Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Невинномысска
на период до 2024 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Невинномысска на период до 2024 года
I. Общая оценка социально-экономической ситуации в городе Невинномысске за отчетный период
Невинномысск - город краевого подчинения, находящийся в юго-западной части Ставропольского края (далее - город). Город традиционно является центром химической промышленности края и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р включен в перечень моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 668-р городу присвоена 2 категория (моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения).
Современный Невинномысск - крупнейший промышленный город Ставропольского края, который уверенно лидирует среди других городов по объему промышленного производства (26,49% в общекраевой отгрузке промышленной продукции по итогам 2017 года и 26,42% - по итогам 9 месяцев 2018 года).
По итогам 2017 года наблюдалась как положительная, так и отрицательная динамика основных показателей социально-экономического развития города.
По итогам 2017 года на 0,2% снизилась численность населения и составила 117446 человек.
В 2017 году на 245 единиц снизилось число хозяйствующих субъектов. На территории города осуществляли свою деятельность 5193 хозяйствующих субъекта, в том числе: 3325 субъектов без образования юридического лица и 1868 юридических лиц. На 01 октября 2018 года - 5142 хозяйствующих субъекта, в том числе 3303 субъекта без образования юридического лица и 1839 юридических лиц.
Вследствие ограниченности средств, несмотря на принимаемые меры, происходит снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, на 01 января 2018 г. в г. Невинномысске зарегистрировано 3298 индивидуальных предпринимателей, что на 59 предпринимателей меньше, чем на 01 января 2017 г.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города сократилась на 1,1% по сравнению с 2016 годом (23874 человека). За январь-август 2018 года численность сократилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (23605 человек).
На 37,48% снизился объем прибыли, полученной хозяйствующими субъектами города: по итогам 2017 года крупными и средними предприятиями города получена прибыль в сумме 10771,5 млн. рублей. Сальдо прибылей и убытков составило 8661,2 млн. рублей (1 место среди городов Ставропольского края). Доля прибыльных организаций составила 68,4% (на конец 2016 года - 76,5%). Доля города в общем объеме финансового результата Ставропольского края составила 17,88%. По итогам 8 месяцев 2018 года объем прибыли вырос на 25,6% и составил 10166,1 млн. рублей, доля прибыльных организаций снизилась до 58%. Доля города в общем объеме финансового результата Ставропольского края составила 17,63%.
В 2017 году наблюдалось улучшение показателей производства. В 2017 году крупными и средними предприятиями города отгружено товаров (работ, услуг) на 97,64 млрд. рублей, что на 3% больше 2016 года. Рост наблюдался по следующим отраслям:
в сфере строительства - в 2,1 раза;
по отрасли "сельское хозяйство" - на 23,6%;
в сфере торговли - на 22,1%;
в сфере промышленности - на 1,1%.
По итогам 9 месяцев 2018 года выпуск товаров и услуг вырос на 10% и составил 78,2 млрд. рублей. Прирост наблюдался в промышленности (110,4%), в сельском хозяйстве (201,3%).
В экономику города за 2017 год крупными и средними организациями инвестировано 10,97 млрд. рублей, что на 11,65% больше 2016 года (2 место среди городов Ставропольского края после г. Ставрополь). За 1 полугодие 2018 года инвестировано 3,36 млрд. рублей, что на 2,3% ниже уровня аналогичного периода 2017 года. По данному показателю город продолжает занимать 2 место среди городов Ставропольского края.
Существенно вырос объем строительных работ: 2675,68 млн. рублей, что на 61,1% выше уровня 2016 года. Жилых домов введено в действие на 71,18% меньше, чем в 2016 году (14503 кв. метра). За 9 месяцев 2018 года объем составил 1341,65 млн. рублей, что на 15,2% ниже уровня аналогичного периода 2017 года.
Улучшились показатели труда и занятости. Размер средней заработной платы работников крупных и средних организаций за 2017 год составил 34797,4 рубля, что на 8,61% выше уровня 2016 года (1 место среди муниципальных образований Ставропольского края). За 8 месяцев 2018 года размер заработной платы вырос на 7,64% и составил 36959,9 рублей, что на 19,62% выше среднекраевого уровня. Город Невинномысск продолжает лидировать в Ставропольском крае по данному показателю.
На 1,6 пункта снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и составила 14,98% (17622 человека). По Российской Федерации данный показатель составил 13,2%, по Ставропольскому краю - 13,9%. Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,1 пункта и составил 0,8%. Данный показатель ниже уровня по Российской Федерации и Ставропольскому краю на 0,3 пункта и 0,2 пункта соответственно.
Исходя из запланированных мероприятий по развитию города, до конца 2024 года ожидается прирост общего выпуска товаров и услуг на 14%. Планируется умеренный, но стабильный рост объемов строительных работ на 79%, в основном за счет строительства жилых домов, объектов регионального индустриального парка "Невинномысск", территории опережающего социально-экономического развития; рост промышленного производства на 10%, в основном за счет роста в обрабатывающей промышленности (химическая промышленность, пищевая промышленность, производство металлической и электронной продукции). Предполагается, что к концу 2024 года доля продукции, отгруженной градообразующими предприятиями, в общем объеме отгрузки будет составлять около 47%.
В прогнозируемом периоде в экономику города планируется привлечь более 50 млрд. рублей. В связи со строительством новых производств малого и среднего бизнеса на территории регионального индустриального парка "Невинномысск", созданием территории опережающего социально-экономического развития, предоставления хозяйствующим субъектам поддержки, к 2024 году рост числа субъектов малого и среднего бизнеса планируется на уровне 1%.
Численность населения по итогам 2024 года вырастет на 1,66 тыс. человек и составит 119,26 тыс. человек в базовом варианте. Уровень регистрируемой безработицы не превысит 0,6%, а доля бедного населения сократится почти вполовину и не превысит 9,4%.
II. Промышленное производство
Невинномысск - промышленный центр края с монопрофильной экономикой. Градообразующими предприятиями города являются два предприятия химической промышленности: АО "Невинномысский Азот" и АО "Арнест". АО "Невинномысский Азот" производит минеральные удобрения, АО "Арнест" - товары бытовой химии и парфюмерно-косметическую продукцию.
Градообразующие предприятия работают в штатном режиме. Данные предприятия составляют большую часть общегородского объема отгрузки крупными и средними предприятиями города по итогам работы за 9 месяцев 2018 года - 50,98% (за 2017 год - 49%). На градообразующих предприятиях трудятся 8,23% занятого населения города (4314 человека).
Промышленность города представлена разнообразием отраслей: металлургия, производство электроэнергии, пищевая промышленность, химическая промышленность, производство электрооборудования и другие. По итогам 2017 года объем производства в промышленности составил 91,65 млрд. рублей, что на 1,1% выше уровня 2016 года. Снижение наблюдалось в пищевой промышленности (на 3,8%), в химии (на 8,12%). Выросли объемы отгрузки в производстве электрооборудования (на 2,2%).
Среди промышленных видов деятельности ведущие места занимают:
обрабатывающие производства - 68,36 млрд. рублей (69% в объеме промышленности);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 22,82 млрд. рублей (24,9% в объеме промышленности).
В структуре обрабатывающих производств преобладают следующие виды:
химическая промышленность - 69,85%;
пищевая промышленность - 19,12%.
По итогам 9 месяцев 2018 года объем производства в промышленности составил 73,91 млрд. рублей, что на 10,4% выше уровня аналогичного периода 2017 года.
Среди промышленных видов деятельности ведущие места занимают:
обрабатывающие производства - 56,1 млрд. рублей (109,8% от уровня аналогичного периода 2017 года);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 17,45 млрд. рублей (112,4% от уровня аналогичного периода 2017 года).
Обрабатывающая промышленность занимает ведущее место в экономике города - 71,74% в общем объеме отгрузки и 75,9% в промышленности.
В структуре обрабатывающих производств преобладают следующие виды:
химическая промышленность - 71,07%;
пищевая промышленность - 17,24%;
производство стали - 3,1%.
Кроме градообразующих предприятий в сфере обрабатывающей промышленности осуществляет свою деятельность завод измерительных приборов "Энергомера" филиал ЗАО "Электротехнические заводы "Энергомера" (производство электрооборудования). Производством электрооборудования для двигателей и транспортных средств занимается ОАО "Невинномысский электромеханический завод". Кроме указанных предприятий, в промышленности города работают такие предприятия, как: ОАО "Железобетон", ООО "Кавказэлектросервис", ЗАО "Лиссант-Юг" и другие.
Одним из ведущих предприятий пищевой отрасли является ООО "Невинномысский хлебокомбинат". ПАО "Энел Россия" является независимой российской оптовой генерирующей компанией. ПАО "Энел Россия" принадлежат 4 тепловые электростанции (работающие на угле и газе) в центральном, южном и уральском регионах России.
Работа предприятий в 2017 году осуществлялась без сбоев, производились все важнейшие виды продукции города. В прогнозируемом периоде ожидается дальнейший стабильный выпуск промышленной продукции с увеличением выпуска к 2024 году на 10% по сравнению с 2017 годом.
III. Инвестиции
По данным Северо-Кавказстата на развитие экономики и социальной сферы города за 2017 год крупными и средними предприятиями города инвестировано 10,97 млрд. рублей, что на 11,65% больше 2016 года. За 1 полугодие 2018 года организациями города инвестировано в основной капитал 3,36 млрд. рублей, что на 2,3% ниже уровня аналогичного периода 2017 года. По данному показателю город занимает 2 место среди городов Ставропольского края после города Ставрополь.
Для преодоления монопрофильности в городе реализуются два крупнейших и значимых проекта: региональный индустриальный парк "Невинномысск" (далее - парк) и создание территории опережающего социально-экономического развития. На территории парка общей площадью 804,4 га строятся предприятия различных отраслей. Статус резидента имеют 9 организаций, запущено производство 6 предприятий первой очереди парка:
ЗАО "Лиссант-Юг" - производство сэндвич-панелей и вентиляционного оборудования;
ООО "СтавСталь" - металлургический завод;
ООО "Терминал" - развитие и модернизация логистического комплекса;
ООО "Невинномысский профиль" - производство гнутых оцинкованных металлических профилей методом холодного профилирования;
ООО "ПК Строймонтаж Юг" - производство сухих строительных смесей;
ООО "Невинномысский радиаторный завод" - производство алюминиевых радиаторов отопления.
С начала строительства резидентами парка освоено более 12 млрд. рублей, создано 1080 рабочих мест. Для продолжения развития необходимо строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории I и II очередей. Проведена работа по определению ориентировочной стоимости работ по подготовке проектно-сметной документации (далее - ПСД) на строительство технических железнодорожных путей I очереди парка и ПСД на строительство инженерной инфраструктуры II очереди парка. В бюджете Ставропольского края предусмотрено финансирование на подготовку ПСД строительства железнодорожной ветки I очереди парка в размере 6 млн. рублей, на подготовку ПСД строительства инфраструктуры II очереди парка - 58 млн. рублей. В ближайшее время будут проведены конкурсные процедуры на право заключения контракта на выполнение вышеуказанных работ. После прохождения государственной экспертизы ПСД в адрес Некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" будет направлена заявка на софинансирование строительства. В 2017 году управленческая команда города завершила обучение в РАНХиГС в рамках образовательной программы, организованной НО "Фонд развития моногородов". По итогам обучения программа экономического развития города получила наивысшую оценку в ходе обучения управленческих команд по развитию моногородов. В июле между Правительством Ставропольского края и НО "Фонд развития моногородов" заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию моногородов Ставропольского края. 22 декабря 2017 г. принято решение о создании территории опережающего социально-экономического развития "Невинномысск" (далее - ТОСЭР) сроком на 10 лет с возможностью продления еще на 5 лет. В 2018 году начал свою деятельность первый резидент ТОСЭР - ООО "Казьминский молочный комбинат" (производство питьевого молока, кисломолочной продукции, йогуртов, сметаны и сыра). Заключены соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР с ООО "ЕвроДом" от 28.05.2018 N 2, с ООО "Алюмар" от 15.08.2018 N 4, с ООО "Ремуниверсал" от 15.08.2018 N 5. Ведется работа в отношении еще 24 потенциальных резидентов с проектами стоимостью около 67 млрд. рублей, около 4 тысяч рабочих мест. Кроме этого, инвестиционные проекты реализуются и крупнейшими предприятиями города: АО "Арнест", филиалом "Невинномысская ГРЭС" ПАО "Энел Россия", АО "Невинномысский Азот".
С целью комплексного привлечения инвестиций в развитие города реализуется программа Комплексного развития моногорода Невинномысска. В 2017 году выполнялось 5 мероприятий на сумму около 200 млн. рублей из разных источников финансирования. В текущем году ведется реконструкция дворца спорта "Олимп", обустройство парка "Шерстяник", разработано ПСД на строительство путепровода.
В инвестиционной сфере ожидается дальнейшее увеличение инвестиционной привлекательности территории города, строительство необходимой инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, ускоренное освоение территории города как площадки по созданию регионального индустриального парка "Невинномысск" и территории опережающего социально-экономического развития. В результате за 2018 - 2024 годы планируется привлечь более 50 млрд. рублей инвестиций.
IV. Строительство
Объем строительных работ за 2017 год составил 2675,68 млн. рублей, что на 61,1% выше уровня 2016 года. За 9 месяцев 2018 года - 1341,65 млн. рублей, что на 15,2% ниже уровня аналогичного периода 2017 года.
За 2017 год введено в действие жилых домов общей площадью 14503 кв. метра, что составляет 28,82% от уровня 2016 года. Из них построено населением 4685 кв. метров, что составляет 74,01% от уровня 2016 года. За 9 месяцев 2018 года введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 15303 кв. метра, что составляет 115% к соответствующему периоду 2017 года, из них построено населением 3121 кв. метр. По итогам 2017 года площадь жилого фонда увеличилась на 0,5% и составила 2785,9 кв. м. Обеспеченность населения жильем выросла на 0,9% и составила 23,7 кв. м.
В 2017 году продолжалась работа по территориальному планированию города Невинномысска. Выдано 25 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Наиболее значимые из введенных в эксплуатацию объектов:
многоквартирные жилые дома в 101 микрорайоне по улице Калинина, 198, улице Калинина, 204 и улице Калинина, 206 в городе Невинномысске;
многоквартирный жилой дом с пристроенными нежилыми помещениями по улице Приборостроительной, 3 в городе Невинномысске;
первый этап комплекса зданий и сооружений ООО "ПК Строймонтаж Юг" по производству строительных материалов на территории регионального индустриального парка "Невинномысск";
торгово-офисный центр по улице Гагарина, 3А.
Наиболее значимые из введенных в 2018 году объектов:
завод по переработке молока мощностью 50 тонн в смену по улице Менделеева, 42В в городе Невинномысске;
многоквартирный жилой дом по улице Калинина, 175Г в городе Невинномысске;
многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Революционная, 262Б в городе Невинномысске;
многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Калинина, 149Б в городе Невинномысске;
многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по улице Калинина, 200 в городе Невинномысске;
второй этап объекта "Наружные сети электроснабжения к металлургическому заводу СтавСталь. Первая очередь. Комплекс прокатного цеха" по улице Низяева в городе Невинномысске.
В 2018 году планируется к вводу в эксплуатацию еще 4 многоквартирных дома. В 2019 - 2024 годах продолжится комплексная застройка многоквартирными жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры 101 и 105 микрорайонов согласно утвержденным проектам планировки. Также планируется новая застройка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в поселке Рождественское, предоставленных льготным категориям граждан.
V. Потребительский рынок
Потребительская сфера города объединяет 546 юридических лиц и 1966 индивидуальных предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли по реализации промышленной и продовольственной группы товаров. Функционирует более 600 стационарных объектов торговли. В этой сфере трудятся около 9 тыс. человек. В 2017 году введено в эксплуатацию 9 объектов общей площадью 6584,1 кв. м. В текущем году введено в эксплуатацию 6 новых объектов общей площадью 4267,7 кв. м. С вводом новых и реконструированных объектов улучшилось территориальное размещение сети предприятий потребительского рынка и услуг по районам города.
На территории города осуществляют свою деятельность 131 объект по оказанию услуг общественного питания, в том числе 76 объектов открытой сети и 55 объектов закрытой сети. На территории города более 300 субъектов оказывают основные виды бытовых услуг. Обеспеченность бытовыми услугами составляет 14 рабочих мест на 1000 жителей города (краевой показатель 10 рабочих мест на 1000 жителей).
Широкое развитие на потребительском рынке города получила форма мелкорозничной торговли. Реализация муниципальных нестационарных торговых мест на территории города осуществляется на конкурсной основе путем проведения открытого аукциона. За 2017 год проведено 20 аукционов, реализовано право аренды 142 нестационарных торговых места для реализации продовольственной, промышленной и плодоовощной группы товаров. По данному доходному источнику в бюджет города в 2017 году поступило 1817900,4 рубля.
За 1 полугодие 2018 года проведено 6 аукционов, реализовано право аренды 59 нестационарных торговых мест для реализации продовольственной, промышленной и плодоовощной группы товаров. В бюджет города поступило 1,8 млн. рублей.
За 2017 год оборот розничной торговли по крупным и средним организациям города вырос на 20,9% (3951,86 млн. рублей). Оборот общественного питания снизился на 1,43% и составил 4,15 млн. рублей. За 1 полугодие 2018 года оборот розничной торговли по крупным и средним организациям города вырос на 4,5% (3085,97 млн. рублей). Оборот общественного питания вырос на 23% и составил 31,82 млн. рублей. В связи с увеличением на территории города крупных сетевых предприятий торговли и нестационарной торговой сети до конца прогнозируемого периода рост данных показателей предполагается на уровне 127,37% и 19% соответственно.
VI. Малое и среднее предпринимательство
На 01 января 2018 г. в г. Невинномысске зарегистрировано 4570 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 3298 индивидуальных предпринимателей, что на 59 предпринимателей меньше, чем на 01 января 2017 г., и 1272 юридических лица. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятого населения составила 29,66%.
На 01 октября 2018 года в городе зарегистрировано 4506 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 3274 индивидуальных предпринимателя, что на 59 предпринимателей меньше, чем на 01 октября 2017 года, и 1232 юридических лица.
В целях содействия созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности администрацией города осуществляются мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. В рамках муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Невинномысске" с 2018 года предусмотрены 4 новые формы субсидирования с софинансированием за счет средств Российской Федерации и Ставропольского края:
субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства в городе (гранты) - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в городе, осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в городе, связанных с созданием и (или) развитием дошкольных образовательных центров, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в городе, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности.
Общий объем финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса составит 15,4 млн. рублей. Помощь планируется предоставить 4 субъектам, в том числе 3-социально-ориентированным.
Финансовая поддержка в совокупности с информационной позволит увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства на 1%, численность занятых в данной сфере - на 2,1%, оборот малых и средних предприятий - на 30%.
VII. Уровень жизни населения
Денежные доходы населения за 2017 год выросли на 3,8%, реальные располагаемые доходы - на 1,3%. Прирост денежных доходов связан, в основном, с ростом средней заработной платы на 8,61%, кредитных операций на 11%. Фонд заработной платы работников за 2017 год вырос на 6,2% (9989,3 млн. рублей). За 8 месяцев 2018 года фонд заработной платы работников вырос на 6,25% (6979,5 млн. рублей). Размер средней заработной платы работников крупных и средних организаций вырос на 7,64% и составил 36959,9 рублей. В структуре доходов населения большую часть занимает заработная плата (36,43%), пенсионное обеспечение (21%) и предпринимательская деятельность (18%).
Расходы населения выросли на 10%. В структуре расходов основную часть составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (51,19%). Данная структура сохранится до конца прогнозируемого периода.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума на конец 2017 года снизилась и составила 17622 человека (14,98% в общей численности населения города). Несмотря на снижение по сравнению с 2016 годом, показатель остается высоким. Причины сложившейся ситуации состоят в увеличении численности населения, имеющего низкий уровень пенсий и заработной платы, многодетных семей, матерей-одиночек, нетрудоспособных членов семей.
По данным предприятий и организаций города к 2024 году фонд заработной платы вырастет на 20,5%, средняя заработная плата на 22,7%. Рост заработной платы будет обусловлен повышением минимального размера оплаты труда работников до прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации. В бюджетной сфере будет продолжена реализация мер по повышению заработной платы отдельных категорий работников. Для внебюджетного сектора экономики по-прежнему будет актуальна необходимость сдерживания роста издержек производства, в том числе и за счет оптимизации издержек на заработную плату.
Рост доходов от предпринимательской деятельности за период 2018 - 2024 гг. планируется в размере 3% - 4% в год в базовом варианте. В совокупности, до конца прогнозируемого периода прирост доходов населения составит 28%. Уровень бедности сократится до 9,4%. Снижение уровня населения с доходами ниже величины прожиточного минимума предполагается за счет установления минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации. Под влиянием инфляционных процессов, рост реальных денежных доходов ожидается на уровне не выше 102%.
VIII. Труд и занятость
По итогам 2017 года уровень безработицы снизился на 0,1% (0,8%), коэффициент напряженности на рынке труда - на 1,0 пункт (0,06), численность безработных на 55 человек (675 человек). Численность занятых в экономике города составила 52322 человека, что на 367 человек ниже уровня 2016 года. В структуре распределения занятых по формам собственности ведущее место занимает частная собственность (71%), а также организации государственной и муниципальной форм собственности (23%). Наиболее привлекательными сферами деятельности остается промышленность, торговля, предоставление услуг.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города сократилась на 1,1% по сравнению с 2016 годом (23874 человека). Размер средней заработной платы работников крупных и средних организаций за 2017 год составил 34797,4 рубля, что на 8,61% выше уровня 2016 года (1 место среди муниципальных образований Ставропольского края).
В течение 2017 года выявлено 3095 работников, с которыми не оформлены трудовые отношения, со всеми работниками заключены трудовые договоры. Администрация города в тесном сотрудничестве с министерством экономического развития Ставропольского края и Центром проводила работу по созданию рабочих мест в организациях города: за 2017 год создано около 600 рабочих мест.
За 9 месяцев 2018 года уровень безработицы составил 0,6%, что на 0,2 пункта ниже уровня начала года. Численность безработных составила 485 человек. Коэффициент напряженности на рынке труда - 0,44, что на 0,16 пункта ниже уровня начала года.
За 9 месяцев 2018 года на предприятиях и в организациях города создано 244 рабочих места. Численность занятого населения по итогам 9 месяцев 2018 года выросла на 102 человека по сравнению с началом года и на 230 человека по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (52424 человека). Выявлено 3843 работника, с которым не оформлены трудовые отношения, с 3842 заключены трудовые договоры, что составляет 84,84% от контрольного показателя. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города сократилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (23605 человек). Размер средней заработной платы работников крупных и средних организаций составил 36959,9 рублей, что на 7,64% выше уровня аналогичного периода 2017 года и на 19,62% выше среднекраевого уровня. Город Невинномысск лидирует в крае по данному показателю.
Согласно данным хозяйствующих субъектов города до конца прогнозируемого периода средняя заработная плата работников крупных и средних организаций вырастет на 23%, численность работников на 3%. Анализ ситуации на регистрируемом рынке труда показывает, что уровень регистрируемой безработицы в 2019 и последующие годы может быть увеличен с 0,6% до 0,8%. В прогнозном периоде возможно незначительное увеличение численности незанятых граждан, зарегистрированных в центре занятости, в расчете на одну заявленную вакансию.
IX. Демография
Согласно статистическим сведениям среднегодовая численность населения города за 2017 год составила 117651 человек, что на 0,11% меньше среднегодовой численности населения за 2016 год. По состоянию на 01 января 2018 года численность населения на 0,2% меньше численности населения на 01 января 2017 года (117446 и 117676 человек соответственно).
В отчетном 2017 году миграция населения достигла положительных значений: миграционный прирост - 72 человека (для сравнения: за 2016 год - миграционная убыль в 204 человека). Большая часть выбывших - отъезжающие в другие регионы Российской Федерации (2213 человек). За пределы Российской Федерации выбыло 172 человека. Из - за пределов России прибыло 93 человека: из стран СНГ - 73 человека, из других зарубежных стран - 20 человек.
В текущем году миграционные процессы имеют нестабильный характер: за 8 месяцев 2018 года миграционная убыль населения составила 113 человека (за аналогичный период 2017 года - миграционный прирост на 194 человека).
В отчетном 2017 году темп роста смертности превысил темп роста рождаемости более чем на 21%. За 2017 год естественная убыль населения составила 304 человека (для сравнения: за 2016 год естественный прирост - 25 человек): умерло на 56 человек больше и родилось на 273 человека меньше чем в 2016 году. Коэффициент естественного прироста снизился с 0,3 до -2,6.
За январь - август 2018 года умерло на 235 человек больше, чем родилось. Коэффициент смертности на 3 пункта превысил коэффициент рождаемости (13 - коэффициент смертности, 10 - коэффициент рождаемости).
В прогнозируемом периоде предполагается постепенный прирост численности населения до 119,26 тыс. человек в базовом варианте, как за счет естественного прироста, так и посредством миграционного прироста. Коэффициент естественного прироста выйдет на положительное значение к 2021 году. Миграционный прирост приобретет устойчивый рост. Миграционный приток населения будет обусловлен, в первую очередь, созданием на территории города новых производств с рабочими местами, созданием территории опережающего социально-экономического развития, проведением активной социальной политики по поддержке различных слоев населения и созданию условий для самореализации личности.
В 2018 - 2024 гг. рост численности населения более чем на 1,6 тыс. человек планируется обеспечить продолжением мероприятий демографической политики (в первую очередь, поддержкой молодых семей) и снижением миграционной убыли за счет проведения мероприятий по комплексному развитию города (обеспечение комфортной среды проживания, создание территории опережающего социально-экономического развития, продолжение реализации проектов регионального индустриального парка "Невинномысск"). Планируется обеспечить трудовыми ресурсами более 2 тысяч вновь создаваемых рабочих мест.
Численность населения трудоспособного возраста после снижения в 2018 и 2019 годах будет расти, темп ее роста на 1%-3% будет превышать темп роста численности населения старше трудоспособного возраста.
X. Бюджет города
Доходная часть бюджета города за 2017 год исполнена в сумме 2284995,45 тыс. рублей, или на 102,49% при плане в сумме 2229543,71 тыс. рублей. В сравнении с 2016 годом доходы бюджета города увеличились на 99160,01 тыс. рублей, или на 4,54%, в том числе по:
налоговым и неналоговым доходам в сумме 11575,07 тыс. рублей, или на 1,48% (за счет роста поступлений по налогу на доходы физических доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности);
безвозмездным поступлениям в сумме 87584,94 тыс. рублей, или 6,25%.
Оценка доходной части бюджета города на 2018 год предусмотрена в сумме 2296328,95 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 840629,52 тыс. рублей, безвозмездные поступления в сумме 1455699,43 тыс. рублей. Доходная часть бюджета города на 2019 год предусмотрена в сумме 2014118,80 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 838222,94 тыс. рублей, безвозмездные поступления в сумме 1175895,86 тыс. рублей. Доходная часть бюджета города на 2020 год предусмотрена в сумме 1967286,50 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 862462,12 тыс. рублей, безвозмездные поступления в сумме 1104824,38 тыс. рублей.
Расходная часть бюджета города за 2017 год исполнена в сумме 2373394,88 тыс. рублей, или 98,84% процента от сводной бюджетной росписи (план 2401203,83 тыс. рублей). По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 17,74%. В течение 2017 года был сохранен приоритет по финансовому обеспечению в первоочередном порядке отраслей социального блока. В первоочередном порядке бюджетные средства направлялись на выплату обязательств по заработной плате, оплату текущих коммунальных услуг, продуктов питания, обслуживание и погашение муниципального долга, предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям на выполнение муниципального задания. Обеспечена своевременная и в полном объеме выплата мер социальной поддержки граждан.
Оценка расходной части бюджета города на 2018 год предусмотрена в сумме 2377268,20 тыс. рублей, на 2019 год - 2061820,49 тыс. рублей, на 2020 год - 1999387,20 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2018 года объем муниципального долга составил 324995,34 тыс. рублей. Муниципальный долг на 1 января 2019 планируется в сумме 382,23 млн. рублей, на 1 января 2020 года - 429,93 млн. рублей, на 1 января 2021 года - 462,03 млн. рублей, на 1 января 2022 года - 495,47 млн. рублей, на 1 января 2023 года - 517,16 млн. рублей, на 1 января 2024 года - 526,75 млн. рублей, на 1 января 2025 года - 523,47 млн. рублей.
Несмотря на наличие муниципального долга планируется постепенное снижение дефицита бюджета. В 2017 году дефицит бюджета города составил 88,40 млн. рублей. В 2018 году дефицит бюджета предусмотрен в сумме 80,94 млн. рублей, в 2019 году - 47,70 млн. рублей, в 2020 году - 32,10 млн. рублей, в 2021 году - 33,44 млн. рублей, в 2022 году - 21,69 млн. рублей, в 2023 году - 9,59 млн. рублей. В 2024 году профицит бюджета города составит 3,28 млн. рублей.
XI. Перечень основных проблемных вопросов, сдерживающих развитие города
Невинномысск - единственный в Ставропольском крае город с монопрофильной экономикой. На сегодняшний день монопрофильность экономики сохраняется, и это первостепенная проблема и задача. Доля градообразующих предприятий (АО "Невинномысский Азот" и АО "Арнест") по итогам 2017 года составила почти 50% (на конец 2016 года - 53,26%, на конец 2015 года - 56,97%). По данным видно, как велика зависимость экономики города от градообразующих предприятий: резкое снижение общего объема отгрузки в 2016 году связано со снижением отгрузки на АО "Невинномысский Азот".
Химически ориентированная экономика диктует свои специфические условия отрасли высшего и среднего профессионального образования, что способствует оттоку молодежи (выпускников школ) из города. Миграции молодых специалистов также способствует традиционно сложившийся уровень оплаты труда: относительно высокий уровень поддерживается только некоторыми предприятиями промышленности (химия, энергетика). В остальных отраслях уровень оплаты труда в основном ниже среднего по городу. Учитывая, что заработная плата и доходы от предпринимательства являются наиболее существенными источниками дохода жителей города, уровень малообеспеченного населения держится на высоком уровне - 14,9% по итогам 2017 года.
Монопрофильный характер экономики теоретически сохраняет опасность полного обвала всех остальных сфер жизни города. Происходит отток трудовых ресурсов при отсутствии достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест: при численности экономически активного населения 80,4 тыс. человек, трудовую деятельность осуществляют только 65% (52,35 тыс. человек). Огромное количество молодых людей готовы уехать из города по причине отсутствия возможности для развития и улучшения качества жизни населения (из года в год сокращается численность населения, численность занятого населения за последние 7 лет сократилась почти на 2 тысячи человек). Больше всего население не удовлетворяют некомфортные условия для жизни, изношенная инфраструктура, низкое качество сервиса.
В экономике города сложилась диспропорция отраслей, при которой производственная сфера представлена, в основном, крупными предприятиями, а торговля составляет более половины оборота малых и средних предприятий. С целью увеличения доли малых и средних предприятий в реальном секторе экономики и преодоления монопрофильности экономики города необходимо развивать производственную сферу малого и среднего предпринимательства, как наиболее мобильного сектора экономики, с созданием новых рабочих мест. Однако, вследствие ограниченности средств на реальную поддержку бизнеса, происходит снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (за последние 7 лет число субъектов снизилось более чем на 600 единиц).
Инфраструктура города изношена (коммунальные сети - более чем на 75%), вследствие чего территории города имеют непривлекательный инвестиционный вид (объем инвестиций за последние 7 лет снизился на 40%). Отсутствие системы городской ливневой канализации может еще больше осложнить ситуацию с обеспечением комфортного проживания на территории города. Усугубляет ситуацию аварийное состояние единственного путепровода через железную дорогу. С учетом количества транспорта, путепровод в настоящее время имеет предельную пропускную способность, при этом, состояние путепровода с учетом постоянно растущей нагрузки и соответствующего износа оценивается как предаварийное.
Не лучшим образом протекает развитие регионального индустриального парка "Невинномысск". Вторая очередь парка, на территории которой планируется реализация двух инвестиционных проектов общей стоимостью около 3 млрд. рублей, в настоящее время не обеспечена инфраструктурными объектами. Для обеспечения второй очереди регионального индустриального парка объектами инженерной и инфраструктуры требуются инвестиции в сумме 1,6 млрд. рублей. Отсутствие железнодорожной ветки в границах первой очереди регионального индустриального парка также влияет на низкую активность со стороны инвесторов.
Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление территорий и массивов земель, берегообрушение. На территории города сохраняется опасность берегообрушения реки Кубань и подтопления жилых кварталов города, что также снижает рейтинг территорий города как потенциальных инвестиционных площадок. Для предотвращения возникновения данных чрезвычайных ситуаций необходимо принятие соответствующих водохозяйственных мер.
Недостаток обеспеченных инфраструктурой территорий для развития жилой застройки и бизнеса и низкий уровень благоустройства городской среды являются серьезным препятствием в дальнейшем развитии города, как в направлении диверсификации экономики, так и в комплексном освоении новых территорий города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.