1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики в Ставропольском крае на 2019 - 2021 годы (далее - Концепция).
2. Поручить министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с министерством образования Ставропольского края, министерством экономического развития Ставропольского края, управлением по молодежной политике аппарата Правительства Ставропольского края в месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения разработать и внести в Правительство Ставропольского края проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края руководствоваться Концепцией при разработке и осуществлении мероприятий по регулированию рынка труда и развитию кадрового потенциала муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Афанасова Н.Н.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Ставропольского края
от 02 июля 2019 г. N 314-р
Концепция
кадровой политики в Ставропольском крае на 2019 - 2021 годы
I. Общие положения
Концепция кадровой политики в Ставропольском крае (далее - кадровая политика) на 2019 - 2021 годы направлена на создание в Ставропольском крае целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития конкурентоспособного кадрового потенциала различных видов экономической деятельности в Ставропольском крае, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач.
Настоящая Концепция разработана с учетом стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития края), а также с учетом государственных программ Ставропольского края в экономике и социальной сфере.
II. Состояние рынка труда края и прогнозы использования трудовых ресурсов в Ставропольском крае
В рамках реализации Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 20 января 2016 г. N 22-р (далее - Концепция кадровой политики на 2016 - 2018 годы), и Плана мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 20 января 2016 г. N 22-р, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 84-рп (далее - План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики на 2016 - 2018 годы), удалось осуществить мероприятия по повышению конкурентоспособности работников организаций Ставропольского края (далее - организации края).
Развитие в Ставропольском крае системы социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений позволило реализовать мероприятия по обеспечению государственных гарантий в области занятости населения Ставропольского края (далее - население края), повышению качества рабочих мест, совершенствованию системы оплаты труда, внедрению новых форм и методов управления персоналом, а также оптимизировать привлечение иностранных работников на рынок труда Ставропольского края (далее - рынок труда края).
Численность высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников выросла за 2016 - 2018 годы с 31,3 до 32,1 процента.
Снизился дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда края, в результате напряженность на рынке труда края за указанный период снизилась с 1,0 до 0,4 человек на одно вакантное место.
Принятие настоящей Концепции обусловлено необходимостью совершенствования правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие трудовых ресурсов с учетом процессов технологической модернизации производства, социально-экономического развития Ставропольского края, динамики рынка труда края и демографической ситуации в Ставропольском крае в целях обеспечения экономики и социальной сферы Ставропольского края востребованными квалифицированными кадрами.
Анализ состояния рынка труда края во взаимосвязи с экономической ситуацией, уровнем инвестиционной активности в Ставропольском крае, состоянием системы профессионального образования свидетельствует о том, что Ставропольский край обладает значительным трудовым потенциалом.
В 2018 году численность трудовых ресурсов в Ставропольском крае сократилась по сравнению с 2017 годом на 0,7 процента и составила 1646,9 тыс. человек.
На формирование численности трудовых ресурсов в Ставропольском крае оказывает влияние складывающаяся в Ставропольском крае демографическая ситуация. Численность населения края в 2018 году уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 5,4 тыс. человек (0,1 процента) и составила 2795,2 тыс. человек.
Устойчивое развитие экономики Ставропольского края в течение 2018 года позволило повысить уровень жизни населения края, снизить численность безработных и обеспечить более эффективное использование трудовых ресурсов в Ставропольском крае. Ситуация на рынке труда края в 2018 году характеризовалась положительной динамикой по всем основным показателям.
Численность экономически активного населения края по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 23,7 тыс. человек (на 1,8 процента) и составила 1377,2 тыс. человек.
В экономике Ставропольского края было занято 1308,2 тыс. человек, что на 24,9 тыс. человек (на 1,9 процента) больше, чем в 2017 году.
Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее - методология МОТ), снизилась на 1,2 тыс. человек (на 1,7 процента) и составила 69,0 тыс. человек. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, сократился с 5,2 процента в 2017 году до 5,0 процента в 2018 году.
В целях реализации Соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Ставропольского края о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Ставропольском крае, от 25 января 2018 г. N 7/2018 (л) в 2018 году выявлено 106,6 тыс. работников, с которыми не заключены трудовые договоры. Восстановлены трудовые права 106,6 тыс. работников.
В рамках реализации государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 612-п (далее - государственная программа Ставропольского края), государственными казенными учреждениями занятости населения Ставропольского края (далее - учреждения занятости населения) проводились мероприятия по трудоустройству граждан, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы, переобучению и поддержке предпринимательской инициативы безработных граждан.
В течение 2018 года в учреждения занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 39,0 тыс. человек, из них трудоустроено 25,4 тыс. человек или 65,2 процента.
По состоянию на 31 декабря 2018 года уровень регистрируемой безработицы в Ставропольском крае составил 0,7 процента (в 2017 году - 0,9 процента).
На 01 января 2019 года соотношение числа незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную работодателями Ставропольского края (далее - работодатели края) вакансию (напряженность на рынке труда края) снизилось до 0,4 человека (на 01 января 2018 года - 0,5 человека на одно вакантное место).
Максимальный коэффициент напряженности на рынке труда края в 2018 году наблюдался в сельской местности, особенно в восточных районах Ставропольского края. Так, на одно вакантное место в Левокумском муниципальном районе приходилось 9,9 человека, в Степновском муниципальном районе - 8,2 человека, в Арзгирском муниципальном районе - 8,7 человека, в Апанасенковском муниципальном районе - 5,9 человека, в Курском муниципальном районе - 5,8 человека. Минимальный коэффициент напряженности на рынке труда сложился в городах-курортах Пятигорске (0,1 человека на одно вакантное место), Железноводске, Кисловодске, в городе Ставрополе и Минераловодском городском округе (0,2 человека на одно вакантное место).
Низкий уровень напряженности на рынке труда свидетельствует о нехватке трудоспособного населения необходимой квалификации.
В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда края особую актуальность приобретает разработка прогноза потребности в кадрах экономики Ставропольского края (далее - прогноз потребности в кадрах).
В рамках реализации Концепции кадровой политики на 2016 - 2018 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции кадровой политики на 2016 - 2018 годы ежегодно разрабатывался прогноз потребности в кадрах на долгосрочную перспективу.
По данным проведенного исследования прогноз потребности в кадрах в 2018 - 2024 годах составляет от 103,3 до 120,6 тыс. человек ежегодно.
Прогноз потребности в кадрах в 2018 году в обследованных организациях края по основным видам экономической деятельности свидетельствует о том, что наибольшую потребность в кадрах испытывают расположенные на территории Ставропольского края организации здравоохранения - 18,2 процента, организации сельского хозяйства - 16,9 процента, образовательные организации - 3,5 процента, организации обрабатывающих производств - 12,3 процента, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 10,3 процента, организации оптовой и розничной торговли - 7,8 процента, организации транспорта и связи, строительства, финансовой деятельности - 4,8 процента, организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 2,4 процента.
Прогноз потребности в кадрах в 2018 - 2024 годах показывает снижение потребности в кадрах в финансовой деятельности на 36,9 процента, в образовании - на 30,9 процента, в обрабатывающих производствах - на 21,0 процента, в сельском хозяйстве - на 16,4 процента.
В таких отраслях как оптовая и розничная торговля, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, здравоохранение работодатели края, наоборот, заявляют об увеличении потребности в кадрах от 6,7 до 13,4 процента.
В муниципальных образованиях Ставропольского края прогнозируется увеличение числа граждан, занятых в экономике Ставропольского края, причем наиболее высокими темпами это ожидается в городах Ставрополе и Невинномысске, в городах-курортах Кисловодске и Пятигорске, в Ипатовском, Изобильненском, Георгиевском городских округах, а также Шпаковском, Буденновском, Кочубеевском и Курском муниципальных районах.
В перечень профессий рабочих и специалистов для изучения прогноза потребности в кадрах в 2018 - 2024 годах включены профессии квалифицированных рабочих (53,5 процента), специалистов со средним профессиональным образованием (20,8 процента) и специалистов с высшим образованием (25,7 процента).
Прогноз потребности в кадрах в 2018 - 2024 годах показывает, что наибольшим спросом у работодателей края по-прежнему пользуются профессии квалифицированных рабочих. В 2018 - 2024 годах в общей прогнозируемой потребности в кадрах рабочие профессии составят 62,4 процента, а удельный вес профессий квалифицированных рабочих достигает уровня 65,3 процента.
В настоящее время система профессионального образования Ставропольского края включает 115 образовательных организаций профессионального образования Ставропольского края (далее - образовательные организации края) всех форм собственности, включая филиалы, с общей численностью обучающихся более 130,0 тыс. человек, в том числе:
35 образовательных организаций края высшего образования с общей численностью обучающихся 72,5 тыс. человек (из них 6 государственных образовательных организаций края и 20 их филиала, 11 негосударственных образовательных организаций края высшего образования);
80 образовательных организаций края с общей численностью обучающихся 50,0 тыс. человек, из них: 50 государственных образовательных организаций края и 30 негосударственных образовательных организаций края.
В ведомственном подчинении министерства образования Ставропольского края (далее - минобразования края) находятся 33 образовательные организации края, в том числе:
2 образовательные организации края высшего образования с общей численностью обучающихся 11,4 тыс. человек;
31 образовательная организация края с общей численностью обучающихся 30,3 тыс. человек.
Основными отраслями, для которых осуществляется подготовка в Ставропольском крае рабочих кадров и специалистов среднего звена, являются: строительство, образование, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, связь.
Ежегодно в образовательных организациях края выпускается около 9,0 тыс. специалистов, из которых более половины (53,0 процента) трудоустраиваются.
Основной проблемой на рынке труда края остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре. Причем существует дефицит как неквалифицированных рабочих, так и рабочих высокого и среднего уровня квалификации. Ощущается нехватка неквалифицированных рабочих, занятых на строительно-монтажных и дорожных работах, в здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве (подсобных рабочих, дорожных рабочих, грузчиков, сторожей, дворников). Специалисты с высшим образованием востребованы в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и в сфере предоставления социальных услуг.
Также в числе наиболее актуальных проблем состояния кадрового потенциала следует отметить следующие:
"старение" кадров в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования и культуры);
уменьшение численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательном сальдо миграции населения;
слабое закрепление молодых специалистов в организациях отраслей реальной экономики (промышленности, строительства, топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи и телекоммуникаций, малого и среднего (производственного) бизнеса);
недостаточно активное участие организаций отраслей реальной экономики и организаций бюджетной сферы в формировании сбалансированного регионального заказа образовательным организациям края в подготовке кадров;
отсутствие в финансовых планах большинства организаций затрат на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников.
С целью формирования кадрового состава, способного эффективно решать стратегические задачи социально-экономического развития Ставропольского края, необходимо принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера.
III. Цель, задачи, принципы и приоритетные направления кадровой политики
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года для обеспечения высокого темпа роста производительности труда и решения системных проблем в экономике одним из приоритетов выделена подготовка современных кадров, создание мощной научно-технологической базы.
Целью кадровой политики является создание условий для формирования механизмов, обеспечивающих экономику и социальную сферу Ставропольского края востребованными квалифицированными кадрами.
Основополагающими принципами кадровой политики являются:
системность, легитимность и открытость;
комплексность - учет всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние рынка труда края;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
профессионализм и компетентность - развитие знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного осуществления деятельности в динамично изменяющейся экономической ситуации.
Достижение цели кадровой политики должно обеспечиваться посредством решения следующих ее задач:
создание системы управления кадровым потенциалом, базирующейся на экономических стимулах и социальных гарантиях, способствующих гармоничному сочетанию интересов как работодателей края, так и работников, и развитию их социально-трудовых отношений;
формирование и развитие кадрового потенциала как важнейшего ресурса, способного обеспечить намеченные темпы социально-экономического развития Ставропольского края;
повышение эффективности подготовки кадров в образовательных организациях края в соответствии с запросами рынка труда края;
развитие системы кадрового обеспечения, механизмов подготовки и переподготовки кадров по специальностям, соответствующим потребностям высокотехнологичных и инновационных производств;
совершенствование системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда края в кадрах различных профессий, специальностей и квалификаций;
формирование заказа на подготовку кадров в образовательных организациях края органами исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края);
развитие образовательного комплекса, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных работников на рынке труда края;
создание благоприятных условий для привлечения и удержания высококвалифицированных кадров;
повышение престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования, популяризация востребованных рабочих профессий технических направлений подготовки и перспективных специальностей;
формирование системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры;
подготовка управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям;
создание системы центров независимой оценки квалификации; создание условий для взаимодействия работодателей края и образовательных организаций края;
привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности, где наблюдается дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;
содействие совершенствованию системы кадровой работы в организациях края, направленной на наиболее полное удовлетворение их потребности в квалифицированных кадрах;
обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, развитие системы отраслевых тарифных соглашений, расширение социальных функций коллективных договоров;
формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных;
создание и развитие эффективной системы информирования граждан по вопросам развития кадрового потенциала в Ставропольском крае.
В рамках решения задач, определенных в настоящей Концепции, выделены следующие приоритетные направления кадровой политики:
совершенствование системы прогнозирования потребности в кадрах в Ставропольском крае;
развитие системы социального партнерства в Ставропольском крае по вопросам подготовки кадров и развития трудовых ресурсов, обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда работников, обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
кадровое обеспечение инвестиционного и инновационного процесса в Ставропольском крае;
формирование системы подготовки кадров, обеспечивающей повышение производительности труда;
ориентация системы профессионального образования на удовлетворение потребности рынка труда края по объемам, профессионально-квалификационной структуре, качеству подготовки кадров;
создание условий для развития кадрового потенциала молодежи в Ставропольском крае;
совершенствование кадровой политики в отношении граждан предпенсионного возраста в Ставропольском крае.
1. Совершенствование системы прогнозирования потребности в кадрах в Ставропольском крае
Прогноз потребности в кадрах разрабатывается с учетом задач социально-экономического развития и стратегий развития Ставропольского края, обеспечения благоприятного инвестиционного климата на долгосрочную перспективу (до 7 лет) с ежегодной корректировкой.
В разработке прогноза потребности в кадрах принимают участие органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления края, а также работодатели края.
Органы исполнительной власти края представляют:
данные к балансу трудовых ресурсов в Ставропольском крае;
перечни профессий, специальностей и направлений подготовки квалифицированных кадров для проведения анкетирования работодателей края о прогнозе потребности в кадрах по курируемым направлениям деятельности;
прогноз потребности в кадрах по планируемым инвестиционным проектам.
Показатели прогноза потребности в кадрах используются для:
регулирования рынка труда края и совершенствования кадрового потенциала с учетом стратегических ориентиров развития Ставропольского края;
определения направлений развития системы профессионального образования, формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки квалифицированных кадров, востребованных в экономике и социальной сфере Ставропольского края, актуализации образовательных программ профессионального образования;
совершенствования взаимодействия образовательных организаций края с работодателями края и инвесторами;
определения контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Прогноз потребности в кадрах разрабатывается на основе анализа существующей ситуации и выявления тенденций на рынке труда края и в социально-экономическом развитии Ставропольского края с учетом информации:
о численности работников, занятых в экономике Ставропольского края (далее - работники, занятые в экономике края), в соответствии с балансом трудовых ресурсов по Ставропольскому краю, по основным видам экономической деятельности в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края;
о динамике численности работников организаций края за три года, предшествующих первому году прогнозного периода, включая оценку года, в котором разрабатывается прогноз потребности в кадрах;
о численности населения края трудоспособного возраста и экономически активного населения края с учетом демографических и миграционных процессов;
о дополнительных потребностях в квалифицированных кадрах, необходимых для замещения новых рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционных проектов в разрезе видов экономической деятельности, с учетом обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) рабочих, служащих и специалистов;
о мониторинге и прогнозировании потребностей в кадрах, предложениях по формированию перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров, востребованных в экономике Ставропольского края.
2. Развитие системы социального партнерства в Ставропольском крае по вопросам подготовки кадров и развития трудовых ресурсов, обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда работников, обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
В целях кадрового обеспечения организаций края необходимо использовать следующие механизмы социального партнерства:
включение положений по профессиональной подготовке кадров, обеспечению кадрами приоритетных отраслей экономики Ставропольского края и развитию кадрового потенциала в Соглашение между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом "Федерация профсоюзов Ставропольского края" и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2019 - 2021 годы;
установление в соглашениях различного уровня обоснованной дифференциации заработной платы в зависимости от квалификации работников, специфики, качества и результатов их труда;
регулирование вопросов кадрового обеспечения при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях края;
привлечение работодателей края к участию в финансировании подготовки необходимых им высококвалифицированных кадров, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых в различных сферах экономики Ставропольского края;
содействие включению в коллективные договоры дополнительных гарантий для молодых специалистов и условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
содействие созданию условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов;
реализация комплекса мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение краевых конкурсов.
Повышение заработной платы работников организаций края небюджетной сферы будет осуществляться в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Соглашением между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом "Федерация профсоюзов Ставропольского края" и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2019 - 2021 годы, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 января 2019 г. N 22-рп, предусмотрены обязательства работодателей края по ежегодному повышению уровня реальной заработной платы работников путем ежегодной индексации заработной платы не ниже уровня инфляции, приближению минимального размера тарифной ставки (минимального оклада) к минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законодательством.
Обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, основывается на:
организации рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
обязательном социальном страховании работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
обеспечении работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя края;
обучении работника безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя края;
установлении работнику гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, обеспечивается соблюдением соответствующих требований законодательства Российской Федерации об охране труда, условиях труда на рабочем месте, безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применением средства индивидуальной защиты, соблюдением режимы труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством.
3. Кадровое обеспечение инвестиционного и инновационного процесса в Ставропольском крае
Одной из основ устойчивого социально-экономического развития Ставропольского края является его активная инновационная деятельность. Процессы, происходящие в экономических системах на основе инновационной составляющей, требуют постоянного обновления профессиональных навыков, переподготовки и повышения квалификации кадров, организации их непрерывного образования. Новая модель экономического развития вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию и постоянно повышать квалификацию.
В этих условиях необходимо развивать инвестиционный и инновационный потенциал экономики Ставропольского края, реконструировать его в сфере малого и среднего бизнеса, содействовать объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных предприятий, обеспечивать внедрение высокотехнологичных разработок, оказывать прямую и косвенную поддержку инвестиционной и инновационной деятельности и прикладным научным исследованиям в организациях края. На сегодняшний день в Ставропольском крае сформированы все составляющие, необходимые для развития инновационной деятельности, в том числе:
высокая концентрация образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
наличие высокотехнологичных промышленных производств; развитая коммуникационная инфраструктура, способствующая обмену знаниями и технологиями.
В Ставропольском крае в рамках Соглашения о сотрудничестве между Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и Правительством Ставропольского края от 27 июля 2018 г. (далее - Союз "Ворлдскиллс Россия") реализуются мероприятия по внедрению Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста (далее - Стандарт).
Стандарт учитывает результаты реализации системного проекта Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования", результаты развития движения Ворлдскиллс в России, лучшие практики кадрового обеспечения субъектов Российской Федерации.
Основой любой экономической системы являются компетентные, высокопрофессиональные, образованные кадры. Именно от их деятельности зависит эффективность использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов.
В Ставропольском крае все большее число граждан получает высшее образование, но необходимо еще больше поднять престиж инженерных и технических специальностей, а также точных наук, медицины, биологии.
Основными отраслями, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров, являются строительство, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, связь.
Вместе с тем на рынке труда края наблюдается дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, в том числе отсутствует сбалансированность в подготовке квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики Ставропольского края.
Система подготовки кадров, структура ее направлений, специальностей и профессий, безусловно, должны отвечать современным потребностям рынка труда края. Необходимо уже на уровне получения общего образования проводить целенаправленную профориентационную работу по подготовке и мотивации учеников на получение востребованных профессий.
В настоящее время особую значимость для Ставропольского края приобретает прогноз потребностей экономики Ставропольского края в кадрах, который заключается в формировании контрольных цифр приема граждан для обучения профессиям, специальностям и направлениям подготовки в образовательные организации края с учетом потребностей экономики Ставропольского края.
Приоритетными направлениями кадровой политики по развитию инновационной и инвестиционной деятельности в Ставропольском крае являются:
организация взаимодействия между органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края и организациями края в целях разработки прогноза потребности в кадрах, обучения специалистов в соответствии с прогнозными значениями и трудоустройства молодых специалистов;
подготовка специалистов в области инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности;
развитие системы непрерывной подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности;
внедрение системы дуального образования, позволяющей создать (модернизировать) в Ставропольском крае рабочие места и провести обучение рабочих кадров на основе практико-ориентированной модели образования, предусматривающей теоретическую подготовку специалистов на базе образовательной организации края, а практическую - на будущем месте работы;
развитие эффективных коммуникаций между инновационно активными организациями, менторских программ, бизнес-акселерации, способствующих становлению и продвижению инновационного бизнеса, устранению дисбаланса трудовых ресурсов и окупаемости инновационной инфраструктуры Ставропольского края;
реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации образовательных организаций края с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями;
повышение качества образования и квалификации преподавательского состава, привлечение лучших российских и иностранных преподавателей и ученых, продвижение лучших практик организации взаимодействия университетов, бизнеса и региона в инновационной экосистеме территории;
формирование механизма регионального заказа для обеспечения повышения квалификации руководителей и специалистов организаций края;
проведение мониторинга создания и сохранения рабочих мест в организациях края в результате реализации инвестиционных проектов.
4. Формирование системы подготовки кадров, обеспечивающей повышение производительности труда
Ставропольский край по доле работников, занятых в экономике края, занимает 3-е место на Юге России (12,9 процента), уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области (24,2 процента и 19,8 процента соответственно), а по доле промышленного производства - 4-е место (21,7 процента).
При этом у Ставропольского края есть значительные резервы по повышению производительности труда работников, занятых в экономике края: по этому показателю Ставропольский край занимает 5-е место на Юге России и только 46-е место в целом по России (718 тыс. руб. на одного работника, занятого в экономике края, при среднероссийском показателе в 1531 тыс. рублей/человек).
Несмотря на позитивную динамику, на общероссийском фоне производительность труда в Ставропольском крае остается невысокой, это связано с тем, что значительная часть работников, занятых в экономике края, сконцентрирована в непроизводственных отраслях, в том числе: "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (13,8 процента от численности работников, занятых в экономике края), "Транспорт и связь" (7,0 процента от численности работников, занятых в экономике края) и других.
Кроме того, в Ставропольском крае существует ряд отраслей экономики, в которых наблюдается низкая производительность труда, несмотря на общую достаточно высокую производительность труда в отрасли в целом по России. Например, отрасль "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в Ставропольском крае имеет высокую производительность труда за счет производства и выработки электроэнергии, тогда как организации в области "Сбор, очистка и распределение воды" остаются крайне низкоэффективными.
В то время как в отраслях с низкой эффективностью труда наблюдается избыток работников, в высокопроизводительных отраслях обрабатывающей промышленности, в частности в химической промышленности Ставропольского края, которая в большей степени расширяет производство, возникает потребность в новых кадрах.
Перераспределение кадров между отраслями экономики Ставропольского края позволит добиться увеличения производительности труда и обеспечить быстрые темпы роста экономики Ставропольского края.
В целом в 2018 году рынок труда края функционировал в условиях продолжающейся положительной динамики социально-экономического развития Ставропольского края и его состояние можно характеризовать как стабильное. Позитивные тенденции наблюдаются в большинстве видов экономической деятельности. Кроме того, реализуемый комплекс мероприятий по обеспечению социальной стабильности, повышению занятости населения края и защите от безработицы повлиял на уровень регистрируемой безработицы, который по состоянию на 31 декабря 2018 года составил 0,7 процента.
5. Ориентация системы профессионального образования на удовлетворение потребности рынка труда края по объемам, профессионально-квалификационной структуре, качеству подготовки кадров
В настоящее время организована работа по реализации в образовательных организациях края образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.
В образовательных организациях края созданы и функционируют 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 13 профильных ресурсных центров, 22 региональных учебно-методических объединения, 1 краевой центр трудоустройства выпускников, 23 базовых кафедры в организациях края.
В 2018 году в целях обеспечения высокого уровня профессионального образования 1722 человека прошли обучение в профильных ресурсных центрах, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 769 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена - 953 человека.
В Ставропольском крае с 2014 года активно развивается движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). Создан региональный координационный центр движения, разработана "дорожная карта", открыто 15 специализированных центров компетенций. Открыты специализированные центры по 26 компетенциям в 12 образовательных организациях края, подведомственных Минобразования края, в 2 федеральных образовательных организациях высшего образования, в том числе федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Ставропольский государственный аграрный университет", аккредитованном по стандартам Ворлдскиллс Россия, в 1 негосударственной профессиональной образовательной организации.
В Ставропольском крае проводятся региональные этапы Всероссийской олимпиады и региональные чемпионаты профессионального мастерства "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). Количество компетенций региональных чемпионатов Ставропольского края по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) выросло с 2 в 2015 году до 37 на начало 2019 года.
6. Создание условий для развития кадрового потенциала молодежи в Ставропольском крае
В Ставропольском крае особое внимание уделяется обеспечению реализации прав молодежи, защиты ее интересов в сфере образования, труда и занятости.
Приоритетными направлениями кадровой политики в отношении молодежи в Ставропольском крае являются:
повышение престижа образования среди молодежи, создание необходимых условий для выявления и поддержки творческой и одаренной молодежи, реализации интеллектуального потенциала молодежи;
пропаганда технических знаний и формирование интереса к технике с детства, поддержка и организация центров научно-технического творчества молодежи, кружков программирования, робототехники, физико-математических, технических курсов и занятий в системе общего и дополнительного образования, создание целевых классов в общеобразовательных организациях края;
развитие математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики;
организация экскурсий учащихся в организации края (обеспечение возможности учащимся ознакомиться с условиями работы на промышленном предприятии с учетом возможности выбора профессии);
распространение информации об организациях края, создающих для своих сотрудников комфортные условия для работы и отдыха, обеспечивающих достойную зарплату и реализующих социальные программы;
социальная реклама, привлечение средств массовой информации, использование социальных сетей как наиболее эффективного инструмента коммуникации с молодежью;
проведение отраслевых конкурсов профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия;
создание условий для совмещения учебы и работы по специальности, использование принципа дуальной системы образования, выполнение учащимися под руководством мастера по профобучению оплачиваемых работ;
привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности, где наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям и профессиям;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность (студенческие отряды, центры содействия занятости молодежи) в образовательных организациях края;
реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;
проведение выставок-ярмарок образовательных услуг с акцентом на востребованные профессии и специальности;
предоставление безработной молодежи полной и объективной бесплатной информации о наличии вакантных рабочих мест в организациях края независимо от форм собственности;
приобретение безработной молодежью, не имеющей профессиональной подготовки, соответствующих специальностей, необходимых для экономики Ставропольского края;
поддержка движения студенческих отрядов, консультирование и информационное обеспечение по вопросам деятельности студенческих отрядов, молодежных трудовых отрядов и производственных бригад;
разработка и реализация долгосрочных и среднесрочных программ содействия занятости молодежи;
координация и поддержка деятельности молодежных бирж труда, центров содействия занятости молодежи;
поддержка деятельности заинтересованных организаций края, граждан, направленной на привлечение кадров и интеллектуальных ресурсов молодежи в материально-производственную, научно-техническую и иные сферы деятельности;
создание условий для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность, обучение и подготовка волонтеров, а также использование их труда в целях социально-экономического развития Ставропольского края;
организация участия молодежи Ставропольского края в Северо-Кавказском молодежном форуме "Машук" и общероссийских молодежных образовательных форумах.
7. Совершенствование кадровой политики в отношении граждан предпенсионного возраста в Ставропольском крае
По данным Федеральной службы государственной статистики в Ставропольском крае проживает около 73,3 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них женщин - 38,8 тыс. человек, мужчин - 34,5 тыс. человек.
В связи с повышением пенсионного возраста и увеличением периода, когда гражданами предпенсионного возраста будут считаться граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочную пенсию, начиная с 2019 года, численность граждан предпенсионного возраста увеличится.
Ежегодно за содействием в поиске подходящей работы в учреждения занятости населения обращаются более 2,7 тыс. граждан предпенсионного возраста.
За 2018 год в учреждения занятости населения обратилось 4,4 тыс. граждан предпенсионного возраста, в том числе 50,0 процента граждан предпенсионного возраста испытывают потребность в обновлении профессиональных знаний и навыков в целях продолжения трудовой деятельности в связи с повышением пенсионного возраста.
В целях содействия занятости граждан предпенсионного возраста целесообразно организовать их профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Оказание целевой поддержки занятости граждан предпенсионного возраста путем организации их профессионального обучения и дополнительного профессионального образования позволит повысить качество рабочей силы и конкурентоспособность на рынке труда края, защитить права и интересы граждан предпенсионного возраста, создать условия для активного участия граждан предпенсионного возраста в жизни общества.
Обновление знаний и навыков граждан предпенсионного возраста необходимо в связи с повышением требований к уровню их квалификации, необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач, которые обусловлены проводимыми технической и технологической модернизациями.
Основными направлениями кадровой политики в отношении граждан предпенсионного возраста являются:
определение потребности граждан предпенсионного возраста в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании;
формирование перечня наиболее востребованных профессий (навыков, компетенций) на рынке труда края для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста;
формирование банка образовательных программ для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в соответствии с перечнем наиболее востребованных профессий (навыков, компетенций) на рынке труда края;
адресная работа с гражданами предпенсионного возраста и работодателями края с целью организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, а также организация мониторинга трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах;
составление перечня образовательных организаций края, оснащенных современным оборудованием, для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан предпенсионного возраста по наиболее востребованным профессиям (навыкам, компетенциям) на рынке труда края;
координация взаимодействия органов исполнительной власти края с координационными центрами АСИ и Союзом "Ворлдскиллс Россия" на федеральном уровне и на уровне Ставропольского края в целях подготовки совместных мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста;
реализация системных мер по повышению качества предоставления услуг учреждениями занятости населения в отношении организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования и трудоустройства граждан предпенсионного возраста.
Реализация основных направлений кадровой политики в отношении граждан предпенсионного возраста позволит обеспечить гражданину предпенсионного возраста возможность полноценной самореализации не только как квалифицированным специалистом, но и как наставником, который способен поделиться своими профессиональными навыками.
IV. Механизмы и методы реализации настоящей Концепции
Система обеспечения реализации кадровой политики включает:
прогнозирование и планирование кадрового потенциала Ставропольского края с учетом перспективных прогнозов социально-экономического развития Ставропольского края:
плановое взаимодействие представителей работодателей края с образовательными организациями края для подготовки эффективных, высококвалифицированных кадров;
организацию и внедрение системы непрерывного обучения кадров, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, необходимых для развития кадрового потенциала Ставропольского края;
информационное обеспечение кадровой политики.
Механизм реализации настоящей Концепции базируется на принципах взаимовыгодного партнерства и разграничения полномочий и ответственности всех участников.
Основные направления развития кадрового потенциала Ставропольского края планируется реализовать в рамках государственных программ Ставропольского края, регионального проекта, разработанного в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
Реализация приоритетных направлений, предусмотренных настоящей Концепцией, осуществляется путем разработки и реализации комплекса мероприятий по развитию кадрового потенциала Ставропольского края на 2019 - 2021 годы.
V. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Реализация Концепции позволит:
сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере развития кадрового потенциала Ставропольского края;
сформировать эффективную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающую кадровые потребности экономики и социальной сферы Ставропольского края;
повысить профессионально-квалификационный уровень работников организаций края;
обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда края и определить потребность экономики Ставропольского края в подготовке специалистов и кадров рабочих профессий;
создать систему работы с персоналом, обеспечивающую воспроизводство кадрового потенциала организаций края в соответствии с требованиями рынка труда края и модернизации экономики Ставропольского края;
создать эффективную систему профессионального обучения востребованных кадров на рынке труда края, в том числе с учетом инновационного направления развития экономики Ставропольского края;
увеличить приток молодежи в организации края путем повышения престижности рабочих профессий;
повысить уровень подготовки резерва кадров;
предотвратить массовое высвобождение работников организаций края, снизить неформальную занятость, уменьшить скрытую и циклическую безработицу;
обеспечить увеличение доли (не менее 55,0 процента) занятого населения края в возрасте от 25 до 65 лет, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого населения края этой возрастной группы;
повысить эффективность функционирования рынка труда края путем снижения напряженности на рынке труда края и расширения возможностей трудоустройства безработных граждан; повышения конкурентоспособности на рынке труда края граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; создания эффективной системы содействия трудоустройству молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробно описано состояние рынка труда края и прогнозы использования трудовых ресурсов в крае. По состоянию на 31 декабря 2018 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,7%. Максимальный коэффициент напряженности на рынке труда края в 2018 году наблюдался в сельской местности, особенно в восточных районах края.
Целью кадровой политики является создание условий для формирования механизмов, обеспечивающих экономику и социальную сферу востребованными квалифицированными кадрами. Достижение этой цели обеспечивается путем создания системы управления кадровым потенциалом; формирования и развития кадрового потенциала как важнейшего ресурса; повышения эффективности подготовки кадров в образовательных организациях края в соответствии с запросами рынка труда края и др.
По результатам реализации Концепции будут сформированы новые организационно-экономические механизмы управления в сфере развития кадрового потенциала; эффективная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров; повышен профессионально-квалификационный уровень работников и др.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 2 июля 2019 г. N 314-р "О Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2019 - 2021 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 2 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 4 июля 2019 г.