В целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации
постановляю:
1. Внести в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2017 N 2693 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа" следующие изменения:
1.1 в преамбуле слова "приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" заменить словами "приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений";
1.2 в Лесохозяйственном регламенте лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа:
1.2.1 в абзаце первом главы 1 слова "приказом Рослесхоза" заменить словами "приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации";
1.2.2 в разделе 2.1:
- в абзаце третьем слова "(часть 8.2 статьи 29 ЛК РФ)" заменить словами "(часть 2 статьи 29.1 ЛК РФ)";
- в абзаце третьем подраздела 2.1.2 слова "утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185" заменить словами "утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 N 626";
- в абзаце первом подраздела 2.1.6 слова "приказом Рослесхоза" заменить словами "приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
1.2.3 подраздел 2.17.2 изложить в следующей редакции:
"2.17.2 Требования к защите лесов.
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (часть 2 статьи 60.1 ЛК РФ).
В части 3 статьи 60.1 ЛК РФ установлено, что защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
Целями указанного Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.
Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правилами санитарной безопасности в лесах.
Соблюдение Правил санитарной безопасности в лесах должно осуществляться с учетом Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Документированная информация, получаемая при осуществлении мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.
В соответствии со статьей 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ для обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы).
Порядок лесозащитного районирования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2) государственный лесопатологический мониторинг.
Лесопатологический мониторинг проводится в соответствии с
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.04.2017 N 156 "Об утверждении порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга".
3) проведение лесопатологических обследований.
Проведение лесопатологического обследования (далее - ЛПО) обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий (далее - уполномоченные органы), определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов.
Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, определения границ повреждений леса, учета численности вредителей и распространенности болезней, прогноза изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием данных космической съемки.
Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" информация, поступившая о погибших или поврежденных вредными организмами насаждениях проверяется уполномоченным органом в 30-дневный срок с даты получения данной информации.
В случаях, если осуществление мероприятий по защите лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ЛК РФ.
4) предупреждение распространения вредных организмов.
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение:
- профилактических мероприятий по защите лесов;
- санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки повреждения неблагоприятными факторами) лесных насаждений, уборки неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев.
Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются в соответствии со статьей 19 ЛК РФ.
Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр (статья 91 ЛК РФ).
Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов:
- в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования;
- в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений;
- в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 ЛК РФ акта лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса.
Основанием для планирования профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований. Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов.
Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов, при этом необходимо помнить, что без технически грамотного и своевременного выполнения лесохозяйственных мероприятий невозможно ликвидировать очаги вредителей и болезней леса и сохранить гарантии нормального роста и развития лесных насаждений.
К СОМ относятся следующие виды мероприятий:
- вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений;
- очистка лесов от захламленности и загрязнения, от иного негативного воздействия.
С целью предотвращения повреждений и дальнейшей гибели леса от вредных организмов (стволовых вредителей) проводятся профилактические мероприятия.
СОМ проводятся после проведения лесопатологических обследований на данном участке леса. Выполнение СОМ осуществляется в соответствии со статьей 19 ЛК РФ.
СОМ на участках леса, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов согласно части 2 статьи 60.7 ЛК РФ.
Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды (пункт 5 Правил санитарной безопасности в лесах), выполняют СОМ (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований.
СОМ планируются органами местного самоуправления в пределах переданных полномочий.
Основанием для планирования СОМ являются:
- лесохозяйственный регламент;
- поквартальные планы-корректировки к лесохозяйственному регламенту, не представленные к использованию лесов;
- данные лесопатологических обследований.
Необходимость включения того или иного лесного участка в план СОМ определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности.
После утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в установленном порядке вносятся изменения в проекты освоения лесов.
Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отражаются в подаваемой ежегодно лесной декларации. К плану-корректировке, содержащему мероприятия по сплошным и выборочным санитарным рубкам, прикладываются следующие документы:
- акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка или акт приемки работ по лесопатологическому обследованию;
- сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ;
- выкопировка из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку с указанием номеров выделов и расположения пробных площадей.
Если в результате массовой гибели лесов на территории объявлен режим чрезвычайной ситуации, в соответствии с решением комиссии по чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности допускается планирование санитарных рубок по результатам дешифрирования аэрокосмической съемки высокого разрешения или материалам авиалесопатологической таксации.
Все планы СОМ утверждаются органами, обеспечивающими их проведение.
СОМ проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
При проведении СОМ обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации.
Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Камчатского края, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, разрешается рубка только погибших деревьев и кустарников.
В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами. Сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций.
Нормативы отбора деревьев в рубку при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таблица 12 - Шкала категорий состояния деревьев
Категории деревьев |
Признаки категорий состояния |
|
Хвойные |
Лиственные |
|
1 - здоровые (без признаков ослабления) |
Крона густая (для данной породы, возраста и условий произрастания); хвоя (листва) зеленая; прирост текущего года нормального размера |
|
2 - ослабленные |
Крона разреженная; хвоя светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более чем на половину; отдельные ветви засохли |
Крона разреженная; листва светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более чем наполовину; отдельные ветви засохли; единичные водяные побеги |
3 - сильно ослабленные |
Крона ажурная; хвоя светло-зеленая, матовая; прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны; плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла |
Крона ажурная; листва мелкая, светло-зеленая; прирост слабый, менее половины обычного; усыхание ветвей до 2/3 кроны; обильные водяные побеги; плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла |
4 - усыхающие |
Крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей |
Крона сильно ажурная; листва мелкая, редкая, светло-зеленая или желтоватая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей |
5 - свежий сухостой 5 (а) - свежий ветровал 5(б) - свежий бурелом |
Хвоя серая, желтая или красно-бурая; кора частично опала, хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны |
Листва увяла или отсутствует; ветви низших порядков сохранились, кора частично опала, листва зеленая, увяла, либо не формировалась; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней листва зеленая, увяла, либо не сформировалась; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны |
6 - старый Сухостой 6(а) - старый ветровал 6(б) - старый бурелом |
Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; стволовые вредители вылетели; в стволе мицелий дереворазрушающих грибов, снаружи плодовые тела трутовиков живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней; стволовые вредители вылетели живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны; стволовые вредители выше места слома вылетели; ниже места слома могут присутствовать: живая кора, водяные побеги, вторичная крона, свежие поселения стволовых вредителей |
|
7 - аварийные деревья |
Деревья со структурными изъянами (наличие дупел, гнилей, обрыв корней, опасный наклон), способными привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба населению или государственному имуществу и имуществу граждан |
В обязательном порядке в санитарную рубку назначаются деревья 5 - 6-й категорий состояния.
Допускается уборка деревьев других категорий состояния в следующих случаях:
- деревья 3 - 4-й категории состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку в очагах корневой губки, бактериальной водянки и голландской болезни (при этом в материалах по планированию рубки обязательно должно быть показано, на каком основании данный участок отнесен к очагу болезни, каковы характеристики очага);
- в защитных лесах - деревья при наличии на стволах явных признаков гнилей (дупла, плодовые тела трутовиков, раковые раны, охватывающие более 2/3 окружности ствола);
- в насаждениях, пройденных пожаром, - деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев), или высушенного луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно).
Ветровальные, буреломные и снеголомные деревья учитываются отдельно. При расчете средней категории состояния они приравниваются к свежему или старому сухостою. Свежим ветровалом, буреломом и снеголомом считаются стволы деревьев, погибших не более, чем за два года до момента обследования. Буреломными (снеголомными) являются деревья со сломом ствола ниже одной трети протяженности кроны, считая от вершины. Ветровальными являются поваленные или наклонные деревья с обрывом более трети корней.
Отбор деревьев в рубку в очагах хвое- и листогрызущих насекомых производится после завершения периода восстановления хвои (листвы).
К выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки после повреждения древостоев огнем и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года.
Очистка лесов от захламления (неликвидной и дровяной древесины, строительного и бытового мусора), загрязнения и иного негативного воздействия, проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной и дровяной древесины более 90% от общего запаса поврежденной древесины насаждения.
Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах и Правил ухода за лесами.
5) ликвидация очагов вредных организмов.
Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с частью 1 статьи 60.8 ЛК РФ ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры:
- проведение обследований очагов вредных организмов;
- уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества);
- рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, вносится в государственный лесной реестр в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
В случае, если осуществление мер по ликвидации очагов вредных организмов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ЛК РФ.
6) ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Территории насаждений с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
в) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
г) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;
д) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;
е) иные действия, способные нанести вред лесам.
В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.
При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).
В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора должна быть уничтожена). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходима срочная вывозка этой древесины из леса или ее переработка.
При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Использование лесов в любых целях не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Лесопатологических обследований на территории лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа при лесоустройстве 2015 года не проводилось. Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий по форме таблиц 15, 15.1 и 15.2 Приложения к Составу лесохозяйственных регламентов в данном разделе не приводятся.
В лесах лесничества городского округа на период действия данного регламента при необходимости планируется рубка отдельных деревьев и индивидуальная защита деревьев: лечение ран, обрезка отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, удаление плодовых тел дереворазрушающих грибов.
Лица, допустившие нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований Правил санитарной безопасности в лесах, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
1.2.4 в строке третьей столбца третьего таблицы 14 раздела 3.1 слова "статья 8.3 ЛК РФ" заменить словами "статья 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ".
2. Управлению делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать настоящее постановление в газете "Град Петра и Павла" и разместить на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Исполняющий полномочия Главы Петропавловск-Камчатского городского округа |
Ю.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 11 апреля 2018 г. N 682 "О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2017 N 2693 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента лесничества Петропавловск-Камчатского городского округа"
Настоящее постановление вступает в силу с 14 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован в газете "Град Петра и Павла" от 13 апреля 2018 г. N 15