Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению администрации
города Ессентуки
от 29 января 2018 г. N 66
Примерная программа
курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны".
Курсовое обучение работающего населения - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее - ЧС и военных конфликтах), а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС (далее - примерная программа курсового обучения работающего населения):
определяет организацию и порядок осуществления обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - работающее население);
устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение;
Цель курсового обучения - повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для района работы и проживания работников организаций.
Основными задачами обучения являются:
усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
изучение порядка и последовательности действий по сигналу "Внимание Всем!";
изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;
выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
подготовка работников организации к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
Основными принципами курсового обучения являются:
учить работников организации тому, что необходимо в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;
наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
умелое сочетание различных форм и методов обучения;
системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");
сознательность и активность обучения;
доступность обучения.
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.
Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работающего населения в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике.
В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.
Основу обучения работающего населения составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).
Тренировка - проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие - основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.
В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).
2. Организация курсового обучения
Порядок и последовательность проведения курсового обучения
Обучение работающего населения в области ГО и защиты от ЧС по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения работающего населения, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.
Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.
Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.
Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Занятий проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Занятия по темам 4 и 5 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям работников организации при получении сигнала "Внимание Всем!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.
Знания и умения, полученные при освоении тем программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.
Руководство обучением и учёт результатов
Руководство обучением должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.
Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Руководителям организаций, при разработке программ курсового обучения работников организаций, предоставляется право, с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей примерной программы курсового обучения.
Руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.
В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.
Учёт включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учёт проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.
Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
3. Планируемые результаты обучения
Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения работающего населения, должны:
знать:
поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты; места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
уметь:
действовать по сигналу "Внимание Всем!", с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;
практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.
4. Тематический план
N |
Наименование тем |
Вид занятия |
1. |
Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия. |
Беседа |
2. |
Порядок получения сигнала "Внимание Всем!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним. |
Беседа |
3. |
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации. |
Тренировка |
4. |
Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации. |
Комплексное занятие |
5. |
Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов. |
Комплексное занятие |
6. |
Оказание первой помощи. |
Тренировка |
7. |
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. |
Беседа |
Общее количество часов: |
16 |
5. Содержание тем занятий
Тема 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.
ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.
Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.
Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.
Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Тема 2. Порядок получения сигнала "Внимание Всем!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.
Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала "Внимание Всем!" с информацией:
- о воздушной тревоге;
- химической тревоге;
- о радиационной опасности;
- об угрозе катастрофического затопления;
Порядок действия работников организаций при получении сигнала "Внимание Всем!" в рабочее время.
Особенности действий работников организаций при получении сигнала "Внимание Всем!" в нерабочее время.
Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.
Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.
Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.
Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.
Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.
Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.
Порядок и пути эвакуации.
Профилактические меры по предупреждению пожара.
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.
Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.
Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Действия по сигналу "Внимание Всем!" с информационными сообщениями.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.
Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.
Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.
Действия при возникновении военных конфликтов.
Действия работников организаций при объявлении эвакуации.
Тема 6. Оказание первой помощи.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Практическое наложение повязок.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.
Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.
Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.
Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.
6. Учебно-материальная база
Для создания учебно-материальной базы руководствоваться примерной программой курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденной Губернатором Ставропольского края от 9 декабря 2017 г., исходя из специфики деятельности организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.