Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
администрации Хабезского
муниципального района
от 27.09.2018 N 558
Порядок
организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы нормативных правовых актов Хабезского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящие Порядок организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы нормативных правовых актов Хабезского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок) разработан в целях методического обеспечения деятельности администрации Хабезского муниципального района по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.2. Проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы нормативных правовых актов Хабезского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности определено нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (далее - Приказ N 159);
- Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 N 30-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике";
- Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2016N 90-РЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Закон N 90-РЗ).
1.3. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - ОРВ) - процедура, направленная на выявление в проектах муниципальных нормативных правовых актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета Хабезского муниципального района;
экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) - анализ действующих муниципальных нормативных правовых актов (далее - НПА), при подготовке которых проводилась либо не проводилась процедура ОРВ, направленная на оценку достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики;
уполномоченный орган - администрация Хабезского муниципального района в лице - отдела экономического развития и муниципального имущества, отдела по организационным вопросам, кадровому и правовому обеспечению администрации Хабезского муниципального района, ответственные за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения ОРВ, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных НПА;
орган-разработчик - структурные подразделения администрации Хабезского муниципального района, ответственные за реализацию на территории Хабезского муниципального района муниципальной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере, внесший проект муниципального НПА;
специализированный ресурс - типовой региональный интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти по адресу: http://orv.kchgov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предназначенный для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ и экспертизы, и информирования об их результатах;
публичные консультации - открытое обсуждение проекта муниципального НПА (действующего муниципального НПА) с заинтересованными лицами, организуемые Уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ (экспертизы) и подготовки заключения об ОРВ (заключения об экспертизе). Позиции заинтересованных лиц могут быть получены как с использованием специализированного ресурса, так и посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации (далее - альтернативные методы проведения публичных консультаций). Полученные в ходе указанных мероприятий предложения включаются в общую сводку предложений;
участники публичных консультаций общественные организации и объединения, представляющие интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике, физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в затрагиваемой проектом или действующим муниципальным НПА сфере, а также иные лица, которых целесообразно привлечь к участию в публичных консультациях, исходя из содержания проблемы, цели и предмета правового регулирования;
уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования - форма извещения заинтересованных лиц Органом-разработчиком для организации обсуждения идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования, в том числе с использованием специализированного ресурса;
уведомление о разработке проекта муниципального НПА - форма извещения заинтересованных лиц Органом-разработчиком для организации обсуждения проекта акта предлагаемого правового регулирования, в том числе с использованием специализированного ресурса;
сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта муниципального НПА (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения Уполномоченным органом исследований возможных вариантов решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
размещение проекта муниципального НПА и сводного отчета - этап процедуры ОРВ, в ходе которого Уполномоченный орган организует обсуждение текста проекта муниципального НПА и сводного отчета с заинтересованными лицами, в том числе с использованием специализированного ресурса;
заключение об ОРВ - документ, подготавливаемый Уполномоченным органом по итогам проведения ОРВ и содержащий выводы о соблюдении Органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов ОРВ проекта муниципального НПА, а также выводы о возможности его дальнейшего согласования;
заключение об экспертизе - документ, подготавливаемый Уполномоченным органом по итогам проведения экспертизы и содержащий выводы о положениях муниципального НПА, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;
коллегиальный совещательный орган - постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, осуществляющий рассмотрение вопросов организационного, правового и методологического совершенствования процедуры ОРВ проектов муниципальных НПА, а также экспертизы муниципальных НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
2.1. При установлении предметной области проведения ОРВ необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 2 Закона N 90-РЗ.
2.2. Орган-разработчик представляет проект муниципального НПА и сводный отчет в Уполномоченный орган без проведения публичных консультаций по проекту муниципального НПА и сводного отчета, а Уполномоченный орган самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными лицами, как на этапе обсуждения проекта муниципального НПА, так и на этапе подготовки заключения об ОРВ (при необходимости).
Если разработчиком правового регулирования является представительный орган Хабезского муниципального района, подготовку проекта муниципального НПА и сводного отчета может осуществлять профильное структурное подразделение администрации Хабезского муниципального района, в ведении которого находится сфера предлагаемого правового регулирования.
2.3. Процедуру ОРВ проектов муниципальных НПА рекомендуется проводить с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном Органом-разработчиком проекте нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального НПА содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального НПА содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального НПА не содержит положений, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, однако подлежит ОРВ.
2.4. Процедура ОРВ проводится в 3 этапа:
1 этап - формирование идеи (концепции) правового регулирования;
2 этап - разработка проекта муниципального НПА, сводного отчета и их публичное обсуждение;
3 этап - подготовка заключения об ОРВ.
2.5. На 1 этапе процедуры ОРВ Орган-разработчик после принятия решения о подготовке проекта муниципального НПА размещает уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования, материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для публичных консультаций и направляет их в Уполномоченный орган.
Необходимость проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования при разработке проектов муниципальных НПА определяется НПА Хабезского муниципального района.
2.6. Уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования должно содержать:
вид, наименование и планируемый срок вступления в силу муниципального НПА, а также сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления переходного периода;
краткое изложение целей правового регулирования и общей характеристики соответствующих общественных отношений, а также обоснование необходимости подготовки проекта муниципального НПА;
сведения об Органе-разработчике;
форму представления предложений о необходимости и вариантах правового регулирования соответствующих общественных отношений в связи с размещением уведомления, в которое в обязательном порядке включается перечень вопросов по планируемому к подготовке проекту муниципального НПА;
срок, в течение которого Уполномоченный орган принимает предложения от заинтересованных лиц, который рекомендуется установить не менее 10 рабочих дней со дня размещения уведомления на специализированном ресурсе, и способ представления таких предложений.
Форма уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования приведена в приложении 1 к Порядку.
2.7. Орган-разработчик представляет в Уполномоченный орган исчерпывающие сведения о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня размещения уведомления оповещает участников публичных консультаций о размещении на специализированном ресурсе уведомления с указанием сведений о месте и сроке размещения уведомления.
Отсутствие у Органа-разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
2.8. В течение 3 рабочих дней со дня окончания установленного в уведомлении срока Уполномоченный орган составляет сводку поступивших предложений и направляет ее Органу-разработчику.
Форма сводки поступивших предложений приведена в приложении 4 к Порядку.
Орган-разработчик рассматривает сводку предложений и выражает свое мнение относительно полученных в ходе публичных обсуждений замечаний и предложений (предполагается ли использовать полученное замечание или предложение при разработке проекта муниципального НПА либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования замечания или предложения указываются причины такого решения), в том числе с помощью специализированного ресурса.
2.9. В течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения поступивших предложений Орган-разработчик принимает мотивированное решение о подготовке проекта муниципального НПА либо об отказе от его подготовки.
2.10. В случае отказа Органа-разработчика от подготовки проекта муниципального НПА Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения размещает на специализированном ресурсе мотивированное решение, подписанное руководителем или иным уполномоченным на то должностным лицом Органа-разработчика, и доводит информацию об отказе от подготовки проекта муниципального НПА до сведения участников публичных консультаций.
2.11. В случае принятия решения о проведении повторных публичных консультаций в отношении уведомления, публичные консультации проводятся в соответствии с пунктом 2.5. настоящего Порядка с обязательным извещением участников проведенных публичных консультаций об их повторном проведении.
2.12. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы, Орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, и на его основе разрабатывает соответствующий проект муниципального НПА и формирует сводный отчет.
2.13. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета Хабезского муниципального района;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
2.14. На 2 этапе процедуры ОРВ Орган-разработчик разрабатывает текст проекта муниципального НПА и сводный отчет по форме, установленной Уполномоченным органом.
Форма сводного отчета приведена в приложении 3 к Порядку.
2.15. Сводный отчет заполняется Органом-разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия муниципального НПА и подписывается руководителем или иным уполномоченным на то должностным лицом Органа-разработчика. Рекомендации по заполнению сводного отчета изложены в разделе 3 настоящего Порядка.
2.16. Орган-разработчик направляет в Уполномоченный орган проект муниципального НПА и сводный отчет для проведения процедуры ОРВ.
При поступлении проекта муниципального НПА Уполномоченный орган устанавливает, относится ли направленный проект муниципального НПА к предметной области ОРВ, проведены ли Органом-разработчиком все предусмотренные установленным порядком проведения ОРВ процедуры, раскрыты ли вопросы по всем пунктам сводного отчета. В течение 3 рабочих дней со дня поступления проекта и сводного отчета, Уполномоченный орган делает вывод о соблюдении либо несоблюдении Органом-разработчиком установленных к составлению сводного отчета требований.
2.17. В случае несоблюдения Органом-разработчиком установленных к составлению сводного отчета требований, Уполномоченный орган возвращает проект муниципального НПА и сводный отчет на доработку.
2.18. В случае соблюдения Органом-разработчиком установленных к составлению сводного отчета требований, Уполномоченный орган размещает на специализированном ресурсе проект муниципального НПА и сводный отчет, а также пояснительную записку к проекту муниципального НПА, перечень вопросов к проекту и иные информационно-аналитические материалы по усмотрению Органа-разработчика для дальнейшего проведения публичных обсуждений.
Перечень вопросов к проекту муниципального НПА приведен в приложении 2 к Порядку.
2.19. Проведение публичных обсуждений начинается одновременно с размещением материалов для публичных обсуждений на специализированном ресурсе.
Срок проведения публичных консультаций не менее 10 рабочих дней для проектов муниципальных НПА, содержащих положения, имеющие высокую и (или) среднюю степень регулирующего воздействия, и не менее 5 рабочих дней для проектов муниципальных НПА, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
2.20. В течение 1 дня после размещения материалов для публичных обсуждений на специализированном ресурсе Уполномоченный орган оповещает участников публичных консультаций о месте и сроках размещения данных материалов. Позиции заинтересованных лиц также могут быть получены альтернативными методами проведения публичных консультаций.
Публичные обсуждения проводятся в соответствии с пунктами 2.7.-2.10. настоящего Порядка, при этом размещается уведомление о разработке проекта муниципального НПА, форма которого утверждена в приложении 2 к Порядку.
2.21. Срок проведения публичных консультаций может быть продлен на срок не более 60 календарных дней по решению уполномоченного органа, который размещает информацию об основаниях и сроке продления на специализированном ресурсе и оповещает об этом заинтересованных лиц.
2.22. По результатам публичных обсуждений Орган-разработчик при необходимости дорабатывает проект муниципального НПА и сводный отчет в срок не более 10 рабочих дней после окончания установленного срока проведения публичных обсуждений. Доработанные проект муниципального НПА и сводный отчет направляются в Уполномоченный орган для размещения на специализированном ресурсе в срок не позднее 3 рабочих дней после поступления проекта и сводного отчета в Уполномоченный орган.
2.23. В НПА Хабезского муниципального района, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, устанавливается требование об отражении сведений, предусмотренных настоящим Порядком, в сводном отчете, а также возможность возвращения сводного отчета и проекта муниципального НПА Уполномоченным органом Органу-разработчику на доработку в случае их отсутствия.
3. Порядок заполнения формы сводного отчета о результатах проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
3.1. В случае если проект муниципального НПА имеет высокую степень регулирующего воздействия, Орган-разработчик заполняет все пункты сводного отчета.
В сводном отчете для проектов муниципальных НПА со средней степенью регулирующего воздействия не указываются сведения, предусмотренные разделами:
Описание методов контроля эффективности выбранного способа достижения целей регулирования, индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
В сводном отчете для проектов муниципальных НПА с низкой степенью регулирующего воздействия не указываются сведения, предусмотренные разделами:
Анализ опыта других муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, субъектов Российской Федерации, и иностранных государств в соответствующей сфере;
Новые функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, или сведения об их изменении, а также порядок их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования;
Оценка дополнительных расходов (доходов) местных бюджетов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
Новые обязанности (ограничения) для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности либо связанные с ними дополнительные расходы (доходы).
3.2. В разделе 1 сводного отчета "Общая информация" Органом-разработчиком приводятся краткие сведения о проведенной ОРВ проекта муниципального НПА, включая краткое описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, краткое описание, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
3.3. В разделе 2 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" указывается степень регулирующего воздействия, приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Важно, чтобы формулировка проблемы была понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. Проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существующей проблемы).
При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие муниципального нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта муниципального НПА не является доказательством наличия проблемы. Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются Органом-разработчиком, осуществляющими, в пределах предоставленных полномочий, функции по выработке муниципальной политики и нормативного правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений различными путями:
посредством выявления несоответствия заявленных в действующих муниципальных НПА целей фактическим результатам в области их действия;
на основе данных органов муниципального контроля (надзора), статистических данных о причинении экономического ущерба бюджету или отдельным группам лиц и прочее;
на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
в результате получения обращений граждан и организаций;
иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы, могут проявляться в следующем:
1) неприемлемо высокие издержки при применении участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях или за рубежом либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций;
2) недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов, и так далее.
Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, Орган-разработчик опирается на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В сводном отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также о времени выявления проблемы.
Необходимо указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается, какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Одновременно приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
При объяснении причин невозможности решения проблемы приводятся описания дальнейшего развития проблемы и связанных с ней негативных эффектов. В том случае, если одинаково вероятны несколько различных ситуаций, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается та или иная ситуации.
В случае невозможности решения проблемы без изменения федерального или регионального законодательства делается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия муниципального НПА.
3.4. В разделе 3 сводного отчета "Анализ опыта других муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, субъектов Российской Федерации, и иностранных государств в соответствующей сфере" приводится информация об опыте решения аналогичных проблем в муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики, субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах.
3.5. В разделе 4 сводного отчета "Цели предлагаемого правового регулирования" указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования должна быть направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ею негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается только в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Также в сводном отчете указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
3.6. В разделе 5 сводного отчета "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы, включая вариант, который позволит достичь поставленных целей без ведения нового правового регулирования" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
3.7. В разделе 6 сводного отчета "Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка качества таких субъектов" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Необходимо также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
3.8. В разделе 7 сводного отчета "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, или сведения об их изменении, а также порядок их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия и кому делегируются.
Под порядком реализации функций, в том числе, понимается регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указывать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе сводного отчета указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
3.9. В разделе 8 сводного отчета "Оценка дополнительных расходов (доходов) местных бюджетов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования" приводится оценка расходов, возможных поступлений доходов местных бюджетов, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, выделенных в разделе 7 сводного отчета. Оценка расходов и возможных поступлений доходов приводится для различных временных периодов в сопоставимых объемах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
3.10. В разделе 9 сводного отчета "Новые обязанности (ограничения) для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности либо связанные с ними дополнительные расходы (доходы) приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 6 сводного отчета.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в муниципальные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группа новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группа лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов могут использоваться статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
3.11. В разделе 10 сводного отчета "Оценка положительных и отрицательных последствий и рисков решения проблемы предложенным способом регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков:
Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект муниципального НПА направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны).
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков их рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения органов местного самоуправления, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в государственном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего, со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля качества продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилием социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время, при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
3.12. Разделы 6-10 сводного отчета заполняются для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
3.13. В разделе 11 сводного отчета "Описание методов контроля эффективности выбранного способа достижения целей регулирования, индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования" необходимо подробно и четко перечислить цели, которые предполагается достичь данным правовым регулированием, в соответствии с разделом 4 сводного отчета.
Указываются количественно измеримые показатели с единицами измерения, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяются целевые значения данных показателей, описывается способ расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые показатели указываются для каждой заявленной цели регулирования.
При описании методов расчета показателей могут быть указаны как уже существующие методики расчета целевых показателей, так и источники полученных данных (мониторинг, аналитические данные органов власти, официальные статистические данные, данные социологических опросов и т.д.).
Оценка затрат на осуществление мониторинга производится исходя из необходимости привлечения сторонних организаций на платной основе, а также необходимости иных дополнительных расходов на проведение мониторинга. Если дополнительных затрат не требуется, в сводном отчете указывается, что проект не предусматривает затрат на проведение мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования.
3.14. В разделе 12 сводного отчета "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия" перечисляются мероприятия (организационно-технические, методологические, информационные и иные), необходимые для достижения заявленных целей правового регулирования, сроки проведения данных мероприятий, описание ожидаемого результата, объем финансирования и источники финансирования.
При описании мероприятия и ожидаемого от него результата необходимо исходить из заявленной цели правового регулирования. Мероприятия являются методами достижения цели. К мероприятиям могут быть отнесены: социологические исследования, анкетирование; обучающие семинары, консультации; совещания, форумы; разработка методологического сопровождения, научно-прикладные и иные исследования; ревизии, проверки, инвентаризация, стандартизация и т.д.
Также описывается результат проведения соответствующего мероприятия, то есть что в итоге ожидается получить или к чему приведет данное мероприятие. Например, если мероприятие - обучающий семинар сотрудников завода, то результатом его проведения будет повышение профессиональной грамотности сотрудников предприятия, снижение брака по вине персонала, и так далее.
Источниками финансирования мероприятия являются средства, за счет которых планируется проведение данных мероприятий: бюджетные ассигнования или иные источники финансирования.
3.15. В разделе 13 сводного отчета "Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" указывается предполагаемая дата вступления в силу муниципального НПА, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта муниципального НПА.
Если отдельные положения проекта муниципального НПА вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта муниципального НПА, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта муниципального НПА обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
3.16. В разделе 14 сводного отчета "Выводы и дополнительные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" приводятся выводы об отсутствии либо обоснованности наличия в проекте нормативного правового акта положений, которые:
вводят административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности или способствуют их введению;
способствуют возникновению расходов субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности;
способствуют возникновению расходов местного бюджета;
способствуют ограничению конкуренции.
3.17. В разделе 15 сводного отчета "Сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях разработчика" заполняется по итогам проведения публичных консультаций.
В приложениях к сводному отчету приводятся сводки предложений, поступивших в связи с размещением уведомления и текста проекта муниципального НПА, с указанием сведений об использовании либо об отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц.
3.18. При необходимости к сводному отчету также прикладываются данные о результатах расчетов, которые могут проводиться в ходе процедуры ОРВ: формулы и результаты расчетов, предусматривающие оценку расходов (возможных поступлений) местного бюджета в связи с введением предлагаемого регулирования (пункт 3.9. настоящего Порядка), расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (пункт 3.10 настоящего Порядка), связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений.
4. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
4.1. В случае соответствия проведенной процедуры ОРВ установленным требованиям, Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов Органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
4.2. Анализ, проводимый Уполномоченным органом, основывается на результатах исследования Органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете.
4.3. В муниципальном НПА, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, срок, в течение которого Уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об ОРВ составляет не менее 10 рабочих дней.
4.4. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования Уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
возможность проверки показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки Органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления Органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
4.5. Мнение Уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого Органом-разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об ОРВ.
Выявленные в проекте муниципального НПА положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета Хабезского муниципального района, перечисляются в заключении об ОРВ.
В случае наличия обоснованных предложений Уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта муниципального НПА, они также включаются в заключение об ОРВ.
4.6. Уполномоченный орган в целях выявления положений, вводящих избыточные административные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, оказывающих негативное влияние на отрасли экономики района, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также необоснованных расходов местного бюджета, при проведении ОРВ анализирует:
1) потенциальные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты правовым регулированием в части прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) проблему, на решение которой направлено правовое регулирование в части прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, предусмотренных проектом муниципального НПА, а также возможность ее решения иными правовыми, информационными или организационными средствами;
3) цели, предусмотренные проектом муниципального НПА, и их соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации;
4) предусматривает ли проект муниципального НПА положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется ли содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления в отношениях с физическими и юридическими лицами в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
5) возможные риски недостижения целей правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для развития отраслей экономики района;
6) возможные расходы местного бюджета, а также предполагаемые расходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, в случае принятия предлагаемого проекта муниципального НПА.
4.7. Заключение об ОРВ структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об ОРВ указывается наименование проекта муниципального НПА и Органа-разработчика.
В описательной части заключения об ОРВ представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы Органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об ОРВ излагается позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования и соблюдения регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ в районе.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных регулирующим органом в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, проведенных самим уполномоченным органом, предложения Уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта муниципального НПА.
Итоговым выводом заключения об ОРВ являются выводы, о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения ОРВ в Хабезском муниципальном районе и о достаточности оснований для принятия решения, о введении предлагаемого регулирующим органом варианта предлагаемого правового регулирования.
4.8. В заключении об ОРВ описывается предлагаемый Органом-разработчиком вариант правового регулирования, содержащийся в соответствующих разделах сводного отчета, а также выявленные Уполномоченным органом в проекте муниципального НПА положения, вводящие избыточные административные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, оказывающие негативное влияние на отрасли экономики района, положения, способствующие возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также необоснованные расходы республиканского бюджета. Также в заключении об ОРВ отражаются сведения о соблюдении Органом-разработчиком процедур, предусмотренных установленным порядком проведения процедуры ОРВ в Хабезском муниципальном районе.
Форма заключения об ОРВ приведена в приложении 5 к Порядку.
4.9. В НПА Хабезского муниципального района, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, необходимо предусмотреть механизм направления заключения об ОРВ Органу-разработчику, направившему проект муниципального НПА, а также его размещение на специализированном ресурсе.
4.10. В НПА Хабезского муниципального района, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, закрепляются механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об ОРВ, а именно обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе процедуры ОРВ спорным вопросам или иные механизмы. Форма таблицы разногласий к проекту муниципального НПА приведена в приложении 7 к Порядку.
5. Порядок проведения экспертизы
5.1. Экспертиза муниципальных НПА проводится в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
5.2. Экспертиза проводится в отношении муниципальных НПА, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
5.3. Экспертиза осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Уполномоченный орган от:
а) органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
б) Органов-разработчиков;
в) научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
д) иных лиц.
5.4. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы (далее - План).
НПА включаются в План при наличии сведений, указывающих, что положения муниципального НПА могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Данные сведения могут быть получены Уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно.
5.5. До утверждения плана, его проект подлежит предварительному рассмотрению Коллегиальным совещательным органом Хабезского муниципального района, созданным при Уполномоченном органе.
План утверждается руководителем Уполномоченного органа на полугодие. После утверждения План размещается на специализированном ресурсе.
5.6. В НПА Хабезского муниципального района, регламентирующем порядок проведения экспертизы, необходимо закрепить сроки проведения экспертизы не более 3 месяцев на каждый акт.
Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен Уполномоченным органом, но не более чем на 1 месяц.
5.7. В ходе экспертизы проводятся публичные консультации, исследование муниципальных НПА на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение о результатах экспертизы.
5.8. Публичные консультации проводятся в течение 1 месяца со дня, установленного для начала экспертизы.
На специализированном ресурсе размещается уведомление о проведении экспертизы с указанием сроков начала и окончания публичных консультаций.
5.9. В НПА Хабезского муниципального района, регламентирующем порядок проведения экспертизы, закрепляется положение, в соответствии с которым Органы-разработчики по запросу Уполномоченного органа представляют необходимые материалы в целях проведения экспертизы.
Уполномоченный орган запрашивает у Органа-разработчика, осуществляющего функции по выработке муниципальной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые для проведения экспертизы.
Указанные материалы должны содержать сведения (расчеты, обоснования), на которых основана необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
В случае если Органом-разработчиком, осуществляющим функции по выработке муниципальной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые материалы, сведения об этом указываются в тексте заключения.
Уполномоченный орган обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их предоставления.
5.10. Исследование муниципальных НПА проводятся во взаимодействии с Органом-разработчиком, осуществляющим функции по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
5.11. При проведении исследования следует:
а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
б) анализировать положения муниципальных НПА во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
в) определять характер и степень воздействия положений муниципальных НПА на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений муниципальных НПА, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.
В ходе исследования изучаются следующие вопросы:
1) наличие в муниципальных НПА избыточных требований по подготовке и (или) представлению документов, сведений, информации:
а) аналогичная или идентичная информация (документы) выдается тем же Органом-разработчиком;
б) аналогичная или идентичная информация (документы) представляется в несколько Органов-разработчиков и (или) учреждений, предоставляющих муниципальные услуги;
в) получающий информацию орган не использует ее с той периодичностью, с которой получает обязательную к подготовке и (или) представлению информацию (документы) (необоснованная частота подготовки и (или) представления информации (документов);
г) информация (документы) об объектах, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной муниципальной регистрации, представляется в случае, если вся требуемая информация (документы) имеется в распоряжении Органа-разработчика в связи с регистрацией и имеющаяся в распоряжении Органа-разработчика информация (документы) имеет необходимую актуальность;
д) аналогичная или идентичная информация (документы) представляется в одно или различные подразделения одного и того же органа (учреждения);
е) имеют место организационные препятствия для приема обязательных к представлению документов (удаленное нахождение места приема документов, неопределенность времени приема документов, иной фактор, ограничивающий прием документов);
ж) отсутствуют альтернативные способы подачи обязательных к представлению информации (документов) (запрещение отправки документов через представителей, с использованием электронных сетей связи и другое);
з) предъявляются завышенные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики, Хабезского муниципального района требования к форме представляемой информации (документам), представление которых связано с оказанием муниципальной услуги;
и) в процедуре подачи информации (документов) отсутствуют возможности получения доказательств о факте приема уполномоченным лицом обязательных для представления информации (документов);
к) установленная процедура не способствует сохранению конфиденциальности представляемой информации (документов) или способствует нарушению иных, охраняемых законом, прав;
2) наличие в НПА требований, связанных с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, наличия персонала, осуществления не связанных с представлением информации или подготовкой документов, работ, услуг в связи с организацией, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые необоснованно усложняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности либо приводят к существенным издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности;
3) отсутствие, неточность или избыточность полномочий лиц, наделенных правом проведения проверок, участия в комиссиях, выдачи или осуществления согласований, определения условий и выполнения иных обязательных процедур, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Карачаево-Черкесской Республики;
4) отсутствие необходимых организационных или технических условий, приводящее к невозможности реализации Органом-разработчиком установленных функций в отношении субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности;
5) недостаточный уровень развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг в Карачаево-Черкесской Республике, в Хабезском муниципальном районе при отсутствии адекватного переходного периода введения в действие соответствующих правовых норм.
5.12. По результатам исследования муниципальных НПА составляется заключение об экспертизе. Форма заключения об экспертизе приведена в приложении 6 к Порядку.
В заключении об экспертизе указываются сведения:
о муниципальном НПА, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе местного самоуправления, принявшем данный муниципальный НПА, и Органе-разработчике, осуществляющем функции по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
о выявленных положениях муниципального НПА, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
об обосновании сделанных выводов;
о проведенных публичных мероприятиях, включая позиции участников публичных консультаций.
При выявлении положений, создающих необоснованные затруднения ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, в заключении указываются рекомендации по их устранению.
5.13. В НПА, регламентирующем порядок проведения экспертизы, необходимо установить сроки размещения на специализированном ресурсе заключения об экспертизе после его подписания, а также сроки направления лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного муниципального НПА, и в Орган-разработчик, осуществляющий функции по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
5.14. В НПА, регламентирующем порядок проведения экспертизы, необходимо закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе, а именно обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы. Форма таблицы разногласий к проекту муниципального нормативного правового акта (муниципальному НПА) Хабезского муниципального района приведена в приложении 7 к Порядку.
6. Отчетность о развитии и результатах проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в Хабезском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики
6.1. Уполномоченный орган ежегодно предоставляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минэкономразвития КЧР) по запросу Минэкономразвития КЧР доклад о развитии и результатах проведения процедуры ОРВ в Хабезском муниципальном районе за период с 1 ноября года, предшествующего отчетному, по 31 октября отчетного года.
6.2. Срок предоставления информации устанавливается Минэкономразвития КЧР, но не может быть позднее 1 декабря.
6.3. Минэкономразвития КЧР ежегодно направляет информацию о форме доклада о развитии и результатах проведения процедуры ОРВ в Хабезском муниципальном районе и сроках его предоставления.
Заместитель Главы администрации - управляющий делами |
Е.М. Жужуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.