Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Зеленчукского сельского поселения
от 2 сентября 2016 г. N 134
Программа
комплексного развития социальной инфраструктуры Зеленчукского сельского поселения на 2016 - 2026 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Зеленчукского сельского поселения |
Муниципальный заказчик |
Администрация Зеленчукского сельского поселения |
Разработчик Программы |
Администрация Зеленчукского сельского поселения |
Ответственный исполнитель программы |
Администрация Зеленчукского сельского поселения |
Соисполнители программы |
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории сельского поселения. Индивидуальные предприниматели. Население сельского поселения. |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - Федеральный закон от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - Развитие социальной инфраструктуры сельского поселения для повышения устойчивости и надежности работы всех ее систем (образования, здравоохранения, культуры, предприятия торговли, ЖКХ) - Задачи Программы: - комплексное развитие социальной инфраструктуры поселения; - планирование показателей и формирование заданий по развитию социальной инфраструктуры инженерной инфраструктуры; - Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальному развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; - Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения; - Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; - Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности; - Развитие личных подсобных хозяйств; - Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения. - Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); - Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенных слоев населения. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Реальные денежные доходы на душу населения Реальная заработная плата Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума Оборот розничной торговли на душу населения Оборот платных услуг населению на душу населения Производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на душу населения |
Сроки и этапы реализации Программы |
2016 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования (млн. руб.): |
Основными источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального, республиканского, бюджетов, бюджета поселения, целевые поступления из бюджета администрации Зеленчукского муниципального района, внебюджетных источников, средства организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан поселения. Объемы финансирования определяются ежегодно при утверждении бюджета поселения |
Потребность в финансировании программы |
Прогнозный общий объем финансирования Программы на период 2016 - 2026 годов составляет 435164,0 тыс. Руб., в том числе по годам: 2016 год - 31922,0 тыс. рублей; 2017 год - 24242,0 тыс. рублей; 2018 год - 57105,0 тыс. рублей; 2019 год - 59995,0 тыс. рублей; 2020 год - 59000,0 тыс. рублей Второй этап - 2021 - 2025 г - 202900,0 Финансирование входящих в Программу мероприятий осуществляется за счет средств федерального, республиканского, бюджетов, бюджета поселения, целевые поступления из бюджета администрации Зеленчукского муниципального района, внебюджетных источников, средства организаций, индивидуальных предпринимателей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Удовлетворение потребностей населения в необходимых услугах Развитие образования Развитие здравоохранения Обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами Развитие культуры Повышение активности населения, нацеливание на здоровый образ жизни Обеспечение транспортной доступности населенных пунктов сельского поселения Увеличение объемов сельскохозяйственной продукции Увеличение доходов жителей поселения |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Введение
Необходимость реализации закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" актуализировала потребность в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Зеленчукского сельского поселения (далее - Программа) содержит четкое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития сельского поселения.
Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселения Обшаровка - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне каждого поселения разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социального развития сельского поселения.
Правовыми основаниями разработки Программы являются Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов".
2. Основные термины и определения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1 Социальная инфраструктура - сочетание учреждений, заведений и сооружений разных форм собственности обеспечивающих необходимые социально-экономические условия для территориальной организации производства и населения и эффективную жизнедеятельность населения.
2.2. Социальная инфраструктура представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства.
Виды социальной инфраструктуры:
- Детские дошкольные учреждения
- Образование
- Здравоохранение
- Предприятия торговли, обслуживающие население.
- Жилищный фонд
3. Цели и задачи Программы
Программа разработана с учетом следующей цели и задач.
3.1. Целью Программы является развитие социальной инфраструктуры сельского поселения для повышения устойчивости и надежности работы всех систем социальной инфраструктуры.
3.2. Основными задачами Программы являются: комплексное развитие социальной инфраструктуры поселения;
- планирование показателей и формирование заданий по развитию социальной инфраструктуры инженерной инфраструктуры;
- Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальному развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
- Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения;
- Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности;
- Развитие личных подсобных хозяйств;
- Создание условий для безопасного проживания населения на территории сельского поселения.
- Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
- Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенных слоев населения.
При этом учитываются основные задачи в сферах образования, здравоохранения, культуры, торгового и бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.
3.2.1. Основные задачи образования
- удовлетворение потребности сельского населения в дошкольных учреждениях;
- обеспечение общедоступности бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. При этом повышение конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений на рынке труда и при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования
- развитие дополнительного образования детей и взрослых в целях создания условий для удовлетворения разносторонних образовательных потребностей, обеспечения занятости и профилактика подростковой преступности;
- улучшение здоровья обучающихся сельских общеобразовательных учебных заведений на основе нормализации учебной нагрузки. Перехода к обучению в одну смену, организация бесплатного горячего питания для детей малообеспеченных семей, регулярной диспансеризации обучающихся, развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений;
- улучшения социального положения и оплаты труда педагогического персонала и руководителей учебных заведений;
- разработка и реализация программы по выявлению и государственной поддержке талантливой молодежи в целях обеспечения ее доступа к высшему профессиональному образованию
3.2.2. Основные задачи здравоохранения:
Основными задачами медицинского обслуживания сельского поселения, решение которых позволит снизить заболеваемость и смертность, укрепить демографический потенциал села:
- гарантированное обеспечение сельского населения бесплатной медицинской и лекарственной помощью в объеме государственных минимальных стандартов;
- гарантированное обеспечение сельского населения скорой и неотложной помощью;
- бесплатное гарантированное оказание специализированной медицинской помощи сельским жителям в республиканских и федеральных центрах за счет средств бюджета и средств обязательного медицинского страхования;
- организация профилактики заболеваний посредством диспансеризации сельского населения, оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях, развития санитарно-эпидемиологических служб, охраны здоровья матери и ребенка, пропаганды здорового образа жизни;
- организация работы ФП,
- организация платных медицинских услуг по видам и объемам медицинской помощи, которые не предусмотрены государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения.
3.2.3 Основными задачами в сфере культуры на селе являются:
- сохранение ранее накопленного и развитие культурного потенциала сельской местности, восстановление нравственных установок и ориентации сельских жителей, создание условий для приобщения их к отечественным и мировым культурным ценностям, разнообразия культурной жизни, удовлетворения и развития культурных потребностей и творческих способностей
- возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов и ремесел. Приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка индивидуальных талантов и дарований;
- сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
- паспортизация и мониторинг сохранности памятников истории, культуры, архитектуры, природы, находящихся в сельской местности, введение их в культурный оборот;
- обеспечение сохранности книжного фонда сельских библиотек, повышение доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны;
3.2.4. Основными задачами в сфере торгового обслуживания сельского населения являются:
- обеспечение доступности для сельских жителей торгового обслуживания, включая общественное питание;
- сближение условий реализации денежных доходов городского и сельского населения на основе расширения сети торговых предприятий и укрепления их материально-технической базы, повышение качества обслуживания;
- создание условий для реализации сельским населением сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов и ремесел, другой продукции, изготовляемой сельскими жителями.
4. Социально-экономическая ситуация и потенциал развития Зеленчукского сельского поселения
4.1. Анализ социального развития сельского поселения
Границы муниципального образования Зеленчукское сельское поселение (согласно Закону Карачаево-Черкесской Республики от 07 декабря 2004 года N 43-РЗ)
Началом описания прохождения границы муниципального образования Зеленчукское сельское поселение (далее по тексту настоящего приложения - муниципальное образование) является условная узловая точка 2/7, которая находится в северной части муниципального образования на скале Джисса, с высотной отметкой 1590 м над уровнем моря, на стыке границ Зеленчукского и Сторожевского муниципальных образований Зеленчукского района по смежеству с Али-Бердуковским муниципальным образованием Хабезского района.
От условной узловой точки 2/7 граница муниципального образования проходит в восточном направлении через скалу Джисса по существующей административной границе Зеленчукского района по смежеству с Хабезским районом, имеющей межевые точки с координатами, граница проходит в восточном направлении до условной узловой точки 2/8, расположенной на реке Малый Зеленчук на северо-востоке муниципального образования в 1500 м севернее слияния двух рек Маруха и Малый Зеленчук на стыке границ Зеленчукского и Кардоникского муниципальных образований Зеленчукского района по смежеству с Али-Бердуковским и Жаковским муниципальными образованиями Хабезского района.
От условной узловой точки 2/8 граница муниципального образования проходит по середине реки Малый Зеленчук на юг до слияния двух рек Маруха и Малый Зеленчук, по середине реки Маруха проходит 750 м, поворачивает на запад, пересекает республиканскую автомобильную дорогу "Черкесск - Хабез - Подъезд к молодежному центру отдыха "Архыз", проходит по существующей границе общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук", имеющей межевые точки с координатами, до угла поворота границы в южном направлении на расстоянии 600 м восточнее овцеводческой товарной фермы, поворачивает в южном направлении, проходит до условной узловой точки 2/20, которая находится на федеральной автомобильной дороге "Подъезд к молодежному центру отдыха "Архыз", в 3500 м восточнее станицы Зеленчукская на стыке границ Зеленчукского, Кардоникского и Марухского муниципальных образований Зеленчукского района.
От условной узловой точки 2/20 граница муниципального образования пересекает федеральную автомобильную дорогу "Подъезд к молодежному центру отдыха "Архыз", проходит в западном направлении вдоль автомобильной дороги, по существующей границе общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук", имеющей межевые точки с координатами, до угла поворота межевой границы, в южном направлении доходит до условной узловой точки 2/21, которая находится на юго-востоке муниципального образования на слиянии двух безымянных ручьев на стыке границ Зеленчукского, Марухского и Даусузского муниципальных образований Зеленчукского района.
От условной узловой точки 2/21 граница муниципального образования проходит в западном направлении по основному руслу ручья до слияния с рекой Хуса Кардоникская, пересекает ее и в западном направлении проходит по полевой дороге, пересекает грунтово-проселочную дорогу, соединяющую аул Хусы-Кардоник и станицу Зеленчукская, пересекает федеральную автомобильную дорогу "Подъезд к молодежному центру отдыха "Архыз" на расстоянии 875 м южнее станицы Зеленчукская, проходит в южном направлении по левой стороне полосы отвода федеральной автомобильной дороги "Подъезд к молодежному центру отдыха "Архыз" доходит до пересечения с полевой дорогой.
От пересечения с полевой дорогой граница муниципального образования проходит в северо-западном направлении по полевой дороге, пересекает реку Большой Зеленчук, и выходит на полевую дорогу, по полевой дороге в северо-западном направлении граница доходит до границы Государственного лесного фонда и по существующей границе общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук", имеющей межевые точки с координатами, в юго-западном направлении проходит по границе Государственного лесного фонда до полевой дороги, и от полевой дороги доходит до начала просеки.
От начала просеки в юго-западном направлении граница муниципального образования проходит по водоразделу, доходит до стыка двух просек, южнее горы с отметкой 1278 м над уровнем моря, по просеке в северо-западном направлении проходит 600 м до пересечения с полевой дорогой, и по полевой дороге в юго-западном направлении доходит до начала просеки, которая находится южнее горы с отметкой 1347,3 м над уровнем моря, по просеке граница муниципального образования проходит в западном направлении до пересечения с полевой дорогой, соединяющей село Верхняя Ермоловка и хутор Лесо-Кяфарь, пересекает дорогу, проходит в юго-западном направлении до истока безымянного ручья.
От истока ручья, обходя западный контур поляны, граница муниципального образования проходит в юго-западном направлении через балку Кривая, выходит на северный склон горы с отметкой 1526 м над уровнем моря, по склону в южном направлении граница проходит 500 м до пересечения с полевой дорогой, по полевой дороге граница проходит на запад до места пересечения с рекой Кяфар, которое является условной узловой точкой 2/19, которая находится на юге муниципального образования в месте слияния рек Глубокая и Кяфар, на стыке границ Зеленчукского, Даусузского, Сторожевского муниципальных образований Зеленчукского района.
От условной узловой точки 2/19 граница муниципального образования проходит в северном направлении по реке Кяфар доходит до существующей границы общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук", имеющей межевые точки с координатами, обходит с южной и восточной стороны хутор Лесо-Кяфар, проходит по Государственному лесному фонду, в северном направлении, обходя с южной стороны гору Дубовый Бугор, доходит до существующей границы общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук".
По существующей границе общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук" граница муниципального образования проходит в северном направлении, пересекает республиканскую автодорогу "Майкоп - Карачаевск", соединяющую станицу Сторожевая и станицу Зеленчукская, не доходя 500 м до полевого стана поворачивает на восток, проходит 2200 м, пересекает реку Большой Зеленчук, проходит в северо-западном направлении по существующей границе общества с ограниченной ответственностью "Зеленчук" до пересечения с автомобильной дорогой, соединяющей станицу Зеленчукская и аул Ильич пересекает дорогу и доходит до реки Бородинка, проходит в восточном направлении по реке Бородинка до слияния двух ручьев ее образующих в балке Бородино, поворачивает на северо-восток по ручью, доходит до пересечения с полевой дорогой и по полевой дороге доходит до условной узловой точки 2/7, от которой начиналось описание границы муниципального образования.
В состав Зеленчукского сельского поселения входят станица Зеленчукска и хутор Лесо-Кяфарь, административный центр Зеленчукского сельского поселения - станица Зеленчукская. Являющаяся также административным центром Зеленчукского муниципального района. Расстояние от центра поселения до административного центра Карачаево-Черкесской Республики - города Черкесск - составляет 67 км, время в пути на автомобиле - 1 час 10 мин..
Численность населения Зеленчукского сельского поселения на 2016 год составила 21681 человек - 48,0% общей численности населения Зеленчукского района. Демографическая ситуация в сельском поселении в 2015 году ухудшилась по сравнению с предыдущими периодами, число родившихся не превышает число умерших. Баланс населения также не улучшается, из-за превышения числа убывших, над числом прибывших на территорию поселения.
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда), прекращением деятельности ранее крупных предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты:
- материальное благополучие;
- государственные выплаты за рождение второго ребенка;
- наличие собственного жилья;
- уверенность в будущем подрастающего поколения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Развитие отраслей социальной сферы
Прогнозом на 2016 год и на период до 2025 года определены следующие приоритеты социального развития сельского поселения:
- повышение уровня жизни населения сельского поселения, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
- улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
- развитие жилищной сферы в сельском поселении;
- создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в сельском поселении;
- сохранение культурного наследия.
4.4.1 Культура
Предоставление услуг населению в области культуры в сельском поселении осуществляют:
- СДК
- сельская библиотека.
Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, викторин и т.д.
Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.
4.4.2. Физическая культура и спорт
N |
Наименование объекта |
Адрес |
Мощность, кв. м площ. пола |
Состояние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Стадион |
ул. Ленина |
3300 кв. м. |
Хорошее |
2 |
Детская спортивная школа |
ул. Ленина |
30000 кв. м. |
Удовлетворительное |
В сельском поселении ведется спортивная работа во всех школах ст. Зеленчукской, ПЛ-6.
При школах имеются спортивные площадки, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, военно-спортивные соревнования и т.д.
4.4.3. Образование
На территории поселения находится 5 школ, количество учащихся в данных учреждениях 1990 человек. Количество преподавателей 240 человек.
На территории поселения находится 5 дошкольных учреждений, с численностью 760 человек посещаемых детей. В данных учреждения 55 человек педработников.
В 2016 году ведутся работы по строительству 2-х детских садов на базе общеобразовательной школы N 2 в ст. Зеленчукской.
4.4.4. Здравоохранение
На территории поселения находится следующие медучреждения.
N |
Наименование |
Адрес |
Состояние |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Зеленчукская центральная районная больница |
ул. Школьная |
Удовлетворительное |
2 |
Районная поликлиника |
ул. Школьная |
Удовлетворительное |
Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:
- низкий жизненный уровень,
- отсутствие средств на приобретение лекарств,
- низкая социальная культура,
Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.
4.4.5. Жилищный фонд
Жилой фонд поселения характеризуется средним уровнем благоустройства. Оборудование жилого фонда характеризуется: водоснабжением составляет 70% канализацией - 25%. Оборудование сетевым газом составляет высокий процент - 100% Оборудование жилого фонда центральным отоплением, горячим водоснабжением и ваннами.
Весь жилищный фонд поселения находится в частной собственности. Общая площадь жилищного фонда 474,2 тыс. кв. м.
На основании анализа, характеризующего состояние жилищного фонда поселения, можно сделать следующие выводы:
- Зеленчукское сельское поселение характеризуется средним показателем жилищной обеспеченности, который составляет чуть более 21 кв. м на человека, что значительно ниже средних показателей по району. Это обуславливает необходимость резервирования земель для развития жилищного строительства в поселении.
- Необходимо дальнейшее повышение уровня инженерного благоустройства жилищного фонда с развитием централизованных систем инженерного оборудования.
Жители сельского поселения активно участвуют в различных программах по обеспечению жильем: "Обеспечение жильем молодых семей", "Молодые специалисты на селе" и т.д. поступают из федерального и республиканского бюджета и выделяются гражданам на строительство приобретение жилья от 40 до 70% от стоимости построенного приобретенного жилья в виде безвозмездных субсидий.
К услугам ЖКХ, предоставляемым в поселении, относится водоснабжение, водоотведение населения. Нерешенным остается вопрос по вывозу мусора (самовывоз на полигоны для временного хранения ТБО). Развитие среды проживания населения сельского поселения создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение.
Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения Зеленчукского сельского поселения, понимание жителями сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
4.5. Организации, функционирующие на территории Зеленчукского сельского поселения
На территории сельского поселения функционируют нижеследующие учреждения, которые представляют различного рода услуги населению и обеспечивают рабочие места.
Действуют предприятия торговли и общественного питания в количестве 88 единиц.
Действует фермерские и личные подсобные хозяйства, которые специализируются на разведении крупного рогатого скота, овцеводстве, свиноводстве, пчеловодстве и растениеводстве. Общая численность занятых во всех сферах хозяйства сельского поселения составляет в настоящее время ориентировочно 76 чел, в том числе в сельском производстве 65 чел. Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 01.01.2016 г. составила 5231 человек. Таким образом, безработица в сельском поселении порядка 24%. Главной проблемой современной экономики является отдаленность крупных промышленных городов и рост безработицы внутри сельского поселения, что стимулирует поиск трудоспособным населением работы за пределами муниципального образования. В целом, территория сельского поселения может быть использована для производства, как продукции растениеводства, так и животноводства. При внедрении современных технологий, основанных на минимальном использовании ручного труда, сельскохозяйственное производство на территории сельского поселения может быть обеспечено собственными трудовыми ресурсами. Основным источником поддержания благосостояния являются личные подсобные хозяйства. Платежеспособность населения оценивается на среднем уровне, что положительно сказывается на доступности коммунальных услуг. Население является основным потребителем услуг по электроснабжению, водоснабжению и газоснабжению. В социальном составе высокую долю занимают пенсионеры и неработающие граждане с уровнем дохода не выше 6 - 7 тыс. рублей. Наибольший объем платежей, начисляемых населению за коммунальные услуги, составляют платежи за электро-газоснабжение. При этом население фактически оплачивает эти услуги 98%, предоставляемых услуг в зависимости от их вида. Объем услуг по водоснабжению незначителен из-за ветхости сетей.
4.6. Анализ сильных и слабых сторон
Анализ ситуации в поселении сведен в таблицу и выполнен в виде СВОД-анализа проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Сильные и слабые стороны
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Сохранена социальная сфера - образовательные, медицинское учреждение, дом культуры. 2. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства. 3. Возрастание роли малого бизнеса в экономике поселения 4. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления (наличие сотовой связи, Интернет и т.п.) |
1. Неблагоприятная демографическая ситуация: старение населения, отток молодежи из села. 2. Недостаточно развитая рыночная инфраструктура. 3. Недостаточно рабочих мест, высокая безработица. 4. Низкая доходная база бюджета поселения. 5. Отсутствие системы бытового обслуживания на территории поселения; 6. Недостаток доступного жилья. |
4.7. Возможности и угрозы
Возможности |
Угрозы |
1. Развитие малого бизнеса на территории поселения: - развитие сферы услуг; предоставление парикмахерских, швейных услуг; 2. Развитие социальной инфраструктуры. 3. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения. |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию. (рост стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений, и новой сельскохозяйственной техники). 2. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, деградация, алкоголизм. 3. Снижение квалификации, и выбывание квалифицированных кадров. Демографические проблемы, связанные со старением населения и усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население; 4. Наличие незанятого экономически-активного населения трудоспособного возраста 5. Отток молодого экономически активного населения за пределы поселения, района (выпускники школы); 6. Ухудшение качества детского и материнского здоровья, снижение рождаемости. 7. Снижение налогового потенциала, недостаточная бюджетная обеспеченность из за слабой экономической базы поселения. 8. Отсутствие инвестиционной привлекательности предприятий находящихся в поселении. 9. Снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах. |
Территориальная отдаленность станицы от республиканского центра является также одним из источников угроз.
Экономический потенциал поселения значителен, но в настоящее время слабо задействован, особенно в части, развития предпринимательства, переработка сельскохозяйственной продукции, развития услуг населению, развития личных подсобных хозяйств.
Природно-ресурсный, экономико-географический, демографический потенциал не получает должного развития, хотя явно просматривается его возможное влияние не только на поселение, но и на район в целом.
Трудовые, производственные, социально-инфраструктурные, бюджетные, инвестиционные ресурсы развития имеют тенденцию к росту, но пока не позволяет решать стратегические задачи повышения качества и уровня жизни поселения. Практически отсутствует доступ к инвестиционным ресурсам начинающих предпринимателей и мелких фермеров.
В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, демографические проблемы, связанные со старением, слабой рождаемостью и оттоком населения за территорию поселения, усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах.
Старение объектов культуры, спорта и их материальной базы, слабое обновление из-за отсутствия финансирования.
Проанализировав вышеперечисленную информацию необходимо сделать вывод:
Главной целью программы социально-экономического развития Зеленчукского сельского поселения должно стать - повышение качества и уровня жизни населения, его занятости и самозанятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств, торговой инфраструктуры и сферы услуг.
Уровень и качество жизни населения должны рассматриваться как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемых за счет создания экономических и материальных условий и возможностей, которые характеризуются соотношением уровня доходов и стоимости жилья.
Перспективы сельского поселения до 2025 года связаны с расширением производства в сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве, личных подсобных хозяйствах. На территории поселения не имеется местных топливных ресурсов.
Рассматривая интегральные показатели текущего уровня социально-экономического развития Зеленчукского сельского поселения, отмечается следующее:
- бюджетная обеспеченность низкая;
- уровень развития имеющихся отраслей экономики (мясомолочная - растет невысокими темпами);
- наличие трудовых ресурсов позволяет обеспечить потребности населения и расширение производства.
Для достижения цели в Программе решены следующие задачи:
- проведена оценка текущего уровня социально-экономического развития поселения и состояния ключевых объектов социальной инфраструктуры (разделы 4);
- проведен анализ имеющейся документации по развитию социальной инфраструктуры.
5. Основные стратегические направления развития поселения
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:
Экономические:
1. Содействие развитию крупному сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов восстановление объектов образования, культуры и спорта, помощь в организации питания школьников на взаимовыгодных условиях.
2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест.
Социальные:
1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:
- участие в отраслевых районных, республиканских программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данных отраслей;
- содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).
2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения:
- привлечение льготных кредитов из бюджета на развитие личных подсобных хозяйств;
- привлечение средств из районного бюджета на восстановление пастбищ;
- помощь населению в реализации мяса из личных подсобных хозяйств;
- поддержка предпринимателей осуществляющих закупку продукции из личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях;
3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
- помощь членам их семей в устройстве на работу;
- помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, республиканские и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жилье;
4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения:
- консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат;
- содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка твердого топлива, пиломатериал для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно-курортное лечение);
5. Привлечение средств из республиканского и федерального бюджетов на укрепление жилищно-коммунальной сферы:
- на восстановление водопроводов;
- по ремонту и строительству жилья;
- по программам молодая семья, сельское жилье, жилье для молодых специалистов, ипотечное кредитование для строительства приобретения жилья гражданами, работающими проживающими на территории поселения;
6. Привлечение средств из бюджетов различных уровней для благоустройства территории поселения.
6. Система основных программных мероприятий по развитию Зеленчукского сельского поселения
Задача формирования стратегии развития такого сложного образования, каковым является сельское поселение, не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой сложную систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов.
Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в сельском поселении. Таковыми являются: сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу сельского поселения.
Мероприятия Программы социального развития сельского поселения включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2016 - 2025 гг., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены в приложении N 1 и N 2 к данной программе.
7. Оценка эффективности мероприятий Программы
Выполнение включенных в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местных администраций, позволит достичь следующих показателей социального развития сельского поселения в 2015 году по отношению к 2026 году.
За счет активизации предпринимательской деятельности, ожидается ежегодный рост объемов производства в поселении. Соответственно, увеличатся объемы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
8. Организация контроля за реализацией Программы
Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти Зеленчукского сельского поселения.
Общее руководство Программой осуществляет Глава администрации поселения, в функции которого в рамках реализации Программы входит определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы.
Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники Администрации сельского поселения под руководством Главы администрации сельского поселения.
Глава администрации Зеленчукского сельского поселения осуществляет следующие действия:
- рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;
- выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.
- взаимодействует с районными и республиканскими органами исполнительной власти по включению предложений сельского поселения в районные и республиканские целевые программы;
- осуществляет контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;
- осуществляет руководство по:
- подготовке перечня муниципальных целевых программ поселения, предлагаемых
к финансированию из районного и республиканского бюджета на очередной финансовый год;
- реализации мероприятий Программы поселения.
Начальник финансового отдела Администрации поселения (главный бухгалтер) осуществляет следующие функции :
- подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;
- подготовка проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы;
- формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета поселения;
- подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
- прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;
- предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
9. Механизм обновления Программы
Обновление Программы производится:
- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,
- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;
- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.
Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя.
По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.
10. Перечень мероприятий программы
Первый этап 2016 - 2020 годы; Второй этап 2021 - 2025 годы. | |||||||||
п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации по годам |
Потребность в финансовых ресурсах, тыс. рублей |
||||||
|
|
|
всего и в том числе по годам |
||||||
|
|
|
всего |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021-2025 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство (замена линий электропередач, существующих водопроводов и канализационных сетей, теплотрассы) |
2016 - 2020 |
205414 |
МБ-830,0 Внеб. источники - 17742,0 |
МБ-1050,0 Внеб. источники - 17742,0 |
МБ-830,0 Внеб. источники - 50925,0 |
МБ-650,0 Внеб. источники - 57995,0 |
МБ-650,0 Внеб. источники - 57000,0 |
|
2021 - 2025 |
201500,0 |
|
|
|
|
|
МБ-1500 Внеб. источники - 200000,0 |
||
2. |
Культура (РБ-реконструкция кинотеатра), оснащение аппаратурой СДК |
2016 - 2020 |
17100,0 |
РБ-5000,0 |
МБ-100,0; РБ-5000,0 |
РБ-5000,0 |
РБ-1000,0 |
РБ-1000,0 |
|
2021 - 2025 |
1000,0 |
|
|
|
|
|
РБ-1000,0 |
||
3 |
Физическая культура и спорт (реконструкция стадиона, оснащение детскими спортивно-игровыми площадками СП) |
2016 - 2020 |
9750,0 |
МБ -8350,0 |
МБ-350,0 |
МБ-350,0 |
МБ-350,0 |
МБ-350,0 |
|
2021 - 2025 |
400,0 |
|
|
|
|
|
МБ-400,0 |
||
|
Итого по программе |
|
435164,0 |
31922,0 |
24242,0 |
57105,0 |
59995,0 |
59000,0 |
202900,0 |
Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования могут уточняться ежегодно при формировании проекта местного бюджета поселения, района и внебюджетных источников на соответствующий финансовый год
11. Заключение
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения.
Ожидаемые результаты:
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социального развития:
1. улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;
4. повышения благоустройства поселения;
5. формирования современного привлекательного имиджа поселения;
6. устойчивое развитие социальной инфраструктуры поселения.
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей сельского поселения;
2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.
Социальная стабильность в Зеленчукском сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения.
Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволят обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельного сельского поселения, так и муниципального района в целом.
Разработка и принятие программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения позволит закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для ее реализации механизмы, закрепляющие "правила игры" на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.
Приложения не приводятся
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Зеленчукского сельского поселения Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.