Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Прикубанского
муниципального района
Карачаево-Черкесской Республики
от 26 октября 2015 г. N 806
Муниципальная программа
"Социальная поддержка пожилых граждан на 2016 - 2020 гг. в Прикубанском муниципальном районе"
Паспорт муниципальной Программы
"Социальная поддержка пожилых граждан на 2016 - 2020 годы в Прикубанском муниципальном районе"
Наименование программы |
Муниципальная Программа "Социальная поддержка пожилых граждан на 2016 - 2020 годы в Прикубанском муниципальном районе" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Поручение Президента Российской Федерации от 09.09.2014 г N Пр-2159, постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 359 "Об утверждении государственной программы "Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы" |
Заказчик и разработчик Программы |
Управление труда и социальной защиты населения администрации Прикубанского муниципального района |
Исполнители Программы |
Управление труда и социальной защиты населения (далее УТ и СЗН), главы сельских (городского) поселений (далее - СП (ГП), отдел по культуре, молодежи и спорту, центр детского творчества (далее - ЦДТ), центральная районная библиотека (далее ЦРБ), МЛПБУ "Прикубанская центральная больница", центр занятости населения (далее - ЦЗН) (по согласованию), районное управление образования (далее - РУО), пенсионный фонд России (далее - ПФР) (по согласованию) |
Основные цели Программы |
Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых граждан, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия пожилых граждан в общественной жизни района |
Основные задачи Программы |
Содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании; обеспечение доступности культурно-досуговых услуг для граждан пожилого возраста, удовлетворение их культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни района |
Срок реализации Программы |
Срок реализации Программы 2016 - 2020 годы: 1 этап - 2016 год 2 этап - 2017 год, 3 этап - 2018-2020 год |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятие, направленные на обеспечение доступности информации для маломобильных групп граждан; обеспечение доступности социальных услуг, в том числе и социального обслуживания и реабилитационных услуг, обеспечение доступности услуг здравоохранения |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования - средства местного бюджета Прикубанского района, Общий объем финансирования Программы - 370 тыс. рублей. По годам: 2016 год - 60 тыс. рублей 2017 год - 75 тыс. рублей 2018 год - 75 тыс. рублей 2019 год - 80 тыс. рублей 2020 год - 80 тыс. рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты Программы |
Выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах |
Система организации контроля за исполнением мероприятий Программы |
Контроль исполнения мероприятий Программы осуществляется Управлением труда и социальной защиты населения администрации Прикубанского муниципального района |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На современном этапе развития общества реализация комплекса мер по обеспечению социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики района.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Прикубанском муниципальном районе, как и по всей Карачаево-Черкесской Республике, является относительно высокая численность пожилых граждан (старше 60 лет), количество которых в республике превышает 40 тыс. человек, а в районе - 5 тыс. человек, что составляет 17% населения района. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение в ближайшие годы доли пожилых граждан в составе населения до 20% процентов. Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Большинство граждан района проживают в сельской местности - 96,6%, число женщин пожилого возраста более чем в 2 раза превышает число мужчин пожилого возраста.
Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении количества уровня заболеваемости и смертности. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан, все эти показатели предполагают создание мобильной бригады в районе в целях предоставления социальных и социально-бытовых услуг их жителям. Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. В силу возрастных особенностей пожилым гражданам трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Пожилые граждане и инвалиды нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей и инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам. Важным шагом в этом направлении стали активно осуществляющиеся в районе в последние годы мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, в том числе по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий для деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых граждан и инвалидов. Ветеранам и инвалидам в соответствии с действующим федеральным законодательством выплачиваются пенсии и предоставляются меры социальной поддержки (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение, санаторное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, протезирование, льготный проезд в транспорте общего пользования, проезд к месту лечения и обратно). В результате проведенной работы удалось упорядочить систему предоставления льгот и социальных гарантий, повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. С 2005 года в ходе реализации мероприятий по реформированию социальной сферы для ветеранов и инвалидов введены дополнительные ежемесячные денежные выплаты за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
В настоящее время в районе выплачиваются ежемесячные денежные выплаты 798 ветеранам труда, 308 ветеранам труда Карачаево-Черкесской республики, 70 труженикам тыла, 1736 реабилитированным гражданам.
Ветеранам труда и реабилитированным гражданам за счет средств республиканского бюджета производятся выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Однако, установленные ежемесячные денежные выплаты не в полной мере компенсируют ранее представлявшиеся в натуральной форме льготы.
Основная часть пожилых граждан получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях. Социальные услуги на дому в районе предоставляются 48 пожилым гражданам. Это составляет 97% от нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах на дому. Всестороннее повышение внимания к запросам и нуждам ветеранов войны, защищавших Отечество с оружием в руках и самоотверженно трудившихся в тылу в годы войны, а также вдов погибших воинов является одной из приоритетных задач и с каждым годом приобретает особое значение. В последующие годы необходимо обеспечить дальнейшее усиление мер социальной поддержки всех категорий ветеранов войны и боевых действий, а также уделять внимание "Детям-войны".
Ежегодно планируется проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, проживающих в районе. Наличие сведений о конкретных потребностях каждого пожилого человека позволит придать работе по предоставлению им социальных услуг более целенаправленный и системный характер. Дальнейшее повышение уровня и качества жизни пожилых граждан и инвалидов на основе усиления их социальной защиты, широкого предоставления социальных услуг и адресной помощи, совершенствования форм и видов социального обслуживания, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей районной социальной политики. Эффективное решение проблем пожилых граждан, имеющих межведомственный характер, возможно только в рамках специальных целевых программ.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны, труда, боевых действий, пожилых граждан на основе развития сети социальных учреждений и совершенствования их деятельности, обеспечение доступности социально-медицинской помощи, культурно-досуговых и иных услуг, внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию ветеранов, пожилых граждан в жизни общества.
Основными задачами Программы являются содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании;
расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг;
улучшение медицинского обслуживания ветеранов войны и инвалидов;
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (мобильную социальную службу, клубы по интересам пожилых граждан);
поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов;
обеспечение доступности культурно-досуговых услуг для граждан пожилого возраста удовлетворение их культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни района.
Целевыми индикаторами Программы являются:
улучшение социального положения ветеранов, пожилых граждан за счет расширения спектра предоставляемой социальной поддержки, льгот и услуг указанной категории граждан;
Эффективное использование спецавтотраспорта "Газель" для перевозки инвалидов-колясочников, инвалидов и участников ВОВ и маломобильных групп населения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2016 - 2020 годы. Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2016 год) предусматривается установление договорных отношений между координатором реализации Программы и основными исполнителями мероприятий Программы, проработка вопросов финансового обеспечения и реализация предусмотренных на этот период мероприятий Программы.
На втором этапе (2017 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будут проведены оценка хода выполнения мероприятий первого этапа и подготовка при необходимости предложений по их корректировке.
На третьем этапе (2018 - 2020 годы) осуществление запланированных мероприятий. Предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах ветеранов, пожилых граждан на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, предусматривающих решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы, - направленных на улучшение социального положения ветеранов войны и труда, пожилых граждан, повышение уровня их социальной защиты и адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (перечень мероприятий прилагается).
5. Финансовое обеспечение Программы
В 2016 - 2020 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств местного бюджета Прикубанского муниципального района 370 тыс. рублей.
Кроме того, мероприятия будут осуществляться и за счет средств бюджета сельских (городского) поселений.
В рамках Программы предполагается привлечение средств сельхозпроизводителей.
6. Оценка эффективности и ожидаемые социально-экономические результаты реализации мероприятий Программы
Для оценки реализации Программы используются следующие индикаторы и показатели эффективности ее реализации: охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;
обеспечение услугами пункта продажи современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами;
повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан, упрочение социальных связей;
вовлечение пожилых людей в общественную жизнь, организация их досуга; оказание помощи малообеспеченным гражданам в приобретении продуктов питания и товаров первой необходимости;
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы формируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Карачаево-Черкесской Республики по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере социальной защиты населения. Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и республиканского уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления). Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
8. Организация контроля исполнения мероприятий Программы
Организацию управления и контроль реализации мероприятий Программы осуществляет заказчик-координатор - Управление труда и социальной защиты населения администрации Прикубанского муниципального района и в ходе реализации Программы:
организует текущее управление реализацией Программы; организует мониторинг хода реализации Программы;
несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
уточняет целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
Исполнители программных мероприятий оперативно и один раз в полугодие представляют координатору Программы отчет, содержащий следующие сведения: фактическое финансирование мероприятий, выполнение целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.