1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по проведению внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 года N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики", Регламентом Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, Стандартами государственного аудита (контроля) Кабардино-Балкарской Республики "Общие правила проведения контрольного мероприятия", "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики" и "Порядок проведения внешней проверки (финансовый аудит) годового отчета об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики", иными нормативными правовыми актами в целях практического применения при организации и проведении внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета, главных администраторов доходов республиканского бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств).
1.2. В ходе внешней проверки бюджетной отчетности применяется выборочный метод.
1.3. Внешние проверки бюджетной отчетности проводятся в форме камеральных проверок. В случае выявления в ходе камеральной проверки нарушений, возникновения необходимости ознакомления с регистрами бюджетного учета на объекте проверки, бюджетной отчетностью администраторов и получателей бюджетных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет), может быть проведена выездная проверка.
2. Понятие, цель и предмет внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
2.1. Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке годовой бюджетной отчетности по составу, соответствию установленным формам и данным регистров бюджетного учета.
2.2. Цели внешней проверки бюджетной отчетности:
определение соответствия организации исполнения республиканского бюджета требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации;
определение соответствия фактических показателей исполнения республиканского бюджета показателям, утвержденным законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете;
комплексная оценка причин неисполнения республиканского бюджета и недостижения результатов использования средств республиканского бюджета, выявление резервов в планировании и исполнении республиканского бюджета;
определение полноты и своевременности исполнения республиканского бюджета;
установление законности исполнения республиканского бюджета;
анализ содержащейся в годовой бюджетной отчетности информации о бюджетной деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, являющихся главными администраторами бюджетных средств и иных участников бюджетного процесса;
установление достоверности учета, отчетности и эффективности (результативности и экономности) использования средств республиканского бюджета.
2.3. Задачами проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств являются:
2.3.1. Анализ исполнения республиканского бюджета за отчетный финансовый год в части:
- объема и структуры поступивших доходов республиканского бюджета в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- осуществленных расходов республиканского бюджета в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, кодов ведомственной структуры расходов республиканского бюджета;
- объема и структуры источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
2.3.2. Установление полноты и достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, годового отчета об исполнении бюджета.
2.3.3. Установление соответствия нормативным требованиям составления и предоставления бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств, составления и предоставления годового отчета об исполнении республиканского бюджета.
2.3.4. Установление соответствия исполнения республиканского бюджета главными администраторами средств республиканского бюджета Закону Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете на отчетный финансовый год, положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 года N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" и иным нормативным правовым актам.
2.3.5. Подготовка заключений Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.
2.4. Объектом внешней проверки бюджетной отчетности являются главные администраторы бюджетных средств.
2.5. Предметом внешней проверки бюджетной отчетности являются: годовая бюджетная отчетность, главная книга, регистры бюджетного учета, материалы инвентаризаций, другие документы.
2.6. Проверка соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств включает следующие направления:
- определение полноты представленной бюджетной отчетности;
- проверка соблюдения сроков, установленных для предоставления бюджетной отчетности в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики;
- соответствие представленных форм бюджетной отчетности формам, установленным нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации, полнота их заполнения;
- соблюдение контрольных соотношений между формами бюджетной отчетности (выборочно);
- анализ и сопоставление бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств с показателями бюджетной отчетности подведомственных получателей (распорядителей) бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (выборочно);
- наличие материалов проведения в установленном порядке инвентаризации активов и обязательств администратора бюджетных средств.
2.7. Установление соответствия показателей бюджетной отчетности администратора бюджетных средств данным бюджетного учета производится путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме бюджетной отчетности, с остатками и оборотами по счетам главной книги либо по соответствующим регистрам бюджетного учета.
3. Информационная основа проверки
3.1. Информационной основой для проведения проверки являются:
- информация об организационно-правовой форме, организационной структуре главного администратора бюджетных средств;
- бюджетная роспись расходов, включая уведомления о внесении в нее изменений;
- бюджетные сметы, сметы доходов и расходов;
- бюджетная отчетность;
- главная книга, регистры бюджетного учета, другие документы;
- материалы инвентаризаций активов и обязательств.
3.2. Для анализа и оценки сведений о проверяемом объекте необходимо установить критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бюджетной отчетности высок, из них:
а) учет начисления доходов (государственная пошлина, штрафы, компенсации затрат и т.п.);
б) учет и администрирование доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
в) учет передачи имущества в ходе реализации приоритетных национальных проектов;
г) своевременность отражения в бюджетном учете результатов инвентаризаций активов и обязательств;
д) наличие и достоверность отражения дебиторской и кредиторской задолженности;
е) наличие значительных сумм списания и выбытия материальных активов (основных средств, других материальных ценностей);
ж) наличие нарушений бюджетного, гражданского и налогового законодательства, вскрытых контрольными органами;
з) наличие ошибок при своде показателей бюджетной отчетности, предоставленной подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
4. Проведение внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
4.1. Проведение внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной единой программой внешней проверки.
4.2. В ходе проведения внешней проверки бюджетной отчетности при выявлении искажений и ошибок в бюджетном учете могут быть использованы типовые методики проведения проверок по отдельным направлениям.
4.3. В ходе проверки следует получить необходимую информацию для подготовки заключения по результатам внешней проверки главных администраторов бюджетных средств.
4.4. Проверка каждой формы бюджетной отчетности заключается в сопоставлении показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам главной книги за отчетный финансовый год.
В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, используются соответствующие регистры бюджетного учета.
4.5. Проверка тождественности показателей главной книги и регистров синтетического и аналитического учета проводится по вопросам и проблемам, определенным в ходе внешней проверки на стадии получения информации по бюджетной отчетности.
Проверка производится путем сопоставления остатков и оборотов по счетам главной книги с аналитическими показателями регистров синтетического учета.
По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц.
5. Анализ показателей бюджетной отчетности
Анализ показателей бюджетной отчетности рекомендуется проводить по следующим основным разделам:
5.1. Организационная структура объекта проверки.
При ознакомлении с организационной структурой объекта внешней проверки следует рассмотреть следующие формы и информацию:
сведения об основных направлениях деятельности (таблица N 1 к Пояснительной записке (форма 0503160);
сведения о количестве подведомственных учреждений (форма 0503161).
5.2. Анализ отчета об исполнении бюджета.
Анализ отчета об исполнении бюджета заключается в оценке полноты использования бюджетных ассигнований по статьям расходов, государственным и целевым программам, а также структуры основных показателей исполнения бюджета.
Анализ отчета об исполнении бюджета рекомендуется начинать с проверки соответствия плановых показателей, отраженных в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127) (далее - отчет) с показателями, утвержденными Законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период и бюджетной росписью главного администратора бюджетных средств с учетом внесенных изменений.
При этом дается оценка причин отклонений показателей от утвержденных (плановых) показателей по каждому коду классификации доходов и расходов республиканского бюджета.
При анализе показателей отчета следует применять показатели следующих форм бюджетной отчетности:
сведения об исполнении текстовых статей решения о бюджете (таблица N 3 к Пояснительной записке (форма 0503160);
сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (форма 0503163);
сведения об исполнении бюджета (форма 0503164);
сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (форма 0503166);
иной информации, которая оказывает существенное влияние и характеризует результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности за очередной период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях.
При наличии утвержденных целевых программ проводится анализ показателей по каждой целевой статье расходов на предмет полноты исполнения.
5.3. Анализ показателей финансовой отчетности.
Анализ показателей финансовой отчетности заключается в сравнении показателей баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) с показателями следующих форм:
сведения о движении нефинансовых активов (форма 0503168);
сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169);
сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176);
сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (форма 0503178);
иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели финансовой отчетности главного администратора бюджетных средств за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
5.4. Результаты деятельности объекта проверки.
При рассмотрении результатов деятельности объекта проверки следует провести анализ показателей бюджетной отчетности в следующем составе:
- отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
- сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (таблица N 2 к Пояснительной записке (форма 0503160);
- сведения о результатах деятельности (форма 0503162).
При анализе эффективности использования средств республиканского бюджета особое внимание необходимо обратить на таблицу N 2 "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств". В таблице должны быть отражены сведения о мерах, которые были приняты в отчетном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.
5.5. Прочие вопросы деятельности главного администратора бюджетных средств.
При анализе показателей, характеризующих порядок ведения бюджетного учета и организации внутреннего контроля, используются следующие формы бюджетной отчетности:
- сведения об особенностях ведения бюджетного учета (таблица N 4 к Пояснительной записке (форма 0503160);
- сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица N 5 к Пояснительной записке (форма 0503160);
- сведения о проведении инвентаризаций (таблица N 6 к Пояснительной записке (форма 0503160). Необходимо ознакомиться с материалами проведения в установленном порядке инвентаризации активов и обязательств администратора бюджетных средств. Результаты проведенных инвентаризаций сличаются с данными Сведений о проведении инвентаризаций (таблица N 6 к пояснительной записке (форма 0503160). В этих сведениях должны быть указаны причины проведения инвентаризаций (составление годовой бюджетной отчетности, смена материально-ответственных лиц, злоупотребление или порча имущества и т д.), требующие проведения инвентаризаций. Следует так же проанализировать меры по устранению выявленных в ходе проведения инвентаризаций расхождений.
- сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица N 7 к Пояснительной записке (форма 0503160);
- иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели деятельности объекта внешней проверки за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включенных в раздел, в том числе: перечень дополнительных форм отчетности и других документов, утвержденных главным распорядителем бюджетных средств, регулирующих вопросы бюджетного учета в системе подведомственных ему учреждений.
6. Оформление результатов внешней проверки бюджетной отчетности
6.1. По результатам камеральной проверки бюджетной отчетности по каждому главному администратору бюджетных средств составляется заключение.
6.2. В заключении по итогам камеральной проверки должны быть отражены результаты:
- анализа полноты и правильности заполнения форм бюджетной отчетности;
- анализа соблюдение контрольных соотношений между формами бюджетной отчетности;
- анализа достоверности показателей годовой бюджетной отчетности;
- анализа показателей исполнения республиканского бюджета главным администратором бюджетных средств по видам доходов республиканского бюджета, по разделам классификации расходов республиканского бюджета, по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета;
- анализа структуры дебиторской и кредиторской задолженностей на начало и конец отчетного периода, причин и сроков ее возникновения;
- анализа использования целевых межбюджетных трансфертов;
- анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6.3. По результатам выездной проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств составляется акт проверки. По итогам рассмотрения возражений и пояснений к акту проверки составляется заключение об итогах проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
6.4. В заключении по итогам выездной проверки должны быть отражены результаты:
- анализа полноты и правильности заполнения форм бюджетной отчетности;
- анализа соблюдение контрольных соотношений между формами бюджетной отчетности;
- анализа достоверности показателей годовой бюджетной отчетности;
- Анализа исполнения требований бюджетного законодательства при формировании бюджетной росписи (для ГРБС), бюджетной сметы (для ПБС), при доведении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств подведомственным учреждениям, анализ соблюдения сроков предоставления бюджетной отчетности;
- анализа тождественности показателей годовой бюджетной отчетности и данных бюджетного учета, анализ причин расхождений (при наличии отклонений);
- анализа показателей исполнения республиканского бюджета главным администратором бюджетных средств по видам доходов республиканского бюджета, по разделам классификации расходов республиканского бюджета, по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета, анализ обоснованности отклонений, причин не исполнения назначений по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
- анализа структуры дебиторской и кредиторской задолженностей на начало и конец отчетного периода, причин и сроков ее возникновения;
- анализа качества планирования бюджетных назначений;
- анализа использования целевых межбюджетных трансфертов;
- анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (утв. решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 г. N 7 (204))
Текст решения опубликован на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (http://www.kspkbr.ru/)