Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 22.01.2019 N 13
Государственная программа
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"
Паспорт государственной программы
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"
Наименование государственной программы |
"Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы |
Отсутствуют |
Участники государственной программы |
Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 2 "Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли". Подпрограмма 3 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие". Подпрограмма 4 "Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 5 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 6 "Развитие подотраслей агропромышленного комплекса". Подпрограмма 7 "Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса" |
Цель государственной программы |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Задачи государственной программы |
1. Обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, устойчивое развитие сельских территорий, улучшение и сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики. 2. Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. 3. Повышение доступности улучшения жилищных условий для сельского населения, закрепление квалифицированных кадров на селе, создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов. 4. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов. 5. Создание условий в сфере развития и эффективная пространственная организация экономики агропромышленного комплекса. 6. Увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе. 7. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1. Индекс производительности труда (%): 2019 год - 102,3 2020 год - 102,3 2021 год - 103 2022 год - 103 2023 год - 103. 2. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (%): 2019 год - 101,2 2020 год - 101,7 2021 год - 102 2022 год - 102,3 2023 год - 102,7. 3. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) (%): 2019 год - 101,2 2020 год - 101,5 2021 год - 101,7 2022 год - 102 2023 год - 102,3. 4. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) (%): 2019 год - 101 2020 год - 102 2021 год - 101 2022 год - 100,5 2023 год - 101,1. 5. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) (%): 2019 год - 101,8 2020 год - 101,8 2021 год - 101,5 2022 год - 101,5 2023 год - 101,5. 6. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (%): 2019 год - 101,4 2020 год - 102 2021 год - 101,2 2022 год - 101 2023 год - 101,3. 7. Количество высокопроизводительных рабочих мест (ед.): 2019 год - 200; 2020 год - 207; 2021 год - 209; 2022 год - 210; 2023 год - 217. 8. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности (руб.): 2019 год - 15120 2020 год - 15270 2021 год - 15400 2022 год - 15500 2023 год - 15700. 9. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (%): 2019 год - 15 2020 год - 15,4 2021 год - 15,4 2022 год - 15,6 2023 год - 15,8. 10. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) (руб.): 2019 год - 27854 2020 год - 29604 2021 год - 31193 2022 год - 33084 2023 год - 33986 |
Сроки реализации государственной программы |
01.01.2019-31.12.2023 |
Объем финансового обеспечения государственной программы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы - 3519210,16 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1245637,15 тыс. рублей 2020 год - 1130850,55 тыс. рублей 2021 год - 1013299,78 тыс. рублей 2022 год - 36060,00 тыс. рублей 2023 год - 93362,68 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 670399,16 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 200709,75 тыс. рублей 2020 год - 197129,15 тыс. рублей 2021 год - 191251,68 тыс. рублей 2022 год - 36060,00 тыс. рублей 2023 год - 45248,58 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 2848811,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1044927,40 тыс. рублей 2020 год - 933721,40 тыс. рублей 2021 год - 822048,10 тыс. рублей 2023 год - 48114,10 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
Индекс производительности труда 103%. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) к предыдущему году 102,7%. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) 102,3%. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) 101,1%. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) 101,5%. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 101,3%. Количество высокопроизводительных рабочих мест 217 единиц. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности 15700 рублей. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) 15,8%. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) 33986 рублей |
1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа разработана в соответствии с перечнем государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная программа основана на Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа на 2013 - 2020 годы).
Соответствует положениям основных стратегических документов в области развития агропромышленного комплекса, включая:
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ;
Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 25.07.2011 N 260-ФЗ;
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.95 N 193-ФЗ;
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ;
Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ;
Федеральный закон "О племенном животноводстве" от 03.08.1995 N 123-ФЗ;
Федеральный закон "О семеноводстве" от 17.12.1997 N 149-ФЗ;
Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120;
Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р;
Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р;
Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.
Главными приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы на 2013 - 2020 годы среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5%, пищевых продуктов - 6%.
Вместе с тем, последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также засуха в 2010 году негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе и динамике развития сельскохозяйственного производства.
В числе проблем следует выделить:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В прогнозном периоде необходимо отметить следующие значимые тенденции:
увеличение инвестиций на повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
развитие подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов. Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам.
При разработке государственной программы учитывались положения:
схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2012 N 382;
схемы территориального планирования Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 20.12.2012 N 49;
схемы территориального планирования Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 25.01.2013 N 40;
схемы территориального планирования Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 175;
схемы территориального планирования Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 434-II;
схемы территориального планирования Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 21.12.2012 N 159;
схемы территориального планирования Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.10.2012 N 25;
схемы территориального планирования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 15.12.2012 N 1;
схемы территориального планирования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 44;
схемы территориального планирования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.12.2012 N 19.
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм, с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы информируют руководителя органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - исполнителя соответствующей подпрограммы (далее - ответственный за подпрограмму) о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному за государственному программу отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного за государственному программу с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный за государственную программу обеспечивают размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующего органа информацию о ходе реализации подпрограмм государственной программы и государственной программы соответственно.
В агропромышленном комплексе республики функционирует 217 сельскохозяйственных организации различной формы собственности, в том числе 60 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 3085 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 80 тыс. личных подворий.
Объем производства продукции сельского хозяйства ежегодно растет и в 2017 году составил более 32,0 млрд. рублей, к сравнению, в 2014 году составлял более 23,0 млрд. рублей. Таким образом, объем производства продукции за три года вырос более чем на 39%.
Агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской Республики специализируется в основном на животноводстве и растениеводстве.
В 2017 году производство продукции животноводства составило: скота и птицы на убой (в живом весе) 55,0 тыс. тонн (102% к уровню 2016 года), валовой надой молока составил 233,0 тыс. тонн (100,3% к уровню 2016 года), получено яиц 81,0 млн. штук.
На территории Карачаево-Черкесской Республики, по данным Государственного племенного регистра по состоянию на 1 января 2018 года действуют 30 сельскохозяйственных предприятия различной формы собственности (18 место в Российской Федерации), обладающих правом на осуществление деятельности в области племенного животноводства.
Отрадно отметить, что в течение последних 5-ти лет карачаевская порода овец по общей численности в Российской Федерации поднялась на 5 место, при этом тенденция к дальнейшему увеличению численности овец сохраняется, ареал распространения породы расширяется, овцы экспортируются в страны СНГ. Развитие овцеводства является перспективным направлением для Карачаево-Черкесской Республики с учетом заключенного контракта на поставку мяса баранины в Республику Иран. За первое полугодие 2018 года уже поставлено порядка 470 тонн.
Стартовал в 2018 году инвестиционный проект ООО "Фирмы Хаммер", направленный на создание племенного репродуктора по разведению овец карачаевской породы в количестве 50 тыс. голов маточного поголовья. Для этих целей получен льготный кредит в сумме 550 млн. рублей.
Другим серьёзным достижением последних пяти лет является тот факт, что по численности овцематок в одном племенном хозяйстве, два племенных хозяйства республики занимают первое и второе места в общероссийском классификаторе. Это соответственно СПК племенной завод "Заря-1" (22600 голов) и ООО племенной завод "Дженгур" (22500 голов). Овцеводы региона ежегодно отмечаются призовыми местами на Всероссийской выставке племенных овец, которая проходит в Астраханской области. Результат участия в 2018 году - завоеванные 8 медалей, из которых 2 золотые, 2 серебряные и 4 бронзовые.
Серьёзнейшим достижением является реализация суперсовременного инвестиционного проекта - строительства фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий - ООО "Квест-А". Это позволило создать 450 постоянных рабочих мест, а также стимулировало 3000 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, производство сырья для трикотажного сектора. ООО Квест-А - единственное предприятие в Российской Федерации, межрегиональная, интеграционная экономическая модель которого обеспечивает полный цикл переработки овечьей шерсти, от сортировки немытой шерсти до производства импортозамещающей трикотажной пряжи и готового изделия. Мощность фабрики по переработке сельскохозяйственного сырья - шерсти овечьей составляет порядка 2000 тонн в год. Закупка шерсти производится не только в Северо-Кавказском федеральном округе, но и в Южном федеральном, что способствует социально-экономическому развитию сельских территорий всего юга России.
В целях дальнейшего развития высокодоходной отрасли птицеводства на базе ОАО племрепродуктор "Зеленчукский", которое является специализированным предприятием по производству и реализации инкубационного яйца и суточного молодняка уток пекинской породы кросса "Благоварский", разработан и реализован инвестиционный проект по увеличению объемов производства продукции за счет реконструкции и строительства птичников.
В результате реализации данного проекта произведена диверсификация производства, произведена реконструкция и модернизация части существующих и строительство 4 новых высокотехнологичных корпуса. Установлено французское оборудование фирмы САС Тюффиго Рапидекс, закуплено во Франции инкубационное яйцо уток пекинской. По итогам реализации проекта производственная мощность предприятия увеличилась до 70 тыс. посадочных мест с производством инкубационного яйца до 6,5 млн. штук в год и производством 300 тонн мяса утки.
В 2018 году среди приоритетных направлений развития сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики выделено молочное животноводство. Для реализации этого решения сельскохозяйственными товаропроизводителями республики при помощи мер государственной поддержки было приобретено из других регионов 711 голов племенного скота молочного направления на сумму более 80 млн. рублей.
Производство молока в нашем регионе на современных молочных комплексах соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N 67 (ТР ТС 033/2013). На территории республики действует 4 крупных завода по переработке молока и развита сеть молокоприемных пунктов в муниципальных районах. Имеется рынок сбыта молочной продукции, это в первую очередь Кавказские Минеральные Воды, туристско-рекреационные зоны Архыз, Домбай, Теберда.
С 2013 по 2017 годы ведется работа по восстановлению молочно-товарных ферм. Мерами государственной поддержки на реализованное товарное молоко и приобретение племенного молодняка молочного направления воспользовались многие сельскохозяйственные товаропроизводители агропромышленного комплекса.
Отрасль растениеводства за последние годы развивается стабильно с заметным среднегодовым ростом, это результат внедрения прогрессивных передовых технологий, использования современной техники и новейших сортов сельскохозяйственных культур.
Если пять лет назад перед агропромышленным комплексом республики стояла задача по самообеспеченности региона, то на сегодняшний день имеем возможность экспортировать излишнюю сельскохозяйственную продукцию.
Валовой сбор зерна в республике за последнее пять лет вырос более чем в два раза, что и показывают статистические данные, 2012 год - 193,8 тыс. тонн, в 2016 год - 471,0 тыс. тонн. Следует отметить, что в 2016 году был получен рекордный урожай за всю историю. Всего в 2017 году было намолочено 82,2 тыс. тонн зерна (без кукурузы), средняя урожайность в целом по республике составила - 34,2 ц/га.
За последние годы отрасль растениеводства значительно пополнилась новой техникой. На сегодняшний день насчитывается 840 тракторов, 87 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов.
В растениеводстве функционирует более 300 организаций, в том числе 250 фермерских хозяйств. Отрадно, что у фермеров начала развиваться производственная база (зерносклады, хранилища картофеля, площадки для хранения техники и др. объекты). В среднем на 10 фермерских хозяйств 4 имеют условия для развития сельскохозяйственного бизнеса.
Аграрии республики отдают предпочтение выращиванию кукурузы, таким образом, в республике успешно реализован инвестиционный проект по строительству селекционно-семеноводческого и оптово-распредели-тельного центров, инициированный фирмой "Хаммер". С этой целью построен и функционирует селекционно-семеноводческий центр по выращиванию семян кукурузы, мощностью 10000 тонн семян в год и оптово-распределительный центр мощностью 120000 тонн зерна единовременного хранения. В республике появились собственные семена кукурузы ничем не уступающие импортным семенам, но намного дешевле импортных аналогов в связи с этим у региона появилась возможность поставлять кукурузу на зерно в Исламскую республику Иран.
Карачаево-Черкесская Республика путем реализации мероприятий государственной программы вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в целом.
На территории республики находится одно из крупнейших предприятий, которое является лидером в России по производству овощей в защищенном грунте, на 140 га ежегодно выращивается до 40 тыс. тонн овощей, Агрокомбинат "Южный" специализируется на производстве томата и огурцов.
Начиная с текущего года по обеспеченности фруктами регион выходит на новый уровень, возрождая садоводство. С этой целью реализуется ряд инвестиционных проектов по закладке фруктовых садов интенсивного типа с фруктохранилищами мощностью 25000 тонн, что позволит полностью обеспечить население и поставлять фрукты в соседние регионы. На сегодняшний день произведена закладка садов на площади 500 га, из них 400 га сады интенсивного типа и 100 га орехоплодные сады. Годовой объем производства составит порядка 15000 тонн фруктов, из них яблок - 14210 тонны, груши - 20 тонн, черешни - 195 тонн и сливы - 575 тонн. В 2018 году на территории Карачаево-Черкесской Республики заложен единственный в Российской Федерации грушевый сад ООО "Сады Карачаево-Черкесской Республики".
Особенностью сельскохозяйственного производства Карачаево-Черкесской Республики является преобладание доли продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе. Так удельный вес продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет более 70%. Фермеры производят высококачественную продукцию и в полной мере обеспечивают потребности не только Карачаево-Черкесской Республики, но и поставляют ее в соседние регионы страны.
Ввиду преобладания в сельскохозяйственном производстве доли малых форм хозяйствования на селе, особое значение приобретает государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Активно реализуются меры по стимулированию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к переходу в статус крестьянских (фермерских) хозяйств.
В этих целях, в республике успешно реализуются программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. За период с 2012 по 2015 годы государственную поддержку в виде грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств получили порядка 500 начинающих фермеров и свыше 300 фермеров стали обладателями грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Главами крестьянских (фермерских) хозяйств, получившими грант в 2015 году, уже приобретено (с учетом собственных средств):
3689 голов сельскохозяйственных животных и птицы на сумму 85528,95 тыс. рублей;
сельскохозяйственной техники и инвентаря на сумму 898,78 тыс. рублей;
семян и посадочного материала на сумму 2295,64 тыс. рублей;
удобрений и ядохимикатов на сумму 946,49 тыс. рублей;
построено и отремонтировано 4 фермы на сумму 1855,86 тыс. рублей.
Количество работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах, человек составило 214. Данные показатели будут увеличиваться по мере целевого использования гранта.
В 2016 году, для участия в конкурсе по отбору претендентов на получение гранта по поддержке начинающих фермеров в Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики было подано 385 заявок от глав крестьянских (фермерских) хозяйств. По итогам конкурсного отбора получателями гранта стали 131 фермер.
Для участия в конкурсе на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм в Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики было подано 88 заявок от глав крестьянских (фермерских) хозяйств, из них 33 фермера, стали обладателями гранта.
Так же с 2015 года осуществляется реализации программы по развитию сельскохозяйственной кооперации. Кооперация позволит вывести сельскохозяйственное производство на качественно новый уровень. В условиях Карачаево-Черкесской Республики это позволит наладить переработку мяса и молока, хранение и переработку зерна, овощей, картофеля и плодов.
Успешное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие сельскохозяйственной кооперации позволит не только эффективно решать задачи по развитию сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, но и будет способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий. В свою очередь улучшение качества жизни на селе несет и дополнительную нагрузку в виде положительной социализации граждан, борьбы с радикальными религиозными течениями, позиционирования государства, как гаранта стабильности и улучшения жизни людей.
Одной из целей реализации концепции устойчивого развития села является создание достойных условий проживания граждан на территории сельских поселений, для достижения которой осуществляется предоставление помощи в получении современного жилища в первую очередь молодым семьям и специалистам, переезжающим в сельскую местность. За период реализации государственной программы улучшили свои жилищные условия 52 семьи, из них 24 молодые семьи и молодые специалисты. Построено и приобретено жилья общей площадью 4349,0 кв. метров, из них молодыми семьями и молодыми специалистами 1728,0 кв. метров.
Организация поддержки инвестиционной деятельности путем развития недостающей инфраструктуры, дорожной сети и снабжения селян решается в том числе путем строительства газопроводных и водопроводных сетей в населенных пунктах республики, а именно проложено за последние 4 года газораспределительных сетей протяженностью более 111,0 км. Построили водопроводных сетей протяженностью более 113,0 км.
В рамках реализации мероприятия по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности введены в эксплуатацию 11 фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2018 году будет введена в действие современная общеобразовательная школа на 260 учебных мест.
В рамках реализации мероприятия по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности построены открытые спортивные площадки общей площадью 5500 кв. метров.
На 2018 год предусмотрено обеспечение сельского населения качественной питьевой водой до 66%, а уровень газификации села до 67%, а также улучшат свои жилищные условия в текущем году порядка 30 семей, проживающих в сельской местности.
Реализация мероприятий государственной программы позволяет ежегодно увеличивать на 10% прирост объема сельскохозяйственной продукции.
Реализации целей и задач государственной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2018 - 2023 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, оказывающим влияние на конечные результаты реализации мероприятий государственной программы, относятся:
1. Природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков, связанных с природно-климатическими условиями, необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, мелиорация земель в засушливых зонах, принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы.
2. Макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен и снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию растениеводства и продуктов их переработки.
3. Торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора, в увязке с ситуацией на международных рынках и существенным возрастанием конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию.
4. Социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, в том числе квалифицированных руководящих кадров и специалистов, что снижает уровень качества принятия управленческих решений, а также ставит под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
5. Управленческие (внутренние) риски, связанные с управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, сокращением объемов финансирования государственной программы из федерального бюджета, а также дефицитом средств республиканского бюджета, могут привести к финансированию государственной программы в неполном объеме.
6. Законодательные риски, выражающиеся в ограничении сельскохозяйственным организациям возможности использовать землю в качестве предмета залога и не позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
2. Цели и задачи государственной программы
Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.
Основной целью государственной программы является развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества республики, в первую очередь, наличие сельскохозяйственных угодий для высокоэффективного отгонно-пастбищного содержания скота;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов и кластеров;
научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса;
в сфере научно-технического развития сельского хозяйства - формирование мер стимулирующего характера для ее участников, что будет способствовать постепенному переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на использование отечественных технологий и продукции, основанных на новейших достижениях науки. Достижению целей и задач, указанных в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 201702025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 996, будут способствовать мероприятия по развитию элитного семеноводства, поддержке племенного животноводства, компенсации прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализации комплексных научно-технических проектов в области селекции и семеноводства картофеля, проведение сельскохозяйственной выставки и иных мероприятий.
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства.
В государственной программы учтены основные параметры приоритетных проектов (программ) по следующим основным направлениям стратегического развития Российской Федерации:
"Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
"Производительность труда".
Основные мероприятия государственной программы реализуются с учетом следующих приоритетных проектов:
"Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21.11.2016 N 10);
"Экспорт продукции АПК", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 N 11);
"Повышение производительности труда и поддержка занятости", паспорт которого утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.08.2017 N 9).
Для достижения цели в государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в подпрограммах:
Обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, устойчивое развитие сельских территорий, улучшение и сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики;
повышение эффективности и конкуренто-способности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;
повышение доступности улучшения жилищных условий для сельского населения, закрепление квалифицированных кадров на селе, создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов;
создание условий в сфере развития и эффективная пространственная организация экономики агропромышленного комплекса;
увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе;
обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Достижение основной цели и задач государственной программы в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) государственной программы.
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении 3 к государственной программе.
Валовой сбор зерна повысится к 2023 году до 442,1 тыс. т против 400 тыс. т в 2017 году или на 110,5%, сахарной свеклы - до 354 тыс. т против 331,2 тыс. т или на 106,8%, картофеля - до 83,6 тыс. т. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства, рост площадей используемых мелиорированных земель.
Основные задачи, стоящие перед Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в области растениеводства:
довести структуру посевных площадей по всем категориям хозяйств - 132,7 тыс. га. Из них:
зерновые и зернобобовые культуры на площади - 96,1 тыс. га;
масличных - 11,4 тыс. га, в том числе подсолнечника - 11,1 тыс. га;
сахарной свеклы - 3,9 тыс. га;
картофеля - 10,0 тыс. га;
овощей открытого грунта - 1,6 тыс. га.
В целях оперативного и эффективного проведения весенних полевых работ, а также оперативного управления за ходом их проведения в 2017 году, в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики создан постоянно действующий республиканский штаб для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности Карачаево-Черкесской Республики и организационному проведению сева яровых культур в оптимальные агротехнические сроки.
Производство зерновых и зернобобовых культур вместе с кукурузой, не менее 400,0 тыс. т, сахарной свеклы 250,0 тыс. т, картофеля 200,2 тыс. т, овощей 38,0 тыс. т, обеспечить посадку садов на площади не менее 200 гектаров, обеспечить выполнение показателей технической и технологической модернизации отрасли.
В области животноводства: производство скота и птицы (в живом весе) к 2023 году возрастет - до 59,7 тыс. т, молока - до 232,4 тыс. т. Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - до 63,5 тыс. т. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 33,9 тыс. рублей или до 93% среднего ее уровня по экономике республики.
Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 5%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 13-15,8% (с учетом субсидий).
Сроки реализации государственной программы с 2019 - 2023 годы.
План мероприятий по реализации государственной программы разработан на 3 года и приведен в приложении 5 к государственной программе.
3. Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы
Участие и привлечение средств из бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики предполагается в целях реализации мероприятий Подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики".
Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в целях реализации мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики" устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Средства федерального бюджета для реализации государственной программы будут выделяться в рамках Государственной программы на 2013 - 2020 годы.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением государственной программы за счет республиканского бюджета, устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При определении объемов финансирования учитываются тенденции развития отраслей АПК и условия предоставления государственной поддержки.
Доля средств республиканского бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий государственной программы, устанавливается после определения объемов средств федерального бюджета, предоставляемых Карачаево-Черкесской Республики в очередном финансовом году в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет всех источников финансирования приведено в приложении 4 к государственной программе.
На реализацию мероприятий привлекаются средства местных бюджетов по соглашениям с муниципальными образованиями.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК республики, а также средства граждан, участвующих в строительстве или приобретении жилья в сельской местности, и иных организаций.
5. Механизм реализации государственной программы
Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий. Государственной программой предполагается предоставление государственной поддержки осуществляющим деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Основные механизмы реализации государственной программы:
формирование механизмов взаимодействия ответственного исполнителя с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы и государственной программы на 2013 - 2020 годы;
обеспечение деятельности и выполнение функций государственного управления по выработке политики и нормативно-правовому регулированию, и обеспечению в рамках реализации мероприятий государственной программы;
организация взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях обеспечения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных государственной программы;
разработка мер по совершенствованию управления реализацией государственной программы;
разработка проектов нормативных документов, необходимых для обеспечения реализации мероприятий государственной программы, подготовка и подписание соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики в целях реализации мероприятий государственной программы.
Привлечение средств федерального бюджета предполагается осуществлять в рамках реализации мероприятий государственной программы на основании соглашений между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подготавливаемых (формируемых) и заключаемых с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях показателей (индикаторов) государственной программы, результатах реализации государственной программы, осуществляется путем размещения ежеквартальных отчетов на официальном сайте Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
<< Назад |
Приложение 1. >> Паспорта подпрограмм |
|
Содержание Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2019 г. N 13 "О государственной программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.