Распоряжение администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края
от 20 февраля 2017 г. N 37-р
"Об утверждении Бюджетного прогноза города-курорта Железноводска Ставропольского края на период до 2022 года"
10 ноября 2017 г.
1. В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 12 декабря 2013 г. N 333-IV "О Положении о бюджетном процессе в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 28 июля 2015 г. N 605 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города-курорта Железноводска Ставропольского края на долгосрочный период" утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз города-курорта Железноводска Ставропольского края на период до 2022 года.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации, города-курорта Железноводска Ставропольского края Довмалова А.А.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава города-курорта Железноводска Ставропольского края |
Е.И. Моисеев |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением администрации
города-курорта Железноводска
Ставропольского края
от 20 февраля 2017 г. N 37-р
Бюджетный прогноз
города-курорта Железноводска Ставропольского края
на период до 2022 года
10 ноября 2017 г.
1. Общие положения
Бюджетный прогноз города-курорта Железноводска Ставропольского края на долгосрочный период до 2022 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьями 11, 34 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., стратегии развития города-курорта Железноводска Ставропольского края до 2030 года.
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков: регламентированный (упорядоченный) процесс, связь с обработкой информации, направленность на достижение определенных целей, временной характер.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики города.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности служит реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, должны базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы должны регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется, прежде всего, возможным возникновением угрозы бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций. Кроме того, долгосрочное планирование дает возможность выработки приоритетных задач, оценки необходимых ресурсов для их реализации и определения возможных источников этих ресурсов. Важно также, что большинство мер, позволяющих сократить уровень расходов, сохранив уровень качества оказываемых муниципальных услуг, предполагают реформирование соответствующего сектора экономики. Такие структурные реформы имеют длительный срок реализации. Долгосрочное планирование позволяет своевременно выявить их необходимость и взвешено подойти к реализации.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует также прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.
Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - бюджет города), выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджета города и качества бюджетной политики в целом на муниципальном уровне.
2. Цели, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики
Целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы муниципального образования на внешние и внутренние макроэкономические изменения и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской экономики, экономики Ставропольского края и города, а также обеспечения связи между долгосрочными целями муниципальных программ, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.
Цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированности бюджета города.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач.
Во-первых, бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической политики.
Направления и конкретные мероприятия социально-экономической политики, реализуемые в рамках муниципальных программ города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - муниципальные программы), должны иметь надежное, просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для достижения конкретных целей и количественно определенных результатов, при обеспечении сбалансированности бюджета города в долгосрочном периоде. Это потребует применения системного механизма приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям бюджета города. В настоящее время законодательством установлена необходимость приведения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете города в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики.
Необходимо разработать и внедрить систему регулярного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности исполнителей муниципальных программ за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление.
Необходимо провести работу по четкой приоритезации расходных обязательств города-курорта Железноводска Ставропольского края. Структура бюджетных расходов должна быть наиболее эффективной и обеспечивающей ускоренное социально-экономическое развитие, включая сферы образования, культуры и спорта и муниципальную инфраструктуру. Участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджета города должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом города объема средств (результативности).
Во-вторых, должны быть обеспечены бюджетная устойчивость и общая макроэкономическая стабильность.
Эта общая задача включает несколько составляющих. Необходимо проводить работу по увеличению доходов бюджета города, поддерживать безопасный уровень дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов. Одновременно необходимо сохранять относительно постоянный уровень муниципальных расходов в условиях "взлетов и падений" бюджетных доходов.
Требуется определить план мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, содействию в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
Также необходимо:
1) провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности, то есть систематизацию сведений о его наличии и использовании:
выявление неиспользованного (бесхозяйного) имущества и установление направления эффективности его использования;
определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное пользование;
корректировка методики установления арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной и четкого обоснования исключений из этого правила;
выявление неиспользованных фондов муниципальных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
2) организовать взаимодействие с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Ставропольскому краю в целях повышения собираемости налоговых доходов;
3) продолжить практику работы оперативной комиссии по урегулированию (погашению) задолженности по платежам в бюджет города.
При этом необходимо ограничить рост расходов бюджетной системы, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на основе оценки прогнозируемых доходов бюджета города.
В-третьих, необходимо повысить эффективность расходования бюджетных средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления населению муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам как образование, культура, физическая культура и спорт.
Необходимо проводить мониторинг бюджетной сети (количество муниципальных учреждений, количество персонала, используемые фонды и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе учреждений) и оценку потребности в муниципальных учреждениях с учетом необходимого уровня обеспеченности муниципальными услугами, в том числе, исходя из сложившейся структуры расселения.
Повышению эффективности финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг должно способствовать снижение затрат на предоставление единицы услуги за счет прогрессивных технологических решений, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал. Нельзя наращивать затраты просто увеличивая фонд оплаты труда, необходимо повышать эффективность отдачи, увеличивая нагрузку и производительность труда. Необходимо привлекать частный сектор для предоставления муниципальных услуг.
Расходы бюджета города на оказание муниципальных услуг должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
При этом нормативная правовая база для отказа от сметного финансирования муниципальных учреждений уже создана. Задача следующего этапа развития заключается в совершенствовании практической реализации уже внедренного нового механизма финансирования услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а в самих муниципальных учреждениях - в продолжение процесса перехода к "эффективному контракту", который уже начат в муниципальных учреждениях города, и который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от результатов выполняемой им работы.
В-четвертых, бюджетный процесс должен реализовываться при прозрачности и открытости для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации. Этот подход реализуется за счет формирования бюджета города в "программном формате", что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации этих программ. Данный механизм формирования бюджета города будет совершенствоваться с целью включения как можно большего объема расходов бюджета города в муниципальные программы.
На постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности планов и отчетов по реализации бюджетной политики за счет разработки "Бюджетов для граждан".
В-пятых, в долгосрочном периоде должны осуществляться мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами.
Повышению эффективности бюджетных расходов будет способствовать развитие системы централизованного бухгалтерского учета, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в муниципальных учреждениях.
В-шестых, важно усилить муниципальный внешний и внутренний финансовый контроль за деятельностью главных администраторов и главных распорядителей бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Изменения бюджетного законодательства, поставили перед органами власти задачи по организации новой системы осуществления контроля за расходованием бюджетных средств и осуществлением полномочий участниками бюджетного процесса на муниципальном уровне.
В результате работы, проведенной муниципалитетом, в настоящее время в городе сформирована и функционирует система контроля, полномочия по контролю осуществляют:
Контрольно-счетная палата города-курорта Железноводска Ставропольского края (внешний муниципальный финансовый контроль);
Финансовое управление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (внутренний муниципальный финансовый контроль);
главные администраторы и главные распорядители бюджетных средств (внутренний финансовый контроль и аудит).
В контрольных мероприятиях вводится в практику проведение обязательного аудита главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств на основе функциональной независимости. Принятие администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края решения о проведении аудита уже существующим муниципальным учреждениям города позволит получить возможность проведения квалифицированного аудита с одновременной экономией бюджетных средств и избежать увеличения численности органов местного самоуправления города.
Дальнейшее совершенствование системы контроля должно способствовать переориентации контрольных мероприятий. Деятельность контрольных органов должна носить больше профилактический характер и направляться на предупреждение и пресечение нарушений законодательства. В настоящих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики и органов местного самоуправления города.
Реализация этих мер является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными муниципальными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджета города в долгосрочном периоде.
Исходя из этого, для достижения целей и решения задач долгосрочного бюджетного прогноза необходимо соблюдение следующих основных принципов долгосрочной бюджетной политики:
интеграция процессов стратегического прогнозирования и бюджетного планирования;
продолжение перехода муниципальных учреждений и отраслевых (функциональных) органов на централизованное ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности;
обеспечение предварительного и последующего финансового контроля при реализации процедур проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города-курорта Железноводск Ставропольского края;
учитывая бюджетную политику Ставропольского края, продолжения внедрения принципов инициативного бюджетирования с целью вовлечения населения города-курорта Железноводска Ставропольского края в бюджетный процесс.
3. Общая характеристика и основные проблемы развития муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края
В связи с тем, что Ставропольский край позиционируется как территория здоровья, отдыха и бизнес коммуникаций, особое место отведено городам-курортам Кавказских Минеральных Вод, которые должны составить кластер туристско-рекреационного типа. Городу-курорту Железноводску Ставропольского края, обладающему уникальным природным и культурным наследием, лесными массивами, богатой историей и памятниками искусства и культуры федерального значения, отведено особое место в обеспечении устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики Ставропольского края и страны в целом.
Экономические показатели города-курорта Железноводска Ставропольского края отражают особенности его специализации. Минеральные воды железноводских предприятий пользуются значительным спросом на российском рынке, а также экспортируются в страны ближнего и дальнего зарубежья. Железноводск - развивающийся современный курортный город. Структура экономики связана в основном с использованием природных ресурсов, в первую очередь минеральных источников, а также климатобальнеологических факторов. В настоящее время санаторно-курортный комплекс города-курорта Железноводска представлен 23 здравницами на 5 566 мест. Отраслевая структура экономики города в целом достаточно стабильна и соответствует его санаторно-курортной направленности. Немаловажным аспектом развития курорта является содержание и развитие гидроминеральной базы. Именно уникальные гидроминеральные ресурсы, обеспечивающие многопрофильность и высокую эффективность лечения, являются основой лечебно-профилактической и бальнеологической отрасли Железноводска. Оценка ресурсного потенциала города и выявленные конкурентные преимущества позволили сформулировать образный ряд и миссию города.
На период до 2022 года Железноводск позиционируется как курорт федерального значения, обеспечивающий европейский уровень лечения и отдыха.
Экологически чистый город парков в созвездии Кавказских Минеральных Вод с индустрией туризма и инфраструктурой развлечений.
Туристский потенциал. По состоянию на 01 января 2016 г. в городе осуществляют деятельность 7 туристских фирм. Богатейшая природа Кавказских гор привлекает огромное число отдыхающих и туристов. Ежегодно Железноводск посещают более 100 тысяч человек. Доля города-курорта Железноводска на рынке туристских услуг Кавказских Минеральных Вод не столь значительна и составляет в среднем 8%. Развитие элементов туристско-рекреационного кластера сопряжено с инвестиционной политикой хозяйствующих субъектов. В отраслевой структуре инвестиций наибольший удельный вес занимают вложения в санаторно-курортный комплекс.
Граница города-курорта Железноводска установлена Законом Ставропольского края от 20 мая 2004 г. N 35-кз "Об установлении границы муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края".
В административных границах города-курорта Железноводска значится 9 313 гектаров земель. Из общей площади в государственной и муниципальной собственности находятся 3 321,85 гектаров.
Отраслевая структура экономики города. Промышленность города ориентирована на развитие имеющегося производственного потенциала и оказание санаторно-курортных услуг отдыхающим с преобладанием предприятий пищевой промышленности, которые целиком подчинены нуждам курорта и призваны удовлетворить потребности в выпускаемой продукции не только жителей города, но и многочисленных отдыхающих курорта. С целью уменьшения вредного влияния на природные и лечебные факторы курорта, большинство предприятий сосредоточены за пределами курортной зоны в поселке Иноземцево.
На долю торговли приходится около 1/3 всего оборота товаров и услуг. Около 1/4 общего выпуска товаров и услуг приходится на платные услуги населению, ключевая роль среди которых отводится непосредственно отрасли специализации города - санаторно-курортной сфере, доля которой составляет 50% от общего объема платных услуг населению. Однако доля ряда отраслей, обслуживающих курорт, - транспорта, туристских услуг, услуг учреждений культуры и т.д. - остается достаточно низкой, что, в конечном итоге, выступает одним из сдерживающих факторов развития города как курорта.
В настоящее время на территории города функционируют 7 наиболее крупных предприятий пищевой промышленности. В структуре пищевой промышленности Железноводска ведущее место занимает промышленный розлив минеральной воды, который осуществляют 4 завода, что обусловлено расположением города в регионе Кавказских Минеральных Вод с богатой гидроминеральной базой. Действующие предприятия розлива оснащены современным оборудованием, позволяющим сохранить природный вкус и состав воды. Качество продукции железноводских предприятий неоднократно отмечалось на выставках и конкурсах различного уровня.
Положение дел в промышленном комплексе города за последние годы отмечено и повышением инвестиционно-инновационной активности ряда предприятий, привлечением финансовых средств в обновление и модернизацию оборудования, освоением новой продукции, обновлением основных фондов, реконструкцией действующих производственных мощностей и вводом новых производств.
Вместе с тем, бюджетная устойчивость города-курорта Железноводска Ставропольского края при существующих условиях развития экономики, инфраструктуры города-курорта Железноводска Ставропольского края напрямую зависит от поддержки бюджета Ставропольского края.
Показатели уровня обеспечения прогнозных бюджетных расходов налоговыми и неналоговыми доходами по городу в 2015 году - 77,6 процентов; в 2016 году -76,0 процентов; в 2017 году - 76,9 процентов.
Усилия администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края и Финансового управления администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края должны быть направлены на обеспечение сбалансированности бюджета города без повышения налоговой нагрузки на экономику, решение долговой проблемы, сокращение задолженности по бюджетным обязательствам, защиту бюджетной системы и экономики города от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры. Проведение скорректированной бюджетной политики должно обеспечить оздоровление бюджетной системы, установление контроля над финансовыми потоками в целях обеспечения прозрачности и эффективности управления бюджетом города.
Концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях стратегической политики и структурных реформ должна стать одной из решающих предпосылок для повышения эффективности бюджетной политики.
Ограничение заимствований в сочетании с досрочным погашением значительной части существующего долга города-курорта Железноводска Ставропольского края могло бы привести к снижению нагрузки на бюджет города по обслуживанию долга. Однако для осуществления указанных мер необходимо снижение дотационности города-курорта Железноводска Ставропольского края, увеличение его бюджетной обеспеченности.
В городе-курорте Железноводске Ставропольского края продолжается работа по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета города к управлению результатами за счет повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу. Начиная с 2013 года, составление бюджета города осуществляется на 3 финансовых года - очередной финансовый год и плановый период. Переход к среднесрочному бюджетному планированию позволяет повысить "целевой" характер бюджетной политики, в большей степени отразить приоритеты социально-экономического развития города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики города-курорта Железноводска Ставропольского края в условиях нестабильности являются:
снижение привлекательности региона Кавказских Минеральных Вод как рекреационной территории для населения России и стран СНГ;
высокая конкуренция на рынке туристских услуг;
финансирование федеральных и региональных программ в неполном объеме;
конкуренция за инвестиционные ресурсы;
рост тарифов на энергоносители;
транспортная изоляция города в регионе Кавказских Минеральных Вод;
политическая нестабильность в стране и соседних регионах;
оползневая опасность в районе рек Кучук и Джемуха;
отсутствие системы утилизации отходов в регионе Кавказских Минеральных Вод;
отток квалифицированных кадров в другие регионы России.
Проведение ответственной налогово-бюджетной политики, снижение всех видов экономических рисков, связанных с системой государственных финансов, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности экономики города, станет важным фактором ускорения ее развития.
4. Итоги бюджетной политики в 2012 - 2015 годах
4.1. Динамика основных показателей бюджета города в 2012 - 2015 годах:
млн. руб. | ||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бюджет города-курорта Железноводска Ставропольского края |
|
|
|
|
Доходы |
918 |
1116 |
1019 |
1052 |
Расходы |
1000 |
1083 |
1101 |
1087 |
Дефицит (профицит) |
-82 |
+33 |
-82 |
-35 |
За период 2012 - 2015 годы доходы и расходы бюджета города увеличились на 14,6%, что свидетельствует о росте бюджетного потенциала города. В период 2012 - 2015 годы показатели доходов бюджета город колебались в диапазоне от 918 млн. рублей до 1116 млн. рублей. В течение последних лет бюджет города исполнялся с дефицитом. В 2015 год дефицит составил 3,2% всех расходов бюджета города.
Удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов бюджет города за 2012 - 2015 годы снизился с 60% до 55%.
Наличие в бюджете города большого удельного веса безвозмездных поступлений и отчислений от федеральных и региональных налогов характерно для большинства местных бюджетов Российской Федерации.
Это является следствием проводимой государством бюджетной налоговой политики. В настоящее время уровень доходов территориальных (в том числе и местных) бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства, направленного на централизацию финансовых ресурсов на федеральном уровне.
4.2. Изменения в налоговом законодательстве.
Основными бюджетообразующими источниками бюджета города за эти годы являлись налог на доходы физических лиц и доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
За анализируемый период поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие акты законодательства, изменили условия налогообложения по ряду бюджетообразующих налогов, заметно снизив уровень поступления доходов в бюджет города.
Так снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города в 2012 году составил 165 млн. рублей или 38,6% по отношению к показателям на 2011 год, что было обусловлено вступлением в силу с 01 января 2012 г. Закона Ставропольского края от 13 октября 2011 г. N 77-кз "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований Ставропольского края от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края", в связи с чем, норматив поступления налога на доходы физических лиц в городской округ был снижен на 10%, транспортный налог и налог на имущество организаций перешел на уровень субъекта Российской Федерации, а также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в бюджет города доходы от оказания платных услуг (работ) и доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям, стали поступать только от казенных учреждений.
С 01 января 2014 года доходы бюджета города уменьшились за счет вступления в силу с 01 января 2014 г. изменений в статью 61.2 Бюджетного кодекса в редакции от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ, Закона Ставропольского края от 10 октября 2013 г. N 75-кз "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований Ставропольского края от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края", в связи, с чем норматив отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет города снижен в общей сложности с 30% до 20%.
В то же время с 01 января 2014 года доходы бюджета города увеличились за счет:
поступлений, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса, от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по дифференцированным нормативам, установленным Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов";
дополнительных поступлений доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, в размере 20%.
Напряженные показатели бюджетов вышестоящих уровней отразились и на уровень бюджетных показателей города. Как при формировании основных параметров бюджета города на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, так и при формировании основных параметров бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов была учтена государственная политика в вопросах развития экономической и социальной сфер, в частности реализация указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., а также необходимость реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края и города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края определены следующие приоритеты развития бюджетной системы города, как инструмента социально-экономического развития:
1) повышение налогового потенциала города-курорта Железноводска Ставропольского края путем осуществления анализа налогового потенциала в целях взыскания дополнительных источников пополнения доходной части бюджета города и обеспечения сбалансированности бюджетной системы города;
2) сохранение инвестиционной и инновационной направленности экономического развития города-курорта Железноводска Ставропольского края;
3) обеспечение точности планирования и стабильного поступления доходов в бюджетную систему города-курорта Железноводска Ставропольского края;
4) улучшение качества налогового администрирования;
5) оптимизация бюджетных расходов с одновременной приоритезацией бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
6) обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов;
7) снижение недоимки по платежам, зачисляемым в бюджет города.
Учитывая подходы министерства финансов Ставропольского края к методике расчета налогового потенциала при распределении дотации муниципальным образованиям Ставропольского края, и прогнозируемые объемы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города по сравнению с показателями, утвержденными решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 22 декабря 2014 г. N 421-IV "О бюджете города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2015 годи на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - решение N 421-IV) проведена работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
4.3. Структура налоговых доходов бюджета города.
Налоговые доходы бюджета города-курорта Железноводска Ставропольского края в 2012 - 2015 годах:
млн. руб. | ||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Налоговые доходы всего, в том числе: |
201 |
226 |
175 |
178 |
Налог на доходы физических лиц |
127 |
140 |
96 |
97 |
Налоги на совокупный доход |
20 |
18 |
21 |
20 |
Налог на имущество физических лиц |
7 |
7 |
8 |
9 |
Земельный налог |
45 |
58 |
46 |
44 |
Госпошлина |
2 |
3 |
3 |
4 |
Акцизы |
|
|
1 |
4 |
Наибольший вес в налоговых доходах бюджета города по итогам 2012 - 2015 годов занимали налог на доходы физических лиц (от 55% до 63%) и земельный налог (от 23% до 26%).
4.4. Структура налоговых доходов бюджета города в 2012 - 2015 годах:
в % к итогу | ||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Налоговые доходы всего, в том числе |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
63 |
62 |
55 |
55 |
Земельный налог |
23 |
26 |
26 |
25 |
Налоги на совокупный доход |
10 |
8 |
12 |
И |
Налог на имущество физических лиц |
3 |
3 |
5 |
5 |
Госпошлина |
1 |
1 |
1 |
2 |
Акцизы |
|
|
1 |
2 |
4.5. Структура неналоговых доходов бюджета города в 2012 - 2015 годах:
млн. руб. | ||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Неналоговые доходы всего, в том числе: |
62 |
71 |
77 |
87 |
Доходы от аренды земли |
43 |
49 |
62 |
65 |
Реализация имущества |
8 |
9 |
3 |
10 |
Аренда имущества |
4 |
4 |
3 |
3 |
Доходы от платных услуг |
3 |
5 |
4 |
5 |
Штрафы |
3 |
3 |
2 |
3 |
Прочие неналоговые доходы |
|
|
1 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1 |
1 |
2 |
1 |
Пункт 4.6 изменен с 10 ноября 2017 г. - Распоряжение администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 ноября 2017 г. N 292-р
4.6. Прогноз основных характеристик бюджета города на долгосрочный период:
млн. руб. | ||||||||
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Бюджет города-курорта Железноводска Ставропольского края | ||||||||
Доходы, всего |
1052 |
1 141 |
1 118 |
990 |
991 |
1 002 |
1002 |
1 002 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего из них: |
265 |
309 |
286 |
328 |
340 |
352 |
352 |
352 |
налог на доходы физических лиц |
97 |
96 |
104 |
123 |
129 |
135 |
135 |
135 |
Земельный налог |
44 |
64 |
52 |
82 |
84 |
88 |
88 |
88 |
Безвозмездные поступления всего из них: |
787 |
833 |
832 |
662 |
651 |
650 |
650 |
650 |
Дотации |
135 |
148 |
96 |
81 |
56 |
54 |
54 |
54 |
Расходы, всего из них: |
1 087 |
1 042 |
1 128 |
1 000 |
977 |
983 |
983 |
983 |
Обслуживание муниципального долга города-курорта Железноводска Ставропольского края |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Дефицит/профицит |
-35 |
99 |
-10 |
-10 |
14 |
19 |
19 |
19 |
Муниципальный долг |
14 |
8 |
23 |
33 |
19 |
0 |
0 |
0 |
4.7. Расходы бюджетной системы:
4.7.1. Структура расходов бюджета города в 2012 - 2015 годах:
|
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
|
|
в млн. рублей |
в % |
в млн. рублей |
в % |
в млн. рублей |
в % |
в млн. рублей |
в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Общегосударственные вопросы |
66 |
6,6 |
77 |
7,1 |
75 |
6,8 |
80 |
7,4 |
2. |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
7 |
0,6 |
И |
1,1 |
3. |
Национальная экономика |
64 |
6,4 |
64 |
5,9 |
208 |
18,9 |
210 |
19,3 |
4. |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
200 |
20,0 |
114 |
10,5 |
99 |
9,0 |
57 |
5,2 |
5. |
Охрана окружающей среды |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
6. |
Образование |
353 |
35,3 |
541 |
50,0 |
405 |
36,8 |
410 |
37,7 |
7. |
Культура, кинематография и СМИ |
36 |
3,7 |
39 |
3,6 |
43 |
3,9 |
39 |
3,6 |
8. |
Здравоохранение и спорт |
50 |
5,0 |
8 |
0,8 |
5 |
0,5 |
6 |
0,6 |
9. |
Социальная политика |
222 |
22,2 |
231 |
21,3 |
258 |
23,5 |
273 |
25,1 |
|
Расходы всего |
1000 |
|
1083 |
|
1101 |
|
1087 |
|
Расходы бюджета в 2012 году составляли 1000 млн. рублей. В 2013 году они составили 1 083 млн. рублей. В 2014, 2015 годах составляли соответственно 1 101 млн. рублей и 1 087 млн. рублей.
В 2013 году по сравнению с расходами 2012 года увеличились расходы в области образования, культуры. Значительное уменьшение доли расходов в области здравоохранения обусловлено вступлением в действие с 01 января 2012 года норм федеральных законов, закрепляющих полномочия по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации за органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Увеличение расходов произошли по разделу "Социальная политика", что объясняется увеличением размеров мер социальной поддержки населения, в том числе в связи с монетизацией предоставляемых льгот, а также увеличением получателей адресных жилищных субсидий вследствие роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. Расходы из бюджета города за 2015 год произведены в сумме 273 млн. рублей, за 2014 год произведены в сумме 258 млн. рублей, в 2013 году - 231 млн. рублей, в 2012 году - 222 млн. рублей. При расходовании бюджетных средств обеспечивается финансирование первоочередных расходов. Для финансирования первоочередных расходов без задержек принимаются меры для обеспечения наличия бюджетных средств на счете бюджета города, осуществляется контроль за их рациональным и эффективным использованием.
В расходах бюджета города одним из основных приоритетов является реализация ряда социальных указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Основу расходной части бюджета города составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социально-культурную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику. В структуре расходов бюджета города наибольший удельный вес занимают расходы на социально-культурные мероприятия. Расходы по социальным статьям: в 2012 году - 66,1%, в 2013 году - 75,6%, в 2014 году - 64,6%, в 2015 году - 67,0%. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство также имеют социальный эффект. Учитывая состав этих расходов, можно утверждать, что они характеризуют социальную направленность бюджета города. Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику составляет в среднем до 20% всех расходов бюджета города.
Более 70% от общего объема расходов бюджета города составляют расходы социальной направленности, что свидетельствует о том, что бюджет города является социально ориентированным.
В 2014 году основную часть расходов данной сферы составляют программные расходы.
С 2014 года в городе реализуются муниципальные программы социально-культурной направленности:
"Развитие образования в городе-курорте Железноводске Ставропольского края";
"Культура города-курорта Железноводска Ставропольского края";
"Развитие физической культуры и спорта в городе-курорте Железноводске Ставропольского края".
Расходы бюджета на образование исполнены в 2015 году в сумме 410 млн. рублей, в 2014 году в сумме 405 млн. рублей, в 2013 году - т541 млн. рублей, в 2012 году - 353 млн. рублей.
Финансирование мероприятий в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, имеющих социальную направленность, позволило сократить очередность в детские дошкольные образовательные организации для детей. Тем не менее, по состоянию на 01 сентября 2016 года в городе очередность от 0 до 7 лет составил 862 ребенка.
Реализация указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, обеспечивает ежегодное повышение уровня среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников. По итогам 2015 года она составила:
педагогические работники муниципальных учреждений общего образования - 21 686,63 рублей;
педагогические работники муниципальных учреждений дошкольного образования - 18 613,77 рублей;
педагогические работники муниципальных учреждений дополнительного образования детей - 17 888 рублей;
работники учреждений культуры - 14 958,9 рублей.
Расходы на культуру и средства массой информации из бюджета города в 2015 году произведены в сумме 39 млн. рублей, в 2014 году - 43 млн. рублей в 2013 году - 39 млн. рублей, в 2012 году - 36 млн. рублей.
Расходы бюджета города на здравоохранение и спорт произведены 2015 году в сумме 6 млн. рублей, в 2014 году - 5 млн. рублей, в 2013 году в сумме 8 млн. рублей, в 2012 году - 50 млн. рублей.
С 2013 года к полномочиям муниципальных образований в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа. Выполнение данного полномочия осуществляется городом посредством создания условий для обеспечения транспортной доступности в места, где расположены учреждения здравоохранения, обслуживание коммуникационных сетей.
На социальную поддержку и социальное обслуживание населения города в 2015 году были направлены средства в размере 273 млн. рублей, в 2014 году были направлены средства в размере 258 млн. рублей, в 2013 году - 231 млн. рублей. В 2012 году данные расходы составили 222 млн. рублей. В области социальной политики основная часть расходов осуществляется за счет субвенций, поступающих из бюджета Ставропольского края на выполнение переданных полномочий, в том числе по: оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан; обеспечению мер социальной поддержки ветеранов труда Ставропольского края; предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещений и коммунальных услуг, государственным пособиям гражданам, имеющим детей; ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка; опеке и попечительству; компенсации части родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
За счет собственных средств бюджета города на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края осуществляются следующие меры социальной поддержки населения:
дополнительное ежемесячное пособие семьям, имеющим детей-инвалидов;
разовое пособие на рождение ребенка в малоимущих семьях;
выплата ежемесячного материального обеспечения жителей города-курорта Железноводска Ставропольского края, имеющих статус пенсионеров республиканского значения;
проведение социально-значимых мероприятий и оказание адресной помощи гражданам;
бесплатное предоставление хлеба и молока по талонам отдельным категориям граждан.
В рамках реализации подпрограммы "Социальная защита населения города-курорта Железноводска Ставропольского края" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Социальная поддержка населения города-курорта Железноводска Ставропольского края" в 2015 году на эти цели израсходовано - 3 млн. рублей, 2014 году на эти цели использовано 4 млн. рублей, в 2013 году расходы составили 4 млн. рублей, в 2012 году - 4 млн. рублей.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" за счет средств всех уровней бюджета в 2015 году на эти цели израсходовано - 7 млн. рублей, в 2014 году на эти цели использовано 6 млн. рублей, в 2013 году расходы составили 6 млн. рублей, в 2012 году - 3 млн. рублей.
Сертификаты на приобретение жилья были получены в 2012 году - 5 семьями, аналогично в 2013 году, в 2014 году - 4 семьями, в 2015 году - 13 семьями.
Расходы бюджета города на физическую культуру и спорт в 2015 году составили 5 млн. рублей, в 2014 году составили 5 млн. рублей, в 2013 году - 8 млн. рублей, в 2012 году - 6 млн. рублей. В 2015 году на территории города прошло 26 комплексных спортивно-массовых мероприятий и более 90 соревнований по различным видам спорта, в которых приняли участие более 7 000 человек, из них половина - дети, подростки и студенческая молодежь.
Традиционными для города стали ежегодные краевые молодежные казачьи игры, Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию, посвященные памяти топографа Андрея Васильевича Пастухова, массовые восхождения на гору Бештау, чемпионат и первенство России по горному бегу (вверх), всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию.
Расходы на дорожное хозяйство в 2015 году составили 196 млн. рублей, в 2014 году составили 206 млн. рублей, в 2013 году составили 60 млн. рублей, в 2012 году - 62 млн. рублей. Расходы на дорожное хозяйство осуществляются за счет средств дорожного фонда города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2015 году составили 57 млн. рублей, в 2014 году - 99 млн. рублей, в 2013 году - 114 млн. рублей, в 2012 году - 200 млн. рублей. Расходы на капитальные вложения за 2015 год произведены в размере 192 млн. рублей. Основная доля расходов капитального характера приходится на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Ленина в сумме 161 млн. рублей.
Администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края на протяжении ряда последних лет реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных учреждениях социальной сферы. В 2012 была принята городская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2012 - 2013 годы". В 2012 - 2013 годах мероприятия реализовывались в рамках ведомственных целевых программ, а с 2014 года - в рамках муниципальных программ.
Мероприятия, проведенные в рамках программ, позволили достичь сокращения потерь энергоресурсов при их передаче, повышения эффективности использования энергоресурсов, сокращения расходов бюджета города на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений.
Подпункт 4.7.2 изменен с 10 ноября 2017 г. - Распоряжение администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 ноября 2017 г. N 292-р
4.7.2. Предельные объемы расходов бюджета города на реализацию муниципальных программ на период их действия
млн. руб. | ||||||
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы бюджета города-курорта Железноводска Ставропольского края, всего |
1087 |
1042 |
1 128 |
1000 |
977 |
983 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
расходы на реализацию муниципальных программ города-курорта Железноводска Ставропольского края, всего |
1006 |
962 |
1051 |
902 |
888 |
893,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие образования в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" |
409 |
415 |
414 |
432 |
427 |
422 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Социальная поддержка населения города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
263 |
264 |
252 |
252 |
258 |
260 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Управление имуществом города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
9 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие физической культуры и спорта в городе-курорте Железноводска Ставропольского края" |
5 |
47 |
240 |
27 |
21 |
18 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте Железноводска Ставропольского края" |
12 |
10 |
6 |
4 |
4 |
3 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска. Ставропольского края "Культура города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
37 |
37 |
36 |
50 |
51 |
60 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие экономики города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
30 |
16 |
8 |
2 |
2 |
0,1 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в городе-курорте Железноводска Ставропольского края" |
52 |
76 |
42 |
52 |
43 |
42 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие транспортной системы и охрана окружающей среды в городе-курорте Железноводска Ставропольского края" |
168 |
61 |
18 |
20 |
13 |
17 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Создание условий безопасной жизни населения города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
2 |
9 |
9 |
8 |
7 |
7 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Открытость и эффективность работы администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
18 |
16 |
15 |
14 |
12 |
11,8 |
муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Молодежь города-курорта Железноводска Ставропольского края" |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Муниципальная программа города-курорта Железноводска Ставропольского края "Формирование современной городской среды" |
0 |
0 |
0 |
31 |
41 |
44 |
4.7.3. Сбалансированность бюджета города и долговая политика.
Управление муниципальным долгом города также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами города-курорта Железноводска Ставропольского края. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике города.
Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств муниципалитета в полном объеме по более низкой стоимости заимствований на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга планируется привлечение более мобильных кредитных инструментов.
Основными целями управления муниципальным долгом являются:
снижение темпов прироста муниципального долга;
своевременное погашение долговых обязательств города-курорта Железноводска Ставропольского края, имеющих сроки погашения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита бюджета города в 2017 - 2019 годах на уровне не более 10,0% от суммы доходов бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений за 2017 - 2019 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета города);
обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств города-курорта Железноводска Ставропольского края, от суммы доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений.
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1) поддержание объема муниципального долга на оптимальном уровне;
2) минимизация стоимости обслуживания муниципального долга;
3) равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга.
Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать дальнейшему сохранению долговой устойчивости бюджета города и позволит выполнить условия соглашений о предоставлении бюджету города из бюджета Ставропольского края бюджетных кредитов, заключенных между министерством финансов Ставропольского края и администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края в 2014 и 2015 годах.
Со стороны главных распорядителей бюджетных средств, в том числе выполняющих функции учредителей для бюджетных и автономных учреждений в части выдачи муниципального задания, должен быть обеспечен строгий контроль за недопущением образования просроченной кредиторской задолженности в муниципальных учреждениях города. Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями должно производиться в пределах лимитов бюджетных обязательств, бюджетные и автономные учреждения должны принимать обязательства в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.
Муниципальный долг города по состоянию на 1 января 2016 года составил 13,5 млн. рублей, на 1 января 2015 года составил 12,0 млн. рублей, на 1 января 2014 года - 4,7 млн. рублей, на 1 января 2013 года - 3,7 млн. рублей.
5. Условия развития экономики в период до 2022 года
Развитие экономики города-курорта Железноводска Ставропольского края в период до 2022 года ориентировано:
на повышение качества жизни населения;
на формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности; развитие малого и среднего предпринимательства, за счет использования стимулирующих финансовых механизмов, сокращение административного давления;
на устойчивое развитие потребительского рынка города;
на формирование и насыщение внутреннего рынка города продукцией организаций и индивидуальных предпринимателей;
на развитие стратегии санаторно-курортного и туристского комплексов города;
на привлечение инвестиций для развития санаторно-курортного комплекса и туризма на территории города.
Достижение целей социально-экономического развития в рамках проекта Стратегии социально-экономического развития города-курорта Железноводска края на период до 2030 года обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе-курорте Железноводске Ставропольского края;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городе-курорте Железноводске Ставропольского края;
совершенствование информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства;
продвижение товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства на региональные и общероссийские рынки;
формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции;
развитие социального сектора потребительского рынка ориентированного на население с низким уровнем дохода, повышение ценовой доступности товаров и услуг;
защита прав потребителей, совершенствование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг;
разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг,
развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса города-курорта Железноводска Ставропольского края;
разработка и внедрение стратегии продвижения санаторно-курортной услуги и туристско-рекреационного продукта города-курорта Железноводска Ставропольского края;
сохранение, реконструкция и обустройство природных и историко-культурных объектов туризма и отдыха города-курорта Железноводска Ставропольского края;
модернизация существующих средств размещения и туристско-рекреационной инфраструктуры города-курорта Железноводска Ставропольского края;
формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках, позволяющей в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, разрешить основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в городе-курорте Железноводске Ставропольского края;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города-курорта Железноводска Ставропольского края по развитию малого и среднего предпринимательства;
совершенствование информационной и консультационной поддержки;
продвижение продукции малых и средних предприятий на региональные и общероссийские рынки;
обеспечение устойчивого экономического роста.
К приоритетам политики администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края определены следующие направления:
развитие малого и среднего предпринимательства за счет использования стимулирующих финансовых механизмов, сокращения административного давления и обеспечение за счет данных и других мер увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике города-курорта Железноводска Ставропольского края;
устойчивое развитие потребительского рынка города-курорта Железноводска Ставропольского края, создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения, формирование и насыщение внутреннего рынка города-курорта Железноводска Ставропольского края продукцией организаций индивидуальных предпринимателей, продвижение ее на краевой и российский рынки, снижение уровня нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
развитие стратегии санаторно-курортного комплекса города-курорта Железноводска Ставропольского края;
формирование положительного имиджа города-курорта Железноводска Ставропольского края как курортной местности на внутреннем и международном туристских рынках;
развитие туристско-рекреационного кластера, основой для которого станут природно-рекреационный потенциал города-курорта Железноводска Ставропольского края;
привлечение инвестиций для развития санаторно-курортного комплекса и туризма на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края.
6. Приоритетные направления бюджетной, налоговой и долговой политики в период до 2022 года
6.1. Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии города. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Эго подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.
Основной целью бюджетной политики на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города.
Главная задача, которая стоит перед органами власти, - обеспечить принятие реалистичных обязательств и не нарушить устойчивость бюджетной системы.
Удлинение горизонтов планирования заставляет обеспечить более тесную увязку целей и задач стратегического планирования с долгосрочными программами социально-экономического развития.
Формирование и исполнение "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современных информационных систем.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе, за счет применения единой классификации, единых перечней государственных услуг.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации бюджетной политики. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур.
Основными задачами бюджетной политики на долгосрочную перспективу являются:
1) повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации бюджета города в программном формате.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета на основе муниципальных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности;
2) повышение эффективности использования средств, направляемых на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов;
3) обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств;
4) обеспечение безусловного исполнения указов Президента Российской Федерации социально-экономической направленности, в том числе повышение заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы ("дорожных картах");
5) интенсивное внедрение новых механизмов управления финансами путем совершенствования методологии формирования муниципальных программ города-курорта Железноводска Ставропольского края с целью консолидации показателей программ и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ);
6) мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью их оптимизации;
7) реализация мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Расходы бюджета города на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования планируется осуществлять в рамках поэтапного перехода к обеспечению установленных нормативов денежных затрат;
8) поддержка жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600, в том числе:
поддержка молодых (в том числе из числа многодетных) семей в решении проблемы приобретения жилья;
реализация мероприятий программы по переселению граждан города из аварийного жилищного фонда;
6.2. Совершенствование налоговой политики.
Направления и приоритеты налоговой политики, как Ставропольского края, так и города на долгосрочную перспективу формируются под влиянием ряда разнонаправленных факторов. Основными направлениями налоговой политики города-курорта Железноводска Ставропольского края продолжают оставаться привлечение инвестиций, повышение предпринимательской активности, совершенствование налогового администрирования и обеспечение бюджетной стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Целями налоговой политики города-курорта Железноводска Ставропольского края являются:
сохранение сбалансированности бюджета города посредством получения необходимого объема бюджетных доходов;
поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Достижение целей налоговой политики должно повысить стабильность ведения экономической деятельности на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края, в связи с чем, задачами налоговой политики являются:
реализация новых принципов налогообложения, по имущественным налогам исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;
повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1) ведение и реализация новых принципов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В целях актуализации баз данных по объектам недвижимого имущества необходимо осуществить комплекс мероприятий по уточнению недостающих характеристик технико-экономических показателей по ним, а также по выявлению новых объектов недвижимого имущества;
2) повышение эффективности управления муниципальными активами;
3) совершенствование налогового администрирования.
6.3. Долговая политика и сбалансированность бюджета города на долгосрочный период.
Обеспечение сбалансированности бюджета города в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики города-курорта Железноводска Ставропольского края. Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета города. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета города является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
Для повышения устойчивости бюджета города федеральным и региональным законодательством предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджета, а также на размер муниципального долга и объем расходов на обслуживание муниципального долга.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом на долгосрочный период будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, сохранении умеренной долговой нагрузки, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами.
Привлечение краткосрочных заемных средств на срок менее одного года необходимо осуществлять только для поддержки текущей ликвидности, привлечение долгосрочных заемных средств, сроком более пяти лет - для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру, среднесрочных (от одного года до пяти лет) - на рефинансирование имеющегося долга с целью оптимизации структуры заимствований.
6.4. Общие подходы к повышению эффективности бюджетных расходов.
Главная цель реформ бюджетного процесса - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета города, то есть затратами, к управлению результатами. При концепции "управления ресурсами" бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной "раскладкой" их по статьям бюджета города. При соблюдении жестких бюджетных ограничений этот метод обеспечивает сбалансированность бюджета города и выполнение бюджетных проектов. Но недостаток такого метода заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не прописываются, а управление бюджетом города сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
Необходимость перехода к системе государственного аудита непосредственно связана с современными направлениями развития системы государственного финансирования. Выделение средств под смету расходов малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать. Недостатком этой системы является и избыточное регулирование статей расходов, что связывает деятельность учреждений, лишает их возможности гибкого реагирования на изменения экономической ситуации, что ведет к снижению эффективности отдачи от вложенных средств. Преодоление указанных недостатков в международной практике связывают с переходом к иной системе выделения государственных средств и заменой финансирования затрат на финансирование муниципальных программ. При внедрении финансирования под муниципальные программы возникает муниципальный заказ на определенный социальный продукт, и заключаются договоренности на цену этого продукта, которая обосновывается сметой. Чтобы эффективно управлять ими и гибко реагировать на изменение цен на рынке, учреждение должно быть самостоятельным. Достигнутым конечным результатом являются объемы и качество социального продукта. Такая система позволяет проводить конкурс на муниципальный заказ. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать в форме государственного аудита.
Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета города, но и структурные преобразования всей системы управления.
Основные направления таких преобразований:
1) комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя органами местного самоуправления. Здесь требуется планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отказу от финансирования тех мероприятий, которые не способствуют устойчивому экономическому росту, но ложатся "тяжелым грузом" на бюджетную систему;
2) осуществление программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо продолжить систему распределения бюджетных средств по муниципальным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
Долгосрочные муниципальные программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных проектов, которые направлены на решение проблем, входящих в сферу ответственности органов местного самоуправления;
3) совершенствование методов закупок для муниципальных нужд.
Один из наиболее универсальных рыночных механизмов в других странах, который находит все большее распространение в бюджетной сфере, - это привлечение к оказанию государственных, муниципальных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными, муниципальными учреждениями.
Первый заместитель главы администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края |
А.А. Довмалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 20 февраля 2017 г. N 37-р "Об утверждении Бюджетного прогноза города-курорта Железноводска Ставропольского края на период до 2022 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 20 февраля 2017 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Думы города-курорта Железноводска и администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (www.adm-zheleznovodsk.ru)
Распоряжением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 17 августа 2020 г. N 232-р настоящий документ признан утратившим силу с 17 августа 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 10 ноября 2017 г. N 292-р
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.