кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов муниципальных образований края. Предоставление бюджетных кредитов позволяет предотвратить образование кредиторской задолженности по социально-значимым расходам бюджетов муниципальных образований края и обеспечить своевременное получение гражданами муниципальных услуг. Значительно возросшая потребность муниципальных образований края в данном виде финансовой поддержки из краевого бюджета требует определенных изменений порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, предусматривающих расширение перечня обязательств муниципальных образований края по реализации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований края.
При определении общих параметров расходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будут учтены следующие подходы:
начисление взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых в бюджет Федерального фонда ОМС страхователями для неработающих граждан, в 2018 - 2020 годах будет осуществляться исходя из действующего в 2017 году размера тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", с учетом коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, устанавливаемого федеральным законом о бюджете Федерального фонда ОМС на соответствующий финансовый год и плановый период;
повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации) в 2018 - 2020 годах будет осуществляться с учетом:
средней численности отдельных категорий работников в государственных учреждениях края по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2016 год;
достигнутого значения среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в Ставропольском крае в 2016 году и его прогнозного значения в 2018 - 2020 годах;
проведения мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики, реорганизации неэффективных государственных учреждений края и сокращения неэффективных расходов краевого бюджета, указанных в соглашениях, заключенных между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти края об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений края;
направления доходов от оказания государственными учреждениями края платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, на повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений края;
обеспечение выплаты работникам государственных (муниципальных) учреждений края заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" с учетом принятия федеральными органами государственной власти решений по поэтапному доведению минимальной заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения;
повышение в 2018 - 2020 годах оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений края, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации, с учетом решений, принятых федеральными органами государственной власти;
исполнение в 2018 - 2020 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению исходя из численности потребителей и нормативов затрат, установленных с 01 июля 2017 года с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемым отдельным категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Ставропольского края и переходом на их предоставление с учетом введения принципа нуждаемости и повышения адресности;
продолжение реализации мероприятий по улучшению материально-технического состояния учреждений социальной сферы Ставропольского края путем выделения из краевого бюджета средств на выполнение ремонтных работ объектов социального назначения (проведение капитального ремонта зданий государственных учреждений здравоохранения Ставропольского края, замена оконных блоков в государственных и муниципальных образовательных организациях Ставропольского края, капитальный ремонт кровель в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края);
формирование эффективной системы управления бюджетными инвестициями будет осуществляться в рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (бюджетные инвестиции будут производиться, в первую очередь, в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, планируемые к завершению, строящиеся с привлечением средств федерального бюджета, а также по которым Правительством Ставропольского края приняты решения о бюджетных инвестициях, реализация которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период);
формирование объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Ставропольского края с учетом положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из прогнозируемого объема доходов краевого бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обозначены основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Целями налоговой политики на предстоящие годы являются: обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета; поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов края. Существенным резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета является снижение недоимки.
Целями бюджетной политики определены: улучшение качества жизни людей; адресное решение социальных проблем; повышение качества государственных и муниципальных услуг; создание условий для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. В Ставропольском крае проводятся мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов. Так, активно внедряется механизм перечисления целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 30 августа 2017 г. N 248-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 1 сентября 2017 г.