В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 о Государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 года N 80-РЗ "О культуре", местная администрация Урванского муниципального района КБР постановляет:
1. Утвердить районную целевую Программу "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2018 - 2020 годы".
2. Считать утратившим силу п. 1.3. "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2016 - 2018 годы" Постановления МКУ "Местная администрация Урванского муниципального района " от 15 июня 2015 г. N 323 "Об утверждении муниципальных Программ и внесении изменений в муниципальные Программы".
3. МКУ "Управление финансов местной администрации Урванского муниципального района КБР" (Казова Р.Х.) при формировании бюджета Урванского муниципального района на соответствующие годы предусмотреть средства на реализацию мероприятий муниципальной Программы.
Глава местной администрации Урванского муниципального района КБР |
А. Кошеев |
Утверждена
постановлением местной администрации
Урванского муниципального района КБР
от "21 " ноября 2017 года N 903
Районная целевая программа
"Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2018 - 2020 годы"
Паспорт программы
Наименование Программы |
|
Районная целевая программа "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) |
|
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 года N 80-РЗ "О культуре". Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 Республиканская целевая программа "Развитие культуры в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2017 годы. |
Государственный заказчик |
|
Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик Программы |
|
МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР" |
Цели и задачи Программы |
|
- поддержка и развитие традиционных культур, народных промыслов и ремесел; - создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей района; - удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной деятельности населения; - развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения; - предоставление услуг социально-культурного, просветительного, развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; - концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры; - повышение профессионального уровня кадров отрасли; - обеспечение культурного обмена обеспечение охраны и реставрации памятников истории и культуры; обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов; компьютеризация и информатизация отрасли; развитие и модернизация инфраструктуры сферы культуры; проведение необходимы мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры; |
Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы |
|
- активное участие населения района в культурной жизни, повышение интеллектуального и культурного уровня населения; - повышение творческой активности работников культуры и востребованности результатов их труда; - поддержка новых творческих проектов, культурных программ самодеятельных коллективов и формирований; - увеличение количества проводимых мероприятий, концертов, фестивалей, конкурсов; - увеличение количества участников культурно-массовых мероприятий; - сохранение и увеличение численности самодеятельных коллективов и количества участников в них; |
Срок реализации Программы |
|
2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
|
общий объем финансирования Программы составляет 600,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 г. - 200,0 тыс. руб. 2019 г. - 200,0 тыс. руб. 2020 г. - 200,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
|
обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам; повышение эффективности использования культурного наследия; создание новых форм приобщения населения к культурным традициям; сохранение памятников истории и культуры, привлечение внебюджетных средств на их восстановление и реставрацию; укрепление единого культурного пространства, культурных связей с другими районами; модернизация системы информационно-библиотечного обеспечения населения; укрепление материальной базы, реконструкция и капитальный ремонт, компьютеризация и технологическая модернизация учреждений культуры; |
Система организации контроля за исполнением Программы |
|
ответственный исполнитель Программы МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР", учреждения культуры района; контроль за исполнением Программы осуществляет местная администрация Урванского муниципального района КБР; отчет о реализации мероприятий Программы ежегодно представляется в местную администрацию Урванского муниципального района КБР. |
I. Общие положения
В основу районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа) заложена идея, согласно которой культурная деятельность является одним из базовых факторов социально-экономического развития Урванского муниципального района КБР.
Программа направлена на централизацию возможностей всех учреждений культуры Урванского муниципального района, жителей Урванского района, как основных потребителей услуг, общественных организаций и творческих объединений. На территории Урванского муниципального района находятся 17 учреждений культуры, в том числе - 3 библиотеки (районная библиотека с филиалами во всех 11 сельских поселениях, библиотека семейного чтения, детская библиотека) 10 Домов культуры, 4 детских учебных заведений искусств.
Дома культуры г.п. Нарткала, Псынабо и с.п. Шитхала отвечает современным требованиям, а остальным (ДК с.п. Герменчик, Кахун, Нижний Черек, Черная Речка и Урвань) требуется капитальный ремонт. В сельском поселении Псыгансу строится новый Дом культуры.
Все предыдущие года объекты культуры финансировались недостаточно. Материально-техническая база учреждений культуры и искусства отстает от требований современности и остро нуждается в укреплении и совершенствовании. Возможность получения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.
В настоящее время в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций культурного сообщества, путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий: районных конкурсов-фестивалей, государственных-календарных и местных праздников.
Необходимо также активно участвовать в межрегиональных конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных коллективов Урванского муниципального района.
Целью Программы является сохранение и развитие культурных ценностей, пропаганда культурных традиций народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, содействие социальному прогрессу и повышение качества жизни населения. Целесообразность разработки Программы определяется рядом факторов экономического, юридического и социокультурного характера, в том числе слабой материально-технической базой учреждений культуры, недостатком финансирования.
Реализация Программы будет способствовать устойчивому развитию культуры, сохранению культурного наследия, укреплению материально-технической базы учреждений культуры, государственной поддержке развития театрально-концертной деятельности, культурно-досуговой сферы, народного творчества, образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере культуры и искусства, библиотечного дела, народных художественных промыслов, внедрению информационных технологий в деятельность учреждений культуры.
Одним из важных направлений сохранения и поддержания культурной жизни общества является библиотечная система. В настоящее время в районе 3 общедоступных библиотек с 11 филиалами в сельских поселениях, обслуживающих ежегодно более 19 тысяч читателей, которым выдается около 340,0 тысяч экземпляров печатных источников. Библиотеки становятся более востребованы, их важные социально-культурные функции увеличиваются.
Именно библиотеки образуют инфраструктуру современной системы научной, технической и культурной информации.
Однако в этой сфере имеется ряд серьезных проблем - материально-техническая база, устаревший и изношенный библиотечный фонд.
Для наиболее полного оказания муниципальных услуг, вхождения в республиканскую и общероссийскую информационную библиотечную компьютерную сеть требуется компьютеризация и телефонизация библиотек. В настоящее время все библиотеки района оснащены компьютерной техникой.
В Урванском муниципальном районе 4 дополнительные образовательные учреждения культуры: центр дополнительного образования "Радуга", музыкальная школа, школы искусств в сельских поселениях Старый Черек и Урвань, в которых обучается более 1000 детей. В них действуют следующие отделения: хореография, скрипка, фортепиано, национальная гармоника, гитара, живописи, скульптуре, декоративно-прикладное искусство, дизайн и 14 кружков по разным направлениям.
Школы являются основой начального и профессионального образования в сфере культуры и искусства. В целях творческого развития и профессионального самоопределения детей и подростков организуются конкурсы, выставки, творческие школы, наиболее одаренные представители творческой молодежи поступают и обучаются в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства.
Происходят определенные позитивные процессы в системе дополнительного образования. Расширяется перечень специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка. В детской художественной школе вводится новые востребованные отделения - художественное фотографирование и дизайн.
Вместе с тем развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, в том числе:
недостаточное количество учреждений дополнительного образования;
недостаточное обновление материально-технической базы учреждений образования;
В связи с изложенным основными целями Программы в этом направлении являются:
организация систематической работы по выявлению и поддержке талантов и молодых дарований;
сохранение и дальнейшее развитие системы начального и профессионального художественного образования, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, создание условий для творческого развития одаренных детей и молодежи.
Также имеются проблемы по кадровому составу учреждений культуры. Непрестижность, низкий уровень заработной платы, устаревшая и изношенная материально-техническая база препятствуют укреплению кадрового состава учреждений культуры. По этой и многим другим причинам практически прекратился приток молодых специалистов в учреждения культуры. В результате в сфере культуры наблюдается неуклонное старение кадров. Работники до 30 лет составляют 15 процентов, от 31 до 50 лет - 60 процентов, от 50 до 60 лет и выше - 25 процентов. Потребность в обновлении кадров в клубных учреждениях культуры остается высокой.
Одним из приоритетных направлений культуры является сохранение историко-культурного наследия - памятников истории и культуры, культурных и исторических ценностей. На территории Урванского муниципального района расположены 119 объектов культурного наследия. В том числе:
- памятники археологии федерального значения - 14 (Псыгансуевские городища - 3 городища и Псыгансуевская курганная группа - 11 насыпей);
- памятников археологии республиканского значения - 84 (Урванские курганы - 44 насыпей, курганная группа "Докшукино" - 33 насыпей, Нижне-черекские курганы - 6 насыпей);
- памятников истории (памятники погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.) - 14
- памятников культуры (В.И. Ленину - 2, А.А. Хавпачеву - 1, Х.Т. Иванову - 1) - 4
Разрушение памятников археологии происходит под влиянием трех факторов: естественного разрушения, уничтожения в результате хозяйственной деятельности и целенаправленных грабительских раскопок.
Реализация мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия будет решаться в рамках настоящей Программы и направлена на реализацию следующих задач:
анализ данных о состоянии объектов культурного наследия федерального , республиканского и районного значения;
подготовка проектно-сметной документации к намеченным для реставрации объектам;
ремонт и реставрация памятников истории и культуры, благоустройство их территорий;
осуществление контроля за качеством и проведением реставрационных и реконструктивных работ.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
На современном этапе развитие культуры занимает особое место в социально-духовном формировании общества. Важным составляющим стало принятие целевых программ, реализация которых помогла в основном остановить спад развития культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры превышают возможности района по их решению. В течение многих лет сфера культуры финансировалась по остаточному принципу. Защищенными статьями расходов в бюджетном планировании оставались лишь расходы на оплату труда и возмещение расходов на коммунальные услуги. Темпы износа объектов культуры продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация и с библиотечными фондами.
Реализация районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе на 2018 - 2020 годы", позволит систематизировать решение стоящих перед отраслью задач по сохранению и развитию муниципальных учреждений культуры района, решению задач развития культуры и сохранения культурного наследия района.
Решение задач по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений культуры, искусства, художественного образования сопряжено с целым рядом правовых, организационных и финансовых проблем. Сегодня жизненно важно дать сфере культуры стимул к движению вперед, выявить возможные направления дальнейшего роста, определить ключевые ориентиры и мероприятия, влияющие на деятельность данной сферы в целом.
Дополнительного приложения усилий требует дальнейшее обеспечение материально-технической базы образовательных учреждений, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусства. Наиболее значимыми проблемами в деятельности учреждений культуры, расположенных в сельской местности, являются крайне слабая материально-техническая база (отсутствие необходимого светового и звукоусиливающего оборудования, музыкальных инструментов, специального оборудования и оргтехники, транспортных средств). Реализация Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обострила проблемы содержания специалистов и самих учреждений культуры поселений, организации их деятельности.
Также проблемными и актуальными остаются на сегодня вопросы обеспечения сохранности памятников истории и культуры.
Одной из основных проблем в информационном обеспечении сферы культуры и искусства является низкий уровень технической оснащенности учреждений культуры и информатизации основных технологических процессов, отсутствие единого информационного пространства, доступного как организациям и отдельным представителям сферы культуры и искусства, так и в целом потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, сети Интернет становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания.
Эти и другие проблемы требуют продолжения применения программно-целевого метода в их решении с использованием опыта последних лет по сохранению, возрождению и популяризации культурного наследия, проведению конкурсов, фестивалей, традиционных национальных праздников, способствующих развитию различных жанров народного творчества, национальных культур, совершенствованию культурно-досуговой деятельности учреждений культуры.
III. Основные цели и задачи Программы
Настоящая программа сформирована с учетом стратегических целей и задач политики государства в сфере культуры, а также концепции федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" и Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Целями и задачами Программы являются:
сохранение культурной самобытности и приумножение культурного потенциала населения района, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития района;
совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;
создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, поддержка развития музыкально-исполнительского, изобразительного искусства;
сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных художественных промыслов;
модернизация работы учреждений культуры, поддержка культурных инноваций и инициатив, реализация единой государственной культурной и национальной политики, формирование духовных и нравственных качеств личности и общества;
обеспечение охраны и реставрации памятников истории и культуры; обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов;
предоставление качественного библиотечного обслуживания с использованием инновационных технологий;
создание условий для расширения возможностей равного и свободного доступа граждан к информации.
укрепление материально-технической базы и улучшение технического оснащения районной библиотеки.
увеличение количественного состава фонда библиотеки при систематическом поступлении новой литературы на различных носителях.
развитие непрерывного профессионального образования кадрового состава работников культуры обеспечение учреждений культуры современными системами безопасности, средствами противопожарной защиты позволит решить проблему сохранности библиотечных фондов.
компьютеризация и информатизация отрасли; развитие и модернизация инфраструктуры сферы культуры;
осуществление капитального ремонта и реконструкции учреждений культуры.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется полномочиями местной администрации Урванского муниципального района в сфере культуры и предусматривает следующий комплекс мер экономического и организационного характера, обеспечивающих "баланс интересов" и скоординированные действия участников реализации Программы:
совершенствование программно-целевого метода управления сферой культуры района;
разработка новых долгосрочных целевых программ;
разработка и реализация годовых и среднесрочных прогнозов развития в сфере культуры;
концентрация бюджетных средств на решение приоритетных задач;
разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры;
привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, налаживание политики постоянного взаимодействия между культурой и бизнесом;
создание системы качественного мониторинга и контроля за реализацией Программы;
ежегодное подведение итогов реализации основных направлений Программы и внесение соответствующих корректив;
информирование населения о ходе и результатах реализации Программы с использованием Интернет-портала администрации района;
Использование этих механизмов позволит администрации Урванского муниципального района в рамках каждого из направлений Программы решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
VI. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы, предусматривающие собой комплекс работ, взаимосвязанных по срокам выполнения, объемам финансирования, направлениям расходов и ожидаемым результатам и направленных на развитие культуры в Урванском муниципальном районе, сгруппированы в приложении N 1 настоящей Программы.
В ходе реализации Программы мероприятия будут конкретизироваться, корректироваться и наполняться определенным содержанием в зависимости от реальных обстоятельств, сформулированной цели и решаемых задач.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы определяется администрацией Урванского муниципального района в период ее действия.
Основным источником финансирования являются средства районного бюджета. Предположительный объем средств Программы составляет 600,0 тыс. руб., в том числе:
2018 год - 200,0 тыс. руб.
2019 год - 200,0 тыс. руб.
2020 год - 200,0 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
VIII. Контроль за ходом реализации Программы
Исполнителями мероприятий Программы являются МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР" совместно с учреждениями культуры района, организациями и учреждениями культуры района, органами местного самоуправления района.
МКУ "Отдел по культуре и молодежной политике местной администрации Урванского муниципального района КБР"осуществляет:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
определение форм и методов оказания поддержки в развитии системы художественного образования, народного творчества, национальной культуры, народных художественных промыслов;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль и составление отчетов о расходовании средств, направляемых на реализацию Программы.
Порядок бюджетного финансирования мероприятий Программы определяется исходя из возможностей соответствующего бюджета.
Исполнитель Программы обобщает информацию и в установленные сроки представляет заказчику сводный отчет о проделанной работе.
IX. Ожидаемые результаты
За период действия Программы в сфере культуры района будет достигнуто качественное улучшение и количественное увеличение предоставляемых населению услуг, модернизация материально-технической базы, преобразование учреждений культуры будут способствовать повышению доступности и качества услуг в сфере культуры.
Увеличится количество участников культурно-досуговых мероприятий, количество клубных формирований и их участников, число любительских объединений, групп, клубов по интересам.
Будут разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия района, отреставрированы существующие объекты культурного наследия.
Получат дальнейшее развитие механизмы содействия региональным культурным инициативам, межрегиональной и международной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности.
Достижение поставленной цели в рамках реализации Программы означает выравнивание возможностей доступа различных групп населения района к ценностям культуры района и республики.
Реализация Программы на основе приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия для повышения культурного уровня жизни граждан, оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал жителей района, активизировать дальнейшую интеграцию молодых дарований района в республиканский и общероссийский культурный процесс.
(процентов)
N |
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
2 |
Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях в общем числе детей |
8 |
8,5 |
9 |
3 |
Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг |
90 |
95 |
100 |
4 |
Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия муниципального значения |
36 |
38 |
40 |
X. Оценка эффективности реализации Программы
При оценке эффективности реализации Программы следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования объектов муниципальной собственности в культуре.
Реализация мероприятий Программы позволит:
укрепить материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры;
оказать поддержку в развитии системы художественного образования, театрального искусства и народного творчества, национальной культуры народных художественных промыслов;
повысить уровень предоставляемых образовательных услуг;
повысить художественный уровень спектаклей, концертов, массовых представлений и праздников, привлекать большее число зрителей;
обеспечить условия для творческой деятельности;
внедрить современные технологии и организационные формы в деятельность учреждений культуры района;
провести работу, способствующую обеспечению сохранности историко-культурного наследия.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании предпосылок и условий для решения проблемы сохранения и развития культурного пространства, сохранения историко-культурного наследия, роста объема и повышения качества услуг, оказываемых населению района в сфере культуры, обеспечения доступности культурных благ и ценностей всем жителям района.
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 21 ноября 2017 г. N 903 "Об утверждении Районной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2018 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован на сайте Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ur.adm-kbr.ru)