В соответствии с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632, и в целях формирования базовых принципов, основных направлений, целей, задач разработки государственной программы "Цифровая экономика Республики Северная Осетия-Алания":
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. следует читать "N 1632-р"
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития Цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания.
2. Назначить Управление Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи ответственным за разработку и реализацию государственной программы "Цифровая экономика Республики Северная Осетия-Алания".
3. Управлению Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи обеспечить разработку проекта государственной программы "Цифровая экономика Республики Северная Осетия-Алания" и внести его в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Северная Осетия-Алания.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Фадзаева А.О.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2017 г. N 474-р
Концепция
развития Цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана с целью формирования и реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Цифровая экономика Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Программа).
Концепция разработана в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" (далее - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы) и программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р.
Концепция определяет цифровую экономику как хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Республики Северная Осетия-Алания как неотъемлемой части информационного пространства Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы республики.
Положения Концепции нацелены на:
разработку Программы для эффективного развития инфраструктуры информационного общества и создания условий для формирования цифровой экономики в условиях современной России на территории Республики Северная Осетия-Алания;
создание экосистемы цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания как сегмента Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
формирование необходимых и достаточных условий для создания и развития высокотехнологичного бизнеса как в традиционных отраслях экономики республики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, так и экономики в целом;
внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности, способствующих созданию единого информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания, а также предоставление качественных государственных и муниципальных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.
При разработке Программы необходимо учитывать уровни формирования цифровой экономики, которые влияют на жизнь граждан и общества в целом:
рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, Программа должна быть сфокусирована на двух нижних уровнях цифровой экономики - базовых направлениях, определяя цели и задачи развития:
ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);
основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).
При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов должно учитывать поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Основные сквозные цифровые технологии, которые необходимо включить в Программу, следующие:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
системы распределенного реестра;
квантовые технологии;
новые производственные технологии;
промышленный интернет;
компоненты робототехники и сенсорики;
технологии беспроводной связи;
технологии виртуальной и дополненной реальности.
Изменение перечня технологий должно происходить по мере появления и развития новых технологий.
Принятые в Российской Федерации и в Республике Северная Осетия-Алания документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. В Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено использование информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе и указаны основные сдерживающие факторы.
II. Актуальность проблемы формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания. Социально-экономические условия принятия Программы
В Программе необходимо сделать анализ проблем формирования цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания и определить социально-экономические условия принятия Программы с учетом общих проблем федерального и регионального уровня, таких как:
недостаточное развитие регуляторной и нормативной среды для формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности;
слабые цифровые компетенции жителей Республики Северная Осетия-Алания, в том числе, серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения;
низкий уровень использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Республики Северная Осетия-Алания;
цифровое неравенство на региональном и муниципальном уровне;
недостаточная подготовка кадров и несоответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики;
дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования;
высокий уровень преступлений в цифровой среде;
слабый уровень цифровизации и применения информационно-телекоммуникационных технологий в органах местного самоуправления и т.п.
Для характеристики социально-экономических условий принятия Программы можно использовать отдельные показатели Росстата по мониторингу развития информационного общества в Российской Федерации (приложение 1).
Кроме того, в Программе необходимо указать направления в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", которая является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
Необходимо описать в Программе социально-экономические условия ее принятия и дальнейшей реализации на основе соответствующих показателей развития информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания по итогам 2016 - 2017 гг.
Необходимо дать характеристику социально-экономических условий и рекомендации для развития сфер деятельности с применением информационно-телекоммуникационных технологий на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как ключевой фактор производства, с учетом развития отрасли информационных технологий и с созданием соответствующих платформ и сервисов.
III. Направления развития цифровой экономики. Цели и задачи Программы
Направления развития цифровой экономики должны включать:
1. Организация управления инфраструктурою.
2. Кадры и образование.
3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов.
4. Информационная инфраструктура.
5. Информационная безопасность.
По каждому направлению должны быть определены цели и задачи Программы.
По направлению "Организация управления инфраструктурою":
Цель N 1: создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики с целью решения следующих задач:
сформировать республиканский центр компетенций, взаимодействующий с федеральным центром и обеспечивающий мониторинг существующих и развитие новых идей в сфере регулирования цифровой экономики и выступающий как методический центр системы подготовки кадров по вопросам, связанным с регулированием цифровой экономики;
разработать концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования на региональном уровне с целью развития цифровой экономики и план ее реализации;
разработать концепцию среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования на региональном уровне с целью развития цифровой экономики;
разработать концепцию комплексного правового регулирования отношений на региональном уровне, возникающих в связи с развитием цифровой экономики.
Цель N 2: формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики с решением задачи:
обеспечить комплексное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.
Цель N 3: принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных в сфере цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания.
По направлению "Кадры и образование":
Цель N 1: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики с решением следующих задач:
разработать и апробировать модели компетенций, обеспечивающие эффективное взаимодействие общества, бизнеса, рынка труда и образования в условиях цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания;
создать формат индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в Республике Северная Осетия-Алания.
Цель N 2: модернизация системы образования для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами с решением следующих задач:
организовать работу организаций общего образования на территории Республики Северная Осетия-Алания в интересах подготовки граждан в условиях цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания;
содействовать внедрению в систему образования на территории Республики Северная Осетия-Алания требований к базовым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечив их преемственность (с учетом модели компетенций);
организовать работу организаций среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания в интересах подготовки граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания;
организовать работу организаций дополнительного образования в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Цель N 3: создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики с решением следующих задач:
мотивировать граждан на освоение базовых компетенций цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания;
мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан базовым компетенциям цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания.
По направлению "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов":
Цель N 1: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики с решением следующих задач:
создать организационный механизм по определению потребностей секторов экономики в применении "сквозных" технологий в области цифровой экономики и организации мониторинга исследований и разработок на территории Республики Северная Осетия-Алания;
создать эффективные партнерства ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества, в том числе на международном уровне, для проведения опережающих исследований и разработок с учетом потребностей отечественных компаний при формировании продуктов и услуг цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания;
создать центры компетенций, обеспечивающие экспертную поддержку по проводимым в Республике Северная Осетия-Алания исследованиям и разработкам, в том числе по вопросам их коммерциализации;
создать условия для взаимодействия, создания и использования сети цифровых платформ для проведения исследований и разработок в области цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания;
создать механизм стимулирования организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания, обеспечивающий реализацию проектов с высоким коммерческим потенциалом по направлениям "сквозных" технологий, в том числе частных компаний, осуществляющих исследования и разработки и способных стать лидерами на глобальных рынках.
Цель N 2: формирование компетенций в области цифровой экономики с решением следующих задач:
создать на базе ведущих республиканских вузов и научных организаций аспирантские и магистерские школы по каждому направлению "сквозных" технологий при координации со стороны центров компетенций;
создать на уровне Республики Северная Осетия-Алания механизмы поддержки системы подготовки специалистов высшей квалификации в области современных "сквозных" технологий, способных проводить исследования и разработки в области "сквозных" технологий на мировом уровне.
По направлению "Информационная инфраструктура":
Цель N 1: содействие в формировании регионального сегмента сетей связи для удовлетворения потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Необходимо решить следующие задачи:
содействовать обеспечению возможности широкополосного доступа к сети Интернет для населения;
содействовать обеспечению широкополосного доступа лечебно-профилактических учреждений к сети Интернет;
обеспечить широкополосный доступ образовательных организаций и других общественно значимых объектов к сети Интернет;
обеспечить широкополосный доступ к сети Интернет всех органов государственной власти и местного самоуправления;
содействовать обеспечению покрытия всех республиканских автомобильных дорог сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий.
Цель N 2: формирование республиканской инфраструктуры хранения и обработки данных для обеспечения предоставления гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг с решением следующих задач:
обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории Республики Северная Осетия-Алания для граждан, бизнеса и власти;
обеспечить хранение и обработку всей информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления, в республиканском сегменте государственной единой облачной платформы;
организовать применение федерального технического регулирования центров обработки данных (далее - ЦОД) в целях обеспечения устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования.
Цель N 3: создание условий для использования отечественных цифровых платформ работы с данными в Республике Северная Осетия-Алания для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти с решением следующих задач:
определить состав необходимых для использования отечественных цифровых платформ и принять участие в их внедрении;
обеспечить возможность использования данных в цифровых платформах;
использовать отечественную цифровую платформу сбора, обработки и распространения пространственных данных для нужд картографии и геодезии, обеспечивающую потребности граждан, бизнеса и власти;
использовать отечественную цифровую платформу сбора, обработки, хранения и распространения данных, дистанционного зондирования Земли, обеспечивающую потребности граждан, бизнеса и власти.
По направлению "Информационная безопасность"
Цель N 1: содействие в создании условий для обеспечения единства, устойчивости и безопасности регионального сегмента информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства с решением следующих задач:
содействие по обеспечению устойчивости и безопасности функционирования регионального сегмента единой сети электросвязи Российской Федерации;
содействие по обеспечению управляемости и надежности функционирования российского сегмента сети Интернет на территории Республики Северная Осетия-Алания;
содействие по обеспечению технологической независимости и безопасности функционирования аппаратных средств и инфраструктуры обработки данных;
содействие по обеспечению устойчивости и безопасности функционирования информационных систем и технологий;
обеспечить правовой режим в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и технические инструменты функционирования сервисов и использования данных.
Цель N 2: создание условий для обеспечения технической, организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики на территории Республики Северная Осетия-Алания с решением следующих задач:
обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов личности в условиях цифровой экономики;
принять участие в создании технических инструментов, обеспечивающих безопасное информационное взаимодействие граждан в условиях цифровой экономики;
обеспечить защиту прав и законных интересов бизнеса в условиях цифровой экономики;
организовать работу по созданию условий для обеспечения организационной и правовой защиты государственных интересов в условиях цифровой экономики.
IV. Управление развитием цифровой экономики
С учетом целей и задач развития цифровой экономики в Российской Федерации необходимо сформировать систему управления развитием цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания, которая должна:
включать представителей всех заинтересованных в развитии цифровой экономики сторон (органов государственной власти, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества);
обеспечивать прозрачность и подотчетность своей деятельности;
реализовывать проектный подход в организации управления;
включать 3 уровня управления - стратегический, оперативный и тактический.
На стратегическом уровне системы управления необходимо разработать и утвердить направления развития цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания, стратегические цели и планы, а также отчеты об их достижении.
При этом необходимо создать рабочий орган стратегического уровня управления в Республике Северная Осетия-Алания, который должен рассматривать и согласовывать форсайты и прогнозы развития цифровой экономики и цифровых технологий, основные направления развития цифровой экономики, результаты мониторинга и контроля программы развития цифровой экономики, изменения программы и системы управления.
На оперативном уровне управления необходимо обеспечить выполнение функций управления реализацией Программой в Республике Северная Осетия-Алания на консолидированном уровне, в том числе:
формирование совместно с профессиональными сообществами форсайта и моделей будущего;
рассмотрение и утверждение предложений по внесению изменений в Программу, возникающих в ходе ее реализации;
анализ и внесение изменений в документы стратегического планирования Республики Северная Осетия-Алания учетом целей, задач и мероприятий Программы;
формирование методологии планирования, координации, мониторинга и отчетности при реализации Программы, методическая поддержка на консолидированном уровне выполнения мероприятий Программы;
координация деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления и взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества по вопросам развития цифровой экономики и реализации Программы;
обеспечение ресурсами выполнение Программы, координация финансирования мероприятий по развитию цифровой экономики за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников Республики Северная Осетия-Алания;
управление "портфелями" проектов и отдельными проектами по направлениям Программы;
формирование основных направлений исследований и разработок по направлениям цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания;
организация мониторинга развития цифровой экономики и реализации Программы, рассмотрение его результатов и контроль за ходом ее выполнения на территории Республики Северная Осетия-Алания;
разработка и рассмотрение предложений по непрерывному совершенствованию республиканской системы управления развитием цифровой экономики.
На тактическом уровне обеспечивается управление реализацией планов и проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания по каждому из следующих направлений:
разработка и реализация планов цифровой трансформации органов власти, государственных и муниципальных учреждений, организаций и фондов;
исполнение проектов Программы с целью достижения результата, реализация и масштабирование пилотных проектов и лучших практик;
организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики;
разработка предложений по мерам законодательного регулирования развития цифровой экономики;
обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой экономики и их финансирование;
участие представителей всех заинтересованных сторон (власти, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества) в управлении центров развития и передачи цифровых технологий, деятельности рабочих групп, экспертизе проектов и планов развития цифровой экономики.
При разработке системы управления цифровой экономикой в Республике Северная Осетия-Алания необходимо учитывать положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1030, которым утверждены функциональная структура системы управления реализацией федеральной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и правила разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации данной программы.
V. Показатели и индикаторы Программы. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Показатели и индикаторы Программы должны быть сформированы в соответствии с положениями федеральных документов по формированию цифровой экономики в рамках "дорожной карты", которая по основным направлениям должна включать описание целей, ключевых вех и задач Программы, а также сроков их достижения с учетом показателей стратегических документов развития Республики Северная Осетия-Алания.
На базе "дорожной карты", в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29 ноября 2017 г. N 7, должен быть разработан республиканский план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных "вех" Программы с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объемов финансирования. План мероприятий должен утверждаться на три года с ежегодным обновлением. Соответственно в "дорожной карте" должны быть выделены 3 основных этапа развития направлений цифровой экономики в Республике Северная Осетия-Алания, по итогам которых предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений.
Реализация Программы создаст условия для повышения благосостояния и качества жизни граждан Республики Северная Осетия-Алания путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, а также повышения информационной безопасности.
Приложение 1
к Концепции государственной программы
Республики Северная Осетия-Алания
"Цифровая экономика Республики
Северная Осетия-Алания"
Мониторинг
развития информационного общества в Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2017 г. (по данным Росстата)
Наименование показателя |
Единица измерения |
РФ |
СКФО |
РСО-Алания |
Отклонение от уровня по РФ |
Отклонение от уровня по СКФО |
Факторы развития информационного общества |
|
|
|
|
|
|
Человеческий капитал |
|
|
|
|
|
|
Уровень образования и профессиональной подготовки населения |
|
|
|
|
|
|
Доля занятого населения в возрасте 25-64 лет, имеющего высшее образование в общей численности занятого населения соответствующей возрастной группы |
% |
34,29 |
35,04 |
41,76 |
7,47 |
6,72 |
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10000 человек населения |
человек |
299,68 |
234,95 |
352,15 |
52,46 |
117,20 |
Уровень грамотности взрослого населения |
% |
99,70 |
99,20 |
99,60 |
-0,10 |
0,40 |
Удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения |
% |
10,37 |
12,43 |
11,71 |
1,34 |
-0,72 |
Удельный вес студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в общей численности населения |
% |
0,38 |
0,30 |
0,49 |
0,11 |
0,18 |
Удельный вес студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в общей численности населения |
% |
1,57 |
1,53 |
1,53 |
-0,04 |
0,00 |
Удельный вес студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности населения |
% |
3,00 |
2,35 |
3,52 |
0,52 |
1,17 |
Инновационный потенциал |
|
|
|
|
|
|
Ресурсная база НИОКР и инновационной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в % к ВВП |
% |
1,41 |
0,25 |
0,31 |
-1,10 |
0,06 |
Доля затрат на технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг |
% |
2,50 |
1,36 |
0,08 |
-2,42 |
-1,28 |
Численность исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10000 занятых в экономике |
человек |
51,40 |
13,50 |
12,20 |
-39,20 |
-1,30 |
Удельный вес затрат на исследования и разработки, нацеленные на развитие экономики, в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки |
% |
37,80 |
37,70 |
39,80 |
2,00 |
2,10 |
Институциональная и инфраструктурная среда |
|
|
|
|
|
|
Результативность НИОКР и инновационной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций |
% |
7,80 |
3,10 |
3,30 |
-4,50 |
0,20 |
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг |
% |
8,50 |
6,40 |
0,20 |
-8,30 |
-6,20 |
ИКТ - инфраструктура и доступ |
|
|
|
|
|
|
Фиксированная телефонная связь |
|
|
|
|
|
|
Телефонная плотность фиксированной связи (включая таксофоны) на 100 человек населения |
единиц |
23,33 |
8,60 |
20,60 |
-2,73 |
12,00 |
Подвижная сотовая связь |
|
|
|
|
|
|
Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения |
единиц |
197,79 |
133,19 |
146,23 |
-51,56 |
13,04 |
Телевидение и радиовещание |
|
|
|
|
|
|
Доля населения, имеющего возможность принимать одну программу наземного эфирного аналогового телевещания, в общей численности населения |
% |
97,30 |
97,20 |
99,20 |
1,90 |
2,00 |
Доля населения, имеющего возможность принимать пять - восемь программ наземного эфирного аналогового телевещания, в общей численности населения |
% |
61,70 |
42,80 |
55,80 |
-5,90 |
13,00 |
Доля населения, имеющего возможность принимать одну телевизионную программу наземного цифрового эфирного телевещания, в общей численности населения |
% |
88,50 |
68,90 |
99,20 |
10,70 |
30,30 |
Персональные компьютеры и доступ к сети Интернет |
|
|
|
|
|
|
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения |
абонентов |
18,60 |
6,40 |
8,00 |
-10,60 |
1,60 |
Число абонентов мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения |
абонентов |
71,10 |
64,30 |
69,70 |
-1,40 |
5,40 |
Развитие сетей связи и передачи данных |
|
|
|
|
|
|
Уровень цифровизации местной телефонной сети - всего: |
% |
91,00 |
86,62 |
91,95 |
0,95 |
5,33 |
в городской местности |
|
92,00 |
90,10 |
90,90 |
-1,10 |
0,80 |
в сельской местности |
|
81,30 |
74,90 |
99,30 |
18,00 |
24,40 |
Удельный вес телефонизированных населенных пунктов в сельской местности, в общем числе сельских населенных пунктов |
% |
88,20 |
72,90 |
92,10 |
3,90 |
19,20 |
Объем услуг почтовой связи в расчете на 1-го жителя |
рублей |
997,10 |
297,60 |
498,00 |
-499,10 |
200,40 |
Ценовая доступность услуг ИКТ |
|
|
|
|
|
|
Средние потребительские тарифы |
|
|
|
|
|
|
Тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, месяц |
рублей |
190,63 |
159,13 |
163,00 |
-27,63 |
3,87 |
Абонентская плата за доступ к сети Интернет, месяц |
рублей |
559,44 |
591,33 |
540,66 |
-18,78 |
-50,67 |
Предоставление местного соединения (разговора) по сотовой связи, минута |
рублей |
1,17 |
1,03 |
1,36 |
0,19 |
0,33 |
Тариф за одну минуту местного телефонного соединения при повременной системе оплаты, минута |
рублей |
0,54 |
0,43 |
0,44 |
-0,10 |
0,01 |
Средние тарифы на услуги связи для юридических лиц |
|
|
|
|
|
|
Плата за предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии сети фиксированной телефонной связи |
рублей |
3651,85 |
2784,60 |
2000,00 |
-1651,85 |
-784,60 |
При абонентской системе оплаты услуг - абонентская плата (за месяц) |
рублей |
636,69 |
590,73 |
577,00 |
-59,69 |
-13,73 |
Экономическая среда |
|
|
|
|
|
|
Общее состояние экономики |
|
|
|
|
|
|
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах на душу населения |
рублей |
443951,00 |
175912,00 |
181040,00 |
-262911,00 |
5128,00 |
Индекс физического объёма валового внутреннего продукта, в % к предыдущему году |
% |
99,40 |
99,80 |
97,40 |
-2,00 |
-2,40 |
Производство электроэнергии на душу населения |
кВт-ч/чел |
7438,05 |
2799,36 |
264,68 |
-7173,38 |
-2534,69 |
Покупательская способность населения, бюджетной сферы и корпоративных потребителей |
|
|
|
|
|
|
Доля расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств |
% |
35,50 |
44,80 |
37,50 |
2,00 |
-7,30 |
Доступность финансовых ресурсов |
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал на оборудование для информационно-коммуникационных технологий, в фактически действующих ценах |
млн рублей |
284377,00 |
5467,68 |
386,67 |
-283990,33 |
-5081,01 |
Информационная индустрия |
|
|
|
|
|
|
Удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения |
% |
2,03 |
0,91 |
0,60 |
-1,43 |
-0,30 |
Информационная безопасность |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций |
% |
87,31 |
81,93 |
75,79 |
-11,52 |
-6,14 |
из них использовавших: |
|
|
|
|
|
|
средства шифрования |
|
42,89 |
37,14 |
31,45 |
-11,44 |
-5,69 |
средства электронной |
|
77,70 |
74,20 |
66,80 |
-10,90 |
-7,40 |
цифровой подписи |
|
|
|
|
|
|
Доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения |
% |
0,50 |
1,00 |
0,60 |
0,10 |
-0,40 |
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития |
|
|
|
|
|
|
Электронное правительство |
|
|
|
|
|
|
Готовность органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг |
|
|
|
|
|
|
Доля ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС |
% |
57,22 |
54,36 |
69,60 |
12,37 |
15,24 |
Доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота |
% |
40,40 |
54,60 |
50,40 |
10,00 |
-4,20 |
Электронный бизнес |
|
|
|
|
|
|
Использование организациями компьютеров и компьютерных сетей |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций |
% |
92,44 |
94,90 |
86,71 |
-5,73 |
-8,19 |
Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников организаций |
штук |
49,00 |
43,00 |
39,00 |
-10,00 |
-4,00 |
Доля организаций, использовавших локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных организаций |
% |
62,34 |
52,30 |
43,03 |
-19,31 |
-9,27 |
Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций |
% |
21,58 |
12,90 |
12,89 |
-8,68 |
0,00 |
Доля организаций, использовавших Экстранет, в общем числе обследованных организаций |
% |
14,97 |
10,30 |
11,18 |
-3,79 |
0,88 |
Доля организаций, использовавших предоставляемые третьей стороной операционные системы с открытым исходным кодом (например, Linux), в общем числе обследованных организаций |
% |
16,58 |
10,98 |
9,47 |
-7,11 |
-1,51 |
Использование Интернета |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций |
% |
88,75 |
90,05 |
85,26 |
-3,48 |
-4,78 |
Число персональных компьютеров, имевших доступ к Интернету, на 100 работников организаций |
штук |
32,00 |
26,00 |
25,00 |
-7,00 |
-1,00 |
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе организаций |
% |
81,77 |
81,60 |
85,00 |
3,23 |
3,40 |
Доля организаций, использующих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе организаций |
% |
55,33 |
49,87 |
62,24 |
6,91 |
12,37 |
Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций |
% |
45,89 |
46,48 |
39,74 |
-6,15 |
-6,75 |
Доля организаций, использовавших электронную почту, в общем числе обследованных организаций |
% |
87,55 |
82,64 |
80,13 |
-7,42 |
-2,51 |
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) работниками организаций |
|
|
|
|
|
|
Доля работников организаций, использовавших персональные компьютеры не реже 1 раза в неделю, в общей численности работников списочного состава организаций |
% |
42,56 |
34,90 |
31,01 |
-11,55 |
-3,89 |
Доля работников организаций, использовавших Интернет не реже 1 раза в неделю, в общей численности работников списочного состава организаций |
% |
31,15 |
24,82 |
20,44 |
-10,71 |
-4,37 |
Доля организаций, выделявших технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам, в общем числе обследованных организаций |
% |
32,30 |
28,24 |
24,61 |
-7,69 |
-3,64 |
Доля работников, использовавших предоставленные организацией средства мобильного доступа в Интернет не реже 1 раза в неделю, в общей численности списочного состава организаций |
% |
2,56 |
1,64 |
1,07 |
-1,49 |
-0,57 |
Интеграция внутренних информационных систем (ИС) и совместный доступ к информации внутри организации |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг), в общем числе обследованных организаций |
% |
37,81 |
30,13 |
27,89 |
-9,91 |
-2,23 |
Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров (работ, услуг), в общем числе обследованных организаций |
% |
21,77 |
14,54 |
13,68 |
-8,08 |
-0,86 |
Доля организаций, использовавших ERP-системы, в общем числе обследованных организаций |
% |
10,70 |
5,70 |
5,92 |
-4,78 |
0,22 |
Доля организаций, использовавших CRM-системы, в общем числе обследованных организаций |
% |
9,44 |
5,81 |
6,32 |
-3,12 |
0,51 |
Доля организаций, использовавших системы электронного документооборота, в общем числе обследованных организаций |
% |
66,11 |
59,60 |
55,13 |
-10,98 |
-4,47 |
Интеграция ИС организации с ИС контрагентов |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, использовавших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена, в общем числе обследованных организаций |
% |
62,42 |
57,48 |
55,79 |
-6,63 |
-1,69 |
Доля организаций, использовавших SCM - системы, в общем числе обследованных организаций |
% |
5,33 |
3,36 |
4,21 |
-1,12 |
0,85 |
Электронная коммерция |
|
|
|
|
|
|
Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы услуги) в сети Интернет, в общем числе обследованных организаций |
% |
41,57 |
34,84 |
31,32 |
-10,25 |
-3,52 |
Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по сети Интернет, в общем числе обследованных организаций |
% |
19,29 |
13,42 |
12,24 |
-7,06 |
-1,19 |
Электронное образование |
|
|
|
|
|
|
Готовность учреждений образования к развитию на основе ИКТ |
|
|
|
|
|
|
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений |
штук |
13,51 |
8,17 |
12,19 |
-1,32 |
4,02 |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС), в расчете на 100 студентов (обучающихся) по образовательным учреждениям: |
штук |
|
|
|
|
|
среднему профессиональному образованию |
|
15,64 |
9,00 |
7,00 |
-8,64 |
-2,00 |
высшему профессиональному образованию |
|
21,64 |
16,00 |
18,00 |
-3,64 |
2,00 |
Доля образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к сети Интернет по широкополосному доступу (256 Кбит/сек и выше), в общем числе обследованных учреждений высшего профессионального образования |
% |
94,30 |
80,57 |
100,00 |
5,70 |
19,43 |
из них со скоростью 2 Мбит/сек и выше |
|
80,57 |
81,25 |
100,00 |
19,43 |
18,75 |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, имеющих доступ к сети Интернет, в расчете на 100 студентов (обучающихся) по образовательным учреждениям: |
штук |
|
|
|
|
|
среднему профессиональному образованию |
|
16,57 |
11,00 |
11,00 |
-5,57 |
0,00 |
высшему профессиональному образованию |
|
21,82 |
16,00 |
17,00 |
-4,82 |
1,00 |
Использование ИКТ в учебном процессе и управлении образовательным учреждением |
|
|
|
|
|
|
Доля образовательных учреждений, имеющих веб-сайт в сети Интернет, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений: |
% |
|
|
|
|
|
среднему профессиональному образованию |
|
93,07 |
89,95 |
85,71 |
-7,36 |
-4,23 |
высшему профессиональному образованию |
|
95,11 |
92,00 |
85,71 |
-9,40 |
-6,29 |
Доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений: |
% |
|
|
|
|
|
среднему профессиональному образованию |
|
23,06 |
12,70 |
9,09 |
-13,97 |
-3,61 |
высшему профессиональному образованию |
|
42,79 |
20,00 |
28,57 |
-14,22 |
8,57 |
Электронное здравоохранение |
|
|
|
|
|
|
Готовность учреждений здравоохранения к развитию на основе ИКТ |
|
|
|
|
|
|
Доля учреждений здравоохранения, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения |
% |
98,93 |
99,36 |
100,00 |
1,07 |
0,64 |
Доля учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения |
% |
87,36 |
77,85 |
69,64 |
-17,72 |
-8,21 |
Доля учреждений здравоохранения, использовавших сеть Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения |
% |
96,98 |
97,75 |
98,21 |
1,23 |
0,46 |
Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников в учреждениях здравоохранения |
штук |
31,00 |
19,00 |
14,00 |
-17,00 |
-5,00 |
Число персональных компьютеров, имевших доступ к глобальным информационным сетям, на 100 работников в учреждениях здравоохранения |
штук |
22,00 |
13,00 |
9,00 |
-13,00 |
-4,00 |
Число персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет, на 100 работников учреждений здравоохранения |
штук |
20,00 |
12,00 |
9,00 |
-11,00 |
-3,00 |
Использование ИКТ в учреждениях здравоохранения |
|
|
|
|
|
|
Доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения |
% |
77,03 |
76,08 |
73,21 |
-3,82 |
-2,87 |
Электронная культура |
|
|
|
|
|
|
Готовность учреждений культуры к развитию на основе ИКТ |
|
|
|
|
|
|
Доля учреждений культуры, использовавших Интернет, в общем числе обследованных учреждений культуры |
% |
82,26 |
79,70 |
61,83 |
-20,42 |
-17,87 |
Информационные ресурсы и услуги учреждений культуры |
|
|
|
|
|
|
Доля учреждений культуры, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений культуры |
% |
37,31 |
29,55 |
22,14 |
-15,17 |
-7,41 |
Доля электронных изданий, в общем объеме библиотечного фонда |
% |
0,54 |
0,31 |
0,09 |
-0,45 |
-0,22 |
Доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме общего фонда музея |
% |
44,49 |
34,04 |
1,31 |
-43,18 |
-32,73 |
Объем электронного каталога библиотеки, доступного в Интернете |
тыс. записей |
154096,00 |
3368,53 |
175,64 |
-153920,36 |
-3192,89 |
Число музейных предметов, внесенных в электронный каталог |
тыс. единиц |
39582,20 |
692,47 |
4,51 |
-39577,69 |
-687,96 |
Число доступных в Интернете музейных предметов, внесенных в электронный каталог и имеющих цифровые изображения на 10 000 предметов общего фонда музеев |
единиц |
265,04 |
253,43 |
50,87 |
-214,16 |
-202,56 |
Доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог и имеющих цифровые изображения, в общем объеме общего музейного фонда |
% |
14,59 |
11,14 |
1,30 |
-13,30 |
-9,85 |
Доля компьютеризированных посадочных мест с возможностью доступа к электронным ресурсам библиотеки в общем числе посадочных мест |
% |
11,32 |
4,50 |
4,35 |
-6,97 |
-0,15 |
Доля посадочных мест с возможностью выхода в Интернет в общем числе посадочных мест библиотеки |
% |
10,49 |
6,23 |
8,70 |
-1,80 |
2,47 |
Использование ИКТ домохозяйствами и населением |
|
|
|
|
|
|
Доступ домохозяйств к ИКТ |
|
|
|
|
|
|
Доля домохозяйств, имеющих телефон, в общем числе домохозяйств |
% |
99,77 |
99,79 |
99,83 |
0,06 |
0,04 |
в том числе: |
|
|
|
|
0,00 |
0,00 |
только телефон фиксированной связи |
|
0,73 |
0,08 |
0,54 |
-0,19 |
0,46 |
только мобильный сотовый телефон |
|
50,85 |
75,23 |
32,05 |
-18,80 |
-43,18 |
как фиксированный, так и мобильный сотовый телефон |
|
48,42 |
24,70 |
67,41 |
18,99 |
42,71 |
Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домохозяйств |
% |
74,30 |
61,40 |
69,90 |
-4,40 |
8,50 |
Число персональных компьютеров на 100 домашних хозяйствах |
единиц |
127,00 |
79,00 |
95,00 |
-32,00 |
16,00 |
Использование ИКТ в домашних хозяйствах |
|
|
|
|
|
|
Число мобильных телефонов на 100 домохозяйств |
штук |
245,00 |
313,00 |
285,00 |
40,00 |
-28,00 |
Использование сети Интернет |
|
|
|
|
|
|
Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, в общем числе домашних хозяйств |
% |
70,30 |
56,90 |
68,70 |
-1,60 |
11,80 |
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств |
% |
74,80 |
72,10 |
76,20 |
1,40 |
4,10 |
Численность пользователей сети Интернет на 100 человек населения |
% |
73,00 |
68,00 |
63,00 |
-10,00 |
-5,00 |
Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения |
% |
71,50 |
66,70 |
61,70 |
-9,80 |
-5,00 |
Удельный вес пользователей сети Интернет среди членов домашних хозяйств |
% |
73,10 |
68,30 |
62,50 |
-10,60 |
-5,80 |
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности обследуемого населения |
% |
28,80 |
22,30 |
7,50 |
-21,30 |
-14,80 |
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги |
% |
51,30 |
45,50 |
60,20 |
8,90 |
14,70 |
Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств |
% |
70,70 |
61,50 |
68,30 |
-2,40 |
6,80 |
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения |
% |
23,10 |
13,60 |
20,90 |
-2,20 |
7,30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята концепция развития Цифровой экономики РСО-Алания. Управление РСО-Алания по информационным технологиям и связи назначено ответственным за разработку и реализацию госпрограммы "Цифровая экономика Республики Северная Осетия-Алания".
Направления развития цифровой экономики включают в себя: организацию управления инфраструктурою; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационную инфраструктуру; информационную безопасность. По каждому направлению определены цели и задачи программы.
Система управления развитием цифровой экономики в республике должна включать представителей всех заинтересованных в развитии цифровой экономики сторон; обеспечивать прозрачность и подотчетность своей деятельности; реализовывать проектный подход в организации управления; включать 3 уровня управления - стратегический, оперативный и тактический. Показатели и индикаторы программы должны быть сформированы в рамках "дорожной карты", которая по основным направлениям должна включать описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения с учетом показателей стратегических документов развития. Реализация программы создаст условия для повышения благосостояния и качества жизни граждан республики путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, а также повышения информационной безопасности.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2017 г. N 474-р "Об утверждении концепции развития Цифровой экономики Республики Северная Осетия-Алания"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 декабря 2017 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 29 декабря 2017 г.