Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 22.01.2019 N 26
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Доступная среда" в Карачаево-Черкесской Республике"
Паспорт
государственной программы Карачаево-Черкесской Республики
Наименование государственной программы |
"Доступная среда в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы |
Отсутствуют |
Участники государственной программы |
Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики, Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики, Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Карачаево-Черкесской Республике" |
Цель государственной программы |
Создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни |
Задачи государственной программы |
Обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (%): 2019 год - 89,5 2020 год - 95 2021 год - 96 2022 год - 97 2023 год - 99. 2. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Карачаево-Черкесской Республики (%): 2019 год - 51,8 2020 год - 52,5 2021 год - 53 2022 год - 53,5 2023 год - 54 |
Сроки реализации государственной программы |
01.01.2019-31.12.2023 |
Объем финансового обеспечения государственной программы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы - 31625,50 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 14925,50 тыс. рублей 2020 год - 3500,00 тыс. рублей 2021 год - 3500,00 тыс. рублей 2022 год - 4650,00 тыс. рублей 2023 год - 4650,00 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 15037,50 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 2537,50 тыс. рублей 2020 год - 2550,00 тыс. рублей 2021 год - 2550,00 тыс. рублей 2022 год - 3500,00 тыс. рублей 2023 год - 3500,00 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 12288,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 12288,00 тыс. рублей. Из них: объем средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (по согласованию) - 12113,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 12113,0 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации (по согласованию) - 175,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 175,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 4300,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 100,00 тыс. рублей; 2020 год - 950,00 тыс. рублей; 2021 год - 950,00 тыс. рублей; 2022 год - 1150,00 тыс. рублей; 2023 год - 1150,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов 99%; Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Карачаево-Черкесской Республики 54% |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы, основные показатели, анализ социальных и финансово-экономических рисков
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - Генеральная Ассамблея ООН), а также Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входят в число приоритетных задач, определенных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. О пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, свидетельствует факт подписания 24 сентября 2008 года Международной конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция). Во исполнение пункта 4.3 Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 25.10.2014 N 1 Минтрудом России рекомендовано субъектам Российской Федерации проводить ежегодный региональный мониторинг выполнения Конвенции и готовить региональный доклад с использованием информационно-аналитических ресурсов.
В соответствии с положениями Конвенции создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни современного общества. Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы предусмотрена реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), а также создание и развитие системы реабилитации инвалидов. В рамках указанных мероприятий субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета.
В Карачаево-Черкесской Республике проживают более 51 тысячи инвалидов, в том числе более 3,5 тысяч детей-инвалидов (11 процентов от общей численности населения), из них около 80 процентов составляют инвалиды I-II групп.
По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике ежегодно инвалидами первично признается около 3 тысяч граждан, более 50 процентов из которых в трудоспособном возрасте.
Наблюдается увеличение количества граждан, в том числе пенсионеров по возрасту, обращающихся в учреждения медико-социальной экспертизы для определения инвалидности, нуждаемости в технических и иных средствах реабилитации и ухода.
Учитывая многоплановый характер проблемы социальной адаптации инвалидов, которая включает в себя гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и правовой защиты, реабилитации, необходимой информации, участия в политической, социальной и культурной жизни, на территории Карачаево-Черкесской Республики применяется комплексный программный подход.
Эффективным механизмом реализации комплексного подхода к решению проблем доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН является межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, включающих органы власти, учреждения, общественность. Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти республики, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов и выработки предложений, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов, на территории Карачаево-Черкесской Республики Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики 11.08.2009 N 133 образован Совет по делам инвалидов и ветеранов Карачаево-Черкесской Республики, в состав которого вошли представители региональных общественных организаций инвалидов: Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", общественной организации "Всероссийское общество глухих".
За период 2011 - 2018 годов в Карачаево-Черкесии реализованы следующие программы, направленные на формирование "доступной среды" для инвалидов и других МГН:
республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2011 N 83;
подпрограмма "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" государственной программы "Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 359;
государственная программа Карачаево-Черкесской Республики "Доступная среда" в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2015 N 335.
Объем финансирования указанных программ и мероприятий за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики с 2013 по 2018 год составил 219650,76 тыс. рублей, дооборудовано 163 объекта здравоохранения, образования, физической, культуры и спорта, социальной защиты и социального обслуживания, транспортной инфраструктуры, культуры, информации и связи.
Реализация мероприятий указанных программ позволила повысить активность самих инвалидов, увеличить численность людей с ограниченными возможностями здоровья, которые вернулись к труду и независимому образу жизни, что в целом оказало положительное влияние на основные индикаторы состояния инвалидности в регионе.
Органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов с 2012 года осуществляется работа по паспортизации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, которая является основой создания доступной среды для инвалидов и других МГН.
Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Данные по результатам проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов служат основой для разработки обоснованных решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Информация о доступности объектов размещается в информационной системе "Карта доступности объектов и услуг Карачаево-Черкесской Республики".
Несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и МГН.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
дискомфорт и ограничения жизнедеятельности инвалидов и иных МГН;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
В республике отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, слабо взаимодействуют учреждения различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Актуальным является расширение спектра оказываемых реабилитационных услуг, приобретение современного инновационного реабилитационного оборудования, внедрение новых направлений работы в деятельность реабилитационных учреждений для инвалидов, в том числе для детей инвалидов, в целях охвата реабилитационными услугами инвалидов (детей инвалидов) с тяжелыми сочетанными патологиями. Специалисты, занятые в сфере оказания реабилитационных услуг, нуждаются в повышении квалификации в целях соответствия профессиональным стандартам для специалистов учреждений социального обслуживания, вступившим в силу с 01.01.2015, а также соответствия современным инновационным подходам к реабилитации инвалидов и их социальному сопровождению.
В связи с отсутствием финансирования нет возможности завершить строительство и ввести в действие республиканское государственное казенное учреждение для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", решение о создании которого принято постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2002 N 125. Центр рассчитан на обслуживание детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, заболеваний ЦНС, опорно-двигательного аппарата, болезнь Дауна. Ежегодно планируется проведение реабилитации около 1000 детей-инвалидов.
Принимая во внимание необходимость предоставления реабилитационных услуг людям с ограниченными возможностями, в 2012 году в г. Черкесске открыты 4 отделения дневного пребывания для детей-инвалидов при республиканском стационарном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
В задачи полустационарных отделений входят реализация индивидуальных программ реабилитации, предоставление детям-инвалидам посильного занятия, развитие у них самостоятельности, способностей к трудовым, социальным и бытовым навыкам. Ежегодно в отделениях оказывается помощь около 500 детям-инвалидам с учетом их индивидуальной реабилитации.
Для развития в Карачаево-Черкесской Республике системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимо выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации социальных проектов, координация усилий различных органов государственной власти различных уровней, что возможно только при продолжении решения проблемы программно-целевым методом.
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией жителей Карачаево-Черкесской Республики становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Система общественного транспорта нуждается в приобретении низкопольных автобусов и троллейбусов, оснащенных специальным оборудованием для перевозки инвалидов (аппарелью для посадки/высадки и специальными креплениями для инвалидных колясок, визуальными и звуковыми средствами информации). Кроме того, часть существующего парка общественного транспорта необходимо оборудовать средствами визуального оповещения.
В целях обеспечения независимого образа жизни инвалидов государственной программой предусмотрено обновление автомобильного и городского наземного электрического транспорта муниципальных предприятий Карачаево-Черкесской Республики. По состоянию на 01.01.2019 только 66 единиц подвижного состава из 443 единиц оснащены специальным оборудованием для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья: аппарель для инвалидных колясок и/или информационное табло внутри салона (бегущая строка). Помимо этого, износ пассажирского парка транспорта муниципальных предприятий превышает 70%, что не позволяет дооснастить транспортные единицы техническими средствами адаптации, чтобы сделать их доступными для всех категорий инвалидов.
Предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики на приобретение оснащенного специальным оборудованием низкопольного транспорта, а также оборудование существующего парка общественного транспорта средствами визуального оповещения позволит повысить уровень доступности транспортных услуг для маломобильных групп населения.
Одной из приоритетных задач Правительства Карачаево-Черкесской Республики является создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов.
Однако образовательные учреждения, в которых создана универсальная безбарьерная среда, должны находиться в шаговой доступности от места жительства граждан с ограниченными возможностями здоровья. Количество подобных образовательных учреждений не удовлетворяет существующей потребности. Поэтому государственной программой предусмотрено формирование в Карачаево-Черкесской Республике сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В то же время в республике реализуются программы среднего профессионального образования в 12 государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, которые в настоящее время оснащены оборудованием для совместного обучения со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" разработан комплекс мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и к 2023 году планируется обеспечить увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 32,5%.
Государственной программой предусмотрено оснащение государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования средствами для беспрепятственного доступа в образовательные учреждения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также средствами для реализации дистанционного образования по программам начального и среднего профессионального образования, специально оборудованным автотранспортом для доставки студентов-инвалидов на обучение.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны 57 процентов объектов культуры.
Адаптивной физической культурой и спортом в Карачаево-Черкесской Республике занимаются 68 процентов инвалидов.
Наиболее благоприятные условия созданы в учреждениях здравоохранения республики, большинство из которых дооборудованы пандусами, специальными устройствами и приспособлениями.
В целях преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов требуется проведение масштабных просветительских кампаний, направленных на акцентирование внимания общественности на преимуществах, которые она получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни региона.
Для продолжения формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, необходимо привлечение источников финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Указанные проблемы интеграции и социализации инвалидов и МГН, значительный уровень межведомственного взаимодействия требуют программного метода решения.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к решению проблем инвалидов и МГН в Карачаево-Черкесской Республике и в значительной степени улучшить качество их жизни.
Перечень приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, включенных в государственную программу, представлен в приложении 6 к государственной программе.
Приоритетные объекты, включенные в государственную программу, должны иметь паспорт объекта в соответствии с Приказом Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики".
Основания разработки государственной программы:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года";
постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.08.2018 N 208 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".
Для оценки достижения поставленной цели в настоящей государственной программе учтены макроэкономические, операционные, социальные и информационные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможным снижением темпов роста национальной экономики, высокой инфляцией и бюджетным дефицитом.
Они обусловлены также:
невыполнением предусмотренных государственной программой мероприятий;
несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств для реализации государственной программы;
неактуальностью планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
недостаточной гибкостью программных мероприятий к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти.
Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, контроля за реализацией государственной программы, в том числе с недостатками нормативного правового обеспечения. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу становится источником серьезных трудностей.
Социальные риски, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров для осуществления научных исследований, и государственных полномочий на региональном уровне.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения, и принятие необходимых оперативных мер.
Также стоит обратить внимание на следующие риски:
Финансовый риск реализации государственной программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.
Существенная дифференциация финансовых возможностей муниципальных районов и городских округов приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Подавляющее большинство муниципальных районов испытывают проблемы дефицита средств, необходимых для приведения указанных объектов и услуг в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Ограниченность возможностей муниципальных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий, что может приводить к росту различий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В рамках государственной программы минимизация указанного риска возможна на основе:
стимулирования межрайонного сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в указанной сфере;
дифференциации условий софинансирования муниципальных программ с учетом уровня их бюджетной обеспеченности, числа проживающих инвалидов на территории муниципального района (городского округа);
научно-методической поддержки органов муниципальной власти.
Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников, осуществление ежеквартального мониторинга реализации мероприятий государственной программы.
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
С целью управления информационными рисками в ходе реализации государственной программы будет проводиться работа, направленная на:
использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации государственной программы, а также совершенствование форм федерального статистического наблюдения в сфере реализации государственной программы, в целях повышения их полноты и информационной полезности;
мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации государственной программы).
2. Цель и задачи государственной программы
Цели и задачи государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа.
Цель государственной программы - создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задача государственной программы - обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В рамках государственной программы реализуется подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - подпрограмма).
Цель подпрограммы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Карачаево-Черкесской Республике.
Для достижения этой цели в рамках подпрограммы должны быть решены следующие задачи:
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров во взаимоотношениях с другими людьми в Карачаево-Черкесской Республике;
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости населения, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике.
Достижение поставленных целей обеспечивается посредством решения задач, направленных на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений и создание равных возможностей для населения Карачаево-Черкесской Республики.
Основными мероприятиями, направленными на эффективное решение задач подпрограммы являются:
нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
мероприятия по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
информационно-методические и общественно-просветительские мероприятия.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограммы и основных мероприятий и их значения, приведены в приложении 2 к государственной программе.
Реализация мероприятий государственной программы позволит обеспечить:
проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;
реализацию права инвалидов на реабилитацию;
создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
3. Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы
Органами местного самоуправления муниципальных образований республики разработаны муниципальные программы по формированию доступной среды для инвалидов на аналогичный период, утверждены "дорожные карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, созданы рабочие группы с участием представителей органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов, представителей архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства для непосредственного проведения обследования социально значимых объектов и составления паспортов доступности объектов с привлечением волонтеров, членов общественных организаций инвалидов. В настоящее время во всех 12 муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики сформированы реестры социально значимых объектов и составлены паспорта доступности объектов.
Цели и задачи муниципальных программ аналогичны целям и задачам Программы, что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды как по республике в целом, так и в отношении муниципальных районов и городских округов, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территориях муниципальных образований республики.
Несмотря на проводимую работу, мониторинг социально значимых объектов муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики выявил, что значительная их часть, относящихся к муниципальной собственности, является недоступной для инвалидов.
Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно выделяются денежные средства на переоборудование объектов с учетом требований по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, действуют 12 муниципальных программ. Однако местные бюджеты не имеют возможности их финансировать в достаточном объеме, в связи с чем необходимо привлечение дополнительных средств.
В связи с этим муниципальные образования на условиях софинансирования участвуют в реализации мероприятий, направленных на формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН.
На реализацию указанных мероприятий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии.
4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Финансирование расходов на реализацию государственной программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, средств местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
К финансированию государственной программы планируется привлечение средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности:
Министерства образования и науки Российской Федерации (по согласованию):
2019 год - 12113,0 тыс. рублей, из которых 4732,5 тыс. рублей будут направлены на создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Министерства спорта Российской Федерации (по согласованию):
2019 год - 175,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета будут привлечены на основании заключенного соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении на очередной финансовый год субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу Карачаево-Черкесской Республики, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Размер средств федерального бюджета ежегодно уточняется.
Средства федерального бюджета предоставляются в виде субсидий бюджету Карачаево-Черкесской Республики при условии использования Карачаево-Черкесской Республики на цели реализации государственной программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 5% общего объема финансирования.
К финансированию государственной программы планируется привлечение средств республиканского бюджета:
2019 год - 2537,5 тыс. рублей
2020 год - 2550,0 тыс. рублей
2021 год - 2550,0 тыс. рублей
2022 год - 3500,0 тыс. рублей
2023 год - 3500,0 тыс. рублей.
Порядок финансирования мероприятий государственной программы приведен в приложении 6 к государственной программе.
К финансированию мероприятий государственной программы планируется привлечение средств муниципальных бюджетов (по согласованию):
2019 год - 100,0 тыс. рублей
2020 год - 950,0 тыс. рублей
2021 год - 950,0 тыс. рублей
2022 год - 1150,0 тыс. рублей
2023 год - 1150,0 тыс. рублей.
Средства республиканского бюджета, предусмотренные на софинансирование расходов по реализации мероприятий государственной программы с участием муниципальных образований, предоставляются в виде субсидий после заключения муниципальным образованием соглашения с ответственным исполнителем (соисполнителем) государственной программы, в котором предусмотрено использование на цели реализации соответствующих мероприятий государственной программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 5% общего объема финансирования, при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной программы, предусматривающей реализацию аналогичного мероприятия;
наличие в бюджете муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики по реализации аналогичного мероприятия на текущий финансовый год.
Размер средств муниципальных бюджетов ежегодно уточняется.
Порядок предоставления местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на реализацию приведен в приложении 7 к государственной программе.
В случае необходимости достижения целевых показателей государственной программы за счет реализации мероприятий в муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики и при этом отсутствии средств в бюджетах муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики возможно предоставление субсидий из республиканского бюджета без привлечения средств бюджетов муниципальных образований. При этом требование к наличию в бюджете муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики на реализацию аналогичного мероприятия на финансовый год, в котором предоставляется субсидия, отсутствует.
Контроль за использованием субсидий из республиканского бюджета органами местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики по целевому назначению осуществляется главными распорядителями средств республиканского бюджета.
К финансированию мероприятий государственной программы планируется привлечение средств из внебюджетных источников.
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы приведена в приложении 3 к государственной программе.
5. Механизмы реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется ответственным исполнителем государственной программы и ее участниками.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответственный исполнитель).
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики:
обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики, вносит изменения в государственную программу;
осуществляет руководство и текущее управление реализацией государственной программы, координирует деятельность соисполнителей, участников государственной программы;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации государственной программы;
предоставляет по запросу Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
запрашивает у соисполнителей (участников) информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики;
запрашивает у соисполнителей (участников) информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
подготавливает годовой отчет и представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации государственной программы;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации государственной программы.
Участники государственной программы:
участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
осуществляют контроль и несут ответственность за реализацию мероприятий государственной программы по соответствующим направлениям в установленные сроки в пределах своих полномочий;
представляют в установленный срок в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики информацию о финансировании и выполнении мероприятий государственной программы по соответствующим направлениям, результатах их реализации, целевом использовании бюджетных средств;
представляют необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
представляют в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
представляют в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики копии актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы;
организуют исполнение программных мероприятий и осуществление контроля за их реализацией в отношении отраслевых объектов, находящихся в их ведении;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, обобщают и анализируют результаты реализации государственной программы и направляют ответственному исполнителю государственной программы отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств, а также информацию о ходе ее реализации;
ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю государственной программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий государственной программы с указанием сведений о реализации государственной программы, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения или невыполнения мероприятий;
один раз в полугодие сообщают в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики о заключенных государственных контрактах (договорах) в ходе реализации государственной программы;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию государственной программы финансовых средств на очередной финансовый год представляют ответственному исполнителю государственной программы предложения о целевых индикаторах, затратах на реализацию программных мероприятий, механизме реализации государственной программы и составе ее исполнителей.
Соисполнители несут ответственность за достижение результатов по соответствующим целевым показателям и целевое эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение государственной программы.
Органами государственного финансового контроля могут быть проведены контрольные мероприятия за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию государственной программы.
Отчеты по расходованию средств из федерального бюджета предоставляются в порядке, определенном в Правилах предоставления субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Главными администраторами доходов бюджета на федеральном уровне являются Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственный исполнитель ежегодно до 20 января очередного финансового года представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о достижении значения показателя результативности по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ответственный исполнитель ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчеты об осуществлении расходов бюджета Карачаево-Черкесской Республики (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, о реализации мероприятий, включенных в государственной программы по формам, утверждаемым Министерством.
Вопросы реализации мероприятий государственной программы рассматриваются на заседаниях Совета по делам ветеранов и инвалидов при Главе Карачаево-Черкесской Республики с участием представителей органов исполнительной власти, муниципальных образований, участвующих в реализации государственной программы, и общественных организаций инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.