Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 5 февраля 2019 г. N 20
"Об утверждении порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими"
Во исполнение Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2007 года N 65-РЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Северная Осетия-Алания" и Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 N 68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
Утвердить прилагаемый порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 5 февраля 2019 г. N 20
Порядок
осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы управлений социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания по муниципальным округам г. Владикавказа и районам республики - территориальных органов опеки и попечительства (далее - органы опеки и попечительства) по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в период пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством), в приемных семьях, под надзором в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), до их совершеннолетия либо приобретения ими дееспособности в полном объеме ранее этого возраста, а также совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, в период пребывания по месту жительства опекунов, под надзором в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организациях (далее - закрепленные жилые помещения), за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлением контроля за распоряжением ими.
1.2. В целях возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних недееспособных граждан (далее - подопечные) в закрепленные жилые помещения и проживания в них органы опеки и попечительства обеспечивают:
предотвращение совершения сделок по отчуждению или обмену закрепленных жилых помещений без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;
предотвращение выполнения в закрепленных жилых помещениях работ или совершения других действий, приводящих к их порче;
предотвращение переустройства и (или) перепланировки закрепленных жилых помещений в нарушение установленного законодательством порядка;
предотвращение проживания в закрепленных жилых помещениях лиц, не имеющих на это законных оснований;
использование закрепленных жилых помещений по назначению, поддержание в надлежащем санитарном состоянии;
своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
сохранность оборудования и имущества, принадлежащего подопечным.
II. Меры по закреплению жилых помещений
2.1. Закреплению подлежат жилые помещения, в которых подопечные являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
2.2. Для принятия решения о закреплении жилого помещения за подопечным необходимо наличие следующих документов, имеющихся в распоряжении законного представителя и органа опеки и попечительства:
выписка (выписки) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности подопечного и о правах иных лиц на жилое помещение;
справка из территориального Бюро технической инвентаризации о наличии жилого помещения в собственности подопечного и о правах иных лиц на жилое помещение (при необходимости);
технический паспорт на жилое помещение, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, при наличии технического учета в территориальном Бюро технической инвентаризации;
копия договора социального найма;
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (ордер, решение о предоставлении жилого помещения или иной документ на вселение в жилое помещение, предусмотренный правовыми актами, действовавшими в период вселения в жилое помещение, при отсутствии оформленного договора социального найма);
документы с последнего места жительства подопечного: выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с подопечным совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, финансово-лицевые счета по последнему месту его регистрации и по всем адресам перерегистрации, начиная с адреса жилого помещения, где он был выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или в установленном законом порядке признан недееспособным (документы принимаются в течение 3 месяцев с даты выдачи);
акт обследования жилого помещения уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства.
Все документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригинала. Копия документа после проверки ее оригинала заверяется лицом, принимающим документы.
2.3. Решение о закреплении жилого помещения за подопечным оформляется актом органа опеки и попечительства, в котором устанавливается порядок использования жилого помещения, ограничения по его распоряжению и срок действия закрепления жилого помещения.
Сведения о закрепленных жилых помещениях в течение 1 рабочего дня вносятся в журнал учета закрепленных жилых помещений в хронологической последовательности по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.4. Орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней информирует о закреплении жилого помещения за подопечным:
орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним;
организацию, осуществляющую управление индивидуальным жилым домом или многоквартирным домом, в котором расположено жилое помещение.
2.5. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.6. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние подопечные, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними подопечными собственность, или несовершеннолетние подопечные, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
2.7. Передача жилых помещений в собственность совершеннолетних недееспособных граждан производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
III. Осуществление органами опеки попечительства контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния закрепленных жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими
3.1. Законные представители осуществляют охрану имущества подопечных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3.2. В целях осуществления надзора за деятельностью законных представителей орган опеки и попечительства проводит плановые и внеплановые проверки за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния закрепленных жилых помещений, а также за распоряжением ими (далее - проверки). К проведению проверок могут привлекаться законные представители подопечных, представители органов местного самоуправления, на территории которых расположено закрепленное жилое помещение, представители организации, осуществляющей управление жилым или многоквартирным домом, в котором расположено данное жилое помещение, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3.3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
Плановая проверка проводится в виде посещения закрепленного жилого помещения 1 раз в год.
3.4. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении законным представителем своих обязанностей по обеспечению сохранности закрепленного жилого помещения и имущества подопечного орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.
3.5. По результатам проверки в течение 10 рабочих дней составляется акт проверки использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными (далее - акт проверки) согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
К акту проверки прилагается опись имущества, принадлежащего подопечному. Акт подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт проверки оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется законному представителю в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Акт проверки может быть оспорен законным представителем в судебном порядке.
3.6. Акт проверки является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.
3.7. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения законным представителем обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки дополнительно указываются:
1) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
2) рекомендации законному представителю о принятии мер по устранению нарушений;
3) предложения о привлечении законного представителя к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
IV. Меры по содержанию закрепленных жилых помещений
4.1. Законные представители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги и иные платежи, начисляемые за закрепленное жилое помещение, а также уплачивать налоги, если закрепленное жилое помещение является объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. В период пребывания подопечных под надзором в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организациях, в организациях для детей-сирот, по месту жительства опекунов (попечителей), приемных родителей, а также в период обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях профессионального образования до достижения ими совершеннолетия законные представители обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принять меры по перерасчету размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия подопечных в закрепленном жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета коммунальных услуг.
4.3. Расходы, предусмотренные пунктом 4.1. настоящего Порядка, рассчитываются в отношении закрепленного жилого помещения, занимаемого подопечным по договору социального найма:
1) в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади закрепленного жилого помещения, если лицо, предусмотренное настоящим пунктом, является единственным нанимателем и пользователем закрепленного жилого помещения;
2) в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общего количества лиц, проживающих в закрепленном жилом помещении (наниматель жилого помещения, члены его семьи, иные лица, вселенные нанимателем в жилое помещение, в том числе временные жильцы, лица, проживающие в жилом помещении в соответствии с договором поднайма жилого помещения), если лицо, предусмотренное настоящим пунктом, является членом семьи нанимателя закрепленного жилого помещения.
4.5. Расходы, предусмотренные пунктом 4.1. настоящего Порядка, рассчитываются в отношении закрепленного жилого помещения, принадлежащего подопечному на праве собственности:
1) в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади закрепленного жилого помещения, если лицо, предусмотренное настоящим пунктом, является единственным собственником закрепленного жилого помещения;
2) в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади закрепленного жилого помещения, соответствующей доле в праве общей собственности на закрепленное жилое помещение, если лицо, предусмотренное настоящим пунктом, является одним из долевых собственников закрепленного жилого помещения.
4.6. В целях предотвращения возникновения задолженности по оплате коммунальных услуг и иных платежей, начисленных за закрепленное жилое помещение, законный представитель не реже одного раза в три месяца предоставляет в орган опеки и попечительства информацию о наличии (отсутствии) задолженности по оплате указанных начислений.
V. Использование закрепленного жилого помещения
5.1. В период пребывания подопечных под надзором в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организациях, в организациях для детей-сирот, по месту жительства опекунов (попечителей), приемных родителей, а также в период обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях профессионального образования
до достижения ими совершеннолетия законные представители обеспечивают использование закрепленных жилых помещений с выгодой для подопечного.
5.2. Обеспечение использования закрепленных жилых помещений может осуществляться путем:
1) заключения договора найма (поднайма) закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) передачи закрепленного жилого помещения в доверительное управление в случае необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного.
5.3. Размер платы за пользование жилым помещением при заключении договоров найма (поднайма) закрепленного жилого помещения и доверительного управления имуществом определяется органом опеки и попечительства по согласованию с законным представителем.
5.4. Средства, полученные в результате исполнения условий договоров, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, перечисляются на счет подопечного, открытый в кредитной организации.
5.5. Расходы на оплату коммунальных услуг и иных платежей, начисляемых за закрепленное жилое помещение, уплату налогов могут осуществляться с разрешения органа опеки и попечительства за счет средств, полученных в результате исполнения условий договоров, предусмотренных пунктом 5.2. настоящего Порядка.
5.6. Сведения об оплате коммунальных услуг и иных платежей, начисляемых за закрепленное жилое помещение, уплате налогов, расходах на проведение ремонта закрепленного жилого помещения, а также о доходах, полученных в результате исполнения условий договоров, предусмотренных пунктом 5.2. настоящего Порядка, отражаются законными представителями в отчете опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом с приложением расходных документов и справок из кредитных организаций, содержащих информацию о движении денежных средств по счету подопечного.
5.7. При обнаружении ненадлежащего исполнения законным представителем или доверительным управляющим обязанностей по охране
имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, проживание в закрепленных жилых помещениях лиц, не имеющих на это законных оснований и иное) орган опеки и попечительства составляет об этом акт и предъявляет требование к законному представителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
VI. Подготовка закрепленного жилого помещения для возвращения в него подопечного
6.1. По достижении ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия, а также по завершении пребывания совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или медицинской организации, при признании совершеннолетнего подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, закрепленное жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания, находиться в надлежащем санитарном состоянии. Законным представителем должна быть обеспечена сохранность оборудования и имущества, принадлежащего подопечному.
6.2. Расходы на проведение ремонта закрепленного жилого помещения могут осуществляться с разрешения органа опеки и попечительства за счет средств, полученных в результате исполнения условий договоров, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Порядку осуществления контроля
за использованием и сохранностью жилых помещений,
нанимателями или членами семей нанимателей
по договорам социального найма либо
собственниками которых являются
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
и совершеннолетние граждане,
признанные в установленном законом порядке
недееспособными, за обеспечением
надлежащего санитарного и технического состояния
жилых помещений, а также осуществления
контроля за распоряжением ими
Журнал
учета жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными гражданами
N |
Ф.И.О., год рождения подопечного |
Адреса регистрации подопечного и места фактического пребывания |
Адрес закрепленного жилого помещения |
Реквизиты документа, подтверждающего право подопечного на жилое помещение |
Ф.И.О. лиц, проживающих в закрепленном жилом помещении, их право на жилое помещение |
Краткая характеристика санитарно-технического состояния жилого помещения (нуждаемость в ремонте, наличие (отсутствие) задолженности по оплате начислений за жилое помещение, иное) |
Решение о закреплении жилого помещения (дата, номер) |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Порядку осуществления контроля
за использованием и сохранностью жилых помещений,
нанимателями или членами семей нанимателей
по договорам социального найма либо
собственниками которых являются
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
и совершеннолетние граждане,
признанные в установленном законом порядке
недееспособными, за обеспечением
надлежащего санитарного и технического состояния
жилых помещений, а также осуществления
контроля за распоряжением ими
Акт проверки
использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными
1. Фамилия, имя, отчество, должность специалистов, проводивших обследование, в том числе привлеченных лиц
_______________________________________________________
_______________________________________________________
провели проверку использования и сохранности жилого помещения, расположенного по адресу:
_______________________________________________________,
закрепленного за подопечным
_______________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
Адрес регистрации подопечного по месту жительства
_______________________________________________________.
Место пребывания подопечного (адрес места фактического проживания)
_______________________________________________________.
Собственником (нанимателем) жилого помещения является
_______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
на основании ___________________________________________.
(реквизиты документа, подтверждающие право на жилое помещение)
Сведения о лицах, проживающих в жилом помещении,
_______________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество, право на жилое помещение)
2. Жилое помещение:
2.1. Расположено в доме (кирпичный, панельный, деревянный, иное)
_______________________________________________________,
состояние дома (удовлетворительное, ветхое, аварийное, иное)
_______________________________________________________;
2.2. Квартира (отдельная, коммунальная), частный дом, иное
_______________________________________________________;
2.3. Общая площадь _______ кв. м, состоит из ____ комнат, площадь каждой комнаты: ____________________ кв. м;
комнаты (изолированные, смежные, сухие, сырые, светлые, темные)
_______________________________________________________,
2.4. Благоустройство (холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление, ванная, душ, лифт, телефон, иное)
_______________________________________________________;
техническое состояние инженерных коммуникаций и санитарно-технического оборудования (нуждается (не нуждается) в ремонте)
________________________________________________________;
2.5. Санитарное состояние (удовлетворительное, неудовлетворительное)
________________________________________________________.
2.6. Сведения об имуществе (опись имущества прилагается)
________________________________________________________.
2.7. Наличие (отсутствие) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (иные начисления) (указать сумму)
________________________________________________________.
3. Дополнительные сведения
________________________________________________________.
4. Выводы
________________________________________________________.
5. Поручения законному представителю (доверительному управляющему)
________________________________________________________.
Подписи лиц, проводивших проверку
(подпись) (Ф.И.О.) ______________________________________
(подпись) (Ф.И.О.) ______________________________________
(подпись) (Ф.И.О.) ______________________________________
Утверждаю
__________________________________________________
(руководитель уполномоченного органа) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата обследования "___" ________ 20__ года
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних недееспособных граждан в закрепленные жилые помещения и проживания в них, органы опеки и попечительства обеспечивают предотвращение совершения сделок по отчуждению или обмену закрепленных жилых помещений без предварительного разрешения органа опеки и попечительства; выполнение в закрепленных жилых помещениях работ или совершения других действий, приводящих к их порче; переустройства и (или) перепланировки закрепленных жилых помещений и др.
Закреплению подлежат жилые помещения, в которых подопечные являются нанимателями по договору соцнайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору соцнайма либо их собственниками.
Оговорен список документов, необходимых для принятия решения о закреплении жилого помещения за подопечным.
В целях осуществления надзора за деятельностью законных представителей, орган опеки и попечительства проводит плановые и внеплановые проверки. Плановая проверка проводится в виде посещения закрепленного жилого помещения 1 раз в год. При поступлении от юр- и физлиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении законным представителем своих обязанностей по обеспечению сохранности закрепленного жилого помещения и имущества подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 февраля 2019 г. N 20 "Об утверждении порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и совершеннолетние граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими"
Настоящее постановление вступает в силу с 23 февраля 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2019 г.
На официальном портале Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2024 г. N 330
Изменения вступают в силу с 13 июля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 мая 2020 г. N 172
Изменения вступают в силу с 26 мая 2020 г.