Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Ставропольского края
на 2018 год и на период до 2020 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
Ставропольского края на 2018 год и на период до 2020 года
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2018 год и на период до 2020 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии с одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 13 апреля 2017 г. общими подходами к подготовке и определению сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - сценарные условия), основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, проектов стратегий развития отраслей, разработанных соответствующими органами исполнительной власти Ставропольского края.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2016 год и январь - июнь 2017 года, а также прогнозные данные органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Разработка Прогноза осуществлялась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 14 мая 2015 г., и исходя из приоритетов и задач, предусмотренных указами Президента Российской Федерации и посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., от 3 декабря 2015 г. и от 1 декабря 2016 г., с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики.
Прогноз разработан в трех основных вариантах: консервативный вариант, базовый вариант и целевой вариант. Различие вариантов Прогноза обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития, перспективами структурного и бюджетного маневра, возможностью сохранения санкционного режима со стороны некоторых стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки и продэмбарго со стороны России.
Консервативный вариант Прогноза разрабатывается на основе сценарных условий, характеризующих существенное ухудшение темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Базовый вариант Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Ставропольского края при сценарных условиях, характеризующих консервативные оценки темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Целевой вариант Прогноза основан на сценарных условиях, предусматривающих достижение значений целевых показателей социально-экономического развития Ставропольского края, обеспечивающих достижение целей и решение задач стратегического планирования Ставропольского края.
Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
В течение января - июня 2017 года в экономике и социальной сфере Ставропольского края наблюдается положительная динамика по многим показателям. В промышленном комплексе Ставропольского края обеспечены высокие темпы развития по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Добыча полезных ископаемых". Обеспечен рост производства в сельском хозяйстве за счет увеличения объемов производства овощей закрытого грунта и роста выращивания скота и птицы на мясо.
Индекс промышленного производства в январе - июне 2017 года составил 107,0 процента относительно аналогичного периода 2016 года, в том числе по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 106,9 процента; "Обрабатывающие производства" - 105,5 процента; "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 119,7 процента; "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 97,4 процента.
За январь - июнь 2017 года отгружено промышленных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в объеме 170,1 млрд. рублей, что в действующих ценах на 7,4 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" за январь - июнь 2017 года составил 122,9 млрд. рублей, что на 4,6 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года.
В структуре объема отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств лидирующие позиции занимают химическое производство с долей отгруженной продукции 36,0 процента и производство пищевых продуктов с долей отгруженной продукции 27,8 процента с реальными перспективами по ее увеличению.
Продукции сельского хозяйства за январь - июнь 2017 года в хозяйствах всех категорий Ставропольского края произведено на 53,9 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 9,0 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года.
За первое полугодие 2017 года в хозяйствах всех категорий Ставропольского края численность поголовья крупного рогатого скота уменьшилась на 1,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. На 4,5 процента сократилось поголовье свиней. Численность птицы возросла на 17,1 процента.
Объем работ, выполненных в январе - июне 2017 года по виду экономической деятельности "Строительство", составил 17,7 млрд. рублей, что на 7,4 процента ниже, чем в аналогичном периоде 2016 года. Согласно опросам основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются недостаток финансирования и высокая стоимость строительных материалов, конструкций, изделий.
На территории Ставропольского края за январь - июнь 2017 года введено в действие жилых домов общей площадью 280,9 тыс. кв. метров, что на 33,4 процента ниже, чем за аналогичной период 2016 года.
Оборот розничной торговли в январе - июне 2017 года составил 225,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 102,9 процента к аналогичному периоду 2016 года. На 91,6 процента он формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 8,4 процента.
В январе - июне 2017 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 47,6 процента, непродовольственных товаров - 52,4 процента.
Индекс потребительских цен с начала 2017 года (июнь 2017 года к декабрю 2016 года) составил 102,5 процента, в 2016 году - 103,0 процента (июнь 2016 года к декабрю 2015 года).
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе - мае 2017 года (по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства), увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на 6,0 процента, реальная заработная плата (скорректированная на рост цен) за этот период составила 100,9 процента к уровню аналогичного периода 2016 года.
По информации министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на конец июня 2017 года в качестве безработных в органах службы занятости населения Ставропольского края были зарегистрированы 13,2 тыс. человек, из них 12,0 тыс. человек получали пособие по безработице.
В первом полугодии 2017 года численность населения Ставропольского края составила 2801,6 тыс. человек. С января по июнь 2017 года отмечается естественная убыль населения Ставропольского края - 1136 человек и миграционный отток населения - 1603 человека.
В целом по Ставропольскому краю число умерших на 8,9 процента превысило число родившихся. Естественный прирост населения Ставропольского края зарегистрирован на территории 9 муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, особенно заметный прирост населения Ставропольского края в городе Ставрополе (540 человек).
Планируется достижение целевых показателей Прогноза в рамках реализации государственных программ Ставропольского края (далее - государственные программы).
В соответствии с перечнем государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 319-рп, на территории Ставропольского края в 2017 году реализуется 19 государственных программ.
Государственные программы распределены по двум направлениям их реализации:
новое качество жизни населения в Ставропольском крае (13 государственных программ);
устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае (6 государственных программ).
Финансовое обеспечение государственных программ на 2017 - 2020 годы за счет средств бюджета Ставропольского края приведено в таблице.
Базовый вариант Прогноза предлагается использовать для разработки параметров бюджета Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Анализ базового варианта Прогноза в плановом периоде 2018 - 2020 годов показывает ежегодные умеренные темпы роста валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП края) в диапазоне от 2,3 процента до 3,1 процента. Индекс физического объема ВРП края по оценке в 2017 году составит 102,4 процента, а к 2020 году в динамике планируется увеличение до 103,1 процента.
Таблица
Финансовое обеспечение государственных программ на 2017 - 2020 годы за счет средств бюджета Ставропольского края
N |
Наименование направления реализации государственных программ |
2017 год |
2018 год |
||
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Новое качество жизни населения в Ставропольском крае |
48,7 |
81,6 |
42,0 |
84,5 |
2. |
Устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае |
11,0 |
18,4 |
7,7 |
15,5 |
|
Итого по государственным программам |
59,7 |
100,0 |
49,7 |
100,0 |
По консервативному варианту Прогноза в плановом периоде 2018 - 2020 годов темпы роста ВРП края ожидаются в диапазоне от 100,8 процента до 101,4 процента, по целевому варианту Прогноза - от 103,3 процента до 104,0 процента.
Реализация крупных инвестиционных проектов, которые направлены на производство импортозамещающей продукции и привлечение инвесторов для выпуска продукции на территории Ставропольского края, будет способствовать выполнению стратегических целей по обеспечению роста инвестиционной привлекательности Ставропольского края, формированию эффективной инвестиционной инфраструктуры, определенных Инвестиционной стратегией Ставропольского края до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. N 389-рп.
Модель инвестиционного развития экономики Ставропольского края на плановый период 2018 - 2020 годов предполагает сохранение умеренных значений индекса физического объема инвестиций в основной капитал в пределах 95,1 - 100,1 процента в условиях повышенного инфляционного роста, консервативной инвестиционной политики частных компаний, повышения процентных ставок по привлекаемым кредитам, повышения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, продлевания санкционной политики в отношении Российской Федерации.
Согласно предварительной оценке объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2017 году составит 109,1 млрд. рублей. В 2018 году по базовому варианту Прогноза ожидается 110,0 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в 2019 году - 111,7 млрд. рублей, в 2020 году - 114,5 млрд. рублей.
Прогноз в сфере сельского хозяйства разработан с учетом целевых индикаторов, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, а также с учетом реализации в Ставропольском крае инвестиционных проектов.
Прогнозируется сохранение устойчивой динамики роста производства продукции сельского хозяйства в плановом периоде 2018 - 2020 годов. Общий объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ставропольского края по итогам 2017 года оценивается в сумме 222,3 млрд. рублей с учетом роста в 2020 году по базовому варианту Прогноза до 269,5 млрд. рублей. По целевому варианту Прогноза объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ставропольского края в 2018 году оценивается на уровне 240,4 млрд. рублей, в 2019 году - 256,2 млрд. рублей и в 2020 году - 272,4 млрд. рублей.
Динамичные показатели Прогноза в части развития сельского хозяйства Ставропольского края позволят повысить уровень конкурентоспособности экономики Ставропольского края, усилят стратегические позиции Ставропольского края в аграрном и промышленном комплексах Российской Федерации.
По базовому варианту Прогноза в плановом периоде 2018 - 2020 годов оборот розничной торговли планируется к увеличению до 573,5 млрд. рублей, а темп роста данного показателя будет планомерно увеличиваться до 102,4 процента в 2020 году. Основной причиной отсутствия динамичных тенденций динамики оборота розничной торговли остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса.
Ключевую роль в развитии экономики Ставропольского края играет промышленный комплекс Ставропольского края. На его долю приходится 21,5 процента ВРП края.
Индекс промышленного производства в Ставропольском крае в 2016 году составил 108,0 процента с превышением среднероссийского уровня на 6,9 процентного пункта и в плановом периоде 2018 - 2020 годов планируются ежегодные умеренные темпы роста промышленности Ставропольского края 102,1 - 102,6 процента. Несмотря на достаточно высокий темп роста индекса промышленного производства за 6 месяцев 2017 года (107,0 процента) в целом за 2017 год данный показатель оценивается на уровне 100,2 процента с учетом плановой технической реконструкции общества с ограниченной ответственностью "Ставролен". По базовому варианту Прогноза в 2018 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 102,1 процента, в 2019 году - 102,3 процента, в 2020 году - 102,1 процента. Более низкие темпы роста индекса промышленного производства в прогнозном периоде обусловлены главным образом неблагоприятным воздействием внешних факторов: ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и сохранением санкционного режима в отношении Российской Федерации.
Деятельность Правительства Ставропольского края в 2016 году в сфере промышленности была направлена на выполнение задач по созданию оптимальных правовых и экономических условий для развития организаций отраслей промышленности, разработке мер стимулирования повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Индекс потребительских цен в 2017 году оценивается на уровне 104,4 процента, по базовому варианту Прогноза данный показатель к уровню 2020 года снизится до 104,0 процента.
Прибыль прибыльных организаций по базовому варианту Прогноза к 2020 году по сравнению с 2017 годом планируется к увеличению на 15,6 процента и оценочно составит 82,7 млрд. рублей. Позитивными факторами изменения финансового показателя стали рост объемов реализации продукции, ценовые факторы и операционные расходы прибыльных организаций.
Фонд начисленной заработной платы всех работников по итогам 2017 года оценивается в размере 209,9 млрд. рублей, по базовому варианту Прогноза данный показатель к уровню 2020 года планируется к увеличению до 241,6 млрд. рублей или на 4,3 процента к уровню 2019 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в целом по Ставропольскому краю в плановом периоде 2018 - 2020 годов увеличится по базовому варианту Прогноза до 30504,7 рубля. Среднедушевые денежные доходы населения в 2020 году по базовому варианту Прогноза планируются к увеличению по сравнению с 2017 годом на 16,8 процента и оценочно составят 27287,0 рубля.
В плановом периоде 2018 - 2020 годов динамика реальных денежных доходов населения оценивается положительно и в 2020 году планируется ее рост на 1,1 процента относительно 2019 года.
Достижения запланированных результатов в среднесрочной перспективе направлены на преодоление бедности в Ставропольском крае, качественные изменения уровня материального обеспечения населения Ставропольского края на основе роста производительности труда и качества рабочей силы.
Вследствие развития базовых видов экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, промышленное производство, перерабатывающая промышленность и развитие инфраструктуры, планируется выполнение поставленных стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края, определенных Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, проектами стратегий развития отраслей, разработанных соответствующими органами исполнительной власти Ставропольского края, стратегиями развития муниципальных образований Ставропольского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.