Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
прогнозу социально-экономического
развития Ставропольского края
на 2019 и на период до 2021 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Ставропольского края на 2019 год и на период до 2021 года
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2019 год и на период до 2021 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2019 - 2024 годы, принятыми за основу для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального бюджета на 2019 - 2024 годы на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 12 июля 2018 г. (протокол N 2), основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 29 августа 2018 г. N 353-рп.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2017 год и январь - июнь 2018 года, а также прогнозные данные органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Разработка Прогноза осуществлялась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, исходя из приоритетов и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики.
Прогноз разработан в трех основных вариантах: консервативный вариант, базовый вариант и целевой вариант. Различие вариантов Прогноза обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития, перспективами структурного и бюджетного маневра, возможностью сохранения санкционного режима со стороны некоторых стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки и продэмбарго со стороны России.
Консервативный вариант Прогноза разрабатывается на основе сценарных условий, характеризующих существенное ухудшение темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Базовый вариант Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Ставропольского края при сценарных условиях, характеризующих консервативные оценки темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Целевой вариант Прогноза основан на сценарных условиях, предусматривающих достижение значений целевых показателей социально-экономического развития Ставропольского края, обеспечивающих достижение целей и решение задач стратегического планирования Ставропольского края.
Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
Индекс промышленного производства в январе - июне 2018 года составил 104,8 процента относительно аналогичного периода 2017 года, в том числе по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 98,4 процента, "Обрабатывающие производства" - 108,9 процента, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 89,8 процента, "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 101,4 процента.
За январь - июнь 2018 года отгружено промышленных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в объеме 179,2 млрд. рублей, что в действующих ценах на 1,6 процента больше, чем за аналогичный период 2017 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" за январь - июнь 2018 года составил 128,9 млрд. рублей, что на 1,0 процента больше, чем за аналогичный период 2017 года.
В структуре объема отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств лидирующие позиции занимают химическое производство с долей отгруженной продукции 36,4 процента и производство пищевых продуктов с долей отгруженной продукции 26,4 процента с реальными перспективами по ее увеличению.
Продукции сельского хозяйства за январь - июнь 2018 года в хозяйствах всех категорий Ставропольского края произведено на 52,0 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 2,5 процента ниже, чем за аналогичный период 2017 года.
За первое полугодие 2018 года в хозяйствах всех категорий Ставропольского края численность поголовья крупного рогатого скота уменьшилась на 3,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, овец и коз - на 9,0 процента, птицы - на 2,7 процента. Поголовье свиней возросло на 11,0 процента.
Объем работ, выполненных в январе - июне 2018 года по виду экономической деятельности "Строительство", составил 24,8 млрд. рублей, что на 30,5 процента выше, чем в аналогичном периоде 2017 года.
На территории Ставропольского края за январь - июнь 2018 года введено в действие жилых домов общей площадью 419,9 тыс. кв. метров, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичной период 2017 года.
Крупными и средними организациями перевезено грузов за январь - июнь 2018 года 757,9 тыс. тонн, что составляет 128,9 процента к аналогичному периоду 2017 года.
Оборот розничной торговли в январе - июне 2018 года составил 236,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 103,5 процента к аналогичному периоду 2017 года. На 91,8 процента он формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 8,2 процента.
В январе - июне 2018 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 47,2 процента, непродовольственных товаров - 52,8 процента.
Индекс потребительских цен с начала 2018 года (июнь 2018 года к декабрю 2017 года) составил 101,6 процента, в 2017 году - 102,5 процента (июнь 2017 года к декабрю 2016 года).
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе - июне 2018 года (по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства), увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2017 года на 10,1 процента, реальная заработная плата (скорректированная на рост цен) за этот период выросла на 7,6 процента к уровню аналогичного периода 2017 года.
По информации министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на конец июня 2018 года в качестве безработных в органах службы занятости населения Ставропольского края были зарегистрированы 9,6 тыс. человек, из них 7,8 тыс. человек получали пособие по безработице.
В первом полугодии 2018 года численность населения Ставропольского края составила 2796,4 тыс. человек. С января по июнь 2018 года отмечаются естественная убыль населения Ставропольского края (-1767 человек) и миграционный отток населения (-2521 человек).
В целом по Ставропольскому краю число умерших на 14,7 процента превысило число родившихся. Естественный прирост населения Ставропольского края зарегистрирован на территории 9 муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, особенно заметный прирост населения Ставропольского края в городе Ставрополе (472 человека).
Планируется достижение целевых показателей Прогноза в рамках реализации государственных программ Ставропольского края (далее - государственные программы).
В соответствии с перечнем государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 319-рп, на территории Ставропольского края в 2018 году реализуется 21 государственная программа.
Государственные программы распределены по двум направлениям их реализации:
новое качество жизни населения в Ставропольском крае (15 государственных программ);
устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае (6 государственных программ).
Финансовое обеспечение государственных программ на 2018 - 2021 годы за счет средств бюджета Ставропольского края приведено в таблице.
Таблица
Финансовое обеспечение государственных программ на 2018 - 2021 годы за счет средств бюджета Ставропольского края
N |
Наименование направления реализации государственных программ |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||||
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
объем расходов (млрд. рублей) |
удельный вес расходов в общем объеме расходов на реализацию государственных программ (процентов) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Новое качество жизни населения в Ставропольском крае |
56,0 |
82,0 |
52,0 |
84,4 |
51,8 |
84,0 |
51,7 |
87,8 |
2. |
Устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае |
12,3 |
18,0 |
9,6 |
15,6 |
9,9 |
16,0 |
7,2 |
12,2 |
|
Итого по государственным программам |
68,3 |
100,0 |
61,6 |
100,0 |
61,7 |
100,0 |
58,9 |
100,0 |
Базовый вариант Прогноза предлагается использовать для разработки параметров бюджета Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Анализ базового варианта Прогноза в плановом периоде 2019 - 2021 годов показывает ежегодные умеренные темпы роста валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП края) в диапазоне от 2,1 процента до 2,8 процента. Индекс физического объема ВРП края по оценке в 2018 году составит 102,2 процента, а к 2021 году в динамике планируется увеличение до 102,8 процента.
По консервативному варианту Прогноза в плановом периоде 2019 - 2021 годов темпы роста ВРП края ожидаются в диапазоне от 101,7 процента до 102,1 процента, по целевому варианту Прогноза - от 102,3 процента до 103,5 процента.
В перспективе дальнейшему инвестиционному росту экономики Ставропольского края будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов, которые направлены на производство импортозамещающей продукции и привлечение инвесторов для выпуска продукции на территории Ставропольского края, с дальнейшей степенью его глубокой локализации.
В 2018 - 2021 годах на территории Ставропольского края будет осуществляться реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
"Строительство ООО Агрокомплекса "Восточный" площадью 22,76 га в Левокумском районе Ставропольского края для круглогодичного производства овощных культур" (общество с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Восточный"). Общая стоимость проекта составляет 5,3 млрд. рублей. Планируется производство до 8,4 тыс. тонн в год помидоров и до 3,6 тыс. тонн в год огурцов;
"Строительство тепличного комплекса ООО "Солнечный дар" по производству овощных культур" (общество с ограниченной ответственностью "Солнечный дар"). Общая стоимость проекта составляет 19,7 млрд. рублей. В рамках проекта осуществляется строительство тепличного комплекса с интеллектуальным управлением освещением;
"Реконструкция общества с ограниченной ответственностью "Ставролен" с целью переработки газового сырья месторождений Северного Каспия в этилен и его производные (на базе предприятия химической промышленности "Ставролен")". Общая стоимость проекта составляет 9,1 млрд. рублей;
"Строительство Невинномысского радиаторного завода" (общество с ограниченной ответственностью "Невинномысский радиаторный завод"). Общая стоимость проекта составляет 1,0 млрд. рублей. Цель инвестиционного проекта - строительство и оснащение нового предприятия для организации производства радиаторов мощностью 7 млн. секций в год.
Важным механизмом государственной поддержки является предоставление налоговых преимуществ субъектам инвестиционной деятельности, в том числе по налогу на прибыль организаций.
В Ставропольском крае созданы и развиваются 12 региональных индустриальных парков. На территориях региональных индустриальных парков осуществляет деятельность 21 резидент, общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов составляет свыше 85,3 млрд. рублей, предполагается создание около 6,70 тыс. рабочих мест.
По состоянию на 01 июля 2018 года заключено 23 инвестиционных соглашения, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов общей стоимостью более 66,0 млрд. рублей и предполагающих создание свыше 4,23 тыс. рабочих мест.
Прогнозируемый рост инвестиций на 2017 - 2021 годы предполагает развитие в условиях, направленных на импортозамещение, укрепление реального сектора и повышение конкурентоспособности экономики Ставропольского края, улучшение инвестиционного климата.
Ключевую роль в развитии экономики Ставропольского края играет промышленный комплекс Ставропольского края. На его долю приходится 19,8 процента ВРП края.
Индекс промышленного производства в Ставропольском крае в 2017 году составил 101,8 процента.
С учетом роста индекса промышленного производства в Ставропольском крае за восемь месяцев 2018 года в целом по 2018 году данный показатель оценивается на уровне 103,0 процента. С 2019 года ожидается умеренный рост данного показателя в диапазоне от 102,0 процента до 103,0 процента.
За январь - июнь 2018 года в структуре объема отгруженной продукции собственного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" наибольший удельный вес приходится на химическое производство 26,2 процента, производство пищевых продуктов - 19,0 процента, производство напитков - 6,1 процента, производство прочей неметаллической минеральной продукции - 5,3 процента.
Прогноз в сфере сельского хозяйства разработан с учетом целевых индикаторов, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, с учетом реализаций в Ставропольском крае инвестиционных проектов.
Прогнозируется сохранение устойчивой динамики роста производства продукции сельского хозяйства в плановом периоде 2019 - 2021 годов.
При сохранившихся темпах поступления инвестиций и господдержки по базовому варианту Прогноза в 2019 году ожидается произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 213,7 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,3 процента к уровню 2018 года, в 2020 году - на сумму 223,9 млрд. рублей или 101,6 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 235,7 млрд. рублей или 101,9 процента к уровню 2020 года.
По консервативному варианту Прогноза в 2019 году ожидается произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 210,0 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 100,0 процента к уровню 2018 года, в 2020 году - на сумму 216,5 млрд. рублей или 100,3 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 224,1 млрд. рублей или 100,5 процента к уровню 2020 года.
С учетом создания условии для интенсификации инвестиционной деятельности по целевому варианту Прогноза в 2019 году прогнозируется произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 214,1 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,4 процента к уровню 2018 года, в 2020 году - на сумму 224,8 млрд. рублей или 101,7 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 237,0 млрд. рублей или 102,0 процента к уровню 2020 года.
По базовому варианту Прогноза в плановом периоде 2019 - 2021 годов оборот розничной торговли планируется к увеличению до 607,5 млрд. рублей, а темп роста данного показателя будет планомерно увеличиваться до 102,4 процента в 2021 году. Основной причиной отсутствия динамичных тенденций динамики оборота розничной торговли остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса.
Индекс потребительских цен в 2018 году оценивается на уровне 102,6 процента. В 2019 году прогнозируется ускорение темпов инфляции из-за запланированного Правительством Российской Федерации повышения ставки налога на добавленную стоимость с 18,0 до 20,0 процента. Инфляция прогнозируется на уровне 4,2 процента по базовому и по целевому вариантам Прогноза.
По консервативному варианту Прогноза на фоне более заметного ослабления рубля, с одной стороны, и более низких темпов экономического роста, с другой стороны, прогнозируется, что уровень инфляции в 2018 году будет несколько выше, чем по целевому варианту Прогноза, и составит 4,3 процента, а к 2021 году закрепится на уровне целевого варианта Прогноза.
Прибыль прибыльных организаций по базовому варианту Прогноза к 2021 году по сравнению с 2018 годом планируется к увеличению на 13,5 процента и оценочно составит 127,1 млрд. рублей. Позитивными факторами изменения финансового показателя стали рост объемов реализации продукции, ценовые факторы и операционные расходы прибыльных организаций.
Фонд начисленной заработной платы всех работников по итогам 2018 года оценивается в размере 212,9 млрд. рублей, по базовому варианту Прогноза данный показатель к уровню 2021 года планируется к увеличению до 227,4 млрд. рублей или на 2,4 процента к уровню 2020 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в целом по Ставропольскому краю в плановом периоде 2019 - 2021 годов увеличится по базовому варианту Прогноза до 32 317,7 рубля.
В 2019 году ожидается замедление темпов роста реальной заработной платы в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 01 октября, а не с 01 января, как в 2018 году.
Для внебюджетного сектора экономики по-прежнему будет актуальна необходимость сдерживания роста издержек производства, в том числе и за счет оптимизации издержек на оплату труда. С другой стороны, на темпах роста реальной заработной платы, как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции.
В 2018 году рост реальных доходов населения возобновляется, этому способствует положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в условиях постепенного восстановления экономики.
По мере восстановления роста денежных доходов населения уровень бедности будет постепенно снижаться. Этому будут способствовать меры по установлению минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения в сочетании с мерами социальной поддержки низкодоходных категорий населения, такими как ежемесячные выплаты семьям на первого и третьего ребенка, выплата социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и др.
Достижение стратегических целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, планируется вследствие развития базовых видов экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, промышленное производство, перерабатывающая промышленность и развитие инфраструктуры, а также научной, технической деятельности и деятельности в области информации и связи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.