Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 28 июня 2018 г. N 221-р
"Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" и распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 марта 2018 года N 104-р "О мерах по реализации Соглашения между Главой Республики Северная Осетия-Алания и Министерством финансов Российской Федерации от 12 февраля 2018 года N 01-01-06/06-67 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления долговой политики).
См.:
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 октября 2017 г. N 348-р "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 октября 2017 г. N 349-р "Об основных направлениях налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания с целью проведения единой долговой политики на территории Республики Северная Осетия-Алания при формировании местных бюджетов на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов учитывать Основные направления долговой политики.
3. Признать утратившим силу пункт 1 распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 октября 2017 г. N 350-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 28 июня 2018 г. N 221-р
Основные направления
долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии с Рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 15 февраля 2016 года (далее - Рекомендации Минфина России по долговой политике), Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 06 февраля 2017 года (далее - долговая политика Российской Федерации).
Под долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на поддержание объема государственного долга Республики Северная Осетия-Алания (далее - государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Анализ текущего состояния государственного долга
Значительный рост государственного долга произошел за период с 2009 по 2015 год и обуславливался исполнением республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания (далее - республиканский бюджет) с максимально возможным уровнем дефицита в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Причиной принятия республиканского бюджета на протяжении нескольких лет с предельными величинами дефицита послужили как замедление темпов роста экономики, так и растущие расходные обязательства в таких направлениях, как образование, здравоохранение и социальная поддержка граждан.
Начиная с 2016 года при неснижающихся расходах и увеличении государственного долга в абсолютной величине наблюдается снижение темпов прироста государственного долга по отношению к показателю в предыдущем году. Так, в 2016 году объем государственного долга республики по отношению к сумме доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений по отношению к показателю в 2015 году уменьшился на 28 процентных пунктов и составил 91,1 процента, в 2017 году уменьшился на 1,6 процентных пункта и составил 89,5 процента к показателю в 2016 году.
В целях снижения темпов роста государственного долга с 2015 года бюджетная политика Республики Северная Осетия-Алания направлена на финансовое оздоровление бюджетной системы Республики Северная Осетия-Алания, увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
Одним из направлений оптимизации расходов республиканского бюджета в 2017 году стали мероприятия по сокращению расходов на обслуживание государственного долга путем уменьшения сроков пользования заемными средствами. Для этого проводились следующие мероприятия:
из федерального бюджета было привлечено 6 краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета под 0,1 процента годовых на общую сумму 4 750,0 млн рублей;
из федерального бюджета сроком на 5 лет был привлечены бюджетные кредиты:
на замещение коммерческих заимствований в сумме 777,3 млн рублей под 0,1 процента годовых;
на частичные покрытия дефицита бюджета в сумме 420,0 млн рублей;
осуществлялся постоянный мониторинг результатов аукционов, проводимых в 2017 году субъектами Российской Федерации в целях финансирования дефицита бюджета и долговых обязательств, что позволило выявить тенденцию к снижению процентных ставок по кредитам кредитных организаций. Вновь объявленные аукционы позволили снизить процентные ставки по кредитам с 13,0 процентов до 8,9 процента годовых;
участие республики в программе реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам позволило снизить долговую нагрузку по возврату бюджетных кредитов путем продления срока возврата бюджетных кредитов, предоставленных в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018 - 2022 годах, при этом предусмотрено погашение бюджетных кредитов в 2018 - 2019 годах в объеме 5 процентов от суммы основного долга, в 2020 году - 10 процентов от суммы основного долга, в 2021 - 2024 годах - равными долями (по 20 процентов). Объем бюджетных кредитов, полученных республикой из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, по которым проведена реструктуризация, составил 7 693,5 млн рублей.
Возврат бюджетных кредитов
млн рублей
Год |
Погашения бюджетных кредитов, утвержденных действующими соглашениями |
Погашения бюджетных кредитов с учетом условий реструктуризации |
2018 |
5 454,2 |
384,7 |
2019 |
1 042,1 |
384,7 |
2020 |
0,0 |
769,4 |
2021 |
478,9 |
1 538,7 |
2022 |
718,4 |
1 538,7 |
2023 |
0,0 |
1 538,7 |
2024 |
0,0 |
1 538,7 |
Всего: |
7 693,6 |
7 693,6 |
Проведенные мероприятия позволили высвободить в 2017 году на финансирование социально значимых расходов более чем 100,0 млн рублей денежных средства, а также равномерно распределить погашение долговых обязательств по годам и обеспечить безопасные условия для планового финансового обеспечения расходов республиканского бюджета и своевременного обслуживания государственного долга.
По итогам 2017 года объем государственного долга составил 9 290,9 млн рублей, что на 67,8 млн рублей выше, чем в 2016 году, однако его удельный вес по отношению к объему полученных налоговых и неналоговых доходов снизился и составил 89,5 процента, в 2016 году этот показатель составлял 91,1 процента.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие базовые показатели долговой устойчивости субъекта Российской Федерации:
отношение объема государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений, которое не может превысить 100,0 процентов;
доля объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов других уровней, которая не может превысить 15,0 процентов.
В соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике при оценке долговой устойчивости субъекта Российской Федерации дополнительно следует учитывать следующие показатели:
отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов других уровней, которое не может превысить 10,0-13,0 процентов;
доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации, которая не может превысить 15,0 процентов.
Показатели долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по итогам 2015 - 2017 годов в соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике представлены в таблице.
Таблица
Показатели
долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по итогам 2015 - 2017 годов в соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике
(процентов)
N |
Наименование показателя |
Исполнение республиканского бюджета |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений |
119,1 |
91,1 |
89,5 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
2,1 |
0,8 |
0,4 |
3. |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
9,2 |
11,0 |
13,1 |
4. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из федерального бюджета |
94,4 |
38,3 |
39,5 |
Объем расходов на обслуживание государственного долга по отношению к общему объему расходов республиканского бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, по итогам 2017 года составил 0,4 процента, что на 9,6 процента ниже допустимого значения.
Долговой политикой Российской Федерации предлагается использовать новую систему оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации исходя из следующих показателей оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации:
отношение объема государственного долга к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений;
доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций;
отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из федерального бюджета.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации предлагается классифицировать регионы по трем группам долговой устойчивости: высокая, средняя, низкая.
По данным отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год:
отношение объема государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений составляет 89,5 процента, что соответствует группе С "низкая долговая устойчивость";
доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, составляет 0,4 процента, что соответствует группе А "высокая долговая устойчивость";
отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из федерального бюджета составляет 39,5 процента, что соответствует группе С "низкая долговая устойчивость".
III. Основные риски, связанные с управлением государственным долгом, цели и задачи долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
риск роста процентных ставок;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований обусловлен возникновением непредвиденных расходов республиканского бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита республиканского бюджета.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
В связи с этим целями долговой политики являются:
снижение темпов прироста государственного долга;
непревышение уровня государственного долга, установленного бюджетным законодательством;
абсолютное исключение условий для невыполнения долговых обязательств республики;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных программой оздоровления государственных финансов республики.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита республиканского бюджета на уровне, допустимом бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечение поэтапного сокращения объема долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
планирование объемов заимствований с учетом нестабильности поступления доходов и необходимости обеспечивать кассовые разрывы при исполнении бюджета путем привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
своевременное погашение долговых обязательств, имеющих сроки погашения в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов;
уменьшение расходов на обслуживание государственного долга республики.
IV. Мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1. Поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне, в рамках которого предполагается:
проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей республиканского бюджета и приводящих к сокращению дефицита республиканского бюджета и темпов прироста государственного долга;
осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении республиканского бюджета;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов (в том числе доходов от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания);
осуществление контроля и оценки рисков, возникающих в сфере долговых обязательств республики;
направление остатков средств на едином счете республиканского бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в целях снижения объема государственного долга.
2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств республиканского бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга;
обеспечение информационной открытости и поддержание кредитного рейтинга республики на должном уровне.
3. Равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания.
Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать дальнейшей долговой устойчивости республиканского бюджета и позволит выполнить условия реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2015 - 2017 годах республиканскому бюджету из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета в целях погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Республики Северная Осетия-Алания и кредитам, полученным от кредитных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Так, по итогам 2017 года объем государственного долга составил 9 290,9 млн. рублей, что выше чем в 2016 году. Объем расходов на обслуживание государственного долга по отношению к общему объему расходов республиканского бюджета по итогам 2017 года составил 0,4%, что на 9,6% ниже допустимого значения. Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются: риск рефинансирования долговых обязательств республики; роста процентных ставок; снижения ликвидности рынка заимствований.
Оговорены мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики. Так, реализация основных направлений долговой политики будет способствовать дальнейшей долговой устойчивости республиканского бюджета и позволит выполнить условия реструктуризации бюджетных кредитов.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 июня 2018 г. N 221-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 28 июня 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 3 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2018 г. N 383-р
Изменения вступают в силу с 29 октября 2018 г.