Распоряжение Правительства Ставропольского края
от 28 сентября 2018 г. N 402-рп
"О Программе консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы"
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и Соглашением от 12 февраля 2018 г. N 01-01-06/06-68 между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Ставропольского края о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ставропольского края:
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2018 г. N 137-рп "О некоторых мерах по реализации Соглашения от 12 февраля 2018 г. N 01-01-06/06-68 между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Ставропольского края о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ставропольского края"
1.1. Утвердить прилагаемую Программу консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы (далее - Программа).
1.2. Поручить органам исполнительной власти Ставропольского края, являющимся ответственными исполнителями мероприятий Программы:
1.2.1. Обеспечить выполнение мероприятий Программы в сроки, предусмотренные Программой.
1.2.2. Оказывать в пределах своих полномочий методическую и консультативную помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в части выполнения мероприятий Программы.
1.2.3. Ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство финансов Ставропольского края информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.
1.3. Установить, что руководители органов исполнительной власти Ставропольского края, являющихся ответственными исполнителями мероприятий Программы, несут персональную ответственность за выполнение мероприятий Программы.
1.4. Министерству финансов Ставропольского края обеспечить соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Ставропольского края, установленных Правительством Российской Федерации.
1.5. Рекомендовать:
1.5.1. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, являющимся ответственными исполнителями мероприятий Программы, представлять в министерство финансов Ставропольского края информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в сроки, предусмотренные подпунктом 1.2.3 настоящего распоряжения.
1.5.2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, являющимся ответственными исполнителями мероприятий Программы:
1.5.2.1. Разработать и утвердить программы оздоровления муниципальных финансов на 2018 - 2021 годы.
1.5.2.2. Ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство финансов Ставропольского края информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, а также информацию о реализации программ оздоровления муниципальных финансов на 2018 - 2021 годы.
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ставропольского края:
от 27 июня 2016 г. N 200-рп "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах";
от 30 марта 2017 г. N 62-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Великданя Н.Т., заместителя председателя Правительства Ставропольского края Афанасова Н.Н., заместителя председателя Правительства Ставропольского края Золотарева А.Е., заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А., заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В., заместителя председателя Правительства Ставропольского края Петрашова Р.Я. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Скворцова Ю.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 28 сентября 2018 г. N 402-рп
Программа
консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы
I. Общие положения
Программа консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы разработана в целях формирования бюджетной политики Ставропольского края, ориентированной на создание условий для эффективного управления государственными и муниципальными финансами, а также укрепления устойчивости бюджетной системы Ставропольского края.
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в сфере мобилизации доходов консолидированного бюджета Ставропольского края, оптимизации и приоритизации расходов бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края (далее соответственно - органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления края, консолидированный бюджет края, краевой бюджет, местные бюджеты), а также эффективного управления государственным долгом Ставропольского края и муниципальным долгом муниципальных образований Ставропольского края (далее соответственно - государственный долг, муниципальный долг, муниципальные образования края).
II. Характеристика текущей ситуации
Современное состояние бюджетной системы Ставропольского края оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, укреплением налогового потенциала и совершенствованием налогового администрирования, концентрацией финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития Ставропольского края, обеспечением эффективности управления государственным долгом, обеспечением сбалансированности краевого бюджета, а также содействием сбалансированности местных бюджетов.
Ключевые направления развития Ставропольского края в бюджетно-финансовой сфере определяются положениями основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Ставропольского края на соответствующие годы и задачами, определенными Программой повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 433-рп.
В 2013 - 2016 годах успешно реализован План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2013 - 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2013 г. N 397-рп.
С 2017 года реализуется План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края в 2017 - 2019 годах, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2016 г. N 200-рп.
Кроме того, исходя из приоритетов социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2021 года сформулированы задачи по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края, повышению качества управления государственными финансами Ставропольского края и муниципальными финансами, которые реализуются в рамках выполнения основных мероприятий государственной программы Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 550-п.
Мероприятия, направленные на обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений и повышение уровня собираемости платежей в краевой бюджет, являются приоритетными.
Министерством финансов Ставропольского края (далее - минфин края) совместно с органами местного самоуправления края ежемесячно проводится мониторинг поступления налогов в консолидированный бюджет края и во внебюджетные фонды по 350 крупнейшим налогоплательщикам.
С целью координации деятельности органов исполнительной власти края, направленной на обеспечение роста фактических поступлений в консолидированный бюджет края, ежеквартально проводятся заседания краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010 г. N 453-п. По результатам заседаний указанной краевой межведомственной комиссии определяются основные мероприятия, направленные на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета края.
По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Ставропольского края, выявлены 7 неэффективных льгот, отмена которых позволит привлечь в краевой бюджет 149,0 млн. рублей.
Проводится межрегиональный сравнительный анализ ставок по региональным налогам. В результате увеличения ставок по транспортному налогу и налогу на игорный бизнес дополнительные поступления составили 351,6 млн. рублей.
На территории Ставропольского края успешно реализуются принципы исчисления налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. С 01 января 2015 года Ставропольский край перешел на исчисление налога на имущество организаций в зависимости от кадастровой стоимости торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 кв. м и помещений в них, а также нежилых помещений общей площадью свыше 250 кв. м, предназначенных либо фактически используемых для размещения торговых объектов (далее - торговые объекты). С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сумма дополнительных поступлений в результате перехода на исчисление налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости составила 306,2 млн. рублей.
С 2016 года ежегодно устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края, в результате чего сумма дополнительных поступлений по налогу на доходы физических лиц составила 55,6 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25 ноября 2016 г. N 479-п "О внесении изменения в подпункт 1.2 постановления Правительства Ставропольского края от 24 марта 2009 г. N 91-п "Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края" размер части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в краевой бюджет, увеличен с 15 процентов в 2015 году до 75 процентов в 2017 году. Дополнительные поступления составили 50,2 млн. рублей.
В целях проведения мероприятий по легализации заработной платы проводятся заседания межведомственных комиссий по вопросам, касающимся увеличения роста доходов местных бюджетов и погашения недоимки. На заседания указанных межведомственных комиссий приглашаются организации, имеющие задолженность в бюджеты различных уровней по налогам и сборам, выплачивающие заработную плату ниже среднеотраслевой заработной платы по видам экономической деятельности, налоговые агенты, несвоевременно перечисляющие удержанный налог на доходы физических лиц.
В результате проведения мероприятий по легализации заработной платы, а также осуществления налоговыми органами комплекса контрольных мероприятий по взысканию задолженности по налогам и сборам сумма дополнительных поступлений в консолидированный бюджет края за период с 2015 года по 2017 год составила 3 002,6 млн. рублей.
Муниципальными образованиями края проводится работа по актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся на территории Ставропольского края. Так, за период с 2015 года по 2017 год подготовлено 8 443 постановления об отнесении земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения или категории населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования земельных участков, осуществлена актуализация 7 400 объектов недвижимого имущества, имеющих недостающие сведения об объектах недвижимого имущества.
Проводимые совместные мероприятия позволили обеспечить увеличение поступлений в консолидированный бюджет края по налоговым и неналоговым доходам за период с 2015 года по 2017 год на 3 915,2 млн. рублей. В целом объем фактических поступлений в консолидированный бюджет края по налоговым и неналоговым доходам за период с 2015 года по 2017 год увеличился на 14 898,1 млн. рублей или на 23,1 процента.
Информация об основных показателях исполнения краевого бюджета за 2015 - 2018 годы приведена в таблице.
Таблица
Информация об основных показателях исполнения краевого бюджета за 2015 - 2018 годы
(млн. рублей) | ||||
Наименование основного показателя |
Исполнение |
План на 2018 год |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
Доходы, всего |
75 477,8 |
82 406,9 |
94 871,1 |
100 880,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
46 584,5 |
54 282,4 |
60 430,2 |
60 823,6 |
безвозмездные поступления |
28 893,3 |
28 124,5 |
34 440,9 |
40 056,6 |
из них дотации |
12 452,9 |
13 975,6 |
18 169,9 |
25 248,3 |
Расходы, всего |
84 973,9 |
85 595,2 |
92 903,6 |
102 446,4 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-9 496,1 |
-3 188,3 |
1 967,5 |
-1 459,4 |
Объем государственного долга Ставропольского края |
34 631,1 |
38 951,5 |
36 856,0 |
33 626,2 |
Прирост как собственных доходных источников, так и безвозмездных поступлений был направлен на покрытие значительно возросших текущих расходов, в первую очередь - на оплату труда работников государственных учреждений Ставропольского края (далее - государственные учреждения края) и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные учреждения края), социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - ОМС неработающего населения).
При этом удалось снизить объем государственного долга и исполнить краевой бюджет в 2017 году с профицитом.
В современных экономических условиях при ограниченности доходных источников для реализации всех возложенных на субъекты Российской Федерации расходных обязательств социального характера проблема оптимизации расходов региональных бюджетов стоит особо остро.
В Ставропольском крае осуществляется планомерная работа по оптимизации системы и структуры органов государственной власти Ставропольского края. На постоянной основе проводится анализ функций, выполняемых органами исполнительной власти края, с целью выявления излишних дублирующих функций, а также структурно-штатный анализ обеспечения их деятельности. В результате органами исполнительной власти края функции, не отнесенные к их основному виду деятельности, переданы на исполнение подведомственным или специализированным организациям (на аутсорсинг). За период с 2010 года по 2015 год произошло сокращение численности работников органов исполнительной власти края на 177,0 штатной единицы.
С 2018 года реализуется централизованное обслуживание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Ставропольского края, в результате численность работников органов исполнительной власти края сокращена на 8,0 штатной единицы.
В целях совершенствования системы закупок для государственных и муниципальных нужд начиная с 2016 года органами государственной власти Ставропольского края утверждаются нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов Ставропольского края (включая подведомственные им учреждения), позволяющие обеспечить государственные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из ключевых задач, помимо сокращения расходов на содержание органов исполнительных власти края, остается проведение органами местного самоуправления края бюджетной политики, направленной на оптимизацию расходов, связанных с их содержанием. Для решения указанной задачи с 2010 года ежегодно Правительством Ставропольского края устанавливаются нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления края.
Установление в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления края явилось рычагом воздействия на органы местного самоуправления края в решении задачи оптимизации расходов на их содержание.
За период 2015 - 2017 годов количество органов местного самоуправления муниципальных образований края уменьшилось на 18,0 единицы, численность работников органов местного самоуправления края сократилась на 181,0 штатной единицы.
В целях оптимизации расходов и численности работников органов местного самоуправления края утверждена предельная штатная численность администраций городских округов Ставропольского края, образованных в 2017 году путем преобразования муниципальных образований края, в соответствии с которой численность работников органов местного самоуправления края за 2018 - 2020 годы сократится на 727,0 штатной единицы.
В Ставропольском крае проводится работа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе выделяемых на содержание сети государственных учреждений края и муниципальных учреждений края.
В 2009 - 2012 годах меры, направленные на оптимизацию и сокращение бюджетных расходов на содержание органов исполнительной власти края и сети государственных учреждений края, позволили сэкономить 207,0 млн. рублей бюджетных средств.
Поэтапная реализация мероприятий по оптимизации расходов краевого бюджета позволила сэкономить в 2014 - 2016 годах 168,4 млн. рублей, в 2017 году - 44,6 млн. рублей.
Кроме того, в рамках соглашений об обеспечении достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных учреждений края (муниципальных учреждений края), установленных региональными "дорожными картами" в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты, заключенных органами исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти, с 2014 года по 2017 год сэкономлено 1 068,6 млн. рублей, основная доля из которых 85,4 процента приходится на сферу образования, 7,7 процента - на сферу социальной защиты населения, 5,9 процента и 1,0 процента - соответственно на здравоохранение и культуру.
Также проведены мероприятия по реорганизации ряда государственных учреждений края (в основном в сферах образования, культуры и здравоохранения) путем присоединения "мелких" организаций к более "крупным" и создания филиальной сети.
Разработан комплекс мер по повышению эффективности предоставления средств государственным бюджетным учреждениям Ставропольского края и государственным автономным учреждениям Ставропольского края. Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 29 июля 2011 г. N 301-п "О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Ставропольского края" начиная с 2016 года объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий рассчитывается по единой методике на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (затрат на выполнение работ), в соответствии с которой органами исполнительной власти края, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений края, разработаны и утверждены значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, затрат на выполнение государственных работ.
Приняты иные меры по оптимизации бюджетных расходов, в том числе минимизированы затраты на проведение массовых и иных мероприятий, установлен запрет на использование экономии по результатам проведения закупочных процедур, проведено сокращение расходов на материальные затраты государственных учреждений края, реализована практика включения в порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания правил и сроков возврата субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного задания, которые не были достигнуты.
В 2018 году в Ставропольском крае функционирует 2 787 государственных учреждений края и муниципальных учреждений края с приростом к показателю 2012 года на 44,0 единицы, фактическая же численность работников данных учреждений сократилась по сравнению с 2012 годом на 16,9 тыс. человек и составляет 170,4 тыс. человек.
Помимо оптимизации бюджетной сети важным направлением работы на период действия настоящей Программы является проведение инвентаризации государственного и муниципального имущества Ставропольского края, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями края и муниципальными учреждениями края (далее - государственное и муниципальное имущество края), на предмет эффективного его использования.
Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества края должно осуществляться за счет продажи, сдачи в аренду, консервации неиспользуемого имущества.
В Ставропольском крае существенно выросли "социальные расходы". В 2017 году удельный вес расходов консолидированного бюджета края на социальное обеспечение в общем объеме расходов консолидированного бюджета края составил 15,6 процента, при среднероссийском значении - 12,1 процента. Объем расходов краевого бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Ставропольского края (далее - региональные меры социальной поддержки), с 2010 года по 2017 год увеличен более чем на 30,0 процента (с 7 210,0 млн. рублей до 10 572,7 млн. рублей).
По состоянию на 01 января 2018 года численность граждан, получающих региональные меры социальной поддержки, составляет 1 034,8 тыс. человек или более 30,0 процента от общей численности населения Ставропольского края. Таким образом, каждый третий житель Ставропольского края является получателем региональных мер социальной поддержки. Число нетрудоспособных граждан на 1 000 человек трудоспособных возросло с 635 человек (2010 год) до 732 человек (2016 год). При этом современная демографическая ситуация в Ставропольском крае прогнозируется с учетом динамичного увеличения доли граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, что приведет к дальнейшему ежегодному увеличению расходов краевого бюджета на предоставление региональных мер социальной поддержки.
С 2015 года в Ставропольском крае организована работа по оптимизации расходов краевого бюджета, предусмотренных на выплату региональных мер социальной поддержки, а также по переходу на предоставление их на основе принципа адресности и с учетом нуждаемости.
В 2015 - 2016 годах были внесены изменения в 16 законов Ставропольского края, что привело к экономии средств краевого бюджета в 2016 году в размере более 770,0 млн, рублей.
В частности, были изменены следующие положения законодательных актов Ставропольского края:
увеличен краевой стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 15 процентов до 22 процентов;
отменена выплата материнского (семейного капитала) за счет средств краевого бюджета;
"ужесточены" условия присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края".
Одним из важнейших направлений современной системы социальной поддержки граждан в Ставропольском крае является дифференциация подходов к предоставлению региональных мер социальной поддержки, учитывающая особенности контингентов получателей данных мер, в том числе:
категориальный подход;
адресный подход, при котором социальная поддержка гражданам (семьям) предоставляется с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности.
До 2014 года наблюдался ежегодный прирост численности неработающего населения в Ставропольском крае, учитываемой при расчете страховых взносов на ОМС неработающего населения, и соответственно увеличение расходов краевого бюджета на осуществление обязательства по уплате страховых взносов с учетом требований Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В связи с этим Правительством Ставропольского края была проведена системная работа по инвентаризации численности неработающего населения Ставропольского края, учитываемой при расчете страховых взносов на ОМС неработающего населения, путем поэтапной сверки данных с государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, Управлением Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. В результате к 2015 году численность неработающего населения Ставропольского края, учитываемая при расчете страховых взносов на ОМС неработающего населения, снизилась более чем на 109 тыс. человек (на 6,0 процента) и составила 1 824 329 человек. Одновременно с этим в 2015 году тариф страхового взноса на ОМС неработающего населения был проиндексирован на 11,0 процента.
Таким образом, нагрузка на краевой бюджет по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения не сократилась, а наоборот возросла (в 2015 году на указанные цели дополнительно из краевого бюджета было направлено 2,4 млрд. рублей, объем расходов краевого бюджета по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения составил 11,5 млрд. рублей).
Кроме того, при расчете тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения в 2018 году в соответствии с федеральным законодательством применен коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг. Таким образом, объем расходов краевого бюджета по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения составил 12,5 млрд. рублей или 61,5 процента от общих расходов краевого бюджета, направляемых на здравоохранение.
Несмотря на проводимые мероприятия по оптимизации расходов краевого бюджета в сфере здравоохранения, сохраняется дефицит Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов за счет средств краевого бюджета, который в 2018 году составляет 4 250,2 млн. рублей.
Основной задачей в данном направлении является сокращение численности неработающего населения в Ставропольском крае, в том числе безработных граждан, и, как следствие, оптимизация расходов краевого бюджета по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения.
В Ставропольском крае последовательно осуществляются меры по оптимизации расходов краевого бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ставропольского края.
В рамках совершенствования правового регулирования в 2016 - 2017 годах были внесены изменения в законодательство Ставропольского края в части отмены положений, предусматривающих предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Ставропольского края, 11 видов субсидий.
Проводится работа по совершенствованию порядков предоставления из краевого бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Ставропольского края, с установлением в качестве обязательного условия их предоставления - отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Расходование средств дорожного фонда Ставропольского края (далее - дорожный фонд края) осуществляется на мероприятия, направленные на поэтапное развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также местного значения в Ставропольском крае и поддержание их в состоянии, соответствующем нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.
Анализ использования бюджетных ассигнований дорожного фонда края в 2015 - 2017 годах показывает ежегодный рост остатков бюджетных ассигнований, не использованных в соответствующем финансовом году. Так, объем не использованных средств по состоянию на 01 января 2016 года составил 213,8 млн. рублей или 3,3 процента от общего объема дорожного фонда края на 2015 год, на 01 января 2017 года - 836,4 млн. рублей или 11,1 процента от общего объема дорожного фонда края на 2016 год, на 01 января 2018 года - 1 724,4 млн. рублей или 18,2 процента от общего объема дорожного фонда края на 2017 год.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации неиспользованные остатки средств дорожного фонда края в полном объеме направляются на увеличение дорожного фонда края в очередном финансовом году.
В целях повышения качества планирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда края, включая сокращение объема остатков средств дорожного фонда края, не использованных по состоянию на 31 декабря соответствующего финансового года, необходимо обеспечить:
точность планирования прогноза поступлений администрируемых доходов при прогнозировании перспектив развития сети автомобильных дорог;
повышение финансовой дисциплины в части использования средств дорожного фонда края в полном объеме.
Одной из мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных ассигнований дорожного фонда края, является распределение субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям края из дорожного фонда края, законом Ставропольского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
По состоянию на 31 декабря 2017 года общий объем произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства за счет средств консолидированного бюджета края составил 21 006,4 млн. рублей.
Анализ показал, что значительное количество объектов незавершенного строительства, состоящих на балансе отдельных главных распорядителей средств краевого бюджета, числится в составе незавершенного строительства в течение длительного периода. Так, на балансе министерства строительства и архитектуры Ставропольского края находятся 10 объектов незавершенного строительства, строительство которых начато в 1990 - 2005 годах (сумма произведенных капитальных вложений в указанные объекты незавершенного строительства составила 4 212,1 млн. рублей), на балансе министерства природных ресурсов и окружающей среды Ставропольского края - 10 объектов незавершенного строительства, строительство которых начато в 1992 - 2007 годах (сумма произведенных капитальных вложений в указанные объекты незавершенного строительства составила 2 454,5 млн. рублей), на балансе министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края - 2 объекта незавершенного строительства, строительство которых начато в 1999 году и 2002 году (сумма произведенных капитальных вложений в указанные объекты незавершенного строительства составила 15,9 млн. рублей).
Объекты незавершенного строительства, в основном коммунальной инфраструктуры, имеются и в муниципальных образованиях края.
Комплексное решение проблемы необходимо разделить на следующие основные составляющие:
дальнейшее использование либо ликвидация и (или) списание финансовых средств в виде произведенных капитальных вложений в объекты незавершенного строительства;
предотвращение появления новых объектов незавершенного строительства.
Решению проблемы будет способствовать выполнение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию инвестиционных расходов. Прежде всего, для определения дальнейшего направления использования объектов незавершенного строительства необходимо провести их инвентаризацию, в процессе которой будет выявлено фактическое состояние конструктивных элементов, степень готовности, а также совокупность износа объекта незавершенного строительства, потенциал земельного участка, на котором располагается объект незавершенного строительства.
Анализ результатов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд показал, что проведение совместных конкурсов или аукционов является эффективным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение часто покупаемых товаров, работ, услуг. Проведение совместных конкурсов и аукционов при наличии у двух и более заказчиков потребностей в небольших объемах одних и тех же товаров, работ, услуг ведет в целом к увеличению объемов приобретаемых товаров, работ, услуг, что, в свою очередь, привлекает к участию в совместных конкурсах или аукционах крупных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), готовых предложить более выгодную цену контракта.
При проведении совместных аукционов наблюдается конкуренция между участниками закупок в среднем в 2 раза выше по сравнению с другими конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что приводит к выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
За 2017 год государственными заказчиками Ставропольского края проведен 31 совместный конкурс или аукцион на сумму 267,6 млн. рублей. Экономия средств краевого бюджета по результатам заключения контрактов составила 14,9 млн. рублей или 7,5 процента. При этом при проведении других конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме экономия по результатам заключения контрактов составила около 5,0 процента.
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 октября 2017 г. N 308-рп "Об автоматизации закупок товаров, работ, услуг малого объема для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" в целях совершенствования, обеспечения гласности и прозрачности закупок товаров, работ, услуг в Ставропольском крае с 01 января 2018 года для государственных заказчиков Ставропольского края введена в эксплуатацию электронная торговая система для автоматизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, осуществляемых у единственного поставщика, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - электронный магазин, закупки малого объема).
Внедрение электронного магазина при проведении закупок малого объема способствует развитию добросовестной конкуренции, расширению возможности участия малого и среднего бизнеса в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, предотвращению коррупции, а также более эффективному расходованию бюджетных средств.
Так, за первое полугодие функционирования электронного магазина государственными заказчиками Ставропольского края заключено более 7 500 контрактов на сумму 471,0 млн. рублей. По результатам проведенных закупок государственные заказчики Ставропольского края получили экономию денежных средств в размере 18,5 млн. рублей. При этом до внедрения электронного магазина при проведении закупок малого объема экономия денежных средств отсутствовала.
В Ставропольском крае в целях оптимизации бюджетных расходов и реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета с 2015 года проводится работа по централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности государственных учреждений края и муниципальных учреждений края.
На краевом уровне в 2017 году создано две централизованных бухгалтерии, в которых обслуживаются 54 учреждения краевого уровня, что составляет 10,9 процента от общего количества государственных учреждений края.
На муниципальном уровне за период 2015 - 2017 годов в 34 муниципальных образованиях края созданы межведомственные и ведомственные централизованные бухгалтерии, в которых обслуживаются 1 950 учреждений из 3 046 учреждений муниципального уровня. Доля муниципальных учреждений края, для которых осуществлена централизация ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности муниципальных учреждений края, составляет 64,1 процента. Сокращено 597,4 штатной единицы.
Общий экономический эффект от централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета составил 173,4 млн. рублей за счет сокращения затрат путем оптимизации численности работников, а также уменьшения расходов на оплату услуг консультантов, поддержку и эксплуатацию информационных систем.
Кроме того, централизация ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственных учреждений края и муниципальных учреждений края в Ставропольском крае позволила:
повысить качество ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственных учреждений края и муниципальных учреждений края на основе единой методологии и унификации операций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета;
автоматизировать ведение бюджетного (бухгалтерского) учета на основе современных программ и технологий, в том числе внедрения электронного (безбумажного) документооборота;
повысить прозрачность учетных процессов.
На муниципальном уровне передача функций по бухгалтерскому и бюджетному учету из администраций поселений муниципальных образований края в органы местного самоуправления муниципальных районов Ставропольского края также имеет положительную практическую реализацию в Ставропольском крае. Из 409 учреждений поселений муниципальных образований края 33 учреждения в настоящее время обслуживаются в централизованных бухгалтериях муниципальных районов Ставропольского края.
Работа в данном направлении будет продолжена.
В области повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам осуществляются следующие меры:
в 2017 году внесены изменения в Закон Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", предусматривающие применение корректирующих коэффициентов при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - стимулирующая составляющая). Расчет стимулирующей составляющей предусматривает использование среднекраевых темпов роста налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по муниципальным образованиям края, обеспечившим более высокие темпы роста по данному налогу, что способствует повышению заинтересованности муниципальных образований края в увеличении налогового потенциала территорий;
реализована и будет продолжена практика заключения между минфином края и органами местного самоуправления края соглашений об условиях предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных статьями 8, 9 и 12 Закона Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", предусматривающих обязательства муниципальных образований края по достижению определенных показателей социально-экономического развития муниципальных образований края и устанавливающих ответственность за невыполнение муниципальными образованиями края таких обязательств;
реализована и будет продолжена практика предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты;
установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам;
утверждены единые условия и подходы к расчетам размера мер финансовой ответственности муниципальных образований края в случае невыполнения ими условий предоставления субсидий, включая увеличение срока исполнения бюджетной меры принуждения;
ведется реестр соглашений о предоставлении субсидий муниципальным образованиям края, заключаемых между органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края.
По состоянию на 01 января 2018 года объем просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета края составил 350,2 млн. рублей или 0,2 процента к объему расходов консолидированного бюджета края, в том числе краевого бюджета - 98,2 млн. рублей или 0,1 процента к объему расходов краевого бюджета.
В целях сокращения указанной просроченной кредиторской задолженности распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 февраля 2018 г. N 75-рп "О мерах по погашению кредиторской задолженности органов исполнительной власти Ставропольского края и подведомственных им государственных учреждений Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, сложившейся по состоянию на 01 января 2018 года" утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по погашению кредиторской задолженности органов исполнительной власти Ставропольского края и подведомственных им государственных учреждений Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, сложившейся по состоянию на 01 января 2018 года. Аналогичные планы мероприятий с графиками погашения кредиторской задолженности утверждены руководителями органов исполнительной власти края и главами муниципальных образований края, имеющих просроченную кредиторскую задолженность.
Кроме того, в целях осуществления мониторинга и контроля за размером просроченной кредиторской задолженности и своевременностью оплаты обязательств по государственным и муниципальным контрактам приказом минфина края от 25 декабря 2017 г. N 401 "О сроках представления годовой бюджетной отчетности и сводной годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год, месячной, квартальной бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности в 2018 году" в состав ежемесячной отчетности включены дополнительные формы отчетности: "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" и "Информация об обязательствах по контрактам, исполненным, но неоплаченным в установленные сроки".
Государственный долг по итогам 2016 года достиг максимального значения и составил 38 951,5 млн. рублей или 71,8 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета за 2016 год. По итогам 2017 года государственный долг снизился до 36 856,0 млн. рублей и составил 61,0 процента к объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета за 2017 год, что на 10,8 процента ниже данного соотношения по итогам 2016 года.
Ежегодное поэтапное снижение уровня государственного долга, в том числе по коммерческим заимствованиям по отношению к налоговым и неналоговым доходам краевого бюджета, является основным условием проведения Министерством финансов Российской Федерации реструктуризации задолженности краевого бюджета на 7 лет по предоставленным в 2015 - 2017 годах из федерального бюджета бюджетным кредитам для частичного покрытия дефицита краевого бюджета на общую сумму 15 729,1 млн. рублей.
Одним из направлений оптимизации расходов краевого бюджета стало сокращение расходов по обслуживанию государственного долга путем осуществления следующих мероприятий:
ежегодное привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета под 0,1 процента годовых из федерального бюджета в целях сокращения сроков пользования заемными средствами кредитных организаций;
привлечение в 2015 - 2017 годах из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета на общую сумму 15 729,1 млн. рублей под 0,1 процента годовых в целях замещения коммерческих заимствований;
ежегодное временное заимствование свободных средств бюджетных (автономных) учреждений в целях сокращения сроков пользования заемными средствами кредитных организаций;
мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях рефинансирования имеющихся долговых обязательств (вновь объявленные аукционы позволили снизить процентные ставки по кредитам с 14,0 процента до 8,8 процента годовых и расторгнуть прежние государственные контракты).
Проведенные в 2015 - 2017 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 1 524,4 млн. рублей.
Замещение коммерческих заимствований бюджетными кредитами из федерального бюджета способствовало значительному снижению доли кредитов кредитных организаций и государственных облигаций Ставропольского края в составе государственного долга с 70,6 процента в 2015 году до 54,3 процента в 2017 году в общей сумме долговых обязательств.
Государственные гарантии Ставропольского края в 2015 - 2017 годах не предоставлялись. Средства краевого бюджета на исполнение обязательств по ранее предоставленным государственным гарантиям Ставропольского края не направлялись.
В целях снижения рисков рефинансирования долговых обязательств Ставропольского края и диверсификации инструментов финансирования дефицита краевого бюджета привлечение заемных средств осуществляется в виде государственных облигаций Ставропольского края. В 2016 году выпущен третий облигационный займ в объеме 4 800,0 млн. рублей со сроком обращения 7 лет.
В составе структуры государственного долга присутствуют только среднесрочные и долгосрочные заимствования.
Ставропольскому краю в истекшем периоде присвоены долгосрочные кредитные рейтинги по национальной шкале на уровне "ruBBB+" и по международной шкале на уровне "BB" с прогнозом "Стабильный".
В дальнейшем будут приниматься меры, направленные на сохранение объема государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение уровня долговой устойчивости Ставропольского края в группе средней долговой устойчивости.
Долговая устойчивость Ставропольского края обеспечивается также долговой устойчивостью муниципальных образований края. При этом анализ отчетов исполнения местных бюджетов, имеющих в составе долговых обязательств кредиты кредитных организаций, показал, что муниципальный долг в 2017 году увеличился на 70,8 процента по отношению к 2015 году (с 1 670,0 млн. рублей в 2015 году до 2 852,7 млн. рублей в 2017 году). Расходы муниципальных образований края на обслуживание муниципального долга за этот же период возросли более чем в два раза.
По итогам 2017 года в структуре муниципального долга кредиты кредитных организаций составляют более 95,0 процента в общем объеме долговых обязательств муниципальных образований края. Дальнейшее формирование местных бюджетов с дефицитом создает предпосылки неисполнения органами местного самоуправления края своих обязательств, в том числе перед кредиторами.
С целью сокращения объемов муниципального долга планируется разработать комплекс мер стимулирования и поддержки органов местного самоуправления края, направленных на замещение кредитов кредитных организаций, входящих в состав долговых обязательств муниципальных образований края, бюджетными кредитами из краевого бюджета сроком до трех лет.
III. Цели и задачи настоящей Программы
Цели настоящей Программы:
улучшение состояния бюджетной системы Ставропольского края и оздоровление государственных и муниципальных финансов Ставропольского края;
эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Ставропольского края;
сокращение долговой нагрузки на краевой бюджет и местные бюджеты.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи настоящей Программы:
сохранение устойчивости бюджетной системы Ставропольского края и обеспечение сбалансированности краевого бюджета и местных бюджетов;
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края;
реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;
повышение эффективности управления государственным долгом и муниципальным долгом, сокращение расходов на их обслуживание.
IV. Мероприятия настоящей Программы
Реализация целей и задач настоящей Программы будет осуществляться посредством выполнения мероприятий Программы по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы, указанных в приложении к настоящей Программе.
V. Ожидаемые результаты реализации настоящей Программы
Реализация настоящей Программы позволит:
укрепить устойчивость бюджетной системы Ставропольского края;
повысить качество управления государственными и муниципальными финансами Ставропольского края, эффективность и результативность бюджетных расходов;
обеспечить сокращение долговой нагрузки на краевой бюджет и местные бюджеты.
VI. Анализ рисков реализации настоящей Программы
К основным рискам реализации настоящей Программы относятся:
1. В сфере формирования доходов консолидированного бюджета края:
изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации;
риск негативного изменения экономической ситуации в течение бюджетного года;
наличие неформальной экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса и "теневой" заработной платы;
неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;
риски, связанные с недостижением запланированных на уровне выше среднероссийских темпов роста налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета;
риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
2. В сфере формирования расходов консолидированного бюджета края:
риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств нижестоящих уровней, в том числе в части увеличения расходов на меры социальной поддержки;
риски, обусловленные неблагоприятными изменениями основных макроэкономических показателей Ставропольского края, включая и негативные изменения демографической ситуации в Ставропольском крае;
риски усиления социальной напряженности;
риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форсмажорного характера.
3. В сфере управления государственным долгом и муниципальным долгом:
риск рефинансирования долговых обязательств - риск невозможности осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований - риск возникновения непредвиденных расходов краевого бюджета и местных бюджетов, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга и муниципального долга, и невозможности обеспечения выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении краевому бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета, заключенных в 2017 году Правительством Ставропольского края с Министерством финансов Российской Федерации, в части осуществления заимствований исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;
риск снижения ликвидности рынка заимствований - риск неполучения денежных средств на финансирование дефицита краевого бюджета и местных бюджетов и погашение долговых обязательств Ставропольского края, связанный с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Приложение
к Программе консолидации
бюджетных средств в целях
оздоровления государственных
финансов Ставропольского края
на 2018 - 2021 годы
Мероприятия Программы консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2021 годы
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Целевой показатель |
Единица измерения |
Значение целевого показателя (экономический эффект) (1) |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
I. Мероприятия, направленные на увеличение роста доходов консолидированного бюджета Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет края) |
||||||||
1. |
Проведение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Мониторинга налоговых ставок по региональным налогам, установленных в субъектах Российской Федерации |
министерство финансов Ставропольского края (далее - минфин края) |
ежегодно, до 01 июля |
подготовка информационно-аналитической справки о мониторинге налоговых ставок по региональным налогам, установленных в субъектах Российской Федерации |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
1.2. |
Оценки эффективности льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Ставропольского края (далее соответственно - муниципальные образования края, оценка эффективности льгот по местным налогам) |
органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края) (по согласованию) |
ежегодно, до 01 августа |
подготовка сводных результатов оценки эффективности льгот по местным налогам |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
1.3. |
Оценки эффективности льгот по налогу на прибыль организаций и региональным налогам, предоставленных в соответствии с законодательством Ставропольского края |
министерство экономического развития Ставропольского края; минфин края |
ежегодно, до 01 августа |
подготовка сводных результатов оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством Ставропольского края организациям, осуществляющим деятельность на территории Ставропольского края, и аналитической записки об оценке эффективности налоговых льгот в разрезе налогов и категорий налогоплательщиков |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
1.4. |
Мероприятий по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края подлежат отнесению к государственной собственности Ставропольского края и муниципальной собственности муниципальных образований края, а также на земельные участки, собственность на которые не разграничена, в целях вовлечения данных объектов недвижимого имущества в хозяйственный оборот |
министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - минимущество края); органы местного самоуправления края (по согласованию) |
ежегодно |
дополнительные поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
21,00 |
25,00 |
30,00 |
33,00 |
1.5. |
Мероприятий по взысканию задолженности по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, и рассмотрение возможности ее погашения в досудебном порядке |
минимущество края |
ежегодно |
дополнительные поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
5,00 |
7,00 |
10,00 |
12,00 |
1.6. |
Мероприятий, направленных на актуализацию сведений об объектах недвижимого имущества, в том числе земельных участках, находящихся на территории Ставропольского края, с целью исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога |
Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС России по краю) (по согласованию); Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (по согласованию); минимущество края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
ежегодно |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
3,50 |
6,00 |
8,00 |
10,00 |
1.7. |
Мероприятий по легализации "теневой" заработной платы |
органы местного самоуправления края (по согласованию) |
ежегодно |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
100,00 |
200,00 |
300,00 |
400,00 |
1.8. |
Информационно-разъяснительной работы с плательщиками платы за пользование курортной инфраструктурой на территории отдельных муниципальных образований края о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае |
министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края |
ежегодно |
реализация на территории городов-курортов Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуки эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
1.9. |
Мероприятий по актуализации перечня объектов недвижимого имущества (торговых объектов), налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость |
минимущество края |
2020 - 2021 годы |
дополнительные поступления налоговых доходов в бюджет Ставропольского края (далее - краевой бюджет) |
млн. рублей |
0,00 |
0,00 |
18,00 |
36,00 |
2. |
Разработка и представление в Правительство Ставропольского края для одобрения и последующего внесения в Думу Ставропольского края: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проекта закона Ставропольского края "О внесении изменения в статью 2.1 Закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", предусматривающего отмену льготы по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, находящихся в собственности Ставропольского края |
минфин края |
до 01 октября 2018 года (2) |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края (в результате принятия Думой Ставропольского края Закона Ставропольского края "О внесении изменения в статью 2.1 Закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", предусматривающего отмену льготы по налогу на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, находящихся в собственности Ставропольского края) |
млн. рублей |
0,00 |
335,00 |
335,00 |
335,00 |
|
проекта закона Ставропольского края "О внесении изменения в статью 1 Закона Ставропольского края "О транспортном налоге", предусматривающего увеличение на территории Ставропольского края размера ставок транспортного налога для автобусов и автомобилей грузовых |
минфин края |
до 01 октября 2018 года (2) |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края (в результате принятия Думой Ставропольского края Закона Ставропольского края "О внесении изменения в статью 1 Закона Ставропольского края "О транспортном налоге", предусматривающего увеличение на территории Ставропольского края размера ставок транспортного налога для автобусов и автомобилей грузовых) |
млн. рублей |
0,00 |
77,00 |
215,00 |
215,00 |
|
проекта закона Ставропольского края "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края" |
министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - минсоцзащиты края) |
ежегодно |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
2,10 |
4,20 |
6,30 |
8,40 |
3. |
Обеспечение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Снижения недоимки по налогам и сборам, зачисляемым в консолидированный бюджет края, не менее чем на 10,00 процента |
УФНС России по краю (по согласованию) |
ежегодно |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
300,00 |
650,00 |
1 000,00 |
1 350,00 |
3.2. |
Взыскания доначисленных сумм налогов и других обязательных платежей по результатам проведенных налоговых проверок не ниже 55,00 процента |
УФНС России по краю (по согласованию) |
ежегодно |
дополнительные поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет края |
млн. рублей |
600,00 |
1 260,00 |
1 920,00 |
2 580,00 |
4. |
Проведение заседаний краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов (3) |
минфин края |
ежегодно |
выработка предложений, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
|
Итого по разделу I |
|
|
|
млн. рублей |
1 031,60 |
2 564,20 |
3 842,30 |
4 979,40 |
II. Мероприятия по оптимизации расходов консолидированного бюджета края | |||||||||
5. |
Обеспечение соблюдения установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Ставропольского края |
минфин края |
постоянно |
непревышение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Ставропольского края |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
6. |
Установление нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований края |
минфин края |
ежегодно, до 01 января |
принятие постановления Правительства Ставропольского края, предусматривающего утверждение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
7. |
Проведение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1. |
Мероприятий по ликвидации государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом (смешанный) N 16 имени М.Н. Покровского" |
министерство образования Ставропольского края (далее - минобразования края) |
2018 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
2,44 |
2,44 |
2,44 |
2,44 |
7.2. |
Мероприятий по передаче в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" котельной, закрепленной за государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Железноводский художественно-строительный техникум" на праве оперативного управления |
минобразования края |
2019 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,00 |
0,00 |
1,97 |
1,97 |
8. |
Осуществление мероприятий по сокращению численности среднего медицинского персонала государственных организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, подведомственных минсоцзащиты края (далее - организации социального обслуживания населения), на 72,50 единицы |
минсоцзащиты края |
2018 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
26,34 |
26,34 |
26,34 |
26,34 |
9. |
Осуществление организационно-штатных мероприятий по приведению в соответствие должностных инструкций работников организаций социального обслуживания населения с профессиональными стандартами "Социальный работник" и "Специалист по социальной работе" |
минсоцзащиты края |
2018 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
7,46 |
7,46 |
7,46 |
7,46 |
10. |
Разработка проекта закона Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об образовании", предусматривающего предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Ставропольского края с учетом критериев нуждаемости, и внесение его в установленном порядке для одобрения в Правительство Ставропольского края |
минобразования края |
2019 год |
сокращение расходов краевого бюджета (в результате принятия Думой Ставропольского края Закона Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об образовании", предусматривающего предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Ставропольского края с учетом критериев нуждаемости) |
млн. рублей |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
11. |
Осуществление мероприятий по сокращению численности административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных и муниципальных учреждений образования и культуры Ставропольского края |
министерство культуры Ставропольского края (далее - минкультуры края); минобразования края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
2019 - 2020 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,00 |
2,50 |
2,50 |
2,50 |
12. |
Выявление объектов основных средств, находящихся на балансе государственных учреждений Ставропольского края, которые не соответствуют критериям актива, и списание указанных объектов основных средств |
минкультуры края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,19 |
0,48 |
0,51 |
0,54 |
|
|
минобразования края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,78 |
2,40 |
4,22 |
6,04 |
|
|
минсоцзащиты края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,04 |
0,09 |
0,11 |
0,17 |
13. |
Осуществление мероприятий, направленных на увеличение доходов от оказания платных услуг и прочих безвозмездных поступлений государственных учреждений Ставропольского края |
министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - минздрав края) |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,00 |
262,02 |
550,24 |
867,28 |
|
|
минкультуры края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
1,53 |
1,63 |
1,68 |
1,72 |
|
|
минобразования края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
|
|
минсоцзащиты края |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
12,00 |
24,00 |
36,00 |
48,00 |
14. |
Осуществление мероприятий по сокращению количества объектов незавершенного строительства, сроки завершения которых превысили плановые или строительство которых прекращено |
министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; органы исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) |
ежегодно |
доля объектов незавершенного строительства, сроки завершения которых превысили плановые или строительство которых прекращено, в общем количестве объектов незавершенного строительства |
процентов |
- |
- |
<40,00 |
<30,00 |
15. |
Проведение совместных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
минздрав края; минобразования края; минсоцзащиты края; комитет Ставропольского края по государственным закупкам (далее - комитет края по закупкам); органы местного самоуправления края (по согласованию) |
2018 - 2021 годы |
экономия бюджетных средств консолидированного бюджета края |
млн. рублей |
5,00 |
10,00 |
20,00 |
30,00 |
16. |
Развитие электронной торговой системы для автоматизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, осуществляемых у единственного поставщика, предусмотренных пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
комитет края по закупкам |
2018 - 2021 годы |
экономия средств краевого бюджета |
млн. рублей |
25,00 |
30,00 |
33,00 |
35,00 |
17. |
Осуществление мероприятий по передаче централизованным бухгалтериям краевого и муниципального уровней функций ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственных и муниципальных учреждений Ставропольского края |
органы исполнительной власти края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
2018 - 2021 годы |
сокращение расходов консолидированного бюджета края |
млн. рублей |
50,54 |
57,94 |
69,44 |
86,94 |
18. |
Разработка и утверждение планов мероприятий по погашению просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся на 01 января отчетного года |
органы исполнительной власти края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
ежегодно |
нормативные акты органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
19. |
Согласование с органами местного самоуправления края вопроса о передаче жилых объектов недвижимости, находящихся на праве оперативного управления государственными профессиональными образовательными организациями Ставропольского края, в муниципальную собственность муниципальных образований края |
минобразования края; министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
2020 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3,51 |
20. |
Осуществление мероприятий по передаче муниципальных учреждений - центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи как имущественных комплексов из муниципальной собственности муниципальных образований края в государственную собственность Ставропольского края в целях дальнейшей их реорганизации путем слияния в государственное учреждение Ставропольского края |
минобразования края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
2021 год |
сокращение расходов краевого бюджета |
млн. рублей |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,16 |
|
Итого по разделу II |
|
|
|
млн. рублей |
141,82 |
438,30 |
767,41 |
1 132,07 |
III. Сокращение государственного долга Ставропольского края и расходов по обслуживанию государственного долга Ставропольского края | |||||||||
21. |
Обеспечение размера дефицита краевого бюджета на уровне не более 10,00 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
минфин края |
2018 - 2021 годы |
отношение дефицита краевого бюджета к сумме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году |
процентов |
не более 10,00 (4) |
не более 10,00 (4) |
не более 10,00 (4) |
не более 10,00 (4) |
22. |
Привлечение временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков пользования заемными средствами кредитных организаций |
минфин края |
ежегодно |
сокращение расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края |
млн. рублей |
130,00 (5) |
130,00 (5) |
130,00 (5) |
130,00 (5) |
23. |
Привлечение из федерального бюджета краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета под 0,10 процента годовых в целях сокращения сроков пользования заемными средствами кредитных организаций |
минфин края |
ежегодно |
сокращение расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края |
млн. рублей |
410,00 (6) |
410,00 (6) |
410,00 (6) |
410,00 (6) |
24. |
Мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях рефинансирования заимствований на уровне ключевой ставки Центрального Банка России, увеличенной на 1,00 процента годовых |
минфин края |
ежегодно |
размер процентной ставки по заемным средствам кредитных организаций |
процентов |
ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1,00 процента годовых |
ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1,00 процента годовых |
ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1,00 процента годовых |
ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1,00 процента годовых |
25. |
Сокращение объема государственного долга Ставропольского края по отношению к годовому объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году |
минфин края |
ежегодно |
отношение объема государственного долга Ставропольского края по государственным ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций к годовому объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году |
процентов |
64,00 |
61,00 |
58,00 |
52,00 |
26. |
Сокращение объема государственного долга Ставропольского края по государственным ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций по отношению к годовому объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году |
минфин края |
ежегодно |
отношение объема государственного долга Ставропольского края по государственным ценным бумагам и кредитам от кредитных организаций к годовому объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году |
процентов |
37,00 |
37,00 |
37,00 |
37,00 |
|
Итого по разделу III |
|
|
|
млн. рублей |
540,00 |
540,00 |
540,00 |
540,00 |
|
Всего |
|
|
|
млн. рублей |
1 713,42 |
3 542,50 |
5 149,71 |
6 651,47 |
__________________________________________
(1) Экономический эффект в денежном выражении отражает рост доходов (экономию расходов) к уровню 2017 года.
(2) Мероприятие выполнено.
(3) Образована постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010 г. N 453-п "О краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов".
(4) Значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Ставропольского края.
(5) Ежегодная экономия расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края учитывается при формировании краевого бюджета из расчета привлечения временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в объеме 2 000,00 млн. рублей сроком до 300 дней в соответствующем финансовом году по ставке 8,25 процента годовых.
(6) Ежегодная экономия расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края учитывается при формировании краевого бюджета из расчета привлечения из федерального бюджета краткосрочных бюджетных кредитов в объеме 7 000,00 млн. рублей сроком до 260 дней в соответствующем финансовом году по ставке 8,25 процента годовых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Так, программа нацелена на улучшение состояния бюджетной системы края и оздоровление государственных и муниципальных финансов; эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития; сокращение долговой нагрузки на краевой бюджет и местные бюджеты.
Определены основные направления деятельности органов исполнительной власти, органов МСУ в сфере мобилизации доходов консолидированного бюджета, оптимизации и приоритизации расходов краевого и местных бюджетов, а также эффективного управления государственным и муниципальным долгом.
Приоритетными являются мероприятия, направленные на обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений и повышение уровня собираемости платежей. Минфином края совместно с органами МСУ ежемесячно проводится мониторинг поступления налогов в консолидированный бюджет края и во внебюджетные фонды по 350 крупнейшим налогоплательщикам. Отмечено, что по результатам оценки эффективности налоговых льгот, выявлены 7 неэффективных, отмена которых позволит привлечь в краевой бюджет 149,0 млн. рублей.
Реализация программы позволит укрепить устойчивость бюджетной системы; повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов; обеспечить сокращение долговой нагрузки на краевой бюджет и местные бюджеты.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2018 г. N 402-рп "О Программе консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2024 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 28 сентября 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 3 октября 2018 г.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 марта 2023 г. N 145-РП настоящий документ признан утратившим силу с 28 марта 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 8 ноября 2022 г. N 849-рп
Изменения вступают в силу с 8 ноября 2022 г.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2022 г. N 163-рп
Изменения вступают в силу с 21 апреля 2022 г.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2020 г. N 757-рп
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2020 г.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2019 г. N 521-рп
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2019 г.