Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 20 марта 2018 г. N 97-р
Доклад
Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания "Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 2017 год"
По итогам 2017 года отмечена положительная динамика важнейших макропоказателей, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания.
Так, индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности составил 101,3%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг увеличился на 21,4% (35 136 млн рублей), в том числе по обрабатывающим производствам - на 32,7% (26 422,8 млн рублей), водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации - на 5,8% (1 450 млн рублей).
Объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 0,4% по сравнению с объемом в 2016 году и составил 24 747,6 млн рублей.
Ввод в эксплуатацию жилья в 2017 году вырос на 8,3% (192,2 тыс. кв. метров общей площади).
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом автопредприятий увеличилась на 6,0%, составив 8,1 млн человек, пассажирооборот - на 5,5% (190,2 млн пассажиро-километров).
За 2017 год доходы консолидированного бюджета, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составили 27 733,9 млн рублей, что на 5,5% больше, чем за 2016 год. В структуре доходов консолидированного бюджета на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 51,2%, или 14 212,8 млн рублей.
Среднедушевые денежные доходы населения за анализируемый период выросли на 1,4% и составили 22 553,1 рубля, реальная заработная плата составила 102,3%.
Удалось сохранить стабильность регистрируемого рынка труда. Уровень безработицы на 1 января 2018 года составил 2,6%, снизившись по сравнению с показателем в соответствующем периоде прошлого года на 0,2 процентных пункта.
Оборот розничной торговли вырос на 0,8% в сопоставимых ценах и достиг 109,6 млрд рублей. Объем платных услуг, оказанных населению, вырос на 1,5%, составив 26,06 млрд рублей.
Однако в 2017 году по ряду показателей наблюдается отрицательная динамика.
Снизились по сравнению с показателями за 2016 год объемы производства в добывающей отрасли на 12,5%, объемы отгруженной продукции - на 31,6%.
Инвестиции в экономику и социальную сферу республики за счет всех источников финансирования составили 26 806,8 млн рублей (99,6% к уровню в 2016 году).
Объем работ, выполненный строительными организациями, составил 10 573,4 млн рублей (41,3% к объему в 2016 году). Снижение показателя связано с плановым завершением на территории республики крупных проектов в дорожно-транспортном комплексе республики и в сфере безопасности республики.
Задолженность по выплате заработной платы, по данным Росстата, на 1 января 2018 года составила 71,6 млн рублей.
Сводный индекс потребительски х цен в декабре 2017 года сложился на уровне 102,3% к индексу в декабре 2016 года.
Государственный долг республики на 1 января 2018 года составил 9 290,9 млн рублей (100,7% к соответствующему показателю прошлого года).
Ситуация, сложившаяся в сфере естественного движения населения, характеризуется сокращением числа умерших на 2,0% (7 151 человек), а также снижением уровня рождаемости на 9,3% (8 992 человека). При этом естественный прирост населения составил 1 841 человек, т.е. число родившихся превысило число умерших на 25,7%.
Промышленность
По итогам 2017 года индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности составил 101,3%, в том числе по добыче полезных ископаемых - 87,5%, по обрабатывающим производствам - 102,1%, по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 97,4%, водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации - 104,2%.
Рост объемов обрабатывающих производств (на 2,1% по отношению к показателю в 2016 году) обеспечен предприятиями:
легкой промышленности (по производству одежды - на 54,5%) за счет получения заказа на пошив спецодежды;
по производству химических веществ и химических продуктов - на 1,6%. Показатели напрямую зависят от объемов металлургического производства, являясь побочным продуктом при производстве цинка (рост на 2,6%).
Росту объемов производства напитков на 8,5% способствовало получение лицензии Владикавказским заводом алкогольных напитков, а также расширение рынков сбыта за счет увеличения спроса на минеральную воду (на 14,2%), пиво (на 30,9%) и напитки безалкогольные (на 7,4%).
В результате заключения на ближайшие 3 года контракта на выпускаемую продукцию и получения нового крупного заказа по линии Министерства обороны Российской Федерации, постепенно наращиваются объемы вольфрамового производства ОАО "Победит".
Получение нового заказа ОАО "Электроконтактор" от Московского метрополитена способствовало улучшению показателей в электронной промышленности (рост на 20%). За счет спроса на продукцию, выпускаемую по ГОСТу заводом "Пневмооборудование", увеличились на 14,0% объемы производства готовых металлических изделий.
Несмотря на то, что продукция предприятий радиоэлектронного комплекса республики пользуется ограниченным спросом, при поступлении нового гособоронзаказа на резисторы стал наращивать объемы производства ОАО "НПО "Бином". Успешно выполняет заказ Министерства обороны Российской Федерации ОАО "Радуга". ОАО "ВТЦ "Баспик" реализует инвестиционный проект по производству волоконно-оптического элемента с поворотом и без поворота изображения.
В результате завершения реконструкции производственного процесса постепенно начало наращивать объемы выпуска стеклопосуды ООО "Луч".
Незначительно улучшилась ситуация в мебельной отрасли, - на 1,9% (ЗАО "Рокос" начало отгружать свою продукцию в страны ближнего зарубежья).
Вместе с тем, заниженными темпами в отчетном периоде в обрабатывающих отраслях развивались предприятия по производству пищевых продуктов (93,6% по отношению к 2016 году), текстильных изделий (87,1%), производству бумаги и бумажных изделий (85,7%), резиновых и пластмассовых изделий (96,9%), прочих неметаллических минеральных продуктов (84,2%), прочих транспортных средств и оборудования (63,9%), прочих готовых изделий (76,8%), предприятия металлургического производства (98,5%).
Спад объемов производства обусловлен:
в сфере металлургии (98,5% по отношению к 2016 году) закрытием свинцового производства на ОАО "Электроцинк";
в пищевой отрасли (93,6%) снижением спроса на масло сливочное (из-за высокой себестоимости: почти вдвое дороже привозного), кондитерских изделий (низкая конкурентоспособность по сравнению с завозимыми из соседних республик), колбасных изделий;
в производстве прочих транспортных средств (63,9%) общим спадом железнодорожных грузоперевозок в стране и перераспределением ОАО "РЖД" заказов на ремонт пассажирских вагонов другим предприятиям на территории Российской Федерации. На ОАО "Владикавказский вагоноремонтный завод" за счет отсутствия своевременного предоставления конструкторской документации заказчиком и запчастей для ремонта колесных пар, а также изменения структуры ремонта вагонов объемы производства снижены почти на 40,0%.
Несмотря на положительные сдвиги в работе ряда предприятий в добывающей отрасли наблюдается значительный спад объемов производства (на 12,5% по сравнению с прошлым годом), обусловленный снижением спроса на доломит некальцинированный, пески природные и известняк строительный. ОАО "Кавдоломит" при наличии потенциальной возможности наращивания объемов выпускаемой продукции работает, не превышая объемов поступивших заказов.
Объём отгруженной промышленной продукции за отчетный период достиг 35 136,0 млн рублей и составил 121,4% к показателю в 2016 году, в том числе по видам экономической деятельности: по обрабатывающим производствам - 26 422,8 млн рублей (132,7%), по добыче полезных ископаемых - 626,4 млн рублей (68,4%), по водоснабжению, водоотведению, организациям сбора и утилизации - 1 450 млн руб. (105,8%), по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 6 636,9 млн руб. (98,5%).
Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной промышленной продукции остается доминирующим и составляет 75,2% (для сравнения: в 2016 году - 68,8%). При этом в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств за отчетный период 70% составляет производство пищевых продуктов, включая напитки.
Значительный рост объемов отгруженной продукции за 2017 год по сравнению с объемом в 2016 году обеспечен предприятиями по переработке и консервированию фруктов и овощей - в 13 раз, производству напитков - в 1,4 раза, одежды - в 6,7 раза, химических веществ и химических продуктов - в 4,7 раза, парфюмерных и косметических средств - в 8,9 раза, электрооборудования - на 14,5%, ликвидации загрязнения окружающей среды - в 2,3 раза.
В то же время снижение объемов отгружаемой продукции допущено на предприятиях добывающих отраслей - на 31,6%, производства прочих пищевых продуктов - на 23,3%, текстильных изделий - на 21,6%, бумаги - на 28%, прочих транспортных средств и оборудования - на 27,0%, тепловой энергии - на 43,6%.
Основными проблемами промышленных предприятий республики, обусловившими снижение объемов производства, являются:
высокий уровень физического и морального износа основных фондов;
значительное технологическое отставание и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
высокая энергоемкость выпускаемой продукции;
неэффективность системы управления предприятиями;
низкий уровень выпуска инновационной продукции;
слабая степень кооперационных связей промышленных предприятий;
нехватка высококвалифицированных кадров.
Значительное внимание Правительством республики уделяется сохранению наиболее высокотехнологичной отрасли промышленности - радиоэлектронной. В рамках реализации "дорожной карты" продолжается работа по выводу из кризисного состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса путем оптимизации производственных площадей и освоения в перспективе производства новых изделий. На сегодняшний день на высвобождающихся площадях завода "Бином" предполагается создание индустриального парка. Заключено трехстороннее соглашение между Правительством Республики Северная Осетия-Алания, ГК "Ростех" и ПАО "Камаз". Начата работа по присоединению активов АО "Янтарь" к АО "Алмаз" (г. Ростов) в целях создания регионального центра по сервисно-техническому обслуживанию и восстановительному ремонту аппаратных подвижных систем связи и платформ базирования. Проведена актуализация проекта по ремонту военной техники, который был одобрен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Реализацию данного проекта планируется учесть в государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2018 - 2025 годы".
Вместе с тем, несмотря на кризисные явления в промышленности, ОАО "Электроцинк" реализует инвестиционный проект "Программа развития предприятия на период до 2020 года" с планируемым объемом финансирования до 10 млрд рублей.
Для улучшения внутриотраслевого взаимодействия и укрепления межрегиональных связей создаются ассоциации предприятий легкой, добывающей промышленности и народных художественных промыслов.
На сегодняшний день предприятия испытывают потребность не только рабочих массовых профессий: слесарях, электриках, сварщиках, фрезеровщиках, токарях и т.д., - но и в инженерных кадрах.
В соответствии с протоколом совместного совещания с участием представителей Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания и Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания заключено соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров для промышленности.
В настоящее время проводится обследование предприятий отраслей реального сектора экономики с целью определения производственных площадок для дальнейшего практического обучения учащихся.
Агропромышленный комплекс
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2017 году по сравнению с показателем в 2016 году увеличился на 0,4% и составил 24 747,6 млн рублей.
Учитывая, что наибольший удельный вес в структуре производства продукции сельского хозяйства занимает животноводство, спад производства указанной подотрасли наибольшим образом повлиял на темпы развития отрасли в целом.
Так, по состоянию на 1 января 2018 года снижение численности поголовья животных в хозяйствах всех категорий в сравнении с численностью в 2016 году составило: крупного рогатого скота - на 3,7%, в том числе коров - на 0,5%; свиней - на 42,9%, птицы - на 24,9% меньше.
По итогам 2017 года наибольшее снижение поголовья животных и птицы зафиксировано в сельскохозяйственных предприятиях: крупного рогатого скота - на 25,4%, в том числе коров - на 6,4%; свиней - на 99,8%, птицы - на 45,6%.
В результате сокращения поголовья сельскохозяйственных животных в 2017 году снизилось производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) на 1,1% (к уровню в 2016 году) и составило 35,7 тыс. тонн.
Проводимая в течение 2017 года работа по улучшению породного состава коров позволила повысить на 27,7% надои молока в расчете на условную голову. В результате в хозяйствах всех категорий произведено 197,9 тыс. тонн молока (103,0% к уровню в 2016 году).
Основными причинами сложившейся ситуации в животноводстве и птицеводстве стали удорожание содержания животных и птицы, рост цен на энергоносители, корма, сокращение площадей пастбищ рядом с населенными пунктами для выпаса скота, сосредоточенного в личных подсобных хозяйствах населения, отсутствие перерабатывающих мощностей для убоя и переработки мяса птицы.
Существенное влияние на снижение свинопоголовья в сельскохозяйственных предприятиях оказала ликвидация свинокомплексов "Кировский" и "Ариана-М". Сокращение объемов производства продукции птицеводства связано с сокращением количества птицецехов (из 42 предприятий осуществляют деятельность 12).
Несмотря на сложившиеся неблагоприятные погодные условия в растениеводстве отмечается положительная динамика.
В хозяйствах всех категорий за 2017 год было собрано зерновых культур 638,8 тыс. тонн (на 5,2% больше, чем в 2016 году), в том числе 100,4 тыс. тонн пшеницы (на 3,9% больше, чем в 2016 году) и 518,1 тыс. тонн кукурузы на зерно (на 4,5% больше, чем в 2016 году).
В то же время засушливые погодные условия способствовали снижению объемов производства картофеля на 12,1% (95,1 тыс. тонн) и овощей на 16,1% (25,4 тыс. тонн). Кроме того, снизились посевные площади под овощами во всех категориях хозяйств на 18,2%.
В целях развития садоводства в 2017 году сельскохозяйственными организациями республики было заложено 367,0 га многолетних насаждений, в том числе 221,0 га садов интенсивного типа (более 60,0% от общего количества насаждений), 4,0 га виноградников и 53,0 га питомников плодовых культур. В результате закладки многолетних насаждений общая площадь садов в республике достигла 2700 га. Валовой сбор плодов и ягод в 2017 году составил 15,9 тыс. тонн, что на 0,5% больше уровня в 2016 году. На период до 2020 года на территории республики сельскохозяйственными товаропроизводителями планируется заложить до 1200 га многолетних насаждений, в том числе в 2018 году 300 га (в том числе "Казачий хутор" - 100 га, ООО "Владка" - 50 га, ООО "Сады Алании" - 50 га и ООО "Витис-Алания" - 100 га).
В целях развития рыбоводства в 2017 году проведена инвентаризация прудового фонда республики с тем, чтобы оценить потенциальные возможности отрасли и использовать механизмы привлечения в отрасль частных инвестиций.
В этой связи в IV квартале 2017 года начато строительство современного хозяйства на реке Куройтедон, (с. Красногор) мощностью более 0,3 тыс. тонны форели в год; ведется строительство и монтаж понтонных хозяйств на водохранилищах Зарамагской и Беканской ГЭС с общим объемом производства до 1,2 тыс. тонн форели в год.
В 2018 году в рамках мероприятий по устойчивому развитию отрасли рыбоводства и удовлетворению спроса населения республики в рыбной продукции планируется реализовать инвестиционные проекты ООО "Аквастрой" по производству до 1 200,0 тонн форели в год и компании "Остров" с предполагаемым объемом производства рыбы до 1 000,0 тонн.
Продолжена работа по развитию мелиорации в республике. В рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России" на 2014 - 2020 годы было реализовано два проекта "Реконструкция системы орошения на площади 700,0 га" ООО "Ир-Агро" (Правобережный район) и "Капельное орошение многолетних насаждений на площади 33,0 га" ООО "Владка" (Алагирский район). Общая площадь ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель в 2017 году составила 733 га.
Кроме того, в рамках указанной программы оказана финансовая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с созданием мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. В 2017 году сумма указанных субсидий составила 30,4 млн рублей из средств федерального и республиканского бюджетов.
В 2018 году работу по расширению площади мелиорируемых земель планируется продолжить в рамках подпрограммы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы, по которой предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме 3,9 млн рублей.
В целях решения вопросов импортозамещения в агропромышленном комплексе республики будет продолжена реализация инвестиционных проектов по хранению зерна и плодоовощной продукции.
ООО "Фат-Агро" в Пригородном районе завершило строительство хранилища для семенного картофеля объемом 4,0 тыс. тонн с оснащением его парком современной техники для переборки, сортировки и обработки.
ООО "Диг-Агро" Ирафского района ведет строительство комплекса по сушке, очистке и хранению зерновых культур мощностью 32 тыс. тонн единовременного хранения.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Де-Густо" в 2018 году будет продолжена реализация проекта по строительству плодохранилища общей мощностью 6 288,0 тонн. В настоящее время осуществлен ввод в эксплуатацию первой очереди плодохранилища на 3 144,0 тонны.
Инвестиции и инвестиционная деятельность
В 2017 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 26 806,8 млн рублей (99,6% к уровню в 2016 году).
Объемы инвестиций (по крупным и средним предприятиям) по видам экономической деятельности распределились следующим образом:
обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 39,6%;
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 25,5%;
образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 13,8%;
торговля - 6,3%;
деятельность в области информации и связи - 4,2%;
обрабатывающие производства - 3,5%;
транспортировка и хранение - 3,0%;
деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 2,9% и т.д.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства (79,7%). На долю собственных средств предприятий и организаций приходится 20,3%. В структуре источников финансирования наблюдается тенденция увеличения доли собственных средств организаций по сравнению с показателями 2016 и 2015 годов (19,8% и 14,3% соответственно). Номинальный прирост прибыли в обрабатывающих отраслях республики сложился положительно и составил 1 222,2 млн рублей (144,5% к уровню в 2016 году). Основными инвесторами, использующими для развития собственные средства, являются предприятия добывающей, перерабатывающей промышленности и связи.
Бюджетные средства всех уровней в общем объеме инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) в отчетном периоде составили 44,4%. Доля средств федерального бюджета по сравнению с уровнем в 2016 году снизилась на 30,9 процентных пункта, доля средств консолидированного бюджета республики увеличилась на 1,4 процентных пункта.
Бюджетные инвестиции направлены на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, агропромышленного и социального комплексов, а также на обеспечение безопасности республики. Объем освоенных бюджетных средств составил 7 215,9 млн рублей, из них:
федеральный бюджет - 6 184,5 млн рублей (55,0% к уровню в 2016 году);
республиканский бюджет - 796,1 млн рублей (173,6%);
местные бюджеты - 235,3 млн рублей (67,0%).
Из общего объема выполненных работ на реализацию программных мероприятий направлено около 5,0 млрд рублей бюджетных средств, из них: 51,0% по Государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", 22,9% - подпрограмме "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2025 годы" Государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, 5,4% - Государственной программе "Развитие культуры и туризма", 5,4% - Государственной программе "Воспроизводство и использование природных ресурсов", 4,9% - Государственной программе "Развитие транспортной системы", 4,3% - Государственной программе "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, 2,3% - Государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", 1,5% - Государственной программе "Развитие физической культуры и спорта" и др.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" сданы в эксплуатацию 2 587 квартир общей площадью 192,2 тыс. кв. метров (108,3% к уровню в 2016 году), из них 75,9% - жильё экономкласса. Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено 44,3 тыс. кв. метров жилья, или 23,0% от общего объема введённого жилья (133,5% к уровню 2016 года).
Жителям республики выдано 2 224 ипотечных жилищных кредита на сумму 4 092 млн рублей (108,8% к уровню 2016 года). Средневзвешенная процентная ставка по выданным ипотечным кредитам составила 10,87 и снизилась по сравнению с её значением за 9 месяцев 2017 года на 0,35 процентных пункта и на 1,69 за 2016 год.
В 2017 году в республике введены в эксплуатацию: инфекционный корпус Республиканской детской клинической больницы на 100 коек и Дворец спорта "Тхэквондо" в г. Владикавказ, общеобразовательная школа на 360 мест в Ирафском районе, дошкольное учреждение на 300 мест в Моздокском районе, физкультурно-оздоровительные комплексы в с. Эльхотово, г. Дигора, г. Моздок, г. Владикавказ, дома культуры общей мощностью 1 200 мест в сельских населенных пунктах Ардонского, Моздокского, Правобережного, Пригородного районов и водопроводные сети протяженностью 57,9 км в Правобережном и Пригородном районах.
Кроме того, завершена реконструкция 1-ой городской больницы на 295 коек, республиканского стадиона "Спартак" в г. Владикавказ, автомобильной дороги протяжённостью 7,6 км в Пригородном районе, капитально отремонтированы восемь домов культуры в Алагирском, Дигорском, Ирафском, Кировском, Правобережном, Пригородном районах.
Средства ПАО "МРСК Северного Кавказа" позволили ввести в эксплуатацию подстанцию "Иристон" (110 кВ), которая обеспечит дополнительные мощности строящимся микрорайонам г. Владикавказ и 0,6 км линий электропередач.
В агропромышленном комплексе с привлечением средств частных инвесторов введены в эксплуатацию комплекс по приемке, хранению и первичной подработке зерна в с. Чикола, помещения для крупного рогатого скота на 0,2 тыс. голов, хранилища для овощей и фруктов на 5,5 тыс. тонн и сенохранилище на 0,1 тыс. тонн в Алагирском и Пригородном районах.
За счет средств операторов сотовой связи обеспечен ввод радиорелейных линий связи протяженностью 132,8 км и двух антенно-мачтовых сооружений.
Частными инвесторами введены в эксплуатацию кирпичный завод производительностью 30 млн условных кирпичей в год в г. Моздок, 18,3 тыс. кв. метров торговых площадей и 6,9 тыс. кв. метров общетоварных складов в г. Владикавказ, Алагирском, Дигорском, Ирафском, Моздокском и Пригородном районах, пять предприятий общественного питания на 530 мест в г. Владикавказ, Моздокском и Пригородном районах, торгово-офисный центр в г. Владикавказ и торгово-развлекательный центр площадью 1,5 тыс. кв. метров в г. Моздок.
На реализацию мероприятий государственных программ по обеспечению жителей республики доступным и комфортным жильем и развитию жилищно-коммунального хозяйства в 2017 году использовано 2 547,9 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1 605,3 млн рублей, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 249,5 млн рублей, республиканского бюджета - 530,4 млн рублей и местных бюджетов - 162,7 млн рублей.
В рамках программ на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, выданы государственные жилищные сертификаты 295 семьям на общую сумму 683,4 млн рублей, это позволило улучшить жилищные условия 284 семьям вынужденных переселенцев, 10 семьям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и 1 семье граждан, выехавших из районов Крайнего Севера.
За счет средств федерального бюджета в объеме 165,1 млн рублей оказана государственная поддержка для улучшения жилищных условий 146 ветеранам и вдовам ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и 16 гражданам, относящимся к категориям ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
В рамках реализации мер социальной поддержки граждан, больных заразной формой туберкулеза, за счет средств республиканского бюджета (11,2 млн рублей) выданы свидетельства на улучшение жилищных условий 11 гражданам.
Государственная поддержка в виде субсидии на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту оказана за счет средств республиканского бюджета 99 семьям (20,0 млн рублей).
Кроме того, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации выдано 227 свидетельств на жилищное обустройство 473 гражданам, пострадавшим в результате террористического акта в г. Беслан 1-3 сентября 2004 года (309,6 млн рублей).
Средства Федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" позволили ввести в эксплуатацию Дворец спорта "Тхэквондо", пять жилых домов общей площадью 22,0 тыс. кв. метров в г. Владикавказ и спортивные комплексы в г. Дигора и с. Эльхотово. Кроме того, за счет средств Программы работы велись по строительству четырех детских садов в г. Алагир, г. Беслан, с. Советское и реконструкции средней школы N 27 в г. Владикавказ. Общий объем освоенных средств по Программе - 777,1 млн рублей.
В рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" с 2017 года средства федерального бюджета выделяются на поддержку мероприятий по формированию современной городской среды и благоустройству городских парков. За счет бюджетных средств в объеме 160,4 млн рублей во всех районных центрах республики, селах Карджин Кировского района, Донгарон, Ногир, Ир, Михайловское Пригородного района, ст. Павлодольская Моздокского района и г. Владикавказ завершено благоустройство 114 дворовых (замена дорожного покрытия и освещения, установка дворового оборудования, детских и спортивных площадок, озеленение территории), 12 общественных территорий (реконструкция скверов и парковых зон, освещение центральных улиц и озеленение территории в районных центрах) и городского парка в г. Ардон.
В рамках мероприятий республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда переселено 350 семей (943 человека) в городах Алагир, Беслан, селах Чикола, Советское, Хурикау, Майское, Цалык, Верхний Згид и Мизур за счет средств консолидированного бюджета республики и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация мероприятий республиканской программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, консолидированного бюджета республики и собственников жилья позволила завершить ремонт 17 жилых домов в городах Владикавказ и Алагир.
В рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2025 годы Государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года были освоены средства в объеме 1 437,3 млн рублей, из них 80% - бюджетные средства.
Для обеспечения уровня предоставления медицинских услуг в соответствии с современными санитарно-эпидемиологическими требованиями введен в эксплуатацию инфекционный корпус Республиканской детской клинической больницы, а в целях укрепления материально-технической базы противотуберкулезной службы республики начато строительство противотуберкулезного диспансера на 276 коек с поликлиникой в г. Владикавказ.
Мероприятия подпрограммы по реализации инвестиционных проектов в сфере развития агропромышленного комплекса и туризма позволили ввести в эксплуатацию комплекс по приемке, хранению и первичной подработке зерна в с. Чикола и начать строительство гостиницы на 50 номеров туристического комплекса в Куртатинском ущелье.
Также в рамках подпрограммы на строительство школы на 360 мест в с. Эльхотово Кировского района из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены межбюджетные трансферты в размере 290,0 млн рублей, которые освоены в полном объеме.
В рамках реализации мероприятий по развитию систем жизнеобеспечения в отдельных районах и муниципальных образованиях Федеральной целевой программы "Юг России (2014 - 2020 годы)" введен в эксплуатацию Головной водопровод "Родник "Фаныкдон" - Беслан - Зильги - Ст. Батако - Раздзог - Заманкул" протяженностью 57,9 км.
На развитие сети автомобильных дорог республики направлено 190,9 млн рублей. За счет этих средств завершена реконструкция автомобильной дороги "Подъезд к Бремсбергу" протяженностью 7,6 км в Пригородном районе и выполнены проектно-изыскательские работы участков автомобильных дорог и мостовых переходов в Алагирском, Ардонском и Ирафском районах.
Кроме того, отремонтировано 116,3 км участков автомобильных дорог "Кавказ" с мостовым переходом через реку Карджин (Кировский, Правобережный районы), Транскам (Алагирский район), территориальные и муниципальные дороги во всех районах республики. Объем использованных средств на ремонт дорожной инфраструктуры республики составил 1 349,8 млн рублей, из них 52% средства федерального бюджета.
На реализацию мероприятий федеральной целевой программы по развитию водохозяйственного комплекса направлено 270,5 млн рублей. Завершены работы по строительству берегоукрепительных сооружений на р. Фиагдон у с. Рассвет в Ардонском районе, капитальному ремонту берегоукрепительных сооружений на р. Ардон по защите южной части г. Алагир, железобетонной дамбы на правом берегу р. Ардон в Ардонском районе и руслорегулированию рек в селах Дзуарикау и Црау Алагирского района. Также в 2017 году начато строительство берегоукрепительных сооружений в Алагирском, Ардонском и Ирафском районах общей протяженностью 6,3 км с планируемым вводом в эксплуатацию в 2018 году.
На реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" использованы бюджетные средства в объеме 267,7 млн рублей, которые направлены на реконструкцию Национального музея республики и укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа в сельской местности. Указанные средства позволили ввести в эксплуатацию дома культуры в селах Виноградное, Новый Батако, Коста, Михайловское и завершить ремонт восьми домов культуры в селах Эльхотово, Комсомольское, Комгарон, Лескен, Цалык, пос. Верхний Фиагдон, ст. Николаевская г. Дигора.
Реализация мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы позволила в 2017 году освоить бюджетные средства в объеме 214,1 млн рублей.
Ключевой проблемой общего образования в республике остается дефицит школьных мест и износ школьных зданий. В целях решения этих проблем, создания современных условий обучения, увеличения учебных площадей с приведением общеобразовательных учреждений в соответствие с нормативными требованиями и стандартами общего образования введена в эксплуатацию общеобразовательная школа на 360 мест в с. Сурх-Дигора Ирафского района.
На создание условий для занятий физической культурой и спортом в сельских населенных пунктах Ардонского, Кировского, Моздокского, Правобережного и Пригородного районов использовано 23,5 млн рублей, которые позволили отремонтировать спортивные залы и приобрести спортивное оборудование для общеобразовательных школ в селах Кадгарон, Эльхотово, Ольгинское, Гизель и ст. Луковская.
На реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" использовано бюджетных средств в объеме 112,6 млн рублей.
По подпрограмме "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" на возмещение прямых затрат по строительству картофелехранилища в Пригородном районе и фруктохранилища в Кировском районе использованы средства в объеме 10,1 млн рублей.
На реализацию мероприятий Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" освоены средства в объеме 72,1 млн рублей по реконструкции водопроводных сетей в селах Мичурино, Хурикау Ардонского района и с. Ольгинское Правобережного района, строительству газопровода в с. Ир-Восход Пригородного района и фельдшерско-акушерского пункта в с. Толдзгун Ирафского района, ввод этих объектов планируется в 2018 году. Реализация мероприятий Программы также позволила улучшить жилищные условия 24 семьям, из них 16 - молодые специалисты (17,0 млн рублей).
В целях восстановления полива орошаемых участков площадью 700 га завершены работы по реконструкции оросительной системы в Правобережном районе (ООО "Ир Агро"), также велись работы по созданию системы капельного орошения интенсивного типа для садов ООО "Владка" на площади 292,0 га в Алагирском районе.
В рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" завершены работы по реконструкции Республиканского стадиона "Спартак" и оснащению искусственным футбольным покрытием поля специализированной детско-юношеской школы по футболу "Спартак-Алания". Объем освоенных средств за счет федерального и республиканского бюджетов составил 76,2 млн рублей.
Кроме того, за счет бюджетных средств прошлых лет сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Моздок.
В рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма предоставлены жилые помещения 61 гражданину на общую сумму 81,2 млн рублей за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Средства Пенсионного фонда России и республиканского бюджета позволили начать реконструкцию спального корпуса дома-интерната для престарелых и инвалидов "Забота", завершить капитальный ремонт столовой психоневрологического дома-интерната "Милосердие". Кроме того, учреждениями социального обслуживания республики, домом-интернатом для граждан пожилого возраста и инвалидов, социальным приютом и домом-интернатом "Милосердие" приобретено технологическое оборудование, а для мобильной бригады Республиканского геронтологического центра - автотранспорт.
В республике продолжается реализация инвестиционных проектов за счет внебюджетных источников финансирования.
ПАО "РусГидро" продолжает строительство Зарамагской ГЭС-1 на реке Ардон мощностью 342 МВт с общим объемом финансирования 49,2 млрд рублей. За 2017 год в рамках данного проекта освоено 5,17 млрд рублей на разработку котлована, создание бассейна суточного регулирования, берегоукрепление и строительство подпорной стенки, строительство здания гидроэлектростанции.
В соответствии с инвестиционной программой ПАО "МРСК Северного Кавказа" в рамках инвестиционной программы за 2017 год на проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и закупку оборудования направлено 444,03 млн рублей.
ООО "УГМК-Холдинг" на реализацию программы развития ОАО "Электроцинк" по модернизации и замене оборудования, а также на строительство нового цеха электролиза направило 283,5 млн рублей.
СПК "Де-Густо" в рамках реализации проекта по строительству фруктохранилища на 6288 тонн и цеха по переработке фруктов завершил строительство плодохранилища первой очереди на 3144 тонны единовременного хранения с объемом инвестиций 150 млн рублей.
ООО "Владка" в рамках реализации проекта "Закладка интенсивных садов и ягодников, строительство фруктохранилища и завода по переработке фруктов и ягод в Республике Северная Осетия-Алания" общей стоимостью 1,3 млрд рублей освоено более 200 млн рублей.
ООО "Диг-Агро" на создание комплекса по приемке, хранению и первичной подработке зерна в 2017 году направило 99,9 млн рублей.
ООО "Фат-Агро" реализовало проект по строительству картофелехранилища на 4000 тонн, на который направлено 150 млн рублей.
ООО "ИрАгро" инвестирует в проект по орошению участка площадью 700 га в Правобережном районе. За 2017 год освоено 39,2 млн рублей.
ООО "Иртелком" реализует проект по строительству мультисервисной сети Smart на территории Республики Северная Осетия-Алания общей стоимостью 50 млн рублей. В 2017 году на строительство сооружений и линий связи в г. Беслан и пос. Заводской инвестировано 10,0 млн рублей.
ПАО "Ростелеком" осуществлял работы по реконструкции и модернизации оборудования, а также по строительству сетей в г. Ардон, г. Моздок и пос. Заводской. Инвестиционные затраты в 2017 году составили 89,8 млн рублей. Новая технология позволит произвести замену автоматических телефонных станций (АТС) на программные коммутаторы (softswitch), что обеспечит значительное улучшение качества работы сетей связи и расширит спектр услуг.
В соответствии с инвестиционной программой ООО "ТВИНГО Телеком" на расширение сетей связи в 2017 году направлено около 50,0 млн рублей.
ООО "СТК-59" продолжает реализацию инвестиционного проекта по строительству туристического комплекса с гостиницей на 50 номеров в Куртатинском ущелье. За 2017 год предприятием инвестировано 400,2 млн рублей.
ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в отчетном году реализован проект по строительству многофункционального торгового комплекса мелкооптовой торговли "МЕТРО" в г. Владикавказ с объемом финансирования свыше 1,0 млрд рублей.
ПАО "Газпром" реализует программу развития газоснабжения и газификации Республики Северная Осетия-Алания на период с 2016 по 2020 гг., в рамках которой в 2017 году лимит инвестирования составил 190 млн рублей на строительство объектов распределения газа.
Транспорт
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе республики. Перевозку пассажиров в республике осуществляют 268 перевозчиков различных форм собственности, из которых 4 являются государственными предприятиями и 1 муниципальным.
Маршрутная сеть республики состоит из 179 маршрутов, 86 из которых являются межмуниципальными, а 93 муниципальными (из них 45 по г. Владикавказ).
На сегодняшний день общее количество автомобильного транспорта, задействованного в перевозочном процессе на территории Республики Северная Осетия-Алания, составляет 2464 единицы, в том числе 604 - на межмуниципальных маршрутах, 1860 - на муниципальных (из них 1634 - г. Владикавказ).
На рынке транспортных услуг наряду с традиционными перевозчиками пассажиров - крупными и средними автопредприятиями, активно развиваются и осуществляют перевозочную деятельность индивидуальные предприниматели. Конкурируя с крупными организациями, они осуществляют перевозки пассажиров по маршрутам общего пользования и занимают доминирующее положение в системе пассажирских автоперевозок. По официальным данным Росстата, доля пассажироперевозок индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) составляет почти 90,0% общего объема перевозок.
За отчетный 2017 год значительно снизились по сравнению с итогами 2016 года показатели работы республиканского автотранспорта, в частности сократились:
перевозка грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности на 18,4% и составила 582,7 тыс. тонн, грузооборот - на 7,4% (80,2 млн т-км);
перевозка пассажиров - на 5,4% (61,2 млн чел.).
Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания с целью улучшения условий предоставления транспортных услуг населению республики создана межведомственная комиссия, в результате деятельности которой улучшилось техническое и санитарное состояние транспортных средств, регулярность движения автобусов, уменьшилось количество водителей, работающих без разрешительной документации. Для вывода из тени нелегальных перевозчиков пассажиров заключено более трехсот трудовых договоров между водителями и подведомственными автотранспортными предприятиями, обслуживающими межмуниципальные и муниципальные маршруты.
Проведено обследование регулярности движения пассажирского транспорта в "вечернее время", в результате были разработаны и выданы всем перевозчикам расписания движения автобусов на маршрутах, что позволило сократить время ожидания транспорта.
По итогам проведенных встреч с жителями муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания по вопросам транспортного обслуживания была пересмотрена маршрутная сеть и внесены изменения в соответствии с потребностями населения.
К основным проблемам развития грузового и пассажирского транспорта в республике относятся:
высокий уровень износа подвижного состава, выработавшего свой ресурс и не отвечающего современным требованиям по уровню комфорта и экологической безопасности;
неравномерность развития пассажирской транспортной сети (перераспределение пассажиров с общественного транспорта на личный транспорт);
низкое качество осуществления пассажирских перевозок.
Кроме автомобильного транспорта по г. Владикавказ перевозки пассажиров осуществляет ВМУП "ВладТрамвай" по 6 трамвайным маршрутам.
По итогам 2017 года в сравнении с показателями за 2016 год улучшились технико-экономические показатели предприятия:
доходы от перевозки пассажиров - на 1,6%;
перевозка пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного проезда, пассажирооборот - на 3,2%;
выпуск подвижного состава на линию - на 3,8%;
пребывание в неисправном состоянии сократилось на 7,3%.
Несмотря на рост пассажиропотока, предприятием получены убытки в объеме 7,8 млн рублей, основными причинами которых является неполное погашение из местного бюджета и несвоевременное перечисление Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания средств за перевозку льготников.
Связь
Республика Северная Осетия-Алания занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации по уровню телефонизации населения. Зона покрытия составляет более 97,5% республиканской территории (в том числе труднодоступные горные районы ПАО "МТС" - 53%, ПАО "МегаФон" - 37%, ПАО "ВымпелКом" - 42%), сигналом 3G - порядка 79% (из них ПАО "МТС" - 51%, ПАО "МегаФон" - 47%, ПАО "ВымпелКом" - 54%) и сетью LTE (ПАО "МТС", ПАО "ВымпелКом" и ПАО "МегаФон) 95% предприятиями г. Владикавказа. Покрытие территории республики мобильным интернетом - 70% (для сравнения в 2016 году - 65%), количество пользователей мобильным доступом к сети "Интернет" увеличилось на 3,0% по отношению к показателю в 2016 году и составило 400 тыс.
На территории республики действует три оператора подвижной сотовой связи с клиентской базой свыше 1 млн абонентов, в среднем по 1/3 от общего количества абонентов приходится на каждого оператора.
Общая протяженность республиканских оптико-волоконных линий связи (ВОЛС) ПАО "Ростелеком" составляет 876,8 км (95% республиканской территории, в том числе труднодоступные горные районы), внутризоновых и межстанционных - 669,8 км.
Северо-Осетинским филиалом ПАО "Ростелеком" за отчетный период по республике установлено 3 231 телефона: по ГТС - 2 104 телефона, из них населению - 1 883; по СТС - 1 127, в том числе населению - 1061. Количество абонентов составляет порядка 118 тысяч. Израсходовано на капитальный и текущий ремонт линейных сооружений 24,0 млн. руб.
По итогам 2017 года снижены по сравнению с показателями прошлого года основные показатели Северо-Осетинского филиала ПАО "Ростелеком":
выручка от реализации товаров и услуг на 2,0% (1053,9 млн рублей);
предоставление услуг связи - на 3,3% (1029,2 млн рублей), в том числе населению - на 1,0% (649,5 млн рублей);
доходы от услуг интернета - на 2,4% (342,1 млн рублей).
Тенденция к снижению объемов услуг связи ПАО "Ростелеком" объясняется в основном отказом определенной части населения от стационарной телефонной связи и переходом на ресурсы альтернативных операторов.
Тем не менее, развивается сектор услуг по обеспечению высокоскоростного доступа к сети "Интернет". В частности, количество портов FTTb ("оптика в дом") Северо-Осетинского филиала ПАО "Ростелеком" выросло до 65916 и портов xDSL - до 53864.
Вместе с тем в результате реализации двух проектов "Строительство оптических сетей в частном секторе по технологии GPON" и "Мастер производства. Модернизация сети в п. Заводской", а также реализуемого проекта "Строительство сетей ШПД в частном секторе в 2017 году в Северо-Осетинском филиале" фиксированной связью охвачено около 5 тыс. домохозяйств. По состоянию на 1 января 2018 года подключено 1580 абонентов.
Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает на территории республики общедоступность информационного пространства. Завершены работы по строительству сети цифрового телевидения и вещания 2-го мультиплекса. Трансляция телерадиопрограмм на территории республики осуществляется посредством более 200 телевизионных и радиовещательных приемопередающих станций, в том числе на 1-м мультиплексе 30 станциями приема цифровых сигналов. В эксплуатационно-техническом обслуживании находится 51 антенно-мачтовое сооружение, размещены на объектах филиала по всей республике.
По данным филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Северная Осетия-Алания", в настоящее время телерадиовещание в цифровом формате осуществляется в г. Владикавказ и на прилегающих равнинных территориях республики. В цифровом качестве доступны на 1-м мультиплексе 10 федеральных телевизионных каналов и 3 радиоканала, на 2-м мультиплексе - 10 федеральных телевизионных каналов. Сигнал доступен для 95% жителей республики. Завершено проектирование новой телевизионной башни высотой 220 метров, проектная документация прошла государственную экспертизу, осуществляется государственная экспертиза сметной стоимости проекта.
Потребительский рынок
Потребительский рынок республики имеет устойчивое состояние и характеризуется достаточным уровнем товарной насыщенности, развитой сетью предприятий, соответствующих европейскому уровню как по качеству обслуживания, так и по ассортименту предлагаемых продукции и услуг.
В январе-декабре 2017 года оборот розничной торговли составил 109,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 100,8% к соответствующему периоду 2016 года.
Оборот розничной торговли на 75,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 24,4%.
Сокращение доли товарооборота, формируемого на рынках, приводит, с учетом платежеспособного спроса населения, к обострению конкурентных отношений участников рынка как между секторами стационарной и нестационарной торговли, так и в самом секторе стационарной торговли.
В 2017 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 48,9%, непродовольственных товаров - 51,1%.
Объем платных услуг, оказанных населению, в 2017 году составил 26 065,4 млн рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,5% к показателю в 2016 году.
В структуре объема платных услуг населению в январе-декабре 2017 года преобладали услуги транспорта, связи, жилищные, коммунальные и бытовые, на их долю приходилось 79,1% общего объема.
В отчетном периоде населению было оказано услуг бытового характера на 2 039 млн рублей, что на 2,7% меньше, чем в январе-декабре 2016 года.
В структуре объема бытовых услуг за указанный период наибольшую долю занимали услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (19,7%), ритуальные услуги (16,6%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (15,0%), услуги парикмахерских (14,8%), услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (8,7%).
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2017 года по отношению к показателю за декабрь 2016 года составил 102,3% (по Российской Федерации - 102,5%), в том числе по продовольственным товарам - 99,7% (по Российской Федерации - 101,1%), по непродовольственным товарам - 103,3% (по Российской Федерации - 102,8%), по платным услугам - 104,8% (по Российской Федерации - 104,4%).
Повышение цен на товары произошло во всех субъектах Российской Федерации и не могло не отразиться на ценах на потребительском рынке Республики Северная Осетия-Алания.
Основными причинами роста цен на продовольственные товары остаются зависимость потребительского рынка республики от общероссийских тенденций на рынке продовольственных товаров, недостаточная доля собственного производства, ежегодный рост тарифов на энергоносители, логистику и основное сырье, недостаточная доля собственного производства, воздействие санкционного механизма и механизма контрсанкций.
Малое и среднее предпринимательство
На реализацию подпрограммы 1 "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2019 годы Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2019 годы в 2017 году из республиканского бюджета выделено 42,5 млн рублей. По результатам конкурсного отбора из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства республике предоставлено 30,9 млн рублей.
В рамках подпрограммы в 2017 году реализованы следующие мероприятия:
гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса. Поддержку получили 12 начинающих предприятий на общую сумму 2,8 млн рублей;
обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов. На осуществление деятельности государственного бюджетного учреждения Республики Северная Осетия-Алания "Бизнес-инкубатор ИТ - парк "Алания" оказывающего имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в 2017 году перечислено 4,4 млн рублей. В настоящее время в бизнес-инкубаторе на льготной основе располагается 33 резидента, оказано 266 консультаций;
содействие развитию микрофинансирования. На увеличение капитализации Фонду микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания предоставлена субсидия в размере 32,1 млн рублей, из которых 15,9 млн рублей средства федерального бюджета. В 2017 году финансовую поддержку в виде микрозайма получили 70 субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание и обеспечение деятельности Фонда поддержки предпринимательства. В 2017 году на обеспечение деятельности Фонду поддержки предпринимательства из федерального бюджета выделено 10 млн рублей, из республиканского бюджета - 6,6 млн рублей. Информационная, консультационная и образовательная поддержка оказана 2 064 субъектам малого и среднего предпринимательства. Помимо этого в рамках программ поддержки начинающих фермеров и семейных фермерских хозяйств на безвозмездной основе разработано более 100 бизнес-планов, проведены 3 образовательных курса, 4 семинара и 2 круглых стола.
Кроме того, в соответствии с Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2017 года N 39 "О порядке принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов" проведена экспертиза 13 бизнес-планов и 7 заявок;
содействие развитию кредитования. В целях участия республики в национальной гарантийной системе создана региональная гарантийная организация (Фонд кредитных гарантий Республики Северная Осетия-Алания). На обеспечение деятельности Фонда кредитных гарантий Республики Северная Осетия-Алания из республиканского бюджета выделено 12 млн рублей;
создание и обеспечение деятельности Центра экспорта Республики Северная Осетия-Алания. В целях поддержки экспортно ориентированных предприятий республике выделено из федерального бюджета 5,0 млн рублей. Вместе с тем из республиканского бюджета выделено 0,5 млн рублей, что позволило в 2017 году создать Центр поддержки экспорта Республики Северная Осетия-Алания. Услугами Центра воспользовались 110 субъектов малого и среднего предпринимательства, заключено 16 экспортных контрактов, организовано и проведено 18 мероприятий, в том числе 3 международные и межрегиональные бизнес-миссии. Организован прием 3 иностранных делегаций с целью проведения бизнес-встреч и продвижения российской продукции на экспорт.
Международная и внешнеэкономическая деятельность
По данным Северо-Кавказского таможенного управления, в 2017 году торговый оборот участников внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания составил 92,67 млн долларов США.
В 2017 году сложилось положительное сальдо внешнеторгового баланса в сумме 27,06 млн долларов США. На его формирование в значительной степени повлияла торговля с такими странами, как Южная Осетия, активное торговое сальдо с которой составило 16,75 млн. долл. США, Греция (16,13 млн долл. США), и Армения (9,09 млн. долл. США). В то же время отрицательное торговое сальдо было с Германией (- 5,75 млн долл. США), Китаем (- 5,04 млн долл. США), Италией (- 2,09 млн долл. США).
Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья, удельный вес товарооборота которых составил 75,96% стоимостных объёмов. Наибольшим по величине в отчетном периоде был товарооборот с такими странами, как Южная Осетия (16,96 млн долл. США), Греция (16,13 млн долл. США), Грузия (15,23 млн долл. США), Армения (13,66 млн долл. США), Германия (5,98 млн долл. США), Китай (5,04 млн долл. США) и Украина (4,27 млн долл. США).
В 2017 году участниками внешнеэкономической деятельности республики осуществлено экспортных операций на сумму 59,86 млн долларов США.
При осуществлении экспортных операций участники внешнеэкономической деятельности республики отдавали предпочтение странам дальнего зарубежья. Стоимостные объемы экспорта в эти страны оцениваются в 42,12 млн долларов США с долей в экспорте 70,36%.
На страны СНГ соответственно, пришлось 17,75 млн долларов США, или 29,65% стоимостных объемов экспорта.
В отчетном периоде наибольшим по величине был экспорт таких товарных групп, как "металлы и изделия из них" (27,96 млн долларов США), "продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё" (11,63 млн долларов США), "машиностроительная продукция" (8,30 млн долларов США).
Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2017 году составил 32,80 млн долларов США.
Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 28,28 млн долларов США, из стран СНГ - на сумму 4,52 млн долларов США.
В отчетном периоде структуру импорта обеспечил ввоз таких товарных групп, как "машиностроительная продукция" (13,45 млн долларов США), "продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье" (10,74 млн долларов США), "продукция химической промышленности, каучук" (3,63 млн долларов США).
Финансы
За 2017 год доходы консолидированного бюджета республики, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составили 27 733,9 млн рублей, что на 5,5% больше, чем в 2016 году. В структуре доходов консолидированного бюджета на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 51,2%, или 14 212,8 млн рублей. Наибольший рост налоговых поступлений составил по налогу на прибыль 124,0% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Собственные доходы консолидированного бюджета республики (без учета субвенций из федерального бюджета) за 2017 год по сравнению с уровнем в 2016 году (24 560,4 млн рублей) увеличились на 6,2% и составили 26 088,7 млн рублей. Безвозмездные поступления из федерального бюджета за 2017 год составили 13 588,1 млн рублей, или 49,0% от общей суммы доходов, в 2016 году - 12 682,7 млн рублей (48,3%). Наибольший удельный вес в объеме безвозмездных поступлений составляют дотации бюджетам субъектов Российской Федерации - 61,6%, субвенции - 12,1%, межбюджетные субсидии -19,7%, иные межбюджетные поступления - 6,6%. По сравнению с поступлениями в 2016 году объем безвозмездной помощи из федерального бюджета увеличился на 905,4 млн рублей. Увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета связано в основном с увеличением объема предоставляемых межбюджетных субсидий.
Расходы консолидированного бюджета за 2017 год составили 28 119,5 млн рублей, что на 7,4% больше, чем в 2016 году. В их структуре наибольший удельный вес заняли расходы на образование (31,0%), социальную политику (26,2%), национальную экономику (11,0%), здравоохранение (9,3%), жилищно-коммунальное хозяйство (7,6%).
По итогам 2017 года сложился дефицит в сумме (-) 385,6 млн рублей, в 2016 году бюджет был исполнен с профицитом (+) 94,4 млн рублей.
Социальная сфера
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2018 г. N 97-р "Об итогах социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.