Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Избирательной комиссии
Карачаево-Черкесской Республики
от 13 июля 2018 года N 50/257-6
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики
Общие положения
1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики (далее - ИК КЧР) в целях выявления в них положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (далее - коррупциогенные факторы) и их последующего устранения (далее - антикоррупционная экспертиза).
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении постановлений ИК КЧР и их проектов, если они носят нормативный характер в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
3. В отношении постановлений ИК КЧР и их проектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, может быть проведена независимая антикоррупционная экспертиза независимыми экспертами в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет их собственных средств (далее - независимая антикоррупционная экспертиза).
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики
4. Антикоррупционная экспертиза в отношении проектов постановлений ИК КЧР проводится отделом правового обеспечения и кадрового учета аппарата ИК КЧР при проведении их юридической экспертизы в пределах срока, установленного для проведения юридической экспертизы.
5. При отсутствии в проектах постановлений ИК КЧР коррупциогенных факторов отделом правового обеспечения и кадрового учета на проектах постановлений делается отметка "Антикоррупционная экспертиза проведена. Коррупциогенных факторов не выявлено".
6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы в проектах постановлений ИК КЧР коррупциогенные факторы и способы их устранения отражаются в заключении, имеющем рекомендательный характер, подготавливаемом по итогам юридической экспертизы отделом правового обеспечения и кадрового учета (далее - заключение).
7. Заключение представляется для обязательного рассмотрения председателю ИК КЧР, а также структурному подразделению (должностному лицу) аппарата ИК КЧР, являющемуся разработчиком проекта постановления (далее - разработчик).
8. Разработчик устраняет положения, содержащие коррупциогенные факторы, указанные в заключении, на стадии доработки проекта постановления ИК КЧР.
9. В случае несогласия с заключением разработчик вносит разработанный им проект постановления ИК КЧР с приложением к нему заключения и письменного возражения с обоснованием своего несогласия на рассмотрение и принятие решения председателю ИК КЧР.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих постановлений Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики
10. Антикоррупционная экспертиза действующих постановлений ИК КЧР проводится при мониторинге их применения (далее - мониторинг).
11. Мониторинг проводится структурными подразделениями аппарата ИК КЧР в соответствии с их направлениями деятельности.
12. Структурные подразделения аппарата ИК КЧР при выявлении ими коррупциогенных факторов в постановлении направляют соответствующую информацию с указанием конкретных положений постановления ИК КЧР, содержащих коррупциогенные факторы, председателю ИК КЧР.
13. В соответствии с поручением председателя ИК КЧР отдел правового обеспечения и кадрового учета проводит антикоррупционную экспертизу постановления в срок, не превышающий десяти рабочих дней. В случае подтверждения наличия в постановлении ИК КЧР коррупциогенных факторов, отделом правового обеспечения и кадрового учета готовится соответствующее заключение, которое направляется председателю ИК КЧР для принятия соответствующего решения.
Размещение постановлений Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики и их проектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения их независимой антикоррупционной экспертизы
14. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы постановлений ИК КЧР и их проектов они направляются в информационный центр аппарата ИК КЧР для их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт).
15. Проекты постановлений ИК КЧР в целях обеспечения возможности проведения в отношении них независимой антикоррупционной экспертизы направляются разработчиками с учетом требований Регламента информационного наполнения официального сайта Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в отдел правового обеспечения и кадрового учета, в Информационный центр аппарата ИК КЧР для размещения на сайте.
16. При размещении проекта постановления ИК КЧР на сайте указывается информация о сроке размещения данного проекта на сайте, о сроке приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, адрес электронной почты для их направления.
17. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению на заседании ИК КЧР в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Коррупционные факторы
18. Факторы, связанные с реализацией полномочий ИК КЧР выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий, отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий ИК КЧР и других органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения ИК КЧР действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав возможности, необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению ИК КЧР (её должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящего к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) юридико-лингвистической коррупциогенности - употреблении не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
8) принятии нормативного правового акта "сверх компетенции" - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
9) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
19. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов выражаются в:
1) наличии пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта, действующем нормативном правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения ИК КЧР (её должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отсутствии конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих, должностных лиц в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями, находящихся в подчинении должностных лиц;
6) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики (её должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
20. Факторы системного характера выражаются в:
1) нормативных коллизиях - противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Выявляется при системном анализе. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики (её должностных лиц).
21. Факторы проявления коррупциогенности выражаются в:
1) формально-технической коррупциогенности нарушений, выявляемых в ходе юридико-технической экспертизы правовых актов, в том числе в части порядка принятия и (или) формы правового акта. Указанные нарушения могут быть обусловлены коррупционными интересами или способствовать им в будущем;
2) непринятии нормативного правового акта - отсутствии сроков для принятия (издания) правового акта, принятие которого предусматривается в анализируемом правовом акте (проекте правового акта), а также в фактическом отсутствии правового акта, принятие которого предусмотрено действующим нормативным правовым актом, проходящим антикоррупционную экспертизу;
3) нарушении баланса интересов - закреплении привилегий за одним из группы субъектов в ущерб другим, что может свидетельствовать о коррупционном интересе при подготовке и применении правового акта.
Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы
22. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
23. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
Оформление результатов антикоррупционной экспертизы
24. Результаты антикоррупционной экспертизы (вывод о наличии в правовом акте, проекте правового акта коррупционных факторов, иных положений, способствующих проявлению коррупции) отражаются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта, в составе правового заключения, составляемого по результатам проведения юридической (правовой) экспертизы, если одновременно проводилась антикоррупционная экспертиза, либо в экспертном заключении, составляемом по результатам антикоррупционной экспертизы, если указанная экспертиза проводится самостоятельно, независимо от юридической (правовой) экспертизы.
25. В случае выявления в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов, они отражаются в таблице типичных коррупционных факторов по форме согласно приложению к настоящему порядку.
Таблица типичных коррупционных факторов оформляется приложением к заключению, отражающим результаты антикоррупционной экспертизы.
25.1. Таблица типичных коррупционных факторов заполняется последовательно в соответствии с изложением коррупционных факторов в статье 8 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 N 1-РЗ "Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике", с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы), в которых выявлены соответствующие коррупционные факторы.
26. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в таблице типичных коррупционных факторов и документах, отражающих результаты антикоррупционной экспертизы.
27. В документе, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, должна быть обоснована (мотивирована) позиция по каждому выявленному коррупционному фактору.
28. В заключении, отражающем результаты антикоррупционной экспертизы, могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте правого акта, правовом акте выявленных коррупционных факторов, а также могут быть предусмотрены рекомендации по доработке проекта нормативного правового акта (внесению изменений в действующий нормативный правовой акт) в целях устранения выявленных в них коррупционных факторов.
<< Назад |
Приложение. >> Таблица типичных коррупционных факторов |
|
Содержание Постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 13 июля 2018 г. N 50/257-6 "Об утверждении порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.