Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ессентуки
от 29 сентября 2017 г. N 1321
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 154, частью 2 статьи 172, частью 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статьи 16 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки, утвержденного решением Совета города Ессентуки от 29 июля 2015 года N 98.
При разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, муниципальных программ города Ессентуки (далее - муниципальные программы), Стратегии социально-экономического развития городского округа город-курорт Ессентуки на период до 2025 года, утвержденной решением Совета города Ессентуки от 21 декабря 2009 года N 137 (с последующими изменениями), (далее - Стратегия социально-экономического развития), Перечня мероприятий по подготовке к формированию проекта бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденного распоряжением администрации города Ессентуки от 25 июля 2017 года N 64-р "Об утверждении Перечня мероприятий по подготовке и формированию проекта бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
Основные направления бюджетной и налоговой политики составлены с учетом отражения мероприятий в результате реализации комплекса мер, представленных в "Плане мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, совершенствование долговой политики города Ессентуки на период 2017 - 2019 годов", утвержденном распоряжением администрации города Ессентуки от 22 июля 2016 года N 64-р.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта местного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - проект местного бюджета на 2018 - 2020 годы), подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета.
2. Анализ принятых решений в области бюджетной и налоговой политики и их последствий. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки за 2015-2017 годы
В рамках реализации бюджетной политики в период 2015 - 2017 годов проведен ряд мероприятий, направленный на повышение эффективности бюджетных расходов.
Основой качественного изменения подходов к реализации муниципальной политики становится внедрение проектных принципов муниципального управления.
Потенциал применения постепенного перехода к проектным принципам управления муниципальными программами неуклонно растет.
Начиная с 2014 года, в городе Ессентуки применяются программно-целевые методы планирования. Охват расходов местного бюджета показателями муниципальных программ составил 67,69% в 2015 году (11 муниципальных программ); 70,3% в 2016 году (12 муниципальных программ); 97,62% в 2017 году (12 муниципальных программ); неохваченными в 2017 году остались расходы на обеспечение содержания аппарата администрации города Ессентуки и Думы города Ессентуки.
В целях интеграции процессов формирования местного бюджета и муниципальных программ города Ессентуки были внесены изменения в нормативные правовые акты города Ессентуки, призванные обеспечить повышение эффективности реализации муниципальных программ.
Финансовым управлением администрации города Ессентуки ежегодно проводится оценка эффективности реализации муниципальных программ в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденной постановлением администрации города Ессентуки от 26 декабря 2014 г. N 3257.
В ходе данной оценки проведен анализ степени достижения целей муниципальных программ (решения задач их подпрограмм) и степени выполнения основных мероприятий муниципальных программ (в части показателей, отражающих степень достижения непосредственных результатов реализации муниципальных программ и показателей качества управления ими).
По результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ органами исполнительной власти города Ессентуки (далее - органы исполнительной власти) в 2016 году кардинально изменены состав, структура, период действия муниципальных программ и система их целеполагания.
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Ессентуки от 17.01.2017 г. N 13 "Об утверждении Бюджетного прогноза муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на период до 2022 года", разработан и утвержден на 6 лет документ стратегического планирования - бюджетный прогноз на долгосрочный период, в связи с чем приняты новые муниципальные программы с периодом действия - 6 лет.
Анализ эффективности бюджетных расходов в разрезе основных мероприятий муниципальных программ, а также выработка согласованной позиции по их корректировке и перераспределению объемов финансирования на реализацию отдельных мероприятий в пользу тех мероприятий, которые отвечают критериям наибольшей эффективности и обеспечивают ускоренное социально-экономическое развитие города, стали ключевыми направлениями деятельности Межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов города Ессентуки в 2016 году и первом полугодии 2017 года.
В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие мероприятия:
В сфере повышения качества оказания муниципальных услуг:
1. В целях обеспечения перехода к расчету объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) с использованием нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), администрацией города Ессентуки определен переходный период до 2018 года и, соответственно, разработан План мероприятий на переходный период (2016 - 2017 годы).
2. В соответствии со II этапом Плана мероприятий по поэтапному применению отдельных нормативных затрат при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями города Ессентуки, рассчитываемых с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, на 2016 - 2017 годы, утвержденным распоряжением администрации города Ессентуки от 12 августа 2016 г. N 74-р, отраслевыми (функциональными) органами исполнительной власти города Ессентуки, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений города Ессентуки, в 2017 году утверждены:
базовые нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями города Ессентуки муниципальных услуг, рассчитанные с применением норм потребления ресурсов, выраженных в натуральных показателях, и отраслевых корректирующих коэффициентов по группам затрат, непосредственно связанных с их оказанием и группам затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг.
3. Внесены изменения в нормативно-правовые акты города Ессентуки, предусматривающие повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий, в том числе установление требования об обязательном возврате средств субсидии в местный бюджет в случае не достижения показателей, установленных в муниципальном задании.
Важное место в составе мер по повышению эффективности бюджетных расходов занимает улучшение качества управления муниципальными финансами главными распорядителями средств местного бюджета. Ежегодно проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемый отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки, осуществляющими функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений города Ессентуки, на основе анализа и оценки процессов и процедур, охватывающих все элементы бюджетного процесса (планирование и исполнение местного бюджета, учет и отчетность, осуществление функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных учреждений города).
В рамках мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов продолжена работа по формированию нормативно-правовой базы в области муниципальных закупок.
В 2016 году приняты правовые акты города Ессентуки, регулирующие нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения) и требования к закупаемым муниципальными органами города Ессентуки, подведомственными им муниципальными казенными и бюджетными учреждениями города Ессентуки отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой муниципальной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему и исключить неэффективные расходы, связанные с приобретением муниципальными органами города Ессентуки и подведомственными муниципальными казенными и бюджетными учреждениями города Ессентуки предметов роскоши и предметов с излишними потребительскими свойствами.
В 2016 - 2017 году проведен ряд мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на содержание сети муниципальных учреждений города Ессентуки, что позволило сэкономить средств местного бюджета в 2016 году - 480,5 тыс. руб., в 1 полугодии 2017 года - 1009,3 тыс. руб.
Создание межведомственной централизованной бухгалтерии - одно из направлений оптимизации расходов местного бюджета. В результате проведенной работы в этом направлении в 2017 году создано и осуществляют свою деятельность МБУ "Межведомственный учетный центр города Ессентуки". До окончания 2017 года ожидается полная передача ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности муниципальными учреждениями города Ессентуки.
Экономическая эффективность по оптимизации расходов местного бюджета при заключении муниципальных контрактов с применением конкурентных способов составила в 2016 году 40 038,35 тыс. руб.
По результатам организованной в 2016 - 2017 годах работы по оптимизации расходов местного бюджета, предусмотренных на социальные выплаты, выплаты льгот, меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами города Ессентуки, а также переходу на предоставление их на основе принципа адресности и с учетом нуждаемости, в 2016 году экономия средств местного бюджета составила 72,0 тыс. рублей, в 1 полугодии 2017 года - 13,6 тыс. руб.
В 2016 - 2017 годах продолжена работа по повышению открытости и понятности бюджетов. Ее конечной целью является выстраивание "сквозной" системы открытости деятельности органов местного самоуправления, к важнейшим приоритетам которой относятся повышение информационной открытости и понятности действий, предоставление органами местного самоуправления открытых данных, обеспечение прозрачности и подотчетности муниципальных расходов, закупок и инвестиций, реализация эффективной системы общественного контроля.
С учетом изменений, направленных на систематизацию и повышение прозрачности бюджетного процесса, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с 1 января 2016 года:
формируется и ведется в системе "Электронный бюджет" реестр источников доходов бюджетов всей бюджетной системы РФ, что позволяет систематизировать платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов всей бюджетной системы, в том числе платежи за оказание муниципальных услуг, обеспечить корректность формирования первичных учетных документов о начислении доходов и распоряжений о переводе денежных средств.
Составной частью бюджетного процесса является оценка общей величины и динамики налоговых и неналоговых доходов местного бюджета города Ессентуки.
Сравнительный анализ поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки за период 2014 - 2016 годы приведен в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование дохода |
2014 (тыс. руб.) |
2015 (тыс. руб.) |
2016 (тыс. руб.) |
||||||
План |
Исполн. |
% |
План |
Исполн. |
% |
План |
Исполн. |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
НДФЛ |
337184,0 |
380243,3 |
113 |
398745,0 |
419979,9 |
105 |
372760,0 |
389244,1 |
104 |
Акцизы |
11011,0 |
8692,6 |
79 |
6951,4 |
7768,7 |
112 |
10780,4 |
11250,2 |
104 |
ЕНВД |
62485,0 |
53686,5 |
86 |
57163,9 |
61177,2 |
107 |
66000,0 |
58780,3 |
89 |
ЕСХН |
58,0 |
140,9 |
243 |
104,2 |
162,5 |
156 |
206,0 |
236,4 |
115 |
Патенты |
504,0 |
1150,7 |
228 |
502,0 |
1668,6 |
332 |
1502,0 |
2845,5 |
189 |
Налог на имущество физ.лиц |
21114,0 |
16011,3 |
76 |
21294,4 |
19500,1 |
92 |
25890,0 |
34267,7 |
132 |
Земельный налог |
106418,0 |
100546,4 |
94 |
110660,6 |
85389,7 |
77 |
98180,5 |
97543,3 |
99 |
Госпошлина |
8859,0 |
9064,5 |
102 |
12092,0 |
10385,7 |
86 |
12900,0 |
9677,3 |
75 |
Заложенность по платежам |
- |
4,7 |
- |
- |
50,6 |
- |
- |
15,3 |
- |
Доходы от использования имущества |
61159,8 |
80361,9 |
131 |
79015,6 |
85077,2 |
108 |
87990,0 |
99749,3 |
113 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
3000,0 |
3525,1 |
118 |
3000,0 |
3699,0 |
123 |
1203,0 |
5047,2 |
420 |
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов |
- |
1306,1 |
- |
1110,6 |
4028,5 |
- |
1555,1 |
675,2 |
43 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
131860,0 |
17819,1 |
14 |
12234,5 |
12180,7 |
99 |
15000,0 |
7360,3 |
49 |
Штрафы и санкции |
13000,0 |
34969,9 |
269 |
35192,5 |
43795,8 |
124 |
40000,0 |
34995,2 |
88 |
Прочие неналоговые доходы |
3000,0 |
1417,6 |
47 |
3000,0 |
3748,4 |
125 |
3000,0 |
4211,4 |
140 |
Итого |
759652,8 |
708940,6 |
93 |
741066,7 |
758612,6 |
102 |
736967,0 |
755898,7 |
103 |
Фактический объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета города Ессентуки в 2016 году составил 755898,63 тыс. рублей или 102,6% к уточненным плановым назначениям в сумме 736967,03 тыс. рублей.
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета города в 2016 году снижен и составил 40% за счет увеличения доли безвозмездных поступлений (субвенций), (в 2015 году составлял 45,2%, в 2014 году 43,3%).
Уменьшение объема налоговых и неналоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило 2714,00 тыс. рублей или 0,36% в связи с уменьшением дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц.
По сравнению с 2014 годом объем налоговых и неналоговых доходов в 2016 году увеличился на 46958,1 тыс. руб. или на 6,2%.
Увеличение объема налоговых и неналоговых доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом составило 49672,00 тыс. рублей или 6,5% в связи с увеличением дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и передачи с 01 января 2016 года из федерального бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов Ставропольского края 15% отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В целях пополнения доходной части местного бюджета дополнительными поступлениями отчислений от НДФЛ, в 2014 - 2017 годах Думой города Ессентуки приняты решения о замене 100% дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на дополнительный норматив отчислений в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки от налога на доходы физических лиц.
Динамика поступлений от налога на доходы физических лиц, в связи с принятием решения о замене дотации на дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки за период 2014 - 2016 годов приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Наименование показателя |
2014 год, тыс. руб. |
2015 год, тыс. руб. |
2016 год тыс. руб. |
Расчетная дотация |
165060,0 |
201378,0 |
176108,0 |
Фактическое исполнение |
186093,0 |
217580,0 |
183458,2 |
Дополнительное поступление отчислений от НДФЛ в местный бюджет |
21033,0 |
16202,0 |
7350,2 |
В целях осуществления качественного администрирования доходных поступлений и повышения собираемости налогов, в 2016 - 2017 годах проводилась совместная работа городской администрации и инспекции ФНС России по г. Ессентуки.
В 2016 году было проведено 9 заседаний межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет города Ессентуки налоговых и неналоговых платежей и работе с недоимкой по платежам, на которые были приглашены 161 юридические и физические лица, у которых по данным МРИФНС N 10 по Ставропольскому краю и Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки, имеется задолженность по налоговым и неналоговым платежам в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
В 1 полугодии 2017 года было проведено 5 заседаний межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет города Ессентуки налоговых и неналоговых платежей и работе с недоимкой по платежам, на которые были приглашены 90 юридических и физических лиц, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
По результатам работы комиссии в 2016 году в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки поступило 7650 тыс. рублей, в 1 полугодии 2017 года - 718,0 тыс. руб.
Существенным резервом пополнения доходной части бюджета города Ессентуки является снижение недоимки по платежам в местный бюджет. Информация о недоимке по платежам, зачисленным в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, за 2014 - 2016 годы представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
Информация о недоимке по платежам, зачисленным в бюджет муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки за 2014-2016 годы
N |
Виды платежей |
Недоимка |
||||||
по состоянию |
изменение |
по состоянию на 01 января 2017 г. (тыс. руб) |
изменение |
|||||
на 01 января 2015 г. (тыс. руб) |
на 01 января 2016 г. (тыс. руб) |
абс. сумма (тыс. руб) (4-3) |
% |
абс. сумма (тыс. руб) (7-4) |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
НДФЛ |
7036,0 |
13655,0 |
6619,0 |
94,1 |
25830,0 |
12175,0 |
89,2 |
2. |
Налог на имущество физических лиц |
11776,0 |
16150,0 |
4374,0 |
37,1 |
23486,0 |
7336,0 |
45,4 |
3. |
Земельный налог |
23768,7 |
21780,0 |
-1988,7 |
-8,4 |
25390,0 |
3610,0 |
16,5 |
4. |
ЕСХН |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,0 |
3,0 |
100 |
5. |
ЕНВД |
8335,2 |
8178,0 |
-157,2 |
-1,9 |
7463,0 |
-715,0 |
-8,7 |
|
Итого |
50915,9 |
59763,0 |
8847,1 |
17,4 |
82172,0 |
22409,0 |
37,5 |
Снижение недоимки по платежам, зачисляемым в бюджет города Ессентуки только на 10% позволит увеличить доходы местного бюджета в 2017 году на 8217,2 тыс. руб. По итогам 1 полугодия 2017 года в результате применения мер принудительного взыскания по налогам, отчисления от которых поступают в местный бюджет, недоимка снизилась на 16348,00 тыс. руб.
В целях погашения задолженности физических лиц по налогам и сборам на территории города Ессентуки проработан вопрос о реализации механизма погашения указанной задолженности с использованием аппаратного продукта "Мобильный пристав", что позволило дополнительно привлечь в бюджеты всех уровней в 2016 году 1500,0 тыс. руб.
Увеличению поступлений в бюджет города Ессентуки по налоговым и неналоговым доходам способствовала реализация Мероприятий, направленных на рост доходов бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и полноту уплаты налогов и неналоговых платежей населением города, утвержденных распоряжением администрации города Ессентуки от 02 ноября 2015 г. N 118-р, а также реализация мероприятий в соответствии с принятым распоряжением администрации города Ессентуки от 17 июля 2017 г. N 61-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, совершенствование долговой политики города Ессентуки на период 2017 - 2019 годов" (с последующими изменениями).
Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки, МАУ "МФЦ города Ессентуки" осуществляется информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о необходимости погашения имеющейся задолженности по платежам в бюджет при обращении с заявлениями. Количество оказанных услуг по информированию за 1 полугодие 2017 года - 2749 шт.
С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Решением Думы города Ессентуки от 18 ноября 2015 г. N 28 (с изменениями от 23.11.2016 г. N 91) с 01 января 2016 года были установлены ставки по налогу на имущество физических лиц в размерах от кадастровой стоимости. Целью изменения порядка определения налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, как наиболее приближенной к рыночной стоимости объектов недвижимости, что позволит привлечь в местный бюджет в 2017 году по сравнению с 2016 годом дополнительный объем доходов.
С 2013 года на территории Ставропольского края введена патентная система налогообложения. С 01 января 2015 года в законодательство Ставропольского края были внесены изменения, касающиеся установления дифференцированного размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от территории действия патентов на право применения патентной системы налогообложения на территории Ставропольского края (далее - патент). Указанные изменения способствовали повышению привлекательности патентной системы налогообложения в Ставропольском крае.
Увеличению количества патентов в текущем году способствовало внесение изменений в законодательство Ставропольского края в части расширения с 47 до 63 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых с 01 января 2016 года на территории Ставропольского края применяется патентная система налогообложения. Это позволило обеспечить прирост доходной части бюджета города Ессентуки по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму 1176,9 тыс. рублей.
3. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2018 - 2020 годы
Основные направления бюджетной политики сохраняют преемственность цели, определенной бюджетной политикой муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Ессентуки.
Повышение эффективности бюджетных расходов является основным инструментом достижения поставленной цели бюджетной политики.
Основными задами бюджетной политики являются:
интеграция процессов стратегического прогнозирования и бюджетного планирования;
обеспечение централизованного ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности во всех муниципальных учреждениях города Ессентуки;
повышение качества и эффективности реализации муниципальных программ как основного инструмента интеграции стратегического целеполагания, бюджетного планирования и операционного управления;
совершенствование контрактной системы, усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
совершенствование процедур предварительного и последующего муниципального финансового контроля, смещение акцентов с последующего на предварительный контроль.
Целями налоговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - налоговая политика) являются:
сохранение бюджетной устойчивости и получения необходимого объема бюджетных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования;
поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города Ессентуки.
Достижение целей налоговой политики должно повысить стабильность ведения экономической деятельности на территории города Ессентуки.
Учитывая принимаемые на федеральном и краевом уровнях решения, снижающие налоговую нагрузку на плательщиков по основным налогам, формирующим доходную часть бюджета города Ессентуки (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог, акцизы, доходы от выдачи патентов), задачами налоговой политики города Ессентуки являются:
реализация новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу (с учетом изменений в части кадастровой стоимости объектов налогообложения);
повышение эффективности мер налогового стимулирования, направленных на экономический рост города Ессентуки.
4. Основные направления бюджетной и налоговой политики
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1. Уточнение впервые разработанного в 2017 году бюджетного прогноза города Ессентуки на период до 2022 года. Данный документ нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной политики города Ессентуки, формирование необходимых финансовых резервов и механизмов управления рисками и своевременной проработки мер по их минимизации в 2017 году, определение предельных объемов ("потолков") расходов на реализацию муниципальных программ.
2. Обеспечение повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение поставленных целей через муниципальные программы города Ессентуки.
При разработке муниципальных программ и повышении эффективности их реализации должны учитываться следующие условия:
обязательное отражение в муниципальных программах показателей документов стратегического планирования, принятых на местном уровне в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и их целевых значений;
формирование системы аудита эффективности муниципальных программ, включающей оценку качества формирования каждой муниципальной программы и оценку эффективности ее реализации. Результаты такого аудита должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения муниципальных программ на дальнейшую перспективу.
определения нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ), рассчитанных с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, учитывающих натуральные нормы затрат ресурсов на их оказание (выполнение) и корректирующих коэффициентов к ним.
Реализация полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, что в конечном итоге должно обеспечить получение оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы. Такой подход позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений.
3. Формирование предельных объемов бюджетных ассигнований местного бюджета по муниципальным программам и направлениям деятельности, не входящим в муниципальные программы на 2018 - 2020 гг., с учетом оценки исполнения расходных обязательств в 2016 году, уточненного прогноза макроэкономических показателей социально-экономического развития, на основе следующих основных подходов:
в качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований местного бюджета на 2018 - 2020 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2017 - 2019 годы решением Думы города Ессентуки от 23 ноября 2017 года N 89 "О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов";
"базовые" объемы бюджетных ассигнований 2018-2020 годов будут уточнены с учетом:
а) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия (например, с учетом завершения в 2017 году в субъектах Российской Федерации мероприятий по ликвидации аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года), а также в связи с уменьшением контингента получателей;
б) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям "длящегося" характера, возникшим в ходе исполнения местного бюджета в 2017 году;
в) увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятыми региональными планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году. Однако, необходимо избежать "технического" повышения оплаты труда, завершив проведение структурных реформ в целях повышения качества услуг и оптимизации нагрузки на бюджетную сеть;
г) увеличения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога с учетом объемов бюджетных ассигнований, выделенных в 2017 году в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков и остаточной стоимости основных средств, а также на уплату земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством.
4. Концентрация на создании информационного пространства в сфере развития контрактной системы, которое позволит участникам контрактных отношений соблюдать заложенные в законодательстве о контрактной системе принципы открытости и прозрачности. Такая задача может быть решена только через использование электронных документов, единых классификаторов, единых первичных источников информации.
В этой связи ключевыми направлениями совершенствования контрактной системы в 2018 - 2020 гг. станут:
4.1. Разработка нормативно-правовой базы, предусматривающей:
перевод бумажных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму, что позволит повысить анонимность подачи и рассмотрения заказчиками заявок участников закупок, обеспечить добросовестную конкуренцию и увеличение объема экономии бюджетных средств за счет снижения рисков сговора между заказчиками и участниками;
введение исчерпывающего перечня способов осуществления закупок в рамках законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (законопроект N 821534-6), направленное на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам таких заказчиков.
4.2. Формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе в сфере закупок, что обеспечит:
- повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг;
- снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;
- формирование референтных цен на товары, работы, услуги;
- повышение эффективности контроля закупок.
4.3. Оптимизация порядка осуществления казначейского контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, в целях повышения эффективности его применения, исключения случаев необоснованного автоматического блокирования закупочной деятельности заказчиков, сокращения их временных и финансовых затрат при осуществлении закупок.
4.4. Создание механизма планирования закупок, позволяющего устранить излишние административные барьеры, сократить трудовые и временные затраты на формирование информации о планируемых закупках при сохранении прозрачности закупочной деятельности для потенциальных участников закупок
В рамках обеспечения контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд планируется:
внедрение механизма контроля за объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки, который позволит эффективно и результативно расходовать бюджетные средства на закупку товаров, работ и услуг;
создание работоспособной системы ведомственного контроля, направленной на соблюдение подведомственными заказчиками требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
5. Улучшение качества оказания муниципальными учреждениями города Ессентуки муниципальных услуг за счет:
формирования стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств;
повышения конкуренции среди муниципальных учреждений города Ессентуки, участвующих в оказании (выполнении) муниципальных услуг (работ);
внедрения в практику комплексной оценки итогов работы муниципальных учреждений города Ессентуки (отчетов о выполнении доведенных до них муниципальных заданий, достижении установленных показателей эффективности их деятельности) на заседаниях ведомственных комиссий.
6. Продолжение работы по оптимизации сети муниципальных учреждений (далее - муниципальные учреждения города Ессентуки), в том числе за счет:
реорганизации муниципальных учреждений города Ессентуки, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг, а также сети муниципальных учреждений города Ессентуки, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления города Ессентуки;
совершенствования условий оплаты труда работников муниципальных учреждений города Ессентуки.
7. Централизованное ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в органах исполнительной власти города Ессентуки и подведомственных им муниципальных учреждениях города Ессентуки.
8. Продолжение работы по инвентаризации социальных выплат гражданам, установленных нормативными правовыми актами города Ессентуки, с целью перехода к справедливому принципу оказания социальной помощи гражданам, имеющим небольшие доходы, и действительно нуждающимся в социальной помощи, наиболее уязвимым категориям граждан, предоставлению социальных выплат населению города Ессентуки на основе адресности и нуждаемости.
Уточнение принципа нуждаемости и повышение адресности предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки предполагает:
назначение отдельных мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
введение дополнительных требований к получателям мер социальной поддержки;
изменение видов, форм предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки.
9. Продолжение работы по внедрению системы эффективного контракта, которая включает в себя показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников муниципальных учреждений города Ессентуки для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов их труда и качества оказываемых ими муниципальных услуг.
10. Обеспечение выплаты работникам муниципальных учреждений города Ессентуки заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
11. Сохранение позитивной динамики предоставления из местного бюджета средств на выполнение ремонтных работ объектов социального назначения.
12. Улучшение качества работы контрольных органов.
Совершенствование развития внутреннего муниципального финансового контроля. В дальнейшем при организации деятельности органов муниципального финансового контроля акцент должен быть смещен с последующего контроля на предварительный.
Также необходимо усилить контроль за результатами использования средств местного бюджета. При этом предлагается усилить персональную ответственность руководителей органов местного самоуправления города Ессентуки и муниципальных учреждений города Ессентуки за низкие показатели финансовой дисциплины.
При реализации результатов проверок необходимо максимально обеспечить принцип неотвратимости наказания за допущенные нарушения.
Эффективная работа современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (прежде всего, предварительный) контроль внутренних бюджетных процедур, а, следовательно, существенное улучшение ведомственной финансовой дисциплины.
13. Формирование эффективной системы управления бюджетными инвестициями в рамках реализации муниципальной адресной инвестиционной программы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Бюджетные инвестиции будут производиться в первую очередь в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, планируемые к завершению, строящиеся с привлечением средств федерального и краевого бюджетов, а также по которым приняты решения о бюджетных инвестициях, реализация которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период.
14. Формирование объема бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда города Ессентуки с учетом положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из прогнозируемого объема доходов местного бюджета.
15. Применение мер, направленных на ограничение и снижение дефицита местного бюджета.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности местного бюджета необходимо обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета субъектов в рассматриваемом периоде будут являться кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, бюджетные кредиты, представляемые из бюджетов другого уровня, и прочие источники финансирования.
16. Для поддержания сбалансированности местного бюджета требуется проведение крайне взвешенной долговой политики.
Реализация долговой политики в 2018 - 2020 годах планируется в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки, применению мер по ограничению уровня муниципального долга.
Установление ограничения возможного превышения предельного объема муниципального долга на объем привлеченных бюджетных кредитов, имея в виду, что общий объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2018 года должен составить не более 140 процентов объема доходов без учета безвозмездных поступлений, на 1 января 2019 года - не более 120 процентов объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Введение указанной нормы приведет к стимулированию поэтапного снижения объема муниципального долга в течение двух лет.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1. Введение и реализация новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В целях реализации на территории города Ессентуки новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, необходимо принять дополнительные меры по взаимодействию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края и отраслевых (функциональных) органов администрации города Ессентуки по анализу налоговой нагрузки, сопоставлению налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности физическим лицам.
В целях актуализации баз данных по объектам недвижимого имущества и земельным участкам необходимо осуществить комплекс мероприятий по уточнению недостающих характеристик технико-экономических показателей по ним, а также по выявлению новых объектов недвижимого имущества; выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот неучтенных земельных участков и объектов недвижимости; осуществить достоверное планирование налогового потенциала от использования земельных ресурсов и объектов недвижимости.
2. Оценка эффективности налоговых льгот.
Органам исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим управление в соответствующей сфере экономической деятельности, к которой относятся категории налогоплательщиков, которым предоставлены (планируются к предоставлению) налоговые льготы, необходимо обеспечить проведение оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в соответствии с Порядком оценки эффективности налоговых льгот.
С учетом существенного влияния принимаемых в соответствии с законодательством Ставропольского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края решений по установлению льгот по региональным и местным налогам на устойчивость консолидированного бюджета Ставропольского края, принятие новой льготы или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением "источника" такого решения, в качестве которого, в том числе может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных налоговых льгот.
3. Повышение эффективности управления муниципальными активами.
В данном направлении налоговой политики следует:
провести работу по приватизации объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки;
продолжить работу по инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки и выявлению не зарегистрированных в установленном порядке объектов недвижимости с целью постановки их на учет в регистрирующих органах.
4. Совершенствование налогового администрирования.
Улучшению качества налогового администрирования будет способствовать принятие налоговыми органами мер, обеспечивающих рост собираемости налогов, снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса, снижение недоимки по платежам в местный бюджет.
В этой связи актуальным является безусловное выполнение бюджетных полномочий главными администраторами доходов местного бюджета в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в доход местного бюджета администрируемых ими налогов и сборов и увеличение собираемости по ним, недопущения роста задолженности по налогам и сборам и принятие мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации для её снижения.
Одной из мер налоговой политики, направленной на обеспечение администрирования и снижения административных издержек, в целях погашения задолженности физических лиц по налогам и сборам, является проработка вопроса о реализации на территории города Ессентуки механизма погашения указанной задолженности через платежные терминалы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ессентуки и с использованием аппаратного продукта "Мобильный пристав".
5. Расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Ессентуки.
В целях решения этой задачи следует продолжить работу по:
координации действий органов местного самоуправления города Ессентуки с налоговыми органами, а также с главными администраторами доходов бюджета города Ессентуки;
осуществлению контроля за постановкой на налоговый учет всех организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Ессентуки;
проведению заседаний Межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет города Ессентуки налоговых и неналоговых платежей и работе с недоимкой по платежам;
выявлению схем минимизации налогов;
предотвращению возможности применения налогоплательщиками способов уклонения от уплаты налогов;
снижению недоимки по платежам, зачисляемым в бюджет города Ессентуки;
взысканию доначисленных сумм налогов и других обязательных платежей по результатам проведенных налоговых проверок не ниже 50%;
проведению анализа поступления в местный бюджет неналоговых платежей, рассмотрению причин возникновения задолженности с целью в досудебном порядке достижения договоренности с плательщиком об её уплате.
6. Выполнение плана мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края. Неисполнение условий Соглашения между муниципальным образованием городским округом город-курорт Ессентуки и Министерством финансов Ставропольского края грозит муниципалитету сокращением межбюджетных трансфертов.
Значение вопроса выполнения плана доходов, ставшего предметом рассмотрения на самом высоком уровне, имеет далеко идущие последствия не только для муниципалитета, но и для краевой власти. Аналогичные условия предусмотрены Соглашением с Минфином России и для края как получателя дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Для обеспечения баланса между усложняющимися муниципальными задачами и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями, задача повышения эффективности бюджетных расходов является первоочередной.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений.
В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Реализация представленных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики мер по повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных ассигнований, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной и налоговой политики.
Это, в свою очередь, предполагает более четкую привязку муниципальных программ к целям муниципальной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита.
Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления муниципальных услуг, процедур проведения муниципальных закупок, предварительного и последующего муниципального финансового контроля.
Управляющий делами администрации города Ессентуки |
О.А. Бондарева |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 сентября 2017 г. N 1321 "Об утверждении основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.