Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Невинномысска
на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Невинномысска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
I. Общая оценка социально-экономической ситуации в городе Невинномысске за отчетный период
Невинномысск - город краевого подчинения, находящийся в юго-западной части Ставропольского края (далее - город). Город традиционно является центром химической промышленности края и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-Р включен в перечень моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 668-Р городу присвоена 2 категория (моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Номера распоряжений Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. и от 16 апреля 2015 г. следует читать "N 1398-р" и "N 668-р"
В рамках главных стратегических направлений определена и решается первоочередная задача - обеспечение устойчивого социально-экономического развития города. По итогам 2016 года наблюдалась как положительная, так и отрицательная динамика ряда экономических показателей, отражающих социально-экономическое положение города.
Современный Невинномысск - крупнейший промышленный город Ставропольского края, который уверенно лидирует среди других городов по объему промышленного производства (22% в общекраевой отгрузке промышленной продукции).
В 2016 году на территории города осуществляли свою деятельность 5438 хозяйствующих субъектов, в том числе: 3357 индивидуальных предпринимателей и 2081 юридическое лицо. На 01 октября 2017 года - 5331 хозяйствующий субъект, в том числе 1971 юридическое лицо и 3360 субъектов без образования юридического лица.
В 2016 году крупными и средними предприятиями города отгружено товаров (работ, услуг) на 97,58 млрд. рублей, что на 3,25% меньше 2015 года. Снижение наблюдалось по следующим отраслям:
по отрасли "сельское хозяйство" - на 11,87%;
в сфере промышленности - на 2,87%;
в сфере строительства - на 8,2%;
в сфере торговли - на 4,68%.
По итогам 9 месяцев 2017 года выпуск товаров и услуг вырос на 3,8% и составил 69,83 млрд. рублей. Прирост наблюдался в промышленности (102,1%), в электроэнергетике (119,9%). Также существенный прирост наблюдался в строительстве - в 2,4 раза.
По итогам 2016 года объем производства в промышленности составил 92,69 млрд. рублей, что на 2,74% ниже уровня 2015 года. По итогам 9 месяцев 2017 года - 66,03 млрд. рублей, что на 2,1% выше уровня аналогичного периода 2016 года.
Промышленность города представлена разнообразием отраслей: металлургия, производство электроэнергии, пищевая промышленность, химическая промышленность, производство электрооборудования и другие. Промышленные предприятия города планируют дальнейшую стабильную работу с наращиванием объемов производства. Однако, ужесточение экономических санкций может привести к спаду их деятельности, во избежание этого принимаются меры.
Градообразующие предприятия работают в штатном режиме. По итогам 2016 года объем отгруженных товаров данных предприятий снизился на 7,3% (вследствие динамики цен на продукцию), за 9 месяцев 2017 года объем снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 9,7% и составил 35,84 млрд. рублей.
Данные предприятия составляют большую часть общегородского объема отгрузки крупными и средними предприятиями города: по итогам работы за 2016 год их доля составила 53,26% (на конец 2015 года - 55,58%, по итогам 9 месяцев 2017 года - 51,32%).
Также 8,72% занятого населения города трудятся на данных предприятиях (АО "Невинномысский Азот" и АО "Арнест").
До конца 2020 года ожидается ускорение динамики общего выпуска товаров и услуг. Планируется умеренный, но стабильный рост объемов строительных работ на 25%, в основном за счет строительства объектов регионального индустриального парка "Невинномысск"; рост промышленного производства на 27%, в основном за счет роста в обрабатывающей промышленности (в первую очередь это АО "Невинномысский Азот"). Предполагается, что к концу 2020 года доля продукции, отгруженной данными предприятиями, в общем объеме отгрузки будет менее 50%.
По итогам 2016 года крупными и средними предприятиями города получена прибыль в сумме 17229,3 млн. рублей, что на 4,4% больше уровня 2015 года. Сальдо прибылей и убытков составило 16598,5 млн. рублей, по данному показателю город занимает 1 место в крае. Доля прибыльных организаций составила 76,5% (на конец 2015 года - 72,7%). Доля города в общем объеме финансового результата Ставропольского края составила 22,27%. В прогнозируемом периоде ожидается рост прибыльности предприятий.
По итогам 8 месяцев 2017 года крупными и средними предприятиями города получена прибыль в сумме 8097,2 млн. рублей, что на 33,13% меньше уровня аналогичного периода 2016 года. Сальдо прибылей и убытков составило 6420,6 млн. рублей, по данному показателю город занимает 1 место в крае. Доля прибыльных организаций составила 73,7%. Доля города в общем объеме финансового результата Ставропольского края составила 16,98%.
Социально-экономическое положение города можно охарактеризовать как устойчивое. Градообразующие предприятия, несмотря на санкции, функционируют в штатном режиме. Планируется дальнейшая устойчивая производственная деятельность с наращиванием объемов отгрузки продукции, продолжение инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и оптимизацию производства. Заработная плата работников стабильно растет, сокращение штата не планируется.
В 2016 году отмечена тенденция улучшения показателей инвестиционной деятельности на территории города.
На развитие экономики и социальной сферы города в 2016 году предприятиями города инвестировано более 11 млрд. рублей (темп роста 153,89%). По привлечению инвестиций город занял 2 место среди городов края, после города Ставрополя.
За 1 полугодие 2017 года организациями города инвестировано в основной капитал 3,27 млрд. рублей что на 25,51% ниже уровня аналогичного периода 2016 года. По данному показателю город занимает 2 место среди городов края, после города Ставрополя.
В инвестиционной сфере планируется дальнейшее увеличение инвестиционной привлекательности территории города, реализация проектов в разных отраслях экономики.
Объем строительных работ за 2016 год составил 1,96 млрд. рублей, что на 20,83% меньше уровня 2015 года. За 9 месяцев 2017 года - 1,46 млрд. рублей, что в 2,4 раза больше уровня аналогичного периода 2016 года.
За 2016 год введено в действие жилых домов общей площадью 50,33 тыс. кв. метра, что выше уровня 2015 года на 13,8% (второе место среди городов края). Из них построено населением 6,33 тыс. кв. метра. Общая площадь жилых помещений составила 2771,4 тыс. кв. метра.
За 9 месяцев 2017 года введено в действие жилых домов общей площадью 13,31 тыс. кв. метра, что на 52,6% ниже уровня аналогичного периода 2016 года. Из них построено населением 3,49 тыс. кв. метра.
Вследствие ограниченности средств, несмотря на принимаемые меры, происходит снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Так на 01 октября 2017 года зарегистрировано 3333 индивидуальных предпринимателя, что на 43 субъекта меньше, чем на 01 октября 2016 года.
По итогам 2016 года уровень безработицы снизился по сравнению с 2015 годом на 0,2 пункта и составил 0,9% (ниже уровня безработицы в целом по России и по Ставропольскому краю), на 01 октября 2017 года - 0,80%. Численность безработных граждан на 01 января 2017 года снизилась на 14,12% и составила 730 человек, на 01 октября 2017 года - 646 человек. Денежные доходы населения за 2016 год выросли на 2,2%. Тем не менее, под влиянием инфляционных процессов, реальные располагаемые доходы сократились почти на 3% и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла с 14,7% до 16,5%.
Уровень зарегистрированной безработицы в 2017 году и последующие годы может быть увеличен с 0,9% до 1,1%. Риск увеличения количества безработных сохраняется из-за того, что спрос на рабочую силу не соответствует предложению и основная масса безработных - это длительно не работавшие, инвалиды, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет, а так же граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.
Рост зарплаты на период 2018 - 2020 гг. на 10% в год будет обусловлен ростом уровня зарплаты на крупнейших предприятиях города. Фонд начисленной заработной платы по полному кругу предприятий также продолжит расти на 4 - 6% в год. Рост доходов от предпринимательской деятельности за период 2018 - 2020 гг. планируется в размере 4% - 5% в год в базовом варианте. По мере восстановления уровня реальных денежных доходов населения уровень бедности населения не будет превышать 13,4%.
На 01 января 2017 года в городе зарегистрировано 4603 субъекта малого и среднего предпринимательства, что на 13 субъектов меньше чем на 01 января 2016 года. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятого населения снизилась на 0,97% и составила 30,75%. Вследствие ограниченности средств, несмотря на принимаемые меры, происходит снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Так на 01 октября 2017 года зарегистрировано 3333 индивидуальных предпринимателя, что на 43 субъекта меньше, чем на 01 октября 2016 года.
В связи со строительством новых производств малого и среднего бизнеса на территории регионального индустриального парка "Невинномысск", создания территории опережающего социально-экономического развития, предоставления хозяйствующим субъектам поддержки, к 2020 году рост численности занятых в малом и среднем бизнесе планируется на уровне 1%. Однако непроизводственная сфера остается наиболее привлекательной для малых и средних предприятий, что объясняется относительно несложной организацией деятельности и возможностью быстрого оборота капитала.
Потребительский рынок города обеспечивает товарами и услугами жителей и гостей города. Потребительская сфера города представлена предприятиями по продаже промышленной и продовольственной группы товаров. За 2016 год на 4,68% снизился оборот розничной торговли (12,98 млрд. рублей). Оборот общественного питания за 2016 год снизился на 3,73% и составил 2364,4 млн. рублей.
В связи с увеличением на территории города крупных сетевых предприятий торговли и нестационарной торговой сети оборот розничной торговли будет иметь стабильный рост и увеличится к 2020 году почти на 25%.
Доходная часть бюджета города за 2016 год исполнена в сумме 2185835,44 тыс. рублей, или на 102,59%.
В сравнении с 2015 годом доходы бюджета города в целом увеличились на 93939,37 тыс. рублей, или на 4,49%. В течение 2016 года был сохранен приоритет по финансовому обеспечению в первоочередном порядке отраслей социального блока.
Несмотря на наличие муниципального долга планируется постепенное снижение дефицита бюджета и выход в 2019 году на профицитный бюджет.
В целом в прогнозируемом периоде планируется стабильный рост всех основных показателей экономики и социальной сферы: рост численности населения до 118,3 тыс. человек, общего объема производства продукции на 22%, прибыльности предприятий на 27% и других показателей.
II. Промышленное производство
По итогам 2016 года объем производства в промышленности составил 92,69 млрд. рублей, что на 2,74% ниже уровня 2015 года.
Снижение наблюдалось в пищевой промышленности (на 1,83%), в химии (на 7,29%).
Выросли объемы отгрузки в металлургическом производстве (на 25,79%), в производстве электрооборудования (на 36,58%). Город продолжает лидировать среди других городов по объему промышленного производства (27% в общекраевом объеме промышленной продукции).
Промышленность города представлена разнообразием отраслей: металлургия, производство электроэнергии, пищевая промышленность, химическая промышленность, производство электрооборудования и другие.
Среди промышленных видов деятельности ведущие места занимают:
обрабатывающие производства - 78,72 млрд. рублей (96,74% от уровня аналогичного периода 2015 года);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 19,4 млрд. рублей (97,44% от уровня аналогичного периода 2015 года).
Обрабатывающая промышленность занимает ведущее место в экономике города - 64,25% в общем объеме отгрузки и 78,72% в промышленности.
В структуре обрабатывающих производств преобладают следующие виды:
химическая промышленность - 71,22%;
пищевая промышленность - 18,35%;
приборостроение - 4,45%.
В отчетном периоде выросли объемы производства следующих важнейших видов продукции:
прокат готовый черных металлов - на 95%;
приборы и инструменты для измерения - на 30%;
изделия хлебобулочные - на 37% и другой продукции.
По итогам 9 месяцев 2017 года объем производства в промышленности составил 66,03 млрд. рублей, что на 2,1% выше уровня аналогичного периода 2015 года.
Среди промышленных видов деятельности ведущие места занимают:
обрабатывающие производства - 50,58 млрд. рублей (97,7% от уровня аналогичного периода 2016 года);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,09 млрд. рублей (119,9% от уровня аналогичного периода 2016 года).
Обрабатывающая промышленность занимает ведущее место в экономике города - 72,43% в общем объеме отгрузки и 76,81% в промышленности.
В структуре обрабатывающих производств преобладают следующие виды:
химическая промышленность - 70,86%;
пищевая промышленность - 19,45%;
производство готовых металлических изделий - 2,35%.
Кроме градообразующих предприятий в сфере обрабатывающей промышленности осуществляет свою деятельность завод измерительных приборов "Энергомера" филиал ЗАО "Электротехнические заводы "Энергомера" (производство электрооборудования). Производством электрооборудования для двигателей и транспортных средств занимается ОАО "Невинномысский электромеханический завод". Кроме указанных предприятий, в промышленности города работают такие предприятия, как: ОАО "Железобетон", ООО "Кавказэлектросервис", ЗАО "Лиссант-Юг" и другие.
Одним из ведущих предприятий пищевой отрасли является ООО "Невинномысский хлебокомбинат". ПАО "Энел Россия" является независимой российской оптовой генерирующей компанией. ПАО "Энел Россия" принадлежат 4 тепловые электростанции (работающие на угле и газе) в центральном, южном и уральском регионах России.
Работа предприятий в 2016 году осуществлялась без сбоев и с наращиванием объемов. В 2016 году производились все важнейшие виды продукции города.
В прогнозируемом периоде ожидается дальнейший стабильный выпуск промышленной продукции с наращиванием темпов роста на 6% - 9% в год.
III. Инвестиции
В 2016 году отмечена тенденция улучшения показателей инвестиционной деятельности на территории города.
На развитие экономики и социальной сферы города в 2016 году предприятиями города инвестировано более 11 млрд. рублей (темп роста 153,89%). По привлечению инвестиций город занимал 2 место среди городов края, после города Ставрополя.
За 1 полугодие 2017 года организациями города инвестировано в основной капитал 3,27 млрд. рублей что на 25,51% ниже уровня аналогичного периода 2016 года. По данному показателю город занимает 2 место среди городов края, после города Ставрополя.
Для преодоления монопрофильности в городе реализуется крупнейший инвестиционный проект - региональный индустриальный парк "Невинномысск", где строятся предприятия различных отраслей. Для привлечения потенциальных инвесторов на территорию регионального индустриального парка (далее - РИП) "Невинномысск" администрацией города принимались делегации из разных стран и республик. Его общая площадь составляет 804,4 га. С начала реализации проектов резидентами РИП "Невинномысск" освоено более 12,5 млрд. рублей, в том числе в 2016 году -1,4 млрд. рублей. Запущено производство шести предприятий, ведется выпуск продукции. В 2016 году по результатам их деятельности в бюджет города уплачено налогов на сумму 5,6 млн. рублей.
Кроме РИП "Невинномысск" в 2016 году инвестиционные проекты реализовывались и другими предприятиями города: АО "Арнест", ПАО "Энел Россия", ПАО "РусГидро", АО "Невинномысский Азот" и другими.
В целях реализации инвестиционной политики города продолжена работа по формированию приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории города, которые включены в многоуровневый Перечень инвестиционных проектов Ставропольского края.
В целях оказания консультационной поддержки и решения возникающих вопросов у инвесторов, на официальном сайте администрации города функционирует канал прямой связи руководства и инвесторов.
В текущем году управленческая команда города завершила обучение в РАНХиГС в рамках образовательной программы, организованной НО Фонд развития моногородов. По итогам обучения программа экономического развития города получила наивысшую оценку в ходе обучения управленческих команд по развитию моногородов. В настоящий момент город входит в топ-10 рейтинга лучших моногородов России. В июле между Правительством Ставропольского края и НО "Фонд развития моногородов" заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию моногородов Ставропольского края.
Соглашение предусматривает совместную работу сторон над созданием новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, привлечением инвестиций, в том числе с привлечением средств Фонда для софинансирования мероприятий по строительству или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимой для привлечения в город инвестиций, а также содействие Фонда в подготовке или участии в финансировании инвестиционных проектов в городе. Все эти меры нацелены на обеспечение стабильности социально-экономического положения города.
Администрацией города была подготовлена и передана заявка на создание ТОСЭР в границах города в Министерство экономического развития Российской Федерации. В июле 2017 года заявка была одобрена и передана для принятия о создании ТОСЭР Правительством Российской Федерации.
С целью комплексного привлечения инвестиций в развитие города, в 2016 году разработана программа Комплексного развития моногорода Невинномысска, предполагающая реализацию более 60 проектов по развитию транспортной и социальной инфраструктуры за счет средств бюджетов разных уровней.
В прогнозируемом периоде планируется продолжение инвестиционных проектов, в том числе за счет активного использования средств бюджетов всех уровней.
IV. Строительство
Объем строительных работ за 2016 год составил 1,96 млрд. рублей, что на 20,83% меньше уровня 2015 года. За 8 месяцев 2017 года -0,96 млрд. рублей, что на 75,3% больше уровня аналогичного периода 2016 года.
За 2016 год введено в действие жилых домов общей площадью 50,33 тыс. кв. метра, что выше уровня 2015 года на 13,8% и второе место среди городов края. Из них построено населением 6,33 тыс. кв. метра. Общая площадь жилых помещений составила 2771,4 тыс. кв. метра.
Увеличение площади жилья связано с вводом в эксплуатацию 6 многоквартирных жилых домов (ул. Ленина, д. 57, д. 59, ул. Урицкого, д. 48, ул. Апанасенко, д. 9А, ул. Пятигорская, д. 17А, ул. Калинина, д. 175В) и индивидуальных жилых домов.
В отчетном году осуществлялось предоставление молодой семье социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы Ставропольского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций". Из краевого бюджета выделено 37,41 тыс. рублей (кредиторская задолженность с 2015 года).
За 2016 год выдано 277 разрешений на строительство объектов капитального строительства, 53 разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Наиболее значимые из введенных в 2016 году в эксплуатацию объектов:
здание храма по бульвару Мира, 23Д;
второй этап строительства завода по производству сэндвич панелей и вентиляционных изделий на территории РИП "Невинномысск" - цеха вентиляционных изделий;
Дворец бракосочетания по бульвару Мира, 30Г;
многоквартирные жилые дома со встроенными нежилыми помещениями по улице Ленина, 57 и улице Ленина, 59;
второй и третий этап строительства объекта "Металлургический завод СтавСталь. Первая очередь. Комплекс прокатного цеха" по улице Низяева, 1Р в РИП "Невинномысск";
завод по производству алюминиевых радиаторов отопления по улице Низяева, 1Ж в РИП "Невинномысск";
В 2016 году выданы разрешения на строительство 9 многоквартирных жилых домов, в том числе 7 в 101 микрорайоне города Невинномысска.
За 9 месяцев 2017 года введено в действие жилых домов общей площадью 13,31 тыс. кв. метра, что на 52,6% ниже уровня аналогичного периода 2016 года. Из них построено населением 3,49 тыс. кв. метра.
В прогнозируемый период планируется постепенный рост объемов строительства. Главной строительной площадкой города по-прежнему остается территория РИП "Невинномысск".
В 2017 году планируется к вводу в эксплуатацию 3 многоквартирных домов:
104-квартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Калинина, 149Б;
28-квартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Революционной, 262Б;
39-квартирный жилой дом по улице Калинина, 175Г.
В 2017 - 2019 годах также планируется комплексная застройка многоквартирными жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры 101 и 105 микрорайонов города. Это позволит увеличить общую площадь жилых помещений, приходящуюся в среднем на одного жителя, до 24,9 кв. метра. Планируется новая застройка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в поселке Рождественском, предоставленных льготным категориям граждан, что увеличит удельный вес жилых домов, построенных населением, до 30-35%.
V. Потребительский рынок
Потребительский рынок города является одним из бюджетообразующих отраслей экономики и обеспечивает товарами и услугами жителей и гостей города. Состояние торговли и сферы услуг на территории города характеризуется как стабильное, с высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам и динамикой роста розничного оборота и объема оказанных услуг.
Потребительская сфера города представлена предприятиями по продаже промышленной и продовольственной группы товаров.
Потребительская сфера города объединяет 634 юридических лица и 1966 индивидуальных предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли по реализации промышленной и продовольственной группы товаров. Функционирует более 600 стационарных объектов торговли. В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения трудятся более 9 тыс. человек.
За 2016 год на 4,68% снизился оборот розничной торговли (12,98 млрд. рублей). В прогнозируемом периоде ожидается рост показателя в среднем на 6% в год в базовом варианте. В 2016 году планировалось открытие 4 магазинов ООО "Сельпо". Открылись 2, еще 1 - в 2017 году.
Планируется расширение сети магазинов "Магнит": в текущем году получено разрешение на строительство, которое завершится к 2020 году. Оборот общественного питания за 2016 год снизился на 3,73% и составил 2364,4 млн. рублей. В прогнозируемом периоде ожидается рост показателя в среднем на 7% в год в базовом варианте.
На основе развития материально-технической базы отрасли повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. Потребительский рынок города обеспечил высокую привлекательность для вложений капиталов и их эффективного использования.
С вводом новых и реконструированных объектов несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам города. При нормативе обеспеченности населения города торговыми площадями 590 кв. метров на 1000 человек, фактическая обеспеченность составляет 819,2 кв. метра (по краю - 761,6 кв. метра).
Индустрия общественного питания на территории города представляет собой огромное количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования. На территории города осуществляют свою деятельность 114 объектов по оказанию услуг общественного питания, в том числе 52 - ресторана, кафе и бара, 62 - столовых и закусочных на 8570 посадочных мест.
В 2016 году наблюдалось снижение объема услуг, оказанных населению, на 7,51%. Снижение наблюдалось по таким видам услуг как: ремонт жилья, коммунальные услуги, косметические, услуги гостиниц и другие. Одновременно с этим наблюдался рост по таким услугам, как: бытовые услуги, ремонт бытовой техники, ритуальные услуги, услуги учреждений культуры и другие.
За январь-май текущего года объем услуг вырос на 10,1%. Рост наблюдается по таким видам услуг, как: ремонт бытовой техники, коммунальные услуги, услуги системы образования и другие. Снижение наблюдается по таким видам, как: жилищные услуги, услуги учреждений культуры, санаторно-курортные услуги и другие.
На территории города более 360 субъектов оказывают 24 основных вида бытовых услуг. Обеспеченность бытовыми услугами составляет 14 рабочих мест на 1000 жителей города (краевой показатель 10 рабочих мест на 1000 жителей).
В соответствии с распространением технологий европейского стандарта в городе предприятия розничной торговли, общественного питания производят безналичные расчеты с потребителями за товары и услуги. Развитие системы потребительского кредитования осуществляется за счет предоставления потребительских кредитов. Крупнейшим банком, обеспечивающим масштабное и пропорциональное развитие потребительского кредита по городу является Сберегательный банк Российской Федерации.
VI. Уровень жизни населения
Денежные доходы населения за 2016 год выросли на 2,2%. Реальные располагаемые доходы также сократились по сравнению с 2015 годом почти на 3%. После сокращения в 2015 и 2016 годах реальных располагаемых доходов и роста численности бедного населения до 16,5%, с 2017 года прогнозируется постепенное улучшение данных показателей. Размер реальных располагаемых доходов вырастет к концу прогнозируемого периода почти на 20,6%. По мере восстановления уровня реальных денежных доходов населения уровень бедности сократится до 13,4%. По итогам 9 месяцев 2017 года данный показатель составил 14,1%. В структуре доходов населения большую часть занимают доходы от предпринимательской деятельности (49,92%), и заработная плата (30,47%). В структуре расходов основную часть составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (98,45%).
Фонд начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий по итогам 2016 года составил 9602,7 млн. рублей с ростом 108,31%, по полному кругу рост составил 107,63%. По итогам 8 месяцев 2017 года темп роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий составил 104,69%. Размер среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по итогам 2016 года составил 32036,8 рублей с ростом 110,64% (1 место в крае), по полному кругу рост составил 104%.
Прирост показателя связан с ростом зарплаты по ряду крупнейших предприятий города:
АО "Невинномысский Азот" - 117%;
АО "Арнест" - 116% и другие.
По итогам 8 месяцев 2017 года размер зарплаты работников крупных и средних предприятий составил 34336,4 рубля с темпом роста 106,66% (1 место в крае).
Рост зарплаты на период 2018 -2020 гг. на 110% в год основан на росте уровня зарплаты по крупнейшим предприятиям города. Фонд начисленной заработной платы по полному кругу предприятий также продолжит расти на 4 - 6% в год. Рост доходов от предпринимательской деятельности за период 2018 - 2020 гг. планируется 4% - 5% в год в базовом варианте.
VII. Труд и занятость
По итогам 2016 года уровень безработицы снизился по сравнению с 2015 годом на 0,2 пункта и составил 0,9% (ниже уровня безработицы в целом по России и по Ставропольскому краю), на 01 октября 2017 года - 0,80%. Численность безработных граждан на 01 января 2017 года снизилась на 14,12% и составила 730 человек, на 01 октября 2017 года - 646 человек.
Численность экономически активного населения за 2015 год снизилась на 1% и составила 84,77 тыс. человек. В прогнозируемом периоде ожидаются незначительные колебания показателя.
Численность занятых в экономике города за 2016 год составила 52,69 тыс. человек, что почти на уровне 2015 года. В структуре распределения занятых по формам собственности ведущее место занимает частная собственность (37,07%), а также организации государственной и муниципальной форм собственности (12,11%). Наиболее привлекательными сферами деятельности остается промышленность, торговля, предоставление услуг. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций за 2016 год составила 24903 человек, что ниже показателя 2015 года на 2,3%. На 01 сентября 2017 года - 23914 человек.
В течение 2016 года поступала информация о планируемом высвобождении 361 работника с 86 предприятий и организаций. Всего на учете в Центре занятости числилось 103 работника высвобожденных с 60 предприятий и организаций.
С начала 2017 года поступила информация о планируемом высвобождении 902 работников с 65 предприятий и организаций. Всего на учете в Центре занятости стоит 93 работника, высвобожденные с 49 предприятий и организаций. Для стабилизации ситуации на рынке труда в городе реализуются мероприятия государственной программы "Развитие сферы труда и занятости населения Ставропольского края". За 2016 год государственные услуги по профориентации получили 1334 человека, по социальной адаптации - 351 человек, по самозанятости - 20 человек. Участниками временного трудоустройства стали 20 человек. В общественных работах приняло участие 30 человек. Трудоустроено на временные рабочие места 505 несовершеннолетних граждан. Направлено на профессиональное обучение 93 безработных гражданина и 10 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. С целью совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью в течение 2016 года в ГКУ "Центр занятости населения города Невинномысска" поступило 476 вакансий с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, посменный график и другие). В 2016 году в качестве безработных в ГКУ "Центр занятости населения города Невинномысска" было зарегистрировано 47 женщин, имеющих несовершеннолетних детей, из которых 17 трудоустроены.
На реализацию мероприятия "Оказание содействия самозанятости безработных граждан" в 2016 году выделено 63,0 тыс. рублей. При содействии Центра занятости открыли собственное дело 2 безработных гражданина (в 2015 году - 2). В 2016 году создано более 4 тысяч рабочих мест.
За 9 месяцев 2017 года участниками временных работ стали 20 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Приняли участие в общественных работах 21 человек. Трудоустроено на временные рабочие места 463 несовершеннолетних гражданина. Государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан получили 107 человек, собственное дело открыли 3 человека.
Тем не менее, проводимых мероприятий явно недостаточно для преодоления монопрофильности экономики города и недопущения роста напряженности на рынке труда.
Анализ ситуации на регистрируемом рынке труда показывает, что уровень зарегистрированной безработицы в 2017 и последующие годы может быть увеличен с 0,9% до 1,1%. Риск увеличения количества безработных происходит из-за того, что спрос на рабочую силу не соответствует предложению и основная масса безработных - это длительно не работавшие, инвалиды, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет, а так же граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.
VIII. Демография
Согласно статистическим сведениям среднегодовая численность населения города за 2016 год составила 117784 человека, что на 0,08% меньше среднегодовой численности населения за 2015 год. По состоянию на 01 января 2017 года численность населения на 0,18% меньше численности населения на 01 января 2016 года (117676 и 117891 человек соответственно).
В отчетном 2016 году интенсивность миграционных потоков снизилась: коэффициент миграционного прироста со знаком "минус". За 2016 год миграционная убыль составила 240 человек (для сравнения: за 2015 год - миграционная убыль - 108 человек). Большая часть выбывших - отъезжающие в другие регионы Российской Федерации (2327 человек). Из - за пределов России прибыло 145 человек: из стран СНГ - 112 человек, из других зарубежных стран - 33 человека.
За январь - август 2017 года миграционный прирост населения составил 194 человека (за аналогичный период 2016 года - миграционный отток на 204 человека).
Также в отчетном 2016 году темп роста смертности превысил темп роста рождаемости более чем на 6%. За 2016 год естественный прирост населения составил 20 человек (для сравнения: за 2015 год - естественный прирост - 131 человек): умерло на 24 человека меньше и родилось на 135 человек меньше чем в 2015 году. Коэффициент рождаемости на 0,2 пункта превышает коэффициент смертности (13,1 - коэффициент рождаемости, 12,9 - коэффициент смертности). Тем не менее, коэффициент естественного прироста снизился на 0,9 пункта.
За январь - август 2017 года умерло на 244 человека больше, чем родилось. Коэффициент смертности на 3,1 пункта превысил коэффициент рождаемости (10,8 - коэффициент рождаемости, 13,9 - коэффициент смертности). В прогнозируемом периоде предполагается постепенный прирост численности населения до 118,30 тыс. человек в базовом варианте как за счет естественного прироста, так и посредством миграционного прироста. Коэффициент естественного прироста к 2020 году превысит уровень 2016 года на 0,65. Миграционный прирост преодолеет минусовую отметку и приобретет устойчивый рост. Миграционный приток населения будет обусловлен, в первую очередь, созданием на территории города новых производств с рабочими местами, созданием территории опережающего социально-экономического развития, проведением активной социальной политики по поддержке различных слоев населения и созданию условий для самореализации личности.
IX. Бюджет города
Формирование доходной части бюджета города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществляется исходя из прогнозов главных администраторов доходов бюджета города, основных направлений бюджетной и налоговой политики города Невинномысска на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов и оценки поступлений доходов в бюджет города в 2017 году.
Оценка поступлений доходов бюджета города в 2017 году определена в сумме 2239,65 млн. рублей, исходя из фактических поступлений в бюджет города доходов за 10 месяцев 2017 года.
Объем доходов бюджета города на 2018 год определен в сумме 1915,28 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 814,91 млн. рублей, безвозмездные поступления - 1100,37 млн. рублей.
Объем доходов бюджета города на 2019 год определен в сумме 1939,30 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 838,22 млн. рублей, безвозмездные поступления - 1101,08 млн. рублей.
Объем доходов бюджета города на 2020 год определен в сумме 1969,72 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 862,46 млн. рублей, безвозмездные поступления - 1107,26 млн. рублей.
Оценка расходной части бюджета города за 2017 год предусмотрена в сумме 2364,62 млн. рублей.
Формирование расходов бюджета города на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов произведено на основании приказа финансового управления администрации города Невинномысска от 23 октября 2017 г. N 28-о/д "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию бюджетных ассигнований главных распорядителей средств бюджета города Невинномысска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Учтены расходы на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2018 - 2020 предусмотрены исходя из необходимости достижения с 1 января 2018 года уровня соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), установленного на 2018 год "дорожными картами" в соответствующей сфере деятельности, а также с учетом ежегодного прироста в 2019 и 2020 годах среднемесячного дохода от трудовой деятельности на прогнозный уровень инфляции 4%.
Расходы на выплату заработной платы работникам государственных и муниципальных организаций определены исходя из обеспечения минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2017 года в размере 7800,00 рублей в месяц, а также с учетом обеспечения выплаты минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года в размере 9489,00 рублей в месяц, с 1 января 2019 года - 11598,00 рублей в месяц, с 1 января 2020 года - 11946,00 рублей в месяц.
Расходная часть бюджета города на 2018 год предусмотрена в сумме 1990,13 млн. рублей, на 2019 год в сумме 1982,68 млн. рублей, на 2020 год в сумме 2001,82 млн. рублей.
Муниципальный долг на 1 января 2018 года планируется в сумме 397,83 млн. рублей, на 1 января 2019 года - 465,97 млн. рублей, на 1 января 2020 года - 509,35 млн. рублей, на 1 января 2021 года - 541,45 млн. рублей.
Несмотря на наличие муниципального долга планируется постепенное снижение дефицита бюджета. В 2018 году дефицит бюджета города предусмотрен в сумме 74,85 млн. рублей, в 2019 году - 43,38 млн. рублей, в 2020 году - 32,1 млн. рублей.
X. Перечень основных проблемных вопросов, сдерживающих развитие города
Экономика города глубоко интегрирована в экономику Ставропольского края и России в целом.
Тем не менее, на протяжении многих лет сохраняется ее зависимость от предприятий химической промышленности.
Химически ориентированная экономика диктует свои специфические условия отрасли высшего и среднего профессионального образования, что способствует оттоку молодежи (выпускников школ) из города.
Миграции молодых специалистов также способствует традиционно сложившийся уровень оплаты труда: относительно высокий уровень поддерживается только некоторыми предприятиями промышленности. В остальных отраслях уровень оплаты труда в основном ниже среднего по городу.
Среди молодежи и наиболее активной части населения среднего возраста сложилась репутация города, как малоперспективного для развития. В данном случае, это следствие ряда факторов, например таких как: преимущественно индустриальный характер экономики города, трансформация молодежных предпочтений в сфере занятости, значительный разрыв между качеством жизни в столичных городах и провинции. Город нуждается в создании альтернативных рабочих мест, развитии социальной, коммунальной и образовательной сфер, создании дополнительных условий по содействию организации собственного бизнеса.
Монопрофильный характер экономики накладывает свой отпечаток и теоретически сохраняет опасность полного обвала всех остальных сфер жизни города. Происходит отток трудовых ресурсов при отсутствии достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест: при численности экономически активного населения 84,26 тыс. человек, трудовую деятельность осуществляют только 62,54% (52,7 тыс. человек).
Успешное развитие малого бизнеса - это сложный и трудный процесс, сопровождающийся необходимостью решения многочисленных проблем. Наиболее остро выделяются следующие проблемы: недостаток финансов, проблемы с кадрами, высокая конкуренция, налоговая политика. Масштабное развитие малого предпринимательства сдерживается постоянным удорожанием ресурсов (в том числе кредитных).
Вследствие ограниченности средств, несмотря на принимаемые меры, наблюдается снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства: на 01 октября 2017 года зарегистрировано 3333 индивидуальных предпринимателя, что на 43 субъекта меньше, чем на 01 октября 2016 года.
Нехватка обеспеченных инфраструктурой территорий для развития жилой застройки и бизнеса является серьезным препятствием в дальнейшем развитии города, как в направлении диверсификации экономики, так и в комплексном освоении новых территорий под жилую застройку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.