Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Совета МСУ Черекского
муниципального района
от 15 июня 2016 г. N 34/263
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Черекского муниципального района КБР и их проектов
I. Общие положения
1. Настоящие Методика разработана в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Черекского муниципального района КБР и проектах актов (далее - правовой акт) и указывают на основные коррупциогенные факторы.
2. Цели проведения антикоррупционной экспертизы:
выявление в правовом акте коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
выработка предложений и рекомендаций по устранению в правовом акте коррупциогенных факторов.
3. Предметом антикоррупционной экспертизы правовых актов являются:
- соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ведения субъектов Российской Федерации;
- соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики компетенции при регулировании правоотношений;
- полнота правового регулирования правоотношений;
- соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законам Кабардино-Балкарской Республики, иным правовым актам исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики муниципальных правовых актов Черекского муниципального района КБР;
- соблюдение установленного порядка разработки и принятия правового акта.
4. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится Юридическим отделом местной администрации Черекского муниципального района КБР (далее - Юридический отдел).
II. Методика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов.
5. При проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия должностных лиц (например, отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного липа по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры);
б) необоснованно завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (например, большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание государственных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое лицо или организация для занятия определенным видом деятельности или получения государственной поддержки);
в) отсутствие административных процедур (например, недостаточно четкое установление порядка принятия должностным лицом решений, отсутствие гарантий прав физического лица или организации на представление необходимых документов и пояснений);
г) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении физическим лицам и организациям средств из бюджета Черекского муниципального района КБР (например, отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора):
д) наличие в правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный правовой акт;
е) коллизии правовых норм (например, несоответствия между правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу);
ж) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности (например, использование в правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера);
з) отсутствие положения, предусматривающего ответственность должностного лица за правонарушения;
и) наличие дублирующих полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа (организации) без четкого разграничения их компетенции;
к) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц (необходимо следить за тем, чтобы фиксация полномочий органа не подменялась перечнем его прав).
6. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы правового акта эксперт оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 5 настоящей Методики, их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.
В случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности и предлагает возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
7. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта экспертом составляется заключение.
8. При подготовке заключения эксперт:
- использует системный подход, анализируя правовой акт, его цели и приоритеты;
- оценивает возможность устранения законодательных пробелов при помощи принятия муниципального правового акта;
- проверяет соблюдение необходимых формально-технических требований в анализируемом проекте муниципального правового акта. Для выявления этих факторов необходимо соблюдать действующие требования к форме проекта муниципального правового акта, порядку принятия, регистрации и опубликования. Соответственно, анализу подвергаются действия муниципальных служащих при принятии проекта правового акта, которые могут создавать условия для реализации коррупциогенных норм или указывать на коррупционные нарушения.
9. При подготовке заключения на проект муниципального правового акта эксперт проверяет соблюдение порядка его принятия. Нарушения порядка принятия могут выражаться в таких действиях, как:
- принятие проекта муниципального правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы, когда она необходима в соответствии с законодательством;
- принятие проекта муниципального правового акта без учета мнения профсоюзов в установленных законом случаях;
- нарушение внутреннего порядка принятия (например, отсутствие визы юридической службы);
- нарушение сроков принятия проекта муниципального правового акта и при необходимости его государственной регистрации;
- нарушение порядка вступления в силу принятого проекта муниципального правового акта;
- принятие проекта правового акта структурным подразделением, а не органом местного самоуправления Черекского муниципального района КБР.
10. Эксперт проверяет соблюдение установленной формы муниципального правового акта по следующим критериям:
- подписание правового акта не руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а другим лицом;
- наличие подписи (визы) ненадлежащего лица;
- отсутствие обязательной (при необходимости) государственной регистрации правового акта;
- нарушение установленной структуры и реквизитов правового акта.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Решение Совета местного самоуправления Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 15 июня 2016 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.