Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению 26 сессии
Совета местного самоуправления
Урванского муниципального района КБР
от 08.08.2018 г. N 2
Стратегия
социально-экономического развития Урванского муниципального района КБР на период до 2034 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Урванского района на период до 2034 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Урванского муниципального района КБР на долгосрочный период.
Стратегия разработана с учётом положений Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2016 г. N 727-рп. с учетом целей и задач долгосрочного развития Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и Урванского муниципального района.
Стратегия сформирована:
- с учётом прогноза и анализа социально-экономического развития муниципального образования Урванского муниципального района КБР;
- в рамках реализации вопросов местного значения муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- во взаимосвязи с основными направлениями социально-экономического развития КБР и муниципальных образований Урванского района;
- с учётом доходов местного бюджета.
Стратегия содержит следующие разделы:
1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития и текущего уровня конкурентоспособности Урванского района.
1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Урванского района на 2017 год.
1.2. Конкурентные преимущества Урванского муниципального района (SWOT-анализ).
2. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития Урванского района до 2034 года.
3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Урванского района до 2034 года.
4. Сценарии социально-экономического развития до 2034 года.
5. Сроки и этапы реализации Стратегии.
6. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
7. Информация о муниципальных программах Урванского района, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
8. Система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Приложение 1. Перспективы территориального развития Урванского района.
Приложение 2. Приоритетные проекты.
Приложение 3. Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории района.
Приложение 4. Показатели достижения целей и задач социально-экономического развития (контрольные индикаторы);
Приложение 5. Динамика основных показателей социально-экономического развития по сценариям.
В рамках аналитического этапа разработки Стратегии проведён комплексный анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития Урванского района за 2017 год, по результатам которого сформирована характеристика муниципального образования, позволяющая оценить роль и вклад Урванского района в экономику Кабардино-Балкарской Республики.
В Стратегию включены основные выводы из проведённого анализа, результаты SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз развития) и основные проблемы развития Урванского района, которые увязаны с целями и задачами, и на которые должны быть направлены основные мероприятия плана реализации Стратегии.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ Урванского муниципального района и плана мероприятий по реализации Стратегии.
1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития и текущего уровня конкурентоспособности Урванского муниципального района
1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Урванского муниципального района на 2017 год
1.1.1. Общая характеристика Урванского муниципального района
Урванский муниципальный район с административным центром в г.п. Нарткала входит в состав Кабардино-Балкарской Республики и образован в 1967 году. Город Нарткала находится в восточной части Кабардино-Балкарской республики, в 20 км от г. Нальчика, в пределах Кабардинской предгорной равнины. Район расположен в центральной части республики и граничит с землями Баксанского и Прохладненского районов на севере, с Майским районом на востоке, с Лескенским районом на юго-востоке, с Черекским районом на юге и с Чегемским районом на западе.
По зональному делению, территория с севера на юг, дробится на 3 зоны: равнинную, предгорную и горную. Практически весь район находится в предгорной зоне, переходящий на крайнем юго-востоке в горную зону и на крайнем севере в равнинную зону.
Общая площадь земель района составляет 45 806 га, из них:
- земли сельскохозяйственного назначения - 32 056 га (69,98%), в т.ч. сельскохозяйственные угодья - 27 193 га;
- земли поселений 4 203 га (9,18%);
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны, энергетики - 1 398 га (3,05%);
- земли особо охраняемых территорий и объектов - 3 га (0,01%);
- земли лесного фонда - 7 727 га (16,87%);
- земли водного фонда - 419 га (0,91%).
Почвенный покров неоднороден и представлен лугово-черноземными, карбонатными и серыми лесными почвами. В Урванском районе имеются месторождения песчано-гравийной смеси, песка строительного. Растительный покров района состоит из степей и лесостепей. Состав лесов по породам характеризуется преобладанием мягколиственных и твердолиственных пород (дуб, ясень, ольха, клен и др.). Фауна района богата разнообразием зверей и птиц. Здесь распространены дикий кабан, заяц, лиса, волк. Наиболее ценными из птиц являются фазан, куропатка, рябчик, перепел. В озерах района водятся сазан, карп, белый амур, реки - усач, форель.
Климат равнинной части континентальный, а также резко континентальный. Летом температура достигает плюс 27-35 , зимой - минус 20
.
В целом климатические условия благоприятные для возделывания всех зональных культур и многолетних насаждений при условии орошения.
Основу экономического потенциала района составляет сельское хозяйство.
Конкурентное преимущество в развитии сельского хозяйства района заключается в экологической чистоте производимых на его территории сельхозпродуктов. Все территории относятся к зоне высокоинтенсивного сельскохозяйственного развития. Агроклиматические условия позволяют повсеместно развивать производство зерновых.
Помимо этого, во всех центрах сельских поселений района и большинстве населенных пунктов развивается животноводство (как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в личных подсобных хозяйствах населения).
По данным Федеральной службы государственной статистики Урванского муниципального района суммарный коэффициент рождаемости на территории района на 2017 год составил 14,7 на 1000 населения. Показатель общей смертности составил 8,4 на 1000 населения. Естественный прирост населения - 6,3. Продолжительность жизни на территории района за отчетный период составила 72,0 года.
Количество лиц, выбывших за пределы Урванского муниципального района КБР составило всего 348 чел., из них 141 человек - русские, 115 человек - кабардинцы, другие национальности - 92 человека; количество лиц, прибывших в Урванский муниципальный район за указанный период - всего 106 чел., них 32 человека - русские, 45 человек - кабардинцы, другие национальности - 29 человек.
На территории Урванского района находятся 12 поселений: 1 городское поселение и 11 сельских. Общая численность населения составила 73,8 тыс. человек, в том числе: городское - более 31 тыс. человек (42,9%), сельское - 42,2 тыс. человек (57,1%).
1.1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Урванского муниципального района на 2017 год.
В 2017 году стратегические цели социально-экономического развития Урванского района были закреплены в стратегическом документе:
- в Программе социально-экономического развития Урванского муниципального района КБР на 2017 - 2020 годы, утверждённой постановлением местной администрации Урванского муниципального района КБР от 21.06.2017 г. N 351. Её главная цель - создание условий для дальнейшего повышения уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста, развития рыночной инфраструктуры, более эффективного использования потенциала территории, обеспечение району достойного места в экономике района. В указанных программах определены ключевые направления деятельности органов местного самоуправления Урванского муниципального района, которые способствуют решению основных проблем и обеспечивают достижение стратегических целей и задач в рамках приоритетных направлений.
Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Урванского района, достигнутые за период реализации Комплексных программ социально-экономического развития Урванского района.
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет |
План |
||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства |
единиц |
2 484,00 |
2 520,00 |
2 610,00 |
2 690,00 |
2. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
процентов |
52,19 |
52,23 |
54,22 |
54,54 |
3. |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя |
рублей |
1 059,45 |
6 599,42 |
26 814,77 |
3 457,95 |
4. |
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
5. |
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
6. |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
процентов |
22,95 |
22,95 |
22,95 |
22,95 |
7. |
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: |
|
|
|
|
|
|
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций |
рублей |
17 184,00 |
18 720,60 |
20 732,00 |
21 132,00 |
|
муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
рублей |
14 386,10 |
15 468,73 |
14 383,26 |
16 121,22 |
|
фонд начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений с начала года |
рублей |
50 926 794,00 |
54 016 796,00 |
50 398 929,00 |
58 036 392,00 |
|
среднесписочная численность работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений с начала года |
человек |
295,00 |
291,00 |
292,00 |
300,00 |
|
муниципальных общеобразовательных учреждений |
рублей |
17 325,20 |
18 871,67 |
17 644,85 |
18 553,31 |
9. |
Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей 1-6 лет |
процентов |
68,87 |
61,55 |
62,55 |
63,41 |
10. |
Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет |
процентов |
11,04 |
12,64 |
2,35 |
2,36 |
11. |
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
процентов |
80,00 |
40,00 |
100,00 |
100,00 |
12. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам |
процентов |
98,50 |
99,85 |
99,66 |
100,00 |
13. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
7,31 |
0,29 |
0,66 |
0,00 |
14. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
96,33 |
79,00 |
83,00 |
96,33 |
15. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений |
процентов |
55,00 |
100,00 |
100,00 |
95,00 |
16. |
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
процентов |
97,19 |
59,23 |
88,46 |
87,64 |
17. |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
процентов |
4,12 |
4,84 |
4,70 |
2,57 |
18. |
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях |
тыс. рублей |
45,88 |
55,65 |
45,33 |
42,22 |
19. |
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы |
процентов |
69,50 |
65,70 |
46,48 |
68,00 |
20. |
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: |
|
|
|
|
|
|
клубами и учреждениями клубного типа |
процентов |
99,32 |
98,76 |
97,80 |
97,73 |
|
библиотеками |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
|
парками культуры и отдыха |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
21. |
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры |
процентов |
77,00 |
55,00 |
55,00 |
50,00 |
22. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
процентов |
23,00 |
23,00 |
23,00 |
23,00 |
23. |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов |
процентов |
28,00 |
27,91 |
27,82 |
28,41 |
|
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
человек |
20 365,00 |
20 412,00 |
20 543,00 |
20 995,00 |
24. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего |
кв. метров |
15,73 |
12,65 |
16,30 |
17,29 |
25. |
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, - всего, гектаров |
|
1,40 |
3,40 |
4,50 |
6,20 |
26. |
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
27. |
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды и концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) |
процентов |
92,31 |
76,92 |
73,33 |
80,00 |
28. |
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет |
процентов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
29. |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях |
процентов |
4,23 |
6,19 |
6,97 |
8,57 |
30. |
Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
На реализации главной цели и задач социально-экономического развития отразились общероссийские тенденции: развёртывание финансово-экономического кризиса в 2014 - 2015 годах, посткризисное оживление экономики в 2016 году, сменилось в начале 2017 года ослаблением темпов экономического роста вследствие снижения мировых цен на энергоносители и экономических санкций.
В результате, основные показатели, характеризующие достижение целей социально-экономического развития Урванского района, были достигнуты в 2017 году по отношению к 2015 году следующим образом:
- Число субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 126 человек и составило 2 610 ед.
- Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя увеличился в 25 раз и составил 26 814,77 рублей;
- Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций по району увеличилась в 1,2 раза и составила 20 732,00 рублей;
- Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя увеличилась в 1,04 раза и составила 16,30. кв. м.
- Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях увеличилась на 1,6 раз и составила 6,97%
- Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта сократилась в 0,7 раза и составила 55%.
Ситуация на рынке труда в Урванском районе в анализируемом периоде свидетельствует о незначительном улучшении значений показателей, характеризующих регистрируемый рынок труда:
- Уровень регистрируемой безработицы сократился с 3,8% до 3,5%;
- Численность экономически активного населения в сравнении с 2015 годом осталась неизменной и составила 36 500 человек в 2017 году.
Учитывая данные прогноза социально-экономического развития района, ожидается достижение всех запланированных результатов программы к концу её реализации.
Несмотря на положительную динамику по большинству показателей к уровню 2015 года, в целом социально-экономическая ситуация в Урванском районе в конце 2017 года характеризуется замедлением темпов экономического роста в большинстве сфер деятельности. Сложившаяся в стране неблагоприятная финансово-экономическая ситуация не могла не отразиться на социально-экономических процессах, происходящих в Урванском районе. Дальнейшее социально-экономическое развитие района требует активных действий, направленных на создание новых производств и привлечение инвестиций с использованием накопленного потенциала во всех сферах деятельности.
Экономическое развитие
Финансы
За отчетный период в консолидированный бюджет района поступило 945,2 млн. рублей (97,2% от годового плана), из них:
- 315,9 млн. рублей - по налоговым и неналоговым доходам (93,8% к годовому плану);
- 629,3 млн. рублей - безвозмездные поступления (99,0% к годовому плану);
Основным источником пополнения налоговых доходов бюджета Урванского муниципального района является НДФЛ. Поступления по данному виду налогов составили 148,8 млн. рублей. Выполнение по НДФЛ к годовому плану - 108,6%, темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 102,7%. Одним из основных источников пополнения неналоговых доходов бюджета Урванского муниципального района является арендная плата за земли. Выполнение поступлений по данному виду неналоговых доходов составили 56,2 млн. рублей. В Урванском районе в части увеличения неналоговых поступлений проводится адресная работа с должниками по сокращению задолженности по арендной плате. Этот вопрос для района является важным и актуальным.
Расходная часть бюджета исполнена на 948,7 млн. рублей (95,8% к годовому плану. Наибольший вес в структуре расходов приходится на образование - 691,6 млн. рублей (72,9% от всех расходов и 96,7% к годовому плану).
Кредиторская задолженность составляет 21,8 млн. рублей, 82,6% от этой суммы составляет компенсация части родительской платы, которая с 2016 года относится к полномочиям республиканского бюджета. Остальная сумма является текущей задолженностью по коммунальным услугам, срок уплаты которой наступает в январе 2018 года.
Общий объем извещений размещенных в ЕИС (Единая Информационная Система) об осуществлении закупок в форме электронного аукциона составил более 92 млн. рублей.
Общий объем заключенных контрактов составил порядка 69 млн. рублей.
Общий объем экономии бюджетных средств составил порядка 23,6 млн. рублей.
Преобладающим конкурентным способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет около 80% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.
В единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) было зарегистрировано 50 муниципальных заказчиков, из которых в фактически осуществляют закупочную деятельность 50 заказчиков.
При этом такими заказчиками было размещено 50 планов закупок и 50 планов-графиков закупок в структурированном машиночитаемом виде.
В отчетном периоде заказчики вносили изменения в план-график в среднем 3 раза. Причинами внесения изменений в планы-графики являются:
признание несостоявшейся процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя); необходимость использования экономии, полученной при осуществлении закупок. Было размещено 64,1 млн. руб. извещений о закупках, участниками которых могут быть только СМП (Субъект малого предпринимательства) и СОНКО (Социально ориентированные некоммерческие организации).
Основное количество закупок у СМП, СОНКО осуществляется путем проведения электронных аукционов. Доля таких закупок составляет около 50% от общего количества и объема извещений о закупках у СМП, СОНКО.
Промышленность
За отчетный период отгружено товаров, выполнено работ и услуг крупными и средними предприятиями промышленности по данным органов статистики - на сумму 5 643,85 млн. рублей. Основной объём консервной продукции района выпускает ООО "Агро-Инвест" (84,8%). Кроме того, консервную продукцию выпускают ООО "Агро", КФХ "Сибековых", ИП Сибекова.
Оборот розничной торговли составил 210,15 млн. рублей. Оборот розничной торговли на 85% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля продажи товаров на рынках и ярмарках составила 15%. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения составил 2 845,59 рублей. В настоящее время на территории Урванского муниципального района расположены объекты торговли: магазины - 189, аптеки - 19. Система общественного питания представлена 42 объектами. Сфера бытового обслуживания состоит из 158 объектов, из них предприятий по оказанию парикмахерских услуг - 52, по ремонту и пошиву швейных изделий - 11, по оказанию ритуальных услуг - 4.
Малое и среднее предпринимательство
На территории Урванского муниципального района осуществляют деятельность 2 621 субъект малого и среднего предпринимательства.
Местная администрация Урванского муниципального района сотрудничает с ГУ "Центр занятости населения Урванского района" по вопросам вовлечения в предпринимательскую деятельность безработных граждан района. В центре организована работа по информированию безработных граждан о возможностях организации предпринимательской деятельности, содействию безработных в подготовке и проведению экспертизы бизнес-планов, проведению тестирования безработных, направлению безработных граждан на профессиональную переподготовку по профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность или самозанятость. Экономически активное население составило 36 500 человек, более 50% численности населения - граждане трудоспособного возраста. Численность официально зарегистрированных безработных конец 2017 г. составляет 1 031 человек. По сравнению с предыдущим годом данный показатель увеличился на 11%. За отчетный период при участии Центра занятости трудоустроено 605 человека разных возрастных категорий. Был обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок муниципальных закупок через официальный сайт. Основными задачами поддержки малого и среднего бизнеса остается поддержка всех видов инновационного бизнеса, инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места и имеющих бюджетную отдачу, оказание финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки, ликвидация административных барьеров.
Инвестиции
Поступление инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций за счет всех источников финансирования составило 1 992 486 000 рублей. Всего объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека по официально отчитывающимся предприятиям в статистические органы составляет 26 814,76 рублей.
К перечню приоритетных направлений инвестирования относятся: производство и переработка сельхозпродукции, промышленное производство и образование.
Сельское хозяйство
Функционируют 14 предприятий, 1117 фермерских хозяйств и 11 233 личных подсобных хозяйств. Доход от аренды сельхозугодий составил 56, 2 млн. рублей, в том числе от аренды пашни 42,1 млн. рублей, многолетних насаждений - 12,7 млн., рублей, сенокосов - 0,7 млн. рублей и пастбищ 0,7 млн. рублей. Информация об использовании земельных ресурсов по Урванскому муниципальному району КБР на 2017 г.: Общая площадь земель сельскохозяйственных угодий - 27077 га, из них земель в федеральной собственности - 154,7 га, республиканской собственности - 78 га, земель переданных в пожизненно наследуемое владение и садовым товариществам - 729 га.
Площадь земель сельскохозяйственных угодий предназначенных для сдачи в аренду всего составляет 26115,3 га, в том числе пашни составляют 14517,5 га, многолетние насаждения - 3107,9 га, пастбища и сенокосы - 8489,9 га.
Из общей площади земель сельскохозяйственного назначения Урванского муниципального района передано в аренду - 18524,1 га, площадь земель не переданных в аренду - 7591,2 га. Стоит отметить, что в основном земли не переданные в аренду - это пастбища и сенокосы - 7537 га, многолетние насаждения составляют - 54,2 га. Земли сенокосов и пастбищ сдать в аренду не представляются возможным из-за недовольства населения, которое использует эти земли для выгона скота. В условиях острейшего дефицита средств, в целях увеличения собственных налоговых поступлений работает комиссия по мобилизации доходов в бюджетную систему.
По результатам инвентаризации размещено на официальном сайте torgi.gov.ru проведено два аукциона, две продажи путем публичного предложения, три продажи без объявления цены на общую сумму 353,1 тыс. рублей.
Образование
Районная система образования представлена 26 образовательными учреждениями, в том числе:
- 20 школ, в которых обучается 8537 учащихся;
- 5 самостоятельных дошкольных образовательных учреждений и 17 дошкольных структурных подразделений, находящихся в составе 15 школ (дошкольные блоки), численность детей дошкольного возраста в которых составляет 4620 человек (53% от общего количества детей дошкольного возраста, проживающих в районе);
- 1 учреждение дополнительного образования "Станция юных техников", в котором обучаются 341 воспитанник.
Все образовательные учреждения полностью укомплектованы педагогическими кадрами всех сфер деятельности - их численность составляет 1101 человек, из них - 665 учителей. Образовательные учреждения имеют современные условия для организации образовательного и воспитательного процесса, выход в интернет и собственные сайты.
Во всех образовательных учреждениях имеется 728 компьютера - 10,5 человек на одно компьютерное место.
На сегодня в районе 2 общеобразовательных учреждения МКОУ "Лицей N 1" г. Нарткала и МКОУ СОШ N 2 г. Нарткала, занимаются в 2 смены (общая численность составляет 401 ребенок - учащиеся начальной школы).
Все ОУ района организуют питание в соответствии с единым 10 дневным меню, которое разработано отдельно для дошкольных образовательных учреждений и школ с учетом рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания. Общий показатель охвата горячим питанием обучающихся составляет 73% от общего количества обучающихся 1-11 классов, при этом охват льготным питанием составляет 53,5%.
Реализован Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 в части обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Актуальная очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования была ликвидирована к 1 января 2016 г. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Урванском районе продолжает составлять 100%.
В 2017 году было дополнительно создано 20 дошкольных мест (в дошкольном блоке МКОУ СОШ с.п. Псынабо была открыта 1 группа общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста на 20 мест). По состоянию на конец 2017 года в очереди на получение дошкольных услуг состояло 145 человек, что значительно меньше, чем в предыдущем году.
В 2017 году в Урванском муниципальном районе 301 выпускник 11 классов (Из них в форме ЕГЭ сдавать 297, в форме ГВЭ - 4 (2 участника зарегистрированы и в форме ЕГЭ и в форме ГВЭ).
Доля выпускников, преодолевших минимальный порог по обязательным предметам составила:
- по русскому языку - 100% (298 чел.);
- по математике (по одному из уровней) - 99,6% (297 чел.)
В 2017 году два выпускника МКОУ "Лицей N 1" г.п. Нарткала и один выпускник МКОУ СОШ с.п. Урвань получили 100 баллов по истории и обществознанию.
Вместе с тем, по результатам ЕГЭ 2 выпускника ОУ (МКОУ СОШ N 2 с.п. Старый Черек и МОУ СОШ N 3 с. Псыгансу) не получили аттестат о среднем общем образовании. В сентябрьский период оба не смогли пересдать.
Медали "За особые успехи в учении" получили 96 выпускников (31,89%).
Основной государственный экзамен по двум обязательным предметам (русский язык и математика) сдали 650 выпускников.
Все выпускники преодолели минимальный порог баллов, необходимый для успешного прохождения ГИА по русскому языку и математике. По результатам проверки экзаменационных работ. Средний балл по математике в районе составил - 4 балла по русскому языку в районе составил - 4,1 балла.
По всем предметам средний балл имеет положительную динамику по сравнению с прошлым годом.
89 выпускников (13%) окончили 9 класс с аттестатом особого образца.
Библиотечные фонды образовательных учреждений района пополнены учебниками в количестве 7.193 экземпляров, на сумму более 3 млн.792.900 руб.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников составляет:
- общего образования - 20 992 руб. (114% к целевому ориентиру)
- дошкольного образования - 18 143 руб. (95% к целевому ориентиру);
- дополнительное образование - 17 188 руб. (86% к целевому ориентиру).
Во всех образовательных учреждениях района есть медицинские кабинеты и лицензии на оказание медицинской помощи.
В перечень образовательных организаций, утвержденных Распоряжением Правительства КБР N 19-рп от 26.01.2017 г. "О создании в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом" были включены МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек и МКОУ СОШ N 3 с.п. Псыгансу. В спортивных залах указанных школ были проведены ремонтные работы и созданы современные условия для занятий физической культурой и спортом.
В отдельных образовательных учреждениях остается актуальной проблема по противопожарной и антитеррористической безопасности ОУ, которые требуют незамедлительного решения и финансовых затрат: пропитка чердачных помещений, установка АПС, монтаж системы оповещения, отсутствие видеонаблюдения, турникетов с контролем и управлением доступа в ОУ, стационарных металлодетекторов.
Основной проблемой во всех школах и детских садах является состояние кровель, фасадов, инженерных коммуникаций, оконных и дверных блоков, требующих капитального ремонта и замены их на новые. На ремонтные работы по образовательным учреждениям было потрачено 2 397,2 млн. рублей.
Физическая культура и спорт
Численность населения Урванского района, занимающегося физической культурой и спортом по состоянию составляет более 24 000 человек, что составляет 29,7% от общего населения района.
Количество спортивных сооружений в районе составляет более 140 единиц, в том числе стадионы с трибунами, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, футбольные поля, уличные спортивные площадки и другие плоскостные сооружения.
На территории Урванского района было проведено более 50 спортивных и оздоровительных мероприятий: зимнее первенство по футболу среди юношей, турниры по вольной борьбе среди юношей, открытый республиканский турнир по армейскому рукопашному бою, республиканский турнир по кикбоксингу, муниципальный этап соревнований по мини-футболу "Мини-футбол в школу", соревнования по "Ралли-Спринту" на Урванском автодроме, муниципальные этапы зимнего и летнего фестивалей ВФСК ГТО "Готов к труду и обороне", а также Месячник ГТО, турниры по волейболу в сельских поселениях района, муниципальный этап всероссийских соревнований по футболу "Кожаный мяч", легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы в ВОВ, Всероссийский олимпийский день, Всероссийский день бега "Кросс нации", традиционный юношеский турнир по футболу памяти Кагазежева В.Х., традиционный всероссийский турнир по вольной борьбе среди юношей памяти Кандохова М.Х., чемпионаты и первенства по свободнолетающим моделям, по моделям ракет, республиканские чемпионаты по картингу и другие. Более 1200 учащихся Урванского района приняли участие в сдаче нормативов ВФСК "ГТО" в осенний период. Всего за 2017 год нормативы ВФСК "ГТО" сдавали более 1390 человек, в том числе учащиеся ОУ, молодежь и взрослое население Урванского района.
Культура
Развитие отрасли Культура в Урванском муниципальном районе в 2017 году осуществлялось в соответствии с направлениями Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", Республиканской целевой программы "Развитие культуры в Кабардино-Балкарской республике" на 2013 - 2017 годы, муниципальной целевой программы "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы". В Урванском муниципальном районе функционируют 10 Домов культуры, 3 массовые библиотеки с филиалами в 11 сельских населенных пунктах, Центр дополнительного образования "Радуга", детская музыкальная школа в г.п. Нарткала и детские школы искусств в с.п. Старый Черек и Урвань. Из-за неудовлетворительного технического состояния Дома культуры в сельских поселениях Герменчик, Кахун, Нижний Черек, Старый Черек, и Черная Речка не эксплуатируются. В с.п. Псыгансу построен новый Дом культуры в 2017 г. в рамках партийного проекта "Единой России" "Местный Дом культуры Дом культуры с.п. Псынабо отремонтирован сдан в эксплуатацию и полноценно работает с мая 2016 г. В районе 155 различных клубных формирований с численностью участников 4180 человек. Учреждениями культуры в районе проведено 1435 различных культурно-массовых мероприятий, в которых приняли участие более 160 тыс. человек. Доля детей, обучающихся в 4 учреждениях дополнительного образования составляет 13% от общего количества детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях района.
Имеющаяся сеть учреждений культуры района соответствует социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р. Капитальный ремонт оставшихся учреждений культуры позволит более качественно вести работу по удовлетворения духовных потребностей населения, соблюдению конституционного права граждан на свободу творчества, обеспечение разнообразия культурно-досуговой деятельности, сохранение национальных культурных ценностей и традиций.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации N 597 от 07.05.2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" проведена определенная работа. Соотношение средней заработной платы руководителей и работников составляет 1:2. Среднесписочная численность работников культуры составляет 62 чел. Среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры за 2017 год установлено в размере 16578 руб. У работников культуры района средняя заработная плата за 2017 г. выше индикативных норм и составляет 17 326 руб.
Численность работников Домов культуры и библиотек района составляет 65 человек, а детских школ искусств района - 75 человек. Проведена независимая оценка качества работы учреждений культуры района и результаты размещены на сайтах.
Транспорт
Транспортное обслуживание населения района осуществляют МУП "Нарткалинское АТП-2" и ООО "Транс-Тур", которые оказывают услуги: - по перевозке пассажиров по городским, пригородным и межмуниципальным маршрутам;
- по предрейсовому и послерейсовому медицинскому осмотру водителей, техническому осмотру автотранспортных средств.
ООО "ТрансТур" оказывает услуги более 50 предпринимателям. Количество обслуживаемого автотранспорта составляет более 100 единиц. Ежедневно на маршрутах работает более 70 автобусов в т.ч. из них 15 единиц пассажирского транспорта принадлежит предприятию. Вместе с тем, автотранспортное предприятие МУП "НАТП-2" обслуживает 7 маршрутов. Подвижной состав составляет 18 единиц пассажирского транспорта.
Хочется отметить налаженную работу ООО "ТрансТур". Предприятие работает стабильно и не имеет задолженности по заработной плате, по налогам и обязательным платежам.
Система ЖКХ
Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства района включает в себя разные виды деятельности, ведущими из которых является жилищное хозяйство, водоснабжение, теплоснабжение, электро-газоснабжение, внешнее благоустройство и озеленение города и санитарная очистка района.
Жилищный фонд
Жилищный фонд района составляет 152 многоквартирных дома.
Вопросы содержания жилищного фонда в районе решают 3 управляющие компании: ООО УК "Наш дом", ООО УК "Успех" и ООО УК "Очаг".
Водоснабжение
Одной из стратегических задач местной администрации Урванского муниципального района является стабильное обеспечение жителей поселений питьевой водой.
В районе 11 водоснабжающих организаций, которые оказывают услуги населению по отпуску питьевой воды и услуги по водоотведению.
Водоснабжающими организациями было поднято - 4015,94 тыс. куб. м. воды. Отпуск воды и пропуск стоков (реализация) составило 3068,26 тыс. куб. м. на общую сумму - 51511,76 т. руб.
Теплоснабжение
За отчетный период предприятием ОАО "Урвантеплосервис" выработано тепловой энергии 42,184 тыс. Гкал., реализовано 35,993 тыс. Гкал. Сборы составили 85,3%. Доход от реализации тепловой энергии составил 64 млн. 469 тыс. руб., в том числе по бюджетным организациям района 25 млн.586 тыс. рублей.
Электроснабжение
Основной задачей Урванских РЭС является обеспечение населения электроэнергией без сбоев. Хочется отметить налаженную и квалифицированную работу электриков, благодаря которым электроснабжение населения Урванского муниципального района осуществляется без сбоев и серьезных аварий. Ремонт кабельных линий электропередачи - 3,6 км. Обрезка деревьев по трассам линий электропередачи - 5,4 км.
Во исполнение Комплексного плана мероприятий по снижению задолженности Кабардино-Балкарской Республики за поставленные энергоресурсы Распоряжением местной администрации Урванского муниципального района от 23 марта 2015 г. N 61 создана комиссия по погашению задолженности и повышению платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы.
Утвержден комплексный план мероприятий, согласованный со всеми заинтересованными службами и повышению платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы на территории Урванского муниципального района.
Главам местных администраций поселений рекомендовано на местах создать муниципальные комиссии по погашению задолженности и повышению платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы.
1.2. Конкурентные преимущества Урванского района (SWOT-анализ)
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) социально-экономического развития Урванского района
Проведённый комплексный анализ социально-экономического развития Урванского района является основой для формирования SWOT-анализа. Выявлены слабые и сильные стороны, определены ситуации, представляющие угрозу для основных сфер деятельности, благоприятные возможности для их развития. Благоприятные возможности можно использовать на благо социально-экономического развития Урванского района в целом и его отдельных населённых пунктов. Угрозы - это актуальные или потенциальные опасности для района. Благоприятные возможности вытекают из сильных сторон, угрозы - из слабых сторон. Вместе с тем, возможности и угрозы могут существовать и сами по себе, не вытекая из сильных и слабых сторон.
SWOT-анализ
Сильные стороны:
- Выгодное географическое (транзитное) положение Урванского района в границах Кабардино-Балкарской Республики;
- Наличие альтернативных видов транспорта (автомобильного и железнодорожного);
- Наличие значительных природных ресурсов:
- наличие месторождений полезных ископаемых (глины, песка);
- земельные ресурсы;
- водные ресурсы (речная сеть, подземные воды).
- Структура экономики представлена широким спектром видов экономической деятельности;
- Значительная роль малого и среднего бизнеса в экономике района, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Достаточно развитый потребительский рынок (розничная торговля, сфера бытовых услуг, сфера общественного питания);
- Наличие необходимых пахотных земель и сенокосных угодий;
- Городской статус районного центра;
Потенциальные возможности:
- Развитие транспортной инфраструктуры;
- Развитие производства строительных материалов;
- Развитие партнёрских экономических связей с соседними районами по взаимовыгодным направлениям;
- Повышение уровня благоустройства населённых пунктов;
- Развитие производств, ориентированных на переработку местного сырья
- Развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования (ЛПХ, КФХ);
- Развитие малого и среднего предпринимательства;
- Развитие жилищного строительства, в том числе индивидуального;
- Повышение общественной безопасности и предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории Урванского района;
- Повышение уровня культуры и организации досуга населения, а также развитие массового спорта;
- Внедрение новых механизмов эффективного муниципального управления, в том числе повышение эффективности использования муниципального имущества, вовлечение свободных производственных площадей и земельных участков в хозяйственную деятельность, привлечение дополнительных бюджетных инвестиций за счёт участия в государственных программах.
Слабые стороны:
Основными факторами, сдерживающими рост инвестиционной активности на территории Урванского района, являются:
- Преимущественная занятость в бюджетной сфере, "старение кадров";
- развитие сельскохозяйственного производства связанно с риском т.к. район расположен в зоне с высокой зависимостью от погодных условий;
- Высокая зависимость экономического развития района от внешних факторов;
- Недостаточный уровень благоустройства населённых пунктов района;
- Недостаточно развитая инженерная инфраструктура для строительства жилья;
- Высокий уровень износа коммунальных объектов;
- Недостаточный уровень обновления материально-технической базы
Угрозы:
- Усиление негативных демографических тенденций в районе - сохранение темпов миграционного оттока, высокий уровень заболеваемости;
- Недостаточные темпы создания транспортной инфраструктуры и развития улично-дорожной сети;
- Недостаточные темпы обновления основных фондов, как в производственном секторе, так и в бюджетной сфере;
- Увеличение объёмов образования отходов;
- Низкие темпы наращивания производства продукции местных товаропроизводителей.
Основные проблемы:
В результате проведённого анализа социально-экономического положения района сформирован перечень наиболее значимых проблем:
- Отсутствие инвестиционных площадок с развитой инженерной инфраструктурой;
- Низкий престиж сельскохозяйственного труда;
- Проблема занятости населения, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, "старение" квалифицированных кадров и низкий уровень обновления кадров в системе сельского хозяйства, образования;
- Высокий уровень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, производственных фондов хозяйствующих субъектов и недостаточное развитие материально-технической базы объектов социальной сферы;
- Недостаточно развитая транспортная инфраструктура, неудовлетворительное качество автомобильных дорог общего пользования;
- Недостаточный уровень благоустройства населенных пунктов района;
- Неразвитая туристская инфраструктура.
Конкурентные преимущества:
- Конкурентное преимущество в развитии сельского хозяйства района заключается в экологической чистоте производимых на его территории сельхозпродуктов. Все территории относятся к зоне высокоинтенсивного сельскохозяйственного развития. Агроклиматические условия позволяют повсеместно развивать производство зерновых.
- Помимо этого, во всех центрах сельских поселений района и большинстве населенных пунктов развивается животноводство (как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в личных подсобных хозяйствах населения).
- Наличие объективных предпосылок для экономического взаимодействия с соседними территориями, транзитное положение района;
- Высокий показатель жилищного строительства, в том числе индивидуального;
2. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития Урванского муниципального района до 2034 года
Имеющийся потенциал социально-экономического развития Урванского района с учётом достигнутых результатов, складывающихся конкурентных преимуществ и угроз определяет главную цель, цели и задачи социально-экономического развития Урванского района до 2034 года.
В результате реализации Стратегии планируется улучшение качества жизни населения и динамичное развитие экономики на основе устойчивого экономического роста, развития инфраструктуры, преобразований в социальной сфере и внедрения новых механизмов муниципального управления.
Комплекс преобразований должен оказать положительное влияние на развитие различных сфер деятельности и повышение уровня жизни на территории Урванского района.
Стратегическая цель социально-экономического развития Урванского муниципального района - обеспечить высокое качество жизни в районе за счёт реализации инфраструктурных проектов и развития экономического потенциала.
Выбор стратегической цели социально-экономического развития Урванского района основан на определении ключевых факторов устойчивого экономического роста и преобразований в социальной сфере.
Ключевым фактором развития Урванского района определено развитие транспортной, логистической, социальной и других видов инфраструктуры, обеспечивающей условия для развития бизнеса и жизни населения. Важным условием достижения стратегической цели является улучшение инвестиционного климата в Урванском районе. Более подробно информация об основных направлениях по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Урванского района изложена в приложении 3 к Стратегии.
В рамках стратегической цели определено 4 цели социально-экономического развития Урванского района на период до 2034 года. Цели социально-экономического развития Урванского района согласованы и синхронизированы с системой целей развития Кабардино-Балкарской Республики.
Цель 1. Наращивание экономического потенциала и повышение уровня инвестиционной привлекательности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Улучшение инвестиционного климата в Урванском районе;
1.2. Развитие предпринимательства на территории района;
1.3. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Урванского района.
Цель 2. Развитие транспортной инфраструктуры в Урванском районе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Сохранение и развитие транспортной инфраструктуры в Урванском районе;
2.2. Модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры в Урванском районе;
2.3. Повышение энергоэффективности на территории Урванского района;
Цель 3. Повышение уровня и качества жизни населения на территории Урванского района, накопление человеческого потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
3.1. Обеспечение повышения безопасности жизнедеятельности населения Урванского района;
3.2. Повышение доступности медицинской помощи и эффективности предоставления медицинских услуг на территории Урванского района;
3.3. Создание условий для устойчивого развития муниципальной системы образования Урванского района, повышения качества и доступности образования;
3.4. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма в Урванском районе;
3.5. Создание условий для развития физической культуры и массового спорта, эффективной молодёжной политики на территории Урванского района;
3.6. Создание условий для развития жилищного строительства в Урванском районе, в том числе индивидуального.
3.7. Увеличение уровня благоустройства населённых пунктов и развитие системы утилизации и переработки отходов.
Цель 4. Эффективное муниципальное управление.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4.1. Совершенствование системы управления муниципальными финансами;
4.2. Повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом;
3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Урванского района до 2034 года
Реализация Стратегии будет способствовать решению основных проблем и задач развития Урванского района. Это позволит району улучшить показатели социально-экономического развития района и повысить рейтинги среди муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики и закрепить свои позиции по многим показателям в лидирующей десятке.
Урванский район к 2034 году должен стать привлекательным местом для жизни, отдыха и воспитания детей.
Траекторией социально-экономического развития Урванского района в долгосрочной перспективе будет движение в сторону наращивания промышленных производств и развития производств из местного сырья через создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
Создание благоприятных условий ведения бизнеса будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности района, как для внутренних, так и внешних инвесторов.
Качественное образование, создание условий для улучшения качества медицинского обслуживания, доступные культурные блага, благоустроенное жильё, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда, улучшение благоустройства населенных пунктов района будут способствовать привлечению и удержанию в районе высококвалифицированных специалистов.
Результатом реализации Стратегии должно стать создание более эффективной экономики, развитие которой будет опираться на особенности района, что повлечет рост более чем в 2 раза (в сопоставимой оценке) валового регионального продукта, увеличение средней продолжительности жизни до 82 лет, снижение смертности, повышение занятости и уровня жизни населения.
- Снижение темпов сокращения численности постоянного населения района: убыль постоянного населения за 2018 - 2034 годы (за 16 лет) не более 3%;
- Улучшение ситуации на рынке труда: уровень регистрируемой безработицы составит в 2025 году 1,9%, в 2034 году 2,2%,
- Увеличение числа занятых в реальном секторе экономики: доля работников бюджетной сферы от среднесписочной численности работников по полному кругу организаций района сократится по отношению к уровню 2017 года и составит в 2025 году 63,2%, в 2034 году - 47,0%;
- Увеличение доходов населения: среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий возрастёт по отношению к уровню 2017 года в 2025 в 1,4 раза, а в 2034 году - в 2 раза;
- Прирост объёмов поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики с территории Урванского района по отношению к 2017 году в 2034 году на 130%. Ожидаемые результаты и показатели достижения целей и задач социально-экономического развития Урванского района по целям и задачам социально-экономического развития приведены в приложении 4 к Стратегии.
4. Сценарии социально-экономического развития Урванского района до 2034 года
На основе анализа основных факторов сформированы наиболее вероятные сценарии долгосрочного развития Урванского района с учётом сценариев, определённых в Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года.
При разработке сценариев социально-экономического развития Урванского района проанализировано состояние основных сфер деятельности в районе и определены тенденции их развития под влиянием внутренних и внешних факторов.
Сценарии социально-экономического развития:
На основе тщательного учета особенностей и анализа долгосрочных тенденций развития разработаны два наиболее вероятных сценария социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Первый вариант (базовый) предполагает инерционный тип развития под воздействием неблагоприятных факторов, без положительных изменений в области привлечения инвестиций в экономику, при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.
Второй вариант (целевой) выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся высокой инвестиционной активностью и осуществлением ряда крупных инфраструктурных проектов.
Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 10 823,56 млн. рублей к 2034 г.;
ввод в действие жилых домов организациями различных форм собственности и индивидуальными застройщиками составит 37,45 тыс. кв.;
оборот розничной торговли увеличится в 1,1 раза и составит 248,33 млн. руб. к уровню 2017 г.;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 2 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,4 раз (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
Реализация целевого сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей:
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличится до 11 251,32 млн. рублей к 2034 г.;
ввод в действие жилых домов организациями различных форм собственности и индивидуальными застройщиками составит 40,16 тыс. кв.;
оборот розничной торговли увеличится 1,5 раза и составит 292, 98 млн. руб. к уровню 2017 г.;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2034 году увеличится в 2,0 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,3 раза (в текущих ценах) к уровню 2017 года.
5. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет осуществляться в течение 16 лет в период с 2018 по 2034 годы.
Поскольку цели и задачи социально-экономического развития района определены на весь период действия Стратегии, то реализация Стратегии предполагается без выделения этапов.
6. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Реализация Стратегии потребует привлечения значительных финансовых ресурсов. Источниками финансирования реализации мероприятий станут бюджетные (федеральный бюджет, бюджет Кабардино-Балкарской Республики, бюджет Урванского района и бюджеты поселений).
Достижение целей и задач Стратегии планируется осуществлять с привлечением средств вышестоящих бюджетов в рамках реализации государственных программ Кабардино-Балкарской Республики.
Объём бюджетных средств подлежит ежегодному уточнению при разработке соответствующего бюджета исходя из его возможностей.
С учётом сохранения общих направлений налоговой, бюджетной политики прогноз расходов консолидированного бюджета Урванского района на 2018 - 2034 годы составляет 15,76 млн. рублей.
Перспективы и темпы социально-экономического развития Урванского района во многом будут определяться объёмами инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики в целом.
Средства вышестоящих бюджетов необходимо направить, в первую очередь, на развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности населения, сохранение окружающей среды, создание комфортных условий жизнедеятельности, а также на проекты и мероприятия, направленные на развитие социальной инфраструктуры.
Информация о перспективах развития территории и наиболее значимых инвестиционных проектах, планируемых на период реализации Стратегии, в том числе об объёмах инвестиций, представлена в приложениях 1 и 2.
Для успешного экономического роста в Урванском районе с 2018 по 2034 годы необходимо привлечь не менее 600 000 000 рублей инвестиций в основной капитал.
7. Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии
Одним из важнейших элементов стратегического планирования на муниципальном уровне являются муниципальные программы. Муниципальные программы Урванского муниципального района КБР направлены на достижение целей и решение задач социально-экономического развития района.
N |
Наименование программы |
1. |
Профилактика правонарушений в Урванском муниципальном районе КБР на 2016 - 2018 годы |
2. |
Профилактика терроризма и экстремизма в Урванском муниципальном районе КБР на 2016 - 2018 год |
3. |
Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР на 2015 - 2018 годы |
4. |
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Урванском районе на 2015 - 2018 г. внесены изменения |
5. |
Профилактика коррупции в Урванском муниципальном районе на 2016 - 2018 годы |
6. |
Развитие физической культуры и спорта в Урванском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2014-2018 годы |
7. |
Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Урванском муниципальном районе" на 2015 - 2017 годы |
8. |
Развитие торговли в Урванском муниципальном районе на 2015 - 2018 гг. |
9. |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Урванском муниципальном районе КБР на 2014 - 2020 годы внесены изменения |
10. |
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в Урванском муниципальном районе КБР на 2016 - 2020 годы |
11. |
Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Урванского муниципального района КБР на 2016 - 2018 годы |
12. |
Повышение безопасности дорожного движения в Урванском муниципальном районе КБР в 2015 - 2018 годах |
13. |
Охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки в Урванском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики на 2015 - 2018 гг |
14. |
Программа развития образования в Урванском муниципальном районе КБР на 2015 - 2017 гг. внесены изменения |
Реализация указанных программах позволит Урванскому району получать государственную поддержку на строительство жилья, объектов коммунального назначения, образования, реализацию инвестиционных проектов.
Цель 1. Наращивание экономического потенциала и повышение уровня инвестиционной привлекательности.
Цель будет достигнута посредством реализации муниципальных программ, направленных на создание условий для развития предпринимательства на территории Урванского района в различных сферах деятельности и, прежде всего, в сфере материального производства, решение проблем развития сельской местности, а также способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата на территории района. Прежде всего, это муниципальные программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Урванском районе" и "Устойчивое развитие сельских территорий Урванского муниципального района КБР".
Подробно направления работы по формированию благоприятного инвестиционного климата изложены в Приложении 3.
Для успешной реализации данного направления будет выполнен ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, создание условий развития сельскохозяйственного производства и производств с использованием возобновляемых ресурсов, а также совершенствование условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Цель 2. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в Урванском районе
В ходе реализации мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры будет улучшено транспортное сообщение с труднодоступными населёнными пунктами района, улучшено состояние автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети.
Предполагается продолжение мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе полигонов твёрдых бытовых отходов пунктов Урванского района.
В рамках повышения энергоэффективности планируется обеспечить эффективное использование энергоресурсов в бюджетном секторе и в жилищном фонде, повысить энергетическую эффективность при производстве и передаче энергоресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, скоординировать реформу энергосбережения.
Цель 3. Повышение уровня и качества жизни населения на территории Урванского района, накопление человеческого потенциала.
Для сбалансированного социально-экономического развития района будут создаваться условия для развития человеческого капитала через реализацию муниципальных программ, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности на территории района, на устойчивое развитие муниципальной системы образования, на повышение доступности медицинской помощи и эффективности предоставления медицинских услуг на территории района, развитие культурно-досугового сектора, развитие доступного массового спорта и успешной самореализации молодёжи, а также содействие развитию жилищного строительства, в том числе индивидуального.
Воспитание здорового, образованного, предприимчивого молодого поколения сможет в долгосрочной перспективе повысить благосостояние и уровень жизни в районе.
Также в целях накопления человеческого потенциала будет осуществляться реализация мероприятий по закреплению квалифицированных молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений высшего образования на территории Урванского района, а также по взаимодействию с образовательными учреждениями высшего образования для целевой подготовки востребованных в районе специалистов за счёт средств федерального бюджета.
Важнейшим фактором привлекательности Урванского района для образованной молодёжи является высокий уровень услуг социальной сферы.
В целях решения жилищных проблем требуется улучшение качества жилищных условий и обеспечение доступности жилья. Будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению жильём отдельных категорий граждан и создание условий для развития жилищного строительства.
В целях предоставления населению Урванского района качественных муниципальных услуг, планируется укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры через участие в государственных программах.
Также будут создаваться условия для обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения района беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Повышение качества жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения будет осуществляться путём проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и употребления психоактивных веществ среди молодёжи, мероприятий, направленных на оказание помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, а также повышение безопасности дорожного движения, повышение уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности людей на водных объектах Урванского района.
На достижение обозначенной цели будут направлены такие муниципальные программы, как: "Профилактика терроризма и экстремизма", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие культуры в Урванском муниципальном районе КБР", "Развитие культуры в Урванском районе" и "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями".
Цель 4. Эффективное муниципальное управление
Одним из важных направлений развития Урванского района является повышение эффективности муниципального управления и оказания муниципальных услуг. В рамках данного направления будут реализованы муниципальные программы, направленные на совершенствование системы управления муниципальными финансами, повышение эффективности использования муниципального имущества.
Эффективное управление муниципальными финансами и совершенствование межбюджетных отношений будет осуществляться путём продолжения внедрения инструментов программно-целевого планирования, а также повышения прозрачности муниципальных финансов, обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджетов поселений Урванского района.
Повышение эффективности использования муниципального имущества будет осуществляться путем совершенствования механизма предоставления муниципального имущества и земельных участков в аренду, эффективного использования муниципального имущества.
Также необходимо обеспечить повышение эффективности муниципального управления путём повышения качества кадрового потенциала органов местного самоуправления и формирования эффективной кадровой политики.
8. Система управления и мониторинга реализации Стратегии
Основной принцип, определяющий построение механизмов реализации Стратегии - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение интересов всех основных групп, участвующих в реализации Стратегии.
Стратегия является главным документом стратегического планирования, в соответствии с которым принимаются другие документы стратегического планирования.
Механизм реализации Стратегии предполагает:
- организацию управления Стратегией;
- выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии с определением ответственных и непосредственных исполнителей мероприятий;
- организацию контроля над реализацией Стратегии;
- внесение изменений (корректировок) в Стратегию.
Стратегия утверждается Решением Совета Местного самоуправления Постановлением Урванского муниципального района КБР.
В случае необходимости при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Урванского района, осуществляется корректировка Стратегии.
Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в 10 лет с целью продления периода действия при изменении внутренних и внешних факторов и необходимости пересмотра параметров Стратегии.
Механизмом реализации Стратегии является План мероприятий по реализации Стратегии, который включает комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития, указанных в Стратегии, с указанием сроков и ответственных за исполнение.
Общее руководство и контроль над реализацией Стратегии осуществляет Глава Местной Администрации Урванского района.
Мониторинг реализации Стратегии проводится по мероприятиям и контрольным индикаторам, включённым в план мероприятий.
План мероприятий утверждается постановлением Главы Администрации Урванского района.
Текущий контроль осуществляется постоянно в течение всего периода реализации Стратегии путём мониторинга и анализа промежуточных результатов её реализации.
Формы отчётности о реализации Стратегии, а также сроки её подготовки и орган, который осуществляет подготовку сводных отчётов о реализации Стратегии, утверждается постановлением Главы Администрации Урванского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.