Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 26 мая 2017 г. N 140
Методические рекомендации
по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разрабатываемых государственными органами Карачаево-Черкесской Республики, и экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики.
1.2. Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.3. Выбор наилучшего варианта правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования.
1.5. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия и их определения:
1.5.1. Уполномоченный орган - орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, ответственный за внедрение процедуры ОРВ, выполняющий функции по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению ОРВ, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам нормативных правовых актов, устанавливающим новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающим, изменяющим или отменяющим ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также осуществляющим подготовку заключений об экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.5.2. Разработчики проектов нормативных правовых актов (далее - органы-разработчики) - органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативного правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений, а также на участие в процедуре ОРВ.
1.5.3. Публичные обсуждения - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое органом-разработчиком и (или) Уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ (экспертизы) и подготовки заключения об ОРВ.
1.5.4. Размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования.
1.5.5. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Сводный отчет заполняется органом-разработчиком проекта нормативного правового акта по форме, утвержденной Уполномоченным органом.
1.5.6. Заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение об ОРВ) - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый Уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджетов Карачаево-Черкесской Республики, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
1.5.7. Заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый Уполномоченным органом и содержащий выводы о положениях нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
1.5.8. Специализированный ресурс - специализированный ресурс для проведения публичных обсуждений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://orv.kchgov.ru.
1.6. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются органы-разработчики проектов, Уполномоченный орган, иные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных обсуждениях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
1.7. Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, выполняющим функции по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению процедуры ОРВ, контролю качества исполнения процедур ОРВ органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и подготовке заключений об ОРВ является Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
1.8. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном органом-разработчиком проекте нормативного правового акта:
1.8.1. Высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.8.2. Средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.8.3. Низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.9. При проведении процедуры ОРВ и экспертизы в Карачаево-Черкесской Республике рекомендуется обеспечить:
объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования) посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и обеспечения соответствующего учета такого мнения.
1.10. Методические рекомендации определяют порядок действий по подготовке и размещению уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования, составлению сводного отчета, организации публичных обсуждений проекта нормативного правового акта и сводного отчета, обобщению предложений, поступивших в ходе их проведения, подготовке заключения об ОРВ, проведению экспертизы вступившего в силу нормативного правового акта.
2. Размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования
2.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, орган-разработчик проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также для получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
2.2. Для проведения публичных консультаций в отношении уведомления орган-разработчик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на специализированном ресурсе уведомление, в котором представляет сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы и указывает ожидаемый результат предлагаемого правового регулирования.
2.3. В уведомлении приводятся краткие сведения об идее (концепции) предлагаемого правового регулирования, о наличии проблемы, выявленной органом-разработчиком в определенной сфере общественных отношений, целях предлагаемого правового регулирования, вариантах решения проблемы, потенциальных адресатах регулирования.
2.4. При заполнении формы уведомления орган-разработчик в целях обоснования необходимости разработки идеи (концепции) правового регулирования отражает следующую информацию:
описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, включая характеристику негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы. Отсутствие нормативного регулирования определенной сферы общественных отношений или наличие принятых решений о разработке проекта нормативного правового акта в данной сфере не является достаточным обоснованием наличия проблемы;
краткое изложение целей предлагаемого правового регулирования.
Цели регулирования должны соответствовать указанной проблеме, обеспечивая ее полное или частичное решение. Цели регулирования характеризуются количественной измеримостью и определенностью сроков их достижения. В случае если достижение целей предлагаемого правового регулирования растянуто в продолжительном временном периоде, определяются промежуточные показатели достижения таких целей и сроки, в которые эти значения должны быть достигнуты;
указания на действующие нормативные правовые акты, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в соответствующей сфере либо указание на инициативный характер разработки проекта нормативного правового акта;
сведения о планируемых сроках вступления в силу нормативного правового акта и о необходимости установления переходного периода;
описание возможных вариантов предлагаемого правового регулирования, включая оценку положительных и отрицательных последствий и рисков решения выявленной проблемы указанными способами. Наиболее важной является количественная оценка положительных и отрицательных последствий для каждого из рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования. При проведении оценки регулирующего воздействия рассматривается также вариант сохранения ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений "как есть", в условиях отсутствия правового регулирования или сохранения действующего способа регулирования. В ходе проведения оценки регулирующего воздействия рассматриваемых разработчиком предлагаемых способов правового регулирования такая оценка проводится в отношении максимального количества возможных рациональных способов решения выявленной проблемы. Для их идентификации может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах;
сведения о потенциальных адресатах предлагаемого правового регулирования, включая количественную оценку и качественный состав, их основных группах, прогнозе количественной динамики, описание степени влияния проблемы на права и законные интересы участников отношений;
сведения о дополнительных расходах и доходах потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
оценка рисков наступления неблагоприятных последствий при проведении того или иного способа правового регулирования выявленной проблемы;
обоснования выбора предпочтительного варианта правового регулирования выявленной проблемы.
2.5. К уведомлению прикладываются и размещаются органом-разработчиком материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций, который утверждается Уполномоченным органом.
2.6. При размещении уведомления орган-разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов всех заинтересованных лиц. Данный срок должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
2.7. О проведении публичных консультаций (с указанием источника опубликования уведомления) рекомендуется извещать следующие органы и организации:
Уполномоченный орган и иные заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти Карачаево-Черкесской Республики;
заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики;
органы и организации, действующие на территории Карачаево-Черкесской Республики, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике;
иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предметы регулирования.
Отсутствие у органа-разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении обсуждения.
2.8. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены органом-разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, проведения опросов представителей групп, заинтересованных лиц, а также с исполнением иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются органом-разработчиком и включаются в общую сводку предложений, подготавливаемую в порядке, установленном пунктом 2.9. настоящих Методических рекомендаций.
2.9. Обработка предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, осуществляется органом-разработчиком, который рассматривает все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок. По результатам рассмотрения орган-разработчик составляет сводку предложений (далее - сводка предложений).
В сводке предложений указывается автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
Также в сводке предложений указывается перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных обсуждений.
2.10. В случае если участник публичных консультаций в отношении уведомления обнаружил отсутствие своих предложений в сводке предложений по итогам их проведения и (или) в случае если в указанной сводке предложений отсутствует обоснование не учета (частичного учета) предложений участника публичных консультаций в отношении уведомления, он вправе в течение срока проведения публичных консультаций в отношении проекта акта с использованием программных средств официального сайта и (или) иными способами обратиться в адрес органа-разработчика с мотивированным запросом о разъяснении сложившейся ситуации.
В целях проведения общественного контроля за исполнением органом-разработчиком правил проведения публичных консультаций в отношении уведомления участникам публичных консультаций также рекомендуется направлять свои обращения в адрес общественного совета при органе-разработчике.
2.11. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций, поступивших в связи с размещением уведомления, орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
При отказе от подготовки проекта акта соответствующее решение размещается на официальном сайте органа-разработчика и доводится до органов и организаций, указанных в пункте 2.7. настоящих Методических рекомендаций.
3. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта нормативного правового акта
3.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывает соответствующий проект нормативного правового акта и формирует сводный отчет о результатах проведения процедуры ОРВ указанного проекта нормативного правового акта с учетом положений раздела 4 настоящих Методических рекомендаций. Форма сводного отчета утверждается Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
В случае если по итогам проведения обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком будет принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он вправе провести повторное обсуждение данного варианта правового регулирования, как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
В случае если такое обсуждение не проводилось на этапе размещения уведомления, орган-разработчик подробно обосновывает необходимость выбора варианта правового регулирования, отличного от предлагавшегося на этапе размещения уведомления.
3.2. Сводный отчет составляется органом-разработчиком с учетом результатов рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления.
В сводном отчете приводятся источники используемых данных.
Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к сводному отчету в полном объеме.
3.3. Целями проведения публичных обсуждений проекта нормативного правового акта и сводного отчета являются:
сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком;
установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных органом-разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования.
Также целью публичных обсуждений на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта и сводного отчета является оценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения юридической техники и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
3.4. К тексту проекта нормативного правового акта и сводного отчета прикладываются и размещаются на официальном сайте:
перечень вопросов для участников публичных обсуждений;
иные материалы и информация по усмотрению органа-разработчика, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования.
3.5. Срок проведения публичных обсуждений устанавливается органом-разработчиком со дня размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета на сайте с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта, но не может составлять менее:
20 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
10 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия, а также:
проектов актов по вопросам предоставления субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности субсидий из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, иных мер поддержки;
проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, устанавливающих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
Перед началом публичных обсуждений орган-разработчик указывает срок, в течение которого будет осуществляться прием позиций заинтересованных лиц.
В случае поступления в рамках публичных обсуждений в отношении проекта нормативного правового акта значительного количества предложений от заинтересованных лиц орган-разработчик может принять решение о продлении срока их проведения.
3.6. Уведомление о проведении публичных обсуждений производится в соответствии с требованиями, установленными в пункте 2.7. настоящих Методических рекомендаций.
3.7. Сбор и обработка предложений, поступивших в ходе проведения публичных обсуждений, производятся по правилам, предусмотренным пунктами 2.8., 2.9. настоящих Методических рекомендаций.
В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены уведомления о проведении публичных обсуждений.
3.8. В случае если участник публичных обсуждений обнаружил отсутствие своих предложений в сводке предложений по итогам их проведения и (или) в случае если в указанной сводке предложений отсутствует обоснование не учета (частичного учета) предложений участника публичных обсуждений, он вправе в течение срока проведения публичных консультаций в отношении проекта акта с использованием программных средств официального сайта и (или) иными способами обратиться в адрес органа-разработчика с мотивированным запросом о разъяснении сложившейся ситуации.
В целях проведения общественного контроля за исполнением органом-разработчиком правил проведения публичных обсуждений, участникам публичных обсуждений также рекомендуется направлять свои обращения в адрес общественного совета при органе-разработчике.
3.9. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных обсуждений, сводный отчет и проект нормативного правового акта при необходимости дорабатываются органом-разработчиком. Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчет размещаются на официальном сайте и направляются органом-разработчиком вместе со сводками предложений, составленными по результатам публичных обсуждений в соответствии с пунктом 2.9. настоящих Методических рекомендаций, в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики для подготовки заключения об ОРВ.
4. Рекомендации по заполнению формы сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
4.1. В разделе 1 сводного отчета "Общая информация" органом-разработчиком приводятся краткие сведения о проведенной оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, включая краткое описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, краткое описание цели и содержание предлагаемого правового регулирования.
4.2. В разделе 2 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Важно, чтобы формулировка проблемы была понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. Проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существующей проблемы).
При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы.
Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются государственными органами Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющими, в пределах предоставленных полномочий, функции по выработке политики и нормативного правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений, различными путями:
посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;
на основе данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба консолидированному бюджету Карачаево-Черкесской Республики;
на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
в результате получения обращений граждан и организаций;
иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы могут проявляться в следующем:
наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе консолидированному бюджету Карачаево-Черкесской Республики. Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний;
неприемлемо высокие издержки при применении участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации или за рубежом либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций;
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов.
Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, органы-разработчики опираются на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В сводном отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также о времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
При объяснении причин невозможности решения проблемы без участия государства раскрывается, как может в дальнейшем развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства государства (описывается наиболее вероятный сценарий развития событий). В том случае, если одинаково вероятны несколько различных сценариев, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий.
В случае невозможности решения проблемы без изменения законодательства делается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.
4.3. В разделе 3 сводного отчета "Анализ международного опыта, опыта субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере" приводится информация об опыте решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах.
4.4. В разделе 4 сводного отчета "Цели предлагаемого регулирования" органом-разработчиком указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования должна быть направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ею негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается только в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга достижения целей регулирования в сводном отчете указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
4.5. В разделе 5 сводного отчета "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы, включая вариант, который позволит достичь поставленных целей без ведения нового правового регулирования" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
4.6. В разделе 6 сводного отчета "Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая государственные органы Карачаево-Черкесской Республики, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка качества таких субъектов" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
4.7. В разделе 7 сводного отчета "Новые функции, полномочия, обязанности, права государственных органов Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия и кому делегируются. Под порядком реализации функций, в том числе, понимается регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указывать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе сводного отчета указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
4.8. В разделе 8 сводного отчета "Оценка дополнительных расходов (доходов) консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики" приводится оценка расходов, возможных поступлений консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти, выделенных в разделе 7 сводного отчета. Оценка расходов и возможных поступлений доходов приводится для различных временных периодов в сопоставимых объемах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
4.9. В разделе 9 сводного отчета "Новые обязанности (ограничения) для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности либо связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 6 сводного отчета.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в муниципальные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группа новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группа лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
4.10. В разделе 10 сводного отчета "Оценка положительных и отрицательных последствий и рисков решения проблемы предложенным способом правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков:
Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект муниципального нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования).
Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия.
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения органов исполнительной власти, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в государственном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилием социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время, при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
Разделы 6-10 сводного отчета заполняются органом-разработчиком для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
4.11. В разделе 11 сводного отчета "Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, приступить к исполнению новых обязанностей.
4.12. В приложениях к сводному отчету приводятся сводки предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, а также в ходе проведения органом-разработчиком публичных обсуждений, с указанием сведений об использовании либо отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц, а также расчеты, проведенные органом-разработчиком в ходе процедур оценки регулирующего воздействия альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
5. Подготовка заключения об ОРВ
5.1. Заключение об ОРВ подготавливается Уполномоченным органом и содержит выводы о соблюдении органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
5.2. В случае выявления несоблюдения требований установленного в Карачаево-Черкесской Республики порядка процедуры ОРВ в заключении могут быть сделаны выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных данным порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в Уполномоченный орган сводного отчета и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об ОРВ.
5.3. В случае установления соответствия проведенной органом-разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
5.4. Анализ, проводимый Уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной Уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных обсуждений.
Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных обсуждений. В случае если Уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные обсуждения были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении об ОРВ.
5.5. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных обсуждений либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, Уполномоченному органу рекомендуется проводить дополнительные публичные обсуждения в течение сроков, отведенных на подготовку заключения об ОРВ.
5.6. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования Уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
5.7. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования Уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
возможность проверки показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
5.8. Мнение Уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого органом-разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об ОРВ.
Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, перечисляются в заключении об ОРВ.
В случае наличия обоснованных предложений Уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об ОРВ.
5.9. Форма заключения об ОРВ утверждается Уполномоченным органом.
Заключение об ОРВ структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об ОРВ рекомендуется указывать наименование проекта нормативного правового акта и органа-разработчика.
В описательной части заключения об ОРВ рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных обсуждений.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию Уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования и соблюдения органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных обсуждений, проведенных самим Уполномоченным органом, предложения Уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения ОРВ и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого органом-разработчиком варианта предлагаемого правового регулирования.
6. Рекомендации по проведению экспертизы
6.1. Экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении нормативных правовых актов в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
6.2. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6.3. Экспертиза осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Уполномоченный орган от:
органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики;
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике;
органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики;
научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
иных лиц.
В план также включаются нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, указанные в решениях (протоколах) по результатам заседаний Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия при Министерстве экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Консультативный совет).
6.4. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы (далее - план).
Нормативные правовые акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Данные сведения могут быть получены Уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по выработке политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
6.5. До утверждения плана, его проект подлежит предварительному рассмотрению Консультативным советом.
План утверждается руководителем Уполномоченного органа на полугодие, а также размещается на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт Уполномоченного органа).
6.6. Срок проведения экспертизы устанавливается не более трех месяцев для каждого акта.
Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен Уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
6.7. В ходе экспертизы проводятся публичные обсуждения, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение о результатах экспертизы.
6.8. Публичные обсуждения рекомендуется проводить в течение одного месяца со дня, установленного для начала экспертизы. На специализированном ресурсе и на сайте Уполномоченного органа размещается уведомление о проведении экспертизы с указанием сроков начала и окончания публичных обсуждений.
6.9. Уполномоченный орган запрашивает у органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, разработавшего нормативный правовой акт (далее - разработчик акта), материалы, необходимые в целях проведения экспертизы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
Уполномоченный орган обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их предоставления.
В случае если разработчиком акта на запрос Уполномоченного органа не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения.
6.10. Исследование нормативных правовых актов рекомендуется проводить во взаимодействии с разработчиками актов, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике, а также в случае необходимости с участием представителей предпринимательского сообщества.
6.11. При проведении исследования следует:
рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных обсуждений;
анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений муниципального нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.
6.12. По результатам исследования составляется проект заключения об экспертизе.
В проекте заключения указываются сведения о нормативном правовом акте, разработчике акта, выявленных положениях нормативного правового акта, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, предложения о способах их устранения или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов, информация о проведенных публичных обсуждений, позиции государственных органов Карачаево-Черкесской Республики и представителей предпринимательского сообщества, независимых экспертов, участвовавших в экспертизе.
6.13. Проект заключения дорабатывается с учетом замечаний и предложений, поступивших в Уполномоченный орган от органа-разработчика, представителей предпринимательского сообщества, иных заинтересованных лиц.
Доработанный проект заключения представляется на подпись Министру экономического развития Карачаево-Черкесской Республики или лицу, исполняющему его обязанности, не позднее последнего дня срока проведения экспертизы данного нормативного правового акта, установленного планом.
6.14. После подписания заключение об экспертизе размещается на специализированном ресурсе и на сайте Уполномоченного органа.
В случае если по результатам проведения Уполномоченным органом экспертизы нормативного правового акта в нем выявлены положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней со дня подписания заключения направляет его разработчику акта.
По результатам рассмотрения заключения орган-разработчик акта или уполномоченное им должностное лицо не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного заключения вправе направить в Уполномоченный орган мотивированный ответ о согласии с содержащимися в заключении выводами о планируемых действиях и сроках по устранению из нормативного правового акта положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, либо мотивированный ответ о несогласии с содержащимися в заключении выводами.
6.15. В случае если по результатам проведения Уполномоченным органом экспертизы нормативного правового акта в нем не выявлены положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, Уполномоченный орган направляет для сведения должностному лицу, подписавшему данный нормативный правовой акт, заключение в течение 5 рабочих дней со дня его подписания Министром.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.