Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
города Ессентуки
от 26 апреля 2017 г. N 37
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты города Ессентуки, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2016 год
I. Общие сведения, основные направления и итоги работы в 2016 году
Контрольно-счетная палата г. Ессентуки (далее - Контрольно-счетная палата, Палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой города Ессентуки и подотчетной ему, обладает правами функциональной независимости.
Компетенция Палаты определена Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Ессентуки, Положением о Контрольно-счетной палате города Ессентуки, принятым решением Совета города Ессентуки от 19.12.2012 г. N 121 (далее - Положение о Контрольно-счетной палате), Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки, утвержденным решением Совета города Ессентуки от 29.07.2015 г. N 98, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ессентуки.
Контрольно-счётная палата в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в 2016 году наделена новым полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях (по 25 составам административных правонарушений) по фактам, выявленных в ходе мероприятий нарушений бюджетного законодательства. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере бюджетного законодательства, возбужденных должностными лицами Палаты, направляются на рассмотрение в федеральные и мировые суды.
Работа Контрольно-счетной палаты строится на развитии и укреплении принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдении профессиональной этики.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона N 6-ФЗ и в соответствии со статьей 21 Положения о Контрольно-счетной палате, отчет о деятельности за 2016 год направляется в Думу города Ессентуки. Отчет содержит характеристику результатов, проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы и предложения по результатам деятельности Контрольно-счетной палаты, направленные на устранение выявленных нарушений, совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задачи на 2017 год.
Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2016 году была направлена на решение важнейших задач внешнего финансового контроля с целью представления Главе города Ессентуки, депутатам Думы города информации о состоянии бюджетной и финансовой дисциплины в городском округе город-курорт Ессентуки.
Контрольно-счетная палата структурирована в системе органов местного самоуправления города таким образом, что Дума города и администрация города имеют возможность использовать результаты ее деятельности для предотвращения возможных нарушений и совершенствования бюджетного процесса на всех его этапах.
Для обеспечения сбалансированности, комплексности и достаточности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также востребованности их результатов в основу плана работы Палаты на 2016 год, как и в предыдущие годы, были положены предложения Главы города Ессентуки, депутатов города, мероприятия, запланированные Палатой на основе анализа информации и определения приоритетных направлений контроля, а также предложений Прокуратуры и ОМВД города Ессентуки.
В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений. Изучение нормативных актов в практике их применения, позволяло выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценивать полноту регламентации деятельности органов местного самоуправления, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм.
В 2016 году тематика мероприятий Контрольно-счетной палаты касалась наиболее актуальных проблем социально-экономического развития города Ессентуки. Проверены вопросы законности и эффективности использования средств, в области жилищно-коммунального хозяйства, культуры, средств массовой информации и другие вопросы.
В отчетном году наблюдается приоритет экспертно-аналитических мероприятий.
Усиление акцента на аналитическом направлении работы отражало тенденции развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации и поставленные перед ним задачи - сосредоточить работу на предупреждении возможных нарушений и неэффективных затрат, что требует усиления именно экспертизы проектов НПА о бюджете и о внесении в него изменений (особенно расходной части), муниципальных программ, являющихся основой формирования бюджета, иных решений, затрагивающих бюджетные правоотношения, а также анализа текущего исполнения бюджета в целом и на уровне каждого главного распорядителя бюджетных средств и каждой муниципальной программы.
Новация в деятельности Палаты в отчетном году - это применение в целях систематизации (для обеспечения единообразия при оценке установленных в ходе контрольных действий нарушений) выявляемых нарушений Классификатора нарушений, рекомендованного к применению Счетной палатой Российской Федерации, а также Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, особенностью которого является отражение не только финансовых, но и нефинансовых нарушений, как в суммовом, так и в количественном выражении. Структура выявленных нарушений, согласно Классификатору нарушений, выглядит следующим образом:
Таблица 1
Виды нарушений |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Нарушение порядка реализации муниципальных целевых программ тыс. руб. |
|
|
|
688,9 |
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, нарушение порядка учета и ведения реестра количества нарушений |
- |
- |
- |
7 |
При формировании и исполнении бюджета |
- |
- |
- |
- |
При ведении бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности тыс. рублей |
- |
1 983,0 |
7 677,60 |
453048,57 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
|
|
|
4 455,64 |
Неэффективное использование бюджетных средств |
|
|
|
1 432,95 |
Иные нарушения тыс. рублей |
4 401,0 |
2 968,8 |
3 931,45 |
2 429,79 |
Для осуществления предварительного, текущего и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета Контрольно-счетной палатой осуществлены экспертизы проектов решений о бюджете на 2017 год (и плановый период 2018 - 2019 годов) и отчета об исполнении бюджета по итогам 2015 года, проведены анализ и оценка проектов решений по внесению изменений в бюджет 2016 году.
В целях реализации статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета, осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета города (оперативный анализ исполнения бюджета). По результатам проводимых мероприятий направлялись заключения в Думу города Ессентуки и в администрацию города Ессентуки.
Велась работа по анализу, обследованию и мониторингу, в том числе отдельных текущих расходов бюджета, связанных с совместными проверками, по поручению отдела МВД города Ессентуки, с обращениями граждан.
Во время рабочей встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по вопросам рационального использования бюджетных средств председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова отмечала: "Учитывая те финансовые ограничения, которые у нас есть, работа как раз по поиску внутренних резервов, повышению эффективности приобретает особое значение".
В рамках реализации данного направления все контрольные мероприятия проведены на соответствие достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
2016 год стал четвёртым годом развития Контрольно-счетной палаты города Ессентуки. Анализируя ход работы за четырёхлетний период, можно констатировать достижение Контрольно-счетной палаты большинства запланированных целей.
Председателем Контрольно-счетной палаты продолжена работа по совершенствованию методик деятельности Палаты и внедрению современных подходов к исполнению контрольных функций. Разрабатывались и утверждались стандарты внешнего финансового контроля, охватывающие все новые области деятельности Контрольно-счетной палаты, совершенствовались действующие стандарты, прошедшие проверку практикой их применения.
Для организации и осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводились необходимые обеспечивающие мероприятия: организационные, правовые, кадровые, методологические, информационно-технологические, материально-технические и другие. В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате в Думу города Ессентуки направлялась информация о результатах деятельности за каждый год.
Выявляемые в ходе мероприятий нарушения и недостатки систематизируются, определяются их причины. Полученная информация регулярно доводится до сведения исполнительных органов и органов местного самоуправления.
Эффективным каналом коммуникации с общественными организациями, гражданами, средства массовой информации (далее - СМИ) является страница Палаты на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город-курорт Ессентуки. В соответствии с принципом гласности внешнего финансового контроля в СМИ и на сайтах в сети "Интернет" размещались публикации о деятельности Контрольно-счетной палаты.
Сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали активное участие в мероприятиях краевого и городского значения.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты в 2013 - 2016 годах, приведены в следующей таблице:
Таблица 2
Наименование показателей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: |
29 |
61 |
71 |
113 |
- контрольных в т.ч.: по поручению: прокуратуры Думы города Главы города Совместные с КСП по СК |
13 |
19 0 2 5 1 |
23 3 0 1 1 |
20 1 2 2 1 |
- экспертно-аналитических |
16 |
41 |
47 |
92 |
в т.ч. совместные с отделом МВД г. Ессентуки |
0 |
0 |
0 |
1 |
Объем проверенных средств и муниципального имущества (без учета внешней проверки), тыс. руб. |
1 597 646,0 |
1 831 604,4 |
1 719 055,48 |
1 645 256,74 |
Количество проверенных учреждений |
11 |
11 |
18 |
15 |
Количество актов (заключений по внешней проверке ГРБС) с учетом встречных проверок |
29 |
61 |
71 |
113 |
Выявлено нарушений в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего: из них: |
4 401,0 |
4 951,8 |
11 609,05 |
462 055,85 |
а) Выявлено нарушений в результате проведения экспертно-аналитических мероприятий из них: |
0 |
0 |
0 |
4 439,24 |
- совместная проверка с отделом МВД по г. Ессентуки тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
4 439,24 |
б) Контрольных мероприятий всего, из них: |
4 401,0 |
4 951,8 |
11 609,05 |
457 616,61 |
1. Внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета ГАБС за 2015 год |
4 401,0 |
1 983,0 |
2 634,0 |
453 048,57 |
2. Прочие нарушения: из них: |
0 |
2 968,8 |
8 975,05 |
4 568,04 |
- выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере, тыс. руб. |
0 |
0 |
7 449,72 |
2 764,87 |
- нецелевое использование, тыс. руб. |
- |
0 |
0 |
16,4 |
- неэффективные расходы, тыс. руб. |
- |
2 968,8 |
1 525,33 |
1 432,95 |
- неправомерное использование б/с тыс. руб. |
|
|
|
353,82 |
Предотвращено нарушений, недостатков в ходе экспертно-аналитической деятельности, тыс. руб. |
- |
19 207,2 |
50 100,59 |
332 832,09 |
Устранено финансовых нарушений путём внесения изменений в бюджетную отчётность |
3 282,0 |
1 900,2 |
9 538,61 |
453 048,57 |
Восстановлено бюджетных средств тыс. руб. |
|
|
2 659,88 |
94,0 |
Передано материалов в МВД и прокуратуру тыс. руб. |
- |
2 721,67 |
2 278,00 |
5 198,80 |
Передано материалов в суд тыс. руб. |
- |
- |
- |
16,4 |
Рассмотрено обращений граждан |
- |
- |
2 |
1 |
Количество вынесенных уполномоченным органом постановлений о назначении административного наказания |
0 |
0 |
0 |
1 |
Количество представлений, предписаний |
2 |
11 |
14 |
25 |
Количество представлений и предписаний, снятых с контроля (исполненных) за отчетный период |
2 |
11 |
14 |
24 |
Количество направленных информационных писем |
25 |
24 |
22 |
35 |
Дано предложений по устранению выявленных нарушений, совершенствованию функций управления |
4 |
15 |
23 |
70 |
Количество предложений по совершенствованию нормативной правовой базы |
2 |
4 |
5 |
3 |
Количество НПА, принятых по предложениям КСП: |
|
|
|
|
- решения Думы |
0 |
0 |
0 |
0 |
- распоряжения, постановления Администрации |
1 |
0 |
1 |
1 |
- локальные правовые акты проверенных учреждений |
0 |
0 |
1 |
9 |
Количество материалов, направленных в органы Прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд. |
0 |
0 |
8 |
8 |
Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 17 организаций, в том числе муниципальные учреждения - 5, органы местного самоуправления (отраслевые (функциональные) органы администрации) - 11,1 структурное подразделение администрации города Ессентуки из них:
- Дума города - представительный орган городского округа город-курорт Ессентуки;
- Финансовое управление администрации города Ессентуки;
- Администрация города Ессентуки;
- Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки;
- Управление культуры, искусства и молодёжной политики администрации города Ессентуки;
- Управление образования администрации города Ессентуки;
- Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки;
- Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки;
- Управление физической культуры и спорта администрации города Ессентуки;
- Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки;
- Муниципальное бюджетное учреждение "Безопасный город Ессентуки";
- Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Муниципальное бюджетное учреждения "Отдел капитального строительства";
- Муниципальное бюджетное учреждение "Ессентуки сегодня".
По данным объектам в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты на 2016 год было запланировано проведение контрольных мероприятий:
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета города Ессентуки, направленных в 2015 и в 2016 годах на реализацию мероприятий подпрограмм программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города-курорта Ессентуки на 2015 - 2017 годы";
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств города Ессентуки, выделенных в 2012 - 2014 годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в городе Ессентуки в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе Ессентуки на 2011 - 2015 годы";
- внешняя проверка отчётов главных распорядителей (администраторов) (далее - ГАБС) средств бюджета города Ессентуки об исполнении бюджета города Ессентуки за 2015 год;
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных в 2013 - 2014 году на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;
- проведено совместное мероприятие с Контрольно-счётной палатой Ставропольского края "Соблюдения городским округом городом-курортом Ессентуки порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования некоторых межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края, а также порядка управления и распоряжения отдельным имуществом города-курорта Ессентуки".
Экспертно-аналитические мероприятия:
- контроль по вопросам управления и распоряжения имуществом;
- экспертиза проектов муниципальных программ;
- экспертиза проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2015 год города Ессентуки;
- экспертиза проектов решений Совета города Ессентуки "О внесении изменений и дополнений в решение "О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", утверждённого решением Совета города Ессентуки от 23.12.2015 г. N 50";
- экспертиза проектов нормативных и нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- анализ достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления квартального, отчёта. Об исполнении бюджета по доходам и расходам за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года;
- проверка наличия нормативно-правовых документов (методик, стандартов) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, разработанных отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки;
- анализ прогноза социально-экономического развития города Ессентуки на очередной финансовый год и плановый период, разработанный в соответствии с порядком устанавливаемым администрацией города Ессентуки;
- анализ нормативно-правовых актов по основным направлениям бюджетной, долговой и налоговой политики подготовленных Финансовым управлением администрации города Ессентуки на очередной финансовый год и плановый период;
- обследования по вопросу разработки и осуществления мероприятий органами местного самоуправления по наполнению доходной части бюджета в 2016 году;
- анализ предоставления налоговых льгот по земельному налогу в 2014 - 2015 годах в соответствии с решением Совета города Ессентуки от 10.11.2010 г. N 14 (в редакции от 24.02.2016 г. N 10).
Кроме того:
- по запросу Отдела МВД оказано содействие в проверке исполнения показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения;
- проведена одна проверка по обращению граждан, на основании Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Диаграмма N 1. Количество проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2016 году в сравнении с 2013 и 2014 и 2015 годами.
"Количество проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2016 году в сравнении с 2013 и 2014 и 2015 годами"
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - 113 в том числе:
Контрольных - 20, из них 1 совместная с Контрольно-счётной палатой Ставропольского края, 11 - внешняя проверка бюджетной отчётности ГАБС.
Экспертно-аналитических - 93 из них:
- 1 совместная проверка с отделом МВД по г. Ессентуки;
- 1 в рамках Федерального закона N 59-ФЗ по рассмотрению обращения граждан.
По результатам проведенных в проверяемых органах и организациях мероприятий составлено 9 актов и 104 заключения. В результате в 15 организациях установлены нарушения федерального законодательства, нормативных правовых актов городского округа город-курорт Ессентуки, а также недостатки в деятельности.
Общий объем проверенных средств бюджета городского округа за отчетный период составил 1 645 256,74 тыс. рублей.
Диаграмма 2. Сумма выявленных нарушений при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
"Сумма выявленных нарушений при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий"
По итогам контрольных мероприятий выявлено нарушений - 4 568,04 тыс. рублей из них:
- нецелевое использование бюджетных средств - 16,4 тыс. рублей;
- неправомерные расходы в сумме 353,82 тыс. рублей;
- использовано бюджетных средств с отступлением от принципа эффективности и результативности - 1 432,95 тыс. рублей, что составляет около 0,5% от общей суммы нарушений;
- нарушения в финансово-бюджетной сфере - 2 764,87 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий, при проведении совместной проверки с отделом МВД России по г. Ессентуки, выявлены нарушения в сумме - 4 439,24 тыс. рублей 0,9% от общей суммы нарушений.
Предотвращено нарушений, недостатков в ходе экспертно-аналитической деятельности на сумму 332 832,09 тыс. рублей. По итогам Внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город-курорт Ессентуки за 2015 год - на сумму 453 048,57 тыс. рублей.
Руководителям проверяемых организаций направлено 21 представление и 4 предписания на сумму 456 857,05 тыс. рублей. Устранено финансовых нарушений путём внесения изменений в бюджетную отчётность на сумму 453 048,57 тыс. рублей, т.е. 98,1%, внесено в бюджет денежных средств 94,0 тыс. рублей, передано материалов в МВД и прокуратуру на 5 198,80 тыс. рублей.
Материалы Контрольно-счетной палаты содержали 70 предложений по устранению выявленных нарушений, совершенствованию законодательства и деятельности органов местного самоуправления, тщательному разбору причин, повлекших нарушения и привлечению к ответственности должностных лиц (исполнено более 70%, остальные находятся на контроле).
С учетом выводов и предложений Контрольно-счетной палаты, направленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принят 1 правовой акт муниципального образования и 9 локальных актов объектов контроля.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в т.ч. повлекшее нарушения действующего законодательства и неэффективное использование бюджетных средств, к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц.
По предложениям Контрольно-счетной палаты муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления восстановлено в бюджет города 94,0 тыс. рублей. Устранено нарушений на сумму 453 120,70 тыс. рублей (путём внесения уточнений в данные бухгалтерского учета).
Как и в предыдущие годы, деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в тесном взаимодействии со всеми органами местного самоуправления, надзорными, правоохранительными, финансовыми, контролирующими и иными органами, и организациями.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой в 2016 году, позволяют сделать вывод о позитивных изменениях в ряде сфер деятельности органов исполнительной власти города и активной работе по устранению установленных нарушений и недостатков.
Подробная информация о результатах по всем направлениям деятельности Контрольно-счетной палаты за 2016 год представлена в соответствующих разделах настоящего отчёта
II. Результаты экспертно-аналитических мероприятий
Палата осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, в рамках, возложенных на нее действующим законодательством задач и полномочий путем проведения:
- экспертной оценки проектов бюджета городского округа город-курорт Ессентуки, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
- внешней проверки квартального, годового отчета об исполнении бюджета городского округа город-курорт Ессентуки, контроля за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств городского округа город-курорт Ессентуки, экспертизы муниципальных программ;
- мониторингов и обследований.
В условиях реализации программно-целевого принципа исполнения бюджета города Ессентуки укрепление экспертно-аналитического направления деятельности и сосредоточение усилий на работе по профилактике нарушений бюджетного процесса - одно из приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты в 2016 году.
Всего за 2016 год проведено 93 экспертно-аналитических мероприятий.
Безусловным приоритетом в развитии деятельности Контрольно-счетной палаты стало совершенствование систем муниципального контроля и осуществление мониторинга трех последовательных этапов: планирования, утверждения и исполнения бюджета, что предопределило усиление экспертно-аналитической деятельности, направленной на предотвращение и профилактику нарушений.
В области внешнего финансового контроля Контрольно-счетная палата наделена исключительными бюджетными полномочиями, без реализации которых невозможно обсуждение и принятие проектов бюджетов и их корректировок, а также утверждение отчетов об их исполнении.
Так, в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой осуществлялась финансовая экспертиза проектов решений Думы города Ессентуки, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета. Подготовлено и представлено в Думу города Ессентуки для рассмотрения 18 заключений.
Диаграмма 3
"Диаграмма 3"
Необходимо отметить достаточно конструктивную работу исполнительно-распорядительного органа по заключениям Контрольно-счетной палаты. Часть замечаний и предложений были учтены непосредственно при принятии решений, в отдельных случаях рекомендации находят отражение при внесении последующих изменений в решения Думы города Ессентуки.
1. Одним из исключительных полномочий органов внешнего муниципального финансового контроля является экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год. При подготовке экспертных заключений на проекты решений Думы города Ессентуки "О бюджете городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Контрольно-счетная палата оценила проекты в целом на соответствие требованиям бюджетного законодательства и документам стратегического планирования.
Проект бюджета города Ессентуки сформирован на три года - на очередной 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов, что соответствует требованиям статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 19 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки.
Проект бюджета города Ессентуки сформирован с применением новой классификации расходов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в части детализации целевых статей расходов по основному мероприятию в каждой подпрограмме муниципальных программ в соответствии с бюджетной классификацией, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции приказа от 20.06 2016 г. N 90н).
При планировании бюджетных ассигнований на содержание отраслевых (функциональных) органов администрации города Ессентуки (далее - ОМСУ) на 2017 год соблюдено требование статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части не превышения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований края, ежегодно утверждаемого постановлением Правительства Ставропольского края по каждому муниципальному образованию (далее - постановление Правительства СК). Проектом постановления на 2017 год по городу Ессентуки установлен норматив - 21,25% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов города Ессентуки и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При планировании бюджета данный процент составил 18,05%.
Структура расходов бюджета по функциональному признаку в динамике на 2017 - 2019 годы сохраняет социальную направленность.
При рассмотрении проектов решений Контрольно-счетной палатой обращалось внимание на степень достаточности финансовых ресурсов, правильности применения бюджетного законодательства, законности применения механизмов финансового регулирования, соотношения между предполагаемыми затратами и результатами, а также финансово-экономической обоснованности.
В результате такого анализа Контрольно-счетная палата пришла к следующим выводам:
- основные параметры проекта решения соответствуют требованиям бюджетного законодательства;
- расходная часть проекта бюджета сформирована с учетом реализации 12 муниципальных программ и непрограммных мероприятий;
- на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 6 раздела I Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Ессентуки, утверждённого постановлением администрации города Ессентуки от 21.10.2013 г. N 2304 (с изменениями от 10.08.2015 г. N 2063) муниципальные программы города Ессентуки разработаны со сроком реализации на 2017 - 2022 годы. В представленном проекте бюджета города Ессентуки увеличена степень охвата планируемых расходов программно-целевым методом использования бюджетных средств: в 2017 году - 96,86% от общей суммы расходов (для сравнения в 2016 году - 68,32%), в 2018 году - 96,18%, в 2019 году - 96,35%.
Кроме того, при проведении контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой выявлены резервы оптимизации за счет перераспределения бюджетных ассигнований, которые распределены на уменьшение кредита в сумме 282 тыс. рублей (поправки к проекту решения от 18.11.2016 г.).
При принятии бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы, Палатой рекомендовано:
- добиваться максимально возможного уровня собираемости налогов, поступления недоимки прошлых лет;
- способствовать увеличению неналоговых доходов, связанных с более эффективным управлением муниципальным имуществом и своевременной работой по взысканию существующей задолженности по арендной плате за земли и помещения, находящиеся в муниципальной собственности;
- выявлять неиспользуемое, либо неэффективно используемое имущество, находящееся в муниципальной собственности, и принимать соответствующие меры по его продаже или сдаче в аренду;
- оптимизировать работу для увеличения поступления доходов от муниципальных унитарных предприятий города Ессентуки в виде перечисления части прибыли, остающейся после уплаты обязательных налогов;
- принимать активные меры по совершенствованию администрирования налогов и сборов.
Увеличение поступления собственных доходов в бюджет города Ессентуки является определяющим условием безусловного исполнения принятых расходных обязательств бюджета города Ессентуки.
В целом, экспертиза расчетов главных администраторов бюджетных средств показала, что одной из нерешенных задач остается необходимость повышения качества их финансово-экономического обоснования и правовой обеспеченности бюджетных расходов.
Кроме этого, в целях привлечения дополнительных источников финансирования расходов из вышестоящих бюджетов бюджетной системы, Главой города Ессентуки подписаны соглашения на софинансирование расходов по реализации мероприятий и проектов федеральных программ и государственных программ Ставропольского края.
2. При проведении обследования по вопросу разработки и осуществления мероприятий органами местного самоуправления по наполнению доходной части бюджета в 2016 году и учитывая недостаточность поступлений финансовых средств в доходную часть бюджета, Палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие по тематике "Проверка наличия нормативных правовых актов, разработанных отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки, в соответствии с подпунктом "о" пункта 2.2. постановления администрации города Ессентуки от 29.07.2011 г. N 1177 "О порядке осуществления отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки функций и полномочий учредителя муниципального учреждения города Ессентуки" и проведение анализа организации в подведомственных муниципальных учреждениях работы по поступлению доходов от сдачи в аренду имущества и доходов от оказания (выполнения) платных услуг (работ) и компенсации затрат государства".
Подготовлено 6 заключений по 6 объектам проверки имеющих подведомственные учреждения:
- Управление физической культуры и спорта администрации города Ессентуки;
- Управление культуры, искусства и молодежной политики администрации города Ессентуки;
- Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки;
- Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки;
- Управление образования администрации города Ессентуки.
В ходе проведения мероприятий установлено, что из 51 муниципального учреждения города только 20 подведомственных учреждений осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством.
Сумма утверждённых доходов на 2014 год составила 27 952,8 тыс. рублей (исполнение по расходам составило 27 710,1 тыс. рублей или 92,7%).
В 2015 году сумма утверждённых доходов составила 36 838,10 тыс. рублей или на 31,8% выше 2014 года (исполнение расходов составило 88,6% на сумму 34 738,7 тыс. рублей или на 25,4% больше 2015 года).
Сумма утверждённых доходов на 2016 год составила 37 872,76 тыс. рублей или на 2,81% выше уровня 2015 года (исполнение расходов в 1 полугодии 2016 года составило 21 066,64 тыс. рублей или 55,6%).
В большинстве рассмотренных в муниципальных учреждениях в Положениях о предоставлении платных услуг физическим и юридическим лицам не конкретизировано распределение средств по видам расходов, в процентном отношении, от общей суммы полученных денежных средств от оказания платных услуг, или не соблюдалось это установленное процентное соотношение.
Контрольно-счётной палатой рекомендовано:
- рассмотреть ранее разработанные Порядки определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (работ), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, с учётом сложившихся в течение последних 5-ти лет изменений в процессе организации деятельности бюджетных и автономных учреждений и в соответствии с требованием подпункта "о" пункта 2.2. Порядка, утверждённого постановлением администрации города Ессентуки от 29.07.2011 г. N 1177;
- учитывая финансово-экономическую ситуацию, учредителям необходимо усилить контроль за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений:
- в части расширения подведомственными муниципальными учреждениями перечня услуг (работ), оказываемых на платной основе;
- концентрации усилий учреждений на тенденцию роста объёма поступления дополнительных финансовых средств от приносящей доход деятельности, позволяющей оптимизировать объёмы финансовой помощи, предоставляемой за счёт средств местного бюджета;
- обратить внимание учредителей на степень участия учреждений в оказании дополнительных платных услуг (работ). В сфере образования принять во внимание необходимость совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования, изложенных в разделе IV "Концепции развития дополнительного образования детей", утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р;
- осуществлять ежеквартальный мониторинг расходования муниципальными учреждениями дополнительно полученных финансовых средств в целях их рационального использования;
- изыскивать возможности эффективного использования собственности (движимого и недвижимого имущества), находящейся в оперативном управлении муниципальных учреждений, что будет способствовать достижению цели, указанной в Положениях о платных услугах, а именно: привлечению дополнительных финансовых средств для развития материально-технической базы учреждений;
- не допускать случаев формирования сумм "упущенной выгоды" при передаче нежилых помещений муниципальной собственности во временное пользование арендаторам и установления в договорах аренды стоимости 1 кв. м. ниже минимальной ставки арендной платы, утверждённой решением Совета города Ессентуки.
- ответственным исполнителям при формировании муниципальных программ на долгосрочную перспективу, 2017 - 2022 годы, предусмотреть перспективы расширения сферы работ (услуг), выполняемых (оказываемых) муниципальными учреждениями на платной основе, рационального использования муниципальной собственности (получение арендной платы) и привлечения всех возможных источников для получения дополнительных финансовых средств в целях обеспечения технической и финансовой стабильности учреждений;
- Финансовому управлению администрации города Ессентуки рассмотреть возможность формирования, с последующим контролем, единого подхода, на уровне муниципального образования, в части распределения полученных муниципальными учреждениями, дополнительных финансовых средств, от приносящей доход деятельности, по видам расходов, а именно - разработка нормативного правового акта города Ессентуки.
Данная информация использована при планировании бюджета города Ессентуки на 2017 и плановый период 2018 - 2019 годов.
3. В соответствии с требованиями п. 8 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате регулярно осуществлялась подготовка информации о ходе исполнения бюджета города Ессентуки в 2016 году и ее представление в Думу города Ессентуки и Главе города Ессентуки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "с требованиями п. 8 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате" следует читать: "с требованиями п. 8 ч. 1 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате"
Рекомендовано:
- Поручить главным администраторам доходов и главным распорядителям бюджетных средств бюджета города Ессентуки обеспечивать составление годовой отчётности в строгом соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации, обратив особое внимание на проведение инвентаризации имущества в подведомственных муниципальных учреждениях и на обеспечение своевременного исполнения принятых финансовых обязательств по расчётам с поставщиками услуг (работ), основных средств. Усилить дисциплинарную ответственность за качество годовой отчётности и соблюдение сроков предоставления отчетных форм:
- в связи с ежегодным наличием невостребованных остатков бюджетных средств по итогам исполнения бюджета города Ессентуки необходимо:
а) изыскивать резервы действующих полномочий для своевременного и качественного исполнения принятых расходных обязательств;
б) регулярно осуществлять мониторинг поэтапной реализации запланированных мероприятий в рамках реализации муниципальных программ:
- главным распорядителям бюджетных средств обеспечить работу по осуществлению систематического контроля и совершенствованию методической работы с руководителями и работниками бухгалтерских служб подведомственных учреждений для более эффективного, результативного и своевременного использования средств бюджета города Ессентуки.
- администрации города Ессентуки при составлении проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период обратить особое внимание на обеспечение достоверности и обоснованности расчёта плановых показателей. Аналитически взвешено подходить к вопросу принятия новых расходных обязательств муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки;
- в соответствии с положениями основных направлений бюджетной политики города Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, и учитывая недостаточность поступлений финансовых средств в доходную часть бюджета города Ессентуки необходимо дальнейшее привлечение на осуществление задач бюджетной сферы доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным учреждениям.
4. Проведена проверка наличия нормативно-правовых документов (методик, стандартов) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, разработанных отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки, в соответствии с пунктом 19 Федерального закона от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "с пунктом 19 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ" следует читать: "с пунктом 19 статьи 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ"
Итоги проведённого анализа показали:
- По состоянию на 01.06.2016 года по 9 бюджетным учреждениям не проведены мероприятия в части разработки и утверждения локальных нормативных правовых актов по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком, утверждённым постановлением администрации города Ессентуки от 24.12.2015 г. N 2848. Как следствие, ни в самих отраслевых функциональных органах администрации, ни в подведомственных муниципальных бюджетных учреждениях, не внедрены внутренние процедуры, порядки, методики, стандарты и т.д., следовательно, по состоянию на 01.06.2016 года отсутствуют итоги осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2, пункта 9 Порядка, утверждённого постановлением администрации города Ессентуки от 24.12.2015 г. N 2848 в период до 01.01.2016 года не разработаны и не утверждены формы карт внутреннего финансового контроля и годовой план внутреннего финансового аудита. Для формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля и проведения в дальнейшем процедур внутреннего финансового контроля не назначено должностное лицо, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
- положения учётной политики на 2016 год не приведены в соответствие с разработанным и утверждённым Положением о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите ввиду его отсутствия.
По результатам проверки Контрольно-счетной палатой подготовлено 11 заключений по главным администраторам бюджетных средств или 12% от общего количества экспертно-аналитических мероприятий. Направлено 9 представлений для устранения нарушений и недостатков, в которых предложено отраслевым функциональным органам принять локальные правовые акты о проведении процедур внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита ГАБС и подведомственных ему учреждений.
По итогам мониторинга, на момент представления ответа на представление Контрольно-счетной палаты, всеми ГАБС разработаны и утверждены локальные правовые акты в соответствии с постановлением администрации города Ессентуки от 24.12.2015 г. N 2848, внесены изменения в учётную политику. Информация представлена для контроля в Контрольно-счётную палату.
5. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате города Ессентуки, регулярно осуществлялась финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Ессентуки, а также муниципальных программ. Подготовлено 42 заключения или 45% на проекты муниципальных программ, в результате проведённых экспертиз предотвращено нарушений на общую сумму 332 832,09 тыс. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "с требованиями п. 7 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате" следует читать: "с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате"
6. При проведении анализа предоставления налоговых льгот по земельному налогу в 2014 - 2015 годах в соответствии с решением Совета города Ессентуки от 10.11.2010 г. N 14 (в редакции от 24.02.2016 г. N 10) "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" было выявлено:
Согласно пункта 7 решения Совета города Ессентуки от 10.11.2010 г. N 14 (с изменениями от 23.11.2016 г. N 90) Совет города Ессентуки, используя свое право, в дополнение к федеральным льготам освободил от налогообложения земельным налогом ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Ввиду этого, согласно представленных сведений инспекцией ФНС России N 10 по Ставропольскому краю сумма земельного налога за 2014 год, не поступившая в бюджет города Ессентуки, составила 141,79 тыс. рублей или 0,14% полученных в 2014 году доходов от земельного налога (100 546,35 тыс. рублей), в 2015 году - 114,23 тыс. рублей или 0,13% полученных в 2015 году доходов от земельного налога (85389,66 тыс. рублей).
Оценивая бюджетную и социальную эффективность, установленных пунктом 7 решения Совета города Ессентуки от 10.11.2010 г. N 14 (с изменениями от 23.11.2016 г. N 90) налоговых льгот по местным налогам, следует отметить их социальную направленность, которая заключается в улучшении качества жизни незащищенных слоев населения. Данные виды льгот можно оценить, как социально эффективные.
7. При проведении анализа прогноза социально-экономического развития города Ессентуки, было отмечено:
Отсылок к Основным направлениям бюджетной и налоговой политики города Ессентуки на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, пояснительная записка к Прогнозу не содержит. В связи с чем, определить взаимоувязку показателей Прогноза города и показателей бюджета города за отчётный период не представляется возможным.
По большинству рассмотренных показателей фактические отчетные данные ежегодно существенно отличаются от прогнозируемых значений.
В условиях реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период, прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта бюджета города Ессентуки, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
8. Контрольно-счетной палатой за 2016 год, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства проведено 1 экспертно-аналитическое мероприятие по обращению отдела МВД по г. Ессентуки, об оказании содействия в проверке "Исполнения муниципального задания N 006/6/13 МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" "На выполнение работ по текущему ремонту дорог и тротуаров с асфальтобетонным и гравийным покрытием с применением виброплиты, аварийно-восстановительные работы, содержание, эксплуатация и ремонт мостов с учетом искусственных сооружений и содержание, эксплуатация и ремонт ливневых канализаций в г. Ессентуки в 2013 году", в части, N 006/6/13-1 "Выполнение работ по ремонту а/б покрытия дорог в г. Ессентуки в 2013 году" и N 006/6/13-2 "Выполнение работ по ремонту а/б покрытия тротуаров в г. Ессентуки в 2013 году".
По итогам проверки установлено нарушений на сумму - 4439,24 тыс. рублей.
Результаты проверки для применения мер переданы в отдел МВД по городу Ессентуки и прокуратуру города Ессентуки.
9. В соответствии с письмом Контрольно-счётной палаты Ставропольского края от 02.02.2016 г. N 01-10/78 об обращении гражданина в Контрольно-счётную палату Ставропольского края с жалобой на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - Управление ЖКХ) "О выполнении работ по устройству тротуара по ул. Иглина до ул. им. Трощева", в рамках Федерального закона N 59-ФЗ, проведена проверка данного вопроса. Суть обращения заключалась в фактически не в подтверждённых сведениях, представленных Управлением ЖКХ, обратившемуся гражданину за разъяснениями.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ и письмом Контрольно-счётной палаты Ставропольского края от 02.02.2016 г. N 01-10/78, Контрольно-счётной палатой города Ессентуки дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов обратившемуся гражданину, направлен в Контрольно-счётную палату Ставропольского края и прокуратуру города Ессентуки.
Палатой рекомендовано Управлению ЖКХ принять меры по:
1. Устранению выявленных проверкой недостатков и нарушений, а также недопущению их в дальнейшем.
2. Обеспечению исполнения требований нормативных документов.
2.1. Управлению ЖКХ в целях рационального и эффективного использования средств, выделяемых из бюджета города Ессентуки на выполнение работ в сфере благоустройства города в виде субсидий подведомственному Управлению ЖКХ, муниципальному бюджетному учреждению "Комбинат благоустройства города Ессентуки", рекомендовать усилить работу по выполнению функций и полномочий учредителя, а именно:
2.1.1. В соответствии с постановлением администрации города Ессентуки от 29.07.2011 г. N 1177 "О порядке осуществления отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ессентуки функций и полномочий учредителя муниципального учреждения города Ессентуки" в части:
- осуществления финансового обеспечения выполнения муниципального задания раздел II пункт 2.2, абзац "н";
- осуществления муниципального контроля за деятельностью муниципального бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством раздел II пункт 2.2, абзац "т", в соответствии с пунктом 17 постановления администрации города Ессентуки от 02.09.2011 г. N 1551 "О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений города Ессентуки" (с изменениями).
2.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели муниципального задания используются при составлении проекта бюджета для планирования бюджетных ассигнований на выполнение муниципальных работ, а также для определения объёма субсидий на выполнение муниципального задания бюджетным учреждением.
Согласно абзаца 1 пункта 4 Порядка, муниципальное задание формируется на основе утверждаемого администрацией города Ессентуки перечня муниципальных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Ессентуки.
Следовательно, для более эффективного планирования бюджета и осуществления учредителем последующего контроля выполнения муниципального задания соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания следует заключать с конкретизацией объёмов финансовых затрат по видам планируемых работ.
2.3. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Порядка, при указании в муниципальном задании требований к отчётности об исполнении муниципального задания, учредителю при приеме выполненных работ необходимо соблюдать установленные требования.
2.4. В соответствии с пунктом 2 подпункта 2.4 соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" от 25.01.2013 г., представленного учредителем в ходе проверки, необходимо усилить контроль за выполнением показателей объёма (содержания) выполняемых работ и (или) показателей качества (в случае их установления). В ходе проверки выявлено отсутствие обращения подведомственного учреждения об уточнении объёма работ в муниципальном задании по конкретному объекту и перераспределению финансовых средств.
2.5. В целях рационального и эффективного использования финансовых средств, своевременного и качественного выполнения муниципального задания на выполнение работ учредителю необходимо при заключении соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" соблюдать требование подпункта 2.2.3. пункта 2 приказа Финансового управления администрации города Ессентуки от 08.12.2015 г. N 189 "О внесении изменений в примерную форму соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утверждённую приказом Финансового управления администрации города Ессентуки от 27.09.2011 г. N 79 (с изменениями).
2.6. В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Следовательно, Управлению ЖКХ, как отраслевому (функциональному) органу администрации города Ессентуки, при направлении ответа обратившемуся гражданину необходимо представлять достоверную, обоснованную и объективную информацию.
III. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа город-курорт Ессентуки, контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, годового отчета об исполнении бюджета за 2015 год
Одним из основных мероприятий последующего контроля является внешняя проверка годовой бюджетной отчетности. На основании статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с требованиями бюджетного процесса, проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности всех одиннадцати главных администраторов средств бюджета города Ессентуки за 2015 год и подготовлены заключения по её результатам.
В рамках внешней проверки бюджетной отчетности администраторов бюджета г. Ессентуки по исполнению бюджета г. Ессентуки за 2015 г. выявлены нарушения на сумму 453 048,57 тыс. рублей при составлении и предоставлении форм бюджетной отчетности, предусмотренных Приказом Минфина России от 28.12.2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
По результатам проведенных проверок оформлено 11 заключений, составлено 4 предписания с рекомендациями об устранении нарушений. Нарушения устранены, путём внесения уточнений в бюджетную отчётность.
IV. Итоги контрольных мероприятий
В отчетном году проведены контрольные мероприятия по разделам:
1 проверка в части контроля за формированием доходной части бюджета города Ессентуки и управлением муниципальной собственностью по теме - "Соблюдения городским округом городом-курортом Ессентуки порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования некоторых межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края, а также порядка управления и распоряжения отдельным имуществом города-курорта Ессентуки";
4 проверки в части контроля расходов бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 1 из которых встречная из них;
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета города Ессентуки, направленных в 2015 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города-курорта Ессентуки на 2015 - 2017 годы" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки, защита населения и территории города Ессентуки от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2017 годы" с учётом внесённых изменений в разрезе мероприятий;
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки период проверки 2014 - 2015 год;
- проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств города Ессентуки, выделенных в 2012 - 2014 годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в городе Ессентуки в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе Ессентуки на 2011 - 2015 годы";
- встречная проверка по учёту и выдаче справок, подтверждающих признание одиноко проживающим гражданам и лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не имеющим санитарно-бытовых условий, пользующихся услугами бани, выданных в 2015 году.
1 проверка контроля расходов бюджета по разделу "Средства массовой информации" по тематике - проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Ессентуки сегодня" и анализ доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности установлено 13 нарушений из них 4 финансовые нарушения исполнения местного бюджета;
3 проверки по прочим разделам в части законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и анализ доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности - МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Муниципального бюджетного учреждения "Безопасный город Ессентуки", Муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства" г. Ессентуки.
4.1. Контроль за формированием доходной части бюджета города Ессентуки и управлением муниципальной собственностью.
В условиях ограниченности доходов бюджета городского округа город-курорт Ессентуки Контрольно-счетной палатой осуществлялся контроль за формированием доходной части бюджета города и эффективностью управления муниципальной собственностью по поручению депутатов Думы города Ессентуки в 2016 году по данному направлению проведено контрольное мероприятие совместно с Контрольно-счётной палатой Ставропольского края - "Соблюдения городским округом городом-курортом Ессентуки порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования некоторых межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края, а также порядка управления и распоряжения отдельным имуществом города-курорта Ессентуки", в соответствии с пунктом 2.21.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2016 год и пунктом 2.1 соглашения о сотрудничестве между Контрольно-счётной палатой Ставропольского края и Контрольно-счётной палатой города Ессентуки от 09.12.2014 г.
4.2. Контроль расходов бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Вопросы, касающиеся развития и реформирования жилищно-коммунального комплекса находятся на постоянном контроле Президента России. "За расходованием средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужен жесткий, постоянный, прозрачный и эффективный контроль", - из доклада Президента.
Контрольно-счетной палатой в 2016 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства проведено 3 контрольных мероприятия, кроме того, проведена 1 встречная проверка. Проверками охвачено 4 объекта.
4.2.1. При осуществлении контроля, приоритетными оставались вопросы эффективного и правомерного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города-курорта Ессентуки на 2015 - 2017 годы" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки, защита населения и территории города Ессентуки от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2017 годы".
Объектом проверки являлось Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки. Контрольным мероприятием выявлено 5 нарушений на общую сумму 182, 59 тыс. рублей, в том числе;
3 - нарушение в части несоблюдения нормативных правовых актов;
2 - финансовые нарушения из них;
- допущено нецелевое расходование средств местного бюджета в сумме 16, 45 тыс. рублей;
- неэффективное расходование средств местного бюджета в сумме 166,14 тыс. рублей.
Контрольно-счётной палатой направлено представление для устранения выявленных нарушений.
1. По данному нарушению произведена внутренняя проверка, по результатам которой внесено в бюджет 64,0 тыс. рублей.
2. Подготовлен проект постановления "О внесении изменений в постановление администрации города Ессентуки от 20.10.2014 г. N 2608 "Об утверждении размера ежемесячных денежных выплат Почетным гражданам города Ессентуки в 2015 году" и в постановление администрации города Ессентуки от 02.10.2015 г. N 2369 "Об утверждении размера ежемесячных денежных выплат Почетным гражданам города Ессентуки в 2015 году", в котором внесены изменения по устранению недочетов постановлений от 20.10.2014 г. N 2608 и от 02.10.2015 г. N 2369.
3. За допущенные нарушения на должностное лицо составлен протокол об административном правонарушении N 1 от 03.11.2016 г. Вынесено судом постановление о назначении административного наказания от 06.12.2016 г. (Дело N 3-985/16). Сумма административного штрафа в размере 20,0 тыс. рублей внесена в бюджет города Ессентуки.
4. В целях сокращения расходов местного бюджета произведён перерасчёт выделенных средств Управлению ЖКХ из бюджета в сторону уменьшения на 282,0 тыс. рублей, утверждённый решением Думы города Ессентуки от 23.11.2016 г. N 89.
Проведена встречная проверка Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки по учёту и выдаче справок, подтверждающих признание одиноко проживающими граждан и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, не имеющим санитарно-бытовых условий, пользующихся услугами бани, выданных в 2015 году.
1. Усилен контроль за выдачей справок малоимущим гражданам Управлением труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки.
4.2.2. При проведении контрольного мероприятия законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Управления ЖКХ в 2014 - 2015 годах выявлено 9 нарушений на общую сумму 1 796, 93 тыс. рублей, в том числе;
4 - нарушение в части несоблюдения нормативных правовых актов;
5 - финансовые нарушения.
Из них в течение проверяемого периода произведены неэффективные расходы в общей сумме 1266,81 тыс. рублей.
Установлены нарушения в части несоблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
- сроки опубликования информации по реестрам контрактов превышали предельно допустимые, т.е. более трех рабочих дней с даты заключения контракта,
- отчет размещен в ЕИС по истечении предельно допустимого срока.
Контрольно-счётной палатой направлено представление для устранения выявленных нарушений, на основании статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Положения о Контрольно-счётной палате города Ессентуки, утверждённого решением Совета города Ессентуки от 19.12.2013 г. N 121.
По факту рассмотрения представления приняты меры:
1. Лица, принимающие решение о принятии сотрудников на муниципальные должности без соответствия квалификационным требованиям в настоящее время уволены, специалисту по кадрам вынесено замечание (приказ N 15-л от 09.03.2016 г., N 32-л от 17.07.2015 г., N 95 от 08.08.2016 г.).
2. Усилен контроль по ведению бухгалтерского учета на забалансовых счетах.
3. Произведен перерасчет норм расхода топлива на автотранспортные средства на 2016 год согласно требованиям Минтранса России от 14.03.2008 г. N АМ-23-р.
4. Усилен контроль по установлению сроков опубликования и размещения в ЕИС информации по исполнению Федерального закона 44-ФЗ. Лицо, допустившее нарушение уволено (Приказ N 49-л от 12.12.2015 г.).
5. Усилен контроль по ведению бухгалтерского учета по авансовым отчетам (содержание реквизитов первичных документов).
4.2.3. При проведении проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных в 2012 - 2014 годах на реализацию мероприятий по обеспечению жильём молодых семей в г. Ессентуки, в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе Ессентуки на 2011 - 2015 годы" выявлено 3 нарушения на общую сумму 506,31 тыс. рублей, в том числе;
- 1 финансовое нарушение на сумму 506311,39 рублей;
- 2 нарушения в части несоблюдения нормативных правовых актов.
В целях недопущения в дальнейшем нарушений действующего бюджетного законодательства, обстоятельства нарушений доведены до сведения должностных лиц ответственных за учёт софинансирования мероприятий в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии г. Ессентуки на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей".
4.3. Контроль расходов бюджета по разделу "Средства массовой информации".
Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Ессентуки сегодня" и анализ доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности, установлено 13 нарушений, из них 4 - финансовые нарушения исполнения местного бюджета на сумму 201,09 тыс. рублей.
Информация по выявленным нарушениям направлена в прокуратуру города Ессентуки 28.12.2016 г. N 721. Виновные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
4.4. Контроль расходов бюджета по прочим разделам.
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Ессентуки, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и анализ доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности, контрольными мероприятиями выявлено 15 нарушений на общую сумму 1 880,79 тыс. рублей, в том числе;
9 - финансовые нарушения;
6 - нарушение в части несоблюдения нормативных правовых актов.
Контрольно-счётной палатой направлены представления для устранения выявленных нарушений, на основании статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Положения о Контрольно-счётной палате города Ессентуки, утверждённого решением Совета города Ессентуки от 19.12.2013 г. N 121, рекомендовано принять меры по:
- устранению выявленных проверкой недостатков и нарушений, а также недопущению их в дальнейшем;
- обеспечению исполнения требований нормативных документов;
- обеспечить привлечение к ответственности виновных лиц, допустивших данные нарушения.
По факту рассмотрения представления Контрольно-счетной палатой:
1. Лица, допустившие нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности.
2. Неправомерно расходованные средства внесены в бюджет города Ессентуки в сумме 40,0 тыс. рублей.
Диаграмма 5 Структура выявленных нарушений при проведении контрольных мероприятий.
"Структура выявленных нарушений при проведении контрольных мероприятий"
V. Взаимодействие контрольно-счетной палаты города Ессентуки с государственными и муниципальными органами
С учетом закрепленных в Положении Контрольно-счетной палате функций и полномочий, в отчетном периоде наряду с проводимой контрольной и экспертно-аналитической деятельностью Контрольно-счетной палатой осуществлялось активное взаимодействие с Думой города Ессентуки, администрацией города Ессентуки, региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, органами Российской Федерации, правоохранительными, финансовыми и иными контролирующими органами.
В этой связи, Контрольно-счетной палатой заключены соглашения о сотрудничестве с прокуратурой города Ессентуки, Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Контрольно-счётной палатой Ставропольского края (далее - Соглашения). В 2016 году заключено Соглашение о взаимодействии с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю.
Диаграмма 6
"Диаграмма 6"
В соответствии с соглашениями, Контрольно-счётной палатой передано 6 материалов в прокуратуру города Ессентуки, 1 в органы МВД, 1 материал в Контрольно-счётную палату Ставропольского края. По заданию Контрольно-счётной палаты Ставропольского края исполнено 10 запросов по разным направлениям деятельности Контрольно-счетной палаты, из них 1 по обращению граждан
Результатом взаимодействия с Контрольно-счетной палатой Ставропольского края явилось проведение совместного контрольного мероприятия "Соблюдения городским округом городом-курортом Ессентуки порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования некоторых межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края, а также порядка управления и распоряжения отдельным имуществом города-курорта Ессентуки". Кроме того, в 2016 году специалисты Палаты принимали участие в заседаниях Совета контрольно-счётных органов по СК.
Одним из приоритетных направлений в деятельности Контрольно-счетной палаты, как и прежде, оставалось дальнейшее совершенствование межведомственного взаимодействия с органами местного самоуправления города Ессентуки, направленного на повышение качества планирования и контроля расходования бюджетных средств.
Контрольно-счетная палата на постоянной основе участвует в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, созданных Думой города Ессентуки, Совете по противодействию коррупции администрации города.
Подобный формат межведомственных отношений, а также взаимодействие с органом внутреннего муниципального финансового контроля позволили существенно повысить координацию деятельности Контрольно-счетной палаты при планировании, организации и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, использовании их результатов, исключить дублирование функций.
По предложению Контрольно-счетной палаты внесено дополнение в постановление о порядке проведения общественного обсуждения социально значимых проектов нормативных правовых актов администрации города Ессентуки от 06.02.2015 г. N 299 в части, касающейся муниципальных программ.
По результатам проведённого анализа внутреннего финансового контроля и аудита и по предложению Контрольно-счетной палаты, отраслевыми (функциональными) органами администрации издано 9 локальных правовых актов проверенных учреждений (11 объектов контроля) в сфере реализации полномочий в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По итогам проведённого Контрольно-счётной палатой в 2016 году анализа доходов и расходов, полученных муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности, Палатой предложено, утвердить нормативно-правовым актом города Ессентуки, единый порядок, в части распределения полученных муниципальными учреждениями, дополнительных финансовых средств, от приносящей доход деятельности, по видам расходов.
Информирование Главы города Ессентуки осуществлялось в форме направления информационных писем и отчётов (за 2016 год их направлено 22). Как и в прежние годы, оперативность принимаемых мер администрацией города Ессентуки по устранению выявленных нарушений способствует своевременному исполнению представлений Контрольно-счетной палаты.
В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате в Думу города Ессентуки направлялась информация о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В рамках взаимодействия с исполнительно-распорядительным органом Контрольно-счетная палата принимала участие в заседаниях администрации города Ессентуки, Комиссии по доходам, постоянной комиссии Думы города Ессентуки по бюджету и муниципальной собственности, публичных слушаниях по бюджету города и по Уставу города, в служебных совещаниях по вопросам, входящим в компетенцию Контрольно-счетной палаты.
Значительная роль в подготовке оперативной информации и проведении аналитической работы в ходе мониторинга доходов бюджета города отводится сотрудничеству с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю N 10. На протяжении всего отчетного периода осуществлялся информационный обмен сведений по налогам и сборам с территории города Ессентуки, в том числе касающихся оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств городского бюджета, повышения администрирования налоговых доходов и снижения недоимки.
Взаимодействие с правоохранительными органами в целях выявления и ликвидации коррупционных проявлений являлось в 2016 году отдельным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты в сфере противодействия коррупции. Успешное взаимодействие повысило всесторонность анализа деятельности проверяемых организаций. По заданию прокуратуры города Ессентуки проведено 1 контрольное мероприятие.
В рамках реализации Федеральных законов от 23.06.2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Контрольно-счетная палата взаимодействовала с государственными органами власти. Совместно с органами МВД проведено 1 экспертно-аналитическое мероприятие.
В целом, организация сотрудничества Палаты с органами и организациями в 2016 году носила более системный и целенаправленный характер.
Контрольно-счетная палата на постоянной основе осуществляет мероприятия, целью которых является противодействие коррупции среди сотрудников.
В рамках данного мероприятия сотрудники Контрольно-счётной палаты ознакомлены с инструкцией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Особо следует отметить то обстоятельство, что обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена для всех сотрудников палаты.
Так, в 2016 году проведены проверки в отношении трёх сотрудников, предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, нарушений ограничений и запретов не выявлено.
VI. Обеспечение доступа к информации о деятельности контрольно-счётной палаты города Ессентуки
Эффективным средством коммуникации с общественностью и СМИ является страница Контрольно-счетной палаты на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город-курорт Ессентуки. В 2016 году страницу Контрольно-счетной палаты посетило более 400 человек. В федеральных, региональных и городских печатных и интернет-СМИ, на лентах информационных агентств вышло порядка 33 публикаций о результатах финансового аудита (контроля), аудита эффективности, аудита муниципальных программ.
Для изучения опыта Контрольно-счётных органов, об осуществлении муниципального финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений, Контрольно-счетная палата зарегистрирована на Портале Контрольно-счётных органов.
VII. Выводы и основные задачи на 2017 год
В отчетном периоде Контрольно-счётной палатой осуществлялась реализация полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом города Ессентуки, Положением о Контрольно-счётной палате города Ессентуки. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность была направлена на выявление проблем и решение актуальных вопросов в сфере использования муниципальных ресурсов.
Массив экспертно-аналитической и контрольной деятельности Палаты в комплексе был нацелен на достижение синергетического эффекта при принятии органами местного самоуправления управленческих решений.
Основные направления развития города, интересы ессентучан, как налогоплательщиков, являются фундаментом при формировании ежегодного Плана работы Палаты.
На 2017 год основной задачей Палаты остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств города на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
При полном сохранении традиционных функций контроля существенно больший упор будет сделан на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, причем, в тесной привязке к направлениям бюджетной политики проверяемого периода. При этом акценты будут поставлены на выявление системных проблем.
Приоритетными направлениями контрольной и иной деятельности определены:
- проведение аудита эффективности, оценка рисков неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств при реализации муниципальных программ в различных сферах жизнедеятельности города, повышение аналитической составляющей в деятельности Палаты;
- осуществление аудита в сфере закупок в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. С 1 января 2017 года вступят в силу нормы Федерального закона N 44-ФЗ об обосновании объекта закупок и нормировании в сфере закупок. Эти важные элементы контрактной системы будут являться основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок;
- проведение проверок деятельности органов исполнительной власти города Ессентуки в сфере установленных муниципальных функций;
- расширение контроля за качеством предоставления муниципальных услуг, за формированием и исполнением муниципального задания, его финансового обеспечения и результативности;
- оценка качества администрирования доходов бюджета города и реализации резервов наращивания доходов, анализ исполнения задач долговой политики.
Укрепление взаимодействия с Думой города Ессентуки, администрацией города Ессентуки, правоохранительными, финансовыми и контролирующими органами является основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счетной палаты и позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал финансового контроля, является основой укрепления финансовой дисциплины.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 26 апреля 2017 г. N 37 "Об отчете о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.