Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об образовании учебно-консультационных пунктов по обучению населения городского округа Прохладный КБР, не занятого в сфере производства, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением местной администрации городского округа Прохладный КБР
от 21 сентября 2017 г. N 1334)
I. Общие положения
1.1 Учебно-консультационные пункты (далее - УКП) создаются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны", постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2004 года N 13-РЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях совершенствования обучения неработающего населения городского округа Прохладный КБР в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2 Основная цель УКП по ГО и ЧС - в максимальной степени привлечь к учебе население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Перед УКП по ГО и ЧС ставятся следующие задачи:
обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;
выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций любого характера;
дать практику и привить навыки для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
повысить морально-психологическое состояние граждан, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;
научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;
активно пропагандировать роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных условиях.
Главное требование к учебно-консультационным пунктам - доступность, широкий охват, возможность получить необходимые сведения в понятном изложении.
1.3 УКП по ГО и ЧС создаются по месту жительства людей, как правило, на базе управляющих компаний, жилищно-эксплуатационных и социальных учреждений, на предприятиях, в их структурных подразделениях, учреждениях и организациях, учебных заведениях, местах массового пребывания людей, объектах здравоохранения, в досугово-развлекательных и торговых комплексах и предназначены для обучения и информирования населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.4 Подготовка осуществляется наряду с другими способами обучения населения (информирование через средства массовой информации, распространение листовок и буклетов).
II. Организация работы учебно-консультационных пунктов
2.1 Вопросы создания, оснащения и организации работы УКП по ГО и ЧС возлагаются на организации и учреждения, создающие их.
Методическое руководство работой УКП по ГО и ЧС осуществляет отдел по ГО и ЧС местной администрации городского округа Прохладный КБР.
2.2 Организационная структура УКП по ГО и ЧС может быть различной, в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего на ней неработающего населения. В состав УКП по ГО и ЧС могут входить консультанты.
2.3 Непосредственными организаторами обучения являются руководители организаций и учреждений, на базе которых создаются УКП по ГО и ЧС. Они издают приказ (распоряжение), в котором определяют:
место расположения УКП по ГО и ЧС (с указанием адреса), помещений, используемых для подготовки неработающего населения;
порядок работы УКП по ГО и ЧС;
должностных лиц УКП по ГО и ЧС и консультантов, привлекаемых для проведения лекций, бесед, консультаций, тренировок;
закрепления жителей домов (улиц) за УКП по ГО и ЧС;
количество и состав учебных групп;
время проведения лекций, бесед, консультаций, тренировок;
порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения.
В организации работы УКП по ГО и ЧС необходимо руководствоваться:
указами Президента Российской Федерации, законами Российской Федерации, и постановлениями Правительства Российской Федерации;
законами и постановлениями Кабардино-Балкарской Республики;
приказами и распоряжениями местного органа самоуправления;
указаниями органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС;
другими руководящими документами, регламентирующими работу УКП по ГО и ЧС.
2.4 Общее руководство по подготовке населения в УКП по ГО и ЧС осуществляет председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Прохладный КБР совместно с отделом по ГО и ЧС местной администрации городского округа Прохладный КБР. Они оказывают помощь руководителям организаций и учреждений, на территории которых размещены УКП по ГО и ЧС, в оформлении пунктов, обучении консультантов УКП, повышении эффективности работы УКП.
2.5 Занятия в УКП по ГО и ЧС проводятся в соответствии с примерной программой обучения, утвержденной МЧС России.
2.6 УКП по ГО и ЧС (в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего в нем неработающего населения) состоит из учебного класса, который представляет собой помещение, вместимостью 15 - 20 человек, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями, мебелью.
Для проведения занятий обучаемые формируются в учебные группы, которые создаются из жителей одного дома (нескольких малых домов или подъездов). Оптимальным вариантом является группа из 10 - 15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В каждой из них назначается старший группы, как правило, из числа офицеров и прапорщиков запаса, активистов и ветеранов гражданской обороны. По возможности за учебными группами закрепляются постоянные места проведения занятий.
2.7 Большая часть учебного времени отводится практическим занятиям и тренировкам, в ходе которых отрабатываются действия по сигналам оповещения, правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, эвакомероприятия.
Продолжительность занятий одной группы - 1 - 2 часа в день.
Кроме того, может применяться самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы.
2.8 В конце обучения проводится итоговое занятие методом беседы в сочетании с выполнением практических нормативов по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи и пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.
2.9 Неработающее население, прошедшее обучение по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки (частично или полностью) может привлекаться на учения, проводимые при управляющих организациях по месту жительства.
2.10 Применительно к тематике обучения, для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП по ГО и ЧС, необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, нормативные правовые акты (выписки), подшивки журналов "Гражданская защита" и "Военные знания", памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.
2.11 УКП по решению руководителя могут оснащаться дополнительными к типовому оснащению материалами, стендами, устройствами, обеспечивающими совершенствование процесса обучения населения в области гражданской защиты.
2.12 Для проведения занятий и консультаций привлекаются сотрудники УКП по ГО и ЧС, специалисты управляющих организаций, консультанты из числа активистов гражданской обороны, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники органов здравоохранения, для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные специалисты ГУ МЧС РФ по КБР.
2.13 При изучении материала основной упор делается на самостоятельную работу обучаемого населения.
III. Перечень документов, разрабатываемых в учебно-консультационных пунктах
3.1 Панирующие документы:
приказ руководителя организации, при котором создан УКП по ГО и ЧС, об организации его работы;
положение об УКП по ГО и ЧС;
план работы УКП по ГО и ЧС на учебный год;
распорядок дня работы УКП по ГО и ЧС;
график дежурства по УКП по ГО и ЧС его сотрудников;
программа подготовки (с содержанием тем) неработающего населения.
3.2 Документы по учету подготовки:
расписание занятий и консультаций на учебный год (на каждого инструктора-консультанта);
журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых;
журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности.
3.3 Учебно-методические материалы:
методические разработки по проведению занятий согласно утвержденным программам;
планы проведения занятий;
памятки, листовки, буклеты и др. материалы для распространения среди населения.
3.4 Руководители УКП по ГО и ЧС могут изменять рекомендуемую тематику занятий (темы и количество часов на их изучение) с учетом территориальных особенностей, отраслей производства и степени подготовленности населения.
IV. Обязанности инструктора (консультанта) УКП по ГО и ЧС
4.1. Для проведения учебных занятий приказом руководителя организации, на базе которого организуется деятельность в УКП по ГО и ЧС, назначаются инструкторы (консультанты) и создаются учебные группы.
4.2. Инструктор (консультант) обязан:
осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;
составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, соответствующей литературы;
следить за содержанием УКП по ГО и ЧС;
поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами, специально уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты от ЧС муниципального образования;
разрабатывать программу подготовки (с содержанием тем) неработающего населения;
готовить расписание занятий и консультаций на учебный год;
вести журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых;
вести журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности.
4.3. Для сотрудников УКП по ГО и ЧС, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП по ГО и ЧС.
4.4. Основное внимание при обучении неработающего населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям по сигналам гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от опасных явлений.
4.5. Обучаемые должны знать места расположения пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений гражданской обороны, правила проведения эвакомероприятий в чрезвычайных ситуациях.
4.6. По окончании курса обучения население должно:
а) знать:
основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
основные требования пожарной безопасности в быту;
основные средства и способы защиты от аварийно-химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС на местах;
правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени;
б) уметь:
пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.
V. Рекомендуемая тематика обучения
N тем |
Наименование тем и краткое содержание учебных вопросов |
Кол-во учебных часов |
1 |
Обязанности населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях. Действия населения по сигналу "Внимание всем!" Основные задачи РСЧС в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Гуманный характер задач и действий в чрезвычайных ситуациях. Обязательное обучение граждан Российской Федерации действиям в ЧС. Основные обязанности населения в выполнении мероприятий ГО. Порядок оповещения о стихийных бедствиях, об угрозе аварии или ее возникновении, а также об угрозе или нападении противника. Варианты речевых информаций при авариях на химически опасных объектах, на атомных энергетических установках, при угрозе землетрясений, наводнений. Отработка практических действий по сигналу "Внимание всем!" при нахождении дома, на улице, в общественном месте и городском транспорте. |
1 |
2 |
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, возможные на территории, местного уровня Виды стихийных бедствий и их краткая характеристика. Лесные, торфяные, степные и полевые пожары, землетрясения, ураганы, наводнения, снежные заносы и обледенения, оползни и селевые потоки. Понятие о спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Обязанности населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, по обеспечению успешного проведения спасательных работ. Меры безопасности при выполнении спасательных работ. |
1 |
3 |
Аварийно-химически опасные вещества, их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации Аварийно-химически опасные вещества (АХОВ) и их физико-химические свойства. Хлор, его физико-химические свойства. Признаки отравления хлором, средства индивидуальной защиты. Аммиак, его свойства. Признаки отравления аммиаком и средства защиты от него. Предельно допустимые и поражающие концентрации АХОВ для организма человека. Оказание медицинской помощи при поражении АХОВ. Приборы химической разведки медицинской и ветеринарной служб (ПХР-МВ). |
1 |
4 |
Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства защиты Классификация защитных сооружений. Убежища с оборудованием промышленного изготовления и с упрощенным внутренним оборудованием. Основные элементы убежища. Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Назначение, устройства и подбор фильтрующих противогазов, респираторов и правила пользования ими. Противогазы ГП-5, ГП-7. Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования. Пункт выдачи ИСЗ. Индивидуальный перевязочный пакет, его назначение и правила пользования. Практическая работа с перевязочным пакетом. Аптечка индивидуальная (АИ-2), ее содержание, назначение и порядок применения в ЧС. Практическая работа с аптечкой. Индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-10 - "ЭПЛАН", ИПП-11), их назначение и порядок пользования ими. Практическая работа с пакетами. |
1 |
5 |
Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ. Выполнение противопожарных мероприятий Проведение работ по защите от проникновения радиоактивной пыли и аэрозолей. Заделывание щелей в дверях и окнах, установка уплотнителей. Усиление защитных свойств помещений от радиоактивных излучений. Подготовка квартиры в противопожарном отношении. Создание запасов противопожарных средств. Тренировка в обращении с огнетушителями. Соблюдение правил обращения с электронагревательными приборами, газовыми и электрическими плитами. Локализация и тушение пожаров. |
1 |
6 |
Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Санитарная обработка людей Защита продуктов питания и воды в домашних условиях. Практическое выполнение работ по защите хлеба и кондитерских изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и овощей. Использование металлической и стеклянной посуды, полиэтиленовых пленок и клеенки, картонной и деревянной тары. Создание запасов воды и порядок ее хранения. Нормы расхода воды на человека в день для приготовления пищи, питья и санитарно-гигиенических мероприятий. Частичная и полная санитарная обработка. |
1 |
7 |
Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации Эвакуация, ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Отработка порядка оповещения о начале эвакуации. Подготовка людей к следованию в загородную зону: подготовка вещей, документов, продуктов питания и воды. Работы, которые необходимо выполнить в квартире (доме) перед убытием. Знакомство со сборным эвакуационным пунктом (СЭП) и порядок его работы. Действия населения на СЭП. Особенности эвакуации комбинированным способом. Построение пеших колонн. Правила поведения на маршруте движения и приемном эвакуационном пункте. Защита людей и медицинское обеспечение в ходе эвакуации, расселение и трудоустройство в местах размещения. Экстренная эвакуация, порядок ее проведения. |
1 |
8 |
Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации. Обязанности взрослого населения по защите детей. Действия родителей по защите детей. Защита детей при нахождении их дома, на улице, в учебном заведении и в детском дошкольном учреждении. Особенности размещения детей в убежищах и укрытиях. Эвакуация детей из городов, организация посадки на транспорт, правила поведения в пути и в местах размещения. Особенности устройства детских противогазов (ПДФ-7, ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д) и камеры защитной детской (КЗД). Подбор и подготовка маски противогаза на ребенка. Надевание противогаза, респиратора, противопыльной тканевой маски и ватно-марлевой повязки на ребенка. Особенности применения аптечки индивидуальной (АИ-2) и индивидуального противохимического пакета для защиты детей. Особенности защиты детей при действиях по сигналу оповещения о ЧС и в очагах поражения (зонах заражения). Отыскание детей в горящих и задымленных зданиях. |
1 |
9 |
Морально-психологическая подготовка населения к действиям в ЧС Задачи и содержание морально-психологической подготовки. Организация, формы и методы повышения морально-психологической подготовки населения к действиям в ЧС. Организация, формы и методы повышения морально-психологической подготовки населения к действиям в ЧС. Организация привлечения граждан к обучению их действиям в условиях аварий, катастроф и стихийных бедствий и к участию в мероприятиях РСЧС. |
1 |
10 |
Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах и ожогах. Основы ухода за больными Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Приемы и способы остановки кровотечения. Применение табельных и подручных средств. Правила и приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела при помощи индивидуального перевязочного пакета, бинтов, марли и подручного материала. Помощь при переломах, ушибах и вывихах. Приемы и способы обеспечения иммобилизации с применением табельных, подручных средств. Помощь при ожогах и обморожениях. Ожоги от светового излучения. Оказание помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Помощь утопающему. Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Основы ухода за больными. |
2 |
11 |
Итоговая беседа по пройденным темам |
1 |
|
Итого: |
12 |
VI. Заключительные положения
6.1. В настоящее Положение по мере необходимости, в установленном порядке, могут быть внесены изменения и дополнения.
6.2. В рекомендуемой тематике указаны основные темы, подлежащие изучению. Однако, в зависимости от местных условий и специфики отраслей экономики соответствующими руководителями ГО разрешается вносить изменения и дополнения в тематику в объеме программы, утвержденной МЧС России.
6.3. Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
6.4. Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.
6.5. Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
6.6. Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
<< Назад |
||
Содержание Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 21 сентября 2017 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.