26 сентября 2016 года в Избирательную комиссию Камчатского края посредством факсимильной связи поступило заявление от кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по избирательному округу N 10, кандидата в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу N 3 Поперенко Евгения Николаевича о ряде имеющихся нарушений выборного законодательства.
По мнению заявителя, партией власти использовались чудовищные "черные способы" разной направленности, такие как спаивание избирателей (стакан водки и кусок колбасы), использование ресторана "Старый замок", где находились люди бывшего депутата от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" С. Барабанова, который поддерживал своего сменщика за депутатский мандат, своего заместителя по ОАО "Озерновский" К. Волкова, завозил оттуда рыбу, занимался подкупом.
Другой пример нарушения выборного законодательства по мнению заявителя, это публикация 14.09.2016 года в газете "Вести ТВ" статьи "Оппозиция: Отдайте Крым и Курилы!" в которой автор публично оклеветал заявителя перед избирателями, когда агитация запрещена в день голосования.
Также в заявлении указывается на использование Елизовским отделением партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" административного ресурса, когда люди должны были работать, а не носить, расклеивать и вести пропаганду, за что дополнительно к заработку платилось 20 000 рублей от кандидата партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" К. Волкова, а также завозилась рыба под запись, в частности в селе Николаевка и т.д.
В заявлении Поперенко Е.Н. просит провести расследование факта распространения клеветы в распространяемой статье "Оппозиция: Отдайте Крым и Курилы!" и передать материалы в суд, а также отменить выборы по избирательному округу N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, по избирательному округу N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения. В подтверждение к жалобе приложена копия статьи "Оппозиция: Отдайте Крым и Курилы!" и две копии материалов о заявителе Поперенко Е.Н.
Изучив обстоятельства, изложенные в заявлении Избирательная комиссия Камчатского края установила следующее.
В связи с изложенным в заявлении фактами "спаивания" и подкупа избирателей, а также на использование Елизовским отделением партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" административного ресурса заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по избирательному округу N 10, кандидата в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу N 3 Поперенко Евгения Николаевича, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежит направлению в УМВД России по Камчатскому краю для проведения проверки и принятия, в случае необходимости, мер реагирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информирования Избирательной комиссии Камчатского края о результатах проведенной проверки.
В отношении публикации статьи в газете "Вести", Избирательной комиссией Камчатского края установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В пункте 2.1 вышеуказанной статьи устанавливается, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 данной статьи признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б - е" пункта 2, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
По смыслу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации защита чести, достоинства и деловой репутации возможна при одновременном наличии трех условий: установлении порочащего характера сведений, факта распространения таких сведений, а также их несоответствия действительности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов субъекта, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Пункт 6 статьи 56 Федерального закона возлагает обязанность на организацию осуществляющую выпуск средств массовой информации в случае опубликования ею агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, предоставить соответствующему кандидату возможность до окончания агитационного периода бесплатно опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. С требованием публикации опровержения заявитель Поперенко Е.Н. не обращался.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Компетенция Избирательной комиссии Камчатского края определена статьей 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также статьей 8 Закона Камчатского края от 28.04.2008 N 35 "Об Избирательной комиссии Камчатского края".
Вместе с тем, вышеуказанными нормативными актами не установлены полномочия Избирательной комиссии Камчатского края подменяя компетенцию суда устанавливать достоверность либо недостоверность информации, распространяемой средствами массовой информации, а также полномочия по защите личных неимущественных прав граждан. В связи с чем, Избирательная комиссия Камчатского края приходит к вводу о необходимости рекомендовать заявителю Поперенко Е.Н. обратиться в судебные органы за защитой своих чести и достоинства.
Далее, рассматривая требование заявителя Поперенко Е.Н. об отмене результатов выборов по избирательному округу N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, по избирательному округу N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения, Избирательная комиссия Камчатского края приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом. Основания для обращения Избирательной комиссией Камчатского края в суд с соответствующим иском определены законом Российской Федерации. Из содержания заявления Поперенко Е.Н. таких оснований не усматривается. Кроме того, Избирательная комиссия Камчатского края отмечает, что на избирательных участках в день голосования и при подсчете голосов избирателей находилось большое количество наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, назначенных политическими партиями: "КПРФ", "ЛДПР" и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а также кандидатами, участвующими в избирательных кампаниях, от которых жалоб (заявлений) о нарушении законодательства Российской Федерации на выборах по избирательному округу N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края и по избирательному округу N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения не поступало. В связи с чем, Избирательная комиссия Камчатского края не находит оснований в удовлетворении жалобы, в части отмены результатов выборов по избирательному округу N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края и по избирательному округу N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 8 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 3 статьи 26 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края", Избирательная комиссия Камчатского края
постановляет:
1. Направить в УМВД России по Камчатскому краю представление о проведении проверки по изложенным в заявлении Поперенко Е.Н. фактах "спаивания" и подкупа избирателей, а также на использование Елизовским отделением партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" административного ресурса.
2. Рекомендовать Поперенко Е.Н. обратиться в судебные органы за защитой своих неимущественных прав в части публикации статьи "Оппозиция: Отдайте Крым и Курилы!" в газете "Вести" от 14.09.2016 г.
3. В удовлетворении жалобы, в части отмены результатов выборов по избирательному округу N 10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края и по избирательному округу N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения отказать.
4. Направить копию настоящего постановления заявителю.
5. Разместить настоящее постановление на сайте Избирательной комиссии Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Камчатского края Шамраева И.Е.
Председатель Избирательной комиссии Камчатского края |
И.В. Иринина |
И.о. секретаря Избирательной комиссии Камчатского края |
Л.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 26 сентября 2016 г. N 140/973 "О заявлении Поперенко Е.Н."
Текст постановления официально опубликован не был