Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
муниципального образования
города Черкесска
от 31.10.2018 N 556
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики на период до 2018 - 2020 годов.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 и от 07.05.2018, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, Основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики постановлением от 09.10.2018 N 225, муниципальные программы города Черкесска и иных документов стратегического планирования.
Настоящие Основные направления разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта бюджета города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Черкесска.
I. Основные направления бюджетной политики муниципального образования города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Итоги реализации бюджетной политики в 2016 - 2018 годах
Основным итогом предыдущих лет стало сохранение как в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике и муниципальном образовании города Черкесска достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на влияние негативных внешних факторов.
Главной задачей экономической политики в этот период в муниципальном образовании города Черкесска стало сохранение финансовой стабильности. Бюджетная политика формировалась исходя из необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города Черкесска. Немаловажную роль в этом сыграла и взвешенная бюджетная политика, благодаря которой обеспечены:
своевременно и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
по социальному обеспечению льготных категорий граждан;
исполнение мероприятий в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы;
100 процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
реализация в полном объеме программы переселения граждан из аварийного жилья;
эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных бюджетных кредитов из Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, а также бюджетных кредитов из республиканского бюджета.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества контрольной работы. В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок наделено финансовое управлением мэрии муниципального образования города Черкесска. Утверждена вся необходимая для его осуществления муниципальная нормативная правовая база, определившая разграничения процедур исполнения контрольных мероприятий по проверке деятельности получателей средств бюджета города Черкесска.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающей обязательное нормирование в сфере закупок, установлены:
требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правил определения нормативных затрат на обеспечение функций главных распорядителей средств бюджета города Черкесска (включая соответственно подведомственные казенные учреждения), правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения муниципальных нужд;
количественное, ценовое и качественное (допустимые потребительские свойства) нормирование в закупках, в том числе исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами;
требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим муниципальным органом и подведомственными казенными учреждениями и бюджетными учреждениями.
К итогам реализации бюджетной политики можно отнести формирование проекта бюджета города на трехлетний период. В муниципальном образовании города Черкесска, в рамках федеральной государственной политики, формирование трехлетнего бюджета осуществляется начиная с 2015 года, за исключением бюджета города Черкесска на 2016 год, который, аналогично федеральному и региональному бюджетам, формировался как однолетний, в условиях кризисных проявлений и непредсказуемости финансовой ситуации.
Осуществлен поэтапный переход на принцип планирования и исполнения бюджета города Черкесска начиная с 2014 года на основе муниципальных программ, что в полной мере отвечает принципам бюджетной системы Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики.
Бюджет города Черкесска на 2018 год сформирован по программам, их подпрограммам и по основным мероприятиям, что позволило обеспечить увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями (индикаторами), а также предоставило возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ. Такой формат бюджета также способствует повышению открытости для широкой общественности информации о структуре и направлениях расходов.
Программная структура расходов бюджета города Черкесска в текущем периоде утверждена в составе 17 муниципальных программ, доля которых в бюджете города составляет 96,0%.
Использование программного метода позволило создать стимулы и расширить возможности для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению резервов и приоритезации расходов внутри муниципальных программ с целью достижения наилучших результатов использования финансовых ресурсов.
Ежегодно проводится оценка эффективности муниципальных программ, в ходе которой проводится анализ степени достижения целей муниципальных программ (решения задач их подпрограмм) и степени выполнения их основных мероприятий (в части показателей, отражающих степень достижения непосредственных результатов реализации муниципальных программ и показателей качества управления ими).
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами, а также в целях вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений, на регулярной основе на официальном сайте мэрии муниципального образования города Черкесска, на сайте "Открытый бюджет города Черкесска" публикуется в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан", размещаются иные сведения, в целях предоставления населению актуальной информации о бюджете города Черкесска и его исполнении.
Одновременно с этим, в соответствии с Приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта", размещается необходимая информация (сведения) о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет.
В целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения бюджета города Черкесска ежегодно Думой муниципального образования города Черкесска проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета города Черкесска и по проекту бюджета города Черкесска на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные цели бюджетной политики
Приоритеты муниципального образования города Черкесска в области бюджетной политики основаны на государственной политике Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и направлениях социально-экономического развития города Черкесска в условиях необходимости сохранения сбалансированности бюджета города Черкесска при возрастающей бюджетной нагрузке.
Целями бюджетной политики являются обеспечение финансовой устойчивости бюджета города Черкесска, повышение эффективности управления муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач, безусловное исполнение принятых обязательств, поддержание накопленного уровня муниципального долга в пределах, установленных бюджетным законодательством, с тенденцией к снижению в среднесрочной перспективе, снижение расходов на обслуживание муниципального долга, применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных, муниципальных услугах, рост показателей их доступности и качества.
Повышение эффективности бюджетных расходов является основным инструментом достижения поставленной цели бюджетной политики.
Формирование бюджета города на трехлетний период само по себе будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.
Для поддержания сбалансированности бюджета города Черкесска будут приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов, обоснованности принятия решений уже на этапе планирования расходов.
Проведение ответственной, взвешенной бюджетной политики позволит поддержать объем долга муниципального образования города Черкесска на экономически безопасном уровне и обеспечить исполнение социально-значимых расходных обязательств.
Основные задачи бюджетной политики
Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивости развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании города Черкесска при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики города Черкесска в рамках бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов являются:
1) приоритизация расходов бюджета города, исходя из прогноза доходов бюджета города, источников финансирования дефицита бюджета города;
2) реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3) дальнейшее повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
4) полное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;
5) предоставление мер социальной поддержки граждан с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей, а также исходя из необходимости реализации мероприятий по оптимизации мер социальной поддержки;
6) исполнение действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
7) повышение качества исполнения муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;
8) повышение эффективности расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
9) повышение доступности и качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ);
10) развитие приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений;
11) повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами;
12) привлечение средств федерального и республиканского бюджетов на софинансирование расходных обязательств муниципального образования города Черкесска;
13) эффективное управление муниципальным долгом, направленное на сокращение объема муниципального долга, на минимизацию его обслуживания;
14) совершенствование механизмов внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) повышение открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами для общества.
Оптимизация бюджетных расходов должна осуществляться в каждом органе местного самоуправления, в случае необходимости, путем установления моратория на увеличение численности органов местного самоуправления и работников бюджетной сферы, проведения анализа эффективности использования муниципального имущества, преобразования или ликвидации структурных подразделений и муниципальных учреждений города Черкесска в целях исключения дублирующих функций и предоставляющих маловостребованные населением муниципальные услуги.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:
изменения норм федерального и республиканского законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов бюджета города Черкесска;
ухудшение общеэкономической ситуации в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике и городе Черкесске, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Черкесска;
удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов кредитных организаций.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3. Основные подходы к формированию расходов бюджета города Черкесска
Бюджетная политика города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.
В условиях ограниченности бюджетных возможностей, реализация расходных обязательств будет осуществляться в пределах общих прогнозируемых параметров доходов бюджета в условиях сдерживания роста и оптимизации расходов.
При этом важнейшей задачей является сохранение социальной направленности бюджета.
При планировании бюджета города, в полном объеме будут учтены действующие расходные обязательства по следующим первоочередным расходам:
оплате труда и начислениям на нее по муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления;
законодательно установленным публично-нормативным и иным социально-значимым обязательствам, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций;
оплате коммунальных услуг;
приобретению продуктов питания;
обслуживанию муниципального долга;
уплате налогов, сборов и иных платежей.
Формирование объема и структуры расходов бюджета города Черкесска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществляется исходя из необходимости установления и исполнения расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами, муниципальными нормативно-правовыми актами к полномочиям органов местного самоуправления, а также из следующих основных подходов:
1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований бюджета города Черкесска на 2019 и 2020 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные решением Думы муниципального образования города Черкесска от 21.12.2017 N 32 "О бюджете города Черкесска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2021 годов" (далее - решение Думы N 32). В основу бюджетных проектировок по расходам на 2021 год будут положены "базовые" объемы 2020 года.
2. Уточнение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе на основании подходов к формированию расходов, определенных на федеральном и республиканском уровнях, с учетом:
1) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия;
2) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям "длящегося" характера, возникшим в ходе исполнения бюджета города в 2018 году;
3) уточнения объемов бюджетных ассигнований в связи с изменением контингента получателей бюджетных средств;
4) уточнения объемов бюджетных ассигнований в связи с изменением тарифов на коммунальные услуги;
5) повышения оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений города Черкесска, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", с учетом:
средней численности отдельных категорий работников социальной сферы по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников на 01.10.2018 года;
доведения до целевого значения уточненного прогнозного показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Карачаево-Черкесской Республике, согласно данным Минэкономразвития России на 2019 - 2021 годы;
направления на эти цели доходов от оказания муниципальными учреждениями города Черкесска платных услуг;
6) достижения уровня оплаты труда с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ред. от 07.03.2018 N 41-ФЗ) с 1 января 2019 года в размере не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года - 11280,0 рублей, в 2020 - 2021 годах на уровне 2019 года;
7) повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, не попадающих под действие указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года, на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2019 года на 4,3%, с 1 ноября 2020 года на 3,8%.
8) индексации публичных нормативных и приравненных к ним обязательств на прогнозный уровень инфляции в 2019 году на 4,3%, в 2020 году на 3,8% и в 2021 году на 4,0%;
9) реализации мер социальной поддержки населения города с уточнением принципа нуждаемости и повышения адресности предоставления мер социальной поддержки;
10) индексации на прогнозный уровень инфляции в 2019 году на 4,3 процента, в 2020 году на 3,8 процента и в 2021 году на 4,0 процента гарантий муниципальным служащим, предоставляемых в виде оплаты стоимости санаторных путевок либо выплат денежной компенсации стоимости санаторных путевок, установленных статьей 73.1 Устава города Черкесска;
11) расходов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на 2019 и на 2020 год на уровне принятого решением Думы N 32, на 2021 год - на уровне 2020 года;
12) расходов на уплату налогов в соответствии с требованиями налогового законодательства;
13) достижения целевых показателей национальных проектов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
14) резервирования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с:
увеличением оплаты труда работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений муниципального образования города Черкесска, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
финансовым обеспечением непредвиденных расходов в сфере образования, культуры, социальной политики, физической культуры и спорта;
проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств;
по иным направлениям деятельности муниципального образования, по которым в период формирования бюджета города не могут быть определены расчетные объемы бюджетных ассигнований.
Разрезервирование средств, предусмотренных в бюджете города на планируемый период, будет осуществляться по мере определения мэрией города направлений их использования, исходя из приоритетности мероприятий, в том числе, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств.
3. Правовое регулирование вопросов управления муниципальным долгом города Черкесска осуществляется в рамках общего правового регулирования функционирования бюджета города Черкесска. Долговая политика муниципального образования города Черкесска основывается на принципах безусловного и своевременного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств. Расходные обязательства города Черкесска по обслуживанию муниципального долга будут определены на основании заключенных и планируемых к заключению кредитных соглашений и графиков погашения привлеченных бюджетных кредитов.
От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой политики и реализация программ оздоровления муниципальных финансов.
II. Налоговая политика
1. Итоги реализации налоговой политики в 2017 году и в истекшем периоде 2018 года
В 2017 - 2018 годах налоговая политика была построена на основополагающем принципе ("фискальной нейтральности"), обеспечивающем повышение уровня собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора и обеспечения неповышения налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Достижению поставленных целей способствовали, в том числе проводимые мероприятия по мобилизации доходов с участием всех уровней власти.
Особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на вовлечение в налогообложение как неучтенных, так и новых объектов недвижимости, что подтверждается показателями, характеризующими налоговую базу и структуру имущественных налогов, зачисление которых обеспечивается в бюджет города Черкесска, по нормативу 100%. В частности, в 2017 году относительно 2016 года темп роста количества земельных участков, учтенных в базе налогообложения составил 102,1%, что частично компенсирует снижение количества земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате на 19,1%, преимущественно за счет увеличения предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, на 77,8%. Данное увеличение обусловлено изменениями, внесенными в 2017 году на федеральном уровне, в частности, изменен показатель, на который уменьшается налоговая база для льготных категорий налогоплательщиков (величина кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка), с одновременным дополнением категории льготоносителей - пенсионерами, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лицами, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
По налогу на имущество физических лиц отмечен рост и количества строений, помещений и сооружений, которые и учтены в базе налоговых органов и по которым предъявлен налог к уплате, соответственно на 3,2% и 3,5%.
Данные показатели удалось достичь, реализуя на протяжении ряда лет мероприятия по актуализации налоговой базы по земельному налогу и имущественным платежам, проведению сверок баз данных налоговых и регистрирующих органов с данными мэрии муниципального образования города Черкесска. Так, взаимодействие органов местного самоуправления с регистрирующим органом позволяет регулировать актуальные вопросы использования и налогообложения земельных участков, по следующим направлениям:
- уточнять виды разрешенного использования и категории земель, что позволяет достигнуть низкого процента отсутствия кадастровой стоимости у земельных участков;
- выявлять, в рамках осуществления муниципального земельного контроля и передавать в Росреестр по КЧР материалы проверок по фактам нарушения правонарушений, предусмотренных статьей 7.1. КоАП РФ, предусматривающей два состава административных правонарушений в виде самовольного занятия земельных участков или части земельного участка, и использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, для применения мер административного воздействия и выдаче предписаний об устранении правонарушений;
- формировать и направлять в Росреестр по КЧР материалы, в целях применения им административных мер и привлечению к регистрации прав пользования по объектам, по которым отсутствуют сведения о пользователях земельных участков, ввиду наличия информации о признании правообладателей этих объектов умершими для обнаружения и установления субъектов проверки;
- обновлять информацию в ФИАС.
По результатам работы с регистрирующим органом, информация о выявленных объектах налогообложения направляется в налоговый орган. Одновременно проведена работа по формированию и направлению в налоговый орган по земельным участкам, отвечающих критериям для применения повышающего коэффициента, в целях налогообложения земельным налогом,
Также, мэрией обеспечивается взаимодействие с мировыми судами, в адрес которых направляются протоколы, составляемые в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ, предусматривающей невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный контроль, осуществленного в ходе проведения плановых проверок земель общего пользования и физических лиц на территории города.
Обособленно в рамках наделенных полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля:
- составляются протоколы за нарушение Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска об административных правонарушениях, выдаются предписания об устранении выявленных нарушений;
- обеспечивается организация и проведение мероприятий по сносу объектов некапитального строительства, самовольно установленных на территории города.
В целях сокращения образовавшейся недоимки в бюджет всех уровней, усилен контроль за ее погашением органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями, должностными лицами организаций, муниципальными служащими (работниками) органов местного самоуправления, работниками муниципальных учреждений, посредством:
- внесения в муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление финансовой помощи за счет средств городского бюджета нормы, устанавливающей рассмотрение обращений потенциальных получателей такой помощи при условии отсутствия у них задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет;
- внесения изменений в действующие трудовые договора, заключенные с руководителями структурных подразделений мэрии муниципального образования города Черкесска, руководителями муниципальных унитарных предприятий, в части дополнения условием возможности их расторжения в одностороннем порядке при повторном допущении образования задолженности у организации по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
- обеспечения контроля за расчетами с бюджетами;
- доведения сведений, полученных от налогового органа.
В целях охвата и информирования широкого круга налогоплательщиков-недоимщиков о необходимости исполнения обязательств по уплате налогов в МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Черкесске" предоставляется услуга по информированию физических лиц о наличии (отсутствии) налоговой задолженности при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Проводимые в течение ряда лет на постоянной основе комиссии по мобилизации доходов в бюджет, определяют направления, механизмы, рычаги, позволяющие увеличить доходные источники бюджетов и сократить объемы образовавшейся недоимки по платежам в бюджеты.
В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, создания благоприятных условий труда, а также решения вопросов, направленных на легализацию "серой" заработной платы, сокращения неформального рынка труда в мэрии муниципального образования города Черкесска систематически проводятся заседания межведомственной комиссии, уделяя значительное внимание вопросам легализации "серой" заработной платы, мобилизации налоговых поступлений и страховых взносов.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, понижающих ставок и коэффициентов, а также введение новых льгот осуществляется по результатам анализа практики их применения, администрирования и эффективности их предоставления.
Действующие налоговые льготы, в виде освобождения от уплаты налогов по местным налогам, установленные решениями городской Думы продолжают сохраняться только в отношении следующих носителей:
- по налогу на имущество физических лиц - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих надзор за данной категорией лиц, предоставляющие социальные, образовательные, медицинские услуги. Выпадающие доходы бюджета города Черкесска от предоставления данных налоговых льгот отсутствуют;
- по земельному налогу - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также казенные предприятия в отношении земельных участков под строящимися либо реконструируемыми объектами социальной сферы и коммунальной инфраструктуры на территории города Черкесска, на срок такого строительства либо реконструкции.
Величина выпадающих доходов по земельному налогу составляет:
N |
Показатель |
Содержание льготы |
Величина потерь бюджета города Черкесска в результате применения льготы |
|
за 2016 год (тыс. руб.) |
за 2017 год (тыс. руб.) |
|||
1. |
Льготы, установленные статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе: |
10 927,0 |
19 432,0 |
|
|
юридические лица |
|
10 915,0 |
4 842,0 |
|
физические лица |
|
12,0 |
14 590,0 |
2. |
Льготы, установленные Думой муниципального образования города Черкесска, всего, в том числе: |
22 997,2 |
17 342,0 |
|
|
юридические лица |
|
22 832,0 |
17 331,0 |
|
физические лица |
|
165,0 |
11,0 |
|
Всего: |
33 924,2 |
36 774,0 |
Перечень льгот, в виде пониженных налоговых ставок, установленных решениями Думы муниципального образования города Черкесска по местным налогам, выглядит следующим образом:
Наименование льгот |
Максимально возможный размер налоговой ставки, согласно НК РФ |
Земельный налог | |
Пониженная налоговая ставка (0,08%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки |
0,3% |
Пониженная налоговая ставка (0,6%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,3%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,6%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,3%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,13%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений хлебопекарной промышленности, городского общественного транспорта |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,3%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,4%) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов |
1,5% |
Пониженная налоговая ставка (0,6%) в отношении земельных участков, земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов дошкольного образования, физической культуры и спорта |
1,5% |
Налог на имущество физических лиц | |
Пониженная налоговая ставка (0,1%) в отношении жилых помещений |
0,3% |
Пониженная налоговая ставка (0,1%) в отношении объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом |
0,3% |
Пониженная налоговая ставка (0,1%) в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) |
0,3% |
Пониженная налоговая ставка (0,1%) в отношении гаражей и машино-мест |
0,3% |
Пониженная налоговая ставка (0,1%) в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства |
0,3% |
Регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами и органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе мониторинга факторов, оказывающих влияние на результат их деятельности и нагрузку на бюджет города Черкесска.
Так, в целях привлечения к регистрации новых предпринимателей, с применением патентной системы налогообложения, на уровне субъекта принято решение о сокращении минимальной численности наемных работников в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности для применения налоговой ставки в размере 0%.
Мэрией города, в настоящее время с учетом предложений Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, анализируются показатели, оказывающие влияние на величину единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, зачисляемому в городской бюджет по нормативу 100%. По результатам, в случае необходимости, будет принято решение о пересмотре в сторону увеличения некоторых значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
2. Основные цели и задачи налоговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления налоговой политики города Черкесска на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости города, максимальную мобилизацию доходов в бюджет города, повышение эффективности использования доходного потенциала, в целях безусловного исполнения принятых обязательств, а также финансового обеспечения реализации приоритетных для города задач.
Основным элементом бюджетной сбалансированности является формирование доходных источников, достаточных для финансирования приоритетных расходных полномочий.
Важнейшим инструментом улучшения администрирования доходов бюджетной системы является продолжение реализации комплекса мер по цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов.
Одновременно продолжится внедрение электронной системы прогнозирования, учета, систематизации и контроля бюджетных данных через "Электронный бюджет", что обеспечит прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, а также повышение качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применении в сфере управления государственными и муниципальными финансами.
В целях создания условий для предсказуемости формирования и наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов со стороны федерального центра предполагается, в том числе поэтапная передача акцизов на нефтепродукты, с доведением до 100% к 2024 году, а также расширение практики применения механизма "двух ключей", с передачей регионам полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны.
Так, с 1 января 2019 субъектом исключается движимое имущество из объектов обложения налогом на имущество организаций.
Определение общих параметров объема доходной части бюджета города Черкесска на 2019 - 2021 годы будет выстраиваться с учетом реализации изменений, вступающих в силу, а также планируемых к принятию в 2019 - 2021 годах:
Налог на доходы физических лиц
установление на 2019 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в размере, не менее 1,6;
расширения с 1 января 2019 года вида доходов, не подлежащих налогообложению, связанных с их получением от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности.
Акцизы
Ставки акциза на нефтепродукты на 2019 - 2020 годы предполагается сохранить на уровне, установленном действующим налоговым законодательством, за исключением прямогонного бензина. Ставки акциза на нефтепродукты, на 2021 год, за исключением прямогонного бензина, предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%).
С 1 января 2019 года, вступают в силу изменения, касающиеся расчета ставки акциза на прямогонный бензин. Налоговая ставка за 1 тонну:
- на 2019 год составит 13 912 рублей, с ростом 106,2%, к действующей в настоящее время налоговой ставки в размере 13 100,0 рублей;
- на 2020 год составит 14 720 рублей с ростом 112,4%, к действующей в настоящее время налоговой ставки в размере 13 100,0 рублей;
- на 2021 год составит 15 533,0 рублей с ростом 105,5% к расчетной ставке 2020 года.
В целях увеличения объемов бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов предусматривается:
- постепенное увеличение, начиная с 2020 года норматива зачисления акцизов на нефтепродукты, и к 2024 году с доведением до 100% (потери федерального бюджета составят порядка 120 млрд. рублей в 2021 году);
- дополнительный источник их формирования - доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Имущественные налоги
Налог на имущество организаций
исключение с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования);
снижение размера вычета из базы налогообложения в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество организаций исчисляется от кадастровой стоимости, в рамках работы по подготовке соответствующего республиканского законопроекта;
установление республиканским законодательством налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, 1,3% - в 2019 году, 1,6% - в 2020 году.
Налог на имущество физических лиц
установление коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом на территориях тех регионов, в которых исчисление налога осуществляется с коэффициентом 0,6.
Карачаево-Черкесская Республика в числе первых 28 субъектов Российской Федерации, которая с 1 января 2015 года ввела на своей территории налогообложение от кадастровой стоимости, соответственно исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется в переходный период с учетом понижающих коэффициентов, в частности, в 2018 году за налоговый период 2017 года с коэффициентом 0,6. Одновременно, предусматривается отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, применяемого, начиная с четвертого налогового периода применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу.
Таким образом, уплата налога, начиная с 2019 года за налоговый период 2018 года, будет осуществлять без понижающих коэффициентов, но не более, чем с превышением на 10 процентов платежей по сравнению с предыдущим годом.
Специальные налоговые режимы
Единый налог на вмененный доход
полный охват (с 1 июля 2019 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением плательщикам права уменьшать налог на расходы по приобретению ККТ, но не более 18 000,0 рублей за один кассовый аппарат;
ежегодное увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды (36238 рублей - в 2019 году, 40 874 - в 2020 году, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование увеличиваются на 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период), на которые уменьшается размер единого налога;
сохранение действующих значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по видам предпринимательской, в целях обеспечения неповышения налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
уточнение порядка учета субсидий и средств финансовой поддержки, полученных из бюджетной системы Российской Федерации, в случае компенсации за счет указанных средств ранее произведенных налогоплательщиками расходов;
в целях упрощения порядка учета расходов на приобретение основных средств, исключение нормы, согласно которой основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
принятие на республиканском уровне решения о сокращении минимальной численности наемных работников в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности для применения налоговой ставки в размере 0%;
полный охват (с 1 июля 2019 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением плательщикам права уменьшать налог на расходы по приобретению ККТ, но не более 18 000,0 рублей за один кассовый аппарат;
расширение перечня видов предпринимательской деятельности, за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельности;
предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений для применения патентной системы налогообложения:
по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;
по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.
Меры налоговой политики, направленные на оптимизацию действующих налоговых льгот по местным налогам, облегчение администрирования, снижение административных издержек и сокращение теневого сектора
Усовершенствование механизмов взаимодействия налогоплательщиков с органами власти позволит наращивать потенциал бюджетов бюджетной системы, в рамках принимаемых мер и планируемых к принятию налоговыми политиками на всех уровнях власти на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которые предусматривают:
1) в качестве меры для обеспечения стабильных налоговых условий предлагается внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, предусматривающие, что ключевые изменения элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия, опубликованные после 1 сентября, вступают в силу не ранее, чем через год;
2) в целях сокращения теневого сектора планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство;
3) в качестве меры налоговой политики, направленной на облегчение администрирования и снижение административных издержек, в целях обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса - будет разработан новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации (Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан). Карачаево-Черкесская Республика не отнесена к числу пилотных субъектов, что не обеспечит новым видом доходного источника консолидированного бюджета субъекта;
4) эффективное администрирование налогов, за счет расширения использования института "уточнение платежа", в том числе ошибочного указания в платежных документах реквизитов счетов Федерального казначейства, а также добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц;
5) в целях снижения затрат организаций и физических лиц, связанных с открытием бизнеса, а также стимулирования использования электронных сервисов предлагается снизить размер государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа ("старт за ноль"), зачисление которой предусмотрено в федеральный бюджет и бюджеты субъектов. Данная мера снизит налоговую нагрузку на субъектов предпринимательства, получающих услуги в электронной форме и не повлияет на объем налоговых доходов бюджета города Черкесска, поскольку, отсутствуют межбюджетные отношения по установлению норматива отчислений в местные бюджеты налоговых доходов от данной государственной пошлины;
6) установление предельного размера пеней, в соответствии с которым сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки;
Кроме того, сохраняют актуальность следующие задачи:
- расширение практики применения механизма "двух ключей" для отдельных видов льгот и преференций, который означает, что они применяются на территории региона в случае принятия соответствующего закона. В частности, предусматривается предоставление регионам полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны;
- поэтапная передача с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения задачи по поддержке транспортной инфраструктуры городских агломераций;
С учетом вышеизложенного, мэрией города Черкесска будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем:
увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов, за счет использования муниципалитетом всех рычагов воздействия;
обеспечения тесного взаимодействия с органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и территориальными подразделениями федеральных органов власти по вопросам пополнения доходной части бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2018 г. N 556 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.