Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобрнауки КБР
от 10 марта 2017 г. N 294
Положение
о предметных комиссиях Кабардино-Балкарской Республики для проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2017 году (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (письмо Рособрнадзора от 20.01.2017 года N 10-30).
1.2. Предметные комиссии Кабардино-Балкарской Республики (далее - ПК) создаются Министерством образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минобрнауки КБР) по каждому учебному предмету в целях проверки заданий с развернутым ответом (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с п. 14 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
1.3. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и Минобрнауки КБР, в том числе настоящим Положением.
1.6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения Минобрнауки КБР председателей ПК для проведения ГИА в Кабардино-Балкарской Республике в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
Состав предметной комиссии по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Минобрнауки КБР.
Специалист, не прошедший квалификационные испытания в 2017 году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА в 2017 году.
1.8. Минобрнауки КБР и ГЭК КБР обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к региональному центру обработки информации (далее - РЦОИ) или в РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.9. В помещениях, где находятся предметные комиссии, могут присутствовать:
- члены ГЭК (по решению председателя ГЭК);
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);
- должностные лица Рособрнадзора, а также управления по надзору и контролю в сфере образования Минобрнауки КБР.
1.10. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.11. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.12. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2), а также проверку устных ответов участников ЕГЭ.
1.13. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.14. Обработка экзаменационных материалов (далее - ЭМ), включая проверку развернутых ответов ПК, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком проведения ГИА:
См. также Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 2 марта 2017 г. N 255 "О доставке и хранении экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2017 году"
- по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по математике (профильный уровень) - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена, проверка развернутых ответов не предусмотрена;
- по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
См. Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2017 г. N 291 "Об организации проведения единого государственного экзамена в досрочный период"
2. Порядок формирования предметных комиссий
2.1. Численный состав ПК
2.1.1. Численный состав ПК для проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА в 2017 в Кабардино-Балкарской Республике определяется исходя из количества участников ГИА по данному учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков обработки экзаменационных работ ГИА.
2.2. Статусы экспертов
2.2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту ПК может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2.3. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
2.3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании;
оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.
Согласование на региональном уровне обеспечивается:
применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
обязательным проведением в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2.3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают проведение очных семинаров в текущем учебном году.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе "Эксперт ЕГЭ".
2.3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ГИА на региональном уровне организуются Минобрнауки КБР. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
2.3.4. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
2.4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
2.4.1. Допуск к прохождению квалификационного испытания получают педагогические работники, представленные муниципальными органами управления образования, приемными комиссиями вузов или рекомендованные председателями ПК, удовлетворяющие требованиям к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях, установленных Порядком проведения ГИА, и прошедшие соответствующее обучение в текущем учебном году (по решению председателя ПК).
2.4.2. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения эксперту того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3-х лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
2.4.3. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Статус "ведущий эксперт" может быть присвоен только председателю или заместителю председателя ПК.
Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
2.4.4. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА устанавливаются Минобрнауки КБР.
2.4.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать следующим значениям, определенным Минобрнауки КБР для присвоения экспертам каждого из статусов.
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
|
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия Информатика и ИКТ География |
5% |
7% |
10% |
Математика |
0% |
5% |
7% |
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
2.5. Организация квалификационного испытания
2.5.1. Присвоение статусов экспертам осуществляется по результатам квалификационных испытаний.
2.5.2. Экспертам предлагаются для оценивания работы из межрегионального банка (от 5 до 10 работ по литературе, русскому языку и иностранным языкам, истории и обществознанию; по остальным предметам - не менее 10 работ).
Значения показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статусов), занесенные в протокол проведения квалификационного испытания, являются основанием для присвоения статусов.
По результатам квалификационных испытаний, председатель ПК по каждому учебному предмету создает протокол квалификационных испытаний, в котором указывает для каждого кандидата в члены ПК достигнутые значения показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения и рекомендуемый статус.
2.5.3. Квалификационное испытание для присвоения того или ионного статуса проводится ежегодно.
2.5.4. Квалификационное испытание может проводиться с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
2.5.5. Квалификационное испытание может проводиться председателем предметной комиссии с использованием учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ГИА в 2015 году.
2.5.6. Квалификационное испытание проводится в форме зачета по самостоятельному оцениванию экспертом специально подобранных заданий из межрегионального банка экзаменационных работ.
2.5.7. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный/федеральный реестр (региональную/федеральную информационную систему).
2.6. Порядок привлечения экспертов к работе предметных комиссий
2.6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
2.6.2. Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
2.6.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
2.6.4. К рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
2.6.5. К проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
3. Организация проверки развернутых ответов
3.1. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
3.1.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.
3.1.2. По результатам первой и второй проверки эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ. Результаты каждого оценивания экзаменационных работ вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА. Протоколы проверки после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.1.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
3.1.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
3.1.5. Третий эксперт назначается председателем ПК (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизировано (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
3.1.6. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
3.1.7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке - протоколе не заполнены знаком "X" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ).
3.1.8. Распределение работ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
3.1.9. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ. а также определение необходимости проверки третьим экспертом производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
3.1.10. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
3.1.11. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
3.2. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ЕГЭ
3.2.1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ, председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
3.2.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
3.2.3. Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
3.2.4. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на Бланках ответов N 2 и дополнительных Бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с "Правилами заполнения бланков ЕГЭ".
3.2.5. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал - знаком "X").
3.2.6. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии.
3.2.7. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
3.2.8. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях ПК рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
3.2.9. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
3.2.10. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.2.11. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением Бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных Бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный Бланк ответов N 2;
- код региона;
- баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
3.2.12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
3.2.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
3.2.14. Председатель ПК (или его заместитель - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
3.2.15. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
3.2.16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
3.2.17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.
3.2.18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его заместитель - для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
3.2.19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявший данную экзаменационную работу;
на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
3.2.20. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и/или работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
3.2.21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку.
Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК вправе отстранить от работы экспертов, нарушающих требования Положения, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
3.2.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.
При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.
3.2.23. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
3.2.24. На время выхода из помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
3.2.25. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается Минобрнауки КБР совместно с Кабардино-Балкарским филиалом ПАО "Ростелеком".
См. Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 13 января 2017 г. N 11 "О проведении проверки системы видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов"
3.2.26. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
3.2.27. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, ответственному за организацию работы ПК.
3.3. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ
3.3.1. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
3.3.2. Проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
3.3.3. Развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.3.4. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки.
3.3.5. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ГВЭ двумя разными экспертами. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем ПК.
Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания.
3.3.6. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, по статусу являющийся ведущим экспертом или старшим экспертом, ранее не проверявший данную экзаменационную работу.
3.3.7. При проверке устных ответов на задания ГВЭ ПК обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов и (или) протоколами устных ответов обучающихся.
3.3.8. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.
3.3.9. Проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз.
3.4. Организация работы ПК при перепроверке результатов ЕГЭ
3.4.1. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК предметные комиссии могут проводить перепроверку отдельных ЭМ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.
3.4.2. По решению Минобрнауки КБР ПК Кабардино-Балкарской Республики проводит перепроверку отдельных ЭМ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Кабардино-Балкарской Республики. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы.
3.4.3. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению ОИВ на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.4.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
3.4.5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
3.4.6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.4.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.4.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
4. Анализ работы ПК
4.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы ПК.
4.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с приведенным ниже перечнем направлений для анализа работы ПК.
4.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.
4.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Минобрнауки КБР.
Перечень направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
нахождение ПК в/ вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
количество аудиторий при работе ПК;
проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Минобрнауки КБР).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции,
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку (средний показатель по всех комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля работ, направленных на третью проверку".
11. Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6=11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины, случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ, случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итого |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта, другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
14. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
15. Основные выводы.
5. Правила для председателя и членов предметной комиссии Правила для председателя ПК
Подготовительные мероприятия
1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком проведения ГИА, методическими материалами ФИПИ и Рособрнадзора, настоящим Положением.
2. Председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, организуемых ФИПИ.
3. Председатель ПК в период подготовки и проведения ГИА осуществляет организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций.
4. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету, председатель ПК формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает статус каждого эксперта ПК.
5. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель ПК должен:
1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
2. обеспечить (осуществлять самостоятельно или поручить заместителю - для больших ПК) получение необходимого для проверки экспертами количества рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
4. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
5. провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне;
6. осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
7. обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК (его заместителя - для больших ПК) в аудитории могут находиться:
- руководитель РЦОИ (или его заместитель);
- член ГЭК;
- должностные лица Рособрнадзора или управления по надзору и контролю в сфере образования Минобрнауки КБР, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА;
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
8. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
9. обеспечить рабочую атмосферу в ПК. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
- иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, КПК и другие), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;
10. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
11. распределять между экспертами экзаменационные работы ГВЭ;
12. определять необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку;
13. производить расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
14. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
15. оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
16. если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
17. бланки-копии всего рабочего комплекта, непроверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
18. по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ или лицу, ответственному за организацию работы ПК, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
19. по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
- другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее - апелляция по результатам):
1. получить от председателя КК апелляционный комплект участника ГИА до заседания КК;
2. получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания КК организовать работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
3. назначить на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы (информацию об экспертах, проверявших ранее эту работу, предоставляет РЦОИ);
4. узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
5. направить экспертов ПК, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
6. после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК;
7. оперативно передавать в ФИПИ, РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Правила для экспертов
Эксперты должны:
1. На подготовительном этапе пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями настоящего Положения
2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК.
3. Непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
4. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж и/или не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
1. по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
2. получить рабочие комплекты для проверки;
3. соблюдать дисциплину во время работы.
4. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах:
- иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;
если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом;
5. заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие подписи ставятся внизу в бланке-протоколе);
- часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы, оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком "X");
- если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
6. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку.
При проверке предположительно пустых Бланков ответов N 2:
1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ или назначенного им лица по выполнению проверки предположительно пустых Бланков ответов N 2:
2. просматривать с экрана изображения предположительно пустых Бланков ответов N 2;
3. при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
4. при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
5. изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
6. Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизировано посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:
1. получить от председателя ПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
2. до заседания КК рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
3. дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
4. узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
5. в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов или претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
6. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
7. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.