Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации города Ессентуки
от 29.11.2013 года N 2630
Регламент
деятельности субъектов системы профилактики по выявлению, учету, организации индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
I. Общие положения
1.1. Данный регламент определяет основные направления, этапы и порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при выявлении факторов неблагополучия семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, проведения индивидуально-профилактической работы с ними и создание системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с необходимостью принятия срочных мер по жизнеустройству детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
1.2. Основные понятия:
Семья - малая социальная группа определенной формы социальной общности, основанная на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании, взаимопомощи и обязанностями по отношению друг к другу.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону, отсутствие регулярного питания и санитарно-гигиенических условий, ухода за ребенком в соответствии с возрастом, отказ от лечения детей, безнадзорность или беспризорность детей, оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, если названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью ребенка).
1.3. Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
- неисполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону, отсутствие регулярного питания и санитарно-гигиенических условий, ухода за ребенком в соответствии с возрастом, отказ от лечения детей, безнадзорность или беспризорность детей, оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, если названные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью ребенка);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция, азартные игры, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и одурманивающих веществ и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и обучению детей, в том числе отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний;
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
1.4. Задачи:
1.4.1. Обеспечение согласованных действий органов и учреждений системы профилактики города по реализации профилактических мероприятий в области предотвращения безнадзорности, социального сиротства детей.
1.4.2. Реализация межведомственного подхода в проведении индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации.
1.5. Принципы работы:
1.5.1. Принципами работы органов местного самоуправления и субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей являются: взаимодействие, адресность, гласность, законность и комплексность;
1.5.2. Принцип взаимодействия, лежащий в основе работы органов местного самоуправления и субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей, определяет порядок формирования отношений между ними, который не позволяет отклоняться от заданных целей, формирует заинтересованность в конечных результатах работы - снижение роста неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и уровня социального сиротства;
1.5.3. Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей
и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
1.5.4. Принцип гласности предполагает своевременное, широкое и регулярное информирование граждан через СМИ по привлечению родителей к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей с целью формирования общественного мнения, профилактики снижения уровня безнадзорности и социального сиротства;
1.5.5. Принцип законности означает неукоснительное исполнение законов, а также контроль за исполнением законов при реализации прав и обязанностей участников правоотношений, в процессе деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основой законности является принцип главенства, прямого действия и высшей юридической силы закона;
1.5.6. Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с социально неблагополучной семьей и воздействие на нее с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
1.6. Участники межведомственного взаимодействия:
- управление образования администрации города;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города;
- управление труда и социальной защиты населения администрации города;
- ГБУЗ СК "Детская больница", ГБУЗ СК "Родильный дом", ГБУЗ СК "ЕЦГБ";
- управление культуры, искусства и молодежной политики администрации города;
- ОДН ОМВД России по г. Ессентуки;
- ГКУ "Центр занятости населения города-курорта Ессентуки".
II. Осуществление раннего выявления и постановка на учет неблагополучных семей
2.1. Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
2.2. В выявлении принимают участие:
2.2.1. Учреждения здравоохранения:
- женская консультация: в случае выявления факторов неблагополучия у беременной женщины, вставшей на учет, ЖК незамедлительно в письменной форме информируют управление труда и социальной защиты населения, а при направлении будущей роженицы в родильный дом также информируют и роддом;
- ГБУЗ СК "Родильный дом": после рождения ребенка у женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении информирует управление образования администрации города, а также детскую поликлинику по месту жительства матери и ребенка и управление труда и социальной защиты населения администрации города;
- ГБУЗ СК "Детская больница":
- в результате наблюдения детей в поликлинике, при выездах по месту жительства, при обследовании детей в детских садах, школах и при выявлении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в 3-дневный срок информируют управление образования администрации города, управление труда и социальной защиты администрации города, ОДН ОМВД России по городу Ессентуки;
- при выявлении признаков физического или сексуального насилия в отношении несовершеннолетних незамедлительно сообщают в ОДН ОМВД России по городу Ессентуки, прокуратуру, управление образования, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- при выявлении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества, направляют за помощью в наркологический диспансер, а при необходимости госпитализируют, и в 3-дневный срок сообщают в ОДН ОМВД России по городу Ессентуки;
- при поступлении несовершеннолетних по причине жестокого обращения с ними, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, обязаны в 3-дневный срок уведомить о данном факте ОДН ОМВД России по городу Ессентуки;
- при поступлении безнадзорных, беспризорных детей, выявленных в ходе рейдов (по акту ОДН, отдела опеки и попечительства) несет ответственность за нахождение ребенка в данном учреждении до момента его дальнейшего жизнеустройства, в т.ч.: передачи его в детские специализированные учреждения образования и социальной защиты.
В случае самовольных уходов детей из учреждения медицинский персонал обязан незамедлительно проинформировать о данном факте ОДН ОМВД России по городу Ессентуки и то учреждение, которое направило несовершеннолетнего.
Передача детей из детской больницы в родные семьи по заявлению родителей возможна при условии согласования данного вопроса с ведомствами, по направлению которых был доставлен ребенок.
- ГБУЗ СК "ЕЦГБ": в случае выявления заболевания родителей, препятствующих выполнению ими родительских обязанностей, в т.ч. инвалидности 1 и 2 группы, вследствие которой родители не могут самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка; о случаях госпитализации обоих или единственного родителя; родителей-наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, родителей, имеющих психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, родителей, имеющих злокачественные онкологические заболевания и т.д., необходимо в 3-дневный срок сообщать в отдел опеки и попечительства управления образования.
2.2.2. Органы и учреждения образования: дошкольные учреждения, образовательные учреждения, детские дома незамедлительно информируют:
- ОДН ОМВД России по городу Ессентуки - о всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- отдел опеки и попечительства управления образования - о семьях, где есть несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы социальной защиты - о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке;
- органы здравоохранения - о семьях, где несовершеннолетние нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
- КДН и ЗП - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о подозрении на физическое или сексуальное насилие; об учащихся, допускающих систематические пропуски уроков без уважительных причин.
2.2.3. Органы и учреждения социальной защиты: выявляют и ведут дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
2.2.4. Органы внутренних дел: участковые уполномоченные, инспектора по делам несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних в ходе рейдов по брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в местах массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д.;
2.2.5. Управление ЖКХ, Управляющие компании, ТСЖ, ТОС: передают информацию о неблагополучных семьях, проживающих на их участке, в соответствующие органы и учреждения (см. п. 2.2.2).
2.3. Организация индивидуальной профилактической работы
2.3.1. С целью выявления условий жизни несовершеннолетних, членов неблагополучной семьи и определения работы с ней, отдел опеки и попечительства управления образования, управление труда и социальной защиты населения администрации города совместно с ОДН ОМВД России по городу Ессентуки, или КДН и ЗП администрации города проводится обследование жилищно-бытовых условий социально неблагополучной семьи;
2.3.2. В случае подтверждения социально опасного положения семьи, данная семья выносится на обсуждение заседания КДН и ЗП администрации города, для принятия и утверждения плана индивидуальной профилактической работы с учетом анализа семейных проблем (форма N 1);
2.3.3. Реализация утвержденных мероприятий индивидуальной профилактической работы с семьей является обязательной для всех субъектов системы профилактики.
2.3.4. Базой хранения всей информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых разработаны индивидуальные программы реабилитации, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.3.5. Ежеквартально, при необходимости чаще, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заслушивается отчет субъектов системы профилактики о проведенной работе. Результаты выполненных мероприятий в рамках утвержденного плана вносятся в индивидуальную программу комплексной реабилитации или социальный паспорт семьи.
2.4. Контроль за работой с семьями
2.4.1. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается график посещения субъектами системы профилактики социально опасных семей и контролируется его выполнение.
2.4.2. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам заслушивания ежеквартальных отчетов о проведенной работе с социально опасными семьями могут вноситься замечания, предложения по выполнению индивидуальных программ комплексной реабилитации.
2.4.3. Анализ эффективности проводимой работы с конкретной семьей осуществляется через 6 месяцев после первого рассмотрения семьи на КДН и ЗП.
2.4.4. В случае изменения обстановки в семье периодичность контрольных посещений может быть увеличена или уменьшена, либо принято решение о ходатайстве по лишению родительских прав, либо решение о снятии с учета семьи, или продолжении работы с ней.
2.4.5. При отсутствии положительной динамики в поведении родителей на заседании КДН и ЗП принимается решение о необходимости ограничения или лишения их родительских прав.
2.5. Временное отобрание ребенка из неблагополучной семьи при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, с последующим помещением его в медицинское учреждение или социально-реабилитационный центр
2.5.1. Отобрание несовершеннолетнего из семьи производится органом опеки и попечительства при участии сотрудника ОДН ОМВД России по городу Ессентуки и медицинского работника.
2.5.2. Информацию об отобрании несовершеннолетнего и помещение его в лечебное или социально-реабилитационное учреждение органы опеки и попечительства в 3-дневный срок передают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью рассмотрения вопроса об организации индивидуальной профилактической работы с семьей.
2.5.3. Органы опеки и попечительства на ближайшем заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с момента помещения ребенка в лечебное или социально-реабилитационное учреждение предоставляют проект организации индивидуальной профилактической работы с родителями.
2.5.4. Об отобрании ребенка у родителей органы опеки и попечительства, незамедлительно уведомляют прокурора и в течение 7-и дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении или ограничении родителей в родительских правах.
2.5.5. По истечении срока проведения социальной реабилитации несовершеннолетнего специалистами отдела опеки и попечительства управления образования проводится проверка целесообразности возвращения ребенка в семью:
- в случае положительной динамики в поведении родителей принимается решение о возвращении ребенка в семью. Данное решение согласовывается с заинтересованными органами (КДН и ЗП, иными субъектами профилактики). Информация о возвращении ребенка в семью передается в общеобразовательные учреждения по месту жительства ребенка, КДН и ЗП администрации города и в течение 6 месяцев все ведомства осуществляют контроль за данной семьей;
- при отсутствии положительной динамики в поведении родителей на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть рассмотрен вопрос о необходимости ограничения или лишения их родительских прав.
III. Заключительные положения
3.1. Порядок информирования о проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении в органах и учреждениях системы профилактики:
- субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (УТСЗН, ОДН ОМВД России, УО, УЗ) ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, которая фиксируется в журнале поступления информации (форма N 2);
- субъекты системы профилактики подают данные о несовершеннолетних и проведенной с ними индивидуальной профилактической работе в КДН и ЗП администрации города, на заседании которой подводятся итоги проделанной работы.
Управляющий делами администрации города |
С.В. Мищенко |
Форма N 1
к регламенту деятельности
субъектов системы профилактики
по выявлению, учету, организации
индивидуальной профилактической
работы с семьями, находящимися
в социально опасном положении
Примерная индивидуальная программа
комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении
N |
Направления |
Формы |
Исполнители |
Отметка об исполнении |
1. |
Контрольные посещения семьи |
По графику |
Все специалисты |
|
2. |
Психологическая и педагогическая помощь |
Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учебы, жительства; организация консультации психолога. Индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренингов, диагностика родительских отношений, коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения несовершеннолетних. |
|
|
3. |
Материальная помощь |
Единовременные денежные выплаты: по ходатайству КДН и ЗП; помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, предоставление социально-бытовых услуг и т.д. |
|
|
4. |
Трудоустройство родителей или несовершеннолетних детей |
Содействие в постановке на учет в центре занятости, в поиске подходящей (постоянной, временной) работы, направление на учебу |
|
|
5. |
Правовая защита |
Бесплатные юридические консультации, составление исковых заявлений в суд. Выступление в суде с исковыми требованиями по защите прав несовершеннолетних, членов социально-неблагополучных семей. |
|
|
6. |
Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних |
Предоставление бесплатных путевок в загородные лагеря; организация помощи в сборе документов на подтверждение льготной категории; проведение оздоровительных культурно-массовых и досуговых мероприятий |
|
|
7. |
Организация досуга несовершеннолетних |
Праздники, соревнования, дискотеки, турниры, походы, вовлечение в общественно-полезную деятельность (клубы, секции, кружки) |
|
|
8. |
Оказание медико-социальной помощи |
Содействие планированию и репродукции семьи, лечение от алкогольной и наркотической зависимости, профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, проведение медико-социального патронажа |
|
|
9. |
Работа с семьей, в которой проживают несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений |
Подготовка материалов для внесения представлений в КДН и ЗП; рассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или преступление; а также на родителей; принятие мер административного воздействия; контроль за поведением и выполнением решений КДНиЗП. |
|
|
Форма N 2
к регламенту деятельности
субъектов системы профилактики
по выявлению, учету, организации
индивидуальной профилактической
работы с семьями, находящимися
в социально опасном положении
Журнал
первичного учета семей, находящихся в социально опасном положении, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации ________________ г. Ессентуки
N |
Дата поступления сообщения |
От кого поступили сведения |
Ф.И.О. несовершеннолетних, родителей |
Род занятий детей и родителей |
Адрес |
Признаки неблагополучия |
Кому поручено провести обследование |
Дата поручения |
Дата предоставления акта обследования |
Дата направления информации в районную КДН и ЗП (прокуратуру, ОВД, учреждения соц. защиты) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 ноября 2013 г. N 2630 "Об утверждении регламента... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.