Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Хабезского муниципального района
от 21 декабря 2016 г. N 783
Районная целевая программа
"Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2019 годы"
а. Хабез |
2016 год |
Паспорт районной целевой программы "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2019 годы"
Наименование Программы |
Районная целевая программа "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2008 N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации" |
Муниципальный Заказчик Программы, координатор |
Администрация Хабезского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Отдел экономического развития и муниципального имущества администрации Хабезского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
- создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Хабезского муниципального района; - преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; - разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; - создание новых рабочих мест; - совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности; - повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; - создание условий для производства импортозамещающей продукции; - расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение инвестиций в сектор малого предпринимательства. |
Сроки реализации Программы |
2017-2019 годы |
Перечень основных мероприятий |
1. Создание нормативной правовой базы развития малого и среднего предпринимательства 2. Развитие финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства 4. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства |
Основные исполнители Программы |
- отдел экономического развития и муниципального имущества администрации Хабезского муниципального района; - Финансовое управление администрации Хабезского района; - отдел по организационным вопросам, кадровому и правовому обеспечению администрации Хабезского муниципального района; - отдел образования администрации Хабезского муниципального района; - ЦЗН по Хабезскому району. |
Объемы и источники финансирования |
Общие объемы средств финансирования в 2017-2019 годы - 150 тыс. рублей в том числе по годам:
в 2017 году всего - 50,0 тыс. рублей из них: районный бюджет - 20,0 тыс. рублей внебюджетные источники (по согласованию) - 30,0 тыс. рублей
в 2018 году всего - 50,0 тыс. рублей из них: районный бюджет - 20,0 тыс. рублей внебюджетные источники (по согласованию) - 30,0 тыс. рублей
в 2019 году всего - 50,0 тыс. рублей из них: районный бюджет - 20,0 тыс. рублей внебюджетные источники (по согласованию) - 30,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение количества малых предприятий, создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров и услуг, расширение налогооблагаемой базы, увеличение объемов продукции, работ, услуг |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений развития и преобразований, происходящих в российской экономике. Малый бизнес является важным фактором, позволяющим, с одной стороны, снизить социальную напряженность и дать возможность определенным слоям населения, попавшим в сложную социально-экономическую ситуацию, найти применение своему физическому и интеллектуальному потенциалу, а с другой стороны, реализовать социально значимые идеи и проекты. Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в районе за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в республиканский и местный бюджеты свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику района.
Сегодня в районе сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.
Согласно статистическим данным, в районе действует порядка 52 малых предприятий и в них занято около 400 человек, что составляет только 2% от экономически занятого населения. Кроме того, работает около 656 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
В то же время цифры говорят о том, что в районе имеется огромный резерв для развития малого и среднего бизнеса.
Распределение числа малых предприятий по отраслевой принадлежности мало отличается от среднестатистических показателей Российской Федерации. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства задействовано в торговле и общественном питании, и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост.
Большая часть субъектов малого бизнеса является частными предприятиями.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых малыми предприятиями. В 2015 году, по предварительным оценкам ими произведено и оказано услуг на сумму 580,0 млн. руб., из них промышленного характера - на 477,5 млн. руб.
Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась.
Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне.
Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.
Вместе с тем практически не наблюдается роста крестьянско-фермерских хозяйств. Сегодня их насчитывается более 200. Поэтому в создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере.
Исходя из особенностей Хабезского муниципального района и на основе анализа имеющегося опыта, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, а также сфера услуг.
Малые предприятия в негосударственном секторе экономики по сравнению с крупными госпредприятиями оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, предлагая те товары и услуги, которые пользуются спросом населения и доступны по ценам.
Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства района, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Эффективность малого предпринимательства сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залоговой способности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.
Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
Для успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода. Для налаживания обмена информацией, практического взаимодействия, как предпринимателей между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления необходимы целенаправленные мероприятия. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих и создаваемых государственных и муниципальных органов, а также негосударственных организаций для достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и исполнителям намечаемые мероприятия.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы районных фондов поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы поддержки малого предпринимательства, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития малого и среднего предпринимательства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.07.2008 N 58-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике".
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для субъектов малого и среднего предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, как инструмента для создания новых рабочих мест, одного из источников пополнения бюджета и обеспечения рынка отечественными товарами и услугами.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах республики, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями;
расширение круга субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого и среднего бизнеса; развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной, сельскохозяйственной сферах; продвижение продукции малых и средних предприятий на региональный и межрегиональный рынок; проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в Хабезском районе; активизации международного, межрегионального, межрайонного сотрудничества в области поддержки малого и среднего предпринимательства в установленном порядке.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на три года - с 2017 по 2019 годы.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями (разделами) и изложена в Приложении к настоящей Программе.
4.1. Создание нормативной правовой базы развития малого и среднего предпринимательства
Данный раздел Программы направлен на совершенствование системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, развитие положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" применительно к экономическим условиям в Хабезском муниципальном районе. Имеется в виду отражение в правовых актах особенностей малого предпринимательства района с целью устранения их менее благоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирование благоприятных правовых условий для выхода малых предприятий на рынок и развития их деятельности. Разработка районных (муниципальных) нормативных правовых актов, благоприятствующих развитию малого предпринимательства.
4.2. Развитие финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства.
В настоящей Программе акцент поддержки и раз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.