Во исполнение поручений Администрации Президента Российской Федерации N А-79-4268 от 4 июля 2016 года и в целях профилактики коррупционных правонарушений и противодействия коррупции письмом от 10 июля 2017 года N 03-16-5/3474 приказываю:
1. Утвердить антикоррупционный справочник по профилактике "бытовой" коррупции в сфере здравоохранения. (Приложение N 1)
2. Настоящий приказ разместить на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.
Министр |
М. Ратманов |
Антикоррупционный справочник
Введение:
В условиях динамично развивающегося законодательства о противодействии коррупции в государственных учреждениях все более важной становится работа по активизации деятельности и укреплению структурных подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений
В целях формирования единого подхода, оказания помощи в организации и проведении антикоррупционной работы подготовлен настоящий Справочник
Справочник представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений.
Основными целями внедрения Справочника являются:
минимизация риска вовлечения учреждения, его руководства и сотрудников в коррупционную деятельность,
формирование у сотрудников, независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции в учреждении, проведение проверочных мероприятий
Деятельность сотрудников структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна быть реализована с использованием таких инструментов, как: координация, контроль, взаимодействие в том числе с правоохранительными и контролирующими органами, рассмотрение обращений граждан по антикоррупционной тематике
Коррупция
Незаконное использование должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ
Должностное лицо
Лицо, постоянно или временно осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти; в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, на предприятиях, в организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей
Наносимый вред
- Неэффективное распределение и расходование средств и ресурсов
- Понижение качества оказываемых услуг.
- Неэффективное использование способностей индивидов вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты
- Рост социального неравенства
- Урон репутации организации и определенной персоны.
Возможные варианты проявлений
- Выдача несоответствующих действительности медицинских заключений
- Приоритетное обслуживание одних граждан за счет других.
- Ущемление интересов граждан при разделении потоков ПГТ и ППУ.
- нецелевое расходование бюджетных средств
Информирование населения при предоставлении медицинских услуг права пациентов - приоритет в медицине
При организации работы ЛПУ
Выбор медицинской организации.
Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Получение информации о своих правах и обязанностях и о состоянии своего здоровья
Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи
Допуск к нему адвоката, законного представителя, священнослужителя
Предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больницы
При исполнении должностных обязанностей врачом
- Выбор врача
- Получение консультаций врачей-специалистов
- Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
- Выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о его здоровье
- Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
- Отказ от медицинского вмешательства
- Получение информации о состоянии своего здоровья.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2 Законность и открытость деятельности
Источники информации:
Содержание:
о правах пациентов;
- возможности и условиях предоставления медицинских услуг в медицинских учреждениях согласно перечню медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания;
- информация об утвержденном перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, перечень и стоимость медицинских услуг, предоставляемых на платной основе;
- информация о сотрудниках, осуществляющих прием на платной основе; лицензии; правила внутреннего распорядка; информация о контролирующих органах.
1.3. Обеспечение прав граждан на доступность системы здравоохранения
Источники информации:
Предоставляется менеджером (регистратором) при заключении договора на предоставление медицинских услуг.
В тексте Информированного согласия на получение медицинской услуги на плотной основе.
Содержание:
О возможности и условиях предоставления медицинских услуг в медицинских учреждениях согласно перечню медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания
2. Меры по антикоррупционной безопасности при обращении пациента
2.1. Графики приема пациентов
Амбулаторно-поликлиническое отделение
- В течение рабочей смены врача выделено четкое количество ячеек для приема первичных и повторных пациентов (врач не может самовольно устанавливать количество консультаций). Графики приема разрабатываются зав. отделениями.
Плановое обращение
Прием пациентов для отбора на госпитализацию проводится врачами стационарных отделений.
- Ф. И. О. врачей, проводящих прием пациентов, утверждаются графиками, разрабатываемыми заведующими клиническими отделениями.
Время приема врачами пациентов для отбора с лист ожидания определено ежедневно по рабочим дням (проводится прием всех обратившихся пациентов).
Обращение по неотложным показаниям
- Прием пациентов по неотложным состояниям проводится врачами стационарных отделений.
- Ф.И.О. врачей, проводящих прием пациентов, утверждаются графиками, разрабатываемыми заведующими клиническими отделениями.
Центр медицинских программ
- Графики приема врачей, являющихся сотрудниками медицинских учреждений, формируются заведующими, чтобы обеспечить проведение консультаций в течение рабочего дня по всем профилям, Прием врачей проводится в соответствии с этими графиками.
Обращение по неотложным показаниям
- видео - аудионаблюдение ежедневно просматривается заведующим приемным отделением.
- еженедельно врачом-методистом формируется стенограмма одного из обращений (по указанию зав, приемным отделением), которая предоставляется для оценки зав. приемным отделением.
- Введена должность ответственного дежурного администратора для осуществления контроля работы приемного отделения в нерабочее время на основании Приказа N 247-Р-П от 30.05.2016 "О введении должности дежурного ответственного администратора по медицине"
- разработан регламент работы дежурного ответственного администратора
- разработаны и утверждены, отчетные формы.
- отчет о работе неотложного приемного отделения в нерабочее время ежедневно предоставляется заведующему приемным отделением, заместителю генерального директора по направлению, генеральному директору.
- ведется журнал учета пациентов, обратившихся с подозрением на алкогольное и или наркотическое опьянение.
- ведется журнал учета пациентов, обратившихся с подозрением на причинение вреда здоровью насильственного характера:
- контроль передачи информации проводится заведующим приемным отделением ежедневно.
Оформление мед документации
- формирование протокола консультации шаблонизировано, что исключает "недописывание" или искажение;
- протокол консультации в законченном виде не будет закрыт и распечатан при отсутствии электронной подписи врача, что обеспечивает личную ответственность врача за мед документацию
Исключено консультирование пациентов без оформления протокола консультации.
ППУ
- Центр медицинских программ
Проведение консультаций врачами осуществляется:
- только пациентов по ППУ, внесенных в графики приема,
- на основании сертификата по специальности.
Оформление мед документации (протоколов консультации):
- формирование протокола консультации шаблонизировано, что исключает "недописывание" или искажение
- протокол консультации в законченном виде не будет закрыт и распечатан при отсутствии электронной подписи врача, что обеспечивает личную ответственность врача за мед. документацию.
Исключено консультирование пациентов без оформления протокола консультации.
2.2. Госпитализация
Амбулаторно-поликлиническое отделение
Направление пациентов в стационар.
1. Постановка в лист ожидания согласуется с заведующими консультативными отделениями (контроль личной заинтересованности врача).
Плановое обращение
Постановка в лист ожидания осуществляется на основании плана допустимого количества отложенных пациентов для каждого отделения в разрезе рабочих дней, недели, месяца, что позволяет контролировать попадание пациентов в лист ожидания по личной инициативе врача,
2.3. Урегулирование конфликта интересов
Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим регулярно проводится мониторинг оказания платных медицинских услуг
2.3.1. Разрешение конфликтных ситуаций
Клинико-экспертным отделением ведется учет обращений граждан, поступающих через системы общего пользования (почтовый, электронный адреса, телефон доверия, горячая линия М3 РСО-Алания) или напрямую через администрацию в том числе о совершении коррупционных правонарушений работниками учреждения
В целях выявления нарушения прав и интересов пациентов, а также улучшения качества оказываемой помощи, профилактики конфликта интересов осуществляется экспертиза жалоб и проверка на предмет наличия в них достоверной информации о фактах коррупции в стационарах. Имеющиеся обращения граждан рассматриваются в срок, выдаются ответы по существу жалобы.
3. Антикоррупционный механизм в лечебно-диагностическом процессе
3.1. Разработка системы мер, направленных на совершенствование исполнения врачебных функций при оказании МП
Контроль над соблюдением требований к служебным обязанностям, исполнением стандартов и протоколов ведения больных организован на четырех уровнях
- 1 ступень - заведующий отделением,
- 2 ступень - заместитель ГД по направлению;
- 3 ступень - клинико-экспертное отделение,
- 4 ступень - генеральный директор.
Внедрение в работу коллектива справочников, регламентирующих единые требования и ключевые принципы оказания медицинской помощи в рамках трудового договора врача и программы государственных гарантий, установленной законодательством Российской Федерации, позволяет донести до сотрудников характер нарушений, которые могут приводить к коррупции, с детализацией санкций.
3.2. Соблюдение основных принципов противодействия коррупции
Оказывая медицинскую помощь населению, врач принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение
Участвуя в консилиумах, комиссиях, консультациях, экспертизах, сотрудник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него - прибегать к общественной и юридической защите.
Врач должен иметь правильное отношение к ведению медицинской документации, ее своевременному оформлению в соответствии с установленными требованиями
3.3. Основные позиции контроля использования бюджетных средств
Оплата по факту оказания медицинской помощи пациентам проводится из средств федерального и регионального бюджетов и в рамках планового задания на текущий год. Обоснованность оказания медицинской помощи и правильное оформление всей медицинской документации гарантии компенсации затрат, понесенных ЛПУ, и получения средств на выплаты заработной платы и других выплат сотруднику.
Основными позициями контроля исполнения требований использования бюджетных средств со стороны лечащего врача являются:
- обоснованность пребывания пациента в профильном отделении, аккуратное и правильное заполнение медицинской документации; правильное кодирование вида медицинской помощи и примененных оперативных вмешательств;
- лечение согласно действующим стандартам и протоколам оказания медицинской помощи по профилю;
- назначение дополнительных исследований и назначений (вне стандарта) строго по показаниям и с обоснованием актуальности на текущий момент
Одной из систем, введенной в для учета и контроля расходования бюджетных средств, является информационная система
Например, выдача лекарства медсестрой пациенту осуществляется строго в соответствии с назначением врача, что позволяет осуществлять контроль исполнения назначения и расхода лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
4. Порядок организации работы комиссии по взаимодействию с представителями фармацевтических компаний, продавцами изделий медицинского назначения
4.1. Организация порядка взаимодействия
С целью профилактики коррупционных проявлений, организации и осуществления взаимодействия с представителями фармацевтических компаний и продавцами изделий медицинского назначения согласно законодательству сформирована Комиссия.
Согласно данному документу направлениями взаимодействия с представителями фармацевтических компаний и продавцами изделий медицинского назначения являются, проведение конференций, собраний, мероприятий образовательного характера для предоставления компаниям возможности рассказать о своих новинках, продемонстрировать слайды, результаты клинических испытаний новых препаратов, проведение клинических исследований лекарственных средств,
- поставки ЛС и ИМИ, мед. оборудования;
- апробация медицинского оборудования на основе договоров о безвозмездном пользовании,
- прием заявок для включения во внутрибольничный формулярный справочник.
Ответственными по вышеуказанным направлениям являются:
Проведение конференций, собраний, мероприятий образовательного характера - специалист по работе с персоналом отдела кадров Проведение клинических исследований лекарственных средств и заключение договоров по ним - главный специалист по клиническим исследованиям.
Поставки ЛС и ИМИ мед. оборудования - начальник ОМТС.
Апробация медицинского оборудования на основе договоров о безвозмездном пользовании - руководитель профильного структурного подразделения.
Прием заявок для включения во внутрибольничный формулярный справочник - председатель формулярной комиссии.
Взаимодействие с фармацевтическими компаниями и продавцами изделий медицинского назначения по данным направлениям осуществляется председателем Комиссии не чаще одного раза в неделю по предварительному согласованию.
4.2. Превентивные меры
- осуществлять прием представителей фармацевтических компаний сотрудниками, не входящими в состав Комиссии по взаимодействию с представителями фармацевтических компаний, продавцами медицинских изделий, кроме участников действующего договора по клиническим исследованиям лекарственных препаратов, принимать подарки, поощрения, денежные вознаграждения, пригласительные на различные развлекательные мероприятия; отдых, организованный фармацевтическими компаниями; организация и посещение собраний и конференций, проводимых фармацевтическими компаниями в рабочее время выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия;
- получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;
- заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий,
- предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов).
Ответственность за коррупционные преступления
Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Злоупотребление должностными полномочиями
Характер деяния
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства
Наказание:
- штраф в размере до 80 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев,
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- арест на срок от 4 до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 4 лет.
Превышение должностных полномочий
Характер деяния
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Наказание:
- штраф в размере до 80 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
- штраф в размере до 80 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
- принудительные работы на срок до 4 лет;
- арест на срок от 4 до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 4 лет
Получение взятки
Характер деяния
Получение должностным лицом, лично или через посредника, взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества.
Наказание:
штраф в размере до 1000 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 2 лет или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением праве занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцати крат ной суммы взятки или без такового.
Посредничество во взяточничестве
Характер деяния
Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере с использованием своего служебного положения
Наказание:
штраф в размере до 1000 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 1 года или в размере от 20 - до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
Мелкое взяточничество
Характер деяния
Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Наказание:
- штраф в размере до 200 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев;
- исправительные работы на срок до 1 года.
- ограничение свободы на срок до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 1 года.
Служебный подлог
Характер деяния
Служебный подлог то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности
Наказание:
- штраф в размере до 80 000 рублей или в размере 3/П или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
- обязательные работы на срок до 480 часов,
- исправительные работы на срок до 2 лет,
- принудительные работы на срок до 2 лет,
- арест на срок до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 2 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принят антикоррупционный справочник по профилактике "бытовой" коррупции в сфере здравоохранения в РСО-Алания. Так, справочник представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений. Деятельность сотрудников структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна быть реализована с использованием таких инструментов, как: координация, контроль, взаимодействие, в том числе с правоохранительными и контролирующими органами, рассмотрение обращений граждан по антикоррупционной тематике.
Возможные варианты проявлений коррупции: выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счет других; ущемление интересов граждан при разделении потоков ПГТ и ППУ; нецелевое расходование бюджетных средств. Кроме того, представлены меры по антикоррупционной безопасности при обращении пациента; антикоррупционный механизм в лечебно-диагностическом процессе и др.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания от 6 сентября 2017 г. N 765 о/д "Об утверждении справочника по профилактике "бытовой" коррупции в сфере здравоохранения"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (www.minzdrav-rso.ru)