Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
от 14 марта 2017 г. N 318
Положение
о внутреннем финансовом контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Положением о Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР (далее - Министерство). Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля Министерства.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- Соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными ему получателями средств республиканского бюджета;
Подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета.
1.3. Внутренний контроль в Министерстве могут осуществлять:
- созданная приказом министра комиссия;
- сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.
1.4. Целями внутреннего финансового контроля Министерства являются подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности Министерства и соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям законодательства;
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;
- анализ системы внутреннего контроля Министерства, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего финансового контроля Министерства:
- принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
- принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Система внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бухгалтерского учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений министра образования, науки и по делам молодежи;
- сохранность имущества Министерства.
2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль в Министерстве подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.
Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют министр образования, науки и по делам молодежи, его заместители, главный бухгалтер, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования, начальник контрактной службы и материально-технического обеспечения, сотрудники отдела правового обеспечения. Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются:
- проверка финансово-плановых документов Министерства отделом экономического анализа и прогнозирования, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
- проверка и визирование проектов договоров, заключаемых Министерством начальником контрактной службы;
- предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами и другими уполномоченными должностными лицами.
3.1.2. Текущий контроль производится путем:
- проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения договоров;
- ведения бухгалтерского учета;
- осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.
Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты Министерством.
Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
- проверка наличия денежных средств в кассе;
- проверка полноты оприходования полученных наличных денежных средств и денежных документов;
- проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов, денежных документов;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
- проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства.
3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.
Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:
- инвентаризация;
- внезапная проверка кассы;
- проверка поступления, наличия и использования денежных средств и денежных документов в Министерстве;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:
- объект проверки;
- период, за который проводится проверка;
- срок проведения проверки;
- период проведения проверки;
- ответственных исполнителей.
Объектами плановой проверки являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта.
Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
- программа проверки (утверждается министром образования, науки и по делам молодежи КБР);
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
- виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
- анализ соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Служащие Министерства, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют министру образования, науки и по делам молодежи КБР объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
3.4. По результатам проведения проверки разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается министром образования, науки и по делам молодежи КБР.
По истечении установленного срока незамедлительно информирует министра образования, науки и по делам молодежи КБР о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.
4. Субъекты внутреннего контроля
4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
- министр образования, науки и по делам молодежи КБР и его заместители;
- комиссия по внутреннему контролю;
- служащие Министерства на всех уровнях.
4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами Министерства.
5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.
5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:
- проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;
- проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в учете;
- входить в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;
- проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе Министерства;
- проверять все учетные бухгалтерские регистры;
- проверять планово-сметные документы;
- ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями министра сельского хозяйства), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;
- ознакомляться с перепиской подразделения с вышестоящими организациями, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления);
- проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц;
- проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств;
- проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды;
- требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;
- на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными факторами.
6. Ответственность
6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
6.2. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
7. Оценка состояния системы финансового контроля
7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в Министерстве осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых министром.
7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет министру результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.
8. Заключительные положения
8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются министром образования, науки и по делам молодежи.
8.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.
График
проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности
N |
Объект проверки |
Срок проведения проверки |
Период, за который проводится проверка |
Период проведения проверки |
Ответственный исполнитель |
1 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
Ежеквартально на последний день отчетного квартала |
Квартал |
Март Июнь Сентябрь Декабрь |
Главный бухгалтер |
2 |
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
На 1 января На 1 июля |
Полугодие |
Январь Июль |
Главный бухгалтер Заместитель министра |
3 |
Проверка правильности расчетов с УФК по КБР, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями |
Ежегодно на 1 января |
Год |
Январь |
Главный бухгалтер Заместитель министра |
4 |
Инвентаризация нефинансовых активов |
Ежегодно на 1 декабря |
Год |
Ноябрь |
Председатель инвентаризационной комиссии |
5 |
Инвентаризация финансовых активов |
Ежегодно на 1 января |
Год |
Декабрь |
Председатель инвентаризационной комиссии |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 14 марта 2017 г. N 318 "О Положении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.