Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
и.о. главы местной администрации
Верхне-Чегемского сельского поселения
N 05 от 25.02. 2019 г.
Стратегия
социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года
Введение
Стратегия социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения на долгосрочный период.
Стратегия разработана в соответствии с учётом положений Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Устава Верхне-Чегемского сельского поселения.
Стратегия сформирована:
- с учётом прогноза и анализа социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения;
- в рамках реализации вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- во взаимосвязи с основными направлениями социально-экономического развития Чегемского муниципального района КБР и Кабардино-Балкарской Республики;
- с учётом доходов местного бюджета.
Стратегия содержит следующие разделы:
1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения и текущего уровня конкурентоспособности Верхне-Чегемского сельского поселения;
1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения за 2016 - 2018 годы;
1.2. Конкурентные преимущества Верхне-Чегемского сельского поселения (SWOT-анализ);
2. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года;
3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года;
4. Сценарии социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года;
5. Сроки и этапы реализации Стратегии;
6. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
7. Информация о муниципальных программах Верхне-Чегемского сельского поселения, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
8. Система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Приложение 1. Перспективы территориального развития Верхне-Чегемского сельского поселения.
Приложение 2. Показатели достижения целей и задач социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения (контрольные индикаторы);
Приложение 3. Динамика основных показателей социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения по сценарию.
В рамках аналитического этапа разработки Стратегии проведён комплексный анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения за 2016 - 2018 годы, по результатам которого сформирована характеристика муниципального образования, позволяющая оценить роль и вклад муниципального образования в экономику.
В Стратегию включены основные выводы из проведенного анализа, результаты SWOT-анализа (анализа сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз развития) и основные проблемы развития Верхне-Чегемского сельского поселения, которые увязаны с целями и задачами, и на которые должны быть направлены основные мероприятия плана реализации Стратегии.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ Верхне-Чегемского сельского поселения и плана мероприятий по реализации Стратегии.
В Стратегии используются следующие сокращения:
- Стратегия - Стратегия социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года;
- Стратегия Кабардино-Балкарской Республики - Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года;
- Стратегия Чегемского муниципального района - Стратегия социально-экономического развития Чегемского муниципального района КБР до 2034 года;
- СОШ - средняя общеобразовательная школа;
- ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.
1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития Чегемского муниципального района и текущего уровня конкурентоспособности Верхне-Чегемского сельского поселения
1.1. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения за 2016 - 2018 годы
1.1.1. Общая характеристика Верхне-Чегемского сельского поселения
Географическое положение: Верхне-Чегемское сельское поселение расположено в южной части Чегемского муниципального района, в верховьях Чегемского ущелья. В поселении насчитывается два населённых пункта: Булунгу и Эльтюбю. Общая численность жителей - 1003 человек. Административный центр поселения - с. Булунгу. На 01.01.2019 в с. Булунгу проживает 729 человек, от него с. Эльтюбю - 274 жителей. Расстояние населенных пунктов до районного центра составляет - от с. Булунгу - 71 км, от с. Эльтюбю - 68 км. До ближайшей железнодорожной станции г. Нальчик - 76,8 км.
Верхне-Чегемское сельское поселение граничит с землями муниципальных образований: Хушто-Сурт - на севере и Безенги - на востоке.
Сельское поселение расположено в высокогорной зоне республики. Рельеф представляет собой сильной пересеченную территорию с многочисленными горными пиками и обнаженными скалами, возвышающимися над землями сельского поселения со всех сторон.
Краткая характеристика природных условий:
Климат горный. Лето теплое со средними температурами +20°C. Зима длинная и холодная со средними температурами -15...-20°C. Снежный покров лежит в период с октября по май. Среднегодовое количество осадков составляет около 700 мм. Основная часть выпадает летом.
Растительный мир в основном представлен альпийской и субальпийской растительностью. Лес смешанный и состоит в основном из сосен и буков. На территории сельского поселения водятся медведи, волки, дикие кошки, лисы, туры, олени и т.д.
Геология сельского поселения представлена гравийно-галечником с включением валунов с песчано-глинистым заполнителем. Грунт практически не просадочный. Сейсмичность 8-9 баллов, по СНиП II-7-81 "Свод правил строительства в сейсмических районах" сельское поселение 14.13330.2014.
Через всю территорию поселения с юго-запада на северо-восток протекает река Чегем. Водный режим реки весьма неустойчив. Во время половодья в период снеготаяния и сильных дождей, вода выходит из берегов, отдельные жилые дома затапливаются селевыми потоками.
Территория: Площадь Верхне-Чегемского сельского поселения 436,9 км2.
Административный центр: Административным центром Верхне-Чегемского сельского поселения является с. Булунгу.
Население: на 01.01.2019 г. - 1003 человек. Информация об изменении численности населения по населённым пунктам Верхне-Чегемского сельского поселения представлена в таблице 1.
Таблица 1. Численность населения Верхне-Чегемского сельского поселения (человек)
Наименование населенных пунктов |
На 01.01.2017 года |
На 01.01.2019 года |
Соотношение,% |
Верхне-Чегемское сельское поселение |
1151 |
1003 |
87,1 |
с. Булунгу |
859 |
729 |
84,9 |
с. Эльтюбю |
292 |
274 |
93,8 |
Жизненные проблемы отдаленных населенных пунктов, в основном одинаковые - отдаленность от административных центров поселений, района, слабая транспортная доступность, низкое качество дорог, отсутствие регулярного автобусного сообщения.
Численность населения уменьшается за счёт естественной убыли и миграционного оттока. Количество фактически проживающих жителей часто меньше, чем зарегистрировано (прописано) в данном населённом пункте.
Население, проживающее в данных населенных пунктах, в основном, занято в личном подсобном хозяйстве, сбором дикоросов (ягод).
В течение долгосрочной перспективы возможно сокращение числа населенных пунктов в связи с убылью населения.
Развитие отдалённых населённых пунктов будет во многом зависеть от степени развития поселения.
Сейчас основу экономического потенциала Верхне-Чегемского сельского поселения составляет сельское хозяйство. Основные направления производственной специализации в сельском хозяйстве соответствуют природно-климатическим условиям и особенностям хозяйства поселения. В растениеводстве наиболее развито производство картофеля, плодов и овощей, в меньшей степени зерновых, в животноводстве - производство молока и мяса крупного рогатого скота.
Сельскохозяйственную продукцию на селе в настоящее время производят и крестьянско-фермерские хозяйства и личное подворье. Значимость личных подсобных хозяйств заключается в том, что они позволяют обеспечить самозанятость населения, поддержать уровень потребления молочных, мясных продуктов питания, а также являются дополнительным, доходным источником для населения. По состоянию на 01.01.2019 в поселении действуют 6 КФХ и 319 личных подсобных хозяйств.
Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
- Трудности с обеспечением кормами.
- Сложность сбыта произведенной продукции. Населенные пункты поселения расположены вдали от рынков сбыта, что серьезно затрудняет сбыт, произведенной ими продукции.
- Трудности с получением денежных кредитов под невысокие процентные ставки.
- Старение населения из-за ухудшающейся демографической ситуации.
В связи с этим органы местного самоуправления должны ставить перед собой первостепенную задачу занятости и самозанятости населения.
Способствуя и регулируя процесс развития ЛПХ в поселении можно решать эту проблему следующим путем:
- более интенсивно привлекать льготные кредитные ресурсы для развития ЛПХ в поселении;
- увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия.
Для повышения племенной ценности молодняка крупнорогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить искусственное осеменение животных.
- обеспечить высокий уровень ветеринарного обслуживания в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством.
Малое и среднее предпринимательство является важной составной частью современной рыночной экономики. Это один из эффективных способов создания новых рабочих мест, способных обеспечить не только производство необходимых населению товаров и услуг, но и приемлемый доход работающим. В отраслевой структуре малого бизнеса преобладают предприятия торговли.
Потребительский рынок - основная сфера деятельности малого предпринимательства. Торговля считается наиболее показательным фактором, реально отражающим социально-экономическое положение территории и уровень достатка населения. На территории поселения низкий уровень обеспеченности торговыми точками. В поселении в магазинах отсутствует терминал безналичного расчета, что создаёт неудобства жителям поселения. Ближайший банкомат расположен в с. Нижний Чегем.
Перспективным для Верхне-Чегемского сельского поселения может стать развитие внутреннего и въездного туризма, улучшение состояния существующих туристических баз "Башиль", "Чегем" и строительство новых небольших туристических баз.
1.1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения за 2016 - 2018 годы
Главная цель социально-экономического развития поселения - повышение уровня жизни населения сельского поселения за счёт развития экономического потенциала.
На реализации главной цели и задач социально-экономического развития отразились общероссийские тенденции: развертывание финансово-экономического кризиса, посткризисное оживление экономики сменилось ослаблением темпов экономического роста, вследствие снижения мировых цен на энергоносители и экономических санкций.
Но за рассматриваемый период основные показатели, характеризующие достижение стратегической цели, среднесрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, в целом показывали устойчивую положительную динамику. Динамика показателей решения задач сочетает позитивные и негативные тенденции, которые оказали влияние на значение показателей, характеризующих достижение каждой среднесрочной цели.
Жилищная обеспеченность на 1 человека в 2016 г. - 13,8 кв. м./чел., а в 2018 г. - 14,0 кв. м./чел. Низкие показатели динамики нового строительства обусловлены в основном низким уровнем доходов населения. В перспективе планируется увеличить обеспеченность к 2034 г. - до 18,0 кв. м./чел.
Уровень безработицы (официально зарегистрированной) в 2016 г. - 18 чел., в 2018 г. - 16 чел.
При этом отмечаются и негативные тенденции:
- Численность постоянного населения Верхне-Чегемского сельского поселения сократилась с 2016 г. на 12,9% (на 148 человек) и на 01.01.2019 года составила 1003 человек;
Ситуация на рынке труда в анализируемом периоде свидетельствует о незначительном ухудшении значений показателей, характеризующих регистрируемый рынок труда:
- уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,56% до 1,60%.
При этом численность трудоспособного населения снижена с 612 человек в 2016 году до 607 человек в 2018 году;
- Коэффициент напряжённости на рынке труда постоянно увеличивается.
В социальной сфере за 2016 - 2018 годы
В сфере образования
Дошкольное образование, общее образование
Учреждения дошкольного образования детей в поселении отсутствуют. Программу дошкольного образования в Верхне-Чегемском сельском поселении реализует МКОУ "СОШ с. Булунгу".
В пилотном режиме идет процесс введения ФГОС основного общего образования в МКОУ "СОШ с. Булунгу".
Обеспеченность учреждениями образования на территории поселения:
ДОУ - 81,6%,
Общеобразовательная школа - 135,7%,
внешкольные учреждения (ДМШ) - 0%,
физкультурно-спортивные учреждения: спортивные залы - 37,0%, плоскостные спортивные сооружения - 0%, плавательные бассейны - 0%.
Проблемой общего образования также остаётся:
- низкая скорость интернета не позволяет в полной мере использовать данный ресурс в образовательных целях.
В 2018 году закончен капитальный ремонт спортивного зала, также заканчивается проведение оптоволоконной связи на территорию поселения.
В сфере здравоохранения
Систему здравоохранения Верхне-Чегемского сельского поселения представляют ФАП с. Эльтюбю и Врачебная амбулатория с. Булунгу.
В последние годы достижения системы здравоохранения связаны с усилением профилактической работы участковыми службами с населением, проведением активной работы по углубленной дополнительной диспансеризации взрослого и детского населения, организацией выездов бригад узких специалистов из областной клинической больницы и областной детской больницы.
Значительно повысился % охвата населения сплошной диспансеризацией (ДВН, ПВН, МОН), флюорографией и маммографией.
В результате проделанной работы снизилась общая заболеваемость населения. Сведены на нет младенческая и детская смертность, снизилась смертность в трудоспособном возрасте, уменьшилась заболеваемость сезонными простудными заболеваниями и их осложнениями, из-за 100% охвата населения профилактическими прививками.
Проведены все необходимые текущие ремонты в амбулатории с. Булунгу, новый ФАП был введен в эксплуатацию в 2014 году.
Проблемой в сфере здравоохранения остаётся отсутствие аптеки на территории поселения.
Развитие массового спорта
Физическое воспитание и занятия спортом в поселении осуществляет МКОУ "СОШ с. Булунгу".
Культивируемые виды спорта в сельском поселении: волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы, шашки.
В 2019 году планируется строительство мини-футбольного поля, а в 2020 году - строительство многофункционального спортивного зала.
Организация культурного досуга
В указанный период были достигнуты основные показатели, характеризующие стабильный рост основных показателей в сфере культуры Верхне-Чегемского сельского поселения.
По состоянию на 01.01.2019 года сеть учреждений поселения представлена:
- Дом культуры с. Булунгу;
- Библиотека с. Булунгу;
- Дом культуры с. Эльтюбю;
- Библиотека с. Эльтюбю.
Во всех учреждениях культуры требуется капитальный ремонт, либо строительство новых зданий. В 2019 году планируется провести капитальный ремонт здания Дома культуры с. Эльтюбю и строительство нового Дома культуры в с. Булунгу.
В целом социально-экономическая ситуация в Верхне-Чегемском сельском поселении по итогам 2018 года характеризуется замедлением темпов экономического роста в большинстве сфер деятельности.
Сложившаяся в стране неблагоприятная финансово-экономическая ситуация не могла не отразиться на социально-экономических процессах, происходящих в сельском поселении.
Дальнейшее социально-экономическое развитие требует активных действий, направленных на создание новых производств и привлечение инвестиций с использованием накопленного потенциала во всех сферах деятельности.
1.2. Конкурентные преимущества Верхне-Чегемского сельского поселения (SWOT-анализ)
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения.
Проведённый комплексный анализ социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения за 2016 - 2018 годы является основой для формирования SWOT-анализа. Выявлены слабые и сильные стороны, определены ситуации, представляющие угрозу для основных сфер деятельности, благоприятные возможности для их развития. Благоприятные возможности можно использовать на благо социально-экономического развития населения в целом и его отдельных населенных пунктов. Угрозы - это актуальные или потенциальные опасности для района. Благоприятные возможности вытекают из сильных сторон, угрозы - из слабых сторон. Вместе с тем, возможности и угрозы могут существовать и сами по себе, не вытекая из сильных и слабых сторон.
SWOT-анализ
Сильные стороны:
- отсутствие вредных производств;
- большие площади нетронутых человеком природных экосистем, невысокая антропогенная нагрузка на основную часть территории, наличие резервной экологической емкости.
Потенциальные возможности:
- использование участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических целей, создание инфраструктуры туризма;
- развитие партнерских экономических связей с соседними сельскими поселениями и муниципальными районами по взаимовыгодным направлениям;
- благоустройство населённых пунктов;
- возможность развития производств, ориентированных на переработку местного сырья;
- развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования (личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств);
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- повышение общественной безопасности и предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории Верхне-Чегемского сельского поселения;
- развитие строительства, в том числе жилищного;
- внедрение новых механизмов эффективного муниципального управления, в том числе, повышение эффективности использования муниципального имущества, вовлечение свободных производственных площадей и земельных участков в хозяйственную деятельность;
- привлечение дополнительных бюджетных инвестиций за счёт участия в государственных программах;
- повышение уровня культуры, развитие массового спорта, организация досуга населения, в том числе молодёжи.
Слабые стороны:
В силу целого ряда причин Верхне-Чегемское сельское поселение сложно причислить к территории, привлекательной для хозяйственной деятельности и инвестирования. Основными факторами, сдерживающими рост инвестиционной активности на территории сельского поселения, являются:
- неблагоприятные природно-климатические условия; удаленность от областного и районного центра и транзитной автотранспортной магистрали;
- неудовлетворительное качество дорожной сети, ведущей к сельскому поселению;
- высокий уровень естественной убыли населения, в том числе смертность от естественных причин, сокращение числа родившихся, высокая демографическая нагрузка на трудоспособное население по сравнению с соседними территориями;
- низкий уровень развития промышленного производства, отсутствие перерабатывающих производств;
- ориентация экономики на вывоз сырья и продукции первичной переработки;
- моноотраслевой характер экономики, отсутствие действующих производств в населённых пунктах;
- высокая зависимость экономического развития от внешних факторов и наличия стратегических инвесторов;
- отсутствие устойчивых рынков сбыта продукции личных подсобных хозяйств; отсутствие посевных площадей; низкая продуктивность производимой продукции, низкая окупаемость затрат на производство продукции животноводства;
- высокий уровень дотационности местного бюджета;
- низкий уровень обеспеченности населенных пунктов услугами связи, в том числе Интернетом;
- недостаточный уровень обновления материально-технической базы учреждений.
Угрозы:
- усиление негативных демографических тенденций, в том числе сохранение темпов миграционного оттока, рост дефицита квалификационных кадров в связи с угрозой депопуляции и старения населения;
- усиление дотационности бюджета, повышение зависимости от решений органов власти государственной области, снижение объема финансовой помощи;
- недостаточные темпы создания транспортной инфраструктуры и развития улично-дорожной сети;
- недостаточные темпы обновления основных фондов, как в производственном секторе, так и в бюджетной сфере;
- увеличение стоимости коммунальных услуг.
Основные проблемы:
В результате проведенного анализа социально-экономического положения сельского поселения, сформирован перечень наиболее значимых проблем:
- низкий уровень инвестиционной привлекательности;
- сокращение численности населения в связи с отрицательным сальдо миграции населения, высокий показатель смертности населения;
- низкий престиж сельскохозяйственного труда;
- проблема занятости населения, несоответствие спроса и предложения на рынке труда, "старение" квалифицированных кадров и низкий уровень обновления кадров в системе образования, здравоохранения, культуры;
- высокий уровень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, производственных фондов хозяйствующих субъектов и недостаточное развитие материально-технической базы объектов социальной сферы;
- недостаточно развитая инфраструктура, неудовлетворительное качество дорог;
- недостаточный уровень благоустройства населенных пунктов;
- отсутствие продовольственного рынка и (или) оборудованных торговых мест для торговли мясными и молочными продуктами с личных подворий;
- отсутствие возможности круглогодичного транспортного сообщения с отдалёнными населенными пунктами.
2. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года
Имеющийся потенциал социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения с учётом достигнутых результатов, складывающихся конкурентных преимуществ и угроз определяет главную цель, цели и задачи социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года.
Комплекс преобразований должен оказать положительное влияние на развитие различных сфер деятельности и повышение уровня жизни на территории Верхне-Чегемского сельского поселения.
Стратегической целью социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения на долгосрочную перспективу является: повышение уровня жизни населения за счёт развития экономического потенциала и повышения эффективности использования природных ресурсов.
В рамках стратегической цели определено пять целей социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения на период до 2034 года.
Цели сформулированы в рамках полномочий Верхне-Чегемского сельского поселения.
Цели:
Цель 1. Повышение инвестиционной привлекательности и развитие экономического потенциала
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Развитие сельского хозяйства.
1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения.
1.3. Улучшение инвестиционного климата территории и привлечение инвестиций в экономику.
Цель 2. Повышение эффективности использования природных ресурсов района
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Обеспечение рационального использования природных ресурсов, в том числе возобновляемых ресурсов.
2.2. Использование участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических целей, создание инфраструктуры туризма.
Цель 3. Повышение уровня и качества жизни населения
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
3.1. Обеспечение повышения безопасности жизнедеятельности населения.
3.2. Содействие улучшению жилищных условий, в том числе обеспечение жильём граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличение уровня благоустройства населённых пунктов.
Цель 4. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4.1 Сохранение и развитие транспортной инфраструктуры.
4.2. Модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры.
4.3. Создание условий для развития строительства.
Цель 5. Эффективное муниципальное управление.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
5.1. Повышение эффективности управления муниципальными финансами и совершенствование межбюджетных отношений.
5.2. Повышение эффективности использования муниципального имущества.
5.3. Обеспечение повышения эффективности муниципального управления.
5.4. Обеспечение развития информационного общества.
Достижение целей позволит максимально повысить эффективность социальной сферы, иметь устойчивую экономику, снизить уровень дотационности бюджета, обеспечить надежную и качественную инфраструктуру жизнеобеспечения всех групп населения, придать сельскому поселению привлекательный имидж для сохранения и привлечения жителей, инвесторов, что станет основой для качественного роста уровня жизни населения.
Активизация инвестиционной среды станет одним из условий, обеспечивающих развитие сельского поселения. Реализация инвестиционных проектов позволит создать благоприятные инвестиционные условия, а также фундамент для развития социально-экономического развития. Стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов района служит одним из основных условий, обеспечивающих развитие экономики с целью достижения долгосрочной конкурентоспособности территории.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года
Реализация Стратегии будет способствовать решению основных проблем и задач развития сельского поселения. Это позволит улучшить показатели социально-экономического развития.
Верхне-Чегемское сельское поселение, благодаря благоприятной экологической обстановке и нетронутости природы, имеет высокие возможности для развития туризма.
В Чегемском районе участок автомобильной дороги от Чегемских водопадов до Верхне-Чегемского сельского поселения остро нуждается в ремонте и реконструкции. Также требует реконструкции мост между с.с. Булунгу и Эльтюбю.
Траекторией социально-экономического развития в долгосрочной перспективе будет создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
Создание благоприятных условий ведения бизнеса будут способствовать улучшению инвестиционной привлекательности, как для внутренних, так и внешних инвесторов.
Качественное образование, создание условий для улучшения качества медицинского обслуживания, доступные культурные блага, высокий уровень безопасности, чистая окружающая среда, улучшение благоустройства населенных пунктов будут способствовать привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов.
Будут достигнуты следующие значения основных показателей социально-экономического развития:
- улучшение ситуации на рынке труда: увеличение количества рабочих мест, снижение уровня безработицы;
- увеличение доходов населения;
- повышение инвестиционной привлекательности поселения;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет поселения.
Ожидаемые результаты по целям и задачам социально-экономического развития приведены в Приложении 2 к Стратегии.
3. Сценарии социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года
На основе анализа основных факторов сформирован сценарий долгосрочного развития Верхне-Чегемского сельского поселения.
При разработке сценария социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения проанализировано состояние направлений развития и определены тенденции их развития под влиянием внутренних и внешних факторов.
Сценарий развития можно охарактеризовать как умеренно-оптимистический.
Развитие Верхне-Чегемского сельского поселения будет происходить под влиянием сложившихся тенденций, в условиях замедления и планомерного снижения темпов инфляции и умеренного наращивания темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Рост доходов федерального и регионального бюджетов позволят продолжить реализацию крупных инфраструктурных объектов и завершить их в намеченные сроки.
Будут реализованы мероприятия по совершенствованию условий ведения бизнеса. Инвестиционная и экономическая активность частного сектора экономики будет улучшаться в связи с постепенным сокращением процентных ставок и повышением доступности кредитных ресурсов.
В целом, сценарий развития предполагает умеренное улучшение инвестиционного климата и привлечение внутренних и внешних инвесторов, создание новых производств, в том числе из местного сырья.
Основные параметры социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения до 2034 года соответствуют сценарию.
По сценарию планируется увеличение численности населения сельского поселения низкими темпами.
Так, численность постоянного населения в Верхне-Чегемском сельском поселении в конце 2034 года планируется на уровне не ниже 1013 человек.
По мере оживления и наращивания темпов экономического роста ожидается планомерное улучшение ситуации на рынке труда: планируется снизить уровень регистрируемой безработицы к 2034 году.
В период реализации Стратегии, планируется увеличение числа занятых в реальном секторе экономики.
В реальном секторе экономики Верхне-Чегемского сельского поселения население будет занято в сельском хозяйстве (в основном, в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах), предоставлении транспортных услуг, предоставлении коммунальных и бытовых услуг. Значительных изменений в структуре занятости в отраслевом разрезе в период реализации Стратегии не планируется.
К концу реализации Стратегии планируется увеличение доходов населения, в том числе, среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий.
В условиях достаточно благоприятной социально-экономической ситуации в Кабардино-Балкарской Республики и в целом в Российской Федерации ожидается реализация всех намеченных инвестиционных и инфраструктурных проектов в полном объёме и в намеченные сроки.
Развитие транспортной инфраструктуры в значительной мере улучшит инвестиционный климат и позволит привлечь относительно крупных внутренних и внешних инвесторов, а также будет способствовать значительной диверсификации экономики, созданию новых производств, в том числе на основе использования природно-ресурсного потенциала Верхне-Чегемского сельского поселения.
Динамика прогнозных значений основных показателей социально-экономического развития по сценарию приведена в Приложении 3 к Стратегии.
4. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет осуществляться в течение 16 лет в период с 2019 по 2034 годы.
Поскольку цели и задачи социально-экономического развития сельского поселения определены на весь период действия Стратегии, то реализация Стратегии предполагается без выделения этапов.
5. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Реализация Стратегии потребует привлечения значительных финансовых ресурсов. Источниками финансирования реализации мероприятий станут бюджетные (федеральный бюджет, бюджет Кабардино-Балкарской Республики, бюджет Верхне-Чегемского сельского поселения), внебюджетные средства (средства предприятий и организаций, предпринимателей).
Учитывая то обстоятельство, что бюджет Верхне-Чегемского сельского поселения является высокодотационным, то без привлечения средств вышестоящих бюджетов невозможно реализовать намеченные мероприятия.
Достижение целей и задач Стратегии планируется осуществлять с привлечением средств вышестоящих бюджетов в рамках реализации государственных программ Кабардино-Балкарской Республики и Чегемского муниципального района и Верхне-Чегемского сельского поселения.
Объём бюджетных средств подлежит ежегодному уточнению при разработке соответствующего бюджета исходя из его возможностей.
Важным финансовым ресурсом для реализации Стратегии являются внебюджетные средства, которые могут привлекаться на принципах муниципально-частного партнерства, инвестиций в реализацию инфраструктурных, социальных, природоохранных и иных проектов.
Перспективы и темпы социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения во многом будут определяться объёмами инвестиций и реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Чегемского муниципального района и Кабардино-Балкарской Республики в целом, имеющих федеральное и межрегиональное значение.
Средства вышестоящих бюджетов необходимо направить, в первую очередь, на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечение безопасности населения, сохранение окружающей среды, создание нормальных условий жизнедеятельности, а также на проекты и мероприятия, направленные на развитие социальной инфраструктуры.
Для реализации целей Стратегии необходимо относительно крупное привлечение внебюджетных средств внутренних и внешних инвесторов.
Для успешного экономического роста в Верхне-Чегемское сельское поселение с 2018 по 2034 годы необходимо привлечь инвестиции в основной капитал, в том числе за счёт внебюджетных источников.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии
Целью и задачами формируемых муниципальных программ должно стать стимулирование и развитие мероприятий реализации Стратегии.
Условиями для реализации Стратегии являются следующие положения.
Привлечение в экономику муниципального образования необходимого объема внешних инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Участие в федеральных и региональных государственных программах.
Конкурентоспособность сельского поселения определяется не только наличием тех или иных предприятий, но и наличием качественного человеческого потенциала и уровнем жизни. Поэтому улучшение качества человеческого потенциала - одно из важнейших условий для достижения целей развития муниципального образования.
Наравне с осуществлением мероприятий, связанных с развитием экономики и привлечением инвестиций, необходима разработка программ направленных на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в муниципальном образовании.
Программы должны учитывать стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность, улучшение жилищных условий сельского населения, создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Привлечение средств областного и федерального бюджетов для реализации Стратегии осуществляется в рамках реализации муниципальных программ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и действующими порядками финансирования государственных программ Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и Чегемского района, направленных на реализацию целей социально-экономического развития.
Муниципальные программы Верхне-Чегемского сельского поселения будут направлены на достижение целей и решение задач социально-экономического развития.
Цель 1. Повышение инвестиционной привлекательности и развитие экономического потенциала
Цель будет достигнута посредством муниципальных программ, направленных на улучшение инвестиционного климата, создания условий для развития предпринимательства на территории Чегемского муниципального района в различных сферах деятельности и, прежде всего, в сфере материального производства, решения проблем развития сельской местности.
Для успешной реализации данного направления необходимо решить ряд задач, направленных на:
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие в продвижении инвестиционных предложений;
- сопровождение инвестиционных проектов.
Важную роль в социально-экономическом развитии Верхне-Чегемского сельского поселения играет сельское хозяйство - (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства). В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий, направленных на создание условий развития сельскохозяйственного производства и производств с использованием возобновляемых ресурсов.
Цель 2. Повышение эффективности использования природных ресурсов
Верхне-Чегемское сельское поселение обладает значительными земельными, водными ресурсами, имеет хорошие предпосылки для развития экологического и экстремального туризма. Однако, на сегодняшний день, в данной сфере отмечаются такие негативные тенденции развития, как выборочное освоение территории.
Эффективное использование природных ресурсов, развитие собственных добывающих и перерабатывающих производств, базирующихся на местной сырьевой базе, являются единственным источником социально-экономического развития, поэтому рациональное природопользование и равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей является залогом успеха его развития.
Цель 3. Повышение уровня и качества жизни населения
Для сбалансированного социально-экономического развития будут создаваться условия для повышения уровня и качества жизни населения через реализацию муниципальных программ, направленных:
- на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- развитие культурно-досугового сектора;
- развитие доступного массового спорта и успешной самореализации молодёжи.
Воспитание здорового, образованного, предприимчивого молодого поколения сможет в долгосрочной перспективе повысить благосостояние и уровень жизни.
В целях увеличения численности населения будет осуществляться реализация мероприятий по закреплению квалифицированных молодых специалистов - выпускников образовательных организаций высшего образования на территории Верхне-Чегемского сельского поселения, по взаимодействию с образовательными организациями высшего образования для целевой подготовки востребованных в специалистов за счёт средств федерального бюджета.
В целях решения жилищных проблем требуется улучшение качества жилищных условий и обеспечение доступности жилья. Будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В целях предоставления населению качественных муниципальных услуг, планируется укрепление материально-технической базы учреждений бюджетной сферы, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры через участие в государственных программах.
Повышение качества жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения будет осуществляться путём проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и употребления психоактивных веществ среди молодёжи,мероприятий, направленных на оказание помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, повышение безопасности дорожного движения, повышение уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях повышения уровня и качества жизни маломобильных групп населения будут осуществляться мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов.
Цель 4. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры
В ходе реализации мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, будет улучшено транспортное сообщение с труднодоступными населёнными пунктами, улучшено состояние автомобильных дорог и улично-дорожной сети для непрерывного сообщения.
Предполагается продолжение мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов очистки стоков и полигонов твёрдых бытовых отходов.
В рамках повышения энергоэффективности планируется обеспечить эффективное использование энергоресурсов в бюджетном секторе и в жилищном фонде, повысить энергетическую эффективность при производстве и передаче энергоресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, скоординировать реформу энергосбережения.
Цель 5. Эффективное муниципальное управление.
Одним из важных направлений развития является повышение эффективности муниципального управления и оказания муниципальных услуг.
В рамках данного направления будут реализованы муниципальные программы, направленные на совершенствование системы управления муниципальными финансами, повышение эффективности использования муниципального имущества.
Эффективное управление муниципальными финансами и совершенствование межбюджетных отношений будет осуществляться путём продолжения внедрения инструментов программно-целевого планирования, повышение прозрачности муниципальных финансов, обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетов поселения.
Повышение эффективности использования муниципального имущества будет осуществляться путем совершенствования механизма предоставления муниципального имущества и земельных участков в аренду, эффективного использования муниципального имущества.
Необходимо обеспечить повышение эффективности муниципального управления путём повышения качества кадрового потенциала органов местного самоуправления и формирования эффективной кадровой политики.
8. Система управления и мониторинга реализации Стратегии
Основной принцип, определяющий построение механизмов реализации Стратегии - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение интересов всех основных групп, участвующих в реализации Стратегии.
Стратегия является главным документом стратегического планирования, в соответствии с которым принимаются другие документы стратегического планирования.
В целях обеспечения гибкости Стратегии и ее соответствия возникающим вызовам социально-экономического развития предусмотрена возможность корректировки и актуализации стратегии.
Корректировка Стратегии социально-экономического развития осуществляется в случае необходимости при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие.
Актуализация Стратегии осуществляется с целью продления периода действия при изменении внутренних и внешних факторов и необходимости пересмотра параметров Стратегии.
В системе управления и мониторинга реализации Стратегии выделяются такие ключевые инструменты, как:
выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии;
мониторинг реализации Стратегии, обеспечение актуализации, как самой Стратегии в целом, так и отдельных задач и соответствующих муниципальных программ, для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития;
информирование жителей Верхне-Чегемского сельского поселения о ходе реализации Стратегии, организация сбора и учета предложений граждан и экспертного сообщества.
Одним из основных инструментов управления и мониторинга реализации Стратегии является План мероприятий по ее реализации.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, План мероприятий по реализации Стратегии содержит комплекс мероприятий, перечень муниципальных программ Верхне-Чегемского сельского поселения по реализации Стратегии с указанием сроков и ответственных за исполнение.
Муниципальные программы Верхне-Чегемского сельского поселения, с указанием ответственных за исполнение, являются механизмом достижения целей и задач Стратегии.
Документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения, является мониторинг социально-экономического развития Верхне-Чегемского сельского поселения.
Текущий контроль осуществляется постоянно в течение всего периода реализации стратегии согласно Порядку проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Верхне-Чегемского сельского поселения.
Для обеспечения эффективного исполнения Стратегии, согласно Плану реализации Стратегии, назначаются участники Стратегии, ответственные за достижение ее целей и реализацию задач. За выполнение задач Стратегии ответственными назначаются участники Стратегии, являющиеся ответственными исполнителями (соисполнителями) муниципальных программ.
Координацию реализации Стратегии осуществляет Глава Местной администрации Верхне-Чегемского сельского поселения.
Специалисты Местной администрации Верхне-Чегемского сельского поселения, отвечающие за реализацию полномочий в сфере социально-экономического развития, экономического анализа и прогноза, осуществляют:
взаимодействие с участниками реализации Стратегии;
мониторинг социально-экономического развития;
мониторинг реализации Стратегии, в том числе на основании данных от участников реализации Стратегии;
готовят предложения по корректировке (актуализации) Стратегии и корректировке Плана мероприятий по реализации Стратегии.
Контроль за реализацией Стратегии социально-экономического развития осуществляет Глава Местной администрации Верхне-Чегемского сельского поселения.
Реализация Стратегии предусматривает активное участие населения и экспертного сообщества.
Для повышения уровня открытости при реализации Стратегии обеспечивается раскрытие информации о деятельности участников реализации Стратегии, размещение открытых данных по реализации в сети Интернет, в том числе с возможностью внесения предложений и комментариев онлайн по актуальным вопросам реализации Стратегии в целом, публикация результатов мониторинга в сети Интернет.
Предусматриваются и иные механизмы общественного контроля реализации Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.