Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Камчатского края
от 14 октября 2010 г. N 495-РП
Стратегия
развития образования Камчатского края на период до 2025 года
1. История отрасли
1.1. История развития отрасли в регионе
История развития системы образования на Камчатке начинается со второй половины ХVIII века, с открытия нескольких церковно-приходских и так называемых "новокрещенских школ", предназначенных для детей местных жителей, принявших православие. Исследователи Камчатки, давая общую характеристику региону, отмечали заинтересованное отношение местных жителей к развитию школьного дела.
К началу ХХ века на территории Камчатской губернии имелись около 30 двухклассных школ, в которых обучалось чуть более 1000 человек. В 1936 году появились новые формы школьного обучения: кочевые школы и школы-интернаты, максимально приспособленные к местным условиям.
В 50-х годах ХХ века в области были созданы школы различных ступеней (начальная, семилетняя и средняя), в которых работало около 2300 педагогических работников (из них более 1500 - учителя).
Образовательное учреждение имелось практически в каждом населенном пункте, где не было возможности открыть школу, дети отправлялись в сельские школы-интернаты. Кроме дневных школ, существовало 30 вечерних школ рабочей и сельской молодежи. Во всех типах учебных заведений обучалось свыше 34000 учащихся.
В этот период создаются первые средние специальные учебные заведения: Петропавловское педагогическое и медицинское училища, мореходное училище, выпускающее штурманов и механиков для рыбопромыслового и транспортного флота. В 1935 г. было организовано Корякское педагогическое училище. В 1956 г. открыты филиал Хабаровского заочного педагогического института и Институт усовершенствования учителей. В 1958 г. - первое высшее учебное заведение - Камчатский государственный педагогический институт.
К началу 70-х гг. ХХ века количество школ в области значительно сократилось (со 176 до 140), что было связано со строительством и вводом в эксплуатацию крупных образовательных учреждений. Всего было построено более 40 школ (13000 мест) и 16 интернатов (1370 мест). К концу 70-х гг. в них обучалось более 50000 учащихся. Очень серьезно повысился образовательный уровень педагогов - так, к началу 80-х годов 98% учителей старших классов имели высшее педагогическое образование, а в начальной школе 100% учителей имели высшее или среднее профессиональное педагогическое образование.
В настоящее время систему образования Камчатского края представляют 358 образовательных учреждений. С момента образования нового субъекта Российской Федерации - Камчатского края - расходы консолидированного бюджета на образование увеличились на 65 процентов и достигли 10,4 млрд. рублей. Расходы в расчете на одного учащегося общеобразовательного учреждения увеличились за этот период в 1,6 раза.
2. Текущее состояние отрасли
2.1. Экономические показатели системы образования
N |
Экономические показатели системы образования |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Дошкольное образование |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Количество дошкольных образовательных учреждений |
ед. |
137 |
135 |
135 |
135 |
134 |
1.2 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
чел. |
15310 |
15495 |
15848 |
16164 |
16175 |
1.3. |
Охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием |
% |
72 |
70,2 |
71,3 |
72,5 |
73,0 |
2 |
Общеобразовательные учреждения |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2.1 |
Количество дневных учреждений общего образования |
ед. |
128 |
126 |
124 |
124 |
123 |
2.2 |
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений |
чел. |
35550 |
34233 |
33155 |
31592 |
31761 |
2.3 |
Количество учителей общеобразовательных учреждений |
тыс. чел. |
3402 |
3308 |
3234 |
2545 |
2536 |
2.4 |
Средняя численность обучающихся, приходящихся на одного учителя |
чел. |
10,4 |
10,3 |
10,2 |
12,4 |
12,5 |
2.5. |
Средняя численность обучающихся, приходящихся на одного работающего |
чел. |
6 |
5 |
5,6 |
5,2 |
5,2 |
3 |
Учреждения дополнительного образования детей (ДОД) |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Количество учреждений дополнительного образования детей и молодежи |
ед. |
35 |
38 |
38 |
37 |
37 |
3.2 |
Число детей занимающихся в ДОД |
чел. |
28826 |
32905 |
32700 |
31157 |
29041 |
3 |
Учреждения начального профессионального образования (НПО) |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Число учреждений начального профессионального образования |
ед. |
12 |
13 |
13 |
13 |
12 |
3.2 |
Численность учащихся в учреждениях НПО |
чел. |
3603 |
3463 |
3300 |
3277 |
2881 |
3.3 |
Численность учащихся на 10 тыс. населения |
чел. |
111 |
106 |
100 |
102 |
90 |
3.4 |
Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями НПО |
чел. |
1489 |
1448 |
1311 |
1219 |
1086 |
4 |
Средние специальные учебные заведения (СПО) |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Число государственных и негосударственных учреждений СПО |
ед. |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
4.2 |
Численность обучающихся государственных и негосударственных учреждений СПО |
чел. |
4918 |
3780 |
3700 |
3530 |
3494 |
4.4 |
Численность обучающихся на 10 тыс. населения |
чел. |
151 |
116 |
115 |
141 |
109 |
4.5 |
Выпуск специалистов государственными и негосударственными учреждениями СПО |
чел. |
1388 |
1357 |
1200 |
1131 |
1007 |
5 |
Учреждения высшего профессионального образования (ВПО) |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Число вузов (государственных и негосударственных) |
|
12 |
12 |
12 |
12 |
10 |
5.2 |
Численность студентов вузов (государственных и негосударственных) |
чел. |
16831 |
16358 |
16300 |
16509 |
17287 |
5.3 |
Выпуск бакалавров и специалистов вузами |
чел. |
1607 |
1489 |
1550 |
1811 |
1696 |
5.4 |
Численность студентов на 10 тыс. населения |
чел. |
516 |
471 |
471 |
480 |
503 |
6. |
Расходы консолидированного бюджета Камчатского края: |
|
|
|
|
|
|
6.1. |
на общее образование |
млн. руб. |
2146,9 |
2674,5 |
3802,8 |
4501,5 |
5873,8 |
6.2. |
на начальное профессиональное образование |
млн. руб. |
291,4 |
356,3 |
382,0 |
383,1 |
544,2 |
6.3. |
на среднее профессиональное образование |
млн. руб. |
228,8 |
252,4 |
270,6 |
190,1 |
255,9 |
6.4 |
Удельный вес расходов на образование в консолидированном бюджете Камчатского края |
% |
24,3 |
27,8 |
19,4 |
20,5 |
20,6 |
7. |
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося: |
|
|
|
|
|
|
7.1. |
на общее образование |
руб. в год |
60391 |
76913 |
116453 |
142488 |
184938 |
7.2. |
на начальное профессиональное образование |
руб. в год |
72059 |
87034 |
92163 |
134421 |
211258 |
7.3. |
на среднее профессиональное образование |
руб. в год |
61612 |
66344 |
71121 |
104912 |
165417 |
* Данные приведены с учетом Корякского округа
2.2. Действующие социальные мощности системы образования Камчатского края
2.2.1. План размещения социальных мощностей (приложение N 1)
2.2.2. Реестр социальных мощностей (приложение N 2)
3. Потенциал отрасли
3.1. Анализ и оценка ресурсов отрасли
Расходы консолидированного бюджета Камчатского края увеличились с 2006 по 2010 год:
на общее образование в 2,7 раза;
на начальное профессиональное образование в 1,9 раза;
на среднее профессиональное образование в 1,1 раза:
Расходы федерального, краевого и местных бюджетов на реализацию долгосрочных целевых программ, направленных в 2006 - 2010 гг. на развитие образования, составили 306,4 млн. рублей.
С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект "Образование". В 2006 - 2010 г.г. расходы консолидированного бюджета Камчатского края, направленные на реализацию приоритетного национального проекта "Образование", составили 1195,8 млн. рублей, что позволило значительно стимулировать работу школ и учителей, показывающих высокие результаты, укрепить учебно-материальную базу школ.
Расходы консолидированного бюджета Камчатского края в расчете на одного обучающегося возросли за 2006 - 2009 годы:
в общеобразовательных учреждениях в 3,1 раза;
в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2,9 раза;
в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в 2,7 раза.
Проектная мощность дошкольных образовательных учреждений в соответствии с технической документацией учреждений рассчитана на контингент воспитанников в количестве 15124, т.е. на каждые 100 мест ДОУ в среднем в Камчатском крае приходится 147 детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
Возрастающий спрос на образовательные услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, показывает, что действующая сеть образовательных учреждений дошкольного образования в Камчатском крае не удовлетворяет потребность родителей в дошкольном воспитании и образовании. Как результат этого - появление очередей на устройство в детские дошкольные учреждения.
Сеть дневных общеобразовательных учреждений Камчатского края включает 123 учреждения, из них: 2 лицея; 1 гимназия; 2 школы, реализующие программы углубленной подготовки учащихся на различных ступенях обучения; 17 средних (полных) школ осуществляют профильное обучение на старшей ступени; в четырех школах организовано обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам.
Изменение сети общеобразовательных учреждений напрямую связано с сокращением контингента обучающихся, однако действующая сеть общеобразовательных учреждений Камчатского края является недостаточно разнообразной и многофункциональной и не позволяет полностью удовлетворить запросы населения.
По сравнению с предшествующими годами усилилась ориентация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на потребности рынка труда Камчатского края. Отрабатываются региональные механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. Расширился перечень профессий, по которым прием формируется на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, потребности ведущих отраслей экономики края.
Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.
В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий края в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.
Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.
Развитие профессионального образования в Камчатском крае сопряжено с рядом сложностей, а именно:
- разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;
- сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;
- сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;
- снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;
- дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.
В 2010 году в системе образования Камчатского края трудится 7501 педагогический работник, что на 76 человек меньше, чем в 2008 году.
Одним из важных показателей, характеризующих качественный состав педагогических кадров, является образовательный уровень педагогических работников, который за 2009/2010 учебный год вырос в целом на 0,6% и составил в дошкольных образовательных учреждениях - 37,4%, в школах - 93,5%, в учреждениях НПО и СПО - 63,7% и 92,4% соответственно.
Возросло качество повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на базе КГОУ ДОВ "Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров". В 2009 году институт практически полностью отказался от проведения 4-6 часовых семинаров. Минимальная модульная программа обучения составляет 24 часа. Началась реализация проекта по дистанционному повышению квалификации. По сравнению с 2008 годом в 2009 году уменьшилось количество слушателей, так как обучение стало более длительным и качественным. В течение 2009 г. на базе КГОУ ДОВ "Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров" обучено 4459 педагогических работников.
Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.
3.2. SWOT-анализ преимуществ и проблем отрасли в целом
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Достаточное количество высококвалифицированных педагогических кадров. 2. Наличие в крае инновационных площадок. 3. Накоплен значительный опыт внедрения в образовательный процесс большинства учреждений современных образовательных технологий. 4. Подключение общеобразовательных школ края к сети Интернет, обеспечение их лицензионным программным оборудованием. 5. Накоплен опыт реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО), отработана технология проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ, ГИА в 9-х классах в новой форме. 6. Развитие в образовательных учреждениях системы государственно-общественного управления. 7. Наличие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров. |
1. Недостаточное видовое разнообразие действующей сети образовательных учреждений. 2. Дефицит мест для обучения по программам дошкольного образования. 3. Дефицит педагогических кадров в сельской местности и их избыток по отдельным специальностям в городских муниципальных образованиях. 4. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 5. Отставание переоснащения материально-технической базы образовательного процесса от реальных потребностей системы образования. 6. Невысокая компьютерная грамотность части педагогов. 7. Значительная транспортная удаленность большинства сельских образовательных учреждений, большой удельный вес малокомплектных школ. 8. Незначительная ориентация системы профессионального образования (особенно СПО и ВПО) на потребности регионального рынка труда. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Осуществление эффективной государственной поддержки системы образования за счет федерального, краевого и местных бюджетов. 2. Обеспечение на всех ступенях обучения доступного и качественного образования. 3. Оптимизация использования на территории края всех образовательных ресурсов при условии уделения особого внимания отдаленным и труднодоступным территориям 4. Развитие системы дистанционного обучения учащихся и повышения квалификации педагогов на базе ресурсных центров и базовых школ. 5. Удовлетворение региональной сетью профессиональных учреждений потребностей инновационно развивающейся экономики Камчатского края. |
6. Завышенные потребности населения Камчатского края на услуги высшего образования, не обеспеченные востребованностью на рынке труда. 7. Недостаточная привлекательность работы в сельских образовательных учреждениях для молодых специалистов. 8. "Старение" педагогических кадров. 9. Неудовлетворение спроса населения на предоставление бесплатного дошкольного образования в связи с улучшением демографической ситуации в условиях существующей сети дошкольных образовательных учреждений. |
4. План развития системы образования
4.1. Цели, задачи и перспективы развития системы образования в целом
Стратегия развития системы образования Камчатского края направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального потенциала.
Реализация задачи повышения качества жизни населения возможна, в том числе, через повышение качества социальных услуг, среди которых образовательные услуги являются приоритетными, как основа динамичного экономического роста и социального развития общества.
Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. Одновременно, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическими целями развития образования в Камчатском крае являются:
1) обеспечение доступности качественного образования, создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия;
2) подготовка высокопрофессиональных кадров, способных к открытой конкуренции на рынке труда, воспроизводству и развитию материального и интеллектуального потенциала края;
3) обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.
Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих задач:
1) проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных учреждений для получения доступного и качественного образования;
2) создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования с учетом демографической ситуации и образовательных запросов населения;
3) создание автономных дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере дошкольного образования, автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования, и автономных образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей;
4) создание в общеобразовательных учреждениях края условий, обеспечивающих поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
5) создание региональной системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности;
6) создание условий, обеспечивающих открытость системы образования и переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования;
7) внедрение новых экономических отношений в системе образования;
8) развитие системы государственно-общественного управления в сфере образования;
9) внедрение новых федеральных государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
10) расширение использования современных образовательных технологий, особенно информационных;
11) создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом рынка труда Камчатского края;
12) совершенствование и развитие системы социального партнерства в системе начального и среднего профессионального образования;
13) повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования;
14) интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности;
15) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования.
Реализация запланированных мероприятий Стратегии развития образования Камчатского края до 2025 года приведет к системным изменениям в образовании края:
- вступит в действие новый организационно-экономический механизм, в рамках которого все виды образовательных учреждений, независимо от форм собственности, будут финансироваться на основе подушевого принципа; получит дальнейшее развитие гибкая система заработной платы педагогических и руководящих работников, стимулирующая качество работы, развиваться конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности;
- изменятся основные принципы управления в системе образования края; общественность будет принимать активное участие в управлении и контроле качества образования на всех уровнях, возрастет роль профессионального самоуправления;
- будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы. Содержание и методы обучения усовершенствуются на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Изменится роль учителя, который должен стать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную работу учащихся, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях. Уровень квалификации и профессионализма работников системы образования существенно возрастет.
Стратегические цели в области дошкольного образования:
1. Предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
2. Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Основные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей:
1. Сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
2. Внедрение комплексной региональной модели многоканального финансирования дошкольных образовательных учреждений.
3. Перевод части дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.
4. Перепрофилирование образовательных учреждений "начальная школа - детский сад" в дошкольные образовательные учреждения. Возвращение объектов, в которых ранее находились дошкольные образовательные учреждения, согласно первоначальному целевому назначению в сферу дошкольного образования.
5. Открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и групп кратковременного пребывания.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе (до 2025 года):
1. Сеть дошкольных образовательных учреждений увеличится на 21 дошкольное учреждение (5 тыс. мест).
2. Дополнительно будут открыты 26 групп кратковременного пребывания, 33 общеразвивающих группы и 21 дошкольная группа при общеобразовательных учреждениях (всего 1,3 тыс. мест).
3. Полностью будет переоснащено холодильное, технологическое оборудование пищеблоков, спортивное и игровое оборудование, мебель.
4. Значительная часть дошкольных образовательных учреждений будет реорганизована в автономные некоммерческие организации.
5. Созданы условия для максимального удовлетворения потребностей в дошкольном образовании.
Стратегическая цель государственной политики в области общего образования - повышение качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Приоритетные задачи:
1. Обеспечение доступности обязательного качественного общего образования.
2. Создание безопасных и комфортных условий нахождения учащихся в образовательном учреждении.
3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
4. Создание региональной системы оценки качества общего образования.
Необходимые меры по обеспечению доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
2. Создание в общеобразовательных учреждениях условий, удовлетворяющих современным требованиям федерального государственного образовательным стандарта.
3. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений.
4. Создание ресурсных центров дистанционного обучения.
5. Создание базовых школ, в которых сосредоточены ресурсы для реализации программ профильного обучения.
6. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
7. Создание новых видов общеобразовательных учреждений. Стимулирование деятельности инновационных образовательных учреждений и творчески работающих учителей.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате обеспечения доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обеспечение доступности качественного образования.
2. Уменьшение количества неуспевающих и второгодников.
3. Увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование.
Стратегические цели в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
1. Совершенствование организации школьного питания.
2. Совершенствование медицинского обслуживания обучающихся.
Основные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей:
1. Принятие региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих обязательное выделение денежных средств на организацию питания детей из малообеспеченных семей.
2. Переоснащение школьных столовых.
3. Обеспечение условий для прохождения школьными медицинскими кабинетами процедур лицензирования.
4. Разработка системы отслеживания динамики состояния здоровья школьников.
5. Введение во всех общеобразовательных учреждениях третьего часа физической культуры.
6. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся:
1. Охват горячим питанием до 100% учащихся первой ступени обучения и до 95% учащихся второй и третей ступени обучения.
2. Снижение детской и подростковой заболеваемости.
Стратегические цели государственной политики в области дополнительного образования:
1. Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
2. Создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Камчатском крае в целях сохранения и развития единого культурного и информационного пространства.
Приоритетные задачи:
1. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
2. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
3. Развитие информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, в учреждениях дополнительного образования детей.
4. Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
5. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Мероприятия по обеспечению качественного дополнительного образования детей:
1. Создание базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей. Формирование на региональном уровне банка программ нового поколения.
2. Создание единой информационно-методической базы системы дополнительного образования детей.
3. Реализация региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм.
4. Поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий.
5. Расширение перечня массовых мероприятий, включенных в перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области дополнительного образования:
1. Увеличение на 30% численности детей, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений;
2. Увеличение на 25% количества региональных массовых конкурсных мероприятий с обучающимися в системе дополнительного образования детей.
3. Сокращение на 30% численности безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению.
Стратегические цели в области профессионального образования:
1. Обеспечение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования.
2. Создание структуры образовательной системы, соответствующей спросу экономики региона, с учетом потребностей рынка труда в соответствии со стратегией социально-экономического развития Камчатского края.
Эффективная реализация данных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Создание системы, обеспечивающей возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.
2. Обеспечение качественного уровня профессионального образования.
3. Внедрение новых форм оценки и контроля деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основные мероприятия, направленные на реализацию задач и достижение стратегических целей:
1. Реструктуризация сети начального и среднего профессионального образования, исходя из демографической ситуации в крае и учетом рынка труда.
2. Развитие инфраструктуры системы начального и среднего профессионального образования.
3. Расширение спектра подготовки по профессиям и специальностям для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Реформирование системы стипендиального обеспечения, социальной поддержки.
5. Создание региональной системы профориентации молодежи и взрослого населения Камчатского края.
6. Создание системы социального партнерства.
7. Формирование единой информационной системы для управления профессиональным образованием края.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области профессионального образования:
1. Насыщение экономики Камчатского края востребованными квалифицированными кадрами.
2. Интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности.
3. Максимальное удовлетворение потребностей населения в получении профессионального образования.
Стратегические цели в области внедрения новых экономических отношений:
1. Совершенствование правового положения государственных и муниципальных образовательных учреждений.
2. Переход к бюджетному финансированию образовательных учреждений всех видов и форм собственности по нормативам финансового обеспечения образовательной деятельности на основе государственного (муниципального) задания на оказание образовательных услуг.
3. Оплата труда работников образования, ориентированная на конечный результат образовательной деятельности.
Приоритетные задачи:
1. Создание условий для тех образовательных учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно.
2. Расширение самостоятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений в финансово-хозяйственной сфере.
3. Снижение объема неэффективных расходов на образование.
4. Удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг.
5. Повышение качества образовательных услуг.
6. Усиление стимулирующей роли системы оплаты труда работников образования.
Мероприятия по внедрению новых экономических отношений:
1. Формирование государственных и муниципальных заданий на оказание образовательных услуг.
2. Установление в законодательном порядке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений.
3. Финансирование образовательных услуг в соответствии с расходными обязательствами в сфере образования в форме субсидий на основе заключенного с образовательной организацией соглашения.
4. Выделение бюджетным и автономным образовательным учреждениям субсидий на финансирование программ развития для повышения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, модернизации материально-технической базы, развития кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате внедрения новых экономических отношений в системе образования:
1. Повышение качества бюджетной образовательной услуги.
2. Повышение прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, оптимизация сети классов и образовательных учреждений.
3. Обеспечение финансовой и хозяйственной самостоятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений.
4. Расширение практики привлечения внебюджетных средств в систему образования.
5. Повышение реальных доходов педагогических работников.
6. Определение уровня заработной платы педагогических работников с учетом результативности и качества их труда.
7. Концентрация средств бюджета Камчатского края на развитии системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования (грантовая поддержка инновационных проектов и образовательных учреждений).
4.2 Расчетные параметры развития системы образования
Расчетные параметры развития системы образования на территории муниципальных образований Камчатского края, рассчитанные на основе демографического прогноза, представлены в приложении N 3.
4.2.1. Ресурсное обеспечение системы образования. Модернизация имеющейся материальной базы
Выделение целевых средств на приобретение отвечающих современным требованиям учебно-наглядного и учебного оборудования, компьютерной техники, школьной и бытовой мебели, спортивного инвентаря и оборудования за счет:
- смет образовательных учреждений;
- субвенций, направляемых местным бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, в интернатных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- краевых целевых программ;
- доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг, и иных внебюджетных источников.
тыс. рублей | ||||||
|
2009 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
Ресурсное обеспечение системы образования |
291970,0 |
320000,0 |
396800,0 |
460000,0 |
644400,0 |
902160,0 |
Модернизация имеющейся материальной базы |
114600,0 |
125600,0 |
155700,0 |
180700,0 |
253000,0 |
354200,0 |
4.3. Инвестиционные площадки
4.3.1. Реестр инвестиционных площадок
N п/п |
Наименование инвестиционной площадки |
Стоимость, (тыс. руб.) |
Социальные показатели |
1. |
Региональный центр оценки качества образования |
17700 |
Получение достоверной информации о функционировании системы образования Камчатского края, тенденциях и причинах ее изменения, определение степени реализации приоритетных задач системы образования и направлений дальнейшего развития |
2. |
Дистанционное обучение учащихся и педагогов. Создание и развитие ресурсных центров. |
12000 |
Обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства учащихся. Обеспечение доступа к образовательным ресурсам на всех уровнях образования. Изменение методов обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Повышение квалификации педагогов |
3. |
Базовые общеобразовательные учреждения |
12000 |
Предоставление учащимся возможности широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий и получения основы для профессионального образования |
4. |
Многопрофильные образовательные центры |
4000 |
Достижение динамического баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования. Создание сети учреждений НПО и СПО, отвечающей потребностями региональной экономики и потребителей образовательных услуг |
5. |
Автономные образовательные учреждения |
|
Увеличение охвата населения различными образовательными услугами, развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств |
6. |
Ресурсный центр на базе образовательного учреждения начального и/или среднего профессионального образования |
16000 |
Консолидация финансовых усилий в подготовке квалифицированных кадров для экономики Камчатского края. Повышение качества образовательных услуг |
1. Создание регионального центра оценки качества образования
Цель - получение достоверной информации о функционировании системы образования Камчатского края, тенденциях и причинах ее изменения, определение степени реализации приоритетных задач системы образования и направлений дальнейшего развития.
Создание регионального центра оценки качества образования предполагает:
1) создание единого информационного образовательного пространства региона, охватывающего все уровни системы образования (от отдельного учебного заведения до регионального органа управления образованием), предполагающее создание в системе образования Камчатского края совокупности интегрированных баз и банков данных, технологий их ведения и использования;
2) создание в перспективе государственного учреждения "Камчатский краевой Центр оценки качества образования", осуществляющего информационно-технологическое сопровождение оценочных и мониторинговых процедур; подготовку специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур; обеспечение информационной поддержки, сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования Камчатского края;
3) разработку комплексной системы показателей качества образования, которая включает в себя оценку результатов, оценку процесса, оценку условий и оценку управления на основе разных источников и позволяющей соотносить между собой условия и результаты обучения школьников в образовательных учреждениях, муниципальных образованиях, определять степень их эффективности в сравнении с показателями других регионов России;
4) реализацию принципа общественного участия в управлении образованием Камчатского края, обеспечение гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
2. Дистанционное обучение учащихся и педагогов. Создание и развитие ресурсных центров
Учитывая региональные особенности Камчатского края, к которым следует отнести сложные природно-климатические условия, низкую плотность населения (0,5 чел. на 1 кв. километр), территориальную удаленность большинства муниципальных образований от краевого центра, невозможность сообщения между большим количеством населенных пунктов наземным транспортом, высокой стоимостью авиабилетов, необходимо расширение и развитие дистанционной формы обучения учащихся и повышения квалификации педагогических кадров.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование" и других проектов и программ в области информатизации образования способствовала значительному росту информационной культуры участников образовательного процесса. По состоянию на 1 января 2010 года все общеобразовательные учреждения Камчатского края подключены к широкополосному каналу Интернет, продолжается обеспечение школ современным интерактивным и мультимедийным оборудованием: численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 14 человек. Создан региональный центр дистанционного обучения, в пяти муниципальных районах Камчатского края открыты районные ресурсные центры дистанционного обучения. Существующая материально-техническая база используется для организации интенсивного обучения педагогов и управленцев в области информационных технологий. Педагоги активно включаются в процесс использования цифровых образовательных ресурсов, выложенных в сети Интернет, что стимулирует их к овладению Интернет-технологиями.
Дальнейшее развитие системы образования с использованием информационных и Интернет-технологий представлено следующей моделью:
N п/п |
Задача |
Этапы решения задачи |
Сроки |
Стоимость (тыс. руб) |
1 |
Разработка и внедрение современных методик и технологий дистанционного обучения учащихся и педагогов с использованием социальных сервисов сети Интернет |
Внедрение проекта дистанционного обучения учащихся, в первую очередь отдаленных районов Камчатского края |
2008 - 2012 |
9500 |
Внедрение проекта дистанционного повышения квалификации работников образования |
2009 - 2012 |
1200 |
||
2 |
Создание в Камчатском крае сети муниципальных ресурсных центров дистанционного обучения |
п.г.т. Палана, Тигильский район |
2011 |
300 |
Соболевский, Карагинский районы |
2011 |
500 |
||
Олюторский , Пенжинский районы |
2011 |
500 |
||
3 |
Создание современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой образования и повышения качества образовательных услуг |
Автоматизация процесса управления на школьном, муниципальном и краевом уровнях. |
2010 - 2012 |
2000 |
Переход на электронный документооборот |
2010 - 2012 |
2000 |
||
4 |
Оснащение рабочих мест учащихся и педагогов компьютерной техникой с подключением к сети Интернет |
|
2011 - 2013 |
4500 |
5 |
Создание региональной коллекции электронных образовательных ресурсов |
|
2010 - 2011 |
200 |
6 |
Развитие в Камчатском крае "института" новых специальностей: сетевой учитель, учитель-менеджер, учитель-тьютор, менеджер образования. |
|
2010 - 2015 |
2500 |
Сеть районных (муниципальных) ресурсных центров дистанционного повышения квалификации педагогических кадров
3. Базовые общеобразовательные учреждения
Исходя из условий функционирования общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях Камчатского края, расположенных в сельской местности, планируется создать на территории каждого муниципального образования по одной базовой школе с современной материально - технической базой, возможностью введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Для обеспечения доступности образовательных услуг, предоставляемых базовыми школами, расположенными в сельской местности, необходимо решить следующие проблемы:
- подвоз учащихся и педагогов из населенных пунктов к базовой школе для чего необходимо обеспечить общеобразовательные учреждения автобусами;
- строительство интерната при базовой школе.
В городской местности количество базовых школ с современной материально-технической базой, возможностью введения профильного обучения на старшей ступени общего образования, рассчитывается в зависимости от компактности проживания учащихся, доступной транспортной развязки, не требующей обеспечения школ автобусами.
Для современного материально-технического, учебно-методического обеспечения базовых школ предполагается поставить в каждую базовую школу новые комплексы учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого не ниже требований, предъявляемых к оборудованию в рекомендуемом "Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений".
Перечень базовых школ Камчатского края
N п.п |
Муниципальный район, (городской округ) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Петропавловск-Камчатский городской округ |
МОУ СОШ N 1, 3, 24, 33, 39, 42 |
|
|
2. |
Вилючинский городской округ |
МОУ СОШ N 2, 9 |
|
|
3. |
Елизовский муниципальный район |
МОУ СОШ N 7, 8 Паратунская СОШ |
|
|
4. |
Мильковский муниципальный район |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" |
|
|
5. |
Усть-Камчатский муниципальный район |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" |
|
|
6. |
Усть-Большерецкий муниципальный район |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" |
МОУ "Озерновская средняя общеобразовательная школа" |
|
7. |
Соболевский муниципальный район |
МОУ "Соболевская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
8. |
Быстринский муниципальный район |
МОУ "Быстринская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
9. |
Алеутский муниципальный район |
МОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
10. |
Карагинский муниципальный район |
МОУ "Оссорская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
11. |
Олюторский муниципальный район |
МОУ "Тиличикская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
12. |
Пенжинский муниципальный район |
МОУ "Каменская средняя общеобразовательная школа" |
|
|
13. |
Тигильский муниципальный район |
МОУ "Тигильская средняя общеобразовательная школа" |
|
МОУ "Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа" |
14. |
Городской округ "поселок Палана" |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" |
|
|
4. Многопрофильные образовательные комплексы
Выстраивание двухуровневой системы профессионального образования через вертикальную интеграцию путем:
1. Объединения близкопрофильных учреждений одного образовательного уровня.
Предполагается интеграция образовательных учреждений начального профессионального образования на принципах специализации и профилизации образовательных учреждений с учетом специфики работы в сельской местности.
2. Создание многопрофильных образовательных комплексов.
Предполагается интеграция образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с целью развития системы непрерывного профессионального образования и выстраивания эффективной системы управления.
Перечень многопрофильных образовательных комплексов
N п/п |
Наименование образовательного учреждения |
год |
1. |
Реорганизация КГОУ НПО "Профессиональное училище N 8" в КГОУ СПО "Камчатский индустриальный техникум"; интеграция филиала КГОУ СПО "Камчатский политехнический техникум" в г. Вилючинске в КГОУ СПО "Камчатский индустриальный техникум"; |
2009 |
реорганизация КГОУ СПО "Камчатский индустриальный техникум" в КГОУ СПО "Камчатский индустриальный колледж". |
2011 |
|
2. |
Интеграция КГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" и КГОУ СПО "Камчатский политехнический техникум"; Реорганизация КГОУ СПО "Камчатский политехнический техникум" в КГОУ СПО "Камчатский политехнический колледж". |
2010 |
3. |
Объединение КГОУ НПО "Профессиональное училище N 12", КГОУ НПО "Профессиональное училище N 13", КГОУ НПО "Профессиональное училище N 14" |
2011 |
5. Автономные образовательные учреждения
Организация автономных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования является логичным продолжением проводимых в Камчатском крае преобразований в сфере образования, обусловлена экономической целесообразностью и эффективностью. Она соответствует социальным запросам населения и способствует активному привлечению общественности к участию в управлении образовательным учреждением. В отличие от бюджетного, управление автономным образовательным учреждением должно стать более мобильным и результативным; реализуемые в автономном образовательном учреждении механизмы финансирования позволят ему активно развиваться, повышать материальный и социальный статус педагогов. Создание автономных образовательных учреждений позволит увеличить охват населения различными образовательными услугами, будет способствовать развитию конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Перечень автономных образовательных учреждений
N п/п |
Наименование образовательного учреждения |
год |
1. |
Перевод КГОУ СПО "Камчатский политехнический техникум" в автономное образовательное учреждение |
2009 |
2. |
Перевод КГОУ НПО "Профессиональное училище N 2" в автономное образовательное учреждение |
2011 |
3. |
Перевод КГОУ НПО "Профессиональное училище N 4" в автономное образовательное учреждение |
2012 |
4. |
Создание сети автономных образовательных учреждений |
2020 |
6. Ресурсный центр на базе образовательного учреждения начального и/или среднего профессионального образования
Ресурсные центры базового профессионального образования (далее - РЦ БПО) - явление новое в развитии производственной базы (операционного ядра) отрасли профессионального образования Российской Федерации.
Понятие "ресурсный центр" имеет несколько интерпретаций.
1. Любое подразделение образовательного учреждения, которое может осуществлять по доверенности образовательного учреждения полностью или частично правомочия юридического лица, производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе.
2. Организация, созданная на кооперативных началах группой учебных заведений и заинтересованных деловых партнеров-соучредителей. Обычно имеет самостоятельный юридический статус, и ее деятельность регулируется хозяйственным законодательством.
3. Действующее образовательное учреждение базового начального и среднего профессионального образования, переориентированное в профильный ресурсный центр, оснащенный необходимым оборудованием и современными производственными мастерскими с целью:
- постепенной модернизации базы профессионального образования;
- использования в качестве базы для реализации учебно-производственной практики (при переходе к профильному обучению учащихся старших классов);
- инновационной деятельности.
Ресурсный центр - это инновационная деловая организация системы профессионального образования.
Этапы формирования ресурсного центра:
1. Трансформация образовательного учреждения в профильный ресурсный центр.
2. Создание автономных подразделений (организационных ячеек), специализирующихся на организации и осуществлении платных услуг.
Перспективы:
1. Управленческие проблемы внутриорганизационных ресурсных центров рассматриваются в контексте общих проблем управления РЦ БПО.
3. Кооперативная форма ресурсного центра есть форма партнерских отношений образовательных учреждений с внешней средой.
4. Возможность превращения ресурсных центров в инновационные деловые организации системы профессионального образования.
N п/п |
Наименование |
год |
1. |
Создание ресурсного центра для подготовки рабочих кадров по профессии "Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей" на базе КГОУ НПО "Профессиональное училище N 2" |
2011 |
2. |
Создание ресурсного центра для подготовки рабочих кадров и специалистов по профессии "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы", подготовка автомехаников и водителей категории "В, С" на базе КГОУ НПО "Профессиональное училище N 7" |
2012 |
3. |
Создание ресурсного центра для подготовки рабочих кадров по строительным специальностям, водителей категории "В, С" на базе КГОУ НПО "Профессиональное училище N 3" |
2015 |
4. |
Организация специализированного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодежи и незанятого населения на базе КГОУ НПО "Профессиональное училище N 3" |
2015 |
5. |
Создание регионального центра сертификации профессиональных квалификаций на базе КГОУ СПО "Камчатский политехнический колледж" |
2015 |
4.4. Механизм реализации стратегии развития отрасли в целом
4.4.1. Сводные экономические показатели реализации плана развития отрасли
|
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2025 г. |
Количество дошкольных образовательных учреждений |
135 |
134 |
145 |
152 |
155 |
Количество общеобразовательных учреждений |
124 |
123 |
124 |
127 |
129 |
Количество учебных комплексов школа - детский сад |
4 |
4 |
11 |
12 |
13 |
Количество социокультурных центров, объединяющих школу, детский сад, школу искусств |
0 |
1 |
6 |
6 |
6 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, включая детей дошкольного возраста в учебных комплексах школа - детский сад и в социокультурных центрах |
16164 |
16175 |
18501 |
20230 |
21200 |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях, включая обучающихся в учебных комплексах школа - детский сад и в социокультурных центрах |
31592 |
31761 |
35612 |
38530 |
40277 |
Количество учреждений дополнительного образования |
37 |
37 |
39 |
39 |
39 |
Число занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей |
31157 |
29041 |
33700 |
35800 |
38000 |
Число учреждений начального профессионального образования |
13 |
12 |
9 |
9 |
9 |
Число государственных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Численность учащихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования |
3277 |
2881 |
3250 |
3300 |
3400 |
Численность учащихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования |
3530 |
3494 |
3390 |
3510 |
3540 |
4.4.2. Политика органов государственной власти Камчатского края в области образования
Правительство Камчатского края обеспечивает разработку и принятие следующих нормативных документов:
1. Распоряжение Правительства Камчатского края об утверждении "Стратегии развития образования в Камчатском крае до 2025 года".
2. Нормативные правовые акты Правительства Камчатского края об утверждении долгосрочных краевых целевых программ в области развития образования в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы.
3. Нормативные правовые акты Правительства Камчатского края в части обеспечения государственных полномочий Российской Федерации и Камчатского края в области образования.
4. Нормативные правовые акты Правительства Камчатского края в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного и общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, интернатных учреждениях для детей-сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждениях, образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также в части социальной поддержки воспитанников, учащихся, студентов и работников образовательных учреждений.
4.4.3. Федеральные планы развития отрасли, анализ возможностей федерального финансирования
Основными документами, определяющими на федеральном уровне общегосударственные цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Камчатского края на долгосрочный период, являются:
1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р);
2. Приоритетный национальный проект "Образование" (одобренный на расширенном заседании Правительства Российской Федерации 5 сентября 2005 г.);
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года N Пр-271);
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340);
5. Федеральная целевая программа Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03. 2007 N 172);
6. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.);
7. План первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года N 246-р).
Национальные приоритеты, заявленные в вышеуказанных документах, конкретизированы в настоящей Стратегии с учетом региональных социально-экономических, демографических, экологических, культурных и других особенностей Камчатского края.
4.4.4 Оценка рисков реализации плана развития отрасли
Реализация Стратегии развития образования Камчатского края сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению результатов. К таким рискам можно отнести:
- неполную реализацию поставленных задач из-за недостаточного финансового, материального, кадрового и методического обеспечения;
- износ материальной инфраструктуры образования, что к 2025 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;
- рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения.
4.4.5 Модель мониторинга реализации плана развития отрасли
Министерство образования и науки Камчатского края ежегодно проводит мониторинг реализации намеченных планов на основании следующих экономических показателей:
- удельный вес дошкольных образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии;
- охват детей в возрасте 1,5 - 7 лет дошкольным образованием;
- доля детей в возрасте 1,5 - 7 лет, зарегистрированных в очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- обеспеченность детей в возрасте 1,5 - 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях;
- коэффициент посещаемости дошкольных образовательных учреждений;
- укомплектованность педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений;
- удельный вес общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии;
- доля детей и подростков 7 - 18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях (за исключением детей, не обучающихся по болезни) в общей численности детей и подростков соответствующего возраста;
- средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях;
- укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами;
- число компьютеров на 100 учащихся в общеобразовательных учреждениях;
- количество школьных учебников в библиотеках общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося;
- удельный вес государственных образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в аварийном состоянии;
- средняя наполняемость групп теоретического и производственного обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования;
- укомплектованность государственных образовательных учреждений профессионального образования педагогическими кадрами;
- число компьютеров на 100 учащихся в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.
4.4.6 Механизм корректировки стратегии в процессе реализации
Министерство образования и науки Камчатского края ежегодно осуществляет анализ показателей и корректировку приоритетов развития системы образования Камчатского края.
Основанием для внесения корректировок в Стратегию могут являться отклонения значений плановых основных экономических показателей отрасли от фактических по результатам ежегодного мониторинга реализации плана развития системы образования Камчатского края, а также появление новых инвестиционных проектов, направленных на развитие системы образования Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.