Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Развитие торговли в городском округе Прохладный КБР на 2017 - 2019 годы"
(утв. постановлением местной администрации городского округа Прохладный КБР
от 10 октября 2017 г. N 1455)
Паспорт муниципальной программы
"Развитие торговли в городском округе Прохладный КБР на 2017 - 2019 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Местная администрация городского округа Прохладный КБР |
Соисполнители программы |
Отдел экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР |
Исполнители программы |
Отдел экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР; Управление Роспотребнадзора по КБР в городе Прохладном (по согласованию); Управление Россельхознадзора по КБР (по согласованию); ГКУ "Центр труда, занятости и социальной защиты г. Прохладного" (по согласованию); отраслевые образовательные учреждения (по согласованию); другие организации, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) |
Подпрограммы программы/мероприятия программы |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Прохладный КБР 2. Повышение экономической доступности товаров для населения городского округа Прохладный КБР 3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров 4. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли 5. Развитие системы товарообеспечения и логистики 6. Обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли |
Цели программы |
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности; создание в городском округе Прохладный КБР современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности; формирование конкурентной среды в городском округе Прохладный КБР |
Задачи программы |
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения городского округа Прохладный КБР; создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли (развитие сетевой торговли, строительство новых торговых объектов, в том числе многофункциональных крупных торговых (торгово-развлекательных) объектов, торговых объектов шаговой доступности, др.); построение современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения в городском округе Прохладный КБР; определение и реализация комплекса мер: по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса городского округа Прохладный КБР путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения в товарах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами муниципальной власти и органами местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; обеспечение качества и безопасности товаров; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли |
Целевые индикаторы и показатели программы |
нормативы минимальной обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек), процентов; оборот розничной торговли в городского округа Прохладный КБР, процентов; утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Прохладный КБР, процентов |
Этапы и сроки реализации программы |
Программа будет реализована в три этапа: 1-й этап - 2017 год; 2-й этап - 2018 год; 3-й этап - 2019 год |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Финансовое обеспечение программы не предусмотрено и не предполагает выделения дополнительных средств из местного бюджета городского округа Прохладный КБР на реализацию планируемых мероприятий. Ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и исполнителя программы в установленном порядке на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить: повышение доступности товаров для населения; увеличение количества объектов торговой инфраструктуры; формирование торговой инфраструктуры с учетом потребностей населения, многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли (количество торговых объектов различных форматов); достижение нормативов минимальной обеспеченности населения городского округа Прохладный торговыми площадями (на 1000 жителей), до 107 процентов; в 2019 году розничная продажа товаров через все каналы реализации увеличится по сравнению с 2016 годом до 112,9 процентов; реализация мероприятий настоящей программы приведет к стимулированию повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке |
I. Характеристика сферы реализации программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Торговля является одной из важнейших отраслей экономики городского округа Прохладный КБР, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции.
В настоящее время в развитии розничной торговли города наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
См. Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 2014 г. N 16 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Прохладный КБР"
Тем не менее, в 2016 году усилилась тенденция замедления темпов роста оборота розничной торговли. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям.
Так, оборот розничной торговли крупных и средних предприятий города за 2016 год составил 1470,67 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2015 года составил 97,4 %. Выполнение I варианта прогноза составило 81,4 % годового прогноза.
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малого бизнеса, чем производственная: доля малых предприятий, занятых в сфере торговли составляет - 81 %.
По состоянию на 01.01.2017 г. торговую деятельность на территории городского округа осуществляют 485 хозяйствующих субъекта, которые осуществляют свою деятельность в 563-х торговых объектах.
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ритейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
В городском округе Прохладный КБР осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит", "Караван"; непродовольственных - "Техносклад", "Эксперт", "Центр обувь", "Глория Джинс", "Билайн", "Мегафон", "Евросеть", "МТС", "Связной" и др.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность в городском округе Прохладный КБР, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
В настоящее время в городе функционируют 1 розничный рынок, 1 сезонная оптово-розничная ярмарка, 1 сезонная розничная ярмарка и 3 периодичных оптово-розничных ярмарки. При этом активность стихийных форм торговли на рынках снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
На сегодняшний день городской сектор оптовой торговли, так же, как и розничной, находится на стадии роста. Вместе с тем представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибьюторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких, розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
В настоящее время в городском округе Прохладный КБР отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими для всех регионов, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733.
К ним относятся:
недостаточная эффективность государственного регулирования;
недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли из-за удаленности частного сектора от центра города.
II. Приоритеты муниципальной политики, цели, задачи в сфере реализации программы и показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и решение задач, ожидаемые конечные результаты программы, сроки и этапы реализации программы
Состояние торговли является одним из важнейших индикаторов экономического роста. Эффективность ее функционирования напрямую влияет на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения.
Основными целями программы являются:
создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;
создание в городском округе Прохладный КБР современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;
формирование конкурентной среды в городском округе Прохладный КБР.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения городского округа Прохладный КБР;
создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли (развитие сетевой торговли, строительство новых торговых объектов, в том числе многофункциональных крупных торговых (торгово-развлекательных) объектов, торговых объектов шаговой доступности, др.);
построение современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения в городском округе Прохладный КБР;
определение и реализация комплекса мер: по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса городского округа Прохладный КБР путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения в товарах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами муниципальной власти городского округа Прохладный, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов;
обеспечение качества и безопасности товаров;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли.
К общим показателям реализации программы относятся:
нормативы минимальной обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
оборот розничной торговли в городском округе Прохладный КБР;
утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Прохладный КБР.
В результате реализации программы ожидается:
повышение доступности товаров для населения;
увеличение количества объектов торговой инфраструктуры;
формирование торговой инфраструктуры с учетом потребностей населения, многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли (количество торговых объектов различных форматов);
достижение нормативов минимальной обеспеченности населения городского округа Прохладный торговыми площадями (на 1000 жителей);
розничная продажа товаров через все каналы реализации;
реализация мероприятий настоящей программы приведет к стимулированию повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке.
Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) программы приведены в Приложении N 1 к настоящей программе.
Настоящая программа будет реализована с 2017 по 2019 годы.
III. Характеристика программы
Программа направлена на развитие товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая и ценовая доступность товаров, услуг торговли).
IV. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
Мероприятия программы сгруппированы в разделы с учетом проблем, требующих решения на муниципальном уровне, а именно:
формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Прохладный КБР;
повышение экономической доступности товаров для населения городского округа Прохладный КБР;
повышение качества и обеспечение безопасности товаров;
совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли;
развитие системы товарообеспечения и логистики;
обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли.
При необходимости возможна корректировка мероприятий 2017 - 2019 годов в зависимости от результатов анализа эффективности их реализации в предыдущем году и постановка новых задач в рамках основной программы. Перечень и План реализации основных мероприятий программы приведены в Приложении N 2 к настоящей программе.
V. Основные меры муниципального регулирования и управления рисками реализации программы
На начальном этапе реализации программы применение мер правового регулирования не планируется.
В последующем, по мере выявления необходимости, ответственным исполнителем будет принято и внесено на рассмотрение главе местной администрации городского округа Прохладный КБР решение о применении в установленном порядке налоговых, тарифных и иных мер правового регулирования реализации мероприятий программы.
В рамках реализации программы могут быть выделены следующие риски ее реализации:
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации ее мероприятий.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации программы планируется:
на этапе разработки проектов документов привлекать их к обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве и законодательстве Кабардино-Балкарской Республики в сфере торговли.
Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение темпов роста показателей торговли.
Административные риски связаны с неэффективным управлением программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией программы;
проведение систематического мониторинга результативности реализации программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации программы;
своевременная корректировка мероприятий программы.
Кадровые риски обусловлены дефицитом квалифицированных кадров в сфере торговли.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством реализации мероприятий программы, связанных с кадровым обеспечением отрасли.
VI. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР в рамках программы
Оказание муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР муниципальных услуг (работ) в рамках программы не предусмотрено.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Программа не предполагает выделения дополнительных средств из местного бюджета городского округа Прохладный КБР на реализацию планируемых мероприятий. Ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и исполнителя программы в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
VIII. Оценка планируемой эффективности программы
Оценка планируемой эффективности программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие городского округа Прохладный КБР.
Критерием оценки эффективности реализации программы является степень достижения целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также мероприятий в установленные сроки.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в числе основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты программы:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения городского округа Прохладный КБР площадью торговых объектов;
рост оборота розничной торговли в городском округе Прохладный КБР;
утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Прохладный КБР.
По результатам оценки эффективности реализации программы производится уточнение и корректировка задач программы.
Для оценки эффективности реализации программы используются целевые индикаторы и показатели, отражающие:
степень выполнения основных мероприятий программы;
степень достижения целей и решения задач программы;
степень соответствия фактических затрат местного бюджета городского округа Прохладный КБР запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР.
Экономический эффект программы зависит напрямую от экономического эффекта Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.