Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Урупского
муниципального района
от 19 июня 2017 г. N 188
Муниципальная программа
"Развитие туризма на территории Урупского муниципального района на 2017 - 2019 годы"
Паспорт муниципальной программы
"Развитие туризма на территории Урупского муниципального района на 2017 - 2019 годы"
Наименование программы |
муниципальная программа "Развитие туризма на территории Урупского муниципального района на 2017 - 2019 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Приказ Ростуризма от 11.07.2007 N 66 "Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации"; Республиканская программа "Развитие туризма в КЧР" |
Муниципальный заказчик Программы |
администрации Урупского муниципального района |
Основной разработчик и исполнитель Программы |
муниципальное казенное учреждение "Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель Программы |
муниципальное казенное учреждение "Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" |
Цель Программы |
формирование условий по созданию на территории Урупского муниципального района конкурентоспособной туристско-рекреационной инфраструктуры на основе эффективного использования туристического потенциала района и имеющихся ресурсов; сохранение природного, культурно-исторического наследия Урупского муниципального района |
Задачи Программы |
создание и развитие рекреационного этнокультурного центра "Казачья долина", как комплекса этнокультурного, событийного, экстремального и семейного туризма; создание и продвижение новых туристических маршрутов на территории Урупского муниципального района; создание системы информирования туристов для обеспечения удобства пребывания и навигации на территории Урупского муниципального района; формирование эффективной системы обеспечения безопасности туристов во время пребывания на территории Урупского муниципального района; продвижение туристического потенциала Урупского муниципального района; развитие событийного туризма на территории Урупского муниципального района; формирование инвестиционных площадок, улучшение инвестиционной привлекательности Урупского муниципального района; благоустройство мест массового отдыха на территории Урупского муниципального района; оказание содействия предпринимателям малого и среднего бизнеса в сфере туризма на территории Урупского муниципального района |
Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Основные целевые индикаторы Программы |
Объём внутреннего туристического потока; количество гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения, в том числе эконом-класса; количество специализированных коллективных средств размещения, в том числе организаций отдыха, туристических баз; численность занятых в сфере туризма; объем платных туристических услуг; доля туризма во внутреннем валовом продукте Урупского района |
Объем и источник финансирования Программы |
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского, районного бюджета и внебюджетных источников, по согласованию сторон. Общий объем финансирования Программы составляет 3860 тыс. руб. |
Объем бюджетных ассигнований Программы из местного бюджета |
Общий объём бюджетных ассигнований программы из местного бюджета составляет 730 тыс. руб. 2017 г. - 210 тыс. руб. 2018 г. - 260 тыс. руб. 2019 г. - 260 тыс. руб. Объёмы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей районного бюджета |
Система организации контроля над исполнением Программы |
Контроль над исполнением Программы осуществляет администрация Урупского муниципального района |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Функционирование на круглогодичной основе этнокультурного комплекса "Казачья Долина" с расчетной нагрузкой посещаемости 50 000 чел./год; создание в рамках деятельности этнокультурного комплекса этнической казачьей станицы-музея, учебно-тренировочного центра и базы отдыха Российского союза спасателей, конно-спортивного комплекса, центра технических и экстремальных видов спорта; привлечение целевых туристических групп; формирование новых туристических маршрутов; создание комфортных условий для современного туриста, а так же повышение уровня комфортности для местных жителей; навигация и информационные щиты, парковки, туалеты в местах массового отдыха и на маршрутах; рост туристских потоков к концу срока реализации программы в 3-4 раза; формирование системы качественного обслуживания туристов и создание условий для круглогодичного приема туристских групп; налаживание работы мобильного поисково-спасательного поста; сохранение и гармоничное использование культурно-исторического потенциала; привлечение внебюджетных инвестиций на развитие индустрии туризма; разработка перечня рекомендованных площадок для инвесторов; организация торговых точек по продаже сувенирной продукции и изделий народных промыслов; обеспечение конкурентоспособности и роста посещаемости Урупского района за счет представления новых туристических маршрутов и объектов посещения |
1. Общие положения
Программа "Развитие туризма на территории Урупского муниципального района на 2017 - 2019 годы" (далее Программа) направлена на создание условий для формирования конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей существенный вклад в социально-экономическое развитие, увеличение числа рабочих мест, сохранение природного, культурно-исторического наследия Урупского муниципального района.
Туризм в настоящее время продолжает активно развиваться и признается одной из наиболее быстро развивающихся и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. Урупский район, обладая уникальными природно-климатическими ресурсами, выгодным географическим расположением, историко-археологическими ценностями, имеет мощный потенциал для развития экономической деятельности в сфере туристско-рекреационной активности.
Рост популярности туристических направлений на курорты Карачаево-Черкесской республики, ведёт к стабильному росту туристического потока различной тематики - от горнолыжных и экстремальных видов, до семейного и сельского туризма. Урупский район уже чувствует на себе рост количества транзитных и неорганизованных туристов. Рост регионального туристического рынка требует принятия мер к организации спонтанных туристических потоков, принятия дополнительных мер в области обеспечения безопасности пребывания туристов и предоставляет возможность для дальнейшего экономического роста и развития инфраструктуры района с опорой на туристическую индустрию.
2. Туристическая отрасль Урупского района
Территория Урупского района имеет в основном горный характер. Разница высот между гребнями хребтов днищами депрессий колеблется в пределах 900-1500 метров. Абсолютная высота - 3232 метра над уровнем моря гора Уруп - на северном отроге Передового хребта. Наименьшая высота района отмечается в долине реки Лаба у подножья Ахмет-Кая (750 метров над уровнем моря).
Район богат природными ландшафтами, которые меняются с высотой. Горы покрыты снегом, протекает много больших и малых рек.
В районе есть все условия для формирования конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли:
природно-ресурсный потенциал как база для развития туризма на природе (экологически чистая природа, источники минеральных вод, хвойные массивы, привлекательные речные бассейны);
этнокультурный потенциал, как основа развития культурно-познавательного туризма (насчитывается более 30 культурных и исторических памятников);
имеются уникальные памятники природы;
природно-географический потенциал с большим разнообразием ландшафтов (равнинные, предгорные, лесные, субальпийские, альпийские, высокогорные, лесные) позволяют интенсивно развивать целевой туризм - экотуризм, ЗОЖ, сельский туризм, конный туризм, семейный туризм, экстремальный туризм, технический туризм, рафтинг и др.
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. Текущее состояние сферы реализации Программы
На сегодняшний день основными объектами посещения туристов являются:
урочище Имеретинка;
пещеры систем Урупо-Загеданского плато и горы Дженту, Горло Барлога (839 м, самая глубокая в России), Бештулпар, высокогорное семиозёрье; бассейны рек Большая Лаба и Уруп; скала Белая и орнитологический заказник; Лаштрак и источники минеральных вод; массив Баранаха; Загедан и массив Абишира-Ахуба; скальная система Ахмет-Кая; предгорье.
Уникальными объектами, обеспечивающими постоянный интерес туристов, являются источники минеральных вод, Урупо-Загеданский карстовый массив с системой пещер общей протяженностью залов и коридоров более 10 км, Ахмет-Кая, пригодный для рафтинга бассейн реки Большая Лаба, система горных озёр на перевалах Дамхурц, Санчаро, Абишира-Ахуба.
Основными проблемами, сдерживающими развитие отрасли на текущий момент, являются:
низкая транспортная доступность рекреационных зон, перспективных для создания туристских центров (Большая Лаба, Баранаха, Урупо-Загеданский массив);
недостаточное количество мест размещения с современным уровнем комфорта и обслуживания;
отсутствие сертифицированных и оборудованных туристских маршрутов;
отсутствие информационно-навигационных систем и единого туристского информационного ресурса района;
неразвитая розничная торговля, общественное питание и сфера бытовых услуг.
В Урупском районе отсутствует организованная как единая система индустрия гостеприимства, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов.
Слабая экономико-статистическая изученность туристской индустрии на уровне муниципального образования не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов туристского комплекса и его влияния на экономику, оценить прямой вклад организаций туристской сферы в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе с учетом мультипликативного эффекта.
Отсутствует рекламно-информационное обеспечение туристской деятельности: отсутствие широко известных объектов туристского показа, не проводятся маркетинговые исследования; не отслеживается спрос на маршруты.
Туроператоры практически не занимаются разработкой новых туристских маршрутов, так как они требуют создания инфраструктуры туризма, многие достопримечательности не представляются туристам.
4. Цели и задачи Программы
4.1. Создание этнокультурного комплекса "Казачья долина" в ст. Преградной. Богатое культурное и историческое наследие района, наличие земельного участка и удобное географическое расположение, позволяют реализовать проект по созданию комплекса "Казачья долина", который призван стать ядром туристической активности в Урупском муниципальном районе. Плановый состав комплекса включает:
4.1.1. Этническая казачья станица-музей.
Объект этнокультурного, познавательного, кулинарного, семейного, сельского туризма.
4.1.2 Конно-спортивный комплекс.
Объект этнокультурного, конно-спортивного, семейного, экстремального туризма и учебно-тренировочный центр по верховой езде и джигитовке.
4.1.3 Учебно-тренировочный центр и база отдыха Российского союза спасателей.
Объект активного, детско-юношеского и семейного туризма и отдыха, база подготовки спасателей, спелеологов, горных туристов. Место постоянной дислокации мобильного спасательного поста.
4.2. Объекты размещения.
По состоянию на 2016 г. в Урупском районе имеются объекты гостевого размещения туристов в п. Рожкао, п. Дамхурц, на Грушевой поляне. Принимая во внимание, что источники Кислые в 2015 году посетило до 30 000 человек, а транзит через Урупский район составляет по разным оценкам от 200 000 до 500 000 человек, имеющиеся средства размещения явно недостаточны.
Ряд направлений целевого туризма (долина Урупа, Маньша, Скалистый хребет, Баранаха, Ахмет-Кая, Дженту, Загедан) остаются в стороне от туристической инфраструктуры и являются доступными лишь "диким" группам.
Для обеспечения потребности туристов различных категорий необходимо строительство на основных направлениях туристических потоков следующих объектов размещения:
мотели, гостевые дома (1-3**) - 2 шт. (1 - Преградная, 1 - Пхия);
базовые лагеря для полевого размещения - 3 шт. (1 - Преградная, 1 - Рожкао, 1 - верховья Урупа).
4.3. Придорожная и транспортная инфраструктура.
По состоянию на 2016 в районе слабо развит придорожный сервис. Насущные потребности туристов удовлетворяются небольшим количеством частников, предлагающих ограниченное количество услуг. Современный придорожный сервис практически отсутствует.
Для создания комфортных условий для туристов, необходимо решить следующие задачи:
создание полноценного комплекса придорожного сервиса в ст. Преградной, включающего в себя туалеты, кафе с Интернет-доступом, мотель, шиномонтаж, автосервис, торговые точки, дежурная служба (пост спасателей) с эвакуатором;
разработка и реализацию программы информационного и навигационного обеспечения, включая придорожные указатели, информационные щиты, схемы, памятки и другие средства предоставления информации туристам.
4.4. Разработка маршрутов, объектов и программ.
Для обеспечения конкурентоспособности на туристическом рынке является критически важным четкое и ясное представление туристического продукта потребителю.
Необходима разработка пакетов предложений по маршрутам, программам пребывания, мероприятиям для целевых групп с учетом сезонности, сложности маршрутов, степени подготовленности и состава групп.
Для консолидации и обработки данной информации необходимо формирование рабочей группы, которая будет отрабатывать данные вопросы в режиме реального времени и являться одновременно информационно-консультирующим органом для администрации района, заинтересованных лиц и организаций.
Рабочая группа обязана разрабатывать и сертифицировать маршруты, осуществлять мониторинг их состояния, оборудованности и соответствия заявленным программам, формировать базу данных и обеспечивать представление соответствующей информации в администрацию и средства массовой информации, включая тематические сайты сети Интернет.
4.5. Организация мобильного поста спасателей.
Критичным фактором развития туриндустрии является обеспечение безопасности туристов и оказание своевременной помощи попавшим в чрезвычайные ситуации. Организация и оборудование поста ЧС с включением его в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в тесном взаимодействии с ГОЧС КЧР и другими уполномоченными организациями позволит решить ключевую проблему в обеспечении безопасности туристов в высокогорных и предгорных районах, а также обеспечить поддержку экстремальных, спелеологических, сплавных и иных экстремальных групп.
Наличие стационарного поста является обязательным фактором организации событийного туризма, который предъявляет повышенные требования к безопасности проведения таких мероприятий как спортивные соревнования, фестивали, реконструкции, кантри-кроссы и др.
На сезон весна-осень, в период пиковой загрузки объектов высокогорья необходимо размещение мобильного спасательного поста в районе Пхия-Загедан. Отсутствие мобильной связи, медицинских учреждений и спасателей в данном районе пребывания туристов требует принятия мер по коренному улучшению обстановки с профилактикой, мониторингом и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Наличие системы безопасности для туристов может сыграть большую роль в продвижении туристических продуктов района и снять психологический барьер перед посещением высокогорных районов у большого количества потенциальных туристов.
5. Основные показатели реализации Программы
К основным показателям уровня развития туризма в Урупском районе следует отнести:
оценку объема туристического потока, в том числе в разрезе отдельных приоритетных видов туризма;
количество основных видов туристических фирм (туроператоры, турагенты, организации, предлагающие услуги экскурсоводов);
количество коллективных средств размещения;
обеспечение развития туризма нормативно-правовой базой, кадровым, информационным, научно-исследовательским потенциалом;
формулировки задач в сфере развития должны вытекать из сформулированных проблем развития туризма;
наличие мероприятий по разработке требований к качеству состояния объектов туриндустрии, качеству обслуживания туристов, а также их контролю;
наличие мероприятий на развитие приоритетных видов туризма;
наличие финансирования мероприятий и инвестиционных проектов из разных источников, включая местные, республиканский, федеральный бюджеты и внебюджетные источники;
наличие туристских информационных центров;
количество работающих в сфере туризма, включая мультипликативный эффект;
доля туризма во внутреннем валовом продукте МО Урупский район.
7. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Урупского муниципального района, республиканского, федерального бюджетов, а также средств привлеченных инвестиций. Общий объем финансирования Программы составляет всего 3860 тыс. рублей.
В том числе из средств бюджета Урупского муниципального района:
2017 - 210 тыс. руб.;
2018 - 260 тыс. руб.:
2019 - 260 тыс. руб.
Объем и структура финансирования Программы приведены в приложении 2 к Программе и подлежат ежегодному корректированию в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического исполнения программных мероприятий. Объемы финансирования Программы определены расчетным методом
Решение о внесении изменений (дополнений), приостановлении или прекращении реализации муниципальной Программы оформляется постановлением администрации Урупского муниципального района.
8. Механизмы реализации Программы
Муниципальным заказчиком - координатором является администрация Урупского муниципального района. Разработчиком и ответственным исполнителем Программы является муниципальное казенное учреждение "Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики".
Администрация Урупского муниципального района в пределах своих полномочий:
обеспечивает текущий контроль за рациональным использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, выделяемых на выполнение работ и мероприятий по реализации Программы;
осуществляет финансирование мероприятий, предусмотренных Программой;
несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, включая внесение в нее изменений, досрочное прекращение реализации Программы;
вносит предложение по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год и механизмов их реализации.
МКУ "Управление культуры АУМР" - разработчик и ответственный исполнитель Программы:
представляет в администрацию Урупского муниципального района сведения о выполнении программных мероприятий, исполнителями которых они являются;
несет ответственность за эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в отношении которых является исполнителем;
в срок, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в отдел социально-экономического развития, бухгалтерского учета и имущественных отношений администрации Урупского муниципального района сведения о ходе выполнения программных мероприятий, исполнителями которых является;
направляет в отдел социально-экономического развития, бухгалтерского учета и имущественных отношений администрации Урупского муниципального района в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, сведения о ходе реализации программных мероприятий за прошедший год, исполнителями которых является;
осуществляет взаимодействие с участниками программы.
9. Участники программы.
9.1 Участниками программ могут являться юридические лица любых форм собственности, субъекты малого предпринимательства и физические лица, готовые внести свой вклад в развитие программы в целом, либо по отдельным её направлениям.
9.2 Необходимым условием для любого участника программы является выдерживание генеральной концепции развития, определяемой ответственным исполнителем программы.
Перепрофилирование тех или иных объектов инфраструктур и направлений деятельности допускается ввиду объективных обстоятельств по согласованию с ответственным исполнителем программы.
10. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы должно существенно улучшиться состояние туристической и рекреационной отросли в Урупском муниципальном районе.
Оценка эффективности выполнения показателей Программы производится на основе информации о выполнении соответствующих индикаторов и количественных показателей.
Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для:
развитию индустрии туризма;
повышению привлекательности и развития благоприятной инвестиционной среды района;
увеличению туристического потока;
появлению дополнительных рабочих мест и субъектов предпринимательской деятельности в области туризма и сервиса;
улучшению и развитию системы безопасности, профилактики и ликвидации последствий ЧС.
Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в создании рабочих мест, привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для отдыха и рекреационной активности туристов и жителей района.
Использование механизма софинансирования программных мероприятий будет способствовать рациональному и оптимальному использованию бюджетных средств местного бюджета.
Оценка эффективности реализации муниципальной Программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации муниципальных Программ, утвержденных Постановлением администрации Урупского муниципального района от 13.11.2014 N 400 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных Программ, формировании и реализации указанных Программ Урупского муниципального района и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ Урупского муниципального района".
11. Организационное и информационное обеспечение
Публичное обсуждение проводится путем размещения проекта муниципальной Программы на официальном сайте администрации Урупского муниципального района в сети Интернет urupadm.ru с обеспечением возможности направлять ответственному исполнителю предложения, замечания и комментарии к проекту. Срок проведения публичного обсуждения должен составлять не менее семи календарных дней.
В целях повышения информированности населения Урупского муниципального района в районной газете "Новости Урупа" и на сайте администрации urupadm.ru ежегодно публикуются материалы по выполнению муниципальной Программы и оценки ее эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.