Решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
от 2 августа 2018 г. N 127
"Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года"
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28. 06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, Уставом Майского муниципального района, Совет местного самоуправления Майского муниципального района решил:
1. Утвердить прилагаемую "Стратегию социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года".
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте местной администрации Майского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в газете "Майские новости".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
Глава Майского муниципального района КБР |
М.Д. Кармалико |
Стратегия
социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом системы стратегического планирования, целью которого является выявление и раскрытие основных проблем, определение долгосрочных целей, обоснование приоритетных направлений и сценариев развития экономики и социальной сферы Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года.
При разработке Стратегии учтены общие тенденции развития экономики и гражданского общества, экономическая ситуация Майского муниципального района, Кабардино-Балкарской Республики, а также концептуальные основы и направления политики социально-экономического развития Российской Федерации.
Документ содержит анализ состояния основных направлений развития экономики и социальной сферы Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Майского района), анализ ключевых проблем социально-экономического развития, оценку конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики, сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по двум возможным вариантам развития.
Стратегия сформирована в соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом целей и задач долгосрочного развития Кабардино-Балкарской, федеральных государственных программ и государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, майских Указов Президента Российской Федерации, муниципальных программ Майского района, постановлением местной администрации Майского муниципального района от 17 июля 2018 года N 140 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года", Схемы территориального планирования Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
Общие сведения о муниципальном образовании
Майский муниципальный район расположен в юго-восточной части Кабардино-Балкарской Республики, в междуречье Терека, Малки, Черека, Урвани и Баксана. Выгодность географического расположения района в центре Кабардино-Балкарской Республики на пересечении основных транспортных магистралей юга России используется всеми субъектами хозяйственной деятельности. Майский район является составной частью Кабардино-Балкарской Республики и на северо-востоке граничит с Прохладненским и Терскими районами, на юге и западе с республикой Северная Осетия-Алания, Урванским и Лескенским районами.
Майский район расположен в степной зоне, а южной частью в лесостепной природной зоне. Общая площадь земель района составляет 38476 гектар, из них земли:
сельскохозяйственного назначения 27155 га (70,5%);
населенных пунктов 2971 га (7,7%);
земли промышленности, транспорта, связи 739 га (2%);
земли лесного фонда 7476 га (19,5%);
земли водного фонда 115 га (0,3%);
земли запаса - 20 га (0,1%).
По физико-географическому положению территория расположена в зоне степей Кабардинской и Малокабардинской в подзоне луговых и пойменных почв. Из общей численности сельскохозяйственных угодий (22459 га) на пашни приходится 17834 га, многолетние насаждения 598 га, сенокосы 639 га и 3476 га пастбищ.
По данным Северо-Кавказстата по КБР численность постоянного населения Майского муниципального района на 1 января 2018 года составляет 38936 человек. Плотность населения Майского района - 101,2 человека на 1 кв. км.
Майский муниципальный район состоит из пяти поселений:
Городское поселение Майский (численность населения 27754 человек), куда входят г. Майский, с. Сарское, с. Пришибо-Малкинское, с. Красная поляна, дорожный разъезд Баксан, с. Лесное.
Сельское поселение ст. Александровская (численность населения 3696 человек).
Сельское поселение ст. Котляревская (численность населения 3345 человек).
Сельское поселение Ново-Ивановское (численность населения 3167 человек), куда входят с. Ново-Ивановское, х. Баксанский, х. Колдрасинский, х. Ново-Курский, х. Право-Урванский, х. Славянский.
Сельское поселение Октябрьское (численность населения 974 человек).
Всего в Майском муниципальном районе 16 населенных пунктов.
Раздел I. Оценка социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
1.1. Анализ социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
В экономике Майского муниципального района представлены все отрасли.
В районе производятся изделия из железобетона, медицинская техника, кукурузный крахмал, хлеб и хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, плодоовощные консервы, кондитерские изделия.
Важнейшим звеном народнохозяйственного комплекса района является аграрный сектор. Наличие плодородных почв обуславливает развитие этой отрасли. Основные направления производственной специализации в сельском хозяйстве соответствуют природно-климатическим условиям и особенностям хозяйств района.
Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых и технических культур, овощей, плодов, продуктов животноводства (молочного и мясомолочного направлений).
Географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие достаточных минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных коммуникаций создают условия для эффективного развития экономики Майского района.
Наиболее значимыми предприятиями Майского района являются: ООО "Крахмальный завод Кабардинский", ООО "Севкаврентген-Д", ООО "Майский ЗЖБИ", МП ММР "Майская теплоснабжающая управляющая компания", ООО "Майский Водоканал", СХПК "Красная нива", ООО "Алекс-Итал", СХПК "Ленинцы", ООО "Майский-Агро", ГУ "Майское лесничество", МП ММР "Пассажирские автоперевозки", ОСП "Майский почтамт".
За 2017 год в Майском районе произведено продукции, оказано услуг, выполнено работ во всех сферах экономической деятельности на общую сумму 4425 млн рублей, в расчете на душу населения это составляет 114 тыс. рублей (снижение к уровню 2016 года на 15%).
Доля отраслей всех форм собственности по состоянию на 01.01.2018 года такова:
валовая продукция сельского хозяйства - 2825 млн рублей (63,8% от общего объема ВВП района);
объем товаров промышленного производства - 1131 млн рублей (25,6%);
оборот розничной торговли - 454,3 млн рублей (10,3%);
строительство - 15 млн рублей (0,3%).
Основу экономического потенциала Майского района составляет сельское хозяйство и промышленность.
Наличие плодородных почв, благоприятные температурные условия определили хозяйственную специфику Майского района, основная часть территории отведена под земледелие и животноводство.
Промышленное производство. В Майском районе работает 6 промышленных предприятий, из них 2 предприятия пищевой промышленности, 1 предприятие машиностроения, 1 предприятие по производству железобетонных конструкций, 2 предприятия по производству пара и горячей воды. В общем объеме промышленного производства 72% занимает пищевая промышленность.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленными предприятиями за 2017 год составил 1130,6 млн рублей, к 2016 году снижение на 41,1%, прогнозные показатели 2017 года выполнены на 64,9%.
В расчете на душу населения в районе выпущено промышленной продукции на 29 тыс. рублей (за 2016 год - 49,6 тыс. рублей).
Пищевая промышленность представлена двумя крупными и средними предприятиями: ООО "Кондитерская фабрика "ЖАКО", ООО "Крахмальный завод Кабардинский".
ООО "Кондитерская фабрика "ЖАКО" зарегистрирована на территории Майского района, поэтому объемы производства учитываются по Майскому району. За 2017 год предприятием отгружено продукции на 686,7 млн рублей, снижение к уровню прошлого года на 6,4%, прогноз выполнен на 83,7%.
ООО "Крахмальный завод Кабардинский" производит кукурузный крахмал высшего сорта для кондитерской, текстильной, бумажной промышленности. За 2017 год предприятием произведено 17,1 тыс. тонн крахмала на сумму 131,5 млн рублей, что составляет 211,6% к 2016 году и 255,2% к прогнозу.
Предприятие машиностроения ООО "Севкаврентген-Д" за 2017 год отгрузило товаров собственного производства, выполнило работ на 233,1 млн рублей, выпущено 16 единиц конкурентоспособного рентгеновского оборудования.
Промышленность строительных материалов представлена малым предприятием ООО "Майский завод железобетонных изделий". Объем отгруженных товаров за 2017 год составил 5,1 млн рублей, что ниже уровня прошлого года на 59%, прогноз выполнен на 40,2%. Предприятием произведено 1 тыс. куб.м. железобетонных изделий.
Промышленность по производству, передаче и распределении пара и горячей воды представлена предприятием МП ММР "МТУК". Предприятием отгружено товаров, выполнено работ за 2017 год на сумму 54,1 млн рублей, снижение на 4% к прошлому году, прогноз выполнен на 80,3%. Предприятием реализовано 33,4 тыс. Гкал.
Промышленность по производству, передаче и распределению воды представлена малым предприятием ООО "Майский Водоканал". Предприятием отгружено товаров, выполнено работ за 2017 год на сумму 20,1 млн рублей, с темпом роста 101,8% к прошлому году, прогноз выполнен на 87,9%.
Сельское хозяйство. Объём валовой продукции сельского хозяйства всех категорий сельхозтоваропроизводителей по оценочным данным в 2017 году в действующих ценах составил 2 млрд 825 млн рублей, что составляет 63,8% от общего объёма валовой продукции в районе (103% к 2016 году).
В отрасли сельского хозяйства заняты около 5 тыс. человек, в том числе на крупных и средних предприятиях 580 человек. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего составила 14787 рублей и по сравнению с прошлым годом выросла на 4,6%.
Сельхозпроизводителями района под урожай 2017 года было посеяно зерновых и зернобобовых культур 13050 га, что больше уровня прошлого года на 30 га.
Валовый сбор зерновых и зерно-бобовых культур составил 64,5 тысяч тонн или 102,2% к уровню 2016 года. Урожайность 49,4 цн/га или 101,9% к прошлому году. Производство овощей составило 65,6 тысяч тонн, что в два раза больше чем в 2016 году, урожайность овощей составила 413,9 цн/га или 152,4% к 2016 году.
В настоящее время садами занято 795,7 га, в т.ч. в плодоносящем возрасте 269,1 га. Садов интенсивного типа заложено 550,9 га. Производство плодов и ягод в 2017 году составило 7351,4 тонны или 129,5% к уровню прошлого года, урожайность плодов и ягод составила 273,2 цн/га или 144,5% к уровню прошлого года.
Численность поголовья КРС во всех категориях хозяйств в районе сохранена на уровне прошлого года и составила 6,9 тыс. голов, в том числе коров 3,5 тыс. голов.
Численность поголовья кроликов составляет 9000 голов. Все поголовье кроликов сосредоточено в КФХ "Янченко".
Животноводами района в полном объеме выполнены все прогнозные и целевые индикаторы на 2017 год.
Произведено и реализовано мяса всех видов животных 7,8 тыс. тонн (108,3% к 2016 году), молока 22,8 тыс. тонн (113% к уровню прошлого года), яиц произведено 22,1 млн штук (110% к 2016 году).
В настоящее время животноводы района уделяют большое внимание селекционно-племенной работе, используется поголовье сельскохозяйственных животных только с высоким генетическим потенциалом вследствие чего, впервые удой на 1 фуражную корову во всех категориях хозяйств в нашем районе составил 6558 кг, что является самым высоким показателем молочной продуктивности коров в республике.
Бессменным лидером в районе является СХПК "Ленинцы", 65% всей валовой продукции сельского хозяйства производимой сельхозпредприятиями района приходится на долю СХПК "Ленинцы". Его продукция стала давно уже известным брендом не только для майчан и жителей Кабардино-Балкарской Республики, но далеко за ее пределами.
СХПК "Ленинцы" входит в перечень предприятий и организаций Кабардино-Балкарской Республики, реализующих программу по импортозамещению в Российской Федерации. В предприятии занято почти 400 человек жителей с.п. Ново-Ивановское, среднемесячная зарплата работников самая высокая среди сельхозпредприятий района и составляет более 15,6 тыс. рублей. Отчисления в местный бюджет СХПК "Ленинцы" в 2017 году перечислил около 11 млн рублей, а всего более 52,0 млн рублей налогов и сборов.
В 2017 году СХПК "Ленинцы" провели реконструкцию 4 корпусов птицетоварной фермы, обновили машинно-тракторный парк. Сумма инвестиций составила более 100 млн рублей.
Следующим крупным предприятием района является СХПК "Красная нива". Хозяйство имеет 3819 га пашни на правах аренды. Численность работников составляет более 50 человек.
На сегодняшний день в хозяйстве возрождается отрасль птицеводства, создана ферма по производству утиного мяса и яйца, стадо составляет 1,5 тыс. голов уток. Намечается инкубация утиных и куриных яиц, принимаются меры по восстановлению тепличного хозяйства для производства овощей в закрытом грунте и выращиванию рассады овощных культур на площади 2 га. Кроме того, постепенно возрождается отрасль свиноводства.
Общий объем инвестиций в сельское хозяйство района за прошлый год составил более 200 млн рублей. Можно выделить:
КФХ "Мартин", специализируется на производстве мяса бройлеров, в 2017 году введены в эксплуатацию плодохранилище и убойный цех. Сумма инвестиций составила 17,0 млн рублей за счет собственных средств.
КФХ "Чепцова", на территории с.п. ст. Александровская реализует инвестиционный проект "Производство экологически чистой продукции животноводства - мясо, молоко", сумма инвестиций составила 2,3 млн рублей.
КФХ "Елоков", на территории с.п. ст. Котляревская реализует инвестиционный проект "Создание высокоудойного молочного стада коров", сумма инвестиций составила 1,7 млн рублей.
Строительство. Увеличение объемов жилищного строительства в соответствии с задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" напрямую будет связано с обеспечением земельных участков под застройку жилья, объектами коммунальной инфраструктуры и модернизацией коммунальной инфраструктуры.
Завершено строительство Дома культуры на 200 мест на х. Колдрасинский, с. Ново-Ивановского. Мероприятия проводились в рамках федерального партийного проекта "Местный Дом культуры", направленного на развитие и обновление материально-технической базы сельских клубов и Домов культуры в городах с населением менее 50 тысяч человек. Проектно-сметная стоимость объекта составила более 18 млн рублей, площадь 480 квадратных метров.
Также за 2017 год введен в эксплуатацию 171 индивидуальный жилой дом общей площадью 15 900 кв. м., что составляет 130% к уровню прошлого года. Все дома построены за счет средств индивидуальных застройщиков.
В целях реализации Майских Указов Президента Российской Федерации по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем в 2017 году предоставлен 1 земельный участок многодетной семье в г.п. Майский по ул. Гастелло площадью 800 кв. м., при этом таких участков в районе сформировано - 21.
В рамках Федеральной программы "Жилище на период до 2020 года" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2017 году четырем молодым семьям, проживающим в г.п. Майский были выданы свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство дома. Общая сумма выделенных средств составила 1,8 млн рублей. (в т.ч. федерального бюджет - 1,2 млн рублей, республиканского - 101,4 тыс. рублей и бюджета г.п. Майский - 488,5 тыс. рублей).
В рамках Федеральной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года" 1 молодая семья, проживающая в сельской местности (с.п. Ново-Ивановское) получила субсидии на приобретение жилья на сумму 1,0 млн рублей.
Кроме того, в г.п. Майский по ул. Ленина за счет частных инвестиций закончено строительство многоквартирного жилого дома на 12 квартир, общей площадью 456 кв. м. Благоустроенный дом предназначен для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих в Майском муниципальном районе.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли в 2017 году составил 454,3 млн рублей, что на 16,4% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Оборот общественного питания в 2017 году составил 6,6 млн рублей, что на 11,7% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
В 2017 году населению предоставлено платных услуг на 70,5 млн рублей, что на 1,2% выше уровня 2016 года.
В структуре платных услуг населению доля жилищно-коммунальных услуг составляет 57,1%, транспортных 12,5%, связи 4,6%, образовательных 8,2%, медицинских 6,5%, культуры и спорта 2,8%, прочие 8,3%.
В 2017 году прирост объема платных услуг к уровню соответствующего периода предыдущего года составил по коммунальным услугам 1,6%, услугам в области культуры 5,8%. Сократились транспортные услуги на 1,9%, услуги почтовой связи на 42%, объемы услуг в области физической культуры и спорта на 4,2%, медицинским услугам на 8,6%, услугам системы образования на 12,1%.
Малое и среднее предпринимательство. Малое предпринимательство - основа нормальной, эффективно развивающейся экономики, важнейший сектор экономического роста и средство реализации одной из самых острых социальных проблем - обеспеченности занятости населения.
Отраслевая структура субъектов малого и среднего бизнеса представлена:
в торговле заняты - 48,7% субъектов;
сельским хозяйством занимаются - 17%;
промышленность составляет - 13,5%;
транспорт, услуги по ремонту - 6,7%;
общественное питание и прочие услуги - 14,1%.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о том, что малые предприятия и индивидуальные предприниматели работают преимущественно в сфере торговли и общественном питании - 48,7%.
Сегодня в Майском районе осуществляют свою деятельность 968 субъектов малого и среднего предпринимательства. Их них 694 индивидуальных предпринимателей, 274 обществ с ограниченной ответственностью, частных предприятий и КФХ.
Численность занятых в малом и среднем бизнесе составила 2,6 тыс человек и в сравнении с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась на 1,5%.
Среднесписочная численность работников малых предприятий на 1 января 2018 года составляет 1174 человек, увеличение к 2016 году на 4,7%.
За 2017 год введено в эксплуатацию 12 объектов малого бизнеса, в том числе 4 магазина общей площадью 843,7 кв. м, 3 кафе на 522,3 кв. м, 2 склада на 204,7 кв. м, коровник на 439 кв. м, цех на 635 кв. м, и миниферма на 494,3 кв. м.
Общий объем инвестиций в малый бизнес составил по статистическим данным 32,9 млн рублей, создано 150 новых рабочих места.
Местная администрация Майского района обеспечивает меры поддержки малого бизнеса, главными из них являются:
финансовая поддержка (так называемые микрозаймы) которые выдаются предпринимателям на возвратной основе некоммерческой микрокредитной организацией "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики";
информационная поддержка для повышения информированности предпринимателей и граждан по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и мерам муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса в Майском муниципальном районе используются все ресурсы: размещение информации в средствах массовой информации, на официальном сайте местной администрации Майского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
консультационная и правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства желающих организовать собственное дело, по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования.
В целях поддержки и развития предпринимательства реализуется муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Майском муниципальном районе КБР". Настоящая Программа была принята в целях создания благоприятных условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства, организации новых рабочих мест.
Всего за 9 лет реализации этой программы 52 молодых человека района, стали предпринимателями и начали свое дело.
Бюджет. Исполнение доходной части консолидированного бюджета Майского муниципального района (с учетом финансовой помощи) за 2017 год составило 98,8% (при плановых назначениях в 498,5 млн рублей, фактически поступило 492,7 млн рублей).
Собственные доходы составили 157 млн рублей и исполнены на 98,0%. Темп роста собственных доходов за 2017 год к аналогичному периоду 2016 года составил 101,4%. Благодаря эффективной работе налоговой службы налоговые доходы исполнены на 100,4% с темпом роста в 100,4% к показателям 2016 года (увеличение составило 414,7 тыс рублей).
Неналоговые доходы исполнены на 91,0%, с темпом роста в 104,9% (1791,2 тыс. рублей).
Неисполнение плановых показателей по неналоговым доходам наблюдается по следующим основным доходным источникам:
Плановые показатели доходов от реализации муниципального имущества и земельных участков за 2017 год в сумме 5,2 млн рублей исполнены на 43,9% (отклонение - 2,9 млн рублей), а к показателям 2016 года - 77,3%.
Сложившаяся ситуация обусловлена неисполнением прогнозных планов приватизации муниципального имущества городским поселением Майский на сумму 2,5 млн рублей (здание кинотеатра "Горизонт"), сельским поселением станица Котляревская - 100,0 тыс. рублей (индивидуальный жилой дом), сельским поселением станица Александровская - 500,0 тыс. рублей (два жилых помещения), сельским поселением Октябрьское - 70,0 тыс. рублей (квартира).
Плановые назначения по денежным взысканиям (штрафам) за 2017 год в сумме 2,9 млн рублей исполнены на 57,5% (отклонение составило - 1,3 млн рублей), а к показателям 2016 года 127,7%. При наличии темпов роста по данному доходному источнику в 2017 году ожидалось большее поступление средств от главного администратора доходов Министерства внутренних дел.
В целом расходная часть консолидированного бюджета за 2017 год исполнена на 98,3%, при плане 500 млн 380,3 тыс. рублей направлено на финансирование всех отраслей - 491 млн 926,3 тыс. рублей, в том числе на образование - 335 млн 531,9 тыс. рублей.
Демография. Число родившихся за 2017 год (421 детей), ниже числа умерших (470 чел) на 51 человек. Убыль населения покрывается за счет миграции (прибыло в район 1125 человек, убыло 1130 человек (миграционная убыль 5 человек).
Естественный прирост в сравнении с прошлым годом имеет отрицательные значения - 1,3.
Анализируя показатели рождаемости в Майском районе, следует отметить, что прослеживается отчётливая тенденция к замедлению темпов его роста. За 2017 год этот показатель по отношению к 2016 году ниже, в абсолютных числах родилось на 46 младенцев меньше.
Прибыло в район 1125 человек, убыло 1130 человек, т.е. миграционная убыль населения составила 5 человек (за 2016 год миграционный прирост составил 260 человек). Число выбывших за пределы района увеличилось на 30 человек, или на 2,7%, число прибывших в район снизилось на 235 человек, или 17,3%.
Образование. На 1 января 2018 года в 12 общеобразовательных учреждениях района обучается 4394 учащихся и 2141 воспитанник. Программы дополнительного образования осваивают 4306 детей, что составляет 70% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Данный показатель сохраняется в районе последние 2 года, что позволяет констатировать исполнение Майских Указов Президента РФ.
В 2017 году Государственную итоговую аттестацию успешно прошли 156 (97%) учащихся 11 классов, 45 выпускников награждены медалями "За особые успехи в учении". Успеваемость по итогам ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике составила 98% и 97% соответственно.
В Вузы поступили 85 человек или 53% (из них 78 человек (92%) в Вузы России, всего 7 человек в Вузы КБР), 35% или 55 человек поступили в учреждения среднего профессионального образования. 13 человек поступили на работу. В целом только 19 человек после окончания школы остались в республике.
С 2015 года в районе обеспечивается 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. За период 2013 - 2017 годы в районе создано 465 дополнительных дошкольных мест.
В целях реализации Послания Главы Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Кокова Парламенту Кабардино-Балкарской Республики на 2017 год реализуется Комплекс мероприятий, направленных на создание дополнительных дошкольных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. С 01.09.2017 года дети, достигшие возраста 1,5 лет, при желании родителей обеспечиваются местами в дошкольных корпусах. В средней школе N 8 ст. Котляревской открыта группа для детей раннего возраста. В краткосрочных планах строительство в 2019 году пристройки к дошкольному корпусу "Умка" средней школы N 3 на 40 мест для детей от 2 месяцев до 3 лет. Объект включён в соответствующий Республиканский план по линии Министерства образования КБР.
Полностью обеспечены бесплатными завтраками за счет средств местного бюджета учащиеся начальных классов (2065 человек) и 250 учащихся 5-11 классов из малообеспеченных семей.
С 1 января 2018 года увеличены нормативы: на бюджетный завтрак - 15,29 рублей на одного ребенка в день и питание детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные группы общеобразовательных учреждений района - 54,14 рублей на одного ребенка в день.
С 1 февраля 2018 года для 28 детей с ограниченными возможностями здоровья организовано двухразовое питание за счет средств местного бюджета Майского муниципального района.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования района на 01.01.2018 года составляет 20 099 рублей (109% к индикативному уровню средней заработной платы по экономике в КБР), у учителей - 20 223 рубля (95,4% к индикативному уровню), у дошкольных работников - 19 215 рублей (99,1% к индикативному уровню). Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования составляет 19035 рублей (93,4% к индикативному уровню).
По состоянию на 1 января 2018 года все сельские школы обеспечены автобусами для подвоза детей. В 2017 году школы с.п. Октябрьское и с.п. Ново-Ивановское году получили три новых автотранспортных средства.
Здравоохранение. На территории района работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница", всего у больницы 11 адресов осуществления медицинской деятельности и 26 кабинетов в учреждениях образования.
В больнице трудятся 462 человека, (в т.ч. 58 врачей, из которых 5 врачей в сельских амбулаториях, 12 внешних совместителей; 227 средних медицинских работников, 22 в амбулаториях и здравпунктах сельских поселений, 12 работников из числа младшего медицинского персонала, прочего персонала 165 человек). 12% врачей и 28% средних медицинских работников имеют квалификационные категории. В 2017 году приобретено 16 единиц оборудования, налажена централизованная система подачи кислорода во все отделения стационара.
Получены лицензии на неотложную помощь, предварительные осмотры, дневной стационар по профилям хирургия, педиатрия, инфекционные болезни, гинекология. Организована служба "Неотложной помощи" в районе.
Смертность от болезней кровообращения по прежнему занимает первое место среди причин смертности.
Смертность от онкологических заболеваний увеличилась в абсолютных числах на 3 случая в сравнении с 2016 годом.
Средняя продолжительность жизни в 2017 году составляет 68,5 лет.
Укомплектованность штата среднего медицинского персонала в амбулаториях составляет 70%.
Сохраняются многочисленные вакансии врачей-педиатров в педиатрическом отделении поликлиники (вакантны 3 должности и одна в стационаре), и нехватка врачебных кадров в отделении скорой медицинской помощи, врачей терапевтов, врачей анестезиологов, что остаётся постоянной и реально не решаемой проблемой, несмотря на прикладываемые усилия.
Культура. В Майском муниципальном районе в 2017 году функционировало 7 учреждений культуры: 5 домов культуры (МКУК ДК "Россия" г. Майского с корпусом N 1 ДК "Родина", корпусом N 2 ГДК, клуб х. Сарский, МКУК ДК "Октябрь" ст. Александровская, МКУК "Котляревский СДК", МКУК "Ново-Ивановский СДК", МКУК "Октябрьский СДК"), МКУК "Центральная библиотека г. Майского" с детским отделом, ГО N 1, ГО N 2 были закрыты, МУДО "ДШИ им. З.Н. Контер" с тремя учебными корпусами, расположенными в ст. Александровская, ст. Котляревская, с. Ново-Ивановское.
Численность работников всех учреждений культуры на 1 января 2018 года составляет 109 человек, с высшим образованием - 42 человека, со средним специальным - 64 человека.
В Домах культуры в 2017 году работало 128 клубных формирований, в том числе 85 клубных формирований самодеятельного народного творчества, 43 - любительские объединения, группы, клубы по интересам. Общее количество участников 3000 человек. В клубных формированиях постоянно велась работа по обеспечению высокого творческого и исполнительского уровня, 6 творческих коллективов имеют звание "Народный".
В конце 2017 года в ДК "Россия" получено специализированное оборудование по демонстрации кинофильмов стоимостью 5,0 млн рублей по программе "Кинофикация малых городов".
По состоянию на 01.01.2018 года среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры Майского муниципального района составила 16477 рублей или 91,7% (индикативный показатель, установленный "дорожной картой" на 2017 год по Майскому муниципальному району составляет 90% или 16164 рубля), перевыполнение показателя составляет 101,9%.
Молодежная политика и спорт. Для организации физкультурно-массовой и спортивной работы в Майском муниципальном районе имеется следующая спортивная база: ФОК с бассейном, тренажерным залом и мини-футбольным полем с искусственным покрытием; 2 стадиона - "Торпедо", "Юность"; 20 спортивных залов в школах и домах культуры; 37 плоскостных спортивных сооружений.
На территории Майского района развивается семь основных видов спорта: бокс, футбол, дзюдо, греко-римская борьба, плавание, легкая атлетика, настольный теннис. Кроме того популярны каратэ, волейбол.
Всего штатных работников физической культуры и спорта - 40 человек, (в общеобразовательных учреждениях - 24 человек, из них в сельской местности 8 человек.)
За год проведено более 120 мероприятий районного масштаба. В них принимали участие практически все категории населения: дети, подростки, учащаяся молодежь, инвалиды, ветераны, любители и профессионалы спорта.
Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом в Майском муниципальном районе возросла по сравнению с предыдущими годами и составляет - 23,6% (в 2016 - 23% ).
Воспитанники спортивной школы и общеобразовательных учреждений Майского муниципального района приняли участие в 99 соревнованиях, заняв 339 призовых мест.
В 2017 году нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Майском муниципальном районе сдавали 428 человек всех возрастов, из них значки отличия получили 343 человека.
Созданная в начале 2017 года районная команда по футболу ФК "Майский" впервые с 2002 года приняла участие в Первенстве КБР заняв 5 место из 18 команд республики, а также в Кубке чемпионов КБР заняв в нем 4 место. Сегодня районная команда ФК "Майский" принимает участие в зимнем Первенстве КБР.
Трудовые ресурсы. Занятость населения. Из общей численности населения - 22,5% (8761 человек) составляют дети в возрасте до 15 лет включительно, 19,2% (7466 человек) - лица старше трудоспособного возраста, 58,3% (22703 человек) - граждане трудоспособного возраста. Занятое население составляет 17,5 тыс. человек, в т.ч. заняты в экономике и социальной сфере - 14,4 тыс. человек. Незанятого населения в районе 5,2 тыс. человек, в том числе в поисках временных заработков около 2,2 тыс. человек, официально состоят на учете по безработице в Центре занятости населения 201 человек.
Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий составляет 3100 человек и снизилась к соответствующему периоду прошлого года на 3%.
Численность занятых в малом и среднем бизнесе составила 2,6 тыс. человек и в сравнении с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась на 1,5%. Значительная часть трудоспособного населения, около 5 тыс. человек, занята в личных подсобных хозяйствах выращиванием продукции на реализацию.
Уровень жизни населения. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций на 1 января 2018 года составляет - 19209,7 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10%. В среднем уровень жизни населения оценивается как ниже среднего по республике.
Инвестиционная деятельность. Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 359,3 млн рублей и снизился по сравнению с 2016 годом на 45,7%. Местной администрацией Майского муниципального района приняты необходимые нормативно-правовые акты для привлечения инвестиций:
образован Совет по инвестициям и предпринимательству при главе местной администрации Майского муниципального района;
выполнен План мероприятий ("Дорожная карта") по внедрению на территории Майского муниципального района КБР успешных практик, вошедших в Атлас муниципальных практик АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
составлен реестр свободных инвестиционных площадок;
сформирован перечень инвестиционных проектов реализуемых и планируемых к реализации на 2017 - 2020 годы.
За последние три года наблюдается увеличение выпуска продукции предприятия высокотехнологичной отрасли ООО "Севкаврентген-Д". Это предприятие заключило контракты:
на поставку 24 рентгенодиагностических комплексов для нужд ФСИН. На сегодняшний день договор исполнен.
поставку медицинского оборудования для нужд Центральной дирекции здравоохранения-филиала ОАО "РЖД". По условиям договора будет поставлено 63 единицы медицинской техники, в том числе 40 рентгенодиагностических комплексов собственного производства.
Кроме того, при поддержке "Корпорации развития Северного Кавказа" предприятие реализует инвестиционный проект "Создание высокотехнологичного производства 3D конусно-лучевого томографа и аппарата для глубокофокусной и близкофокусной терапии". Запуск такого производства позволит снизить зависимость отечественной медицины от зарубежного оборудования, сделать новейшее оборудование более доступным для медицинских учреждений и повысить качество оказываемых населению услуг.
Проект предполагает создание серийного производства диагностического и терапевтического рентгеновского оборудования. Эти комплексы в дальнейшем могут использоваться в разных областях медицины от стоматологии и челюстно-лицевой хирургии до онкологии, травматологии и других. Оборудование такого класса в России еще не производится, "Севкаврентген-Д" станет первым таким предприятием. Сегодня предприятие является одним из лидеров по производству сложного цифрового медицинского оборудования.
Планируется, что производимое оборудование будет поступать не только на российский рынок, но и экспортироваться в страны Азии и СНГ. Объем вложенных средств составляет 600 млн рублей, из них 450 млн инвестирует "Корпорация РСК" и 150 млн - компания "Капиталинвест".
1.2. SWOT-анализ факторов инвестиционной привлекательности Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
1. Инвестиционно привлекательное расположение района. Развитая инфраструктура подъездных путей железнодорожного и автомобильного транспорта. 2. Обеспеченность энергоресурсами (электроэнергия, газ, вода), развитая сеть коммуникаций. 3. Транспортная доступность к другим регионам. 4. Наличие плодородных земель. 5. Благоприятный инвестиционный климат. 6. Наличие участков, пригодных для инвестиций промышленной, деловой и жилой застройки. 7. Создание промышленных, рекреационных зон и других обособленных территорий, привлекательных для инвесторов. |
1. Неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация. 2. Высокие затраты инвесторов на обеспечение подключения к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры. 3. Наличие обременения на инвестиционных площадках, где возможно создание новых производств. 4. Недостаточное взаимодействие между инвесторами и поставщиками услуг. |
Возможности для развития |
Внешние и внутренние угрозы для развития |
1. Намечаемое строительство новых автомобильных магистралей федерального и международного значения, проходящих через район. 2. Участие предприятий района в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленного и аграрного производства, развитие рекреационной сферы, импортозамещение. 3. Выход продукции предприятий района на рынки других регионов страны и зарубежья. 4. Возможность пополнять трудовые ресурсы за счет граждан, возвращающихся на постоянное место жительства из-за пределов района и республики. |
1. Ухудшение экономических и политических отношений со странами-партнерами. 2. Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг. 3. Сохранение теневой экономики, особенно в сфере малого бизнеса. 4. Рост цен на энергоносители и ГСМ. 5. Инфляция. 6. Отток трудовых ресурсов. |
Майский район имеет достаточно высокий инвестиционный потенциал, ресурсные конкурентные преимущества Майского муниципального района достаточно высоки, однако степень их использования пока недостаточна. Необходимо развивать условия использования ресурсного потенциала и, в первую очередь, совершенствовать базовую и технологическую инфраструктуру.
Обобщение результатов оценки конкурентоспособности Майского муниципального района и SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы.
Тенденция ужесточающихся требований потребителей к качеству продукции требует перехода к постепенному импортозамещению, что имеет особую важность для предприятий продовольственного комплекса района. Требуется осуществление дополнительных мер по продвижению продукции предприятий индустриального и агропромышленного комплексов за пределы района (на внешний рынок).
Недостаточно высокий уровень жизни, значительная дифференциация городского и сельского населения, негативные демографические тенденции в ближайшем будущем будут выступать в качестве ограничений экономического роста Майского района. Стабилизация демографической ситуации видится одним из главных путей повышения трудового потенциала района.
Таким образом, в целом, конкурентные преимущества Майского района являются весьма существенными, однако эффективность использования многих из них недостаточна. Опираясь на базовые конкурентные преимущества района, можно определить основные стратегические направления развития и роста его конкурентоспособности: развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, укрепление трудового потенциала и дальнейшее совершенствование инфраструктуры.
Раздел II. Стратегические цели, задачи и основные направления, социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
2.1. Стратегической целью социально-экономического развития Майского района является повышение качества жизни населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В этой связи актуальным является создание необходимых условий для ускоренного социально-экономического развития и повышения конкурентноспособности Майского муниципального района в экономике Кабардино-Балкарской Республики.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных блоков задач:
рост экономического потенциала района;
формирование благоприятного социального климата района;
рост качества среды жизнедеятельности района.
2.2. Развитие промышленности
Общая стратегия промышленной политики сориентирована на переход к инновационно направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции. При этом необходимо развивать следующие приоритетные направления:
качество, эффективность и безопасность конечной продукции;
производство высокотехнологичной продукции;
увеличение объема отгруженной продукции, полный цикл производства;
развитие депрессивных промышленных площадок.
создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление основных производственных фондов промышленного комплекса для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
создание необходимых условий для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики;
В сфере промышленности до 2034 года планируется реализация инвестиционных проектов различной направленности, которые позволят развить импортозамещение, активизировать рост промышленно-производственного потенциала, привлечь инвестиции и создать новые высокопроизводительные рабочие места.
Подъему химической отрасли будет способствовать создание в Майском районе промышленного комплекса "Этана", включающего в себя современные предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения, уксусной кислоты, а также комплексов по производству бутилированной питьевой воды и транспортной логистики.
Проект создания комплекса "Этана" будет реализован с участием консорциума частных российских компаний и государственных китайских корпораций на принципах устойчивого развития.
В рамках проекта планируется реализация программы, обеспечивающей повышение качества жизни населения, в том числе в сфере здравоохранения и профессионального образования, рациональное использование природных ресурсов, в том числе воды, и улучшение экологической ситуации.
В результате реализации проекта будет создан крупнейший в России полимерный производственный комплекс (по производству полиэтилентерефталата) и один из крупнейших в мировой экономике производителей питьевой бутилированной воды полного цикла.
Транспортно-логистический сектор промышленного комплекса "Этана" обеспечит сопряжение экономики республики и экономического пояса нового "Шелкового пути".
На период до 2030 года запланировано создание 12 комплексов полного цикла производства питьевой бутилированной воды: от производства полиэтилентерефталата для полимерной упаковки (тары) до установок по добыче, очистке и розливу воды.
В результате реализации мероприятий в указанных направлениях ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах к 2034 году по сравнению с 2017 годом увеличится в 29,6 раза, что составит 33,5 млрд рублей.
К 2034 году планируется ликвидация депрессивных промышленных площадок и увеличение выделенных площадок под строительство новых производств до 11 единиц.
Увеличится количество хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, которым оказана имущественная, финансовая, консультационная и иная поддержка со стороны органов местного самоуправления с 7 единиц в 2017 году до 40 единиц.
К 2034 году будет создано 2650 новых рабочих мест.
Увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Майского муниципального района ожидается в 4 раза к 2034 году по сравнению с 2017 годом;
2.3. Развитие сельского хозяйства
Для достижения целей Стратегии необходимо выполнить соответствующие задачи и выделить приоритетные направления развития агропромышленного комплекса.
провести комплекс мероприятий агротехнической мелиорации, повышения урожайности и качества зерна.
привлечение инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства, государственных гарантий, реализация современных высокотехнологичных инвестиционных проектов в области молочного и мясного скотоводства, птицеводства, садоводства и овощеводства;
модернизацию, внедрение высокопроизводительной техники и инновационных технологий.
поддержку производства плодов и овощей как отраслей, способствующих повышению занятости в сельской местности и способствующих решению проблемы импортозамещения;
совершенствование регулирования земельных отношений в части изъятия арендованных земельных участков за их неэффективное или нецелевое использование и содействия укрупнению земельных наделов, обрабатываемых площадей;
достижение уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточного для полного самообеспечения населения района.
В сельском хозяйстве необходимо создание не менее 3 сельскохозяйственных производственных кооперативов по переработке продукции в мясо-молочном направлении и производстве плодоовощной консервной продукции.
В результате реализации основных направлений развития в сельском хозяйстве ожидается рост объема продукции сельского хозяйства на 30% в 2034 году по сравнению с 2017 годом, или до 3669,9 млн рублей.
2.4. Основные направления развития социальной сферы
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Майского муниципального района является повышение уровня и качества жизни людей.
Основными целями органов местного самоуправления в рамках реализации Стратегии являются содействие занятости населения с высокой оплатой труда и обеспечение основных потребностей жителей района в жилье, образовании, спорте, культуре, получении медицинской помощи и т.д.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для эффективной занятости населения;
содействие повышению качества образования;
развитие системы комплексной поддержки одаренных детей, талантливой молодежи;
модернизация системы образовательных организаций, обновление материально-технической базы;
формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта.
повышение качества и доступности в сфере культуры;
укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры, включая реконструкцию и капитальный ремонт учреждений культуры, совершенствование их оснащения;
повышение доступности медицинской помощи и эффективности предоставления медицинских услуг;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения в социальной сфере.
Результатом работы в данном направлении станет:
трудоустройство незанятого населения, создание новых предприятий, обеспечивающих гражданам перспективную занятость и получение высоких доходов;
увеличение коэффициента рождаемости с 10,9 человек на 1000 населения в 2017 году до 14 человек на 1000 населения в 2034 году;
снижение смертности населения с 11,9 человек на 1000 населения в 2017 году до 11,3 на 1000 населения в 2034 году;
увеличение численности населения района на 2,8% (с 38,9 тыс. человек в 2017 году до 40,0 тыс. человек в 2034 году);
увеличение продолжительности жизни населения с 75 лет 1 месяца в 2017 году до 80 лет в 2034 году;
увеличение численности занятых в экономике с 14,4 тыс. человек в 2017 году до 20 тыс. человек в 2034 году;
снижение уровня общей безработицы с 23,1% в 2017 году до 10% в 2034 году;
снижение уровня регистрируемой безработицы с 1,1% в 2017 году до 0,4% в 2034 году;
увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет программами дошкольного образования с 91% в 2017 году до 100% в 2034 году;
увеличение доли населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Майского муниципального района в возрасте от 3 до 79 лет с 23,6% в 2017 году до 24,5 в 2034 году;
увеличение среднесписочной численности работников с 5,1 тыс. человек в 2017 году до 7,9 тыс. человек в 2034 году;
увеличение реальной заработной платы на 81,3% к уровню 2017 года;
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2034 году по отношению к 2017 году более 134% процентов;
увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике Майского муниципального района до 21,3%.
2.5. Для реализации блока вопросов роста качества среды жизнедеятельности Майского муниципального района необходимо решение следующих задач:
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам нынешним и будущим поколениям людей;
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов;
строительство и реконструкция полигонов для размещения твердых бытовых и производственных отходов и объектов по их переработке и утилизации;
расширение количества пунктов приема от населения различных видов вторичных отходов;
улучшение жилищных условий (капитальный ремонт и реконструкция аварийных жилых домов, строительство социального жилья);
развития инфраструктуры (берегоукрепительные работы, улучшение санитарного состояния поселений, ночное освещение улиц, ремонт дорог);
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов;
содействие развитию конкуренции по созданию специализированных служб ЖКХ, с целью решения вопросов улучшения качества воды и т.д.);
расширение и модернизация электрических, водопроводных и тепловых сетей с использованием механизма муниципального - частного партнерства;
повышение уровня обеспеченности населения доступным и благоустроенным жильем за счет темпов его строительства;
повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;
В результате решения указанных задач ожидается:
увеличение количества проектов по развитию объектов инфраструктуры с использованием механизма муниципально-частного партнерства до 5 единиц в 2034 году;
увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в 2,2 раза в 2034 году по сравнению с 2017 годом;
объемы годового ввода жилья увеличатся в 2034 году по сравнению с 2017 годом в 1,5 раза;
к 2034 году средняя обеспеченность жильем населения района составит 23,5 кв. м на человека;
увеличение оборота розничной торговли в 2034 году по сравнению с 2017 годом в 2,3 раза;
оборот платных услуг населению увеличится на 22,3% к 2034 году;
увеличение оборота общественного питания планируется на 44% к 2034 году;
к 2034 году увеличатся перевозки пассажиров автомобильным транспортом на 19,2% по сравнению с 2017 годом.
Реализация основных стратегических направлений развития обеспечит:
1) населению:
рост занятости и повышение уровня реальных доходов;
повышение качества жизни и доступности социальных услуг;
Раздел III. Сценарии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
3.1. Сценарии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
На основе тщательного учета особенностей района и анализа долгосрочных тенденций развития разработаны два наиболее вероятных сценария социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу.
Первый вариант (базовый) предполагает инерционный тип развития под воздействием неблагоприятных факторов, без положительных изменений в области привлечения инвестиций в экономику, при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.
Второй вариант (целевой) выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, характеризующийся высокой инвестиционной активностью и осуществлением ряда крупных инфраструктурных проектов.
Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
Валовая продукция по всем видам деятельности увеличится до 6033,9 млн рублей;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 1917,7 млн рублей;
производство продукции сельского хозяйства увеличится в 1,2 раза (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года;
ввод жилья увеличится в 1,5 раза;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 1,6 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2,8 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
Реализация целевого сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
валовая продукция по всем видам деятельности возрастет до 38258,9 млн рублей;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 33506,2 млн рублей;
производство продукции сельского хозяйства увеличится в 1,3 раза (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года;
ввод жилья увеличится в 1,5 раза;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 1,8 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 17 раз (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
3.2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Результатом реализации Стратегии должно стать создание более эффективной экономики, развитие которой будет опираться на уникальные особенности Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, что повлечет рост более чем в 8,6 раза (в сопоставимой оценке) валовой продукция по всем видам деятельности, увеличение средней продолжительности жизни до 80 лет, снижение смертности, повышение занятости и уровня жизни населения.
В Майском муниципальном районе будут созданы по сути новые отраслевые комплексы по производству качественных, экологически чистых продуктов питания. Также будет развернуто высокотехнологичное промышленное производство с высокой добавленной стоимостью, отвечающее современным экологическим стандартам и требованиям рынка.
Получат активное развитие другие отрасли экономики, обеспечивающие занятость населения.
Сформированная таким образом структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы ее развития. Майский муниципальный район превратится в один из наиболее успешных районов Кабардино-Балкарской Республики, характеризующихся высокими стандартами качества жизни и безопасности населения.
Раздел IV. Основные инструменты и механизмы реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии инвестиционного развития муниципального района предусматривает:
разработка и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии;
обеспечение контроля его выполнения, проведение ежегодного мониторинга реализации Стратегии;
создание системы стратегического планирования на муниципальном уровне сельских поселений;
взаимосвязь приоритетных проектов развития Кабардино-Балкарской Республики, программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, стратегий и программ развития ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов.
Обеспечение нормативно-правового регулирования каждого этапа реализации Стратегии осуществляется при корректировке Стратегии.
Заключение
В Стратегии разработаны основные индикативные показатели социально-экономического развития Майского муниципального района до 2034 года, пути и механизмы их достижения, место и роль органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов при реализации Стратегии.
Устойчивое развитие должно быть обусловлено комплексным подходом к созданию законодательных и административных мер по повышению эффективности использования земли через дифференциацию различных видов хозяйственной деятельности с использованием региональной и муниципальной налоговой политики, расчету необходимого обеспечения промышленного роста соответствующей динамикой развития энергетики и транспортной инфраструктуры.
Рост инновационной составляющей в промышленности и сельском хозяйстве может происходить на базе демографического роста, роста качества жизни, квалификации, уровня образования и профессионализма трудовых ресурсов муниципального района.
Существенное значение имеет как концентрация высококвалифицированных профессиональных кадров, так и их распределение по объектам района в целом, что должно являться предметом кадровой политики.
Необходимо добиваться баланса входящего и исходящего потока трудовых ресурсов посредством создания привлекательных для трудовой деятельности рабочих мест в сельской местности, условий для получения доступного жилья.
Стратегическое развитие района до 2034 года должно рассматриваться как особый вид управленческой деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечит их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Целевые параметры стратегического развития района должны в полной мере соотноситься с основными целевыми параметрами Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики.
Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций на средне- и долгосрочную перспективу определены:
Промышленное (химическое) производство;
агропромышленный комплекс;
коммунальная инфраструктура;
газификация поселений района;
жилищное строительство;
здравоохранение;
образование.
Успешное решение широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста, развитие человеческого капитала на основе роста эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, позволит обеспечить устойчивый рост благосостояния населения.
Приложение N 1
к Стратегии социально-экономического развития
Майского муниципального района до 2034 года
Индикаторы реализации Стратегии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года
Индикаторы реализации Стратегии |
2017 год факт |
2018 год оценка |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2034 год |
|||||
Базовый вариант |
Целевой вариант |
Базовый вариант |
Целевой вариант |
Базовый вариант |
Целевой вариант |
Базовый вариант |
Целевой вариант |
Базовый вариант |
Целевой вариант |
|||
1. Валовая продукция по всем видам деятельности, млн. рублей |
4424,7 |
4783,2 |
4874,8 |
4963,8 |
4965,6 |
5126,7 |
5300,4 |
31684,4 |
5654,8 |
34815,7 |
6033,9 |
38258,9 |
2. Валовая продукция в расчете на душу населения, тыс. рублей |
113,5 |
123,0 |
125,3 |
127,3 |
127,3 |
130,8 |
135,6 |
804,2 |
144,3 |
877,0 |
153,5 |
956,5 |
3. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей |
359,3 |
407,1 |
435,0 |
467,0 |
461,5 |
26129,6 |
600,0 |
5845,8 |
780,0 |
6025,8 |
1013,9 |
6259,1 |
4. Объем инвестиций на душу населения, тыс. рублей |
9,2 |
10,5 |
11,2 |
12,0 |
11,8 |
666,6 |
15,3 |
148,4 |
19,9 |
151,8 |
25,8 |
156,5 |
5. Численность постоянного населения (на конец года), тыс. чел. |
38,9 |
38,9 |
38,9 |
39,0 |
39,0 |
39,2 |
39,1 |
39,4 |
39,2 |
39,7 |
39,3 |
40,0 |
"Рост экономического потенциала Майского муниципального района" | ||||||||||||
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
1130,6 |
1378,4 |
1409,0 |
1435,6 |
1436,6 |
1463,7 |
1584,9 |
27691,1 |
1743,4 |
30460,2 |
1917,7 |
33506,2 |
2. Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (в действующих ценах), млн. рублей |
2825,0 |
2867,4 |
2896,1 |
2910,4 |
2925,0 |
2954,1 |
3071,3 |
3175,7 |
3224,9 |
3413,8 |
3386,1 |
3669,9 |
3. Количество развивающихся депрессивных промышленных площадок, ед. |
10 |
10 |
9 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4. Количество выделенных площадок, под строительство новых производств, ед. |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5. Количество хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, которым оказана имущественная, финансовая, консультационная и иная поддержка со стороны органов местного самоуправления, ед. |
7 |
8 |
9 |
10 |
13 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
35 |
40 |
6. Создано новых рабочих мест, ед. |
203 |
250 |
300 |
350 |
350 |
400 |
400 |
450 |
450 |
500 |
2500 |
2650 |
"Формирование благоприятного социального климата Майского муниципального района" | ||||||||||||
1. Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
5,3 |
5,5 |
5,4 |
5,7 |
7,5 |
7,9 |
2. Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. рублей |
19,3 |
21,2 |
21,5 |
22,1 |
21,9 |
23,0 |
25,0 |
27,0 |
27,0 |
29,0 |
31,0 |
35,0 |
3. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Майского муниципального района, млн. рублей |
156,9 |
172,8 |
175,4 |
179,7 |
178,0 |
184,7 |
184,8 |
195,9 |
201,8 |
562,5 |
211,0 |
633,0 |
4. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек), человек |
10,9 |
11,0 |
11,2 |
11,5 |
11,4 |
11,7 |
12,2 |
12,9 |
12,7 |
13,5 |
13,2 |
14,0 |
5. Смертность от всех причин (на 1000 человек), человек |
11,9 |
11,8 |
11,8 |
11,7 |
11,7 |
11,6 |
11,6 |
11,5 |
11,6 |
11,5 |
11,5 |
11,4 |
6. Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет программами дошкольного образования,% |
91,0 |
91,2 |
91,6 |
92,0 |
91,8 |
92,2 |
93,0 |
93,5 |
95,0 |
96,0 |
98,0 |
100,0 |
7. Доля населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Майского муниципального района в возрасте от 3 до 79 лет, % |
23,6 |
23,7 |
23,7 |
23,7 |
23,7 |
23,8 |
23,8 |
23,9 |
24,1 |
24,2 |
24,4 |
24,5 |
8. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на конец соответствующего года - всего, ед. |
968 |
973 |
975 |
990 |
990 |
1000 |
1125 |
1150 |
1165 |
1220 |
1260 |
1300 |
9. Среднесписочная численность работающих в малом и среднем бизнесе - всего |
2563 |
2640 |
2693 |
2720 |
2747 |
2800 |
3022 |
3220 |
3324 |
3703 |
3656 |
4258 |
"Рост качества среды жизнедеятельности Майского муниципального района" | ||||||||||||
1. Количество проектов по развитию объектов инфраструктуры, реализуемых с использованием механизма муниципально-частного партнерства, ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
14,8 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
17,0 |
18,0 |
22,0 |
23,0 |
27,0 |
28,0 |
31,0 |
32,0 |
3. Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. м |
15,9 |
16,5 |
16 |
16,5 |
16 |
16,5 |
18,5 |
19,0 |
21,0 |
21,5 |
23,5 |
24,0 |
4. Обеспеченность населения жильем в расчете на 1 жителя, кв. м/человека |
18,5 |
18,6 |
18,7 |
19,0 |
18,8 |
19,2 |
19,3 |
21,0 |
20,0 |
22,2 |
21,5 |
23,5 |
5. Оборот розничной торговли, млн. рублей |
454,3 |
522,4 |
553,7 |
600,8 |
587,0 |
690,9 |
622,2 |
794,6 |
659,5 |
913,7 |
699,1 |
1050,8 |
6. Оборот платных услуг, млн. рублей |
70,5 |
71,3 |
72,0 |
72,2 |
72,5 |
73,1 |
74,0 |
77,5 |
78,0 |
82,1 |
83,2 |
86,2 |
7. Оборот общественного питания, млн. рублей |
6,6 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
7,6 |
7,8 |
8,3 |
8,5 |
8,6 |
9,0 |
9,2 |
9,5 |
8. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, тыс. чел. |
608,9 |
620,8 |
625,9 |
630,8 |
632,4 |
635,7 |
648,1 |
650,2 |
654,6 |
658,3 |
661,1 |
665,0 |
9. Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
14,4 |
14,4 |
14,4 |
14,5 |
14,4 |
14,5 |
14,6 |
14,7 |
17,0 |
17,9 |
18,5 |
20,0 |
8. Уровень общей безработицы, % |
23,1 |
23,0 |
23,0 |
22,9 |
22,5 |
21,5 |
20,0 |
18,0 |
17,0 |
15,0 |
14,0 |
10,0 |
7. Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
0,4 |
9. Ожидаемая продолжительность жизни населения, лет |
75,1 |
75,5 |
75,7 |
76,6 |
76 |
76,9 |
76,5 |
77,2 |
78 |
78,5 |
79 |
80 |
Приложение N 2
к Стратегии социально-экономического развития
Майского муниципального района до 2034 года
Реестр
муниципальных программ Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
N п/п |
Наименование государственной программы |
Документ, утверждающий программу |
Координатор |
1. |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Майском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы". |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 30.11.2016 года N 180 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по вопросам жизнеобеспечения и безопасности |
2. |
Муниципальная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Майском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2018 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 30 октября 2015 года N 163 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по социальной политике |
3. |
Муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Майском муниципальном районе КБР на 2016 - 2020 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 19 октября 2015 года N 151 |
Заместитель главы местной администрация Майского муниципального района по экономике и финансам |
4. |
Муниципальная программа "Профилактика правонарушений в Майском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 30 октября 2015 года N 162 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по социальной политике |
5. |
Муниципальная программа "Профилактика коррупции в Майском муниципальном районе на 2017 - 2020 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 20 октября 2016 года N 168 |
Управляющий делами местной администрации Майского муниципального района |
6. |
Муниципальная программа "Доступная среда в Майском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2018 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 30 октября 2015 года N 164 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по социальной политике |
7. |
Муниципальная программа "Профилактика правонарушений в Майском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 30 октября 2015 года N 162 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по социальной политике |
8. |
Муниципальная программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2020 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 10 ноября 2015 года N 168 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по вопросам жизнеобеспечения и безопасности |
9. |
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы в Майском муниципальном районе" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 01 октября 2013 года N 341 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по вопросам жизнеобеспечения и безопасности |
10. |
Муниципальная программа "Гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства Российской Федерации и работа с некоммерческими организациями и казачеством на 2018 - 2020 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 28 сентября 2017 года N 157 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по социальной политике |
11. |
Муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2022 годы" |
Постановление местной администрации Майского муниципального района от 05 декабря 2017 года N 210 |
Заместитель главы местной администрации Майского муниципального района по вопросам жизнеобеспечения и безопасности |
Приложение N 3
к Стратегии социально-экономического развития
Майского муниципального района до 2034 года
Перечень
инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года
N п/п |
Наименование проекта |
Инвестиционная площадка |
Инициатор |
Предполагаемый год ввода в эксплуатацию |
Стоимость проекта, млн рублей |
Число рабочих мест |
Краткое содержание проекта, ожидаемые результаты |
Промышленность | |||||||
1. |
Строительство заводов по производству газосиликатных блоков и обожженной извести |
Г.п. Майский |
ООО "Промышленно-строительная компания "ОКСИ ТМ" |
2019-2020 |
744,0 |
90 |
Проект предполагает создание предприятия по производству газосиликатных блоков с ежегодной мощностью 122000 куб. м и обожженной извести с ежегодной мощностью 40000 тонн. В рамках реализации проекта планируется строительство двух заводов |
2. |
Разработка и организация производства рентгеновского аппарата для близко- и глубокофокусной терапии |
Г.п. Майский |
ООО "Севкаврентген-Д" |
2020 |
600,0 |
20 |
Реализация проекта позволит организовать производство современного медицинского диагностического и терапевтического рентгеновского оборудования, что даст стимул к снижению зависимости от зарубежного медицинского оборудования, а также повысить доступность современного медицинского оборудования для медицинских учреждений и улучшить качество медицинских услуг для населения. Комплексы диагностического и терапевтического рентгеновского оборудования могут использоваться в различных областях медицины - челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, онкологии, травматологии и других. Оборудование планируется поставлять не только в Россию, но и в страны СНГ и Азии |
3. |
Создание в Кабардино-Балкарской Республике промышленного комплекса "Этана" |
С.п. Октябрьское |
ООО "Завод чистых полимеров "Этана" |
2030-2034 |
985200 |
25000 |
Создание высокотехнологичного промышленного парка, включающего в себя современные предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения, уксусной кислоты, а также комплексов по производству бутилированной питьевой воды и транспортной логистики. На период до 2030 года запланировано создание 12 комплексов полного цикла производства питьевой бутилированной воды: от производства полиэтилентерефталата для полимерной упаковки (тары) до установок по добыче, очистке и розливу воды. В рамках инвестиционного проекта предусматривается создание одного из крупнейших в СКФО транспортно-логистического узла, включающего создание железнодорожной и портовой инфраструктуры. Транспортно-логистический узел обеспечит сопряжение экономики Кабардино-Балкарской Республики и экономического пояса нового "шелкового пути" |
4. |
Производство и переработка сельхозпродукции |
С.п. Ново-Ивановское |
СХПК "Ленинцы" |
2018 |
200 |
80 |
Модернизация действующего производства под брендовую продукцию |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 2 августа 2018 г. N 127 "Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на период до 2034 года"
Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования
Текст решения опубликован на официальном сайте местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (www.mayadmin-kbr.ru)
Решением Совета местного самоуправления Майского муниципального района от 23 сентября 2022 г. N 88 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 14 декабря 2020 г. N 298