1. В соответствии со статьей 28 Закона Ставропольского края "О Правительстве Ставропольского края" утвердить прилагаемое Соглашение между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом "Федерация профсоюзов Ставропольского края" и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2019 - 2021 годы, зарегистрированное 18 декабря 2018 года N 767 (далее - Соглашение).
2. Поручить министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с другими органами исполнительной власти Ставропольского края разработать и представить до 01 июня 2019 года на утверждение в Правительство Ставропольского края в установленном порядке план мероприятий по реализации обязательств Правительства Ставропольского края по Соглашению.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ковалева И.И. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 16 января 2019 г. N 22-рп
Соглашение
между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом "Федерация профсоюзов Ставропольского края" и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2019 - 2021 годы
Правительство Ставропольского края (далее - Правительство), Территориальный союз "Федерация профсоюзов Ставропольского края" (далее - Профсоюзы) и Региональный Союз работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" (далее - Работодатели), совместно именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", законами Ставропольского края "О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда" и "О Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее краевое трехстороннее соглашение на 2019 - 2021 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Ставропольском крае в 2019 - 2021 годах и порядок совместных действий по их реализации.
Главными задачами на период действия Соглашения Стороны считают обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, снижение уровня бедности населения Ставропольского края, ускорение технологического развития и обеспечение темпов экономического роста в крае, не ниже среднероссийских, при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, роста их доли в малом бизнесе.
Стороны исходят из того, что решение указанных задач осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ Ставропольского края, а также национальных проектов (программ), предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее соответственно - национальные проекты (программы), Указ Президента Российской Федерации N 204).
Стороны рассматривают настоящее Соглашение, как основной правовой акт, определяющий механизм их взаимодействия.
Стороны настоящего Соглашения содействуют конструктивному взаимному сотрудничеству на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения определенных настоящим Соглашением обязательств и договоренностей.
Условия, содержащиеся в настоящем Соглашении, являются основой для разработки и заключения отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие.
Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, равно как и в сторону ухудшения условий для развития и функционирования бизнеса в Ставропольском крае.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональных соглашений, заключаемых между объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти на уровне Северо-Кавказского федерального округа.
В целях обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), в пределах установленных полномочий, разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Ставропольского края, профсоюзов, работодателей и добиваются их реализации.
Соглашение открыто для присоединения к нему других краевых объединений профсоюзов и краевых объединений работодателей и организаций Ставропольского края в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Настоящее Соглашение имеет прямое действие в случае отсутствия в организации (у хозяйствующего субъекта) коллективного договора.
Стороны обязуются информировать жителей Ставропольского края о ходе реализации Соглашения, решений Комиссии через средства массовой информации.
Финансовые средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах и сметах.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2021 года включительно.
I. В области развития экономики
Стороны:
1.1. Формируют эффективный механизм развития экономики Ставропольского края на основе реализации мероприятий национальных проектов (программ), предусмотренных Указом Президента Российской Федерации N 204, государственных программ Российской Федерации и государственных программ Ставропольского края.
1.2. Осуществляют в установленном порядке контроль за эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на социально-экономическое развитие Ставропольского края.
1.3. Проводят активную политику по преодолению депрессивного характера экономики отдельных территорий за счет расширения территорий активной хозяйственной деятельности, формирования и развития новых точек роста, экономических зон, региональных и местных кластеров. Содействуют созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
1.4. Формируют систему по преодолению административных барьеров, борьбы с коррупцией с участием всех Сторон социального партнерства. Создают условия для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках. Обеспечивают "равноудаленность" бизнеса от власти, прозрачность и гласность процедур закупок для государственных нужд.
1.5. Содействуют:
реализации государственной экономической политики в наращивании валового регионального продукта (ВРП) не менее 2,1% в 2019 году, 2,4% в 2020 году и 2,8% в 2021 году за счет роста в основных секторах экономики, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, расширения возможностей для развития малого и среднего предпринимательства;
достижению роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год;
созданию условий, улучшающих качество жизни людей, здоровья, образования, культуры, жилищных условий, экологии, безопасности;
предотвращению нарушения законодательства Российской Федерации в области трудовых отношений при смене собственника организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
1.6. Проводят в Комиссии консультации по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Ставропольского края и проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период (в соответствии с перечнем показателей, указанным в приложении 1 к настоящему Соглашению) до внесения их в Думу Ставропольского края.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 204 в части повышения уровня жизни граждан, обеспечения устойчивого роста экономики в Ставропольском крае, участвуют в выработке и обсуждении бюджетной политики, проектов стратегии социально-экономического развития Ставропольского края, уделяя особое внимание увеличению инвестиций в инфраструктуру, высокотехнологичные отрасли, науку и социальную сферу.
1.7. Вырабатывают при необходимости для федеральных органов государственной власти, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений совместные предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.8. Принимают меры по предотвращению банкротства платежеспособных организаций либо их недружественных поглощений.
1.9. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной молодежной политики, в том числе направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Обеспечивают реализацию государственной программы Ставропольского края "Молодежная политика", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. N 586-п.
Правительство и Работодатели:
1.10. Осуществляют разработку и реализацию региональных составляющих национальных проектов (региональных проектов), стратегий социально-экономического развития Ставропольского края, государственных программ Ставропольского края, бизнес-планов организаций направленных на социально-экономическое развитие Ставропольского края.
1.11. Взаимодействуют при выявлении административных барьеров в развитии производства и предпринимательства и выработке предложений по их устранению.
1.12. Обеспечивают развитие государственно-частного партнерства на основе социального партнерства.
1.13. Обеспечивают вовлечение средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в реализацию национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации.
Правительство:
1.14. Содействует созданию конкурентоспособной экономики в Ставропольском крае.
1.15. Проводит мероприятия по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Ставропольского края.
1.16. Содействует участию представителей Профсоюзов и Работодателей в формировании и реализации политики Правительства в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на основе проведения взаимных консультаций и встреч, участия в работе коллегиальных органов, образованных при органах исполнительной власти Ставропольского края, координационных советов, рабочих групп, в состав которых включаются представили# Профсоюзов и Работодателей по согласованию Сторон. Использует возможности Профсоюзов и Работодателей в обеспечении устойчивого развития экономики Ставропольского края.
1.17. Обеспечивает возможность участия представителей Профсоюзов и Работодателей в заседаниях Правительства, при обсуждении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
1.18. Координирует работу по инвестиционной привлекательности Ставропольского края. Содействует внедрению эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций.
1.19. Содействует реализации высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и диверсификацию производства.
1.20. Не допускает задолженности органов исполнительной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий Ставропольского края по расчетам за выполненные работы (услуги) для государственных нужд.
1.21. Осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса. Способствуют развитию продовольственного рынка, систем заготовок и переработки сельхозпродукции Ставропольского края.
1.22. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и внешний рынки.
1.23. Обеспечивает включение представителей Стороны Работодателей в состав конкурсных комиссий по отбору претендентов на получение мер государственной поддержки организациями реального сектора экономики.
1.24. Принимает меры, направленные на защиту регионального рынка от недобросовестной конкуренции.
1.25. Ежегодно представляет Сторонам Соглашения информацию об исполнении бюджета Ставропольского края за текущий год и проект бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период до рассмотрения их в Правительстве по направлениям, согласованным Сторонами.
1.26. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" принимает меры по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе обеспечивает их предоставление по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае.
1.27. Обеспечивает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Работодатели:
1.28. Принимают участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
1.29. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций Ставропольского края, обновлению основных фондов, внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.30. Участвуют в реализации национальных проектов (программ), стратегий социально-экономического развития Ставропольского края, осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.31. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг), произведенных хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ставропольского края, на российский и зарубежный рынки сбыта.
1.32. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Ставропольского края, бюджеты муниципальных образований Ставропольского края, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
1.33. Принимают меры по целевому, эффективному и результативному использованию получаемых в установленном порядке средств бюджета Ставропольского края в соответствии с условиями их предоставления.
1.34. Обеспечивают участие работников в заседаниях коллегиального органа управления организации.
1.35. Учитывают мнение представителей профсоюзных организаций при разработке бизнес-планов, антикризисных программ.
1.36. Признают преимущественное право профсоюзных организаций на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организаций Ставропольского края.
1.37. Способствуют реальному участию работников в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы.
1.38. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при Правительстве Ставропольского края по вопросам, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.39. Вносят в соответствующие органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвуют в разработке указанных нормативных правовых актов.
Профсоюзы:
1.40. Способствуют устойчивой работе организаций Ставропольского края, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, технике безопасности, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции, повышению профессионализма и деловой активности работников.
1.41. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимают меры по защите социально-экономических прав и интересов работников.
1.42. Осуществляют контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
1.43. Проводят работу в трудовых коллективах, направленную на расширение практики договорного регулирования социально-трудовых отношений, проявление первичными профсоюзными организациями инициативы к началу коллективных переговоров по заключению коллективных договоров. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров.
1.44. Добиваются включения в коллективные договоры в организациях одной отрасли равных прав для работников, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
1.45. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при Правительстве Ставропольского края по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.46. Делегируют представителей работников в органы управления организации.
Профсоюзы и Работодатели:
1.47. Проводят в организациях Ставропольского края обучение работников по правовым и экономическим вопросам.
1.48. Участвуют в обсуждении и разработке проектов (программ), стратегий социально-экономического развития Ставропольского края.
II. В области регулирования оплаты труда, повышения уровня жизни и снижения бедности населения
Стороны:
2.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, обеспечения прав работников на достойный труд, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работ, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума трудоспособного населения.
2.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" принимают меры по обеспечению ежегодного роста уровня реальной заработной платы работников Ставропольского края.
2.3. Принимают меры по превышению темпа роста доходов населения края над уровнем инфляции и снижению доли населения края, у которой доходы ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемой ежеквартально в Ставропольском крае, в 2019 году - до 11,4%, в 2020 году - до 11,18%, в 2021 году - до 10,97 процента.
2.4. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 204, повышения уровня реальной заработной платы в Ставропольском крае проводят регулярный мониторинг уровня медианной заработной платы, численности низкооплачиваемых групп работников, принимают меры по поэтапному повышению их минимальной заработной платы до величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета, составляющего не менее 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ставропольского края.
2.5. Ежегодно при формировании бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период проводят консультации об экономической возможности заключения регионального соглашения об установлении на территории Ставропольского края минимальной заработной платы на предстоящий год.
2.6. До установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных казенных учреждений, а также государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ставропольского края (далее - государственные учреждения), получающих субсидии для финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) из бюджета Ставропольского края устанавливают в отраслевых соглашениях минимальный гарантированный уровень оплаты труда для каждой профессиональной квалификационной группы, а также долю тарифной части оплаты труда (вознаграждения за труд) в структуре заработной платы, но не менее 55 процентов.
2.7. На основе консультаций сторон Комиссии ежегодно вносят предложения по отдельным показателям проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год, в том числе по увеличению расходов на оплату труда работников государственных учреждений, включая индексацию.
2.8. Проводят работу по установлению зависимости уровня оплаты труда от квалификации работников, специфики, качества и результатов труда. Обеспечивают проведение ежегодного мониторинга действующих отраслевых систем оплата труда в государственных и муниципальных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные учреждения), а также по мере необходимости - мониторинга их эффективности и по результатам его проведения принимают меры по совершенствованию систем оплаты труда.
2.9. Проводят работу по содействию организации нормирования труда.
2.10. Содействуют, в пределах имеющихся полномочий, ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, придав этому процессу необратимый характер.
2.11. Проводят целенаправленную работу по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы работников организаций Ставропольского края.
2.12. Рекомендуют территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений включать в территориальные трехсторонние соглашения показатели по уровню среднемесячной заработной платы, минимальной заработной платы, исходя из перспектив финансово-экономического развития территорий Ставропольского края.
2.13. Разрабатывают и реализуют систему мер поддержки и профессиональной ориентации молодежи. Участвуют в реализации государственных программ Ставропольского края и ведомственных целевых программ, направленных на поддержку научной, творческой и предпринимательской деятельности молодежи. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях Ставропольского края.
2.14. Обеспечивают формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
2.15. Обеспечивают создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовки спортивного резерва.
Правительство:
2.16. При формировании бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год:
учитывает Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
предусматривает средства, необходимые для обеспечения выплаты заработной платы работникам государственных учреждений, учитывает при построении межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края средства на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений, с учетом ее повышения в размерах и сроки, предусмотренные для отдельных категорий работников указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, включая индексацию.
2.17. Обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование расходов по оплате труда работников государственных учреждений, в том числе коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений за работу в пустынных и безводных местностях, предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством Ставропольского края, перечисление органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края межбюджетных трансфертов, включающих расходы по оплате труда работников муниципальных учреждений.
2.18. Совершенствует нормативную правовую базу по вопросам оплаты труда работников и руководителей государственных учреждений в целях повышения качества государственных услуг (выполнения работ) и соответствия уровня оплаты труда работников качеству и результатам их труда.
2.19. Ежеквартально осуществляет мониторинг уровня оплаты труда руководителей государственных учреждений и муниципальных учреждений.
2.20. Устанавливает величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
2.21. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края регулирование и контроль за ценами и тарифами на услуги, реализуемые населению Ставропольского края, в пределах предоставленных полномочий.
2.22. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края предоставление льгот по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края.
2.23. Принимает меры по поддержке молодых семей, направленные на улучшение их жилищных условий.
Работодатели:
2.24. Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы работников путем ежегодной индексации заработной платы работников не ниже уровня инфляции.
2.25. Принимают меры по приближению размера тарифной ставки рабочего 1 разряда (минимальный оклад) к минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
2.26. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам. Не допускают дискриминации по отношению к работникам-совместителям и сезонным работникам. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, иных выплат, причитающихся работнику, производят их выплату с уплатой процентов (денежной компенсации) в соответствии с обязательствами, предусмотренными коллективным договором, соглашением, но не ниже 1/100 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации.
2.27. Информируют Правительство и Профсоюзы ежеквартально о размерах заработной платы и ее задолженности, принимаемых мерах по ее погашению.
2.28. Привлекают иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в своей организации только при условии обеспечения размера заработной платы работников, находящихся с ними в трудовых отношениях, не ниже среднемесячной заработной платы, сложившейся в соответствующем виде экономической деятельности Ставропольского края по итогам прошлого года.
2.29. Принимают меры по созданию и функционированию корпоративных пенсионных систем, заключают договоры с негосударственными пенсионными фондами в целях дополнительного пенсионного обеспечения работников, организуют электронный документооборот с органами Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.
2.30. При проведении мероприятий по реорганизации, реструктуризации организации сохраняют уровень заработной платы работников и их социальных гарантий, действовавших до начала их проведения, при условии, если это не ухудшает социально-экономическое положение работников.
2.31. Обеспечивают безусловное соблюдение норм законодательства Российской Федерации, в том числе, в части оформления трудовых отношений с работниками, не допуская использования наемного труда без оформления трудовых отношений.
2.32. В целях сохранения корпоративных традиций в коллективах и укрепления кадрового потенциала направляют первичным профсоюзным организациям денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
Профсоюзы:
2.33. Осуществляют контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы в организациях Ставропольского края. Добиваются устранения нарушений трудового законодательства, в том числе в вопросах оплаты труда, посредством деятельности комиссий по трудовым спорам, а также в судебном порядке. Вносят предложения соответствующим органам исполнительной власти Ставропольского края и органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края о рассмотрении условий оплаты труда в подведомственных организациях и ходе выполнения заключаемых отраслевых и территориальных соглашений.
2.34. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за перечислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, за расходованием средств социального страхования. Инициируют создание в организациях Ставропольского края комиссий по защите прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
2.35. Проводят организационно-разъяснительную работу в первичных профсоюзных организациях, направленную на защиту пенсионных прав работников. Совместно с государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обеспечивают выполнение программы совместных действий по реализации пенсионного законодательства.
2.36. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
Профсоюзы и Работодатели:
2.37. В целях повышения реального содержания заработной платы принимают меры по установлению в соглашениях и коллективных договорах размера тарифной ставки рабочего 1 разряда (минимальный оклад) приближенного к минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом.
2.38. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с территориальными, отраслевыми и настоящим Соглашением.
2.39. Принимают меры по включению в коллективные договоры обязательств, устанавливающих:
соотношение между минимальным и максимальным размером оплаты труда не более чем 1:8;
долю тарифной части оплаты труда (вознаграждения за труд) в структуре заработной платы, но не менее 65%;
порядок и сроки индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
меры по восстановлению стимулирующей роли заработной платы и повышению ее удельного веса в себестоимости продукции (услуг);
обязательность проведения независимой экспертизы, организуемой профсоюзом, в случае несвоевременной выплаты заработной платы с целью выявления и устранения ее причин;
порядок и размер выплаты работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, но не менее тарифной ставки рабочего первого разряда пропорционально соответствующему периоду;
выделение средств на социальную поддержку работников и членов их семей;
мероприятия, направленные на защиту пенсионных прав работников;
гарантии деятельности профсоюзной организации.
2.40. Создают в организации советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
III. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
Стороны:
3.1. Обеспечивают в рамках реализации государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения" содействие занятости населения Ставропольского края и защите граждан, проживающих на территории Ставропольского края, от безработицы.
3.2. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности, направленных на сохранение и создание рабочих мест, предотвращение массовых увольнений, осуществление опережающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
3.3. Содействуют реализации принципа приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации.
3.4. Содействуют расширению возможностей трудоустройства инвалидов. Осуществляют контроль за выполнением квоты и приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Ставропольского края.
3.5. При принятии решения о ликвидации организации или ее реорганизации руководствуются следующими критериями массового высвобождения работников:
а) ликвидация организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
10 человек в течение 30 календарных дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
5 процентов работающих в течение 30 календарных дней при численности занятых от 101 до 500 человек;
10 процентов работающих в течение 60 календарных дней при численности занятых от 501 человека и выше.
Более высокие требования к критериям массового высвобождения работников определяются в соглашениях и коллективных договорах.
3.6. Применяют результаты оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Ставропольском крае при принятии решений о целесообразности ее привлечения и использования, соблюдая приоритетное право граждан Российской Федерации на трудоустройство.
3.7. Способствуют созданию на территории Ставропольского края условий для легального ведения бизнеса, при которых исключено либо максимально затруднено осуществление неформальной занятости населения.
Правительство:
3.8. Организует проведение ежегодного анализа динамики положения на рынке труда Ставропольского края (ввод новых рабочих мест, сохранение действующих рабочих мест) по отраслям экономики.
3.9. Обеспечивает реализацию мероприятий государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 551-п.
3.10. Обеспечивает проведение оценки инвестиционных проектов на их соответствие критериям конкурсного отбора, в том числе их влияния на создание и сохранение рабочих мест при реализации каждого инвестиционного проекта с участием Работодателей.
3.11. Проводит оценку эффективности использования иностранной рабочей силы в Ставропольском крае.
3.12. Своевременно и объективно информирует Стороны о положении на рынке труда в Ставропольском крае.
3.13. Осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Ставропольского края.
3.14. Оказывает безработным гражданам услуги по психологической поддержке и профессиональной ориентации, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
3.15. Информирует население Ставропольского края о положении на рынке труда Ставропольского края, в том числе посредством размещения информации на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края.
Работодатели:
3.16. Обеспечивают в полном объеме выполнение Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
при проведении мероприятий, связанных с высвобождением работников по причинам ликвидации организаций, сокращении численности или штата, переходе на неполный режим рабочего времени;
по своевременному информированию государственных казенных учреждений занятости населения Ставропольского края о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе в счет установленной квоты для инвалидов, отдельных категорий несовершеннолетних граждан и молодежи, о предстоящем высвобождении работников, введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановке производства.
3.17. Принимают необходимые меры по сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.
3.18. Определяют количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов (квоту), исходя из среднесписочной численности работников без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
3.19. Принимают меры по соблюдению квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
3.20. Создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах заквотированных для них рабочих мест с учетом следующих условий:
1 специальное рабочее место при заквотированных рабочих местах от 4 до 10;
2 специальных рабочих места при заквотированных рабочих местах от 11 до 20;
3 специальных рабочих места при заквотированных рабочих местах от 21 до 50;
4 специальных рабочих места при заквотированных рабочих местах свыше 51.
3.21. Обеспечивают на договорной основе временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в организациях всех форм собственности в период летних каникул и в свободное от учебы время.
3.22. Обеспечивают приоритетное трудоустройство граждан Российской Федерации на вакантные рабочие места.
Профсоюзы:
3.23. Инициируют включение в коллективные договоры, соглашения следующих обязательств:
по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в организации;
по созданию дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите;
по выработке системы мер по материальной поддержке высвобождаемых работников;
по предоставлению работникам, уволенным в связи с ликвидацией либо сокращением штата (численности) организации, льгот и гарантий, сверх предусмотренных трудовым законодательством.
3.24. Осуществляют защиту трудовых прав и оказывают бесплатную юридическую помощь работающим членам профсоюза по вопросам занятости и трудовых отношений.
3.25. Осуществляют мониторинг неполной занятости в организациях, где имеются профсоюзные организации. Информируют о полученных данных органы службы занятости населения Ставропольского края, контрольно-надзорные органы.
3.26. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства при проведении мероприятий, связанных с сокращением численности или штатов.
Работодатели и Профсоюзы:
3.27. Включают в коллективные договоры, отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения и реализуют мероприятия по эффективной занятости населения, направленные на сохранение рабочих мест, обеспечение условий работы для молодых специалистов, предоставление высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.28. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной защиты женщин, в том числе применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели для женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, а также иные меры, направленные на расширение прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
3.29. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях перечень организационных или технологических условий, при которых в организации по инициативе работодателя может быть введен режим неполного рабочего дня или неполного рабочего времени для отдельных работников.
3.30. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
IV. В области развития кадрового потенциала
Стороны:
4.1. Осуществляют политику, направленную на формирование конкурентоспособных трудовых ресурсов, обеспечивающих необходимый уровень квалификации работников на основе внедрения профессиональных стандартов.
4.2. Обеспечивают рост числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.
4.3. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы поощрения и оценки заслуг человека труда через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, представление особо отличившихся работников к награждению государственными наградами и наградами Ставропольского края, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
4.4. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" принимают меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
4.5. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения Ставропольского края о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости.
4.6. Участвуют в организации и проведении краевых конкурсов профессионального мастерства, формируют предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий.
Правительство:
4.7. Проводит совместно с работодателями ежегодный мониторинг спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на среднесрочную перспективу с учетом реализации национальных проектов (программ), государственных программ Ставропольского края, инвестиционных проектов.
4.8. Разрабатывает прогнозы потребности экономики Ставропольского края в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, в территориальном разрезе по видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и направлениям подготовки (специальностям).
4.9. Устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольные цифры приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) за счет средств бюджета Ставропольского края.
4.10. Организует на конкурсной основе подготовку управленческих кадров в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров.
4.11. Содействует открытию на базе ведущих государственных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, ресурсных центров по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию рабочих кадров и специалистов.
4.12. Проводит работу по совершенствованию и развитию системы профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников организаций Ставропольского края.
4.13. Принимает меры по укреплению учебно-материальной базы государственных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования и повышению качества подготовки в них рабочих и специалистов.
4.14. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Ставропольского края.
4.15. Обеспечивает создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
4.16. Осуществляет выплаты стипендий Губернатора Ставропольского края наиболее одаренным учащимся и студентам, обучающимся по программам высшего, среднего профессионального образования, талантливой и творческой молодежи, юным спортсменам, аспирантам и докторантам государственных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.
4.17. Организует с участием Профсоюзов и Работодателей проведение в Ставропольском крае ежегодных конкурсов профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников.
Работодатели:
4.18. Ежегодно разрабатывают текущий и среднесрочный прогнозы потребности организаций в рабочих и специалистах и направляют предложения о потребности в кадрах в соответствующие органы исполнительной власти Ставропольского края и органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края для установления контрольных цифр приема образовательным организациям на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) за счет средств бюджета Ставропольского края.
4.19. Участвуют в создании и развитии системы профессиональных квалификаций, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов.
4.20. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями, организациями дополнительного профессионального образования по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников организаций Ставропольского края, по прохождению учебной, производственной, преддипломной практики и стажировки учащихся, мастеров производственного обучения; предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников; развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования Ставропольского края.
4.21. Организуют непосредственно в организации обучение персонала, повышают квалификацию работников организаций Ставропольского края путем освоения ими новых и смежных профессий, обеспечивают сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
4.22. С участием представительных органов работников разрабатывают планы-графики (программы) мероприятий по поэтапному переходу на профессиональные стандарты, включающие профессиональное образование и профессиональное обучение работников, получение ими дополнительного профессионального образования, программы мероприятий для работников предпенсионного возраста, а также прохождение независимой оценки квалификации за счет собственных средств.
4.23. Планируют и реализуют мероприятия по адаптации вновь принятых работников в организациях Ставропольского края. Активно используют потенциал наставничества при проведении первоначального обучения новых работников непосредственно в организации в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
4.24. По окончании профессионального обучения непосредственно в организации присваивают работникам квалификации (разряда, класса, категории и т.д.) по профессии согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих или профессиональным стандартам и предоставляют работу в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией и т.д.).
4.25. Гарантируют работникам, совмещающим работу с обучением в организации, или обучающимся в интересах организации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, без отрыва от производства создание необходимых условий, сохранение средней заработной платы на весь период обучения.
4.26. При повышении квалификационных разрядов или при повышении в должности учитывают успешное прохождение работниками профессионального обучения в организации, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также получение ими высшего или среднего профессионального образования.
4.27. В случаях массового высвобождения или ликвидации организации проводят за счет собственных средств опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование высвобождаемых работников до расторжения с ними трудовых договоров с учетом динамичности рынка труда и спроса на рабочую силу.
4.28. Предусматривают финансовые средства на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала не менее 20% среднесписочной численности работников организации в год.
4.29. Предусматривают систему мотивации труда работников в целях их профессионального развития.
4.30. Формируют резерв управленческих кадров в организациях Ставропольского края.
4.31. На договорной основе обеспечивают прием обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ставропольского края для прохождения производственной практики в организациях Ставропольского края. Выделяют не менее 1% рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных организаций.
4.32. Планируют охват внутрипроизводственным (с периодичностью не более 5 лет) обучением 80% работников крупных и средних организаций, а также опережающим профессиональным обучением 40-50% работников, подлежащих высвобождению.
4.33. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными организациями:
предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно в организации, устанавливают им доплаты;
определяют стипендиатов среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств организаций;
обеспечивают обучающихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики;
оказывают помощь в подготовке образовательных организаций к новому учебному году и работе в зимних условиях.
4.34. Организуют трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства в производственных подразделениях организаций, способствующие повышению производительности труда работников.
4.35. Участвуют в проведении краевых конкурсов профессионального мастерства "Лучший по профессии", во всероссийских конкурсах "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности".
4.36. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на трудоустройство и закрепление молодых кадров в организациях, проводят "дни открытых дверей", профориентационные экскурсии в организации для учащихся старших классов общеобразовательных организаций с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
Профсоюзы:
4.37. Отстаивают при заключении отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров интересы работников в части сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
Профсоюзы и Работодатели:
4.38. Вносят предложения по совершенствованию законодательства Ставропольского края, касающегося присвоения почетных званий, награждения ведомственными знаками отличия, в том числе присвоения звания "Ветеран труда Ставропольского края".
4.39. В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения производительности труда разрабатывают корпоративные программы по охране и укреплению здоровья работников, включающие добровольное медицинское страхование, организацию горячего питания, компенсацию (полную или частичную) стоимости питания и прочее.
V. В области охраны труда и экологической безопасности
Стороны:
5.1. Участвуют в решении вопросов улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в целях обеспечения достойного труда, формирования культуры безопасного труда.
5.2. Осуществляют разработку и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, промышленной безопасностью, охраной окружающей среды и экологической безопасностью, соответствующих современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия труда и стремление к нулевому травматизму.
5.3. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства, Федерального закона "О специальной оценке условий труда", Закона Ставропольского края "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Ставропольского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и нормативных правовых актов Ставропольского края в области охраны труда.
5.4. Обеспечивают социальную защиту работников от профессиональных рисков в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5.5. Организуют и проводят ежегодные смотры-конкурсы среди организаций Ставропольского края, направленные на пропаганду охраны труда.
5.6. Обеспечивают непрерывную подготовку руководителей и работников организаций Ставропольского края по охране труда на основе современных технологий обучения.
5.7. Реализуют превентивные меры, направленные на обеспечение лечебно-профилактического обслуживания и современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работников организаций Ставропольского края, на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
5.8. Реализуют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Ставропольского края.
5.9. Обеспечивают охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
5.10. Проводят акции "Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ/СПИД на рабочих местах" с применением метода экспресс тестирования на ВИЧ/СПИД.
5.11. Принимают меры по недопущению дискриминации и стигматизации работников, инфицированных ВИЧ.
5.12. Рассматривают на заседаниях Комиссии несчастные случаи на производстве, произошедшие со смертельным исходом и тяжелые несчастные случае, произошедшие в организациях Ставропольского края.
Правительство:
5.13. Обеспечивает реализацию подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 551-п.
5.14. Ежегодно проводит сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях Ставропольского края. Информирует работодателей и профсоюзы о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях Ставропольского края.
5.15. Обеспечивает координацию и методическое руководство работой в области охраны труда. Содействует деятельности организаций Ставропольского края, оказывающих услуги в области охраны труда.
5.16. Совершенствует систему обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций Ставропольского края. Принимает меры по повышению качества обучения по охране труда в организациях Ставропольского края и совершенствованию образовательной деятельности учебных центров по охране труда.
5.17. Оказывает содействие работодателям в обеспечении работников качественными, сертифицированными средствами индивидуальной защиты через организацию и проведение специализированных выставок средств индивидуальной защиты, разъяснительной работы в организациях Ставропольского края и т.д. Принимает меры по финансированию мероприятий по специальной оценке условий труда в государственных казенных учреждениях.
5.18. Во взаимодействии с государственным учреждением - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет меры по повышению экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Работодатели:
5.19. Обеспечивают безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.20. Разрабатывают годовые комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий и обеспечивают их финансирование в соответствии с коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
5.21. Проводят целенаправленную работу по созданию и укреплению действующих служб (специалистов) охраны труда. В целях создания соответствующих условий работы служб (специалистов) охраны труда и проведения профилактической работы создают кабинеты по охране труда, содействуют повышению квалификации специалистов службы охраны труда не реже одного раза в пять лет.
5.22. Обеспечивают соблюдение норм и условий предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывают программы по сокращению и выведению из производства рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.23. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие неблагоприятное воздействие на работника. Принимают меры по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников.
5.24. За счет собственных средств предусматривают профилактическое лечение работников, в том числе приобретение путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение тем из них, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения работников и компенсацию затрат по оформлению ими личных медицинских книжек. Обеспечивают санитарно-бытовое обслуживание работников, принимают меры по организации общественного питания, включая горячее и диетическое.
5.25. В рамках реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на соответствующий год и плановый период организуют проведение диспансеризации работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения диспансеризации (не менее 1 рабочего дня 1 раз в год).
5.26. За счет собственных средств создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
5.27. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением требований трудового законодательства, в том числе предоставлением соответствующей информации и документов в уполномоченные органы.
5.28. Предусматривают в коллективных договорах меры материального поощрения и предоставление оплачиваемого отпуска уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения ими своих общественных обязанностей, предоставляют уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов не менее 2 часов в неделю с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время реализации их полномочий, осуществляют меры по созданию им условий для эффективной работы, содействуют профсоюзным организациям в проведении ежегодных смотров-конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда", проведении в организациях Ставропольского края "дней охраны труда".
5.29. Принимают меры по добровольному дополнительному страхованию работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.30. Обеспечивают информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве.
5.31. Разрабатывают и внедряют системы управления охраной труда, оценки и управления профессиональными рисками, программы "нулевого травматизма".
5.32. Обеспечивают предоставление информации о состоянии условий и охраны труда, в том числе о результатах проведения специальной оценки условий труда, в органы местного самоуправления, осуществляющие отдельные государственные полномочия Ставропольского края в области охраны труда.
5.33. Проводят специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
5.34. Выплачивают работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (3 класс), компенсационные выплаты в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации в размерах:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - не менее 4% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - не менее 8% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - не менее 12% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - не менее 24% оклада (ставки заработной платы) работника;
работникам, занятым на работах с опасными условиями труда (4 класс) - не менее 30% оклада (ставки заработной платы) работника.
5.35. Устанавливают в соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени)- не менее 7 календарных дней;
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - не менее 10 календарных дней;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - не менее 12 календарных дней;
работникам, занятым на работах с опасными условиями труда (4 класс) - не менее 14 календарных дней.
Профсоюзы:
5.36. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения по охране труда, дополнительных гарантий и компенсаций работникам за работу в условиях, не соответствующих нормативам (гигиеническим нормативам) условий труда.
5.37. Вносят в установленном порядке предложения по экспертизе условий труда на рабочих местах и оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; по определению критериев отбора организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (по проведению специальной оценки условий труда, обучению по охране труда, по приобретению средств индивидуальной и коллективной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств).
5.38. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защищают (в том числе в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь, консультирование и защиту членов профсоюзов по вопросам охраны труда.
5.39. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями прав и законных интересов работников в области охраны труда, вносят работодателям предложения об устранении выявленных нарушений при осуществлении данного контроля, информируют об этом соответствующие государственные органы.
5.40. Формируют комитеты (комиссии) по охране труда и вводят институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов в организациях Ставропольского края, вносят работодателям предложения по их обучению и организации их эффективной работы.
5.41. Информируют членов профсоюза, работников организаций Ставропольского края о состоянии условий и охраны труда в Ставропольском крае, отдельных видах экономической деятельности в Ставропольском крае, изменениях в трудовом законодательстве, в том числе посредством издания и распространения справочно-методической литературы по охране труда в организациях Ставропольского края.
5.42. Принимают участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок в области охраны труда и окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
5.43. Участвуют в организации и проведении "дней охраны труда".
5.44. Оказывают содействие внедрению отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Ставропольского края.
5.45. Во взаимодействии со Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках законодательства Российской Федерации осуществляют мониторинг несчастных случаев на производстве. Проводят мероприятия по профилактике несчастных случаев на производстве (обучающие семинары, совещания и пр.).
5.46. Разрабатывают и внедряют механизм независимой экспертизы условий труда, осуществляют мониторинг и контроль качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в организациях Ставропольского края.
VI. В области развития социального партнерства
Стороны:
6.1. Реализуют принципы социального партнерства.
6.2. Проводят в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края и принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение.
6.3. Обеспечивают безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Ставропольского края по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
6.4. Принимают меры по совершенствованию нормативной правовой и договорной базы социального партнерства в Ставропольском крае.
6.5. Не реже 1 раза в год на заседаниях своих коллегиальных органов рассматривают ход, итоги реализации соглашений и коллективных договоров.
6.6. Продолжают работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Ставропольского края, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм, в том числе, саморегулируемых организаций, а также представительств российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
6.7. Проводят разъяснительную работу о преимуществах договорных отношений в сфере труда и соблюдении трудовых прав работников в виде круглых столов, семинаров-совещаний, публикаций в средствах массовой информации, уделяя особое внимание субъектам малого и среднего предпринимательства.
6.8. Содействуют в рамках имеющихся полномочий развитию на краевом, отраслевом, территориальном уровнях повышению эффективности деятельности органов социального партнерства: разрабатывают методические рекомендации, проводят совместное обучение представителей Сторон по актуальным вопросам регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивают организационно-методическое сопровождение коллективно-договорного регулирования на всех уровнях социального партнерства.
6.9. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях Ставропольского края.
6.10. Обеспечивают рост числа коллективных договоров, соглашений путем вовлечения более широкого круга работников, работодателей в переговорные процессы. Включают в коллективные договоры и соглашения критерии их выполнения по согласованным перечням социально-экономических показателей.
6.11. Проводят ежегодные конкурсы на лучшую организацию работы по развитию социального партнерства в сфере труда.
6.12. Содействуют принятию мер по предотвращению трудовых конфликтов, возникающих в области социально-трудовых отношений.
6.13. Официально информируют друг друга о готовящихся мероприятиях, разрабатываемых документах с целью реализации Соглашения, решения других социально-экономических проблем.
6.14. Информируют друг друга о работе, проведенной по выполнению Соглашения, и достигнутых результатах.
6.15. Договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
6.16. Каждая из Сторон после подписания Соглашения разрабатывает план мероприятий по реализации принятых обязательств.
6.17. Разрабатывают при необходимости рекомендации Сторон Комиссии по социально-трудовым вопросам.
Правительство:
6.18. Проводит консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение с социальными партнерами проектов программ социально-экономического развития Ставропольского края, законодательных и нормативных правовых актов Ставропольского края в сфере социально-трудовых отношений. Решения Сторон социального партнерства по направленным проектам программ социально-экономического развития, законодательных и нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Ставропольского края, принимающими указанные акты.
6.19. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов Ставропольского края, ухудшающих социально-экономическое положение работников, работодателей без предварительного их обсуждения со Сторонами.
6.20. Организует обучение работодателей, работников, их представителей но вопросам охраны труда, организации социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров.
6.21. Проводит мониторинг и анализ заключения соглашений на всех уровнях социального партнерства, и коллективных договоров в организациях Ставропольского края, а также работы органов социального партнерства. Информацию о состоянии и развитии социального партнерства в Ставропольском крае размещает на официальном сайте органов исполнительной власти Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодно.
6.22. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей краевых объединений организаций профсоюзов и объединений работодателей в работе формируемых органами исполнительной власти Ставропольского края постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы в сфере труда.
6.23. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей Профсоюзов и Работодателей в работе консультативных и совещательных органов, образованных при Правительстве Ставропольского края, при рассмотрении вопросов социально-трудовых и экономических отношений.
6.24. Содействует реализации права работодателей на объединение, обеспечивает их участие в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых и экономических отношений. Оказывает поддержку объединениям работодателей как социально-ориентированным некоммерческим организациям. Создает условия стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.
6.25. Обеспечивает организацию социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на пропаганду достойного труда, системы социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей по укреплению социально-трудовых отношений в Ставропольском крае.
6.26. Включает в инвестиционные договоры, в том числе заключаемые с иностранными инвесторами, условия о присоединении к настоящему Соглашению, а также об обеспечении условий оплаты труда в соответствии с действующими отраслевыми соглашениями, настоящим Соглашением.
Работодатели:
6.27. Содействуют созданию объединений работодателей на всех уровнях социального партнерства, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений. Защищают права и охраняемые законом интересы своих членов (объединений работодателей, субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации и прочих членов). Наделяют своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участие в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров.
6.28. Обеспечивают соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях Ставропольского края.
6.29. Предоставляют неосвобожденным от основной работы членам выборных органов профсоюзных организаций время для участия в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка в размере не ниже средней заработной платы.
6.30. Способствуют реальному участию работников в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы.
6.31. Поддерживают инициативу профсоюзов в заключении коллективных договоров и соглашений, создании комиссий по трудовым спорам в организациях Ставропольского края.
6.32. Предоставляют соглашения и коллективные договоры в органы по труду для уведомительной регистрации.
Профсоюзы:
6.33. Проводят мероприятия по заключению коллективных договоров и соглашений всех уровней.
6.34. Осуществляют контроль за выполнением обязательств коллективных договоров и соглашений.
6.35. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
6.36. Оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.
6.37. Инициируют создание комиссий по трудовым спорам в организациях Ставропольского края и оказывают содействие работодателям и работникам в их создании.
6.38. Продолжают работу по восстановлению и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях Ставропольского края.
VII. Организация контроля за выполнением обязательств Соглашения
7.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения самостоятельно.
7.2. При обсуждении итогов выполнения Соглашения Стороны учитывают перечень социально-экономических показателей, являющихся приложением 2 к настоящему Соглашению.
7.3. Стороны договорились считать отказ от присоединения к настоящему Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, мотивированным при предоставлении ими соответствующих документов, отражающих финансово-экономическое положение данного хозяйствующего субъекта, а также перечня мероприятий по поэтапному выполнению обязательств Соглашения.
7.4. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.
7.5. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
Председатель Территориального союза "Федерация профсоюзов Ставропольского края" |
Т.И. Чечина |
Президент Регионального Союза работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" |
В.М. Гурьянов |
Приложение 1
к Соглашению между
Правительством Ставропольского
края, Территориальным союзом
"Федерация профсоюзов
Ставропольского края" и Региональным
Союзом работодателей Ставропольского
края "Конгресс деловых кругов
Ставрополья" на 2019 - 2021 годы
Перечень
основных показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края и проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год, по которым проводятся консультации Сторон
В качестве основных показателей, характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Ставропольского края и проекта бюджета Ставропольского края, предлагаются следующие.
Показатели прогноза социально-экономического развития Ставропольского края:
фонд заработной платы;
доля заработной платы в валовом региональном продукте;
индексация оплаты труда работников государственных казенных учреждений, а также государственных бюджетных и автономных учреждений Ставропольского края, получающих субсидии для финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике Ставропольского края;
реальные располагаемые денежные доходы населения;
величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети);
уровень жизни населения (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума);
общая численность безработных;
уровень безработицы в процентах к экономически активному населению;
уровень регистрируемой безработицы.
Показатели проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год:
расходы бюджета Ставропольского края на социальную сферу;
увеличение расходов бюджета Ставропольского края на социальную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;
финансовая помощь местным бюджетам и доля получаемых муниципальными образованиями Ставропольского края дотаций из бюджета Ставропольского края в бюджете муниципального района (городского округа) Ставропольского края;
доля социальных затрат в общей структуре расходов бюджета Ставропольского края (включая ее дифференциацию - на образование, здравоохранение и физическую культуру и спорт, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку, молодежную политику), в том числе в процентах к валовому региональному продукту;
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотношение с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения края;
размер оплаты труда работников государственных казенных учреждений Ставропольского края, а также государственных бюджетных и автономных учреждений Ставропольского края, получающих субсидии для финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
объем средств бюджета Ставропольского края, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;
социальная классификация расходов бюджета Ставропольского края по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов бюджета Ставропольского края, направляемых на решение конкретных социальных задач, - сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства, инвалидов и др.).
Приложение 2
к Соглашению между
Правительством Ставропольского
края, Территориальным союзом
"Федерация профсоюзов
Ставропольского края" и Региональным
Союзом работодателей Ставропольского
края "Конгресс деловых кругов
Ставрополья" на 2019 - 2021 годы
Перечень
социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению Сторонами при подведении итогов выполнения Соглашения
1. Валовой региональный продукт:
в соответствующих ценах, млн. руб.
индекс физического объема, процент к предыдущему году.
2. Объем промышленной продукции, объем продукции сельского хозяйства.
3. Инвестиции в основной капитал.
4. Расходы бюджета Ставропольского края на социальную сферу.
5. Объем средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости населения края.
6. Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел.
7. Средняя продолжительность жизни мужчин, женщин, лет.
8. Общий коэффициент рождаемости (на 1000 чел.).
9. Общий коэффициент смертности (на 1000 чел.).
10. Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел.
11. Денежные доходы на душу населения, руб.
12. Начисленная среднемесячная заработная плата, в том числе в разрезе видов экономической деятельности, руб.
13. Среднемесячный доход от трудовой деятельности, руб.
14. Реальная заработная плата работников организаций в целом по экономике, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года.
15. Удельный вес тарифного заработка в общей сумме заработной платы.
16. Просроченная задолженность по заработной плате, тыс. руб.
17. Среднемесячный размер начисленных пенсий, руб.
18. Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года.
19. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, руб.
20. Отношение к величине прожиточного минимума среднедушевых доходов всего населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, среднего размера начисленных пенсий, процент.
21. Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных слоев населения.
22. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процент.
23. Индекс потребительских цен, процент.
24. Структура расходов населения (питание, оплата услуг, приобретение товаров и т. д.).
25. Численность экономически активного населения (на конец периода), тыс. чел.
26. Численность занятых в экономике, тыс. чел.
27. Число высокопроизводительных рабочих мест.
28. Средняя численность лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
29. Общая численность безработных, тыс. чел.
30. Уровень общей безработицы, процент.
31. Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.
32. Уровень официально зарегистрированных безработных, процент.
33. Длительность поиска работы зарегистрированными безработными.
34. Средний размер пособия по безработице, руб.
35. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости, тыс. чел.
36. Численность граждан, направленных на профессиональное обучение государственными учреждениями службы занятости населения, чел.
37. Численность иностранных граждан, получивших патент на осуществление трудовой деятельности физических и юридических лиц.
38. Число территорий Ставропольского края с напряженной ситуацией на рынке труда.
39. Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиях труда, в т.ч. женщин, процент.
40. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, в том числе со смертельным исходом, чел.
41. Доля (количество) законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, одобренных Сторонами комиссии и принятых Думой Ставропольского края и (или) Правительством Ставропольского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 января 2019 г. N 22-рп "Об утверждении Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом "Федерация профсоюзов Ставропольского края" и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2019 - 2021 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 16 января 2019 г.
Соглашение, утвержденное настоящим распоряжением, вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2021 года включительно
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 17 января 2019 г.