Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Агентства инвестиций и
предпринимательства Камчатского края
от 15 августа 2016 г. N 109-п
Методические рекомендации
по организации и проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Камчатского края
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее также - процедура ОРВ, оценка) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Камчатского края (далее - проекты НПА), в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";
- приказом Минэкономразвития России от 26.07.2016 N 471 "О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159";
- постановлением Правительства Камчатского края от 06.06.2013 N 233-П "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Камчатского края и экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края" (далее - Порядок N 233-П);
- постановлением губернатора Камчатского края от 28.12.2007 N 355 "О порядке подготовки проектов правовых актов губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края" (далее - Порядок N 355);
1.2. Процедура ОРВ проектов НПА осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и расходов краевого бюджета.
1.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
1.5. Оценке подлежат: проекты законов Камчатского края, проекты нормативных правовых актов Законодательного Собрания Камчатского края, проекты нормативных правовых актов Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края, проекты нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края (далее - ИОГВ), устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Камчатского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.6. Процедура ОРВ не проводится в отношении:
1) проектов законов Камчатского края:
а) устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги и налоговые ставки по федеральным налогам;
б) регулирующих бюджетные правоотношения;
2) проектов нормативных правовых актов Камчатского края:
а) содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, сведения конфиденциального характера;
б) разработанных в целях недопущения возникновения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий;
в) разработанных во исполнение судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации.
1.7. Участниками процедуры ОРВ в Камчатском крае являются:
регулирующие органы - ИОГВ, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений;
уполномоченный орган - ИОГВ, ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативного правового, информационного и методического обеспечения оценки, а также осуществляющего подготовку заключений об ОРВ. Уполномоченным органом в Камчатском крае определено Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края;
участники публичных консультаций - субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, общественные объединения предпринимателей, целью которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, некоммерческие организации, граждане, научно-экспертные организации и иные лица;
региональный портал - региональный портал для публичного обсуждения проектов и действующих НПА Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.regulation.kamgov.ru.
1.8. Регулирующий орган при осуществлении процедуры ОРВ:
а) идентифицирует проблему государственного регулирования, варианты ее решения;
б) разрабатывает проект НПА;
в) осуществляет подготовку сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта НПА (далее - сводный отчет);
г) проводит (в случае необходимости) публичные консультации и готовит свод предложений по их результатам;
д) дорабатывает проект НПА, сводный отчет по результатам публичных консультаций (при необходимости).
1.9. Уполномоченный орган при осуществлении процедуры ОРВ выполняет:
а) нормативное правовое, информационное и методическое обеспечение ОРВ, подготовку отчета о проведении ОРВ и экспертизы НПА в Камчатском крае, подготовку доклада о проведении в Камчатском крае ОРВ;
б) подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия проектов НПА Камчатского края (далее - заключение);
в) контроль качества проведения процедуры ОРВ регулирующими органами.
1.10. Оценка проводится с учетом следующих степеней регулирующего воздействия:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Камчатского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Подготовка сводного отчета
2.1. Сводный отчет формируется регулирующим органам по итогам проведения исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы и содержит результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения.
2.2. Регулирующий орган формирует сводный отчет в отношении разработанного проекта НПА по форме согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящим Методическим рекомендациям в зависимости от степени регулирующего воздействия.
2.3. Сводный отчет о проекте НПА, имеющего высокую степень регулирующего воздействия, должен содержать следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта НПА;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) анализ опыта субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
е) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
ж) новые функции, полномочия, обязанности и права ИОГВ, а также порядок их реализации;
з) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) краевого бюджета;
и) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Камчатского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, а также порядок организации их исполнения;
к) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо с изменением содержания таких обязанностей, а также связанные с введением или изменением ответственности;
л) информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
м) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
н) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
о) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
п) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также правового эксперимента;
р) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях регулирующего органа;
с) иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
2.4. Сводный отчет для проектов НПА со средней степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, указанные в подпунктах "а" - "м" и "п" - "с" пункта 2.3 настоящего раздела.
2.5. Сводный отчет для проектов НПА с низкой степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, указанные в подпунктах "а", "б", "г" - "е", "м", и "р" - "с" пункта 2.3 настоящего раздела.
2.6. В целях организации публичных обсуждений регулирующий орган размещает проект НПА и сводный отчет на региональном портале.
2.7. В случае если в отношении проекта НПА частью 1.11 Порядка N 233-П установлен специальный порядок проведения оценки, то он с приложением сводного отчета по форме согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям направляется в уполномоченный орган для подготовки заключения без проведения публичных консультаций.
2.8. Сводный отчет подписывается руководителем регулирующего органа либо уполномоченным им лицом.
2.9. Рекомендации по заполнению формы сводного отчета представлены в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций.
2.10. В сводном отчете приводятся источники использованных данных.
Расчеты, необходимые для заполнения сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. В случае если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
2.11. Если в ходе предварительного рассмотрения будет установлено, что проект НПА не подлежит оценке в соответствии с частью 1.2 Порядка N 233-П, то в пояснительной записке к проектам НПА Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края, оформляемой в соответствии с частью 2.17 Порядка N 355, указывается, что проект НПА не подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с частью 1.2 Порядка N 233-П.
2.12. Проекты НПА, не подлежащие оценке, в уполномоченный орган для подготовки заключения не направляются.
2.13. В соответствии с частью 3.2 Порядка N 355 в лист согласования к проектам НПА Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края, подлежащим оценке, включается руководитель уполномоченного органа.
3. Проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта
3.1. Регулирующий орган проводит публичные консультации в целях учета мнения заинтересованных лиц о возможных последствиях правового регулирования.
3.2. В целях проведения публичных консультаций регулирующий орган размещает на региональном портале следующие документы:
1) уведомление о проведении публичных консультаций по форме, согласно приложению 6 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - уведомление);
2) проект НПА и пояснительную записку к нему (при наличии);
3) сводный отчет;
4) иные информационно-аналитические материалы, которые, по мнению регулирующего органа, целесообразно рассмотреть с участием широкого круга заинтересованных лиц.
В уведомлении указываются срок и способ направления мнений по вопросам, обсуждаемым в ходе публичных консультаций, и предложений по проекту НПА. В комментарии регулирующего органа помимо краткого описания вводимого правового регулирования рекомендуется указать проблему, на решение которой оно направлено, цель предлагаемого правового регулирования.
При проведении публичных консультаций по проекту НПА, вносящему изменения в действующий НПА, рекомендуется размещать на региональном портале текст НПА в действующей редакции.
3.3. К моменту размещения сводного отчета на региональном портале регулирующим органом должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением разделов: "Сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях регулирующего органа", "Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" и "Сведения о проведении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, сроках его проведения, исполнительных органов государственной власти Камчатского края и представителях предпринимательского сообщества, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях регулирующего органа". В указанные разделы сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
3.4. Одновременно с размещением на региональном портале документов, предусмотренных частью 3.2 настоящего раздела, регулирующий орган извещает о начале публичных консультаций:
1) уполномоченный орган и иные заинтересованные ИОГВ;
2) Уполномоченного при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей;
3) общественные объединения предпринимателей Камчатского края, деятельность которых связана с предлагаемым правовым регулированием;
4) иные организации, которые, по мнению регулирующего органа, целесообразно привлечь к публичным консультациям.
О проведении публичных консультаций рекомендуется извещать органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
Извещение о начале публичных консультаций осуществляется с использованием средств регионального портала либо путем направления уведомления с приложением анкеты согласно приложению 7 к настоящим Методическим рекомендациям участникам публичных консультаций по электронной почте.
Возможна дополнительная рассылка информации о проведении публичных консультаций факсом, почтой и иными способами.
Отсутствие у регулирующего органа исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
Список общественных объединений, представляющих интересы предпринимательского сообщества Камчатского края, размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.kamgov.ru (далее - официальный сайт) в разделе "Экономика" (вкладка "Оценка регулирующего воздействия", далее "Информационные материалы").
3.5. Регулирующий орган дополнительно может использовать такие формы проведения публичных консультаций, как открытые заседания общественно-консультативных органов, действующих при ИОГВ, в том числе общественного совета при регулирующем органе, опросы заинтересованных лиц, в том числе проводимые на официальном сайте, совещания с заинтересованными лицами и другие формы.
При выборе дополнительных форм проведения публичных консультаций необходимо обеспечить объективность выбранных форм проведения публичных консультаций, независимость выбора участников публичных консультаций в отношении проекта НПА, а также достаточность срока представления участниками публичных консультаций своих предложений.
3.6. Срок проведения публичных консультаций устанавливается с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте НПА, и составляет:
1) от 20 до 30 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
2) от 10 до 20 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
3) от 5 до 10 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
3.7. Срок проведения публичных консультаций исчисляется со дня размещения регулирующим органом на региональном портале документов, предусмотренных частью 3.2 настоящего раздела.
Конкретный срок проведения публичных консультаций определяется регулирующим органом с учетом положений части 3.6 настоящего раздела исходя из масштабов проблемы правового регулирования, на решение которой направлены нормы проекта НПА, и необходимого уровня проработки вопроса в целях решения проблемы.
В случае поступления в рамках публичных консультаций значительного количества предложений от заинтересованных лиц, регулирующий орган может принять решение о продлении срока их проведения.
3.8. По результатам публичных консультаций регулирующим органом подготавливается свод предложений, в котором отражаются все полученные предложения (замечания) участников публичных консультаций с указанием сведений об их учете или причинах их отклонения, по форме согласно приложению 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.9. Свод предложений подписывается руководителем регулирующего органа либо уполномоченным им лицом и размещается регулирующим органом на региональном портале не позднее 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
3.10. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичных консультаций, регулирующий орган может принять мотивированное решение об отказе от дальнейшей работы над проектом НПА, разработка которого осуществлялась по его инициативе.
В случае принятия решения об отказе от дальнейшей работы над проектом НПА регулирующий орган не позднее 2 рабочих дней со дня принятия такого решения размещает на региональном портале соответствующую информацию и извещает о принятом решении органы и организации, которые ранее извещались о проведении публичных консультаций.
3.11. По результатам публичных консультаций проект НПА и сводный отчет могут быть доработаны регулирующим органом с учетом обоснованных предложений и замечаний.
3.12. Доработанные проект НПА и сводный отчет вместе со сводом предложений размещаются регулирующим органом на региональном портале и направляются в уполномоченный орган для подготовки заключения.
Сводный отчет и свод предложений подписываются руководителем регулирующего органа либо уполномоченным им лицом.
3.13. В случае если направленный для подготовки заключения сводный отчет не соответствует требованиям, установленными разделом 2 настоящих Методических рекомендаций, уполномоченный орган возвращает его регулирующему органу не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления, для доработки.
4. Рекомендации по заполнению формы сводного отчета о результатах углубленной оценки регулирующего воздействия
4.1. Рекомендации по заполнению раздела "Общая информация" сводного отчета.
4.1.1. В данном разделе должны быть приведены сведения о регулирующем органе, вид и наименование НПА, краткое описание проблемы, на решение которой направлен данный способ регулирования, основание для разработки проекта НПА, краткое описание целей и способа предлагаемого регулирования, а также контактная информация исполнителей регулирующего органа.
4.1.2. Если основанием для разработки проекта НПА являются положения нормативного правового акта высшей юридической силы, то такие положения указываются регулирующим органом в сводном отчете со ссылкой на статьи и пункты соответствующего нормативного правового акта.
В случае если разработка проекта НПА производится по инициативе самого регулирующего органа, это также прямо указывается в сводном отчете.
4.2. Рекомендации по заполнению раздела "Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта" сводного отчета.
4.2.1. Регулирующим органом приводится результат отнесения проекта НПА к высокой, средней или низкой степени регулирующего воздействия, согласно анализу, содержащихся в нем положений в соответствии с частью 1.4 Порядка 233-П.
4.3. Рекомендации по заполнению раздела "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" сводного отчета.
4.3.1. Регулирующий орган формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.
4.3.2. Формулирование регулирующим органом проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
4.3.3. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
4.3.4. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
а) обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
б) данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу);
в) данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.3.5. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, которые могут проявляться в следующем:
а) наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
б) наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
в) недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
г) наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
4.3.6. В данном разделе сводного отчета также приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Регулирующему органу необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
4.3.7. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) регулирующему органу необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз.
В случае если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
4.3.8. Регулирующим органом приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
4.4. Рекомендации по заполнению раздела "Анализ опыта субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере" сводного отчета.
4.4.1. Регулирующим органом приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других субъектах Российской Федерации. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
4.4.2. Проводя анализ важно изучить как положительный, так и отрицательный опыт с обязательным указанием источников информации. Отсутствие информации об изучении опыта может свидетельствовать о формальном подходе регулирующего органа к поиску возможных вариантов решения проблемы.
4.5. Рекомендации по заполнению раздела "Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования" сводного отчета.
4.5.1. При определении цели правового регулирования регулирующему органу необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого регулирующим органом правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
4.5.2. При формулировании цели регулирования регулирующему органу необходимо руководствоваться следующими положениями:
а) формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
б) цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
в) формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
г) формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
д) формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
е) в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ж) ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
4.5.3. Регулирующим органом приводится обоснование соответствия целей правового регулирования положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Камчатского края, законам Камчатского края, в которых формируются и обосновываются цели и приоритеты политики, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации. При необходимости можно указать конкретные положения указанных документов.
4.6. Рекомендации по заполнению раздела "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы" сводного отчета.
4.6.1. В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы регулирующему органу необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
4.6.2. Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется регулирующим органом на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов регулирующим органом должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
4.6.3. При заполнении данного раздела сводного отчета регулирующему органу необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом регулирующему органу необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия нормативного правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
4.7. Рекомендации по заполнению раздела "Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета.
4.7.1. Регулирующим органом указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
4.7.2. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования регулирующему органу необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются регулирующим органом по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы регулирующего органа о том, учитывает ли проект НПА законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
4.8. Рекомендации по заполнению раздела "Новые функции, полномочия, обязанности и права исполнительных органов государственной власти Камчатского края, а также порядок их реализации" сводного отчета.
4.8.1. Регулирующему органу необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права ИОГВ, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом НПА.
Регулирующему органу необходимо указать характер каждой из функций: новая, изменяемая или отменяемая.
Описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия делегируются муниципальному уровню, государственным или негосударственным организациям и другим лицам. Под порядком реализации функций, понимаются, в том числе, регулярное наблюдение, выборочные переговоры, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
4.8.2. По каждой изменяемой функции необходимо указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему полагаемой деятельности.
4.8.3. В данном разделе сводного отчета указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
4.9. Рекомендации по заполнению раздела "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) краевого бюджета" сводного отчета.
4.9.1. Регулирующим органом дается оценка расходов краевого бюджета и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования.
Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти.
Для различных временных периодов оценка расходов и возможных поступлений приводится в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
В случае если принятие проекта НПА повлечёт за собой возникновение выпадающих расходов бюджета Камчатского края, в сводном отчете необходимо указать их количественную оценку.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и доходов. При формировании сумм учитываются все виды влияния на доходы и расходы.
4.10. Рекомендации по заполнению раздела "Новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Камчатского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Камчатского края, а также порядок организации их исполнения" сводного отчета.
4.10.1. В данном разделе регулирующему органу необходимо описать новые обязанности, а также изменения существующих преимуществ, обязанностей, которые вводятся проектом НПА в отношении каждой из групп участников отношений.
4.10.2. Регулирующему органу необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, регулирующим органом указывается на необходимость его принятия.
4.11. Рекомендации по заполнению раздела "Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо с изменением содержания таких обязанностей, а также связанные с введением или изменением ответственности" сводного отчета.
4.11.1. Регулирующим органом указывается оценка влияния проекта НПА на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет.
4.11.2. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
4.12. Рекомендации по заполнению раздела "Информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности" сводного отчета.
4.12.1. Если регулирующим органом в проекте НПА с высокой степенью регулирующего воздействия определены положения, приводящие к возникновению у субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности расходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных требований регулирования, то в целях снижения количества требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, проект НПА должен содержать положения об отмене соразмерных действующих требований в той же области правового регулирования соответствующей сферы отношений.
Количественная оценка расходов проводится путем оценки издержек на выполнение участниками регулируемых отношений типовых действий, осуществляемых для исполнения требований регулирования.
4.13. Рекомендации по заполнению раздела "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования" сводного отчета.
4.13.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта НПА регулирующим органом производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого регулирующим органом правового регулирования.
При подготовке сводного отчета регулирующим органом производится:
а) оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
б) оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
4.13.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков.
Риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект НПА направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены регулирующим органом). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других субъектах Российской Федерации, "пилотное" внедрение проекта НПА, правовой эксперимент.
Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых регулирующим органом мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, регулирующим органом предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска регулирующим органом должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, регулирующим органом указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
4.13.3 При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта НПА регулирующим органом должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
а) риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
б) риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
в) риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов);
г) риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
д) риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
ж) социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
а) макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию),
б) производственные (влияние на развитие техники и технологий),
в) последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
4.13.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
а) меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
б) оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
а) полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
б) частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
в) возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
4.13.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого регулирующим органом способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта НПА необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
4.14. Рекомендации по заполнению раздела "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия" сводного отчета.
4.14.1. В данном разделе сводного отчета указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом НПА, в том числе:
а) разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
б) создание информационных ресурсов, баз данных;
в) обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
г) мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
4.15. Рекомендации по заполнению раздела "Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования" сводного отчета.
4.15.1. Регулирующим органом указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
4.15.2. В случае, если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
4.16. Рекомендации по заполнению раздела "Предлагаемая дата вступления в силу проекта НПА, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также правового эксперимента" сводного отчета.
4.16.1. Регулирующим органом указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта НПА, наличие и сроки переходного периода, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения правового эксперимента.
Если отдельные положения проекта НПА вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
4.16.2. Если проектом НПА установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
4.16.3. В отношении проекта НПА может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
4.17. Рекомендации по заполнению раздела "Сведения о размещении уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, лицах, предоставивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях регулирующего органа" сводного отчета.
4.17.1. Сведения о размещении уведомления представляют собой полный электронный адрес размещенного уведомления на официальном сайте.
4.17.2. Сроки представления предложений в связи с размещением уведомления указываются в соответствии информацией, указанной в уведомлении.
4.17.3. Указание сведений о лицах, представивших предложения в связи с размещением уведомления о разработке проекта НПА, предполагает перечисление всех лиц, от которых поступили предложения всеми указанными в уведомлении способами.
4.17.4. Сведения о структурных подразделениях регулирующего органа, рассмотревших представленные предложения, предполагают указание ответственных структурных подразделений, а также иных структурных подразделений, принимавших участие в рассмотрении представленных предложений.
4.18. Рекомендации по заполнению раздела "Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" сводного отчета.
Регулирующий орган приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.
4.19. Рекомендации по заполнению раздела "Сведения о проведении публичного обсуждения проекта НПА, сроках его проведения, исполнительные органы государственной власти Камчатского и представителях предпринимательского сообщества, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях регулирующего органа" сводного отчета.
4.19.1. Заполнение данного раздела сводного отчета производится только после проведения публичного обсуждения проекта НПА по его результатам.
5. Заключение об оценке регулирующего воздействия
5.1. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления от регулирующего органа проекта НПА с приложением сводного отчета и свода предложений осуществляет подготовку заключения об оценке (далее - заключение) по форме согласно приложению 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.2. Заключение содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте НПА положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и краевого бюджета, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом правового регулирования, а также о соблюдении либо несоблюдении регулирующим органом требований Порядка N 233-П.
Заключение содержит выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных регулирующим органом результатов оценки.
5.3. В случае выявления несоблюдения требований Порядка N 233-П в заключении могут быть сделаны выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных данным порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган сводного отчета и проекта НПА для подготовки заключения.
5.4. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования регулирующим органом выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в своде предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных консультаций. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении.
5.5. Недостатки, указанные уполномоченным органом в заключении, устраняются регулирующим органом в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения. После устранения всех недостатков проект НПА повторно направляется регулирующим органом в уполномоченный орган для подготовки заключения.
5.6. Согласование проекта НПА Губернатора Камчатского края или Правительства Камчатского края руководителем уполномоченного органа при наличии неустраненных недостатков производится в соответствии с частями 3.17, 3.19 Порядка N 355.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.