Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Карачаевского городского округа
от 30 декабря 2016 г. N 197-4
Программа
комплексного развития социальной инфраструктуры Карачаевского городского округа на 2016 - 2030 годы.
Паспорт программы.
Наименование программы: |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Карачаевского городского округа на 2016 - 2030 годы. |
Основание разработки программы: |
Градостроительный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Генеральный план Карачаевского городского округа; Федеральный закон от 30.12. 2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов"; Распоряжение от 19.10.1999 г. N 1683-р "Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры"; СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; Федеральный закон от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 г. N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов"; Устав Карачаевского городского округа. |
Заказчик программы: Разработчик программы: |
Администрация Карачаевского городского округа Управление экономического развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Карачаевского городского округа |
Основная цель программы: |
Развитие социальной инфраструктуры Карачаевского городского округа |
Задачи программы: |
1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальному развитию Карачаевского городского округа, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; 2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения; 3. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; 4. Сохранение объектов культуры и активизация культурной деятельности; 5. Развитие личных подсобных хозяйств; 6. Создание условий для безопасного проживания населения на территории Карачаевского городского округа. 7. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: |
Сроки реализации Программы: |
2016 - 2030 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | |
Основные исполнители программы: |
- Администрация Карачаевского городского округа - предприятия, организации, предприниматели Карачаевского городского округа, - население Карачаевского городского округа |
Источники финансирования Программы (млн. руб.) |
Программа финансируется из местного, республиканского и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей, а также населения. |
Система контроля за исполнением Программы: |
Контроль за исполнением Программы осуществляется Мэром Карачаевского городского округа. |
1. Введение
Стратегический план развития городского округа отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Карачаевского городского округа (далее - Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социального развития городского округа на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социального развития городского округа.
Цели развития городского округа и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития городского округа - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума городского округа. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне каждого поселения разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социального развития городского округа.
2. Социально-экономическая ситуация и потенциал развития Карачаевского городского округа
2.1. Анализ социального развития городского округа
Общая площадь Карачаевского городского округа составляет 2238 га. Численность населения по данным на 01.01.2016 года составила 38624 человек. В состав городского округа входят г. Карачаевск (административный центр), пос. Домбай, г. Теберда, пос. Орджоникидзевский, пос. Мара-Аягъы, пос. Эльбрусский.
Наличие земельных ресурсов Карачаевского городского округа
Таб. 1
Структура земель по назначению |
га |
Всего площадь земель |
2238 |
Земли населённых пунктов |
1500*(1) |
земли промышленного назначения |
65 |
земли сельскохозяйственного назначения |
569 |
Земли лесного фонда |
53 |
Земли водного фонда |
34 |
Земли запаса |
- |
Земли особо охраняемых территорий |
? |
2.2 Демографическая ситуация
Общая численность населения Карачаевского городского округа на 01.01.2016 года составила 38624 человек. Численность населения трудоспособного возраста - 23352 человек (60,45% от общей численности).
Данные о возрастной структуре населения на 01.01.2016 г.
Таб. 2
Наименование МО |
Число жителей, чел. |
Детей от 0 до 6 лет |
Детей от 7 до 15 лет |
Количество людей трудоспособного возраста |
Население пенсионного возраста |
Карачаевский городской округ |
38624 |
3071 |
4668 |
23352 |
7223 |
Демографическая ситуация в Карачаевского городского округа в 2016 году ухудшилась по сравнению с предыдущими периодами, число родившихся не превышает число умерших: родилось - 404, умерло - 284. Баланс населения также не улучшается из-за превышения числа убывших граждан над числом прибывших на территорию городского округа.
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость объясняются следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда), прекращением деятельности ранее крупных сельскохозяйственных предприятий, приводящим к повышению уровня безработицы, снижением доходов населения. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, употребления суррогатных спиртсодержащих препаратов, приводящих к отравлению, а также наблюдается повышение уровня смертности от полученных травм, не совместимых с жизнью. На показатели рождаемости влияют следующие моменты:
- материальное благополучие;
- государственные выплаты за рождение второго ребенка;
- наличие собственного жилья;
- уверенность в будущем подрастающего поколения.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.4 Рынок труда в городском округе
Численность трудоспособного населения - 7581 человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общего числа населения составляет 32,46 процента. Часть трудоспособного населения, 1499 человек, что составляет 3,88 процента, вынуждена работать за пределами Карачаевского городского округа.
Таб. 3
Кол-во жителей всего |
38624 |
Кол-во трудоспособного населения |
7581 |
Количество трудоустроенных жителей |
175 |
% работающих от общего кол-ва жителей |
19,62 |
% работающих от трудоспособных граждан |
32.46 |
Кол-во пенсионеров |
7223 |
Из приведенных данных видно, что лишь 32,46% граждан трудоспособного возраста трудоустроены. Необходимо отметить, что часть населения занята в личном подсобном хозяйстве, но доходов, получаемых в ЛПХ, недостаточно для проживания, т.е. они ниже прожиточного уровня.
Число пенсионеров составляет 18,7% от общего количества населения.
В городском округе существует серьезная проблема занятости трудоспособного населения. В связи с этим одной из главных задач для органов местного самоуправления в городском округе является трудоустройство граждан.
2.5 Развитие отраслей социальной сферы
Прогнозом на 2016 год и на период до 2030 года определены следующие приоритеты социального развития Карачаевского городского округа:
- повышение уровня жизни населения Карачаевского городского округа, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
- улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
- улучшение жилищных условий в Карачаевского городского округа;
- создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в Карачаевского городского округа;
- сохранение культурного наследия.
Вследствие сильной зависимости социальных явлений и процессов от уровня развития производственной сферы, инвестиционной политики, социальной политики государства и ряда других факторов прогноз их перспективного развития трудно поддается количественно оценке. Тем не менее, прогнозируя развитие социальной сферы на расчетную перспективу, следует иметь в виду, что темпы её развития в городском округе должны и будут опережать темпы развития экономической системы в целом.
Расчет перспективного развития структурных подразделений социальной сферы городского округа проводился на основе анализа современного их состояния, прогнозных показателей перспективного развития демографических процессов, а также уровня развития экономической системы, отечественных и зарубежных направлений и тенденций развития данной сферы. Потребности городского округа в отдельных видах социальных услуг определялись на основе нормативных показателей, представленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 г. N 942-Р "Социальные нормы и нормативы" и соответствующем документе от 19.10.1999 г. "Методика определения нормативной потребности Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры".
В настоящее время уровень развития социальной сферы городского округа, как и республики и страны в целом, далеко не соответствует современным требованиям. Комплекс социальных проблем, в числе которых низкий уровень зарплаты, высокий уровень безработицы, низкая фондовооруженность, несоответствие сети учреждений, объемов и качества оказываемых услуг запросам населения, носит системных характер. Поэтому обеспечение устойчивого развития социальной сферы и повышение уровня и качества жизни населения является приоритетной задачей, стоящей перед городским округом на расчетный период. На это направлены и ряд принятых в стране и республике целевых национальных проектов и государственных программ, полная реализация которых станет возможной лишь при целевом сценарии перспективного развития данного муниципального образования.
Для Карачаевского городского округа является неприемлемым инерционный сценарий перспективного развития социальной сферы, который предполагает консервацию сложившихся к настоящему времени тенденций и темпов развития данной сферы и на расчетную перспективу. В то же время, нельзя исключать и вероятность её развития по данному сценарию, если и на расчетную перспективу сохранится недостаточное внимание к состоянию социальной сферы со стороны государственных структур, отсутствие крупных инвестиционных проектов и т.д. Целевой сценарий предусматривает осуществление глубоких преобразований в развитии сферы услуг округа и выход её на качественно новый уровень, сопоставимый с современными стандартами экономики высокоразвитых страны мира.
2.6. Образование.
Одним из приоритетных видов деятельности в составе социальной сферы городского округа на расчетную перспективу останется образование. Его дальнейшее развитие будет сопровождаться необходимостью решения ряда проблем, остро стоящих перед данным видом деятельности и в настоящее время:
неудовлетворительное состояние материально-технической базы ряда образовательных учреждений;
проблема повышения качества образования всех его ступеней;
неполное соответствие содержания и структуры образования современным потребностям производственной и социальной сфер;
необходимость повышения уровня охвата населения всеми видами образовательного процесса и др.
Для системы дошкольного образования в среднесрочной перспективе серьезной проблемой станет сокращение численности детей дошкольного возраста (табл. 4). По прогнозным оценкам численность детей дошкольного возраста при инерционном сценарии развития к 2030 г. сократится на 46,4% по сравнению с 2010 г. (соответственно 1338 и 2500 человек). Несмотря на прогнозируемый рост коэффициента рождаемости почти на 38% (до 1551 человек в 2030 г.), уменьшится количество детей в возрасте 1-6 лет при целевом сценарии. Главным фактором этих негативных процессов выступит катастрофической уменьшение численности женщин наиболее репродуктивных возрастных групп (20-34 лет).
Табл. 4.
Прогнозная оценка численности детей дошкольного возраста (1-6 лет) Карачаевского городского округа по сценариям развития до 2030 г.
Годы |
Инерционный сценарий |
Целевой сценарий |
||
Численность детей в дошкольном возрасте, чел. |
в т.ч. % от всего населения |
Численность детей в дошкольном возрасте, чел. |
в т.ч. % от всего населения |
|
2010 |
2500 |
6,3 |
2500 |
6,3 |
2015 |
2296 |
6,1 |
2390 |
6,3 |
2020 |
2111 |
6,0 |
2224 |
6,1 |
2025 |
1758 |
5,4 |
1890 |
5,4 |
2030 |
1338 |
4,4 |
1551 |
4,5 |
Заметно уменьшится при этом и удельный вес детей дошкольного возраста в общей численности населения городского округа - с 6,3% в 2010 г. до 4,4% в 2030 г. при инерционном и 4,5% при целевом сценариях развития. Учет ожидаемых изменений данного показателя весьма важен при решении вопросов управления системой дошкольного образования городского округа.
Заметные изменения за расчетный период претерпит и степень охвата детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями. По национальному проекту "Образование" уже к 2010 г. данный целевой показатель в масштабах всей страны должен был равняться 85%. В подавляющем большинстве регионов эта высокая планка к настоящему времени не достигнута. В полной мере это относится и к КЧР и её отдельным муниципальным образованиям, включая Карачаевский городской округ. Исходя из современного уровня охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (около 68% в 2010 г.) и при сохранении сложившихся темпов роста этого показателя (т.е. при инерционном сценарии развития) городской округ не выйдет на указанный показатель в 85% даже к 2030 г. Однако при целевом сценарии эта задача может быть решена, о чем свидетельствуют данные прогнозных расчетов, представленные в табл. 5.
Табл. 5.
Прогнозная оценка степени охвата детей дошкольного возраста (1-6 лет) ДОУ Карачаевского городского округа.
|
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
Инерционный сценарий | |||||
Численность детей в возрасте 1-6 лет, чел. |
2500 |
2296 |
2111 |
1758 |
1338 |
Кол-во детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным обучением, чел. |
1700 |
1607 |
1520 |
1319 |
1070 |
Охват детей в возрасте 1-6 лет ДОУ, % |
68,0 |
70,0 |
72,0 |
75,0 |
80,0 |
Целевой сценарий | |||||
Численность детей в возрасте 1-6 лет, чел. |
2500 |
2390 |
2224 |
1890 |
1551 |
Кол-во детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным обучением, чел. |
1700 |
1720 |
1668 |
1512 |
1320 |
Охват детей в возрасте 1-6 лет ДОУ, % |
68,0 |
72,0 |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
Прогнозируемый рост степени охвата детей дошкольным образованием не предотвратит резкого уменьшения их абсолютной численности - с 1700 человек в 2010 г. до 1070 человек в 2030 г. при инерционном сценарии и до 1320 человек при целевом. Следует отметить при этом, что это явление затронет не только Карачаевский городской округ, но и подавляющее большинство других муниципальных образований республики и регионов страны в целом.
Серьезные трансформации на прогнозируемый период ожидают и системы общего образования городского округа. В первую очередь это относится к динамике численности лиц школьного возраста в сторону их резкого уменьшения (табл. 6). Так, при инерционном сценарии их количество сократится с 4,64 тыс. человек в 2009 г. до 3,15 тыс. человек в 2030 г. или почти в полтора раза. В гораздо меньшей степени это произойдет при целевом сценарии развития - до 3,73 тыс. человек к концу расчетного периода или в 1,2 раза по сравнению с 2009 г.
Табл. 6.
Прогнозная оценка численности лиц школьного возраста (7-17 лет) Карачаевского городского округа на расчетную перспективу.
Годы |
Инерционный сценарий |
Целевой сценарий |
||
Кол-во лиц школьного возраста, чел. |
% от всего населения |
Кол-во лиц школьного возраста, чел. |
% от всего населения |
|
2009 |
4640 |
13,6 |
4340 |
13,6 |
2010 (перепись) |
5325 |
13,4 |
5325 |
13,4 |
2015 |
4428 |
11,8 |
4462 |
11,8 |
2020 |
3943 |
11,2 |
4110 |
11,3 |
2025 |
3661 |
11,1 |
3983 |
11,3 |
2030 |
3148 |
10,4 |
3734 |
10,9 |
Сходный процесс трансформации на расчетный период затронет и удельный вес лиц школьного возраста в общей численности населения городского округа. По инерционному сценарию их доля уменьшится с 13,6% в 2009 г. до 10,4% в 2030 г., а по целевому - до 10,9%.
В полном соответствии с прогнозируемой динамикой лиц школьного возраста будет меняться и численность учащихся общеобразовательных учреждений данного муниципального образования. Определенные коррективы могут внести лишь изменения в проценте охвата контингента лиц школьного возраста образовательным процессом.
Степень охвата лиц школьного возраста общеобразовательными учреждениями составляет в настоящее время сравнительно небольшую величину - менее 70%. К 2030 г. прогнозируемый рост этого показателя при инерционном сценарии развития планируется до 75% и при целевом до 80%. Однако, даже с учетом этого роста численность учащихся общеобразовательных учреждений сократится с 3,2 тыс. человек в 2009 г. до 2,4 тыс. человек в 2030 г. при низком сценарии развития и до 3,0 тыс. человек при высоком (табл. 7).
Табл. 7.
Прогнозная оценка динамики численности учащихся общеобразовательных учреждений Карачаевского городского округа на расчетную перспективу.
Годы |
Инерционный сценарий |
Целевой сценарий |
||||
Численность лиц школьного возраста, чел. |
Численность учащихся ООУ, чел. |
% учащихся от численности лиц школьного возраста |
Численность лиц школьного возраста, чел. |
Численность учащихся ООУ, чел. |
% учащихся от численности лиц школьного возраста |
|
2009 |
4640 |
3200 |
69,6 |
4640 |
3200 |
69,4 |
2010 (перепись) |
5325 |
3200 |
60,4 |
5325 |
3200 |
60,4 |
2015 |
4428 |
3144 |
71,0 |
4462 |
3215 |
72,0 |
2020 |
3943 |
2840 |
72,0 |
4110 |
3062 |
74,5 |
2025 |
3661 |
2690 |
73,5 |
3983 |
3067 |
77,0 |
2030 |
3148 |
2360 |
75,0 |
3734 |
2987 |
80,0 |
Дальнейшее развитие в городском округе должны получить и другие виды образовательного процесса, в частности, дополнительное образование детей и системы профессионального образования.
В целом, резкое превышение фактической вместимости над проектной в ДОУ городского округа, аварийное состояние большинства из них, сокращение контингента лиц школьного возраста и численности учащихся общеобразовательных учреждений, слабая их материально-техническая база и другие недостатки требуют осуществления в ближайшей и среднесрочной перспективе ряда мероприятий по решению этих проблем.
Первоочередными в их числе являются следующие:
проведение капитального ремонта всех учреждений системы дошкольного и общего образования с физическим износом более 60%;
приведение показателей обеспеченности всех населенных пунктов городского округа местами в учреждениях дошкольного образования в соответствие с существующими нормативами и потребностями населения;
обеспечение нормативными спортзалами общеобразовательных школ с большим контингентом учащихся (школы N 1, N 3 и N 6 в г. Карачаевске, СОШ N 1 в г. Теберде и СОШ в пгт. Орджоникидзевский);
обеспечить школьными автобусами все общеобразовательные учреждения городского округа;
провести реконструкцию общеобразовательных школ в поселках Орджоникидзевский и Малокурганный, в СОШ N 1 и гимназии N 4 в г. Карачаевске и СОШ N 1 в г. Теберда с созданием в каждой из них школьных мастерских;
построить плавательные бассейны в наиболее крупных школах г. Карачаевска, г. Теберды и пгт. Орджоникидзевский.
2.7. Здравоохранение.
Система здравоохранения - один из видов социальной сферы Карачаевского городского округа, функциональная деятельность которой не ограничивается обслуживанием населения только данного муниципального образования, а распространяется и на Карачаевский муниципальный район. Ввиду этого следует прогнозировать многие направления её перспективной сети потребителей данного вида услуг в лице многих сельских поселений района, прилегающих к городскому округу. В первую очередь это относится к Центральной городской и районной больнице.
За последнее десятилетие в Карачаевском ГО имело место некоторое улучшение функционирования отдельных видов деятельности системы здравоохранения. Так, за период с 2000 по 2009 годы заметно возросли как численность врачей и СМП, так и обеспеченность ими в расчете на 10 тыс. человек населения. В то же время, заметно уменьшилось количество больничных коек, включая и их относительный показатель обеспеченности.
Практически все основные показатели функционирования системы здравоохранения городского округа не соответствуют в настоящее время нормативным индикаторам, принятым в Российской Федерации (табл. 8).
Табл.1.2.2.5.
Прогнозная оценка перспективной потребности в медицинском персонале и объектах здравоохранения Карачаевского городского округа.
|
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
|
Факт. наличие |
Норм. потребность |
|||||
Инерционный сценарий | ||||||
Врачи* |
187 |
287 |
271 |
255 |
239 |
220 |
СМП* |
693 |
800 |
756 |
711 |
666 |
612 |
Койко-места* |
714 |
943 |
891 |
838 |
785 |
722 |
Мощность АПУ (посещ. в смену) |
697 |
720 |
680 |
639 |
599 |
550 |
Целевой сценарий | ||||||
Врачи* |
187 |
287 |
274 |
263 |
255 |
249 |
СМП* |
693 |
800 |
764 |
732 |
711 |
693 |
Койко-места* |
714 |
943 |
900 |
863 |
838 |
817 |
Мощность АПУ (посещ. в смену) |
697 |
720 |
687 |
659 |
639 |
623 |
* - включая Карачаевский муниципальный район
Оценка перспективной потребности в медицинском персонале и койко-местах проводилась с учетом динамики суммарной численности населения городского округа и Карачаевского муниципального района. Лишь один из приведенных в таблице показатель - фактическая и нормативная потребность в мощности АПУ - рассчитывался на жителей только городского округа.
В настоящее время фактическое наличие СМП в городском округе примерно в 1,15 раза уступает нормативной потребности в нем, врачей - в 1,5 раз и койко-места в 1,3 раза.
Прогнозируемое перспективное уменьшение численности населения муниципального образования приведет к соответствующему сокращению и нормативной потребности в медицинском персонале, койко-местах и мощности АПУ, в частности:
врачей с 287 человек в 2010 г. до 220 человек в 2030 г. при инерционном и до 249 человек при целевом сценариях развития;
СМП соответственно 800, 612 и 697 человек;
койко-мест 943, 722 и 817 единиц;
мощность АПУ (в границах только городского округа) - 720, 550 и 623 посещений в смену.
Прогнозируемое уменьшение численности населения по обоим сценариям развития будет сопровождаться достижением нормативного уровня обеспеченности средним медицинским персоналом, мощностью АПУ, а также койко-местами при инерционном сценарии, без количественного их увеличения. Более того, на отдельных этапах расчетного периода и по отдельным показателям их количество может и уменьшаться, в частности, по мощности АПУ при целевом сценарии с 697 посещений в смену в 2010 г. до 624 в 2030 г., а при инерционном до 550 посещений в смену (табл. 9). С 2025 г. этот процесс может затронуть и количество среднего медицинского персонала при инерционном сценарии развития. Без увеличения койко-мест к концу расчетного периода при инерционном сценарии фактически будет достигнут нормативный уровень обеспеченности койко-местами, а вот при целевом сценарии для этого потребуется увеличение койко-мест с 714 в 2010 г. до 817 единиц в 2030 г. Лишь количество врачей возрастет за расчетный период как в абсолютном выражении, так и в расчете на 10 тыс. человек населения, достигнув нормативного показателя к 2030 г. при целевом сценарии развития.
Табл.9.
Прогнозная оценка перспективной обеспеченности медицинским персоналом и объектами здравоохранения Карачаевского городского округа.
|
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
|||||
Всего |
в т.ч. на 10 тыс. жит. |
Всего |
в т.ч. на 10 тыс. жит. |
Всего |
в т.ч. на 10 тыс. жит. |
Всего |
в т.ч. на 10 тыс. жит. |
Всего |
в т.ч. на 10 тыс. жит. |
|
Инерционный сценарий | ||||||||||
Врачи* |
187 |
26,7 |
188 |
28,4 |
190 |
30,5 |
193 |
33,1 |
196 |
36,5 |
СМП* |
693 |
99,0 |
693 |
104,8 |
693 |
111,4 |
666 |
114,3 |
612 |
114,3 |
Койко-места* |
714 |
102,0 |
714 |
108,0 |
714 |
114,8 |
714 |
122,5 |
714 |
133,2 |
АПУ (посещ. в смену) |
697 |
175,8 |
680 |
181,5 |
639 |
181,5 |
598 |
181,5 |
550 |
181,5 |
Целевой сценарий | ||||||||||
Врачи* |
187 |
26,7 |
191 |
28,6 |
207 |
32,3 |
227 |
36,5 |
248 |
41 |
СМП* |
693 |
99,0 |
693 |
103,7 |
693 |
108,1 |
693 |
111,4 |
693 |
114,3 |
Койко-места* |
714 |
102,0 |
722 |
108,0 |
745 |
116,1 |
774 |
124,5 |
817 |
134,7 |
АПУ (посещ. в смену) |
697 |
175,8 |
687 |
181,5 |
659 |
181,5 |
639 |
181,5 |
624 |
181,5 |
* - включая Карачаевский муниципальный район
В целом же, система здравоохранения Карачаевского городского округа нуждается в серьезном реформировании своей деятельности.
2.8. Культура, физкультура и спорт.
Дальнейшее развитие в Карачаевском городском округе должны получить на расчетную перспективу и другие подразделения социальной сферы, в частности, культура, физкультура и спорт. Перспективное укрепление их позиций в составе социальной сферы городского округа будет определяться рядом факторов, в первую очередь динамичным развитием туристско-рекреационной деятельности.
2.9. Учреждения образования.
Общими мероприятиями по развитию системы образования в городском округе станут следующие:
Обследование всех зданий учреждений образования, определение степени износа и соответствия санитарным, пожарным и другим требованиям (первая очередь).
Подготовка муниципальной программы капитального ремонта и реконструкции объектов образования на территории городского округа (первая очередь).
Обновление и приведение в соответствие с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями материально-технической базы образовательных учреждений и их зданий (расчётный срок).
Проведение модернизации учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы образовательных учреждений, включая закупки компьютерной техники, спортивного инвентаря и оборудования, учебного и лабораторного оборудования, мебели, медицинского оборудования и др. (расчётный срок).
Проведение капитального ремонта всех учреждений системы дошкольного и общего образования с физическим износом более 60% (первая очередь).
Приведение показателей обеспеченности всех населенных пунктов городского округа местами в учреждениях дошкольного образования в соответствие с существующими нормативами и потребностями населения (расчётный срок).
2.10. Дошкольные образовательные учреждения.
Демографический прогноз, выполненный в проекте генерального плана городского округа, позволил определить перспективную потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Так, на 2020 год определена необходимость наличия 1668 мест в дошкольных образовательных учреждениях. К 2030 году по прогнозу данная потребность сократится до 1551 мест.
Существующее количество мест в дошкольных образовательных учреждениях Карачаевского городского округа составляет 1400, то есть дефицит на расчетный срок составит 150, что превышает существующую вместимость дошкольных образовательных учреждений.
Решение данной проблемы должно происходить за счёт строительства дополнительных учреждений дошкольного образования, либо за счёт реконструкции существующих.
Помимо обеспечения расчётной вместимости дошкольных учреждений, должно быть выполнено требование доступности дошкольных образовательных учреждений.
Проектом генерального плана запланировано освоение свободных территории под жилищное строительство в городах Карачаевск и Теберда. Данные мероприятия потребуют размещения дошкольных образовательных учреждений в составе жилой застройки. Поэтому проектом предлагается размещение детского сада на 100 мест в северной части города Карачаевска и детского сада на 100 мест в северной части центрального планировочного района города Теберды в районах нового жилищного строительства.
Мероприятиями по развитию системы дошкольного образования в городском округе станут:
Разработка муниципальной программы развития дошкольного образования в городском округе с внедрением альтернативных форм обучения (первая очередь).
Строительство детского сада на 100 мест в районе нового жилищного строительства в северной части города Карачаевска (расчётный срок).
Строительство детского сада на 100 мест в районе нового жилищного строительства северной части центрального планировочного района города Теберды (расчётный срок).
2.11. Общеобразовательные школы.
Общеобразовательные школы имеются в каждом населённом пункте городского округа. Проектная вместимость всех школ превышает фактическую. При любом сценарии развития демографической ситуации на расчётный срок предполагается снижение численности детей школьного возраста. Таким образом, строительство дополнительных учреждений общего образования не требуется. Однако необходимо проведение значительного объёма работ по реконструкции, капитальному ремонту существующих учреждений. Требуется обеспечение учреждений нормативным набором помещений, а также доведения их технического состояния до соответствия требованиям нормативов.
Мероприятиями по развитию системы общего образования в городском округе станут:
Обеспечение школьными автобусами всех ООУ городского округа (первая очередь).
Обеспечение нормативными спортзалами общеобразовательных школ с большим контингентом учащихся (школы N 1, N 3 и N 6 в г. Карачаевске, СОШ N 1 в г. Теберде и СОШ в пгт. Орджоникидзевский) (расчётный срок).
Проведение реконструкции общеобразовательных школ в поселках Орджоникидзевский и Малокурганный, в СОШ N 1 и гимназии N 4 в г. Карачаевске и СОШ N 1 в г. Теберда с созданием в каждой из них школьных мастерских (расчётный срок).
Строительство плавательных бассейнов в наиболее крупных школах г. Карачаевска, г. Теберды и пгт. Орджоникидзевский (расчётный срок - перспектива).
2.12. Учреждения дополнительного образования, профессиональные учебные заведения.
Учреждения дополнительного образования Карачаевского городского округа представлены детской художественной школой города Карачаевска, двумя музыкальными школами (в Карачаевске и Теберде), центром детского творчества и центром дополнительного образования в городе Карачаевске, 8-ю ДЮСШ (включая филиалы).
Количество и номенклатура учреждений дополнительного образования удовлетворяют требованиям социальных нормативов. Однако так же, как и для других образовательных учреждений требуется обследование зданий с оценкой необходимости проведения капитального ремонта или реконструкции.
Система профессионального образования в городском округе представлена средними специальными и высшими учебными заведениями. Их развитие относится к компетенции государственных органов власти субъекта и Российской Федерации. В задачи органов местного самоуправления входит учет интересов органов государственной власти в части развития учреждений профессионального образования. Данных о таких намерениях на территории городского округа соответствующими инстанциями представлено не было.
Таким образом, мероприятиями по развитию системы специального и дополнительного образования в городском округе:
Проведение реконструкции или капитального ремонта учреждений дополнительного образования (расчётный срок).
Рассмотрение возможности развития сети филиалов учреждений дополнительного образования в различных населённых пунктах городского округа с использованием мощностей существующих общеобразовательных учреждений (первая очередь - расчетный срок).
Учреждения здравоохранения стационарного типа, амбулаторно-поликлинические учреждения и скорая медицинская помощь. Учреждения социального обслуживания.
Основными проблемами системы здравоохранения в городском округе являются нехватка мощностей учреждений здравоохранения, недоукомплектованность медицинским персоналом, высокая степень износа основных фондов. Учреждения здравоохранения имеются в каждом населенном пункте муниципального образования.
Прогнозная возрастная структура населения характеризуется повышением в его структуре доли лиц пенсионного возраста, которым в большей степени требуется медицинское обслуживание. Повышенное внимание также придётся уделять вопросам снижения смертности и повышения рождаемости. Таким образом, расширение стационара и развитие системы здравоохранения в городском округе в целом останется актуальной проблемой.
В числе первоочередных мероприятий перспективного развития данного вида деятельности следует рассматривать следующие:
проведение капитального ремонта всех учреждений здравоохранения с физическим износом более 60%, в частности:
корпуса инфекционного, терапевтического, неврологического и отоларингологического отделений КЦГ и РБ;
корпуса горрайполиклиники;
корпус детской консультации КЦГ и РБ;
Орджоникидзевская участковая больница;
Тебердинская участковая больница;
ФАП пгт. Эльбрусский;
строительство травмпункта в амбулатории пгт. Домбай;
приведение показателей обеспеченности медицинскими кадрами и койко-местами в соответствие с принятыми в стране нормативами;
оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и достаточным количеством лечебных и иммунобиологических препаратов;
совершенствование управления системой здравоохранения с целью повышения качества медицинского обслуживания, выявления болезней на ранних стадиях их развития, увеличения продолжительности жизни населения и др.
Таким образом, мероприятиями по развитию системы здравоохранения и социального обеспечения в городском округе станут:
Проведение капитального ремонта корпуса инфекционного, терапевтического, неврологического и отоларингологического отделений КЦГ и РБ (первая очередь).
Проведение капитального ремонта корпуса горрайполиклиники (первая очередь).
Проведение капитального ремонта корпуса детской консультации КЦГ и РБ (первая очередь).
Проведение капитального ремонта Орджоникидзевской участковой больницы (первая очередь).
Проведение капитального ремонта Тебердинской участковой больницы (первая очередь).
Проведение капитального ремонта ФАП п. Эльбрусский (первая очередь).
Строительство травмпункта в амбулатории пгт. Домбай (расчётный срок).
Приведение показателей обеспеченности медицинскими кадрами и койко-местами в соответствие с принятыми в стране нормативами (расчётный срок).
Оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и достаточным количеством лечебных и иммунобиологических препаратов (расчётный срок).
Совершенствование управления системой здравоохранения с целью повышения качества медицинского обслуживания, выявления болезней на ранних стадиях их развития, увеличения продолжительности жизни населения и др. (весь период).
2.13. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения.
Сеть физкультурно-оздоровительных учреждений городского округа серьёзной трансформации и расширения.
Учитывая, что наиболее вероятным на перспективу остается стабилизационный сценарий, проектом предлагается оптимизировать сферу физкультуры и спорта на основе развития дифференцированной сети многофункциональных спортивных центов. Они будут комбинировать в себе все основные физкультурно-спортивные объекты и позволят охватить все категории населения. Параллельно необходимо проводить модернизацию и реконструкцию существующих объектов физкультуры и спорта.
Развитию сети спортивно-оздоровительных сооружений будут способствовать также молодежные спортивно-оздоровительные парки как прогрессивные, социально и экономически эффективные сооружения. В настоящее время они пользуются наибольшей популярностью для массовой спортивно-оздоровительной деятельности населения.
На расчетный срок предлагается также развить сеть общедоступных плавательных бассейнов - генеральным планом предлагается строительство двух бассейнов в городах Карачаевск и Теберда (в городе Теберда в составе многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса).
Плоскостные спортивные сооружения включают стадионы, футбольные поля, спортивные площадки, в т.ч. дворовые. Проектом предлагается размещение плоскостных спортивных сооружений в новых формируемых рекреационных зонах, в районах нового жилищного строительства.
Развитие учреждений физкультуры и спорта (таких, как спортивно-тренажерные залы повседневного обслуживания) предполагается при комплексном освоении территорий под жилую застройку в зонах общественных центров.
Мероприятия по развитию сети учреждений физкультуры и спорта:
Строительство универсального физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на правом берегу реки Теберды в городе Теберде с размещением открытых плоскостных сооружений (расчётный срок).
Строительство новых либо реконструкция и капитальный ремонт функционирующих объектов физической культуры и спорта (первая очередь).
Размещение открытых плоскостных сооружений в составе формируемых зон отдыха (расчётный срок - перспектива).
Планомерная установка и благоустройство спортивных площадок в жилой застройке населенных пунктов (весь период);
Развитие сети спортивно-тренажёрных залов, приближенных к жилой застройке (расчётный срок).
Строительство плавательного бассейна в городе Карачаевск (расчётный срок).
2.14. Учреждения культуры и искусства.
Качественное состояние социальной сферы играет немаловажную роль в будущем развитии городского округа, так как способствует притоку и концентрации молодых специалистов, составляющих основу будущей экономики.
Учитывая слабую популярность учреждений культуры в настоящее время, для повышения культурного уровня населения городского округа на расчетную перспективу необходимо провести ряд мероприятий по стабилизации сферы культуры, предполагающие:
использование имеющихся учреждений культуры многофункционально, с созданием кружков и клубов по интересам, отвечающим требованиям сегодняшнего дня, а также расширение различных видов культурно-досуговых и просветительных услуг;
совершенствование формы и методов работы с населением, особенно детьми, подростками и молодежью;
приведение материально-технической базы учреждений культуры в соответствие с нормами, а также современными тенденциями развития в этой области (создание современных библиотечно-информационных центров с использованием компьютерных и информационных технологий на базе существующих библиотек и др.).
Расширение сети учреждений культуры (домов культуры и библиотек) в городском округе в существующих селитебных территориях по нормативам не требуется. Развитие учреждений культуры связано, в первую очередь, с модернизацией, реконструкцией (либо новым строительством в случае невозможности таковой) и капитальным ремонтом.
Мероприятия по развитию сети учреждений культуры:
Проведение обследования с целью оценки состояния зданий учреждений культуры городского округа и определения объёмов реконструктивных и ремонтных мероприятий (первая очередь).
Строительство или реконструкция и капитальный ремонт Карачаевского и Тебердинского городских домов культуры (расчётный срок).
Строительство сельского дома культуры в п. Малокурганный и сельского клуба в п. Мара-Аягъы (расчётный срок).
Строительство или реконструкция клуба в г. Карачаевске (расчётный срок).
Капитальный ремонт сельских домов культуры в поселках городского типа Орджоникидзевский и Эльбрусский (расчётный срок).
Капитальный ремонт центральной городской библиотеки в г. Карачаевске и городской библиотеки в г. Теберде (первая очередь).
Капитальный ремонт детских библиотек в городах Карачаевск и Теберда (первая очередь).
Капитальный ремонт библиотек в населенных пунктах Орджоникидзевский, Эльбрусский, Малокурганный (первая очередь).
3. Система основных программных мероприятий по развитию Карачаевского городского округа
Задача формирования стратегии развития такого сложного образования, каковым является городской округ, не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики городского округа, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие городского округа. С данных позиций городской округ представляет собой сложную систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов.
Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в городском округе. Таковыми являются: производственная сфера, сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу городского округа.
Мероприятия Программы социального развития Карачаевского городского округа включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам.
4. Оценка эффективности мероприятий Программы
Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны населения, позволит достичь следующих показателей социального развития Карачаевского городского округа в 2016 году по отношению к 2030 году.
За счет активизации предпринимательской деятельности, ежегодный рост объемов производства в городском округе. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития городского округа в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
5. Организация контроля за реализацией Программы
Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти Карачаевского городского округа.
Общее руководство Программой осуществляет Мэром Карачаевского городского округа, в функции которого в рамках реализации Программы входит определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы.
Оперативные функции по реализации Программы осуществляют структурные подразделения Администрации Карачаевского городского округа под руководством Мэра Карачаевского городского округа.
Мэр Карачаевского городского округа осуществляет следующие действия:
- рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;
- выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.
- взаимодействует с республиканскими органами исполнительной власти по включению предложений Карачаевского городского округа республиканские программы;
- контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;
- осуществляет руководство по:
- подготовке перечня муниципальных программ городского округа, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета на очередной финансовый год;
- реализации мероприятий Программы городского округа.
Структурные подразделения Администрации Карачаевского городского округа осуществляет следующие функции:
- подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;
- подготовка проектов программ городского округа по приоритетным направлениям Программы;
- формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета округа;
- подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
- прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;
- предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
6. Механизм обновления Программы
Обновление Программы производится:
- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,
- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;
- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии городского округа, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.
Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя.
По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.
7. Заключение
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления городского округа (оперативное управление функционированием и развитием систем городского округа), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов городского округа.
Ожидаемые результаты:
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития городского округа, что позволит ей достичь высокого уровня социального развития:
1. проведение уличного освещения обеспечит устойчивое энергоснабжение;
2. улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
3. привлечения внебюджетных инвестиций в экономику городского округа;
4. повышения благоустройства городского округа;
5. формирования современного привлекательного имиджа городского округа;
6. устойчивое развитие социальной инфраструктуры городского округа.
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей Карачаевского городского округа;
2) привлечь население городского округа к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.
Социальная стабильность в городском округе в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития городского округа.
Переход к управлению городским округам через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных поселений, так и муниципального образования в целом.
Разработка и принятие программы развития городского округа позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие "правила игры" на территории городского округа, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров городского округа, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.
________________________________
*(1) Площадь земель населённых пунктов в паспорте муниципального образования не указана, данные получены путем вычитания показателей площади земель других категорий из общей площади земель муниципального образования
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2016 г. N 197-4 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.