Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Зеленчукского
муниципального района
от 28 декабря 2016 г. N 1260
Муниципальная программа
"Развитие потребительского рынка Зеленчукского муниципального района на 2017 - 2019 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие потребительского рынка Зеленчукского муниципального района на 2017 - 2019 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие потребительского рынка Зеленчукского муниципального района на 2017 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Администрация Зеленчукского муниципального района |
Основной разработчик Программы |
Отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района |
Исполнители Программы |
Заместитель главы администрации муниципального района, курирующий вопросы потребительского рынка и сферы услуг, отдел экономического, социального развития и имущества администрации муниципального района, отдел сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений администрации муниципального района, отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района, управление образования администрации муниципального района, управление труда и социального развития администрации муниципального района, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по КЧР в Зеленчукском районе (по согласованию), администрации сельских поселений (по согласованию), Зеленчукский отдел территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР (по согласованию), МИ ФНС РФ N 2 по КЧР (по согласованию), МО МВД России "Зеленчукский" (по согласованию), организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, услуг (по согласованию), РГУ "Центр занятости населения по Зеленчукскому муниципальному району" (по согласованию) |
Цели Программы |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей; разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли; создание на территории Зеленчукского муниципального района современной торговой инфраструктуры, основанной на нормативах обеспеченности населения Зеленчукского муниципального района площадью торговых объектов, равномерное развитие различных форм торговой деятельности; создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров; формирование конкурентной среды на территории Зеленчукского муниципального района |
Основные задачи Программы |
Реализация комплекса мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Зеленчукского муниципального района; обеспечение качества и безопасности товаров; совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг; создание условий для открытия торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, модернизация и реконструкция действующих торговых объектов, повышение технического уровня предприятий торговли, построение на территории Зеленчукского муниципального района современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах обеспечения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, соразмерного распределения торговых площадей по району, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории района, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности; развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности в торговле; создание условий для развития предпринимательской кооперации (между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сельхозпроизводителями, поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции оптовой и розничной торговли, повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров; стимулирование притока иностранных и российских частных инвестиций в развитие торговли на территории Зеленчукского муниципального района; совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли; развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Ежегодный рост физических объемов товарооборота на 0,8-1,7%, общественного питания - на 2%, объема платных услуг - на 0,1%; увеличение к 2019 году оборота розничной торговли на душу населения до 28,3 тыс. рублей, объемов платных услуг на душу населения - до 5,7 тыс. рублей; увеличение к 2019 году обеспеченности на 1000 жителей торговой площадью до 320,0 квадратных метров; создание за период реализации Программы 30 новых рабочих мест |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Перечень основных мероприятий |
Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг; развитие инфраструктуры и оптимального размещения объектов потребительского рынка и сферы услуг; развитие конкуренции; повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг; кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Зеленчукского муниципального района и внебюджетных источников. Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы, составляет - 10,0 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 0,0 тыс. рублей, 2018 год - 5,0 тыс. рублей, 2019 год - 5,0 тыс. рублей, из них средства бюджета Зеленчукского муниципального района - 10,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
Реализация мероприятий Программы обеспечит: ежегодный рост физических объемов товарооборота на 0,8-1,7%, общественного питания - на 2%, объема платных услуг - на 0,1%; обеспечение к 2019 году населения района на 1000 жителей торговыми площадями до 320,0 квадратных метров; повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг. Социальная и бюджетная эффективность Программы выражается в: обеспечении создания за 2017 - 2019 годы 30 рабочих мест за счет строительства новых объектов потребительского рынка и сферы услуг; повышении к 2019 году уровня средней заработной платы работников сферы услуг до 12,2 тыс. рублей; внедрении в организациях потребительского рынка прогрессивных методов продажи и новых видов услуг; повышении качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли и общественного питания; улучшении питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличении охвата школьников горячим питанием к 2019 году до 100 процентов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района. Исполнители мероприятий Программы представляют: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; ежегодно до 15 февраля до 2020 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации Зеленчукского муниципального района. Отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района по окончании срока реализации Программы готовит до 15 марта 2020 года главе администрации Зеленчукского муниципального района доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики Зеленчукского муниципального района.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики района.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Зеленчукского муниципального района и Карачаево-Черкесской Республики. Курс на интенсивное развитие экономики способствовал росту оборота розничной торговли и в целом повышению уровня жизни населения района. По результатам 6 месяцев 2016 года объем розничного товарооборота составил 668,0 млн. рублей или 96,1% к аналогичному периоду 2015 года в фактических ценах. Объем платных услуг населению за 9 месяцев 2016 года составил 505,5 млн. рублей или 148,8% к аналогичному периоду 2015 года в фактических ценах.
Объем оборота общественного питания составил за 6 месяцев 2016 года 7,2 млн. рублей, или 57,5% к аналогичному периоду прошлого года в фактических ценах.
Среднемесячная заработная плата за 2015 год составила 9332,4 рублей.
Обозначена задача по повышению социальной ответственности руководителей организаций сферы потребительского рынка и предпринимателей перед своими работниками, недопущению необоснованных увольнений и сокращений уровня заработной платы. Следует направить усилия на разъяснительную работу о необходимости пересмотра руководителями организаций сферы потребительского рынка и услуг своей кадровой политики, а также форм и методов работы, направленной на совершенствование ассортиментной политики, сокращение неоправданных расходов, повышение эффективности работы маркетинговой службы.
В Зеленчукском муниципальном районе в 2016 году продолжалось качественное улучшение сети объектов розничной торговли за счет увеличения доли современных предприятий. Велась работа по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.
За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью системы экономики Зеленчукского муниципального района.
Торговая сеть Зеленчукского муниципального района представлена предприятиями различных форм собственности:
235 магазинов;
2 супермаркета;
1 универмаг;
78 палаток, киосков;
20 аптек и аптечных пунктов;
31 ресторанов, кафе, баров;
2 рынка.
В 2015 году общая площадь предприятий торговли составила 14,0 тыс. кв.м.
В 2009 году открылся первый в районе магазин самообслуживания "Магнит" ЗАО "Тандер". Он привлекает покупателей широким ассортиментом товаров. За счет нового строительства открыты три торговых центра в ст. Зеленчукской. Индивидуальные предприниматели получили возможность осуществлять торговлю в современном, хорошо оборудованном здании. В 2012 году индивидуальными предпринимателями за счет собственных средств построены и введены в эксплуатацию торговый комплекс "Гостиный двор" в ст. Зеленчукской и крытый рынок в ст. Кардоникской. Оборот розничной торговли в целом по Зеленчукскому муниципальному району достиг за 6 месяцев 2016 года 608,0 млн. рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года в целом по Зеленчукскому муниципальному району составил 96,1%.
Динамично развивается сфера общественного питания. В районе действуют 1 кафе, принадлежащее ЗАО "Зеленчукский райпотребсоюз", 30 кафе, принадлежащие индивидуальным частным предпринимателям, 2 предприятия быстрого обслуживания (гиро).
На сегодняшний день в Зеленчукском муниципальном районе функционируют 2 рынка (на территории ст. Зеленчукской), в остальных сельских поселениях один раз в неделю проводится выездная ярмарка.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Зеленчукском муниципальном районе позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Зеленчукского муниципального района. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Разработаны генеральные планы развития сельских поселений. Проблема развития сети бытового обслуживания населения будет в будущем решаться согласно утвержденных планов развития.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.
Сложившийся в настоящее время в Зеленчукском муниципальном районе рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества и отсутствием разнообразия ассортимента предлагаемых услуг, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в Зеленчукском муниципальном районе.
В результате реализации мероприятий Программы годовой оборот розничной торговли в 2019 году увеличится по сравнению с 2016 годом в 1,1 раза на душу населения. Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по району более 320 квадратных метров на 1 000 жителей.
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг, в первую очередь, зависит от взаимодействия органов местного самоуправления Зеленчукского муниципального района и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг.
Серьезными проблемами в сфере бытового обслуживания являются:
отсутствие организаций службы быта;
слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;
недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания в отдаленных поселениях района ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;
недостаточно эффективная система подготовки квалифицированных кадров для предприятий службы быта.
Основной задачей развития рынка платных услуг является содействие субъектам хозяйствования в сфере потребительского рынка и услуг со стороны администрации Зеленчукского муниципального района, администраций сельских поселений, выделение земельных участков для строительства объектов потребительского рынка.
Служба быта, как социально ориентированная отрасль экономики, должна считаться приоритетной и развиваться по направлениям территориальной и ценовой доступности услуг, повышения уровня и качества обслуживания.
Развитию потребительского рынка могут способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения, развитие туризма. Особое внимание должно уделяться повышению роли малого бизнеса в производстве потребительских товаров и расширении сферы услуг.
Конкуренция в сфере потребительского рынка и услуг одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:
неразвитость подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг субъектам потребительского рынка и сферы услуг, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и других;
недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
высокий уровень налогов и сложная система налогообложения;
неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;
недостаточный платежеспособный спрос населения.
Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке, в первую очередь, связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг.
Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка:
отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;
недостаточно развитая материально-техническая база в учреждениях профессионального обучения, что не позволяет готовить специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании;
отсутствие механизма ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
недостаточная работа по внедрению международных стандартов качества в организациях сферы услуг. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность товаров, выпускаемых местными производителями, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории района.
Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания сдерживают следующие факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток работников массовых профессий;
низкий уровень образования работников сферы торговли и общественного питания;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка и сферы услуг;
низкая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и услуг и отсутствие социальных гарантий;
отсутствие в большинстве организаций общественных объединений (профсоюзов, советов и т.д.), призванных защищать интересы работников;
недостаточность форм и методов работы по повышению престижности профессий сферы услуг;
отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий сферы услуг.
Одним из основных направлений улучшения качества предоставляемых услуг является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов сферы потребительского рынка и услуг. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами предполагает формирование оптимальной численности и квалификационной структуры кадров, их рациональное размещение и эффективное использование. Для реализации этих задач необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение подготовки, переподготовки кадров, повышение их квалификации, взаимодействие с учебными заведениями, поддержку корпоративных систем обучения, сохранение и развитие практики организации и проведения ежегодных отраслевых конкурсов профессионального мастерства.
В области защиты прав потребителей, в первую очередь, необходимо создать условия для организации правовой помощи населению, профилактической и информационно-просветительской деятельности.
Программное решение существующих проблем может позволить обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Основными недостатками подхода к развитию потребительских услуг без использования программно-целевых методов являются:
невозможность определения показателей Программы, необходимых при выборе мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании мероприятий, направленных на развитие и совершенствование потребительских услуг;
недостаточная координация всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
создании информационной системы для организаций потребительского рынка и сферы услуг;
обеспечении качества и безопасности оказываемых населению услуг;
развитии и совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования показателей сферы потребительских услуг;
повышении кадрового потенциала сферы потребительских услуг;
обеспечении слаженного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Зеленчукского муниципального района в решении существующих в сфере услуг проблем;
сроках достижения требуемых результатов, прогнозируемых результатах и показателях.
Выполнение Программы обусловлено наличием рисков, источниками которых являются:
зависимость рынка потребительских товаров и услуг, темпов его развития от внешних экономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, зависимость продовольственного рынка от уровня развития агропромышленного комплекса, результативность принимаемых мер в области импортозамещения потребительских товаров;
нахождение объектов потребительского рынка в частной собственности, что влияет на объемы ресурсов, направляемых на выполнение основных мероприятий Программы;
возможности бюджета Зеленчукского муниципального района.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений, определенных стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Достижению поставленных целей будет способствовать программно-целевой метод. Он предусматривает концентрацию усилий органов власти и организаций сферы потребительского рынка на решении главных задач, направленных на создание благоприятных условий проживания для населения Зеленчукского муниципального района, и будет способствовать оптимизации затрат бюджетных средств с учетом достижения ожидаемых результатов.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью определения основных направлений политики администрации Зеленчукского муниципального района в области торговли, общественного питания, платных услуг и выработки основных направлений развития отрасли до 2019 года.
В основе Программы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения Зеленчукского муниципального района путем создания условий для обеспечения доступности и качества оказываемых населению платных услуг, в том числе услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
II. Основные цели, задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь, отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров, защита прав потребителей;
разработка организационно-правового механизма повышения социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли;
создание на территории Зеленчукского муниципального района современной торговой инфраструктуры, основанной на нормативах обеспеченности населения Зеленчукского муниципального района площадью торговых объектов, равномерное развитие различных форм торговой деятельности;
создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, отечественных производителей товаров;
формирование конкурентной среды на территории Зеленчукского муниципального района.
Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:
реализация комплекса мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Зеленчукского муниципального района;
обеспечение качества и безопасности товаров;
совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг;
создание условий для открытия торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, модернизация и реконструкция действующих торговых объектов, повышение технического уровня предприятий торговли, построение на территории Зеленчукского муниципального района современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах обеспечения установленных нормативов обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью торговых объектов, соразмерного распределения торговых площадей по району, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории района, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности в торговле;
создание условий для развития предпринимательской кооперации (между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сельхозпроизводителями, поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей), интеграции оптовой и розничной торговли, повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство (поставки) товаров;
стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Зеленчукского муниципального района;
определение и реализация комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, увеличению доли торговой отрасли в валовом региональном продукте и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
обеспечение условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли;
развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
Комплекс мероприятий Программы приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
III. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы, сроки реализации Программы
В число основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты Программы, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" включаются следующие индикаторы:
повышение доступности товаров для населения;
Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
Перечень индикаторов дополнен такими показателями, как:
темп роста оборота розничной торговли к предыдущему году;
темп роста оборота общественного питания к предыдущему году;
темп роста объема платных услуг населению к предыдущему году;
оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей;
объем платных услуг на душу населения, тыс. рублей;
обеспеченность (на 1000 жителей) торговой площадью, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети, рабочими местами в организациях бытового обслуживания населения;
привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников;
создание новых рабочих мест.
Основные целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Зеленчукского муниципального района.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении качества жизни населения, создании 30 дополнительных рабочих мест на вновь строящихся объектах потребительского рынка, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг. Уровень средней заработной платы работников к 2019 году возрастет в 1,3 раза по сравнению с 2016 годом и составит 12,2 тыс. рублей.
Совокупность мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов.
Социальная эффективность Программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличением охвата школьников горячим питанием до 100 процентов, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также недопущением роста стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения.
Достижение к 2019 году показателей, предусмотренных Программой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового продукта Зеленчукского муниципального района.
Сроки реализации Программы - 2017 - 2019 годы.
IV. Перечень программных мероприятий
Для достижения определенных Программой целей и решения поставленных задач предусмотрена система программных мероприятий, направленных на:
совершенствование нормативной правовой базы;
реализацию мероприятий некоммерческого характера;
реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.
Решение задач Программы позволит обеспечить комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера с использованием бюджетных и внебюджетных источников на ее реализацию.
Реализация Программы предусматривает выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям:
1. Совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг:
проведение мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары;
проведение ежегодного анализа обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами в организациях общественного питания и рабочими местами в организациях бытового обслуживания населения;
доведение до предприятий методических рекомендаций по различным аспектам развития сферы потребительского рынка;
информирование и обучение населения основам защиты прав потребителей;
реализация комплекса мер по развитию системы защиты прав потребителей на территории Зеленчукского муниципального района;
содействие в формировании и ведении реестра организаций и объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Зеленчукского муниципального района;
организация информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и услуг на территории Зеленчукского муниципального района;
совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере потребительского рынка и услуг.
2. Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг:
а) розничная торговля:
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов розничной торговли, в том числе объектов придорожного сервиса;
б) сфера общественного питания:
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов общественного питания в общедоступной сети;
в) сфера платных услуг:
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов бытового обслуживания населения;
оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития сферы потребительского рынка и услуг (строительство и ввод в действие новых объектов сферы потребительского рынка и услуг, составление бизнес - проектов и т.д.);
реализация мер по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Зеленчукского муниципального района.
3. Развитие конкуренции:
организация и проведение круглых столов, совещаний, конференций по проблемам развития потребительского рынка и сферы услуг;
организация и проведение выставок, ярмарок товаров и услуг товаропроизводителей Зеленчукского муниципального района;
организация и проведение ярмарок сельскохозяйственной продукции;
размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информации о состоянии и перспективах развития потребительского рынка и сферы услуг;
организация информационно-просветительской деятельности в области защиты прав потребителей посредством печати, в сети Интернет;
взаимодействие с районами и городами Карачаево-Черкесской Республики, регионами Российской Федерации с целью обмена опытом работы;
размещение в сети Интернет информации об инвестиционных проектах в сфере потребительского рынка и услуг;
организация участия представителей организаций потребительского рынка, сферы услуг, центра занятости в мероприятиях, направленных на профориентирование выпускников общеобразовательных учреждений;
осуществление контроля за соблюдением законодательства по охране труда на объектах потребительского рынка и сферы услуг;
создание условий для расширения возможностей товаропроизводителей Карачаево-Черкесской Республики по реализации продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в организациях розничной торговли;
координация действий администрации Зеленчукского муниципального района, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих или уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структур.
4. Повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг:
осуществление контроля за организацией горячего питания детей в образовательных учреждениях с заслушиванием результатов на заседаниях коллегиальных органов, педагогических советов, советов образовательных учреждений, родительских собраниях;
изучение существующей системы движения продуктов и основных процессов организации школьного питания;
комплексное обследование школьных столовых;
анализ существующего рациона питания школьников и выработка мер по его совершенствованию;
организация мероприятий по выявлению на потребительском рынке контрафактной продукции;
формирование и ведение базы данных о недобросовестных производителях и продавцах;
организация проведения ежегодного анализа качества и безопасности пищевых продуктов, находящихся в обороте на потребительском рынке Зеленчукского муниципального района.
5. Развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг:
изучение состояния обеспеченности кадрами в сфере торговли и общественного питания;
организация обучающих семинаров для специалистов сферы потребительского рынка и услуг;
организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания, центра занятости, учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров;
организация участия специалистов сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения во всероссийских и региональных конкурсах, смотрах профессионального мастерства;
организация конкурсов среди предприятий потребительского рынка и услуг, а также конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы потребительского рынка и услуг.
V. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы планируется привлечь средства организаций и физических лиц, участвующих в осуществлении конкретных инвестиционных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры потребительского рынка, и бюджета Зеленчукского муниципального района. Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы на 2017 - 2019 годы, составляет 10,0 тыс. рублей, в том числе из бюджета Зеленчукского муниципального района - 10,0 тыс. рублей.
VI. Контроль за реализацией Программы
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления Зеленчукского муниципального района, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации конкретных мероприятий, ведущих к дальнейшему развитию системы потребительского рынка, улучшению качества товаров и услуг.
Программа не накладывает ограничения на самостоятельность при принятии решений ее участниками.
Одним из механизмов реализации Программы должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства.
К участию в реализации Программы могут быть привлечены общественные объединения на основании заключенных с ними соглашений о сотрудничестве. Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района. Исполнители мероприятий Программы представляют:
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 15 февраля до 2020 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы главе администрации Зеленчукского муниципального района.
Отдел экономического, социального развития и имущества администрации Зеленчукского муниципального района по окончании срока реализации Программы готовит до 15 марта 2020 года главе администрации Зеленчукского муниципального района доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Управделами администрации Зеленчукского муниципального района |
Ф.А. Кагиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.