Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 4 июля 2019 г. N 327-рп
В целях реализации мероприятий национального проекта "Образование":
1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки;
описание создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки.
2. Определить Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим координацию мероприятий по созданию центра опережающей профессиональной подготовки федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 4 июля 2019 г. N 327-рп
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Срок реализации |
1. |
Определение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) |
Минпросвещения КБР |
Издан приказ Минпросвещения КБР |
25 августа 2019 г.* |
2. |
Утверждение медиа-плана ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
Издан приказ Минпросвещения КБР |
1 октября 2019 г.* |
3. |
Утверждение Положения о деятельности ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
Издан приказ Минпросвещения КБР |
1 октября 2019 г.* |
4. |
Согласование и утверждение дизайн-проекта и зонирование ЦОПП |
Минпросвещения КБР, Минпросвещения России |
отправлено письмо в Минпросвещения России, издан приказ Минпросвещения КБР |
30 октября 2019 г.* |
5. |
Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения ЦОПП |
Минпросвещения КБР, Минпросвещения России |
отправлено письмо в Минпросвещения России, издан приказ Минпросвещения КБР |
1 ноября 2019 г.* |
6. |
Представление информации в Минпросвещения России об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов |
Минпросвещения КБР, Минпросвещения России |
Отправлено письмо в Минпросвещения КБР |
30 ноября 2019 г.*, далее - ежегодно |
7. |
Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории Кабардино-Балкарской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Минпросвещения КБР |
заключено дополнительное соглашение |
5 февраля 2020 г.* |
8. |
Заключение соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Минпросвещения КБР |
подписано соглашение |
15 февраля 2020 г.* |
9. |
Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
проведены закупки |
25 февраля 2020 г.* |
10. |
Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Минпросвещения КБР |
определен перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки |
1 октября 2019 г.* |
11. |
Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Минпросвещения КБР |
издан приказ Минпросвещения КБР |
1 ноября 2019 г.* |
12. |
Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
разработано техническое задание |
30 ноября 2019 г.* |
13. |
Определение требования к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
разработаны должностные инструкции сотрудников ЦОПП |
1 октября 2019 г.* |
14. |
Комплектование штата ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
изданы приказы о назначении на должности сотрудников ЦОПП |
1 января 2020 г.* |
15. |
Организация курсов повышения квалификации (профмастерства) работников ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
получены свидетельства о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
согласно отдельному графику |
16. |
Завершение оснащения площадок ЦОПП; доставка, установка и налаживание оборудования |
Минпросвещения КБР |
оформлены акты приемки работ, товарные накладные |
25 августа 2020 г.* |
17. |
Оформление лицензии на осуществление образовательной деятельности ЦОПП |
Минпросвещения КБР |
получена лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа 2020 г.* |
18. |
Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствие с фирменным стилем |
Минпросвещения КБР, региональный ведомственный проектный офис |
отправлено письмо Минпросвещения КБР с приложением информации, в том числе фотоотчета согласно форме отчета |
30 августа 2020 г.* |
19. |
Разработка программ опережающей профессиональной подготовки |
Минпросвещения КБР |
утверждены программы опережающей профессиональной подготовки |
март 2020 года* |
20. |
Реализация программ опережающей профессиональной подготовки |
Минпросвещения КБР |
изданы приказы о начале и завершении (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки |
декабрь 2020 года* |
21. |
Открытие ЦОПП в единый день |
Минпросвещения КБР |
обеспечено информационное освещение в СМИ |
1 сентября 2020 г.* |
* Год будет уточняться по результатам конкурсного обора.
Примечание: поручения, касающиеся Минпросвещения России, носят рекомендательный характер.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 4 июля 2019 г. N 327-рп
Описание
создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию ЦОПП в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование"
Актуальность создания центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики.
Цифровизация экономики, внедрение новых прорывных направлений роста на стыке существующих отраслей, координация развития и использование ресурсов Кабардино-Балкарской Республики в целях опережающей профессиональной подготовки, расширение потребности работодателей в кадрах с мультидисциплинарными компетенциями и минимальным адаптационным периодом при трудоустройстве - это тенденции, определяющие новые вызовы системы профессионального образования. Подготовка таких специалистов требует изменения подходов в профессиональном образовании и использование современных образовательных технологий.
Как ответ на потребности в квалифицированных рабочих кадрах, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, профессионально и социально мобильных, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами, ориентированных на запросы социально-экономического и промышленного развития Кабардино-Балкарской Республики, необходимо обеспечить создание центра опережающей профессиональной подготовки кадров.
ЦОПП призван решать задачи по подготовке, переподготовке и повышению квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне стандартов "Ворлдскиллс", в том числе по программам ускоренного обучения, обеспечению повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, созданию условий для проведения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс", организации современной и эффективной профориентации и обучению школьников первой профессии.
В перечень основных проблемных вопросов развития республики, сдерживающим её социально-экономическое развитие, входит и недостаточная адаптация к новым условиям хозяйственной системы профессионального образования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочие специальности, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров, низкий уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения.
Для развития системы ускоренного профессионального обучения, подготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям, профессиональной ориентации граждан возникает потребность в создании ЦОПП в Кабардино-Балкарской Республике.
Для функционирования ЦОПП необходимо привлечь лучших мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и специалистов предприятий, а также обеспечить прохождение курсов повышения квалификации (профмастерства) работниками ЦОПП.
Создание ЦОПП предполагает достижение следующих результатов:
увеличение численности обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях ЦОПП;
увеличение численности преподавателей специальных дисциплин (мастеров производственного обучения), прошедших программы повышения квалификации, основанные на опыте Союза "Ворлдскиллс Россия";
увеличение численности граждан предпенсионного возраста, принявших участие в мероприятиях и программах ЦОПП, в том числе по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка; переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям;
формирование индивидуальных учебных планов для обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Для достижения данных результатов, с целью опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями меняется инфраструктура системы среднего профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики.
Подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров и служащих обеспечивают 9 учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Всего в профессиональных образовательных организациях обучаются 9105 студентов, в том числе по очной форме обучения - 7213 человек, по заочной форме обучения - 1892 чел. В настоящее время ведется подготовка рабочих кадров и служащих по 25 профессиям, специалистов среднего звена по 20 специальностям, востребованным в сельском хозяйстве, социальной сфере, транспортной, строительной и промышленной отраслях, в сфере обслуживания населения.
Для подготовки востребованных специалистов реализуются образовательные программы по следующим укрупненным группам специальностей и профессий:
N |
Код |
Наименование |
1. |
08.00.00 |
Техника и технологии строительства |
2. |
09.00.00 |
Информатика и вычислительная техника |
3. |
13.00.00 |
Электро - и теплоэнергетика |
4. |
19.00.00 |
Промышленная экология и биотехнологии |
5. |
23.00.00 |
Техника и технологии наземного транспорта |
6. |
29.00.00 |
Технологии легкой промышленности |
7. |
35.00.00 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
8. |
38.00.00 |
Экономика и управление |
9. |
40.00.00 |
Юриспруденция |
10. |
43.00.00 |
Сервис и туризм |
11. |
44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
12. |
49.00.00 |
Физическая культура и спорт |
В реализации образовательных программ принимают участие 551 педагогический работник, в том числе 204 мастера производственного обучения и 347 педагогов.
Структура образовательных профессиональных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями в различных сферах экономики, динамично меняется.
Инновационные процессы в среднем профессиональном образовании Кабардино-Балкарской Республики ориентированы на выполнение требований ФГОС, в рамках которого предусматривается выход обучающихся в область практического освоения профессии или специальности непосредственно на предприятиях.
Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики совместно с Министерством промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики разработан перечень базовых промышленных предприятий с привязкой к профессиональным образовательным учреждениям, на которых проводится работа по совершенствованию и модернизации материально-технической базы для подготовки рабочих кадров.
Во исполнение комплекса мер на 2015 - 2020 годы, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, с профессиональными образовательными учреждениями заключены договоры о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с такими организациями, как:
ОАО "Телемеханика";
ООО "Нальчикский молочный комбинат";
ОАО "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры";
ОАО "Гидрометаллург";
ООО ПСФ "Ростстрой";
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа "Каббалкэнерго";
ОАО "Каббалккоммунэнерго";
ООО "Каббалкгидрострой";
ОАО "Каббалкспецодежда";
ООО "АльянсТекстильПром" и др.
2. Опыт Кабардино-Балкарской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
За последние годы Кабардино-Балкарская Республика накопила положительный опыт участия и реализации федеральных проектов в области образования. Так, в 2009 году, результатом участия в национальном проекте "Образование" четыре профессиональные образовательные организации получили гранты: "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж", "Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж", "Кабардино-Балкарский колледж "Строитель", "Кабардино-Балкарский аграрно-промышленный колледж". В 2012 году победителями национального проекта "Образование" стали два учреждения СПО.
В 2017 году три колледжа выиграли грант по государственной программе "Доступная среда" для обеспечения доступности и создания безбарьерной среды.
В 2018 году Кабардино-Балкарская Республика приняла участие в конкурсном отборе на 2019 год по созданию ресурсного учебно-методического центра, необходимого для поддержки педагогов и создания учебно-методических материалов. Заявка государственного бюджетного профессионального учреждения "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж" (далее - КБГТК) была одобрена, и на создание РУМЦ выделено 2 800 тыс. рублей.
Кроме того, Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж стал базовой профессиональной образовательной организацией по инклюзивному образованию, на эти цели в 2018 году были выделены 3 379 тыс. рублей (в том числе 293 тыс. рублей из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики), после чего колледж выиграл конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета в 2019 году - 7 293 тыс. рублей (в том числе 510 тыс. рублей из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики).
В 2019 году КБГТК стал единственным учреждением системы среднего профессионально образования, принимающим участие в реализации приоритетного проекта в области образования - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
В 2019 году три колледжа Кабардино-Балкарской Республики выиграли конкурс на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально технической базы современным требованиям федеральной программы "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж (28 млн руб.), Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж (23 млн руб.) и Кабардино-Балкарский колледж "Строитель" (16 млн руб.).
Важнейшее значение в развитии системы среднего профессионального образования имеет успешный опыт участия профессиональных образовательных организаций в движении "Ворлдскиллс".
На трех площадках Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia) (далее - Региональный чемпионат "Ворлдскиллс") Кабардино-Балкарская Республика - 2017 реализовывалась конкурсная программа по 10 компетенциям. В чемпионате приняли участие 55 конкурсантов, 66 региональных экспертов и 9 главных экспертов, делегированных "Союзом Ворлдскиллс". По итогам соревнований определены 33 призера, из которых 10 победителей. Была сформирована команда для участия в отборочных соревнованиях финала национального чемпионата "Молодые профессионалы" по 7 компетенциям.
В феврале - марте 2018 года на шести образовательных площадках Регионального чемпионата "Ворлдскиллс" конкурсные мероприятия проводились уже по 15 компетенциям. Всего в чемпионате приняли участие 84 конкурсанта, в судейскую комиссию вошли 133 эксперта
из Кабардино-Балкарской Республики и других субъектов страны. Состав конкурсантов VI Национального чемпионата определился по итогам отборочных соревнований, по результатам которых была сформирована сборная команды КБР по четырем компетенциям.
В 2019 году Региональный чемпионат "Ворлдскиллс" проводился по 17 компетенциям, в том числе: по 13 компетенциям среди студентов, по 1 компетенции "Навыки Мудрых" и по 3 компетенциям среди "Юниоров", а также была реализована демонстрационная компетенция - "Черкеска". Участие в чемпионате приняли 97 участников и 168 экспертов.
Не меньшее значение в развитии системы среднего профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики имеет создание и успешное функционирование Регионального центра развития движения "Абилимпикс".
В октябре 2017 г. на базе КБГТК проведен первый Региональный чемпионат профессионального мастерства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (Региональный чемпионат "Абилимпикс"). В чемпионате приняли участие 35 конкурсантов по 8 компетенциям, 42 эксперта и более 50 волонтеров. В национальном этапе чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс" Кабардино-Балкарскую Республику представили 8 победителей Регионального чемпионата. Участник сборной от Кабардино-Балкарской Республики занял призовое место, завоевав бронзовую медаль по компетенции "Облицовка плиткой". Все представленные компетенции от Кабардино-Балкарской Республики вошли в десятку лучших показателей III Национального чемпионата "Абилимпикс 2017" года.
В октябре 2018 года прошел II Региональный чемпионат "Абилимпикс" по 10 компетенциям. В нем приняли участие 65 участников по 10 компетенциям, 55 экспертов и 58 волонтеров. 12 победителей представили Кабардино-Балкарскую Республику на Национальном чемпионате в Москве.
В июне 2019 года прошел III Региональный чемпионат "Абилимпикс" по 14 компетенциям. В нем приняли участие 72 участника, 61 эксперт и 68 волонтеров. Сформирована команда из 14 победителей для подготовки к Национальному этапу.
Учитывая вышеизложенное, создание ЦОПП в Кабардино-Балкарской Республике позволит дать новый мощный импульс к развитию системы среднего профессионального образования в республике и создаст необходимые недостающие условия для обеспечения её экономики высококвалифицированными специалистами среднего звена и рабочими, служащими, что является важнейшим условием социально-экономического развития республики в целом.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию ЦОПП
ЦОПП в Кабардино-Балкария Республике будет создан как выделенное структурное подразделение КБГТК, который расположен по адресу: город Нальчик, ул. Калмыкова, 246.
КБГТК является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущества, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет печать и штамп со своим наименованием, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства для учета средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в виде субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и средств от приносящей доходы деятельности.
КБГТК осуществляет свое право на предоставление образовательных услуг в соответствии с свидетельством о государственной аккредитации (серия 07А01 номер 0000827 от 4 июня 2019 г. N 1257); лицензией на правоведения образовательной деятельности (серия 07Л01 N 0001055 рег. N 2177 от 11 июля 2018 г.). В полном соответствии с приложениями к ней КБГТК осуществляет образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ.
Учреждение расположено на территории площадью около 3,8 гектаров. Инфраструктура учреждения представлена 39 кабинетами, лабораториями и мастерскими, спортивным, актовым залами, библиотекой, классами правового воспитания, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Кабинеты, лаборатории, мастерские и другие помещения колледжа соответствуют перечню, приведенному в приложении к ФГОС СПО по указанным профессиям/специальностям. Материально-техническая база колледжа обеспечивает качественную подготовку будущих специалистов и реализацию основных образовательных программ, обеспеченность учебным оборудованием в соответствии с ФГОС составляет более 95 процентов.
Колледж полностью соответствует требованиям архитектурной доступности для маломобильных групп населения.
За 2017 и 2018 годы в КБГТК были сделаны пандусы в учебных корпусах и общежитии, расширены дверные проемы во всех учебных аудиториях, оборудованы ванные комнаты для лиц с ограниченными возможностями здоровья, названия кабинетов продублированы шрифтом Брайля, в учебном корпусе расположены две бегущие строки, дублирующие расписание и срочные новости, имеется Информационный терминал, пригодный для пользования студентами различных нозологий, что дает возможность свободного ориентирования на территории колледжа различных групп обучающихся.
Студенты из сельских населенных пунктов республики проживают в общежитии на 170 мест.
Функционирует столовая, рассчитанная на 300 посадочных мест.
4. Описание модели функционирования ЦОПП
Модель функционирования планируемого к созданию ЦОПП в Кабардино-Балкарской Республике строится в соответствии с реализуемыми функциями.
Мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется органами службы занятости населения. За различными видами государственных услуг обратились 25,4 тыс. граждан, государственные услуги в поиске подходящей работы получили 17,3 тыс. человек, проинформированы о положении на рынке труда 22,5 тыс. человек (аналогичный период прошлого года соответственно - 35,7; 20,3 и 20,6 тыс. чел.). Работодатели заявили в 2018 году в органы службы занятости населения 10,5 тыс. вакансий, из них, 8,1 тыс. - по рабочим профессиям (77,7 процентов от общего количества заявленных вакансий).
По состоянию на 1 января 2019 г. открыто 3583 вакансий для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей). Наибольшую востребованность у работодателей вызывали высококвалифицированные рабочие по таким профессиям, как аппаратчик-гидрометаллург, сварщик, токарь, электромонтер, прессовщик кабелей, швея, маляр, водитель автомобиля, водитель погрузчика, слесарь-ремонтник, слесари широкого профиля, электрогазосварщик, каменщик, бетонщик, наладчик станков с числовым программным управлением и т.д.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N Пр-580 в Кабардино-Балкарской Республике ведется работа по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров.
В соответствии с Положением о региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" представители работодателей принимают участие в экспертизе рабочих программ дисциплин и программ практик, а также в работе государственной итоговой аттестации, в том числе в качестве председателей государственной экзаменационной комиссии в профессиональных образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики
Таким образом, определены организационные механизмы: взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку;
межведомственное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, направленное на решение вопросов кадрового обеспечения экономики республики;
повышение эффективности процессов кадрового обеспечения;
развитие кадрового потенциала на долгосрочную перспективу;
привлечение и удержание кадровых ресурсов; подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, в том числе в соответствии с мировыми стандартами и требованиями рынка;
подписание соглашений с представителями реального сектора экономики Кабардино-Балкарской Республики.
В рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально технической базы современным требованиям федеральной программы "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в Кабардино-Балкарской Республике планируется открытие 15 мастерских, работа которых будет ориентирована также и на поддержку деятельности ЦОПП.
Развитие перспективных и приоритетных для Кабардино-Балкарской Республики групп компетенций определено распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2019 г. N 109-рп. Гарантируя исполнение положений Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года, обеспечивая подготовку квалифицированных, конкурентоспособных кадров по 44 приоритетным компетенциям, колледжи способствуют непрерывной профессиональной подготовке населения.
Наличие в Кабардино-Балкарской Республике ЦОПП позволит сформировать модульную структуру программ опережающей профессиональной подготовки, разработку образовательных программ с использованием лучших практик подготовки кадров, в дальнейшем активизирует сетевое взаимодействие в системе среднего профессионального образования для активного использования мастерских, оснащенных современной материально-технической базой. Это даст возможность введения новых стажировочных площадок как для педагогических работников (мастеров производственного обучения), так и для работников организаций-представителей реального сектора экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Предлагаемая структура ЦОПП должна способствовать обеспечению гибкого механизма координирования развития и использования центра. Деятельность будет направлена на мониторинг и анализ актуальной ситуации на рынке труда, формирование современной системы подготовки, конструирование образовательных программ, обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий с учетом использования и реорганизации имеющихся ресурсов.
Структура ЦОПП
В рамках деятельности ЦОПП будут использованы следующие механизмы и инструменты формирования предложений и заказа на опережающую профессиональную подготовку и переподготовку:
использование результатов мониторинга рынка труда в Кабардино-Балкарской Республике;
учет заявок компаний, профессиональных объединений работодателей, холдингов;
задачи отраслевой программы развития кадрового потенциала;
реализации Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
учет вводимых компетенций федерального проекта "Молодые профессионалы".
Планируется конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенций для создания профиля и подготовки эффективного специалиста, востребованного на современном рынке труда. Данная деятельность будет направлена на создание и реализацию модели конструктора современных, наиболее востребованных надпрофессиональных компетенций, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов и их личностного и профессионального развития, раннего карьерного ориентирования и мотивации.
Обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов по реализации программ подготовки по перспективным и приоритетным для республики компетенциям предполагает:
Реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по востребованной тематике, дополнительного образования для педагогических работников, работников производства, граждан предпенсионного возраста с возможностью дистанционного обучения;
адаптированные образовательные программы для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
работу площадок для проведения обучающих мероприятий (семинаров, консультаций, форумов, конференций, "круглых столов");
наличие архитектурной доступности для маломобильных групп населения, оснащенности необходимыми коммуникациями;
организацию краткосрочных курсов для граждан предпенсионного возраста.
Для практической реализации индивидуальных образовательных траекторий необходимо:
выявить образовательные возможности обучающихся;
выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии с возможностями образовательной среды;
модернизировать индивидуальную образовательную среду в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства;
сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие индивидуальную образовательную среду на практике;
организовать индивидуальную образовательную траекторию обучаемых путем реализации их права на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, право на составление индивидуальных образовательных программ, права выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач; индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий.
Реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, в том числе обучению их первой профессии на современном оборудовании, предполагает доступность профессиональных проб и реализацию программ по освоению приоритетных в Кабардино-Балкарской Республике компетенций. Обязательным условием является привлечение представителей научных и образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представители соседних регионов, привлечение представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций посредством проведения "круглых столов", вебинаров, профориентационных мероприятий (мастер-классов, выставок) и проведения выездных мероприятий. Также планируется взаимодействие с общеобразовательными организациями, содействие разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, организация мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации учащихся, привлечение их к участию в конкурсах "Ворлдскиллс", а также взаимодействие с детским парком "Кванториум" на базе Детской академии творчества "Солнечный город".
Создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс" влечет за собой необходимость обучения работников профессиональных образовательных учреждений для получения права проведения демонстрационного экзамена, а также подготовка пакета документов для аккредитации площадки демонстрационного экзамена, подготовки площадок и оснащения для аккредитации по стандартам "Ворлдскиллс", аккредитации площадок демонстрационного экзамена по приоритетным направлениям.
5. Описание площадки ЦОПП (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, территориальная доступность)
Описание площадки ЦОПП
Для размещения ЦОПП выделяются помещения на базе ГБПОУ "КБГТК" по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыков, 246, корпус 2.
На первом и втором этажах отдельного корпуса колледжа общей площадью 558 кв. м планируется разместить:
на первом этаже:
аудитории-трансформеры - 3 ед. - 150 кв. м;
рецепцию - 30 кв. м;
на втором этаже:
помещения для организации коворинг-пространства - 54 кв. м;
лекторий - 108 кв. м;
медиазону - 54 кв. м;
зона для проектной деятельности - 54 кв. м;
компьютерный класс - 54 кв. м;
помещение для персонала - 54 кв. м.
Территориальная доступность, в том числе и для маломобильных категорий граждан, обеспечивается остановочными комплексами со стороны входов на территорию колледжа по ул. Калмыкова, ул. Шогенова, ул. Профсоюзной, общественным транспортом, следующим по маршрутам - "3", "4", "5", "11", "15", "20", "26", "27".
Приложение N 1
к описанию создаваемого
в Кабардино-Балкарской Республике
центра опережающей
профессиональной подготовки
Таблица индикаторов
N |
Наименование индикаторов/показателей |
Минимальное значение в год, начиная с 2020 года |
Значения индикатора в Кабардино-Балкарской Республике (далее - ежегодно), не менее установленного минимального значения |
1. |
Численность граждан, обратившихся в ЦОПП, в том числе по выстраиванию индивидуальных маршрутов обучения, чел. |
4500 |
5000 |
2. |
Численность граждан, прошедших обучение по предлагаемым ЦОПП программам, в том числе по разработанным (утверждённым), всего чел. |
1100 |
1200 |
|
в том числе по: |
|
|
2.1 |
программам профессиональных модулей для среднего профессионального образования, чел. |
350 |
400 |
2.2 |
программам для обучающихся общеобразовательных организаций, чел. |
400 |
430 |
2.3 |
программам под заказ работодателей, чел. |
50 |
60 |
2.4 |
отраслевым программам, чел. |
15 |
20 |
2.5 |
программам для граждан предпенсионного возраста, чел. |
200 |
240 |
2.6 |
программам по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики, чел. |
40 |
50 |
3. |
Численность привлеченных ЦОПП сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий по профессиональной ориентации, в том числе для учащихся общеобразовательных школ, чел. |
20 |
40 |
4. |
Доля граждан в возрасте от 12 до 65, принявших участие в мероприятиях и программах ЦОПП, в том числе по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка; переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям, от общего количества граждан в возрасте от 12 до 65 лет, проживающих в КБР, % |
4 |
5 |
5. |
Доля обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях ЦОПП, от общего числа указанной категории лиц в республике, % |
10 |
10 |
6. |
Доля обучающихся в 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, прошедших в ЦОПП профессиональное обучение (обучение первой профессии), от общего числа указанной категории лиц в республике, % |
1 |
1 |
7. |
Доля преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, прошедших программы повышения квалификации, основанные на опыте Союза "Ворлдскиллс Россия", от общего числа преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, % |
100 |
100 |
Приложение N 2
к описанию создаваемого
в Кабардино-Балкарской Республике
центра опережающей
профессиональной подготовки
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦОПП
Статья расходов |
Расчёт суммы на 2019 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
5999,00 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
3,00 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1812,00 |
226 - транспортные расходы работников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
34,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
60,00 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
18,00 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т. д.) |
345,00 |
Всего |
8 271,00 |
Приложение N 3
к описанию создаваемого
в Кабардино-Балкарской Республике
центра опережающей
профессиональной подготовки
Зонирование и дизайн-проект создаваемого центра опережающей профессиональной подготовки
См. графический объект "Зонирование и дизайн-проект создаваемого центра опережающей профессиональной подготовки" (рис. 1)
См. графический объект "Зонирование и дизайн-проект создаваемого центра опережающей профессиональной подготовки" (рис. 2)
Дизайн-проект зоны проектной деятельности
Дизайн-проект коворкинг-пространства
Дизайн-проект компьютерного класса
Дизайн-проект помещения для персонала
Дизайн-проект аудиторий-трансформеров
Приложение N 4
к описанию создаваемого
в Кабардино-Балкарской Республике
центра опережающей
профессиональной подготовки
Рекомендуемое штатное расписание
центра опережающей профессиональной подготовки
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
2 |
|
Основной персонал (учебная часть) |
Педагог, мастер производственного обучения |
9 |
Методист |
5 |
|
Административный персонал |
CDO (Chief Data Officer) отвечает за обработку, аналитику и интерпретацию данных, необходимых для обеспечения деятельности ЦОПП по определению компетенций опережающей профессиональной подготовки, и конструирование программ опережающей профессиональной подготовки |
2 |
Специалист по работе с большими данными (аналитик) |
2 |
|
Методолог |
1 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Администратор |
1 |
|
Всего |
|
24 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2019 г. N 327-рп
Настоящее распоряжение вступает в силу с 4 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvokbr.ru) 8 июля 2019 г.