Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета Адыге-Хабльского
муниципального района
от 28 февраля 2017 г. N 140
Положение
по работе с обращениями граждан в Администрации Адыге-Хабльского муниципального района
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях повышения качества рассмотрения обращений граждан и определяет правила ведения делопроизводства по обращениям граждан в органах местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района.
2. Рассмотрение обращений граждан в органы местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
а) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в органы местного самоуправления Ногайского муниципального района или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления;
б) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию муниципальных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности общества;
в) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
г) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
д) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района;
е) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей;
ж) дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо поступление нескольких запросов или обращений в интересах одного и того же гражданина, повторяющие первичное и не содержащие новых доводов.
4. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в Совет Адыге-Хабльского муниципального района, администрацию Адыге-Хабльского муниципального района иные органы местного самоуправления и должностным лицам
5. Работу с обращениями граждан в органах местного самоуправления организует ответственный специалист отдела по кадровому, правовому обеспечению и документообороту администрации. Ответственный специалист исполняет функции, связанные с централизованным учетом, организацией рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих в органы местного самоуправления. Анализируют характер вопросов, поднимаемых гражданами, информируют об их содержании руководство органов местного самоуправления, выявляют причины появления жалоб и предлагают меры по их устранению.
6. Рассмотрение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей органов местного самоуправления, которые несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению и разрешению обращений и по приему граждан в строгом соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящим Положением.
2. Порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений
1. Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на ответственного специалиста органа местного самоуправления, что закрепляется в его должностном регламенте.
2. Все поступающие в органы местного самоуправления письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района или должностному лицу и с учетом содержания докладываются Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района, заместителям Главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района.
3. Регистрация обращений производится путем проставления соответствующего штампа с указанием номера и даты регистрации на самом обращении заявителя. Далее осуществляется компьютерная обработка обращения в соответствии с типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений.
В случае незначительного количества обращений вместо регистрационно-контрольных карточек может вестись Журнал регистрации обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан. В этом же Журнале регистрируются и заявления и обращения депутатов Совета Адыге-Хабльского муниципального района.
Нумерация при регистрации обращений в Журнале ведется с начала каждого года.
Допускается совмещение ведения регистрационно-контрольных карточек и Журнала регистрации обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан.
4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Совета Адыге-Хабльского муниципального района, администрации или должностного лица Адыге-Хабльского муниципального района направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в пункте 16 раздела 2 настоящего Положения.
5. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких структурных подразделений органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие структурные подразделения или соответствующим должностным лицам.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным пунктом 6 раздела 2 настоящего Положения, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
8. Работу с обращениями граждан осуществляют должностные лица, уполномоченные руководством Совета Адыге-Хабльского муниципального района и администрации Адыге-Хабльского муниципального района.
9. Обращение, поступившее в Совет Адыге-Хабльского муниципального района, администрацию Адыге-Хабльского муниципального района или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
10. Для исполнения обращения руководитель дает соответствующее письменное поручение в форме резолюции, в которой указываются: кому и что поручается, личная подпись руководителя и дата, срок исполнения, если он отличается от установленного законодательством 30-дневного срока.
В поручении могут определяться методы, формы рассмотрения обращения заявителя: комиссионное рассмотрение, рассмотрение с выходом (выездом) на место или с участием заявителя и т.д.
11. Авторам письменных обращений ответы направляются на гербовых бланках администрации Адыге-Хабльского муниципального района, Председателя Совета Адыге-Хабльского муниципального района за подписью руководителя, рассматривавшего обращение, или должностного лица, замещающего его в соответствии с распоряжением (приказом).
Рассмотрение обращения считается законченным только тогда, когда заявителю дан ответ, по существу.
Ответ на обращение должен быть аргументированным, со ссылкой на конкретные нормы законодательства, с освещением всех поставленных в нем вопросов, а если в удовлетворении требований заявителю отказано - содержать четкое разъяснение порядка обжалования принятого решения с указанием органа (должностного лица), которому может быть направлена жалоба.
При подтверждении фактов, изложенных в обращении, в ответе следует указать меры, предпринятые к виновным.
Если на обращение дается промежуточный ответ, то в нем указывается срок окончательного разрешения вопроса.
Ответ на обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях - каждому из подписавших такое обращение.
12. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, то в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
13. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.) заявителям разъясняется необходимость восполнения недостающих данных, а также, куда им следует для этого обратиться.
14. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
15. Обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо поступление нескольких запросов или обращений в интересах одного и того же гражданина, повторяющие первичное и не содержащие новых доводов, считаются дубликатами.
При поступлении дубликата в Журнале регистрации обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан делается соответствующая отметка. Дубликаты приобщаются к ранее поступившим обращениям и учитываются как одно разрешенное обращение в пределах срока разрешения первичного обращения.
На дубликаты обращений одного и того же лица, поступившие после разрешения первичного обращения, дается краткий ответ на каждый дубликат со ссылкой на ответ по первичному обращению.
На дубликаты депутатских запросов и обращений ответ о результатах их разрешения дается каждому автору.
16. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
17. Совет Адыге-Хабльского муниципального района, администрация Адыге-Хабльского муниципального района или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
18. При увольнении или временном отсутствии (отпуск, командировка и т.д.) все находящиеся на разрешении у сотрудника органа местного самоуправления обращения передаются другому исполнителю с обязательной отметкой в Журнале регистрации обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан.
19. Руководители органов местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района и другие должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:
а) обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
б) запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах, организациях, у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
в) принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
г) давать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении;
д) уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;
е) в случае необходимости истребовать дополнительные документы, направлять подчиненных сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов, принимать другие меры с целью объективного рассмотрения поступивших обращений;
ж) систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания;
з) проверять состояние работы с обращениями в подведомственных органах, принимать меры по устранению выявленных нарушений;
и) регулярно проводить личный прием граждан.
20. Руководители органов местного самоуправления и другие должностные лица при рассмотрении обращений одновременно с поручением о рассмотрении обращений вправе принять решение о взятии его на контроль, а также в процессе исполнения поручения и после его завершения запросить информацию о ходе и результатах обращения.
21. Совет Адыге-Хабльского муниципального района, администрация Адыге-Хабльского муниципального района или должностное лицо на поступивший в установленном порядке запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
22. Письменное обращение, поступившее в Совет Адыге-Хабльского муниципального района, администрацию Адыге-Хабльского муниципального района или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления необходимых запросов, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Ходатайство о продлении срока рассмотрения обращения оформляется не позднее чем за 3 суток до истечения срока.
23. Руководитель, дающий контрольное поручение для рассмотрения обращения, вправе сократить срок его рассмотрения до 10 дней, а в отдельных случаях и до более короткого срока. В этом случае указанный в поручении срок исчисляется со дня отправки поручения и до регистрации ответа на это поручение или до конкретно указанной руководителем даты исполнения его поручения. Более позднее исполнение является нарушением срока рассмотрения обращения.
24. Обращения депутатов представительных органов местного самоуправления, связанные с обращениями граждан и не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются органами местного самоуправления, должностными лицами безотлагательно, но не позднее 15 дней.
При рассмотрении заявлений и жалоб участников Великой Отечественной войны и членов их семей обращения разрешаются в срок от 7 до 15 дней.
Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению противоправных действий, возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций производится безотлагательно, не позднее трех рабочих дней со дня обращения.
25. В случае если рассмотрение обращения поручено нескольким руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района или должностным лицам, то контроль срока и централизованную подготовку ответа заявителю осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым. Соисполнитель не позднее 7 дней до истечения срока исполнения поручения обязан представить ответственному исполнителю все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа.
3. Организация хранения письменных обращений, предложений, жалоб, заявлений граждан и материалов к ним
1. Обращения после их рассмотрения и разрешения должны быть возвращены ответственному специалисту, ведущему делопроизводство по обращениям, для приобщения к делу.
2. Отметка "В дело" об исполнении обращений и направлении их на хранение в архив ставится на левом поле регистрационно-контрольной карточки. Право списания документа принадлежит руководителю, сделавшему на нем первоначальную резолюцию, или замещающему его должностному лицу в соответствии с распоряжением (приказом).
Списание документа "В дело" означает, что руководитель согласен с тем, как исполнена его резолюция.
Письменные обращения граждан, списанные "В дело", хранятся в папках согласно их порядковым номерам (по 100 заявлений в каждой папке) в течение 5 лет. При хранении папки нумеруются и раскладываются по годам. Результаты и сроки рассмотрения вносятся в регистрационно-контрольные карточки (РКК). Эти данные сохраняются в компьютере или регистрационном журнале для подведения ежемесячных итогов.
Регистрационно-контрольные карточки с указанным результатом раскладываются также по годам в алфавитном порядке заявителей. По истечении 5 лет хранения материалы соответствующих папок актируются и уничтожаются.
Запрещается выдача на руки заявителям их зарегистрированных обращений, предложений, жалоб, заявлений и служебных материалов по их рассмотрению, а также писем и материалов к ним, в которых затрагиваются интересы других лиц. Возврат автору его обращения возможен до его регистрации. По письменному заявлению гражданина можно остановить рассмотрение его обращения.
За выдачу зарегистрированных писем их авторам, равно как и за их утерю, несут ответственность те сотрудники, на которых возложено исполнение письма либо его хранение.
4. Личный прием граждан
1. Личный прием граждан в Совете Адыге-Хабльского муниципального района и администрации Адыге-Хабльского муниципального района проводится их руководителями, заместителями и уполномоченными на то лицами, депутатами Совета Адыге-Хабльского муниципального района в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным соответственно Председателем Совета, Главой администрации Адыге-Хабльского муниципального района. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
2. Уполномоченным лицом ведется предварительная запись на личный прием. Во время осуществления записи гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Прием граждан осуществляется в порядке очередности, сложившейся в ходе записи посетителей на прием.
Правом первоочередного личного приема обладают лица, перечень которых установлен Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2008 N 5 "О дополнительных гарантиях защиты права граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в Карачаево-Черкесской Республике".
3. Содержание устного обращения заносится в карточку регистрации личного приема гражданина (приложение 3 к Положению). Вместо регистрационно-контрольных карточек может вестись Журнал регистрации приема граждан по личным вопросам (приложение 4 к Положению). В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в журнале регистрации приема граждан по личным вопросам). В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.
5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Совета Адыге-Хабльского муниципального района, администрации Адыге-Хабльского муниципального района или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
6. При повторном обращении гражданина все ранее поступившие письма и ответы этому заявителю передаются руководителю, ведущему личный прием.
7. В случае необходимости для рассмотрения вопросов, поставленных заявителем во время приема, на прием могут быть приглашены начальник или специалисты соответствующего отдела, комитета или управления.
8. Информация о мерах, принятых по обращениям граждан, побывавших на личном приеме, отделом или работником, на которых возложено исполнение обязанностей по организации и проведению личного приема граждан, направляется руководителю, осуществлявшему прием.
Карточки личного приема, если по ним не поступает дополнительных поручений, снимаются с контроля и направляются в архив, где они хранятся в отдельных папках. Если же контроль за рассмотрением обращения продолжается, то на карточке регистрации личного приема граждан делается отметка о продлении срока работы с устным обращением.
9. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5. Контроль за состоянием работы с обращениями граждан
1. Органы местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
2. Журнал регистрации обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан ежемесячно представляется руководителю органа местного самоуправления для проверки своевременности и правильности, принятых по обращениям решений.
3. Состояние работы по рассмотрению обращений граждан не реже одного раза в квартал проверяется ответственным за ведение делопроизводства.
В ходе проверки анализируется правильность учета, своевременность рассмотрения и разрешения поступающих обращений граждан, вскрываются причины, вызывающие жалобы, и особенно повторные.
4. При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с обращениями, их необоснованного по этой причине отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих руководителей должен решаться вопрос об ответственности допустивших нарушения сотрудников.
5. Содержащаяся в обращениях граждан информация систематически изучается и обобщается для выработки соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления.
6. Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Лица, виновные в нарушении порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.